Научная статья на тему 'Хельмут Люк: научный портрет'

Хельмут Люк: научный портрет Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Хельмут Люк / история психологии / жизненный путь ученого / Курт Левин / женщины-психологи / иллюстрированные книги по психологии / Дорш-Лексикон / Helmut Lueck / psychology history / a scientist’s life journey / Kurt Lewin / female psychologists / illustrated books on psychology / Dorsch-Lexicon

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волкова Марина Всеволодовна

Статья посвящена известному в Германии и в мире немецкому психологу, историку психологии Хельмуту Люку. Вклад немецкого ученого анализируется в контексте представлений о жизненном пути человека. Рассматривается история создания Института психологии Курта Левина в Хагенском университете и исследовательского архива по истории психологии (PGFA). Дан обзор некоторых знаковых работ профессора Х. Люка, а именно архивные изыскания, исследования жизни и творчества Курта Левина, книги «История психологии», «Иллюстрированная история психологии@ (немецкое и американское издания), «Психология с непарадного входа (Выдающиеся психологи в жизни и трудах)», выпущенные при участии и под редакцией книги «Выдающиеся женщины-психологи», «Классики психологии», а также многочисленные серийные книжные издания и периодические журналы. В частности, дана редкая информация о поисках и находках не только короткометражных фильмов К. Левина, но и его полнометражного фильма «Дитя и мир» (1931 г.). Представлена история восстановления профессионального путешествия голландского профессора педагогики и психологии Роммерта Казимира и его учеников. Проанализированы возможности пополнения архивов по психологии наследием ученыхпсихологов второй половины XX в. Аудио-визуальные документы рассмотрены как важный ресурс более полного представления истории психологической науки. Сами классические тексты по психологии получают новое звучание, если рассматриваются в контексте того времени, когда они возникли, и оцениваются с позиций сегодняшнего дня и возможных перспектив в будущем. Деятельность в качестве редактора масштабных коллективных серийных изданий также может быть важным инструментом работы в области истории психологии. Отдельное внимание уделено работе Х. Люка как эксперта по истории психологии в одном из самых известных в мире международном справочном издании по психологии – ДоршЛексиконе. Ряд работ Х. Люка переведен на русский язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Helmut Lueck: Scientific Portrait

The article is devoted to the German psychologist and historian of psychology Helmut Lueck, a researcher well known in Germany and in the world. In this paper, his contribution is analyzed in terms of human life path concepts. The paper addresses the history of the creation of Kurt Lewin Institute at the University of Hagen and the research archive on the history of psychology (PGFA). A review is given of a few landmark works by Prof. H. Lueck, including his archival research, study of the life and work of Kurt Lewin, books «History of Psychology», «Illustrated History of Psychology» (German and American editions), «Backstairs of Psychology (Life and Work of Outstanding Psychologists)», edited books «Outstanding Female Psychologists», «Classics of Psychology» and numerous book series and periodicals. In particular, besides the history behind the searches and findings of short films by Kurt Lewin, lesser known information is provided on his feature film «A child and the world» (1931). The article also describes the tracing of the professional journey of Rommert Casimir, Dutch professor of pedagogy and psychology, and his students. The perspectives of extending historicopsychological archives with the legacy of psychologists of the second half of the 20th century are analyzed. Audio-visual sources are considered as an important resource for a more complete presentation of the history of psychology. The classical texts on psychology gain a new sound as they are considered both in the context of the time in which they arose and are analyzed from the modern point of view and in the light of possible future prospects. It is show that large-scale collective serial publications editors' work can also be an important tool in the field of the history of psychology. One of the world's most famous international reference book on psychology Dorsch-Lexicon has given special attention to Luck's work as an expert on the history of psychology. A number of works by H. Lueck have been translated into the Russian language.

Текст научной работы на тему «Хельмут Люк: научный портрет»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-20017

УДК 159

М. В. Волкова

https://orcid.org/0000-0002-7380-4769

Хельмут Люк: научный портрет

Статья посвящена известному в Германии и в мире немецкому психологу, историку психологии Хельмуту Люку Вклад немецкого ученого анализируется в контексте представлений о жизненном пути человека. Рассматривается история создания Института психологии Курта Левина в Хагенском университете и исследовательского архива по истории психологии (PGFA). Дан обзор некоторых знаковых работ профессора Х. Люка, а именно архивные изыскания, исследования жизни и творчества Курта Левина, книги «История психологии», «Иллюстрированная история психологии@ (немецкое и американское издания), «Психология с непарадного входа (Выдающиеся психологи в жизни и трудах)», выпущенные при участии и под редакцией книги «Выдающиеся женщины-психологи», «Классики психологии», а также многочисленные серийные книжные издания и периодические журналы. В частности, дана редкая информация о поисках и находках не только короткометражных фильмов К. Левина, но и его полнометражного фильма «Дитя и мир» (1931 г.). Представлена история восстановления профессионального путешествия голландского профессора педагогики и психологии Роммерта Казимира и его учеников. Проанализированы возможности пополнения архивов по психологии наследием ученых-психологов второй половины XX в. Аудио-визуальные документы рассмотрены как важный ресурс более полного представления истории психологической науки. Сами классические тексты по психологии получают новое звучание, если рассматриваются в контексте того времени, когда они возникли, и оцениваются с позиций сегодняшнего дня и возможных перспектив в будущем. Деятельность в качестве редактора масштабных коллективных серийных изданий также может быть важным инструментом работы в области истории психологии. Отдельное внимание уделено работе Х. Люка как эксперта по истории психологии в одном из самых известных в мире международном справочном издании по психологии - Дорш-Лексиконе. Ряд работ Х. Люка переведен на русский язык.

Ключевые слова: Хельмут Люк, история психологии, жизненный путь ученого, Курт Левин, женщины-психологи, иллюстрированные книги по психологии, Дорш-Лексикон.

M. W. Volkova

Helmut Lueck: Scientific Portrait

The article is devoted to the German psychologist and historian of psychology Helmut Lueck, a researcher well known in Germany and in the world. In this paper, his contribution is analyzed in terms of human life path concepts. The paper addresses the history of the creation of Kurt Lewin Institute at the University of Hagen and the research archive on the history of psychology (PGFA). A review is given of a few landmark works by Prof. H. Lueck, including his archival research, study of the life and work of Kurt Lewin, books «History of Psychology», «Illustrated History of Psychology» (German and American editions), «Backstairs of Psychology (Life and Work of Outstanding Psychologists)», edited books «Outstanding Female Psychologists», «Classics of Psychology» and numerous book series and periodicals.

In particular, besides the history behind the searches and findings of short films by Kurt Lewin, lesser known information is provided on his feature film «A child and the world» (1931). The article also describes the tracing of the professional journey of Rommert Casimir, Dutch professor of pedagogy and psychology, and his students. The perspectives of extending historico-psychological archives with the legacy of psychologists of the second half of the 20th century are analyzed. Audio-visual sources are considered as an important resource for a more complete presentation of the history of psychology. The classical texts on psychology gain a new sound as they are considered both in the context of the time in which they arose and are analyzed from the modern point of view and in the light of possible future prospects. It is show that large-scale collective serial publications editors' work can also be an important tool in the field of the history of psychology. One of the world's most famous international reference book on psychology Dorsch-Lexicon has given special attention to Luck's work as an expert on the history of psychology. A number of works by H. Lueck have been translated into the Russian language.

Keywords: Helmut Lueck, psychology history, a scientist's life journey, Kurt Lewin, female psychologists, illustrated books on psychology, Dorsch-Lexicon.

Проблема жизненного пути личности со времен Ш. Бюлер и А. Адлера задала современный, актуальный, интегрированный подход к пониманию личности в ее развитии. Пространство и время рассматриваются как важнейшие психоло-

гические параметры, в которых человек формирует и реализует себя, прокладывает свой земной путь. С этой точки зрения имеет значение все: и место рождения, и перемещения (смена места жительства, работы, путешествия), и организа-

© Волкова М. В., 2018

ция жизненной среды, и время наступления определенных жизненных событий, и скорость прохождения важных жизненных этапов. В этом смысле биография как предмет психологического исследования важна не набором и последовательностью событий, она - ключ к пониманию сущности и уникальности личности. В частности, этот подход, осуществленный рефлексивно, дает возможность самим представителям научно-психологического сообщества анализировать жизненный путь ученого-психолога. И, понимая уникальность каждой личности, все же размышлять о закономерных и исключительных пространственных и временных характеристиках, в рамках которых разворачивались и разворачиваются научные биографии их коллег. Интересен и еще более частный рефлексивный анализ второго порядка. Жизненный путь личности - это история человека. Как происходит слияние личной истории человека с историей науки, которой он занимается? Как становятся историком психологии? Какие события личного жизненного пути являются ключевыми, радикальными в понимании вклада ученого в историю психологии? Следует ли успешный историк психологии некоторому замыслу, логике осуществления своего доминантного жизненного проекта? Некоторые идеи в ответ на эти вопросы приходят при знакомстве с научной биографией немецкого ученого, историка психологии Хельмута Люка.

Хельмут Эккехарт Люк (Helmut Ekkehart Luck) родился 16 декабря 1941 г. в старинном немецком городке Люденшайд, районном центре земли Северный Рейн-Вестфалия, тогда с населением в 40 тысяч жителей. Ребенок военного времени, рожденный немолодыми родителями, которые в 20-е гг. участвовали в либеральном молодежном движении, воспитанный в ценностях гуманизма и культуры. Любовь к изобразительному искусству и музыке сохранится с детства на всю жизнь. Интерес к философии и психологии, а также аттестат об образовании с естественно-научным и математическим профилем приведет в Кельнский университет. Но родители посоветуют более «полезную» специальность -экономику. Кельн дал много возможностей. Много музыки (радиостанций, студий звукозаписи, филармонических концертов), много живописи (в художественных музеях и галереях), много католицизма и его культуры. И близость Нидерландов. Кельнский университет - это возможность не только изучать экономику предприятий, но и посещать лекции как своих, так и приглашенных лучших голландских философов и психотерапевтов.

Так ли случайны случаи? Именно в начале 60-х гг. на факультете экономических и социальных наук Кельнского университета была создана кафедра экономической и социальной психологии, первая кафедра социальной психологии в немецком университете. Хорошее оснащение, отличная команда сотрудников, поддержка социально-психологических исследований вообще и социально-психологической диагностики в частности. Именно на этой кафедре Х. Люк выполнил дипломную работу о восприятии руководящих работников (1966) и защитил докторскую диссертацию о социальной фасилитации (1969). И еще десятилетие работы - в нескольких университетах, однако всегда в пределах Рейнланда, Рейнской области, разбитой после II Мировой войны на несколько Земель. И в пределах социальной психологии, с некоторым отклонением в социальную коррекционную педагогику. Даже выбор супруги произошел в этих же обстоятельствах. Барбара Люк - прекрасный педагог, много лет работавшая (а сейчас консультирующая) в концепции Монтессори-школы.

Для анализа жизненного пути личности особо важны «точки выбора», те жизненные решения, которые человек принимает на распутье, когда появляются альтернативы. Два предложения поступили в 1978 г. практически одновременно. Штатная профессура в Падеборне, городе с начала XI в., с первым, а соответственно, и самым старым в Вестфалии университетом. Второе - от университета дистанционного (мы бы сказали, заочного) образования в Хагене. До сих пор это единственный государственный университет в Германии, предлагающий программы дистанционного обучения. Уже тогда Х. Люку образование будущего показалось интереснее традиционного в средневековом университете. Об истории психологии речи не было. Следующее десятилетие даст уникальный академический опыт преподавателя и руководителя - опыт составления разнообразных учебных программ, объяснения материала на расстоянии (без помощи интернета) молодым мамам и заключенным, сотрудничества с педагогами и магистрами, работы деканом и членом Сената, участия в различных комиссиях и советах. Логично, что в результате Х. Люк стал основателем (1987 г.) и 20 лет был руководителем (до 2007 г.) Института психологии Хагенского университета. Главное, за что взялся коллектив в 15 человек, - составление программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки, а под них - разработка хрестоматий, учебников... и учебных фильмов. По социальной психологии и практике психологической работы, например,

появилась магистерская программа по личност-но-центрированному консультированию. По предложению Х. Люка институт получил очень точное, знаковое имя для всех областей обозначенной выше активности: Институт психологии Курта Левина, автора теории личности, социального психолога, пионера в групповой практиче-ской/тренинговой работе, создателя первых фильмов по психологии. И сразу взял на себя задачу сохранения и изучения наследия ученого.

История психологии начинается. Конечно, интерес к истории любимой науки просыпается не в один день. Диссертацию без исследования исторического аспекта темы написать невозможно. Однако первые занятия Х. Люка собственно историей психологии относятся ко второй половине 80-х гг. Сам профессор любит повторять мысль (говорит, что где-то ее вычитал), что, когда в науке становится скучно или заходишь в некоторый тупик, стоит пристально и критично рассмотреть методы и частные методики или заняться историей науки. Ощутимым толчком, пробудившим интерес к истории психологии, оказалась работа Ульфрида Гойтера (1984 г.) о становлении психологии как профессиональной области во времена национал-социализма. Постепенно выкристаллизовывалось представление, что в истории психологии есть факты и есть мифы; настоящая наука призвана искать и находить информацию, в том числе преодолевающую профессиональные предрассудки. Так, следующее десятилетие станет временем важных исто-рико-психологических дел и открытий, сделавших Хагенский университет, Институт Левина и самого Хельмута Люка известными во всей Германии.

Один из самых важных и удивительных вкладов в историю психологии касается фильмов Курта Левина. Известно, что Левин начал снимать свои фильмы в 1924-1925 гг., в основном о поведении детей (отчасти вдохновленный опытом коллеги, В. Келера, запечатлевшего поведение обезьян на Тенерифе). Использовал большую кинокамеру факультета психологии Берлинского университета, но также приобрел маленькую, личную, которую везде носил с собой. С одной стороны, снимая собственных детей и детей родственников и коллег (например, дочь Вольфганга Келера), Левин накапливал материал для исследования аффектов, конфликтов, волевых действий, уровня притязаний. С другой стороны, кинофрагментами он сопровождал свои выступления на научных конференциях и университетских лекциях. Фрагменты, показанные во время выступления на IX международном психологи-

ческом конгрессе в Йельском университете (1929), произвели сильное впечатление на участников форума, в том числе молодого А. Р. Лурию. Около 50 мини-фильмов, иллюстрирующих основные положения топологической теории, было вывезено автором в 1933 г. в эмиграцию, они попали в университет Канзаса, в 1970-е гг. были обнаружены, но оказались сильно поврежденными. При этом было известно и о гораздо более масштабной работе - часовом фильме «Дитя и мир», снятом в 1931 г. под руководством Левина (режиссер Эберхард Фровайн), показывающем развитие ребенка от рождения до 10 лет. Фильм считался утраченным. И этот фильм был найден Х. Люком... в Нидерландах! Сохранившиеся фрагменты из Канзаса, а также часовой фильм из голландского архива были отреставрированы в Хагене, впервые после восстановления показаны весной 1984 г. и позже вошли в специальный DVD с биографическими материалами и фильмами самого Курта Левина, выпущенный к 100-летию выдающегося психолога. Тема К. Левина будет оставаться одной из самых главных на всем дальнейшем жизненном пути Х. Люка. Ему он посвятит не одно свое исследование [1, 4] и даже отдельную книгу [15].

Работа в архивах захватила ученого, пришло понимание особой ценности таких институций для истории психологии. И, надо сказать, стала приносить щедрые дары. Когда Х. Люк взялся за разбор архива немецкого военного психолога Леонарда Ренте-Финка (Leonhard Renthe-Fink, 1907-1993), он обнаружил рукописную книжицу.

Rommert Casimir (1877-1957), голландский профессор педагогики и психологии Гронинген-ского университета, в 1932 г. взял двух своих студентов и поехал в гости к известным психологам того времени. С 27 февраля по 9 марта они посетили Вену, Будапешт, Прагу, Берлин, Гиссен; были дома в гостях у Ш. Бюлер и А. Адлера, лично познакомились с представителями этих школ и их идеями, в Берлине подружились с Фрицем Кюнкелем... Изучали особенности школьного и университетского образования, систему поддержки детей и роль в этом ученых. В ходе своего путешествия писали подробные путевые заметки. А когда вернулись, «издали» совместный отчет о поездке тиражом 5 экземпляров. Сам профессор Казимир посвятил свое издание жене и подарил ей. Один из студентов, Леонард Ренте-Финк, бережно сохранил свой том в кожаном переплете, именно этот экземпляр был обнаружен Х. Люком при разборе архива после кончины ученого. Могли ли предполагать путеше-

ствующие авторы, что их рукописная книга в 5 экземпляров (из которых сохранится только один) через 65 лет попадет в надежные руки, будет издана типографским тиражом и станет уникальным документом истории психологии [9]!

Следующее размышление о жизни ученого может касаться того, как важно отказаться от искушений и остаться на своем пути. Погружение в архивную работу должно было привести к некоей кульминации. Когда в 1997 г. поступило заманчивое приглашение к профессуре по социальной психологии в университет Вупперталя, профессору Люку и руководству Хагенского университета было что взвешивать и обсуждать. В результате Люк остался в дистанционном университете, получил дополнительные преимущества в своей преподавательской деятельности. Но - и это самое главное! - за принятым решением последовало создание исследовательского архива по истории психологии (Das Psychologiegeschichtliche Forschungsarchiv, PGFA) при университете и решение о государственном финансировании архивных приобретений.

В основу архива были положены пожертвования частных архивных материалов и средств, в частности, Герта Хайнца Фишера, Вольфганга Брингмана. Несколько коллекций и важных документов приобрел профессор Люк, в том числе на аукционах. С тех пор архив постоянно пополняется: наследие ученых, лабораторная аппаратура, тесты, звуковые документы, корреспонденция, фильмы и фотографии, а также лекционный материал, экзаменационные документы, учебные пособия. Основной своей задачей архив определяет сохранение научно-психологического наследия «новейшей истории психологии» - со времени национал-социализма, послевоенного времени и до сегодняшних дней. Кроме хранилищ личных архивов и сведений об ученых, поражает объем разделов по истории военной психологии, а также по психологии организационного развития и консультирования в области карьеры. Десять лет Х. Люк руководил данным архивом. С 2007 г. его преемником и директором архива является профессор, доктор медицины Стефан Штюрмер. А Х. Люк продолжает самозабвенно работать в архиве на добровольных началах.

История психологии тесно связана с дискурсом, исследователи постоянно имеют дело с текстами в контексте, интерпретируют тексты и порождают их. Историк психологии - это всегда автор статей и книг, рассказчик и интерпретатор, а также организатор кооперации по совместному порождению текстов, как в одной статье, монографии, так и серийно, последовательно. В этом

отношении все, что сделал и продолжает делать Х. Люк, невозможно даже просто перечислить. Но не остановиться на некоторых важных для жизненного пути ученого вкладах тоже просто невозможно. При этом надо сказать, что перечисленные работы не очень привычны в традициях отечественной школы истории психологии, а иногда и удивительны.

Одним из самых важных вкладов в историю психологии является небольшая книжка «История психологии» (1991 г.), выдержавшая 7 переизданий, переводы на польский, китайский, русский, итальянский языки [2; 14]. Надо сказать, что университетское психологическое образование в Германии имеет свою специфику, обусловленную историческими корнями [5], в учебных планах нет истории психологии как отдельного учебного предмета. И написана «История психологии» изначально для всех - профессиональных психологов, студентов, изучающих психологию, интересующихся психологией неспециалистов. Наши психологи избалованы многими, часто фундаментальными, отечественными, переведенными, да и существующими и доступными на языке оригинала «всеобщими» и «частными» историями психологии. И все же книга немецкого профессора психологии Хельмута Люка, безусловно, является уникальной, не имеющей аналогов. Небольшая по объему работа, она представляет обзор всех основных течений, школ, направлений, частных областей психологии от середины XIX в. до рубежа XX-XXI вв. Благодаря сжатому изложению создается представление о логике формирования научной психологии, ощущение динамики ее развития, буквально физическое проживание продвижения «сквозь время», чувство освоения все более расширяющегося пространства психологических проблем и идей. В отличие от других известных работ по истории психологии, книга начинается блестящим кратким и содержательным уроком методологии историко-психологического исследования, подсказывающего, как грамотно организовать и провести исследование по истории психологии, от самого простого до самого сложного. К тому же при лаконичности изложения автору удалось буквально по каждому поводу сообщить новую для нашего читателя информацию или новый, неожиданный взгляд на известные факты. Так, в книге взвешенно освещаются вопросы истории психологии во время нацизма в Германии, приводятся некоторые важные и неизвестные ранее детали биографий видных зарубежных психологов, весьма интересно разбираются метафоры, описывающие психику человека в различные ис-

торические периоды и др. Проблеме методологии историко-психологического исследования посвящена не одна работа автора, в том числе специально подготовленная для русскоязычного читателя статья [3].

Кажется, что вся наша культура в основном базируется на письменных текстах. Это касается и научной культуры. Более того, сложился устойчивый стереотип, что «книжка с картинками» -предмет детского или легкого чтения, серьезное научное издание в лучшем случае содержит таблицы и диаграммы. Однако историки, и в частности, историки психологии, воспринимают и интерпретируют как особый вид текстов живопись, фотографии, афиши, рекламу, телевизионные и киноматериалы, даже карикатуры и комиксы. Традиционные группы визуальных объектов, имеющих историческую ценность, составляют научное оборудование, личные вещи, предметы мебели и домашнего обихода. Да и сами тексты рассматриваются как визуальные документы, имеющие ценность не только содержания, но и образа (почерк в рукописи, письмо или автограф; газета или журнал; печать или логотип организации, экслибрис). С позиций такого подхода появилось уникальное издание для тех, кому недостаточно краткого очерка по истории психологии: большая книга с картинками «Иллюстрированная история психологии» (1993 г.) - немецкое [10] и чуть позже американское [7] издание. В немецком издании около пятисот иллюстраций, в американском - еще больше. Каждую фотографию нужно было не только найти или сделать, потребовалось согласование и законное использование любого документа, с соблюдением авторских прав. Оказывается, в этом состоит еще один важный аспект работы историка психологии.

В своей «Истории психологии» Х. Люк отмечает, что за каждым лидером научной школы в психологии часто стояли выдающиеся сотрудники, чьи тщательные и оригинальные исследования послужили укреплению авторитета руководителя, и среди них - немало женщин. Х. Люк и К. Левин похожи не только внешне, но и в проявлении внимания к роли женщин-ученых в психологии. Концентрированно такая поддержка выразилась в книге «Выдающиеся женщины-психологи 20 века» (под ред. Сибиллы Фольк-ман-Рауэ и Хельмута Э. Люка, издания 2002, 2011 гг.). Сборник статей по-своему уникален. Впервые под одной обложкой собраны 18 научных биографий выдающихся женщин-ученых Европы, которые внесли вклад мирового уровня в становление и формирование психологии как современной науки [8]. Аналогов таких изданий

нет, в нашей стране - тем более. Поскольку высшее образование стало возможным для женщин только на рубеже веков и в начале XX в., а в это же время формировался облик новой психологической науки, эти выдающиеся женщины составили первое поколение получивших высшее образование, а также первое поколение женщин-исследователей. Книга вносит существенный вклад в освещение темы социальной эмансипации женщины первой половины XX в., в то время, когда это социальное явление максимально проявилось именно в ранее закрытых сферах образования (высшего) и профессиональной деятельности (научных исследований).

Имена представленных в книге женщин-исследователей в разной степени известны отечественным психологам, специалистам в разных теоретических и прикладных областях психологии, историкам науки. Однако большинство этих имен знакомо в России непростительно поверхностно. Научные биографии, изложенные в данном сборнике, восполняют этот пробел. Они выполнены в лучших европейских традициях написания научных биографий: описывают жизненный путь личности, основные идеи, составляющие научный вклад в развитие науки, представляют основной, ключевой труд, не потерявший своего значения и сегодня, все биографии сопровождаются исчерпывающим информационным аппаратом. Безусловно, с этой точки зрения книга представляет интерес для всех историков науки, а для историков психологии, преподавателей и студентов в сфере психологического образования бесценна. Поскольку в книге выделено несколько разделов и в каждом из них представлены достижения в различных областях, смежных с разными социально-практическими видами деятельности, книга может быть интересна педагогам, менеджерам, клиницистам, профессионалам различных социальных сфер.

Среди научных биографий европейских женщин-психологов, в основном немецкоязычного пространства, мы увидим четыре (!) имени наших соотечественниц:

— Т. В. Дембо [6], уехавшей из России в начале 20-х гг. в Германию, а затем эмигрировавшей в США, стоявшей у истоков реабилитационной психологии США;

— Б. В. Зейгарник, основателя отечественной патопсихологии, также в 20-х гг. получившей немецкое образование, а затем вернувшейся в Россию и здесь достигшей вершин профессиональной карьеры;

- Лу Андеас-Саломе, уроженки Санкт-Петербурга, удивительным образом сочетавшей самостоятельную научную деятельность и вдохновляющее влияние на нескольких выдающихся мужчин Европы;

- Сабины Шпильрейн, судьба которой оказалась наиболее драматичной: немецкоязычная наука и культура дали ей образование, профессиональную карьеру, немецкие пули оборвали ее жизнь во время Великой отечественной войны.

Взгляд извне на значение личности каждой из них и их вклада в общем контексте мировой психологии, безусловно, представляет отдельный интерес.

Книгу трудно отнести к разряду научно -популярных и поэтому доступных всем. Однако написана она так, что, при всей научной строгости, доступна для чтения и неспециалистам, то есть всем, кто интересуется вопросами психологии, женского образования, научных биографий женщин-исследовательниц и пр. Результат такого чтения трудно переоценить: книга может мотивировать современных соотечественниц на продолжение традиций социальной активности женщин в сфере образования и науки.

Естественно, гендерный подход в истории психологии не является самым главным. Без учета этого фактора интересно рассмотреть судьбу трудов, которые имеют свою историю, свой жизненный цикл. В каждой науке, и в психологии в том числе, существуют выдающиеся работы, которые отмечают вехи, рубежи в науке, имеющие радикальное воздействие на ход и развитие всей науки или, по крайней мере, ее частной области. Но со временем отношение ко многим сочинениям менялось. Возможно, название вводит в заблуждение, иногда тексты тяжелы для современных читателей, иногда автор настолько опередил время, что только теперь можно оценить настоящее значение выполненного труда. Удивительно, но некоторые значительные работы сегодня практически неизвестны. Так ли справедлива их судьба? В ответ на этот вопрос появилась книга под редакцией профессора Люка - «Классики психологии» (2000 г.). В сборнике представлено 36 статей, посвященных «классикам» - от Хуана Уар-те и Лафатера до Кольберга и Баркера [11]. Статьи разных авторов, посвященные классикам, которых, казалось бы, ничто не объединяет, в различной степени спорным и бесспорным, воспринимаются абсолютно целостным сочинением за счет того, что объединены общей структурой, которая облегчает понимание логики и аргументации авторов:

- Оценка труда в краткой форме.

- Автор (краткие биографические сведения).

— Условия, в которых возник труд.

- Содержание.

— Восприятие современниками.

— Значение труда с сегодняшней точки зрения (перспективы).

В завершение каждой статьи дан довольно обширный список литературы, так что при желании познакомиться с работой данного автора тема может быть раскрыта исчерпывающе. Сам Х. Люк, являясь одним из редакторов сборника, также внес вклад в виде статей об «Основах психотехники» (1914 г.) Мюнстерберга и «Принципах топологической психологии» Курта Левина (1936 г.).

Своего рода продолжением заложенной в сборнике традиции можно считать книгу «Die psychologische Hintertreppe» (2016 г.), где Х. Люк выступает единственным автором [13]. Как бы лучше перевести буквальное «Черные лестницы психологии»... «Психология с непарадного входа»? Подзаголовок книги: «Выдающиеся психологи в жизни и трудах».

Действительно, на заднем крыльце нет ни красной ковровой дорожки, ни отполированных перил, ни праздничного яркого освещения. Цель книги - приблизиться к автору, застать его за работой, чтобы спросить прямо, начистоту, без лишних слов, почему и как он сделал то или это. В книге 44 очерка, и сам автор пишет, что выбор личностей может обсуждаться. Иногда психологию называют «скорой» наукой, и проблема многих авторов, их теорий и результатов состоит в том, что они часто и довольно быстро начинают считаться «устаревшими». Анализ причин и действительного значения многих имен, которые известны либо поверхностно, либо только односторонне, глубок и поражает открытиями, которые делает не только автор, но и читатель. Как жаль, что книга недоступна в переводе для отечественных специалистов.

На протяжении всего жизненного пути Х. Люка присутствует организаторская и редакторская работа в периодических и серийных научных изданиях, она настолько изобильна, что позволяет ограничиться главным.

Он - главный редактор журнала «Групповая динамика» (1980-2002 гг.), соредактор журнала «Групповая динамика и организационное консультирование. Журнал по прикладной социальной психологии» (2002-2015 гг.), а с 2016 г. в связи с преобразованием его в журнал «Группа. Интеракция (взаимодействие). Организация.

Журнал по прикладной организационной психо-логии»/«Gruppe. Interaktion. Organisation. Zeitschrift für Angewandte Organisationspsychologie» -член Консультативного (экспертного) совета.

Х. Люк был сооснователем и редактором информационного бюллетеня «История психологии» (совместно с Рудольфом Миллером, 19842007 гг., всего 45 тетрадей), а в 1989-2002 гг. -главным редактором журнала «Психология и история» («Psychologie und Geschichte»; всего 10 томов).

Он - соредактор журнала «From Past to Future. Clark Papers on the History of Psychology» («Из прошлого в будущее. Записки университета Кларка по истории психологии», 1998-2004 гг.).

Он - сооснователь и соредактор серии «Труды по социальной психологии», совместно с Рудольфом Миллером, а с 2011 г. - еще и со Ште-фаном Штюрмером, с 1999 до 2013 г. вышло 14 томов.

Как достижение всей немецкой истории психологии впечатляет серия книг «Труды по истории психологии». В качестве главного редактора Х. Люк начал издавать серию в 1990 г., с 2012 г. соредакторами ее являются Х. Люк и А. Шток, и к настоящему времени вышло уже 30 томов коллективных трудов: история научных школ и течений, внимательный анализ отдельных этапов развития и частных областей психологии, жизнь и деятельность выдающихся ученых, переписка и редкие фотографии. Названия и оглавления томов интригуют и завораживают: «Психологическая лаборатория как исходный пункт педагогической работы», «Социальная психология в ГДР», «Материнство и душа ребенка», «Развитие психологии в Йенском университете с 16 по 20 столетие», «Психология и тоталитаризм», «Ранние труды Курта Левина», «Психология критического мышления» ... Настоящая 30-томная «История психологии»!

С 16-го издания «Психологического словаря Дорш» (2013 г.) Х. Люк является членом редакционного совета издания, экспертом по истории психологии, в этой функции он написал более 250 статей для 16, 17 и 18 изданий словаря. Дорш-Лексикон («Dorsch Lexikon der Psychologie») назван по имени Фридриха Дорша, который с 1950 по 1987 г. самостоятельно создавал, издавал, переиздавал и дорабатывал словарь-справочник по психологии [12]. Первое издание, вышедшее в 1951 г., было, по сути, переизданием психологического словаря Фрица Гизе (1921 г.), затем Дорш постепенно увеличил его объем в 10 раз (12-е издание). С 9-го издания словарь издает Швейцария. После смерти Дорша (с 13-го изда-Хельмут Люк: научный портрет

ния) словарь выходит под редакцией Хекера и Штапфа. С 12-го издания Дорш-лексикон издается и переиздается на испанском языке в Испании и, соответственно, на португальском - в Португалии. История психологии в этом фундаментальном справочном издании представлена достойно.

Хельмуту Люку 76. Он по-прежнему активен, энергичен, каждый его день начинается работой за компьютером, с архивными материалами, а также телефонными переговорами, ведь он продолжает связывать поколения психологов, организовывать их сотрудничество, и эти связи выходят за рамки его родной Германии. Жизненный путь историка психологии профессора Люка продолжается. Будем надеяться, что и российский читатель еще не раз увидит это имя в отечественных изданиях.

Библиографический список

1. Люк, Х. Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «Топологической группы» Курта Левина) [Текст] : пер. с немецк. / Х. Люк // Методология и история психологии. - 2010. - Том 5. - Выпуск 3. - С. 77-89.

2. Люк, Х. История психологии: пер. с немецк. [Текст] / Х. Люк. - М. : Научный мир, 2012. - 272 с.

3. Люк, Х. История психологии: методология и методы [Текст] : пер. с немецк. / Х. Люк // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 194-203.

4. Люк, Х. Неизвестный Курт Левин [Текст] : пер. с немецк. / Х. Люк // Школьный психолог. - 2010. -№ 20 (474). - С. 34-35.

5. Люк, Х. Психологическое образование в Германии: история и современность [Текст] / Х. Люк, М. В. Волкова // Психология в вузе. - 2011. - № 6 ноябрь - декабрь. - С. 27-41.

6. Люк, Х. Тамара Дембо: научный портрет на фоне ХХ века [Текст] / Х. Люк, М. В. Волкова // Методология и история психологии. - 2011. - Том 6. -Выпуск 2. - С. 40-73.

7. A Pictoral History of Psychology / ed. W. Bringmann, H. Lück, R. Miller, Ch. Early. -Quintessence Publishing Co, Inc. - 1997. - 636 P.

8. Bedeutende Psychologinnen des 20. Jahrhunderts / Hrsg. S. Volkmann-Raue, H. E. Lück. - 2., überarbeitete Auflage. - VS Verlag, 2011. - 280 S.

9. Bei den Gründern der Individualpsychologie / Hrsg. H. E. Lück, H. Feuerhelm. - Gotha: DGIP, 1997. -118 S.

10. Illustrierte Geschichte der Psychologie / Hrsg. H. E. Lück, R. Miller. - Beltz, 1999. - 374 S.

11. Klassiker der Psychologie / Hrsg. H. E. Lück, R. Miller, G. Sewz-Vosshenrich. Stuttgart, Berlin; Köln: Kohlhammer, 2000. - 247 S.

12. Lexikon der Psychologie / Dorsch. - 16. Auflage. - Huber Verlag, 2013. - 1984 S.

13. Lück, H. E. Die psychologische Hintertreppe. Die bedeutenden Psychologinnen und Psychologen in

flpoc^aBCKHÖ negaroranecKHÖ BecTHHK - 2018 - № 2

Leben und Werk. / H. E. Lück. - Herder, 2016. - 448 S.

14. Lück, H. E. Geschichte der Psychologie / H. E. Lück. - 4., überarbeitete und erweiterte Auflage. -Stuttgart: Kohlhammer, 2009. - 210 S.

15. Lück, H. E. Kurt Lewin. Eine Einführung in sein Werk / H. E. Lück. - Beltz, 1996. - 180 S.

Bibliograficheskij spisok

1. Ljuk, H. Gruppovye processy v nauchnyh issledo-vanijah (na primere «Topologicheskoj gruppy» Kurta Levina) [Tekst] : per. s nemeck. / H. Ljuk // Metodologija i istorija psihologii. - 2010. - Tom 5. - Vypusk 3. -S. 77-89.

2. Ljuk, H. Istorija psihologii: per. s nemeck. [Tekst] / H. Ljuk. - M. : Nauchnyj mir, 2012. - 272 s.

3. Ljuk, H. Istorija psihologii: metodologija i metody [Tekst] : per. s nemeck. / H. Ljuk // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2017. - № 5. - S. 194-203.

4. Ljuk, H. Neizvestnyj Kurt Levin [Tekst] : per. s nemeck. / H. Ljuk // Shkol'nyj psiholog. - 2010. - № 20 (474). - S. 34-35.

5. Ljuk, H. Psihologicheskoe obrazovanie v Germanii: istorija i sovremennost' [Tekst] / H. Ljuk, M. V. Volkova // Psihologija v vuze. - 2011. - № 6 nojabr' - dekabr'. -S. 27-41.

6. Ljuk, H. Tamara Dembo: nauchnyj portret na fone HH veka [Tekst] / H. Ljuk, M. V. Volkova // Metodologija i istorija psihologii. - 2011. - Tom 6. - Vypusk 2. -S. 40-73.

7. A Pictoral History of Psychology / ed. W. Bringmann, H. Lück, R. Miller, Ch. Early. - Quintessence Publishing Co, Inc. - 1997. - 636 P.

8. Bedeutende Psychologinnen des 20. Jahrhunderts / Hrsg. S. Volkmann-Raue, H. E. Lück. - 2., überarbeitete Auflage. - VS Verlag, 2011. - 280 S.

9. Bei den Gründern der Individualpsychologie / Hrsg. H. E. Lück, H. Feuerhelm. - Gotha: DGIP, 1997. -118 S.

10. Illustrierte Geschichte der Psychologie / Hrsg. H. E. Lück, R. Miller. - Beltz, 1999. - 374 S.

11. Klassiker der Psychologie / Hrsg. H. E. Lück, R. Miller, G. Sewz-Vosshenrich. Stuttgart, Berlin; Köln: Kohlhammer, 2000. - 247 S.

12. Lexikon der Psychologie / Dorsch. - 16. Auflage. - Huber Verlag, 2013. - 1984 S.

13. Lück, H. E. Die psychologische Hintertreppe. Die bedeutenden Psychologinnen und Psychologen in Leben und Werk. / H. E. Lück. - Herder, 2016. - 448 S.

14. Lück, H. E. Geschichte der Psychologie / H. E. Lück. - 4., überarbeitete und erweiterte Auflage. -Stuttgart: Kohlhammer, 2009. - 210 S.

15. Lück, H. E. Kurt Lewin. Eine Einführung in sein Werk / H. E. Lück. - Beltz, 1996. - 180 S.

Reference List

1. Luck H. Group processes in scientific research (on the example of «Topological group» of Kurt Lewin): translated from German / H. Luck // Methodology and history of psychology. - 2010. - Volume 5. - Issue 3. -Page 77-89.

2. Luck H. History of psychology: translated from German / H. Luck. - M. : Nauchny Mir, 2012. - 272 pages.

3. Luck H. History of psychology: methodology and methods: translated from German. / H. Luck // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2017. - № 5. - Page 194-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Luch H. Unknown Kurt Lewin: translated from German / H. Luck // School psychologist. - 2010. - № 20 (474). - Page 34-35.

5. Luch H. Psychological education in Germany: history and the present / H. Luck, M. V. Volkova // Psychology in higher education institution. - 2011. - № 6 November - December. - Page 27-41.

6. Luck H. Tamara Dembo: a scientific portrait against the background of the XX century / H. Luck, M. V. Volkova // Methodology and history of psychology. - 2011. - Volume 6. - Issue 2. - Page 40-73.

7. A Pictoral History of Psychology / ed. W. Bringmann, H. Lück, R. Miller, Ch. Early. -Quintessence Publishing Co, Inc. - 1997. - 636 P.

8. Bedeutende Psychologinnen des 20. Jahrhunderts / Hrsg. S. Volkmann-Raue, H. E. Lück. - 2., überarbeitete Auflage. - VS Verlag, 2011. - 280 S.

9. Bei den Gründern der Individualpsychologie / Hrsg. H. E. Lück, H. Feuerhelm. - Gotha: DGIP, 1997. -118 S.

10. Illustrierte Geschichte der Psychologie / Hrsg. H. E. Lück, R. Miller. - Beltz, 1999. - 374 S.

11. Klassiker der Psychologie / Hrsg. H. E. Lück, R. Miller, G. Sewz-Vosshenrich. Stuttgart, Berlin; Köln: Kohlhammer, 2000. - 247 S.

12. Lexikon der Psychologie / Dorsch. - 16. Auflage. - Huber Verlag, 2013. - 1984 S.

13. Lück H. E. Die psychologische Hintertreppe. Die bedeutenden Psychologinnen und Psychologen in Leben und Werk. / H. E. Lück. - Herder, 2016. - 448 S.

14. Lück H. E. Geschichte der Psychologie / H. E. Lück. - 4., überarbeitete und erweiterte Auflage. -Stuttgart: Kohlhammer, 2009. - 210 S.

15. Lück H. E. Kurt Lewin. Eine Einführung in sein Werk / H. E. Lück. - Beltz, 1996. - 180 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.