Научная статья на тему 'ХАРД-ДИСКАУНТЕР, КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФОРМАТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

ХАРД-ДИСКАУНТЕР, КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФОРМАТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
розничная торговля / форматы торговли / дискаунтер / харддискаунтер / поведение потребителей / retail trade / trade formats / discounter / hard discounter / consumer behavior

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Сухостав

В статье рассматриваются вопросы развития и популяризации форматов розничной торговли в разные экономические периоды. Автор отмечает зависимость роста показателей того или иного формата торговли от рыночных условий. В работе приводятся данные, согласно которым на сегодняшний день перспективным становится формат харддискаунтера: увеличивается доля такого формата в общем числе торговых точек, наблюдается рост среднего чека и частоты посещений покупателями. Автор приводит основные принципы работы магазинов указанного формата, обращает внимание на дальнейшие перспективы и интерес к хард-дискаунтерам не только со стороны потребителей, но и со стороны брендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARD DISCOUNTER AS A PROMISING RETAIL FORMAT

The article discusses the development and popularization of retail formats in different economic periods. The author notes the dependence of the growth of indicators of a particular trading format on market conditions. The paper provides data according to which the hard discounter format is becoming promising today: the share of this format in the total number of outlets is increasing, there is an increase in the average receipt and the frequency of visits by customers. The author gives the basic principles of the operation of stores of this format, draws attention to further prospects and interest in hard discounters not only from consumers, but also from brands.

Текст научной работы на тему «ХАРД-ДИСКАУНТЕР, КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФОРМАТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

ХАРД-ДИСКАУНТЕР, КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ФОРМАТ РОЗНИЧНОЙ

ТОРГОВЛИ

Е.В. Сухостав, канд. экон. наук, старший преподаватель

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

(Россия, г. Омск)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-3-74-76

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития и популяризации форматов розничной торговли в разные экономические периоды. Автор отмечает зависимость роста показателей того или иного формата торговли от рыночных условий. В работе приводятся данные, согласно которым на сегодняшний день перспективным становится формат хард- дискаунтера: увеличивается доля такого формата в общем числе торговых точек, наблюдается рост среднего чека и частоты посещений покупателями. Автор приводит основные принципы работы магазинов указанного формата, обращает внимание на дальнейшие перспективы и интерес к хард-дискаунтерам не только со стороны потребителей, но и со стороны брендов.

Ключевые слова: розничная торговля, форматы торговли, дискаунтер, хард-дискаунтер, поведение потребителей.

В настоящее время экономические условия способствуют трансформации торговых форматов и появлению новых каналов сбыта. Сектор розничной торговли зачастую первым принимает на себя изменение рыночной ситуации. Развитие онлайн-платформ, продажи через маркет-плейсы, мобильные приложения - это все новые возможности для реализации различных категорий товаров. При этом изменениям подвержены и традиционные форматы торговли, которые под влиянием внешней среды и изменяющейся модели поведения потребителя приобретают новые формы.

В тот или иной временной период популяризация и рост показателей наблюдались за различными торговыми форматами. Так, в 2008 году стремительный рост показателей демонстрировали гипермарке-ты, которые за счет эффекта масштаба имели возможность предложить потребителю более выгодные цены и широкий ассортимент, чем другие форматы магазинов [1]. Покупки в большом количестве или, иными словами, впрок воспринимались как норма, а совершение таких покупок в крупном магазине, как способ времяпрепровождения, в том числе всей семьей. Позднее в 2014 году гипермаркеты «отдали» лидерство форматам магазинов у

дома, что произошло благодаря развитию ценовых стратегий таких магазинов через увеличение доли промоакций. Потребители против покупки всего необходимого списка товаров в одном месте, стали приобретать исходя из выгодных предложений и посещать несколько небольших магазинов. В 2020 году под влиянием пандемии вынужденная изоляция вновь заставила потребителей изменить поведение по отношению к покупке товаров. Соответственно в этот период развивается сегмент онлайн-торговли и сопутствующей быстрой доставки. В 2022 году кризисные явления, введение санкционной политики вновь заставляют сектор розничной торговли трансформироваться. Происходит стремительный рост хард-диискаунтеров, так как вновь меняются настроения потребителей, поведение становится основанным на рациональном потреблении через снижение затрат и более продуманное приобретение необходимых продуктов.

В настоящее время потребитель активно переключается между форматами, в том числе совмещая онлайн- и офлайн-возможности приобретения товаров и закрывая разные потребности в разных каналах. Тем не менее по результатам исследований таких компаний как ОЖ, Ромир можно выделить формат хард-

дискаунтера, который набирает обороты и имеет дальнейшую перспективу роста [1, 2]. Согласно исследованию Nielsen, проведенному в 2023 году, хард-дискаунтеры занимают 8% рынка розничной торговли. Также за последний год на 25% выросли продажи в данном формате торговли в денежном выражении [3]. Российские потребители в среднем посещают хард-дискаунтеры 3-4 раза в месяц. Хард-дискаунтеры привлекают новую аудиторию и наращивают показатели за счет частоты и растущего среднего чека покупок [4].

К принципам функционирования хард-дискаунтеров относится минималистичное обустройство и оформление торгового зала, упрощенная выкладка товара, максимальное использование торговой площади, минимальное количество рекламных материалов, оптимизация и многофункциональность персонала. Хард-дискаунтеры работают в стратегии EDLP (every day low prices), что означает «низкие цены каждый день» без введения специальных промоак-ций. Среди потребителей присутствует мнение, что хард-дискаунтеры представляют собой «неопрятные» магазины с плохим качеством обслуживания, низким уровнем инфраструктуры, где продаются товары низкого качества. Но ситуация постепенно меняется, происходит и изменение в сознании потребителей, и адаптация самого формата магазина. Сегодня при соблюдении основных принципов хард-дискаунтера специалисты отмечают, что данный формат становится более современным, удобным, привлекательным с точки зрения атмосферы торгового пространства, внутренней навигации, предлагаемого ассортимента товаров. Совершенствование ассортиментной политики хард-дискаунтеров происходит в нескольких направлениях: развитие товаров под собственной торговой маркой и расширение ассортимента в ходе трансформации формата хард-дискаунтера по примеру европейских торговых предприятий [5]. И если в базовом развитии формат хард-

дискаунтера, согласно стратегии, ограничивался целевой аудиторией с низким уровнем дохода, то сейчас сегмент потребителей расширяется за счет «среднестатистического покупателя» [1]. В хард-дискаунтерах развивается и категория готовых блюд, ранее свойственная, в первую очередь гипермаркетам и супермаркетам. Так, в 2023 году продажи готовой еды в хард-дискаунтерах выросли на 55,3% [6].

Среди развивающихся хард-дискаунтеров можно выделить такие как Светофор, Чижик, FixPrice, 7 Шагофф, Smart, Батон, Доброцен, Маяк, Находка, Победа, Хлеб-Соль, Экономия, Низкоцен. Наибольшую перспективу роста имеют дискаунтеры, позволяющие потребителю закрыть сразу все потребности покупательской корзины [4].

Целесообразно отметить, что формат дискаунтеров становится привлекательным и для известных брендов, ранее не представленных и не рассматривающих подобный формат. Сегодня представленность для таких брендов на полках диска-унтеров несет в себе высокий потенциал продаж, но тем не менее присутствует и риск ценовых конфликтов при одновременной представленности известного бренда как в привычном для него гипер-маркете, так и в хард-дискаунтере. В этом случае есть несколько решений, среди которых выпуск специальных продуктов с измененной рецептурой, оптимизация упаковочных решений посредством изменения веса, количества и материала самой упаковки [1].

Таким образом, перспектива дальнейшего роста хард-дискаунтеров продиктована текущими экономическими условиями: происходит адаптация потребителя, трансформация розничной торговли. Покупатель сегодня отличается рациональным отношением к потреблению, что также вызвано внешними факторами рынка и соответственно приводит к смене привычных каналов совершения покупки и, как следствие, росту популяризации формата хард-дискаунтер.

Библиографический список

1. Тренды покупательского поведения 2023 // GfK - 2023. - С. 1-81.

2. Сидорина А. Покупатель 2024: Ключевые тенденции покупательского поведения // Ромир - 2024. - С. 1-17.

3. Желания потребителей, ожидания игроков рынка, рост хард-дискаунтеров - обзор трендов FMCG-рынка. - [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:https://adindex.ru/publication/analitics/search/2023/10/27/316790.phtml?ysclid=lv6rj31dw13 43506185 (дата обращения: 10.04.2024)

4. Ключевые тенденции и направления развития канала хард дискаунтеры // Ромир -2021. - С. 1-31.

5. Холмовский С.Г., Щепина С.В. Изменение ассортиментной политики жесткого дискаунтера как элемент трансформации розничного формата // В сборнике: Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы. Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции. - Симферополь, 2020. -С. 195-200.

6. МекепЩ: продажи готовой еды в хард-дискаунтерах выросли на 55,3%. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.retail.ru/news/prodazhi-gotovoy-edy-v-кка^^18каитегакк^уго8Н-па-55-3-20-шаг1;а-2024-238845/ (дата обращения: 10.04.2024).

HARD DISCOUNTER AS A PROMISING RETAIL FORMAT

E.V. Sukhostav, Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin (Russia, Omsk)

Abstract. The article discusses the development and popularization of retail formats in different economic periods. The author notes the dependence of the growth of indicators of a particular trading format on market conditions. The paper provides data according to which the hard discounter format is becoming promising today: the share of this format in the total number of outlets is increasing, there is an increase in the average receipt and the frequency of visits by customers. The author gives the basic principles of the operation of stores of this format, draws attention to further prospects and interest in hard discounters not only from consumers, but also from brands.

Keywords: retail trade, trade formats, discounter, hard discounter, consumer behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.