Научная статья на тему 'ХАЙП-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В НОВОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ'

ХАЙП-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В НОВОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
372
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЙП-ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЙНЫЙ АЖИОТАЖ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕНТ / РЕПУТАЦИОННЫЕ РИСКИ / НОВОСТНАЯ ПОВЕСТКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ежов Д. А.

Цель. Анализ актуальных тенденций формирования федеральной новостной повестки с использованием хайп-технологий.Процедура и методы. Исследование основано на коммуникативном подходе, используются методы наблюдения, традиционного анализа документов и кейс-стади.Результаты. На основе анализа конкретной ситуации выявлены эффекты применения хайп-технологий в конструировании политического контента. Установлено, что присутствие политических и государственных деятелей в роли героев информационных сюжетов обуславливает приобретение ими политической окраски, что наиболее рельефно становится выражено под воздействием хайп-технологий, генерирующих репутационные риски.Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в научно-преподавательской деятельности в ходе рассмотрения технологий создания политического контента в современных медиа, а также в работе политических технологов и журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF HYPE AS A TOOL FOR CREATING POLITICAL CONTENT IN A NEW MEDIA REALITY

Aim. Analysis of current trends in the formation of the federal news agenda using technologies of hype.Methodology. The study is based on a communicative approach. Methods of observation, traditional analysis of documents and case studies were used.Results. Based on the analysis of a specific situation, the effects of using technologies of hype in the construction of political content in media were revealed. It has been established that the presentation of politicians in the role of heroes of news stories causes to the information context to acquire a political coloring, which becomes most pronounced under the influence of hype technologies generating reputational risks.Research implications. The results of the research can be used in scientific and teaching activities during the consideration of technologies for creating political content in modern media, as well as in the work of political technologists and journalists.

Текст научной работы на тему «ХАЙП-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В НОВОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ»

УДК 32.019.51 Ежов Д. А.

Финансовый университет при Правительстве РФ

125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2, Российская Федерация

ХАЙП-ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В НОВОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ

АННОТАЦИЯ

Цель. Анализ актуальных тенденций формирования федеральной новостной повестки с использованием хайп-технологий.

Процедура и методы. Исследование основано на коммуникативном подходе, используются методы наблюдения, традиционного анализа документов и кейс-стади. Результаты. На основе анализа конкретной ситуации выявлены эффекты применения хайп-технологий в конструировании политического контента. Установлено, что присутствие политических и государственных деятелей в роли героев информационных сюжетов обуславливает приобретение ими политической окраски, что наиболее рельефно становится выражено под воздействием хайп-технологий, генерирующих репутационные риски.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в научно-преподавательской деятельности в ходе рассмотрения технологий создания политического контента в современных медиа, а также в работе политических технологов и журналистов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

хайп-технологии, медийный ажиотаж, средства массовой информации, интернет-мемы, политический контент, репутационные риски, новостная повестка

СТРУКТУРА

Введение

Создание политического контента с помощью хайпа: анализ кейса Эффекты применения хайп-технологий в условиях новой медиареальности Заключение

D. Ezhov

Financial University under the Government of the Russian Federation Leningradskiy pr. 49/2, Moscow 125167, Russian Federation

TECHNOLOGIES OF HYPE AS A TOOL FOR CREATING POLITICAL CONTENT IN A NEW MEDIA REALITY

ABSTRACT

Aim. To analyze current trends in the formation of the federal news agenda using technologies of hype.

Methodology. The study is based on a communicative approach. Methods of observation, traditional analysis of documents and case studies were used.

Results. Based on the analysis of a specific situation, the effects of using technologies of hype in the construction of political content in media were revealed. It has been established that the presence of politicians and public officials as characters of the news stories contributes to their politicization, which becomes most emphasized under the influence of hype technologies generating reputational risks.

Research implications. The results of the research can be used in academic and teaching activities addressing the technologies for creating political content in modern media, as well as in the work of political technologists and journalists.

KEYWORDS

I

technologies of hype, media hype, mass media, Internet-memes, political content, reputational risks, news agenda

ВВЕДЕНИЕ

В условиях возрастающей степени влияния средств массовой информации на протекание политических процессов всё более значимым становится изучение непосредственных инструментов конструирования политического контента. Значимой характеристикой формируемой медиареальности является создание медийного ажиотажа вокруг событий, в которых тем или иным образом задействованы политические и государственные деятели. Фактическим результатом становятся централизация сюжета в информационной повестке и её политизация [3]. При этом последнее в наибольшей степени характерно для случаев, когда природа освещаемого события не является собственно политической и ожидаемый эффект создаётся преимущественно за счёт стилистики подачи материала средствами массовой информации и статуса героев информационных сюжетов, что непосредственным образом позиционирует новую медиареальность.

Альтернативным наименованием технологий создания медийного ажиотажа являются «хайп-технологии» [2]. Первоначально слово «хайп»1 распространялось в молодёжном сленге, однако, учитывая интерес учёных-исследователей к данному феномену, материализовавшемуся в ряде публикаций [4; 5; 7], можно констатировать факт введения термина «хайп» в понятийный аппарат науки. Объектом исследовательского внимания в рамках предлагаемой статьи являются хайп-технологии в контексте их проникновения в процесс продуцирования политического контента; в качестве предмета выступают актуальные тенденции создания политического контента и эффекты от его генерации в условиях новой медиареальности, характеризующейся значительной степенью распространения хайп-технологий. Рабочая гипотеза сводится к предположению, что придание информационным сюжетам эффекта политизации посредством использования хайп-технологий может приводить к различным последствиям для героев информационной повестки, вплоть до негативных в отношении их политической карьеры.

ЕЪ

hype (англ.) - шумиха.

В научных исследованиях хайп рассматривается в качестве нового тренда современного коммуникационного пространства [5]. Среди социальных прецедентов, получивших статус хайпа, нашли отражение в литературе появление Ю. Дудя и его интервьюирование В. Познера [4], рэп-баттл Oxxxymiron vs Dizaster [4], участие К. Собчак в качестве кандидата в выборах Президента РФ в 2018 г. [4]. Характерным примером предвыборного хайпа стало обещание сбрить усы кандидатом в Президенты РФ от КПРФ П. Грудининым, данное и выполненное им в 2018 г. [2]. В качестве кейса, демонстрирующего инклюзив-ность хайпа и его технологический потенциал трансформировать внешне нейтральные информационные поводы в политический контент за счёт интеграции в обсуждение сюжетов соответствующих ньюсмейкеров и лидеров мнения, следует рассматривать ситуацию с установкой и последующим демонтажем памятника Алёнке в городе Нововоронеж Воронежской области [3]. Принимая во внимание, что использование хайп-контента является актуальным трендом медиасреды наряду с распространением мемов и различных фейков [6], представляется очевидным, что хайп-технологии в системе инструментов создания политического контента в условиях новой медиареальности занимают одно из центральных мест. При этом особое внимание в литературе уделяется значению контента комического характера, распространение которого в наибольшей степени характерно для интернет-среды [8]. В контексте оценки политико-технологического эффекта хайпа и его вирусного распространения посредством потенциала интернета представляется оправданным включение в состав теоретической базы исследования работ, в которых раскрывается влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы [1; 9] в условиях новой медиареальности.

СОЗДАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕНТА С ПОМОЩЬЮ ХАЙПА: АНАЛИЗ КЕЙСА В большинстве случаев поводами для генерации хайпа являются фразы и действия, произносимые и совершаемые героями потенциальных сюжетов, или события, участниками которых они являются. Поскольку наш исследовательский интерес лежит в области создания политического контента посредством хайп-технологий, обратимся к анализу конкретного кейса с участием политических деятелей, ставшего предметом медийного ажиотажа.

Одним из наиболее громких подобных случаев за последнее время стала информационная кампания, развернувшаяся вокруг задержания в Лысо-горском районе Саратовской области депутата Государственной думы РФ от КПРФ В. Рашкина с разделанной тушей лося в багажнике автомобиля. В ночь с 28 на 29 октября 2021 г. транспортное средство под управлением В. Рашкина было остановлено представителями органов правопорядка. В машине, помимо туши лося, были обнаружены инструменты для разделки со следами крови. Со слов самого депутата, он приехал погостить к друзьям в Саратов- ™™

скую область и в день инцидента во время ночной прогулки по лесу нашёл практически уже разделанную тушу убитого животного, после чего вернулся к своим товарищам и предложил отвезти находку в полицию, куда и направился в компании одного из своих знакомых. На вопрос правоохранителей о происхождении инструментов для разделки депутат дал ответ, что нашёл их в лесу вместе с тушей. Следует отметить, что, согласно имеющимся официальным данным, В. Рашкин в момент задержания отказался от медицинского освидетельствования на предмет наличия алкогольного опьянения2. Подключение к информационному освещению темы федеральных медиа спровоцировало возникновение хайпа, что делает выбор соответствующего кейса для анализа в контексте настоящего исследования оправданным.

Примечательно, что новость о случившемся с В. Рашкиным не только оперативно распространилась средствами массовой информации и активно обсуждалась в социальных сетях, но и стала одним из сюжетов новостной федеральной повестки на несколько месяцев вперёд, достаточно быстро приобретя политическую окраску с учётом фактора статуса главного героя. Тема задержания действующего депутата от крупнейшей оппозиционной партии мгновенно стала поводом для многочисленных политических спекуляций. Так, отдельные представители КПРФ были склонны рассматривать инцидент с В. Рашкиным как «грандиозную провокацию»3, считая, что депутат задержан незаконно. По факту выхода новости со стороны партии можно было наблюдать склонность к отрицанию произошедшего. Так, пресс-секретарь лидера КПРФ А. Ющенко заявил следующее: «Пока ничего не известно. Какая может быть реакция на опубликование какого-то телеграм-канала4 Mash? Это сегодняшние кадры, вчерашние? Задержали его? Что ему предъявляют? У нас пока нет информации»5. Подобные заявления явно демонстрируют низкую степень доверия к телеграм-каналам как источникам достоверных сведений, через которые первоначально распространилась информация о событии, являющемся предметом настоящего исследования. В то же время нельзя отрицать вероятность попытки со стороны пресс-службы КПРФ не афишировать случившегося в целях минимизации репутационных потерь для партии. В этих условиях представляется характерным, что для источников новостных

2 Ахтырко А. «Можете присесть, Валерий». За что задержали коммуниста Рашкина // Газета.ги. [29.10.2021]. URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/10/29/14147683.shtml (дата обращения: 12.01.2022).

3 «Грандиозная провокация». Представитель КПРФ и юристы - о причастности Рашкина к охоте на лося // Секрет фирмы : [сайт]. [29.10.2021]. URL: https://secretmag.ru/news/grandioznaya-provokaciya-predstavitel-kprf-i-yuristy-o-prichastnosti-rashkina-k-okhote-na-losya-29-10-2021. htm (дата обращения: 12.01.2022).

4 Здесь и далее - инструмент социальной сети «Telegram» (прим. ред.).

5 В КПРФ прокомментировали задержание Рашкина с убитым лосем // News.ru. [29.10.2021]. URL: https://news.ru/society/v-okruzhenii-rashkina-nazvali-syurprizom-zaderzhanie-deputata-s-myortvym-losem (дата обращения: 12.01.2022).

порталов в КПРФ инцидент и вовсе стал сюрпризом, поскольку «Рашкин никогда не увлекался охотой, это очередная атака на него»6.

Заметим, что подобные предположения могли возыметь эффект в период предвыборной борьбы, да и вряд ли они выглядели бы обоснованными в конкретной ситуации, когда все факты налицо. Впрочем, принимая во внимание логику представителей КПРФ, увидевших в произошедшем атаку со стороны политических оппонентов, предположим, что, делая подобные заявления, они могли руководствоваться сложившейся скандальной репутацией В. Рашкина как публичного политика. Так, общеизвестны факты поддержки с его стороны акций и проектов внесённого Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов А. Навального7. На фоне пандемии коронавируса СОУЮ-19 В. Рашкин обнародовал свою позицию антипрививочника. В частности, он являлся организатором проводившегося под видом встречи с депутатом митинга противников вакцинации, на котором к нему пытался прорваться впоследствии задержанный участник мероприятия, одетый в костюм Чебурашки с ящиком апельсинов8. Примечательно, что митинг проходил в июне 2021 г., как раз во время кампании по выборам депутатов Государственной думы РФ восьмого созыва. В контексте обсуждения истинного происхождения инцидента на охоте прозвучали предположения со стороны экспертов и представителей различных политических сил, сводившиеся к тому, что за обвинением В. Рашкина в незаконной охоте на лося могли стоять его оппоненты в рамках внутрипартийной борьбы за лидерство на случай смены председателя КПРФ Г. Зюганова. В частности, близкой по содержанию позиции придерживается политолог С. Марков, выдвигая одну из версий в рамках экспертной оценки произошедшего9.

В итоге представителям КПРФ участие В. Рашкина в незаконной охоте пришлось признать, а раскрутка в средствах массовой информации темы инцидента с депутатом получила своё продолжение. Из-за широкого общественного резонанса дело было передано в Следственный комитет России. По мере того, как ажиотаж вокруг сюжета стал набирать обороты, его содержательная составляющая обрастала новыми подробностями, вступавшими в противоречие с первоначальной версией инцидента. По прошествии более чем двух недель после события, спустя буквально несколько часов после того, как Генеральная прокуратура РФ попросила депутатов лишить В. Раш-

В КПРФ прокомментировали задержание Рашкина с убитым лосем // News.ru. [29.10.2021].

URL: https://news.ru/society/v-okruzhenii-rashkina-nazvali-syurprizom-zaderzhanie-deputata-s-myortvym-losem (дата обращения: 12.01.2022).

«Рандеву» Навального с Рашкиным подтверждает связь блогера с коммунистами // Политэк-сперт : [сайт]. [07.11.2019]. URL: https://politexpert.net/172274-randevu-navalnogo-s-rashkinym-podtverzhdaet-svyaz-blogera-s-kommunistami (дата обращения: 12.01.2022). Человека в костюме Чебурашки задержали на митинге антипрививочников в Москве // НТВ. Ru. [26.06.2021]. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2571161 (дата обращения: 12.01.2022). Рашкин и лось: Марков озвучил необычные версии происшествия // Русская весна : [сайт].

[30.10.2021]. URL: https://rusvesna.su/news/1635536768 (дата обращения: 12.01.2022).

6

7

8

9

кина неприкосновенности, он выпустил на своём УоиШЬе-канале видео, в котором признался в факте убийства лося, отказавшись от выдвинутой первоначальной версии о своей любви к ночным прогулкам по лесу, таким образом признавшись в незаконной охоте10. Именно в опубликованном видео В. Рашкин отметил, что по лесу «гулял» с тепловизором и выстрелил в сторону силуэта парнокопытного, внешне похожего на крупного кабана. Обнаружив в принятом им за кабана убитого лося, депутат разделал тушу, а один из товарищей помог ему убрать её в багажник автомобиля. При этом непосредственный участник инцидента уточнил, что стал жертвой обстоятельств, не владея информацией о запрете охоты в данном месте, ссылаясь на информацию об обратном, полученную во время застолья с друзьями. Между тем, согласно экспертному мнению егеря Н. Данилина, прокомментировавшего соответствующий эпизод в средствах массовой информации, функциональные возможности тепловизора вполне позволяют отличить лося от кабана11.

25 ноября 2021 г. по представлению Генерального прокурора РФ депутаты нижней палаты российского парламента проголосовали за лишение неприкосновенности своего коллеги. Фактическим основанием для соответствующего представления, со слов Генерального прокурора РФ И. Краснова, стали «неуклюжие попытки ввести в заблуждение органы правопорядка, да и не только их относительно обстоятельств обнаружения в багажнике его автомобиля туши животного»12. Им также был сделан акцент на том, что «этот без преувеличения позор»13 стал известен благодаря средствам массовой информации. Таким образом, незаконная охота на лося закончилась для депутата уголовным делом. Реконструируя биографию В. Рашкина как публичного политика, отметим, что анализируемый нами кейс является далеко не единственным фактом, демонстрирующим любовь депутата к живой природе. Так, по иронии судьбы, в 2019 г. он активно выступал в защиту национального парка «Лосиный остров»14.

ЭФФЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ХАЙП-ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ В продолжение анализа кейса обратимся к комплексной оценке вызванных им эффектов. Случай освещения инцидента с В. Рашкиным в средствах массовой информации является примером пролонгированного и многоэтапного

10 Рашкин признался в убийстве лося // РБК : [сайт]. [18.11.2021]. URL: https://www.rbc.ru/politics/ 18/11/2021/6195b4369a7947863c79b6a2 (дата обращения: 12.01.2022).

11 Что теперь ждет лосеубийцу Рашкина // Вести^. [25.1 1.2021]. URL: https://www.vesti.ru/ article/2644465 (дата обращения: 12.01.2022).

12 Там же.

13 Там же.

14 Валерий Рашкин в Твиттере: ЗА спасение общенационального достояния Национального парка «Лосиный остров»; ПРОТИВ правового, градостроительного и экологического беспредела. Власти пытаются изъять часть парка для строительства дорог // Twitter : [сайт]. URL: https:// twitter.com/rashkinv/status/1129720702712647680 (дата обращения: 12.01.2022).

хайпа, который в результате имел для его фигуранта последствия, фактически стоившие ему депутатской неприкосновенности. Выдвинутый тезис о пролонгированном и многоэтапном характере хайпа объясняется его «медийным перехватом» в популярных телепрограммах и социальных сетях, что способствовало трансформации сюжета в объект шуток, мемов, различных видов народного творчества, демонстрируя общественную реакцию на событие и являясь следствием внимания к теме со стороны федеральных новостных медиа.

1 ноября 2021 г. в эфире программы «Вечерний Ургант» её ведущий И. Ургант, упомянув об инциденте с депутатом, выдвинул версию о самоубийстве лося. Согласно сделанному предположению, не голосовавший за КПРФ лось, увидев В. Рашкина, мог застрелиться из-за стыда. В эфире от 19 ноября И. Ургант в свойственной ему манере прокомментировал чистосердечное признание В. Рашкина в убийстве лося и подверг его сценической реконструкции, сделав акцент на построении речи депутата, соответствующей, по мнению ведущего, стилистике классических детских рассказов о животных.

Если интеграция политического контента в интерпретацию сюжета И. Ур-гантом имеет исключительно развлекательный контекст, то в стихотворении, написанном на смерть лося поэтом В. Емелиным, прослеживается крайне политизированное содержание. Автор стихотворения в аллегорической форме переносит на себя образ лося, застреленного В. Рашкиным, проводя обличительные аналогии между браконьерами и народными избранниками15.

Пользователи социальных сетей также не обошли стороной убийство лося депутатом. Так, получила широкое распространение художественная вариация в стиле советского агитационного плаката, названная «Памяткой нетрезвому охотнику» и содержащая изображения лося и кабана с соответствующими пояснениями («Кабан не лось!», «Лось не кабан!») (рис. 1)16.

В этом же контексте исследовательский интерес может представлять мем17 в твиттер-аккаунте Князь Ковбасы (@Knyz_Kovbas) с изображением гибрида лося и кабана, сопровождаемым надписью: «А Рашкин выйдет?» (рис. 2)18.

Цит. по: Рудина А. «Лось-провокатор». Соцсети о туше лося в багажнике депутата Рашкина //

Радио Свобода : [сайт]. [01.11.2021]. URL: https://www.svoboda.org/a/losj-provokator-sotsseti-o-tushe-losya-v-bagazhnike-deputata-rashkina/31538399.html (дата обращения: 12.01.2022). Цит. по: Лучшие шутки и мемы про депутата Рашкина, который целился в кабана, а попал в лося // MAXIM : [сайт]. [19.11.2021]. URL: https://www.maximonline.ru/humor/luchshie-shutki-i-memy-pro-deputata-rashkina-kotoryi-celilsya-v-kabana-a-podstrelil-losya-id693069 (дата обращения: 12.01.2022).

Мем (англ. meme) - информация в той или иной форме (медиаобъект, т. е. объект, создаваемый электронными средствами коммуникации), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в интернете разнообразными способами (прим. ред.).

Цит. по: Лучшие шутки и мемы про депутата Рашкина, который целился в кабана, а попал в лося // MAXIM : [сайт]. [19.11.2021]. URL: https://www.maximonline.ru/humor/luchshie-shutki-i-memy-pro-deputata-rashkina-kotoryi-celilsya-v-kabana-a-podstrelil-losya-id693069 (дата обращения: 12.01.2022).

Рис. 1 / Fig. 1. Памятка нетрезвому охотнику / Memo to a drunk hunter Источник: Лучшие шутки и мемы про депутата Рашкина, который целился в кабана, а попал в лося // MAXIM : [сайт]. [19.11.2021]. URL: https://www.maximonline.ru/humor/luchshie-shutki-i-memy-pro-deputata-rashkina-kotoryi-celilsya-v-kabana-a-podstrelil-losya-id693069 (дата обращения: 12.01.2022).

КнязьКовбкыв^Ф

@Knyz_Kovbas

А Рашкин выйдет?

Translate Tweet

Рис. 2 / Fig. 2. Мем «А Рашкин выйдет?» / Meme "Will Rashkin come out?" Источник: Лучшие шутки и мемы про депутата Рашкина, который целился в кабана, а попал в лося // MAXIM : [сайт]. [19.11.2021]. URL: https://www.maximonline.ru/humor/luchshie-shutki-i-memy-pro-deputata-rashkina-kotoryi-celilsya-v-kabana-a-podstrelil-losya-id693069 (дата обращения: 12.01.2022).

Появление шуток и мемов мы можем расценивать в качестве эффекта пролонгированного и многоэтапного хайпа. В частности, блогер Корефан (@с1аЬког) публикацию фото В. Рашкина и кабана сопровождает надписью19: «Рашкин не виноват, заявил проходящий по делу кабан. Он охотился на меня, а тут приперся пьяный лось и прям подлез под пулю...» (рис. 3)20.

Рис. 3 / Fig. 3. Мем «Рашкин не виноват...» / Meme "Rashkin is not the one to blame..." Источник: Лучшие шутки и мемы про депутата Рашкина, который целился в кабана, а попал в лося // MAXIM : [сайт]. [19.11.2021]. URL: https://www.maximonline.ru/humor/luchshie-shutki-i-memy-pro-deputata-rashkina-kotoryi-celilsya-v-kabana-a-podstrelil-losya-id693069 (дата обращения: 12.01.2022).

В качестве свидетелей инцидента в твите21 Евгении Твардовской (@ EvgeniaTvar) выступают «зайчики и белочки»22, подтверждающие случайность убийства Рашкиным лося. Как мы видим, значительная часть мемов и комментариев в социальных сетях в содержательном отношении сосредоточена вокруг факта «возникновения путаницы» между лосем и кабаном, зафиксированного в воображении депутата В. Рашкина. Однако в интернете находят отражение и другие элементы кейса, словесное воплощение которых остро политизировано. Например, в твиттер-аккаунте Хроника деградации (@sergeenko_i) опубликовано четверостишие, апеллирующее к партий-

19 Здесь и далее авторские орфография и пунктуация сохранены (прим. ред.).

20 Там же.

21 Твит - текстовое сообщение длиной до 140 символов в социальной сети «Twitter» (прим. ред.).

22 Там же.

ной принадлежности В. Рашкина: «Зачем убил Валерий лося? / Он не хотел, ему пришлося. / Вокруг палатки лось скакал / и громко Ленина ругал»23. В твиттер-аккаунте Бездомная национальность (@1пСсаШпд) выдвигается версия, что «Рашкин убил лося, приняв его за солдата НАТО»24. Таким образом, можно утверждать факт явной политизации сюжета пользователями социальных сетей.

Пролонгированный эффект хайпа в случае кейса с депутатом В. Рашкиным нашёл воплощение в формировании аналогий, заполнивших информационное и интернет-пространство. Так, в декабре 2021 г. региональное отделение партии «Единая Россия» в Ростовской области исключило из своих рядов депутата По-ляковского сельского поселения Неклиновского района В. Латышева, который попал на запись оперативной съёмки, когда предлагал подчинённым экономить на еде для детей-сирот и давать котлеты только в день приезда представителей проверяющих инстанций25. Комментируя произошедшее, депутат Государственной думы РФ А. Хинштейн назвал бывшего коллегу по партии «котлесосом»26, а пользователи интернета окрестили В. Латышева «донским Рашкиным», поводом для чего послужили фотографии с охоты, на которых ростовский депутат был запечатлён на фоне убитого животного27.

В целом в ходе анализа кейса выявлена тенденция к расширению географии распространения хайпа за счёт федерального масштаба инцидента. Дополнительным аргументом является факт появления мема с участием лося из посёлка Караваево Костромской области28, которым сопровождались сообщения средств массовой информации о неявке В. Рашкина в суд по причине болезни в феврале 2022 г. В упомянутом меме, сопровождаемом подписью «Вы Рашкина не видели?», лось, стоя на дороге, заглядывает в окно маршрутки. Таким образом, костромской лось стал героем федеральной повестки29.

23 Твит - текстовое сообщение длиной до 140 символов в социальной сети «Twitter» (прим. ред.).

24 Там же.

25 «Давайте добавим дешёвый пирожок». Как депутат с Дона хотел сэкономить на детях и попал на видео // 161 .ру - Ростов-на-Дону онлайн. [09.12.2021]. URL: https://161.ru/text/ criminal/2021/12/09/70306754 (дата обращения 12.01.2022).

26 Эрозбек Д. «Таких "котлесосов" к ним подпускать нельзя»: Хинштейн заявил о том, что экономившего на детях депутата исключат из «Единой России» // Daily Storm : [сайт]. [09.12.2021]. URL: https://dailystorm.ru/news/takih-kotlesosov-k-nim-podpuskat-nelzya-hinshteyn-zayavil-chto-ekonomivshego-na-detyah-deputata-isklyuchat-iz-edinoy-rossii (дата обращения: 12.01.2022).

27 Банишевская Ю. Донской Рашкин. Депутата Латышева выгнали из «Единой России» за скандал с котлетами для детей-сирот // Царьград : [сайт]. [14.12.2021]. URL: https://tsargrad.tv/articles/ donskoj-rashkin-deputata-latysheva-vygnali-iz-edinoj-rossii-za-skandal-s-kotletami-dlja-detej-sirot-2_462556 (дата обращения: 12.01.2022).

28 Лось под Костромой вышел в свет и заставил горожан перекреститься // KOSTROMA. TODAY -Первый региональный портал. [03.12.2021]. URL: https://kostroma.today/news/los-pod-kostromoj-vyshel-v-svet-i-zastavil-gorozhan-perekrestitsya (дата обращения: 12.01.2022).

29 Лось из поселка Караваево в результате «дела Рашкина» стал интернет-мемом // M^RU -Кострома : [сайт]. [11.02.2022]. URL: https://kostroma.mk.ru/social/2022/02/11/los-iz-poselka- ~нйчйлу karavaevo-v-rezultate-dela-rashkina-stal-internetmemom.html (дата обращения: 12.01.2022). ст«ть"

Заметим, что из политических и государственных деятелей В. Рашкин становится не первой жертвой хайпа. Например, в похожей ситуации в 2018 г. оказалась министр труда, занятости и миграции Саратовской области Н. Соколова, посоветовавшая в целях обеспечения возможности жить в течение месяца на прожиточный минимум в размере 3500 рублей «есть макарошки», потому что они «стоят одинаково», после чего лишилась занимаемой должности30. Последствия стрим-трансляции беседы министра с депутатами стали классическим примером репутационного эффекта хайпа. Примечательно, что в преддверие этого в ответ на предложение не менять стоимости потребительской корзины до 2020 г., оставив её на уровне 3500 рублей, один из саратовских депутатов вступил с министром в публичную полемику, пояснив, что «питание ослика из ленинградского зоопарка стоит 10 600 рублей в месяц, хорька - 2 700»31.

В то же время в целях объективности обратим внимание на то, что неосторожные действия и неуместные высказывания политиков не всегда становятся роковыми для лиц, с которыми они ассоциируются. Так, в декабре 2021 г. саратовский депутат-единоросс Ю. Литневская, выступая на заседании областной думы, посвятила коллегам из фракции КПРФ стихотворение В. Гафта «Муха Москвы», фактически сравнив коммунистов с «навозными мухами», и пожелала стать им «пчёлами»32. Информация об имевшем место факте распространилась по интернету, однако не вызвала значительного интереса со стороны аудитории и не повлекла ощутимых имиджевых последствий. Полагаем, в данном случае как таковой хайп оказался несостоявшимся ввиду отсутствия тенденции к его развёртыванию и дальнейшей пролонгации за счёт фактора локальности события. Таким образом, приведённый пример следует рассматривать в качестве проявления несостоявшегося хайпа, несмотря на наличие для этого внешних предпосылок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведённого исследования сделаны следующие выводы.

Представляется очевидным, что объём и скорость распространения информации в современных медиа настолько беспрецедентны, что любая оплошность публичного лица потенциально способна спровоцировать медийный ажиотаж. В наиболее уязвимом положении находятся политические и государственные деятели, т. к. потенциальный хайп на их поступках и вы-

30 Чиновница посоветовала народу «есть макарошки» и держать пост // Комсомольская правда : [сайт]. [14.10.2018]. URL: https://www.kp.rU/daily/26894.7/3938247 (дата обращения: 12.01.2022).

31 Там же.

32 Демидов А. Российский депутат сравнила коллег с навозными мухами // Газетами : [сайт]. [15.12.2021]. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2021/12/15/n_17016943.shtml (дата обращения: 12.01.2022).

сказываниях, несоответствующих общепринятым в социуме нормам, создаёт значительные репутационные риски для дальнейшей карьеры.

По причине интеграции в ретранслируемые сюжеты политических и государственных деятелей в роли главных или второстепенных героев можно утверждать, что соответствующие информационные поводы приобретают политическую окраску, несмотря на характер их первоначального содержания. Хайп-технологии в этих условиях не только выступают в качестве инструмента создания политического контента путём преобразования сопутствующей информационной повестки, но и формируют потенциал для использования тем, ставших предметом медийного ажиотажа, в интересах политических оппонентов героя события. Можно констатировать, что нарастающее развитие хайпа в федеральной новостной повестке в отношении отдельных событий способствует пролонгации ажиотажа вокруг них.

ЛИТЕРАТУРА

1. Володенков С. В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы, акторы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 341-364. Р01: 10.14515/ тот1:оппд.2019.5.16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ежов Д. А. Выборы в условиях шоуизации // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 2 (25). С. 130-144. Р01: 10.1918Шб.2018.25.2.515

3. Ежов Д. А. Политизация хайпа в условиях шоуизации // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 2. С. 93-99. Р01:10.34823/БС2.2021.2.51554

4. Ефанов А. А. «Хайпы» в современном поле медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 1 (27). С. 63-69.

5. Ефанов А. А. Хайп как новый коммуникационный тренд // Современный дискурс-анализ. 2018. № 3-2 (20). С. 144-150.

6. Киуру К. В., Кривоносов А. Д. Трансформации медиасреды как объект исследования теории массовой коммуникации // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4. С. 711-723. Р01: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).711-723

7. Самарин Д. А. Хайп как современный медиафакт в пространстве языка и культуры: за и против // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 4 (91). С. 83-90. Р01: 10.23859/1994-0637-2019-491-8

8. Семенова Е. А. От балагана до хайпа (Проблемы современной интернет-коммуникации) // Наука телевидения. 2019. Т. 15. № 2. С. 43-64. Р01: 10.30628/1994-9529-2019-15.2-43-64

9. Федорченко С. Н. Цифровые технологии в политическом процессе: новые вызовы и перспективы // Право и государство. 2020. № 3-4 (88-89).

С. 161-175. Р01: 10.51634/2307-5201_2020_34_161

___

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

REFERENCES

1. Volodenkov S. V. [Influence of internet communication technologies on contemporary social and political processes: scenarios, challenges, and actors]. In: Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomichekie i sotsial'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal], 2019, no. 5 (153), pp. 341-364. DOI: 10.14515/ monitoring.2019.5.16

2. Ezhov D. A. [Show-oriented elections: the technologies and social consequences]. In: Vestnik instituta sotziologii [Bulletin of the Institute of Sociology], 2018, vol. 9, no. 2 (25), pp. 130-144. DOI: 10.19181/ vis.2018.25.2.515

3. Ezhov D. A. [Politicization of hype in the context of showization]. In: Social'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], 2021, no. 2, pp. 93-99. DOI: 10.34823/SGZ.2021.2.51554

4. Yefanov A. A. [«Hypes» in the present media field]. In: Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [Sign: problematic field of media education], 2018, no. 1 (27), pp. 63-69.

5. Yefanov A. A. [Hype as a new communication trend]. In: Sovremennyjdiskurs analiz [Modern discourse analysis], 2018, no. 3-2 (20), pp. 144-150.

6. Kiuru K. V., Krivonosov A. D. [Media environment transformations as an object of study of the theory of mass communications]. In: Voprosy teorii ipraktikizhurnalistiki [Theoretical and practical issues of journalism], 2018, vol. 7, no. 4, pp. 711-723. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).711-723

7. Samarin D. A. [Hype as a modern media fact in the space of language and culture: pros and cons]. In: Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 2019, no. 4 (91), pp. 8390. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-4-91-8

8. Semenova E. A. [From farce to hype (issues of modern internet communication)]. In: Nauka televideniya [The art and science of television], 2019, vol. 15, no. 2, pp. 43-64. DOI: 10.30628/1994-9529-2019-15.2-43-64

9. Fedorchenko S. N. [Digital technologies in the political process: new challenges and prospects]. In: Pravo i gosudarstvo [Law and State], 2020, no. 3-4 (88-89), pp. 161-175. DOI: 10.51634/2307-5201_2020_34_161

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 28.01.2022 Статья размещена на сайте: 12.04.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ежов Дмитрий Александрович - кандидат политических наук, доцент Департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ; e-mail: [email protected]

■<1

DmitriyA. Ezhov - Cand. Sci. (Political Sciences), Assoc. Prof., Department of Political Sciences, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Ежов Д. А. Хайп-технологии как инструмент создания политического контента в новой медиареальности // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru

Ezhov D. A. Technologies of hype as a tool for creating political content in a new media reality. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2022, no. 2. Available at: www. evestnik-mgou.ru

■ъ

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.