Научная статья на тему 'ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ В ПОЛИТИКЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В IV-VII ВВ'

ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ В ПОЛИТИКЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В IV-VII ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЕРСОНЕС / ХЕРСОН / ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ХРИСТИАНСТВО / СТРАНА ДОРИ / ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ / ХЕРСОНСКИЕ ЕПИСКОПЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фомин Михаил Владимирович

Херсонес-Херсон был важнейшим Византийским центром в Северном Причерноморье. Частью политики Империи в регионе являлось распространение христианства. Херсонская епархия, которая возникла в IV в. и прошла долгий путь развития, играла в этом основную роль. Показано, что наибольшего рассвета она достигла к VI-VII вв. В этот период Херсон стал значительным церковным и административным центром в Таврике. Отмечается, что памятниками победы христианства стали, в частности, многочисленные культовые сооружения, прежде всего, воздвигнутые в период строительного бума VI-VII вв. Появились они, в том числе, и в горном Крыму «страны Дори». В последующем, в результате ряда кризисов, роль Херсона, как центра епархии, снижается. В VIII в. из ее состава выделилась Готская епархия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHERSON DIOCESE IN THE POLICY OF THE BYZANTINE EMPIRE IN 4TH - 7TH CENTURIES

Chersonesos-Cherson was the most important Byzantine center in the Northern Black Sea region. Part of the policy of the Empire in the region was the spread of Christianity. Kherson diocese, which arose in the IV century and has come a long way of development, played a major role in this. It is shown that it reached its greatest dawn by the 6th-7th centuries. During this period, Cherson became a significant ecclesiastical and administrative center in Taurica. It is noted that, in particular, numerous religious buildings, primarily erected during the construction boom of the 6th-7th centuries, became monuments of the victory of Christianity. They appeared, among other things, in the mountainous Crimea of the “Country of Dory”. Subsequently, as a result of a series of crises, the role of Cherson, as the center of the diocese, is reduced. In the 8th century the Gotha diocese stood out from its composition.

Текст научной работы на тему «ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ В ПОЛИТИКЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В IV-VII ВВ»

Аммиан Марцеллин отмечал, что многим хозяевам, принимающим гостей, важно было продемонстрировать пурпурные ткани, или скатерть с полосами или украшениями такого же оттенка, это считалось признаком достатка, хотя в большей степени, видимо, тешило гордыню хозяев дома [6, XV, 1, 2; 5, 16]. Таким образом, украшения дома стали чистой условностью, подчеркивая не высокохудожественные творения, а отражая безвкусную демонстрацию своих финансовых возможностей новой богатейшей прослойки, возомнившей себя, по мнению античного автора, равной древним и славным родам только на основании богатств и «приятно звучащих имен» [6, XXVIII, 4, 7].

Литература и источники

1. Витрувий М. Поллион. Десять книг об архитектуре / пер. Ф.А. Пиотровского. - М., 1936.

2. Петроний. Сатирикон / пер. под ред. Б.И. Ярхо. - М.-Л., 1924.

3. Полонская К.П., Поняева Л.П. Хрестоматия по ранней римской литературе. - М., 2000.

4. Carandini A. Le case del potere nell'antica Roma. - Gius, 2010.

5. Juvenalis J. Decimus. Saturae. URL: http://www.thelatinlibrary.com/juvenal.html (дата обращения 02.12.2022).

6. Marcellinus Ammianus. Res gestae. URL: http://www.thelatinlibrary.com/ammianus.html (дата обращения 08.01.2022).

7. Moormann M. Eric. Functional and Spatial Analysis of Wall Painting // Proceedings of the 5th International Congress of Ancient Wall Painting, (Amsterdam 1992). - Leiden 1993. - P.160-167.

8. Museo Archeologico nazionale di Napoli. URL: https://mann-napoli.it (дата обращения 25.01.2022).

9. Parco Archeologico di Ostia Antica. URL: http://www.ostia-antica.org/ (дата обращения 25.01.2022).

10. Parco Archeologico. Pompeii. Gerculanum. Stabii. URL: http://pompeiisites.org/ (дата обращения 23.01.2022).

11. Suetonius G. Tranquillus. De vitis Caesarum. Domitianus. URL: http://www.thelatinlibrary.com/suet.html (дата обращения 19.12.2022).

References and Sources

1 Vitruvii M Pollion Desiat knig ob arkhitekture per F A Piotrovskogo - M 1936

2 Petronii Satirikon per pod red B I IArkho - M -L 1924

3 Polonskaia K P Poniaeva L P KHrestomatiia po rannei rimskoi literature - M 2000

4 Carandini A Le case del potere nell antica Roma - Gius 2010

5 Juvenalis J Decimus Saturae URL http www thelatinlibrary com juvenal html data obrashcheniia 02 12 2022

6 Marcellinus Ammianus Res gestae URL http www thelatinlibrary com ammianus html data obrashcheniia 08 01 2022

7 Moormann M Eric Functional and Spatial Analysis of Wall Painting Proceedings of the 5th International Congress of Ancient Wall Painting Amsterdam 1992 - Leiden 1993 - P 160-167

8 Museo Archeologico nazionale di Napoli URL https mann-napoli it data obrashcheniia 25 01 2022

9 Parco Archeologico di Ostia Antica URL http www ostia-antica org data obrashcheniia 25 01 2022

10 Parco Archeologico Pompeii Gerculanum Stabii URL http pompeiisites org data obrashcheniia 23 01 2022

11 Suetonius G Tranquillus De vitis Caesarum Domitianus URL http www thelatinlibrary com suet html data obrashcheniia 19 12 2022

КУЛИКОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории древнего мира и средних веков им. В.Ф. Семенова, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет. KULIKOVA, JULIA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Ancient History and Middle Ages V.F. Semenov, Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University (yuv.kulikova@mpgu.su).

УДК 94(495).01:930.85/281.4 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-13 -20

ФОМИН М.В.

ХЕРСОНСКАЯ ЕПАРХИЯ В ПОЛИТИКЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В IV-VII ВВ.

Ключевые слова: Херсонес, Херсон, Византийская империя, христианство, страна Дори, Херсонская епархия, херсонские епископы.

Херсонес-Херсон был важнейшим Византийским центром в Северном Причерноморье. Частью политики Империи в регионе являлось распространение христианства. Херсонская епархия, которая возникла в IV в. и прошла долгий путь развития, играла в этом основную роль. Показано, что наибольшего рассвета она достигла к VI-VII вв. В этот период Херсон стал значительным церковным и административным центром в Таврике. Отмечается, что памятниками победы христианства стали, в частности, многочисленные культовые сооружения, прежде всего, воздвигнутые в период строительного бума VI-VII вв. Появились они, в том числе, и в горном Крыму «страны Дори». В последующем, в результате ряда кризисов, роль Херсона, как центра епархии, снижается. В VIII в. из ее состава выделилась Готская епархия.

FOMIN, M.V.

CHERSON DIOCESE IN THE POLICY OF THE BYZANTINE EMPIRE IN 4th - 7th CENTURIES

Key words: Chersonesos, Cherson, Byzantine Empire, Christianity, Dori country, Cherson diocese, Cherson bishops.

Chersonesos-Cherson was the most important Byzantine center in the Northern Black Sea region. Part of the policy of the Empire in the region was the spread of Christianity. Kherson diocese, which arose in the IV century and has come a long way of development, played a major role in this. It is shown that it reached its greatest dawn by the 6th-7th centuries. During this period, Cherson became a significant ecclesiastical and administrative center in Taurica. It is noted that, in particular, numerous religious buildings, primarily erected during the construction boom of the 6th-7th centuries, became monuments of the victory of Christianity. They appeared, among other things, in the mountainous Crimea of the "Country of Dory". Subsequently, as a result of a series of crises, the role of Cherson, as the center of the diocese, is reduced. In the 8th century the Gotha diocese stood out from its composition.

В IV-VI вв. происходил процесс становления Восточно-Римской Империи. При этом одной из ключевых ее составляющих была христианская Церковь, которая со времени правления императора Феодосия (379-395) фактически стала идеологическим стержнем государства Ромеев. Помимо духовной роли, Церкви отводилось особое значение в продвижении геополитических проектов, направленных, в том числе, на защиту рубежей Империи. Распространение христианства стало частью внешней политики.

Важнейшим центром Империи в Северном Причерноморье был позднеантичный Херсонес - ранневизантийский Херсон. Город, расположенный на границе Греко-Римской - Ромейской цивилизации и мира варваров, являлся опорным пунктом военного присутствия в Северном Причерноморье, выступал как центр транзитной торговли. Через него происходило распространение «Ромейского мира» - цивилизационного влияния Константинополя в регионе. В этом отношении Херсонской епархии была отведена ключевая роль в христианизации народов, населявших Юго-Западный Крым.

Вопрос формирования Херсонской епархии и ее деятельности в значительной мере затруднен в связи с ограниченностью письменных источников. История ранней Церкви в городе нашла отражение в Житиях епископов Херсонских - агиографическом источнике, сохранившемся в нескольких версиях [1-3]. Отдельная информация содержится в документах, посвященных Вселенским соборам. Недостаточная информативность письменных источников может быть частично компенсирована археологическими материалами, в первую очередь памятниками, открытыми на территории некрополя. Среди них особую роль стоит отвести коллекции эпиграфических источников (значительная их часть была собрана и опубликована в рамках проекта ЮSPE [4]).

В период IV-VII вв. Церковь в Херсоне прошла сложный путь от периода гонений до превращения в центр распространения христианства в обширном регионе Юго-Западного Крыма.

Возникновение епархии. «Жития епископов Херсонских» упоминает, что в 16-й год (299300 гг.) правления императора Диоклетиана (284-305) [1, с. 25-26; 39-40, 60-61, 82-84] епископом Иерусалимским Ермоном (известен как епископ Элии Капиталины (Иерусалима) возглавлявший кафедру в 300-314 гг. [5].) «для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василей, прибыли в Херсонес» [3, с. 1256]. Здесь епископы разделились. Ефрем продолжил свой путь в Скифию. По предположению А.Ю. Виноградова, он мог быть безымянным епископом Скифским, упоминаемым Евсевием Кесарийским как участник I Вселенского Собора (325 г.) [2, с. 32-33]. Епископ Василей проповедовал в самом Херсонесе, за что принял мученическую смерть и был похоронен «вне города на западе близь стен» [2, с. 60-61].

Однако в городе осталось некоторое количество христиан. Один из его последователей отправился в «страны Геллеспонтские», и по его призыву в Херсонес прибывают епископы Евгений, Елпидий и Агафодор. Вскоре они также были убиты. Направление трех епископов в один город поднимает вопрос об их статусе. Скорее всего речь идет о хорепископах - епископах хоры (сельской местности), которые, как правило, подчинялись епископам полисов (городов) и, в отличие от них, были ограничены в своих функциях. Возможно двое хорепископов сопровождали епископа, направленного в Херсонес также из Иерусалима еп. Ермоном [1, с. 26, 35, 39, 50, 61, 84]. Описываемые события скорее всего произошли в период до 314 года.

Существует упоминание еще одного епископа Херсонского, принимавшего участие в Первом Вселенском соборе (325 г.). Списки участников содержат имена епископов СевероПричерноморского региона: Боспора, Готии, Херсона и Скифии. Этот факт может подтвердить присутствие значительного количества христиан в регионе и существование здесь церковно-административных организаций, поскольку «несомненно нужно определенное время для оформления христианской общины, которая делегировала на собор своих представителей» [6, с. 23]. Упоминание епископа Херсонского Филиппа вызывает дискуссию, так как его имя присутствует не во всех списках [3, с. 1275]. В некоторых случаях он указывается как Phillippus Sirianus [7, с. 295], что может указывать на этническое происхождение Херсонского епископа.

В первые века новой эры в Северное Причерноморье вместе с римскими войсками и администрацией прибыло значительное количество мигрантов из разных областей Империи. Анализ памятников некрополя позволяет утверждать, что среди них были выходцы с греческих полисов Северного Понта и Ближнего Востока [8, с. 27-28]. В.И. Кадеев приводит 360 имен, из

которых около 96% греческого и латинского происхождения. Из оставшихся 17 имен (4%) три -иранские (скифо-сарматские), три - фракийские, шесть - малоазийских и пять неясного происхождения [9, с. 107-127]. В это время появляются и новые формы погребальных сооружений. В Херсонесе активно распространяются склепы с нишами-лежанками (составляют около 13% от общего числа открытых погребальных сооружений) [10, с. 255], архитектура которых имеет Малоазийское происхождение [8, с. 28; 11, с. 33-43]. Из этого же региона проникают гробницы с двускатным перекрытием и нишами для установки урн (на пример №№ 429, 576, 579, 599, 1013, 1014) [8, с. 22-25; 12, с. 227-229] а также эллинистические саркофаги [12, с. 229-230; 13, с. 138-157, №№ 430-500].

Изменения в таком консервативном вопросе, как погребальная традиция, связаны с появлением в городе значительного количества мигрантов из Ближнего Востока и Южного Понта, с которыми город имел давние и тесные связи [14]. Естественно, что маргинальная часть населения была наилучшей почвой для проповеди, в отличие от коренных горожан, сохранявших верность традициям предков (в том числе и как способ противостояния растущей роли мигрантов в городе). Можно допустить, что первыми христианами были, в первую очередь, приезжие, в том числе с Ближнего Востока - территории раннего и активного распространения христианства. Среди них могли быть и сирийцы. О традиционных связях Херсонских христиан с этим регионом свидетельствуют тексты Житий.

Ряд авторов выдвинули предположение, что епископы Херсона могли избираться из числа местной общины [15, с. 121-134; 16, с. 49-67]. Но это противоречит письменным источникам, в которых содержится четкое указание на назначение епископов из Иерусалима [1, с. 56].

Падение роли полисного самоуправления и повышение роли мигрантов вызывало сопротивление со стороны коренных херсонитов, видевших в этом опасность как традициям, так и своим привилегиям. Жития указывают на это как на одну из причин противостояния, которое вылилось в репрессии. Во многом похожая ситуация наблюдалась и в других центрах, например, в Антиохии. По мнению Г.Л. Курбатова, христианство с его проповедью равенства всех, противостояло идеологии муниципальной аристократии, которая поддерживала принципы эллинской или римской исключительности, и идейно оформляло стирание различий между греками и сирийцами [17, с. 12].

Свидетельством репрессий могут быть памятники с христианскими эпитафиями, открытые на городских кладбищах. Среди них группа, датируемая ГУ^ вв. и содержащая списки погребенных: «Господи, упокой души, здесь лежащие, аминь. Дамиана, Маргариты и детей их. Свет. Жизнь.»; «Господи, упокой души, здесь лежащие, с праведными: Феодора, Константина, Асеники, Марии, Кирадии; Георгия, Анастасия, Иоанна, Анастасии, Никомида, Асеники(?), Мнимы, Кирадии, Идонии (?)»; «Альфа, омега. Господи, упокой раба Божьего Анастасия, [М]арию и [Т]а[и]с, супругу Симона» и д.р. [4, V62, V63, V64]. Такие списки могут свидетельствовать о единовременном погребении умерших, возможно, жертв гонений против христиан в IV в. Одним из первых, это предположение выдвинул А.Ю. Виноградов [2, с. 135].

Отдельно внимания заслуживает «памятник святой Анастасии». Скорее всего это надгробие местной мученице, пострадавшей за веру [18, с. 225-232; 2, 129-131]. Особое отношение было и к погребенным в склепах №№№ 1409, 1410, 1411, 1452, 1431, которые были соединены между собой в «катакомбу» над которой в последствии был возведен небольшой мартирий, а позднее -крестообразная церковь. На стене склепа № 1431 сохранилась эпитафия «семи женщин» «Зузии, Мидилабады, и других» [19, с. 226-249]. Несмотря на репрессии, община христиан существовала и продолжала расти.

Изменение политической ситуации в Северном Причерноморье привело к необходимости усиления обороноспособности границ Империи на полуострове. Во второй половине IV в. в степях активизировались гунны, с которыми связывают запустение в Ольвии и Тире. Это потребовало усиления обороны стратегически важного центра, которым являлся Херсон.

К этому времени изменилась ситуация и в Империи. После арианских споров и коротко языческого «реванша» в период правления Юлиана Отступника (361-363), христианство становиться идеологическим стержнем Империи. Внешняя угроза требовала дополнительного внимания системе обороны. Христианизация города становиться не только идеологическим, но и политическим вопросом. Перелом произошел в период епископства св. Эферия. Можно

предположить, что он прибыл в город в конце 70-х гг. IV в. - в правление императора Валента (364-378 гг.). Его имя упоминается среди участников Второго (Константинопольского) вселенского собора 381 г. [2, с. 50-65] Синаксарь Константинопольской церкви (XII в.) сообщает о его смерти при императоре Феодосии (379-395) [1, с. 66-67].

Согласно агиографическому источнику, св. еп. Эферий и его паства оказались в тяжелом положении, что вынудило их обратиться за помощью в столицу [2, с. 54-58]. При поддержке имперской администрации, опираясь на местных верующих, св. Эферий смог изгнать «эллинов и иудеев» из города, после чего «никто не препятствовал праздновать торжественный выход» [1, с. 35]. Армянский вариант текста Жития указывает на изгнание 500 мужей (семей) [1, с. 119]. Это стало ответом на преследования христиан: «и были высланы все неверные из города, лишенные своей собственности, и ушли, рассеянные по земле, как неверные и нечестивые. Вместо этих восставших мужей были поселены благочестивые и правоверные вместе с женами и детьми» [1, с. 39]. На место не лояльных Имперской политике заселялись христиане из числа проживавших в округе. Возможно, это были крещенные сарматы.

К концу IV в. относиться увеличение количества сарматских погребений. На территории некрополя открыты ряд раннехристианских захоронений алано-сарматской знати, датируемые серединой ГУ^ в. [20, с. 237-254; 10, с. 51]. А.В. Иванов указывает, что среди погребений, атрибутированых как христианские, значительный процент составляют обладатели черепов с искусственной деформацией [21, с. 38-76], среди них похороненные в раннехристианских расписных склепах, исследованных в 2006 г. [21, с. 38-76].

После изгнания «неверных» и изъятия их имущества Херсонская епархия обрела официальный статус и государственную поддержку. Св. еп. Эферий совершил путешествие в Константинополь, но на обратном пути он умер на о. Березань (средневековое название - остров св. Эферия). Поскольку ситуацией могли воспользоваться противники христиан, способные взять реванш, а в состав гарнизона города, помимо имперских войск, входили формирования из числа местных жителей [22, с. 104-105], такой конфликт мог получить опасные последствия для всего региона. В этой связи в Херсон прибыл отряд воинов, сопровождавшийся назначенным Константинополем св. еп. Капитоном. Жития упоминают о 500 воинов под командованием Феоны (возможно, это был трибун Флавий Вит, известный по открытым в городе эпиграфическим памятникам) [2, с. 105-106]. Эпиграфические памятники и Жития повествуют также о строительстве (восстановлении) в это время городской крепостной стены.

Отметим, что к моменту прибытия отряда уже началось вооруженное противостояние. Фактически город находился в осаде, и возможно именно в результате столкновений произошло разрушение стен [2, с. 104]. Отряд из столицы занял остатки стен, за которыми собрались противники христиан.

Св. Капитон смог добиться перемирия: «обе стороны успокоились; после этого и неверным позволено было войти в город и вместе с другими слушать учение предстоятеля» [1, с. 93], который «убеждал приверженцев эллинов, собравшихся у стены города, толпу нелегко исчислимую, послушаться и просить принять его веру» [1, с. 35]. Во время диспута св. еп. Капитону предложили продемонстрировать «силу Бога»: «Если тебя, вошедшего в одну из них (печей), не сожжет огонь, то мы уверуем в проповедуемого тобою Бога» [1, с. 93]. Язычники обязались креститься, если епископ войдет в печь для обжига извести и пробудет там условленное время. Св. еп. Капитон, «сотворив молитву, по возглашении диаконом "вонмем", тотчас вступил в печь, оградив себя оружием креста, и пробыл в ней довольное время ... Затем, вложив в лоно уголья, он вышел невредимым силою Духа» [1, с. 93]. Проповедь епископа и чудо, свершенное по молитве святого, привели к крещению большей части горожан.

Памятником победы христианства стало, в частности, строительство базилики Апостола Петра. В целом, строительная деятельность епископа могла быть составной частью программы переустройства города и реконструкции укреплений, проводившихся в конце IV веке. Свидетельства об этих роботах сохранили строительные надписи, открытые в Херсонесе. Среди них плита с надписью, сообщающей о сооружении новых стен при правлении императоров Феодосия I (379-395) и Аркадия (395-408); фрагментированные латинские надписи, посвященные императорам Аркадию (395-408) и Гонорию (395-423) [2, с. 90-110]; остатки мраморного столба с фрагментом надписи, в которой упоминаются императоры Валент (364-378), Валентиниан I (364-

375) и Грациан (375-383), префект Претория префектуры Восток Домиций Модест (370-378 гг.), а также неизвестный командир подразделения баллистериев; плита с надписью упоминающая военного трибуна Флавия Вита, который подчинялся «вельможному комиту» Евферию [23, с. 197198, 205].

Усиление защиты города подразумевало также создание системы обороны на подступах к Херсону. И здесь значительную роль играло население Юго-Западного Крыма. Распространение в его среде христианства могло быть частью политики, проводимой в регионе.

Св. Капитон был назначен из столицы, что стало следствием переподчинения Херсонской епархии Константинополю. Позднее это было закреплено решением Халкидонского собора (451 г.). Согласно XXVIII правилу, Константинопольский патриарх назначал епископов в «области варваров», к которым относился и Юго-Западный Крым. Его административным, политическим и идеологическим центром являлся Ромейский Херсон.

Херсон и Херсонская епархия в V в. Corpus notitiarum Episcopatuum (Корпус епископальных нотиций), содержащий списки епископов, присутствовавших на Вселенских и Поместных соборах, а также списки церковно-административных центров включает и епископов Херсона. Так, в документах, относящихся к 438, 451 и 459 гг., упоминается епископ Лонгин [24, с. 65]. Он поддержал Константинополь в спорах относительно природы Христа между монофизитами, миафизитами и диафизитами. Лояльность церковной политики подтверждается ссылкой в город опального Александрийского епископа-миафизита Тимофея II (прозванного Эйлур), где он находился более 10 лет (464-475 гг.).

Возможно при активном участии еп. Лонгина в городе происходило формирование ранних христианских сакральных комплексов, во многом связанных с памятью о трагичных событиях IV в. Возводятся мемориальные церкви над могилой первого епископа - св. Василея (позднее стала частью комплекса «Дома св. Леонтия» Западной базилики); перестраивается в церковь-теофанический мартирий склеп «на земле Н.И. Тура» (в память «воскресения» мальчика по молитве святого); устанавливается колонна с крестом на месте его убиения на городской площади. К этому же времени относиться и начло формирования мартириального комплекса «на святых могилах» в Карантинной балке. К концу V в. может быть отнесено составление первоначального текста Жития епископов Херсонских, который лег в основу многочисленных пересказов и переводов, сохранившихся сегодня.

Город оставался важнейшим форпостом Империи в регионе. Опасность нападения со стороны гуннов, кочевавших в степных районах Крыма, требовала постоянных работ по поддержанию обороноспособности города [22, с. 104-105].

Херсон и Херсонская епархия в VI в. Ситуация усугубилась в результате разрушительного землетрясения, произошедшего в 80-е гг. V века [25, с. 27]. Оно заставило провести глобальную модернизацию всей системы обороны горда в конце V-VI вв. Но все эти действия не были способны решить вопрос безопасности без организации обороны Юго-Западного Крыма. Поэтому в период правления императора Юстиниана (527-565) и его последователей создается система укреплений [26, с. 74-82], призванная защитить подступы к Херсону.

Прокопий Кесарийский упоминает о деятельности Юстиниана в регионе. Его труд «О постройках» содержит рассказ о стране Дори «где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию». Император «укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов». Возведение системы «длинных стен» включало как создание непосредственно стен, перекрывавших горные проходы, так и опорных укреплений. Помимо этого, для укрепления Ромейской идеологии велось активное строительство и культовых сооружений.

В VI-VII вв. на территории Херсона происходил «строительный бум» [3, с. 826-828]. Модернизация затронула не только оборонительные и инженерные сооружения. Возводились также церковные комплексы, формировался сакральный ландшафт Ромейского города. В это же время велось строительство церквей и в горном Крыму «страны Дори». Сегодня величественные базиликальные комплексы известны на плато Мангуп-Кале (Дороса) и Эски-Кермен, предполагается присутствие церкви на территории Чуфут-Кале.

Особенности архитектуры, использовавшиеся декоративные элементы, строительные приемы говорят о возведении церквей ромейскими зодчими. Значительную роль в этом играла Херсонская епархия. В источниках сохранилось упоминание еп. Стефана (был участником V Вселенского собора в Константинополе (535 г.)), возглавлявшего ее в этот период. Административно Церковь «страны Дори» находились в подчинении у Херсонского епископа. Это подтверждается сообщением более позднего времени. Акты Трулльского собора (692 г.) сохранили подпись «Георгий, недостойный епископ Херсона Доранского».

Строительство велось как за счет Имперской помощи, так и за деньги местных ктиторов. Эпиграфические памятники Херсона сохранили свидетельства о херсонитах, жертвовавших на строительство храмов. Согласно законам Юстиниана, для строительства церкви необходимо было подтвердить, что ктитор может взять на содержание само сооружение и клир, который в нем служил. Среди херсонских жертвователей были представители городской администрации. Так, на центральной площади города, в районе современного Владимирского собора был найден карниз из проконесского мрамора ^-УП вв. Он принадлежал одному из херсонских храмов. Карниз сохранил надпись: «Помоги, Господи (?), от гноища возвышаяй убогого, комита Василия» [28, с. 293]. А.Ю. Виноградов выдвинул предположение, что Василий построил храм или пожертвовал на него средства в благодарность за успешную карьеру или возвращение из опалы. Комиты «rei тПйа1^», командующие войсками приграничных округов или гарнизонов городов были офицерами высокого ранга. Среди жертвователей церкви Святых Апостолов, городского кафоликона был сириец Малх, о чем свидетельствует еще одна надпись [29, с. 597].

Анализ городской застройки позволяет предположить, что население города могло насчитывать до 6 тыс. человек [29, с. 272]. Исследования городища и открытия значительного числа христианских храмов обращают внимание на тот факт, что духовенство составляло значительную часть городского населения ранневизантийского города. Памятники эпиграфики сохранили имена некоторых из них. Например, отметим крестообразное надгробие VI - VII вв. с эпитафией «О памяти и упокоении пресвитеров Стефана, Стефана и Христофора». К более позднему периоду относится эпитафия «пресвитера Херсакеи Иоанна» [30, с. 210-218].

В средневековом Херсоне существовало значительное количество храмов, каждый из которых имел определенный штат служителей. В него входили священники, диаконы, чтецы-анагносты, каноники, аколуфы, могильщики. Состав духовенства строго регламентировался. Так, в Софии Константинопольской служили 60 священников, 100 диаконов, 90 иподиаконов, 40 диаконис, 110 чтецов, 25 певцов, 100 привратников и других служителей [31, с. 217]. Т. Райс указывает, что к 612 г. количество иереев увеличилось до 80 дьяконов - до 150, диаконис сохранилось 40, штат иподиаконов сократился до 70, чтецов стало 150, певчих - 25, привратников - 65 [32, с. 66].

Можно предположить, исходя из общевизантийской традиции, по аналогии с другими центрами, общее число клира в Херсоне составляло порядка 10% от населения города [3, с. 10171018]. Из их числа около 13 % клира могли составлять иереи; 41% - диаконы, диаконисы, иподиаконы; около 25 % - чтецы; 4% - канторы; приблизительно 17 % - остальные служители (привратники, могильщики и другие).

Сегодня сложно судить о размерах и географии Херсонской епархии. Можно предположить, что она включала в себя в течении длительного времени территорию Юго-Западного Крыма. Период VI-VII вв. стал временем наибольшего ее рассвета. В дальнейшем ситуация существенно переменилась. Череда кризисов, связанных с периодом иконоборства, политикой императора Юстиниана II в отношении города, хазарская экспансия и восстания Иоанна Готского привели к фактическому выделению горных районов Крыма в отдельную церковно-административную единицу. Вероятно, уже с VI в. «страна Дори» могла иметь своего хорепископа, подчинённого епископу Херсона. В дальнейшем автономность Юго-Западного Крыма возрастает.

Таким образом, можно утверждать, что в период IV-VII вв. епархия Херсонеса-Херсона прошла значительный путь от формирования в период гонений до превращения в центр, откуда христианство распространялось на полуостров. Церковь вошла в жизнь города и стала ее важной составляющей. Помимо религиозного значения, это сыграло и большую военно-политическую роль, направленную на консолидацию местного населения вокруг Херсона. В дальнейшем роль

города, как ромейского центра в регионе, постепенно ослабевала, что привело к росту автономии Церкви «страны Дори». Несмотря на это, Херсон-Корсунь остался центром, через который христианство распространилось на территории Руси.

Литература и источники

1. Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Саргсян Т.Э., Сорочан С.Б., Шапошников А.К. Жития епископов Херсонских в контексте истории Херсонеса Тавричесского // Napteks. Byzantina Ukrainensis. - Харьков: Майдан, 2Q12.

2. Виноградов А.Ю. «Миновала уже зима языческого безумия...». Церковь и церкви Херсона в IV веке по данным литературных источников и эпиграфики. - М., 2Q1Q.

3. Сорочан С.Б. Византийский Херсон (вторая половина VI - первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. - Харьков: Майдан, 2QQ5.

4. Древние Надписи Северного Причерноморья. Электронная публикация 3-го издания Корпуса древних надписей Северного Причерноморья — Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae // Электронный ресурс. Режим доступа: http://iospe.kcl.ac.uk/5/toc-ru.html

5. Иерусалимская православная Церковь // Православная энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/293788.html

6. Диатроптов П.Д. Емец И.А. Корпус христианских надписей Боспорского царства // Эпиграфический вестник. - 1995. -Вып.2. - С. 7-40.

7. Бенешевич В.Н. Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора. - СПб., 19Q8.

8. Зубарь В.М. Некрополь Херсонеса Таврического I-IV вв. н.э. - Киев: Наука, 1982.

9. Кадеев В.И. Херсонес Таврический в первых веках нашей эры. - Харьков, 1981.

10. Фомин М.В. Погребальная традиция и обряд в византийском Херсоне (IV - X вв.). - Харьков, 2Q11.

11. Масленников А.А. Некоторые особенности некрополей городов Европейского Боспора первых веков н. э. // Советская археология. - 1982. - № 1. - С. 33-43.

12. БуйскихА.В. Пространственное развитие Херсонеса Тавричесского в античную эпоху. - Симферополь, 2QQ8.

13. Античная скульптура Херсонеса / Иванова А.П., Чубова А.И., Колесникова Л.Г. и др. - Киев, 1976.

14. КадеевВ.И., Сорочан С.Б. Экономические связи античных городов Северного Причерноморья (по материалам Херсонеса). - Харьков, 1989.

15. Мещеряков В.Ф. О времени появления христианства в Херсонесе Таврическом // Актуальные проблемы изучения религии и атеизма. - Л., 1978. - С. 121-134.

16. Юрочкин В.Ю. Джанов А.В. Церковная история Херсонеса V в. // Церковная археология Южной Руси: c6. материалов междунар. конф. «Церковная археология: проблемы, поиски, открытия». - Симферополь, 2QQ2. - С. 49-67.

17. Курбатов Г.Л. Ранневизантийского город Антиохия в IV веке. - Л., 1962.

18. Фомин М.В. О культе местночтимых святых в ранневизантийском Херсоне // Вюник Харювського нацюнального ушверситету iменi В. Н. Караiзна. - Харкв, 2Q15. - Вип. 5Q. - С. 225-232.

19. Виноградов А.Ю. Загородный крестообразный храм в Херсонесе и его надписи // Вопросы эпиграфики. - М., 2QQ9. - Вып. 3. - С. 226-249.

20. Белов Г.Д. Западная оборонительная стена и некрополь возле нее (раскопки 1948 г.) // Материалы и исследования по археологии СССР - 1953. - № 34. - С. 237-254.

21. Иванов А.В. Население античного Херсонеса Тавричесского - византийского Херсона по данным антропологии. -Севастополь, 2Q16.

22. Фомин М.В. О гарнизоне Херсонеса в 4 в. // Материалы Х научной конференции «Ломоносовские чтения» и Х Международной научной конференции студентов, аспирантов, и молодых ученых «Ломоносов 2Q12». - Севастополь, 2Q12. -С. 1Q4-105.

23. Зубарь В.М. Таврика и Римская империя: Римские войска и укрепления в Таврике. - Киев, Стилос. 2QQ4.

24. Иванов Е.Э. Херсонес Таврический. Историко-археологический очерк // Известия Таврической ученой архивной комиссии. - 1912. - Т. 46.

25. Антонова И.А. Никонов А.А. Следы разрушительных землетрясений в Херсонесе окрестностях в римское время и в раннем средневековье // Очерки по истории христианского Херсонеса. - СПб.: Алетейя, 2QQ9. - С. 14-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Вус О.В. Оборонна доктрина Вiзантiï у Швтчному Причорномор'г шже- нерний захист Таврики та Боспора в кгнщ IV -на початку VII ст. - Льв1в, 2Q1Q.

27. Попов Ф. Император Юстиниан I и его заслуги в отношении к церкви христовой. - Киев, 1856.

28. Виноградов А.Ю. Греческие христианские надписи из Северного Причерноморья в коллекции ГИМ // Труды Государственного исторического музея. - М., 2QQ6. - Вып. 159. - С. 289-297.

29. Сорочан С.Б. Зубарь В.М. Марченко Л.В. Жизнь и гибель Херсонеса. - Харьков: Майдан, 2QQQ.

30. Соломоник Э.И. Несколько новых греческих надписей средневекового Крыма // Византийский Временник. - 1986. - Т. 47 (72). - С. 21Q-218.

31. ЛебедевА.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до X в. - СПб., 1997.

32. Райс Т.Т. Византия. Быт, религия, культура. - М., 2QQ6.

References and Sources

1. Mogarichev Yu.M., Sazanov A.V., Sargsyan T.E., Sorochan S.B., Shaposhnikov A.K. Zhitiya episkopov Hersonskih v kontekste istorii Hersonesa Tavrichesskogo // Napteks. Byzantina Ukrainensis. - Har'kov: Majdan, 2Q12.

2. Vinogradov A.Yu. «Minovala uzhe zima yazycheskogo bezumiya...». Cerkov' i cerkvi Hersona v IV veke po dannym literaturnyh istochnikov i epigrafiki. - M., 2Q1Q.

3. Sorochan S.B. Vizantijskij Herson (vtoraya polovina VI - pervaya polovina X vv.) Ocherki istorii i kul'tury. - Har'kov: Majdan, 2QQ5.

4. Drevnie Nadpisi Severnogo Prichernomor'ya. Elektronnaya publikaciya 3-go izdaniya Korpusa drevnih nadpisej Severnogo Prichernomor'ya — Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae // Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://iospe.kcl.ac.uk/5/toc-ru.html

5. Ierusalimskaya pravoslavnaya Cerkov' // Pravoslavnaya enciklopediya. Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: https://www.pravenc.ru/text/293788.html

6. Diatroptov P.D. Emec I.A. Korpus hristianskih nadpisej Bosporskogo carstva // Epigraficheskij vestnik. - 1995. - Vyp.2. - S. 7-40.

7. Beneshevich V.N. Sinajskij spisok otcov Nikejskogo pervogo vselenskogo sobora. - SPb., 19Q8.

8. Zubar' V.M. Nekropol' Hersonesa Tavricheskogo I-IV vv. n.e. - Kiev: Nauka, 1982.

9. Kadeev V.I. Hersones Tavricheskij v pervyh vekah nashej ery. - Har'kov, 1981.

10. Fomin M.V. Pogrebal'naya tradiciya i obryad v vizantijskom Hersone (IV - X vv.). - Har'kov, 2011.

11. Maslennikov A.A. Nekotorye osobennosti nekropolej gorodov Evropejskogo Bospora pervyh vekov n. e. // Sovetskaya arheologiya. - 1982. - № 1.

- S. 33-43.

12. Bujskih A.V. Prostranstvennoe razvitie Hersonesa Tavrichesskogo v antichnuyu epohu. - Simferopol', 2008.

13. Antichnaya skul'ptura Hersonesa / Ivanova A.P., Chubova A.I., Kolesnikova L.G. i dr. - Kiev, 1976.

14. Kadeev V.I., Sorochan S.B. Ekonomicheskie svyazi antichnyh gorodov Severnogo Prichernomor'ya (po materialam Hersonesa). - Har'kov, 1989.

15. Meshcheryakov V.F. O vremeni poyavleniya hristianstva v Hersonese Tavricheskom // Aktual'nye problemy izucheniya religii i ateizma. - L., 1978.

- S. 121-134.

16. Yurochkin V.Yu. Dzhanov A.V. Cerkovnaya istoriya Hersonesa V v. // Cerkovnaya arheologiya Yuzhnoj Rusi: cb. materialov mezhdunar. konf. «Cerkovnaya arheologiya: problemy, poiski, otkrytiya». - Simferopol', 2002. - S. 49-67.

17. Kurbatov G.L. Rannevizantijskogo gorod Antiohiya v IV veke. - L., 1962.

18. Fomin M.V. O kul'te mestnochtimyh svyatyh v rannevizantij skom Hersone // Visnik Harkivs'kogo nacional'nogo universitetu imeni V. N. Karaizna.

- Harkiv, 2015. - Vip. 50. - S. 225-232.

19. Vinogradov A.Yu. Zagorodnyj krestoobraznyj hram v Hersonese i ego nadpisi // Voprosy epigrafiki. - M., 2009. - Vyp. 3. - S. 226-249.

20. Belov G.D. Zapadnaya oboronitel'naya stena i nekropol' vozle nee (raskopki 1948 g.) // Materialy i issledovaniya po arheologii SSSR - 1953. - N° 34. - S. 237-254.

21. Ivanov A.V. Naselenie antichnogo Hersonesa Tavrichesskogo - vizantijskogo Hersona po dannym antropologii. - Sevastopol', 2016.

22. Fomin M.V. O garnizone Hersonesa v 4 v. // Materialy H nauchnoj konferencii «Lomonosovskie chteniya» i H Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov, i molodyh uchenyh «Lomonosov 2012». - Sevastopol', 2012. - S. 104-105.

23. Zubar' V.M. Tavrika i Rimskaya imperiya: Rimskie vojska i ukrepleniya v Tavrike. - Kiev, Stilos. 2004.

24. Ivanov E.E. Hersones Tavricheskij. Istoriko-arheologicheskij ocherk // Izvestiya Tavricheskoj uchenoj arhivnoj komissii. - 1912. - T. 46.

25. Antonova I.A. Nikonov A.A. Sledy razrushitel'nyh zemletryasenij v Hersonese okrestnostyah v rimskoe vremya i v rannem srednevekov'e // Ocherki po istorii hristianskogo Hersonesa. - SPb.: Aletejya, 2009. - S. 14-51.

26. Vus O.V. Oboronna doktrina Vizantii u Pivnichnomu Prichornomor'i: inzhe- nernij zahist Tavriki ta Bospora v kinci IV - na pochatku VII st. -L'viv, 2010.

27. Popov F. Imperator Yustinian I i ego zaslugi v otnoshenii k cerkvi hristovoj. - Kiev, 1856.

28. Vinogradov A.Yu. Grecheskie hristianskie nadpisi iz Severnogo Prichernomor'ya v kollekcii GIM // Trudy Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya. - M., 2006. - Vyp. 159. - S. 289-297.

29. Sorochan S.B. Zubar' V.M. Marchenko L.V. Zhizn' i gibel' Hersonesa. - Har'kov: Majdan, 2000.

30. Solomonik E.I. Neskol'ko novyh grecheskih nadpisej srednevekovogo Kryma // Vizantijskij Vremennik. - 1986. - T. 47 (72). - S. 210-218.

31. Lebedev A.P. Duhovenstvo drevnej Vselenskoj cerkvi ot vremen apostol'skih do X v. - SPb., 1997.

32. Rajs T.T. Vizantiya. Byt, religiya, kul'tura. - M., 2006.

ФОМИН МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Севастопольский государственный университет (mike. v. fomin@gmail. com).

FOMIN, MIKHAIL V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Sevastopol State University (mike.v.fomin@gmail.com).

УДК 94(495).03 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-2-20-29

БАРАНЕНКО П.А., ХАПАЕВ В.В. «БУФЕРНЫЕ ГОСУДАРСТВА» КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВИЗАНТИИ НА ВОСТОКЕ В XI-XII ВЕКАХ

Ключевые слова: Византия, сельджуки, крестоносцы, Македонская династия, Комнины, стратегическая глубина, Манцикерт, Антиохия

В статье, на основе анализа византийских, армянских и арабских письменных источников, изучен исторический опыт Византии XI-XII веков по использованию буферных государств на ее восточных и южных границах, как один из способов укрепления обороны. Установлено, что в правление Василия II Болгаробойцы и его преемников политика Византии в отношении грузинских, армянских и абхазского государств в Закавказье, служивших буфером на границе с миром Ислама, кардинально изменилась. Вместо поддержки этих государств, дарования их правителям высоких имперских титулов, ромеи перешли к прямому захвату. В результате, с приходом сельджуков, возможности обороны империи на восточном направлении оказались серьезно ослабленными. Это способствовало успеху завоевания сельджуками почти всей Анатолии к 1089 году, что полностью лишило оборону империи стратегической глубины на важнейшем из направлений. После успеха I Крестового похода и образования в Сирии и Палестине государств крестоносцев, империя попыталась вернуться к практике создания и поддержки буферных государствен. В качестве таковых рассматривались и государства крестоносцев, и сельджукский эмират Данишмендидов, и армянские княжества в Киликии. Но сохранение на Анатолийском нагорье Румского султаната, отдаленность от основных центров империи нового буфера, слабая логистическая связь его с основной территорией Византии, привели к тому, что этот буфер не смог выполнить предназначенной ему роли и укрепить безопасность империи. Тем более, что правители крестоносцев с отводимой им ромеями ролью были не согласны, и к усилению Византии не стремились.

BARANENKO, P A, KHAPAEV, V.V. "BUFFER STATES" AS A INSTRUMENT OF BYZANTIUM FOREIGN POLICY IN THE EAST DURING 11th - 12th

CENTURIES

Key words: Byzantium, Seljuks, Crusaders, Macedonian dynasty, Komnenos, strategic depth, Manzikert, Antioch

On the basis of the analysis of Byzantine, Armenian and Arabic written sources, the article examines the historical experience of Byzantium in the 11th-12th centuries in using buffer states on its eastern and southern borders as one of the ways to strengthen the defense of the empire. It was revealed that during the reign of Basil II the Bulgar-Slayer and his successors, Byzantium's policy towards the Georgian, Armenian and Abkhazian states in Transcaucasia, that served as buffers on the border with the Islamic world, changed dramatically. Instead of supporting such states and conferring high imperial titles on their rulers, the Romans went over to their direct

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.