Научная статья на тему 'Характерные тенденции в творчестве современных русских композиторов'

Характерные тенденции в творчестве современных русских композиторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2199
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ТЕНДЕНЦИЯ / ЖАНР / СТИЛЬ / ХОРОВАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ФОЛЬКЛОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Холменец Е.С.

В данной статье рассматривается многообразие характерных тенденций в творчестве современных русских композиторов. Основным предметом исследования становится отечественное хоровое искусство XX-XXI столетия. Как отражение современных тенденций музыкального звукообразного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC TRENDS IN THE WORKS OF CONTEMPORARY RUSSIAN COMPOSERS

This article discusses a variety of salient trends in the works of modern Russian composers. The main object of research is Russian choral art of the XX-XXI century. As a reflection of contemporary trends in music zvukooperatora space.

Текст научной работы на тему «Характерные тенденции в творчестве современных русских композиторов»

УДК 78.067

ХАРАКТЕРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Е. С. Холменец

Губкинский филиал ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» e-mail: holmenetz@yandex.ru

В данной статье рассматривается многообразие характерных тенденций в творчестве современных русских композиторов. Основным предметом исследования становится отечественное хоровое искусство XX-XXI столетия. Как отражение современных тенденций музыкального звукообразного пространства.

Ключевые слова: композитор, тенденция, жанр, стиль, хоровая музыка, музыкально-выразительные средства, фольклор.

Русское хоровое искусство занимает достойное место в отечественной музыкальной культуре. Богатейшее национальное культурное наследие вызывает огромный интерес к изучению характерных тенденций в творчестве современных русских композиторов.

Новый период исторического развития во второй половине XX века являлся периодом исторического перелома, началом глубинных преобразований, духовным подъёмом национального самосознания и характеризовался значительными изменениями в композиторском творчестве. Современное хоровое искусство обогащается новым идейным содержанием, развивает и совершенствует формы и жанры, методы и приёмы, наблюдает подъём хоровой культуры на качественно новую ступень. Это выражается в композиторском поиске современных средств выразительности. Расширение выразительных средств и жанров, обновление языка хоровой музыки, укрепление опоры на фольклор обозначились во второй половине XX столетия. Именно в это время активизировалось хоровое творчество Г. Свиридова, Н. Сидельникова, Р. Щедрина, В. Гаврилина, В. Калистратова, Ю. Фалика и др.

Интенсивность развития русской хоровой музыки второй половины XX века получила отражение в её глубоком жанровом преобразовании. Динамика хорового творчества на протяжении рассматриваемого периода прослеживается как в рамках традиционных жанровых разновидностей, так и в проявлении жанровых новообразований (современный хоровой концерт, некоторые виды бестекстовых хоровых пьес).

Важной тенденцией развития хоровой музыки в 70-е годы является усиление внимания к ряду других музыкальных жанров. Особенно значительными успехами пользовалась музыка для хора без сопровождения - старейшая разновидность отечественного хорового искусства, в котором дальнейшее развитие получил традиционный жанр хоровой миниатюры. В это время зарождаются более радикальные тенденции, расширяющие содержательно-жанровый диапазон хоровой музыки, связанный с привлечением современными композиторами старинных форм (хоровой концерт, мадригал, кант).

Ещё одна новая тенденция формируется у авторов, стремящихся обогатить хоровое письмо приближением его к инструментальной фактур. В зависимости от манеры

вокализации, она подразделяется на несколько видов: хоровые вокализы, предусматривающие пение с закрытым ртом или на гласную, переложение для хора инструментальных произведений, пьесы для пения на слоги, связанные с сольфеджированием нотного текста. Некоторые названия или подзаголовки пьес совпадают с наименованием жанра («Вокализ» А. Флярковского для хора без сопровождения из кинофильма «Русское поле», вокализ «Забытая ария» В. Салманова для смешанного хора, скрипки и органа). Вокализами являются ряд произведений с различными программными заглавиями («Осенний напев» М. Иорданского) с бестекстовым мелодическим распевом.

Хоровая музыка обрела специфическую систему выразительных средств, обозначенную М. К. Михайловым как «темброво-фонический элемент»1. Присущая хоровому звучанию темброфоничность2 порождает особые формы речевого интонирования.

Для современного музыкального хорового языка характерны новые звукосочетания, диссонирующие созвучия, свободная хроматика, неровность метроритмического пульса, иногда сочетание резко контрастирующих певческих манер -академической и народной. При всех разнообразных жанрово-стилевых ориентирах современные композиторы смогли сохранить национальные черты музыки, развить традиции классики первой половины столетия, создать высокопрофессиональную основу для творческой деятельности молодого поколения XXI века.

В 60-70-х годах XX века современные композиторы ощутили потребность в расширении системы музыкально-выразительных средств: поиски в сфере фольклора наиболее явственно отразили возникновение показательной тенденции - формирование «Новой фольклорной волны»3. Композиторы этого течения ищут пути проникновения в систему выразительных средств народной музыки и соединение их с другими жанрами. Музыканты стремятся точнее уловить в народных напевах их внутреннюю суть и передать её через определённые ритмические, ладово-интонационные последования.

Это направление заключалось в смелом развитии закономерностей фольклора: обращение к ранее не использованным древним его пластам, архаическим ладовым и ритмическим особенностям, в устремлении русских композиторов к радикальному обновлению системы музыкально-выразительных средств на основе новейших композиционных техник (додекафония4, серийность5, сонорика6, алеаторика7).

Новаторские открытия в области ритма, ладовых структур, микромотивных образований, особой техники вариантного развития, расширения жанровой природы фольклора, привнесение попевочно-речитативного начала в вокальный тематизм стали устойчивой системой неофольклорных приёмов, по-разному развиваемой отечественными композиторами нового поколения.

Современная тенденция, связанная с театрализацией затронула все сферы хорового искусства, где композиторы обращаются к театральным истокам, связанные с

1 Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л., 1981. с. 90.

2 Темброфоничность - свойство музыки любого жанра; специфика в хоре о прикреплённости к возможностям человеческого голоса, его физическим свойствам.

3 Христиансен Л.Л. Из наблюдений над творчеством композиторов «Новой фольклорной волны» // Проблемы музыкальной науки. М., 1972. Вып. 1. С. 199.

4 Додекафония (от греч. dodeka - двенадцать и ponn - звук, т. е. двенадцатизвучие) - способ сочинять музыку, пользуясь «двенадцатью лишь между собой соотнесёнными тонами», один из видов современной музыкальной техники. Возник в процессе развития атональной музыки.

5 Серийность - техника музыкальной композиции, оперирующая серией определённым рядом звуков, повторение которого образует всю ткань сочинения или его части.

6 Сонорика - применение разнообразных звуковых элементов темброво-колористической природы.

7 Алеаторика (от лат. alea случайность) - импровизационность.

обрядовостью, персонификацией, сюжетностью: кантата «Кармина Бурана» К. Орфа, «Свадебка» И. Стравинского, хоровая поэма «Двенадцать» В. Салманова, хоровая сюита из оперы «Не только любовь» Р. Щедрина, симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина и др. «Хоровой» театр как синтетический жанр, образцы которого достигают высокого художественного уровня, становится закономерным этапом в развитии хорового искусства и, обогащая музыкальную культуру конца XX - начала XXI веков, открывает его новые перспективы.

Отличительной чертой работы композиторов с фольклорным материалом являлось укрупнение художественных замыслов, проявившись первоначально в кантатном жанре («Курские песни» Г. Свиридова, «Свадебные песни» Ю. Буцко и др.). Эта тенденция распространялась в дальнейшем на хоровую музыку без сопровождения.

Новая трактовка фольклора в хоровой музыке сказывалась в создании на основе народно-песенного материала крупномасштабных произведений - концертов, симфоний, кантат. Одним из первых образцов хорового концерта является концерт «Лебёдушка» для смешанного хора без сопровождения В. Салманова. Традиция фольклорных хоровых концертов продолжена в ряде сочинений концертами «Добрый молодец» В. Салманова, «Тихий Дон» С. Слонимского, «Русский концерт» В. Калистратова, кантатой для хора «Сокровенны разговоры» Н. Сидельникова. Фольклорное направление развивается в сочинениях, претворяющих народно-песенные элементы в более свободной форме, где во многом определяется разнообразие стилей.

Традиция хоровых обработок народных песен продолжается в творчестве А. Ленского, Г. Белова, В. Калистратова, В. Кончакова, В. Веселова и др. Опираясь на заимствуемые мелодии, композиторы в сфере гармонии и формы не стремятся к сохранению фольклорного колорита, используя эти средства для драматизации образов, создания ярких кульминаций и контрастов.

Наряду с фольклорными опусами крупного масштаба, хоровые миниатюры на народные тексты по-своему отражают динамику поиска современными композиторами новых форм воплощения фольклора в профессиональном творчестве жанра частушки (Г. Белов, В. Гаврилин). Авторы приближают к характерной для частушек импровизационную манеру исполнения посредством свободно-вариантного сочетания партий, где допускаются временные смещения отдельных мотивов при повторениях, перестановке фрагментов в тексте. Музыкальная тема произведения, неоднократно вариантно повторяемая, выражена алеаторическими приёмами. Яркие черты жанра частушки претворены в произведении «Озорные частушки» из оперы «Не только любовь» Р. Щедрина.

Деятельность современных композиторов оказалась перед лицом огромных художественных накоплений: смешение стилей в музыке XX века сделали опору на традиции чрезвычайно сложной, разветвленной, множественной.

К концу 60-х годов обозначились иные закономерности - синтезирование, сближение, взаимопроникновение классической и радикальной линий, разных типов «техник». Новый метод мышления - полистилистика8 включает в себя различные способы активных стилевых взаимодействий.

Вторая половина XX века - период глубокого обновления, связанный с взаимопроникновением различных жанров. Возникают жанровые миксты, внешний признак которых отражён в двойных названиях (хоровая симфония, хоровой концерт, симфония-действо, хоровая мистерия, оратория-реквием, кантата-баллада, опера-оратория и др.). Жанр одного из последних сочинений Р. Щедрина «Боярыня Морозова» (2006) определён автором как русская хоровая опера. Синтетические жанры XX столетия

8 Полистилистика (многостильность) - термин, введённый А. Г. Шнитке.

свободно оперируют традиционно присущими хору ролями, открывая одновременно новые возможности его звучания.

Одной из характерных тенденций развития музыкальной культуры второй половины XX века является творческий метод синтезирования, в котором любая новая эпоха становилась обобщением предыдущей. Синтезирование - наиболее яркое явление, проверенное временем, доказало свою художественную состоятельность. Возникла «смешанная техника», позволившая одинаково свободно пользоваться элементами тональности и додекафонии, контрастными ритмическими и фактурными компонентами.

Вторая половина XX века характеризуется заметным расширением стилевого диапазона отечественной хоровой музыки благодаря повышению интереса композиторов к старинным пластам национальной истории и культуры. С середины 60-х годов начинают появляться концертные программы из старинных песнопений, включающие в себя записи древней монодии, кантов, партесных концертов. Авторы стремились отыскать жанры, темы или архаические обороты, соответствующие погружению в «приданья старины глубокой». Влияние русской архаики сказалось в кантате «Сокровенны разговоры» Н. Сидельникова.

Все более активизируется духовный пласт русской музыки («Литургический концерт» Н. Сидельникова, «Шесть литургических песнопений» В. Рябова, «Запечатленный ангел» Р. Щедрина, Восемь духовных песнопений Н. Каретникова, «Былина о Борисе и Глебе» Ю. Буцко).

Вторая половина XX века ознаменовалась качественной новизной и значительностью современного этапа развития русской хоровой музыки. Лучшие традиции, связывающие пласт хоровой литературы с русской классической школой (М. Глинка, П. Чайковский, И. Танеев, С. Рахманинов, И. Стравинский) получили дальнейшее, интенсивное развитие стилевых исканий, новых тенденций обогащения фольклора, обновление хорового письма современными выразительными средствами.

В 1990-е годы в связи с переменой социального устройства в России со всей очевидностью обозначился кризис, поразивший страну в целом и культуру в частности.

По данным социологических исследований в последние десятилетия в нашей стране, в связи с недостаточным финансированием, проявились тенденции вытеснения художественных и эстетических ценностей в обществе. Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, композиторское творчество продолжает развиваться и совершенствоваться.

CHARACTERISTIC TRENDS IN THE WORKS OF CONTEMPORARY RUSSIAN COMPOSERS

E. S. Holmenets

Gubkinsky branch SBEI HE " Belgorod state Institute of arts and culture" e-mail: holmenetz@yandex.ru

This article discusses a variety of salient trends in the works of modern Russian composers. The main object of research is Russian choral art of the XX-XXI century. As a reflection of contemporary trends in music zvukooperatora space.

Keywords: composer, trend, genre, style, choral music, musical-expressive means, and folklore.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.