Научная статья на тему 'Характерные особенности рынка недвижимости в сравнении с его высокоорганизованной формой'

Характерные особенности рынка недвижимости в сравнении с его высокоорганизованной формой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
945
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ / ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫЙ РЫНОК / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / МУЛЬТИЛИСТИНГ / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / REAL ESTATE MARKET / HIGHLY ORGANIZED MARKET / TRANSACTION COSTS / MULTILISTING / INDUSTRY MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чибикова Т.В., Крумина К.В.

В статье, в соответствии с предложенными показателями, проводится анализ особенностей и отличий так называемых «высокоорганизованных рынков» и рынка недвижимости. Это сравнение может быть использовано для развития методологической базы технологии анализа рынка недвижимости. В настоящем исследовании использовались структурный и функциональный методологические подходы. В качестве общенаучного метода исследования выбраны: системный метод, рассматривающий рынок недвижимости во взаимосвязи с отраслевой структурой экономики в целом; формализация. Исследование носит теоретический характер. Статья может быть использована как для развития теоретической базы исследования рынка недвижимости, так и для практического анализа рынка ее участниками: риэлтерами, девелоперами, консультантами и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE REAL ESTATE MARKET IN COMPARISON WITH ITS HIGH-ORGANIZED FORM

In the article, in accordance with the proposed indicators, the analysis of the peculiarities and differences of the so-called "organized markets" and the real estate market. This comparison can be used for development of methodological base analysis of the real estate market. The present study used structural and functional methodological approaches. As a scientific method of study were chosen: systematic method considering the real estate market in correlation with the sectoral structure of the economy as a whole; inductive method: building insights on the basis of information on the real estate market. The study is theoretical in nature. The article may be used for the development of the theoretical basis of the study of the real estate market and practical analysis of the market for its participants: realtors, developers, consultants etc.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности рынка недвижимости в сравнении с его высокоорганизованной формой»

5. Strategija prioritetnogo proekta Minje-konomrazvitija Rossi «Razvitie innovacionnyh klasterov-liderov investicionnoj privlekatel'nosti mirovogo urovnja» [Strategy of the priority project of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation «Development of innovative clusters-leaders of investment attractiveness of the world level»]

6. Ukaz Gubernatora Omskoj oblasti №93 «Strategija social'no-jekonomicheskogo razviti-ja Omskoj oblasti do 2025 goda» [Decree of the Governor of the Omsk region N 93 «Strategy of social and economic development of Omsk region till 2025»]

7. Hairova, S.M. Logistika sotrudnichestva [Logistics cooperation] AVM - Akademische Verlagsgemeinschaft München, 2013. 58 p

8. Hairova S.M., Hairov B.G. Sovershenstvo-vanie sistemy obrazovanija: puti integracii vuza i proizvodstva [Perfection of the education system: ways of integration of higher education and production] Russian Entrepreneurship, 2007, no. 3, pp. 120-123.

9. Hairov, B.G. Voprosy formirovanija verti-kal'noj integracii predprijatij lesopromyshlennogo kompleksa Omskoj oblasti [Issues of formation

of vertical integration of enterprises of the timber industry complex of the Omsk Region] Russian Entrepreneurship, 2007, no. 4 (1), pp. 3-6.

10. Hairov, B.G. Cenoobrazovanie v rossijskih otraslevyh logisticheskih setjah v uslovijah chast-no-gosudarstvennogo sotrudnichestva [Pricing in Russian industrial logistics networks in conditions of private-state cooperation] RISK: Resources. Information. Supply. Competition, 2014, no. II, pp. 117-122.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Хаиров Бари Галимович (Омск, Россия) - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», заместитель директора по научной работе Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, (644001, г. Омск, ул. Масленникова, д.43, e-mail: hairov@bk.ru).

Khairov Bari G. (Omsk, Russia) - PhD, Associate Professor of "Finance and Credit", Deputy Director for Research of the Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (644001, Omsk, ul. Maslennikov, d.43, e -mail: hairov@bk.ru).

УДК 338.001.36

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ В СРАВНЕНИИИ С ЕГО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ ФОРМОЙ

Т.В. Чибикова, К.В. Крумина

ФГБОУВО «Омский государственный технический университет», г. Омск, Россия

Аннотация. В статье, в соответствии с предложенными показателями, проводится анализ особенностей и отличий так называемых «высокоорганизованных рынков» и рынка недвижимости. Это сравнение может быть использовано для развития методологической базы технологии анализа рынка недвижимости. В настоящем исследовании использовались структурный и функциональный методологические подходы. В качестве общенаучного метода исследования выбраны: системный метод, рассматривающий рынок недвижимости во взаимосвязи с отраслевой структурой экономики в целом; формализация. Исследование носит теоретический характер. Статья может быть использована как для развития теоретической базы исследования рынка недвижимости, так и для практического анализа рынка ее участниками: риэлтерами, девелоперами, консультантами и др.

Ключевые слова: рынок недвижимости, высокоорганизованный рынок, трансакционные издержки, мультилистинг, отраслевой рынок.

ВВЕДЕНИЕ

Общественная жизнь современной эпохи связана с перманентными трансформациями,

затрагивающими все сферы своего существования. Не является исключением и отраслевая структура экономического развития стран и регионов. Рынок недвижимости, долгое время

остававшийся образцом стабильности, в последние годы так же стал подвержен серьезным изменениям, затрагивающим структуру спроса на недвижимость как товар, технологии строительства, правовые основы государственного регулирования и т.д.

Актуальность выбранной темы связана со значимостью рынка недвижимости как сектора экономики в общей системе рыночных отношений вне зависимости от региональных и структурных особенностей. Рассматриваемой теме посвящено множество научных исследований, которые по мнению автора следует разделить на две группы:

1) исследования, изучающие экономический анализ и оценку рынка (С.Б. Авдашева [1], И.С. Алёхина [2], H.A. Бреславцева [3], Н.В. Вечер [4], А.Л. Ольховский [4], Л.А. Гочи-яева [5], С.С. Мамедова [6], А.Е. Медовый [7], В.М. Минц [8], Е.Ю. Напеденина [9], В.Н. Соболев [9]);

2) социологические и маркетинговые исследования рынка недвижимости (Г.М. Стер-ник [10, 11, 12, 14], A.A. Апальков [11], А.Н. Краснопольская [14], С.Г. Стерник [10, 12, 13], A.B. Свиридов [10]) и другие.

К первой группе работ можно отнести исследования, изучающие теоретические модели отраслей и рынков, теории конкуренции, концентрации, ценообразования и др. Среди указанных работ рынок недвижимости рассматривается в рамках отдельных прикладных вопросов: риэлтерские услуги, девелопмент и др..

Во второй группе работ рассматривается и анализируется именно рынок недвижимости. В качестве предмета исследования используются самые разные аспекты развития рынка: кредитование, прогнозирование цен, исследование конъюнктуры и др. Данные исследования уделяют внимание различным аспектам функционирования рынка недвижимости, в том числе рассматривают его с точки зрения определения индивидуальных отраслевых особенностей. В частности, Г.М. Стерников выделяет следующие особенности рынка недвижимости [16]: соотношение числа продавцов и покупателей; открытый или закрытый характер сделок; уровень стандартизирован-ности товара; уровень стандартизации цены; влияние территориальных границ на возможность выбора покупателей; доступность информации о товаре и рынке; скорость обмена информацией и принятия решений; степень правового регулирования; возможности транспортабельности товара; факторы, влияющие на принятие решений.

Целью настоящего исследования является систематизация характерных отличий рынка недвижимости от «высокоорганизованных» рынков по основополагающим параметрам-у-ровню стандартизации товара, уровню стандартизации цены, влиянию территориальных границ на возможность выбора покупателей, степени правового регулирования, возможности транспортабельности товара для дальнейшего развития анализа рынка недвижимости.

Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации основных свойств, позволяющих исследовать рынок недвижимости в контексте отраслевой структуры экономики, что важно для принятия обоснованных управленческих решений. Практическая значимость исследования в возможности использования ее выводов практиками рынка недвижимости.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящем исследовании использовались структурный и функциональный методологические подходы. В качестве общенаучного метода исследования выбраны: системный метод, рассматривающий рынок недвижимости во взаимосвязи с отраслевой структурой экономики в целом; метод формализации и обобщения.

В качестве специально метода использован метод отраслевого анализа, позволяющий выявить специфические особенности конкретного исследуемого рынка в отраслевой структуре современной экономики [15, с. 152].

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

В статье рассматривается рынок жилой недвижимости и его специфические особенности, которые отличают его других рынков. Объектом сравнения авторы избрали «высокоорганизованный рынок», т.е. рынок чистой конкуренции, состоящий из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей однородного (стандартизованного) товара. Примером могут служить товарные и фондовые биржи.

В качестве параметров для сравнения будут использованы параметры, предложенные Г.М. Стерником [16].

Уровень стандартизированности товара

Все существующие отрасли и рынки подлежат определенной законодательно регулируемой системе стандартизации и сертификации.

Рис. 1. Сравнительная характеристика высокоорганизованных рынков и рынка недвижимости по

показателю «стандартизованность товара»

Трансакционные издержки на рынке недвижимости

Издержки отбора

Издержки неправильной оценки стоимости объектов

Издержки ведения переговоров и

заключения контрактов

Издержки, связанные с риском потери права собственное ти

_*_

Издержки ассиметричн

ости информации

Рис. 2. Виды трансакционных издержек на рынке недвижимости

Рынок недвижимости не является исключением.

На высокоорганизованных рынках в силу низкой дифференцированное™ товара нормативной стандартизации бывает достаточно для принятия объективного решения.

На рынке недвижимости стандартизация затрагивает многие направления: это касается и технологии строительства, технологий оценки стоимости, предоставление услуг (риэлтерских, консалтинговых и др.). Однако, несмотря на всю свои широту, нормативы не в состоянии охватить все сферы. С точки зрения покупателя объект недвижимости часто оценивается критериями, которые носят иррациональный характер (например, вид из окна, «здесь про-

шла моя юность», «люблю яркие обои» и т.д.) Кроме того, известной аксиомой является тот факт, что каждый объект недвижимости является уникальным. Это связанно с местоположением объекта на определенной территории.

Таким образом, система нормативной документации, используемая для объектов недвижимости, не дает возможность покупателю принять обоснованное решение для совершения покупки. Указанный вывод в первую очередь соответствует такому типу недвижимости как жилая.

Уровень стандартизации цены Данный показатель является следствие предыдущего - «стандартизация товара». Цена каждого объекта жилой недвижимости

Глобализация информационных потоков

Неполнота и недостоверность информации

Широкий доступ к

базам данных

Высокая стоимость

проверки информации

Многовариан-тность

систем оплаты

Институциональная незащищенность покупателя

Рис. 3. Сравнительная характеристика высокоорганизованных рынков и рынка недвижимости

по показателю «территориальные границы»

является уникальной, демонстрирующий не только конъюнктуру рынка на рассматриваемый период, но и субъективное восприятие объекта недвижимости участниками рынка (продавцами и покупателями), специфическими особенностями каждого объекта, неоднозначностью факторов, определяющих рыночную полезность объекта, юридической чистотой сделки. Данный вывод будет верен в отношении так называемой «вторичной» недвижимости, т.е. при осуществлении сделки уже использовавшегося другими лицами объекта.

В отношении «первичной» недвижимости, т.е. на рынке строящихся объектов, где в качестве продавца выступает строительная компания, стандартизация цен значительно выше, поскольку речь идет о массовых продажах схожих объектов.

Ценообразование в этом случае связано с высокой долей трансакционных издержек [17, с. 25].

Влияние территориальных границ на возможность выбора покупателей

Данный параметр в меньшей степени отражает различия между рынком недвижимости и высокоорганизованными рынками, чем это было не так давно, например, 10 лет назад, когда расстояние действительно ограничи-

вало возможности коммуникации продавца и покупателя. Развитие технологий, Интернет, сотовой связи, а так же другие элементы глобализации информационных потоков, повсеместное использование сетевых технологий, позволяют покупателю выбрать товар из любой географической точки.

Однако на рынке недвижимости указанная возможность носит ограниченный характер, так как несет в себе существенные риски. Данные риски связаны с неполнотой информации, представленной для широкого доступа в электронных носителях информации, а так же, в отдельных случаях, с ее недостоверностью. Анализ и контроль информационного поля, сформированного из таких источников как интернет, открытые базы данных, периодическая печать имеет достаточно высокую стоимость. Так же, территориальные границы снижают возможность институциональной защиты сделки и регистрации объекта (рис 1).

Степень правового регулирования

Степень правового регулирования на рассматриваемом рынке недвижимости в первую очередь связана с системой государственной регистрации, которой обязательно подлежат все существующие сделки. Про осуществления регистрации передачи прав новый собственник получает правоустанавливающий

Рис. 4. Сравнительная характеристика высокоорганизованных рынков и рынка недвижимости

по показателю «правовое регулирование»

документ, который является основным документом, подтверждающим право собственности указанного лица

Особенности правового регулирования рынка недвижимости так же связаны с большим числом государственных институтов, регулирующих правовые взаимоотношения и защищающие права собственников.

Кроме того, само право собственности на объект недвижимости, имеет сложный характер, включающий право владения, пользования и распоряжения, каждое из которых может быть ограничено. Существуют также так называемые «вещные права», которые также необходимо учитывать на различных этапах оформления рыночной сделки. Все это значительно усложняет правовое регулирование процессов функционирования рынка и еще более усиливает значимость регистрации всех видов прав и их защиты.

На высокоорганизованных рынках так же существует государственное правовое регулирование, но как указано на рис. 5, оно во многом зависит от категории товара, отрасли, уровня конкуренции.

Возможности транспортабельности товара

Транспортабельность товара на многих высокоорганизованных рынках как правило высокая. Ее уровень зависит от ряда факторов, в частности от метрических данных по транспортируемому товару, от его характеристик по хрупкости, атомарности конструкционных элементов, сроку годности, требованием к условиям хранения и т.д.

На рынке недвижимости транспортабельность объектов низкая или полностью отсутствует, поскольку объект недвижимости «прочно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба невозможно» [18].

Несмотря на меняющийся стиль жизни населения и меняющиеся технологии строительства, позволяющие создавать объекты, способные к перемене места (жилье на колесах, строения на понтонном фундаменте и др.), по Гражданскому кодексу РФ ст. 130 указанный показатель («прочная связь с землей») сохраняется как основной в определении понятия «недвижимость» [19].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что все вышеперечисленные факторы не являются статичными, а представляют собой постоянно меняющиеся характеристики, отражающие конъюнктуру рынка. Соответственно при дальнейшем исследовании характерных особенностей рынка недвижимости, важно учитывать динамику отраслевых, социальных, экономических, технологических и других изменений.

Таким образом, в исследовании рассмотрены отличительные особенности рынка недвижимости от «высокоорганизованных рынков»: уровень стандартизации товара;уровень стандартизации цены; влияние территориальных границ на возможность выбора покупателей; степень правового регулирования; возможности транспортабельности товара.

Рассмотренные особенности рынка недвижимости могут быть использованы для разработки методологической основы технологии анализа рынка недвижимости в условиях многофакторного воздействия внешней среды, в том числе в условиях экономической нестабильности. Статья может быть полезна исследователям, занимающиеся научной деятельностью, а так же практикам в сфере анализа рынка недвижимости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авдашева, С.Б. Теория организации отраслевых рынков [Текст] / С.Б. Авдашева. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. - 320

2. Алехина, И.С. Исследование процессов трансформации отношений собственности и их влияние на развитие рынка риэлтерских услуг [Электронный ресурс] / И.С. Алехина // Инженерный вестник Дона (электронный журнал). - 2011. - № 3. - С. 65-69

3. Бреславцева, H.A. Рынок недвижимости - основа формирования рынка риэлтерских услуг [Электронный ресурс] / H.A. Бреславцева, C.B. Рябоконь // Инженерный вестник Дона - 2011- т. 15. - № 1. - С. 526-539.

4. Вечер, Н.Ф. Инвестиции в коммерческую недвижимость. Жизненный цикл объекта. [Текст] / Н.Ф. Вечер, А.Л. Ольховский. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2005. -176 с.

5. Гочияева, Л.А. Исследование роли и значения рынка недвижимости рынка риэлтерских услуг в формировании и развитии рынка недвижимости [Текст] / Л.А. Гочияева // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 3. - С. 43-55.

6. Мамедова, С.С. Анализ взаимосвязанности процессов на рынке недвижимости [Текст] / С.С. Мамедова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2010. - № 2. - С.255-261

7. Медовый, А. Е. Совершенствование системы мотивации труда в сфере услуг на рынке недвижимости [Текст] / А. Е. Медовый // Кадровик. - 2009. - № 10. - С.53-58.

8. Минц, В.М. Принципы прогнозирования динамики цен на жилую недвижимость [Текст] / В.М. Минц // Имущественные отношения в РФ. - 2008 - №1(76) - с. 35-42

9. Напеденина, Е.Ю. Применение принципа Парето для оценки рисков в коммерческой недвижимости [Текст] / Е.Ю. Напеденина,

B.Н. Соболев // Ученые записки. - 2009 - № 7 (2) - с. 230-234

10. Стерник, Г.М. Развитие и совершенствование методов прогнозирования на рынке жилой недвижимости [Текст] / Г.М. Стерник,

C.Г. Стерник, А.В. Свиридов // Урбанистика и рынок недвижимости. 2014. № 1. С. 53-93.

11. Стерник, Г.М. Количественная оценка влияния различных факторов на доступность жилья и ипотеки [Текст] / Г.М. Стерник, А.А. Апальков // Урбанистика и рынок недвижимости. 2015. № 1. С. 6-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Стерник, Г.М. Методика оценки среднерыночной доходности инвестиций в недвижимость [Текст] / Г.М. Стерник, Д.В. Поплевина, А.А. Апальков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 7 (166). С. 37-48.

13. Стерник, Г.М. Долгосрочный прогноз развития рынка строительства и продажи жилой недвижимости в Москве [Текст] / Г.М. Стерник. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 1 (160). С. 42-48.

14. Стерник, Г.М. Непериодическое разложение ценовой динамики рынка жилья Москвы [Текст] / Г.М.Стерник, А.Н. Краснопольская // Экономическая наука современной России. 2008. № 3. С. 110-115.

15. Стерник, Г.М. Определение коэффи-

циента доступности жилья с учетом ипотечной поддержки [Текст] / Г.М. Стерник, А.Н. Красно-польская // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2007. № 3. С. 43.

16. Рой, Л.В. Анализ отраслевых рынков: ученик. [Текст] / Л.В. Рой, В.П. Третьяк. М.: Ин-фра-М, 2008. - 442 с.

17. Стерник, Г.М. Концепция анализа рынка недвижимости, единая для стран - членов СЕРЕАН. (Доклад Г.М. Стерника на конференции СЕРЕАН, Киев, 15.10.2005г) [Электронный

ресурс] / Г.М.Стерник // http://realtymarket.ru/ копПегепсИМегтк-д.т.-копсерауа-апаИга-rinka-nedvijimosti-edinaya-dlya-stran-lenov-serean.html

18. Чибикова, Т.В. Роль риэлтера на рынке недвижимости / Т.В. Чибикова; Минобрнауки Росии, ОмГТУ. - Омск, Изд-во ОмГТУ, 2015. -128 с.:ил.

19. Гражданский кодекс РФ ст. 130 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE REAL ESTATE MARKET IN COMPARISON WITH ITS HIGH-ORGANIZED FORM

T. V. Chibikova,K.V. Krumina

Abstract. In the article, in accordance with the proposed indicators, the analysis of the peculiarities and differences of the so-called "organized markets" and the real estate market. This comparison can be used for development of methodological base analysis of the real estate market. The present study used structural and functional methodological approaches. As a scientific method of study were chosen: systematic method considering the real estate market in correlation with the sectoral structure of the economy as a whole; inductive method: building insights on the basis of information on the real estate market. The study is theoretical in nature. The article may be used for the development of the theoretical basis of the study of the real estate market and practical analysis of the market for its participants: realtors, developers, consultants etc.

Keywords: real estate market, highly organized market, transaction costs, multilisting, industry market.

REFERENCES

1. Avdasheva, S. B. Teoriya organizatsii otraslevykh rynkov [The theory of organization of industrial markets]. Moscow: Magistr, 1998. 320. Print.

2. Alekhina, I.S. Issledovaniye protsess-ov transformatsii otnosheniy sobstvennosti i ikh vliyaniya na razvitiye rynka rielterskikh uslug [Investigation of the processes of transformation of property relations and their impact on the development of the real estate services market]. The engineering bulletin of the Don (electronic journal), 2011, vol 17, no.3, pp. 267-272

3. Breslavtseva, N.A. Rynok nedvizhimos-ti - osnova formirovaniya rynka rielterskikh uslug [The real estate market is the basis for the formation of the real estate services market].The engineering bulletin of the Don. (electronic journal), 2011, vol 15, no.1, pp. 526-539.

4. Vecher, N. F. Olhovsky A.L. Investitsii v kommercheskuyu nedvizhimost'. Zhiznennyy tsikl ob"yekta. [Investments in commercial real estate. The life cycle of an object]. St. Petersburg: Publishing house "Business Press", 2005. 176. Print.

5. Gochiyaeva L.A. . Issledovaniye roli i

znacheniya rynka nedvizhimosti rynka rielterskikh uslug v formirovanii i razvitii rynka nedvizhimosti [Investigation of the role and significance of the real estate market of the real estate services market in the formation and development of the real estate market]. Economic Analysis: Theory and Practice . 2014, no.3, pp. 43-55. Print.

6. Mamedova S.S. Analiz vzaimosvyazan-nosti protsessov na rynke nedvizhimosti [Analysis of the interconnectedness of processes in the real estate market.] Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2010, no.2, pp. 255-261. Print.

7. Medoviy A.E. Sovershenstvovaniye siste-my motivatsii truda v sfere uslug na rynke nedvizhimosti [Perfection of the system of motivation of labor in the sphere of services in the real estate market]. Kadrovik. 2009, no.10, pp. 53-58. Print.

8. Mints V. M. Printsipy prognozirovaniya dinamiki tsen na zhiluyu nedvizhimost' [Principles of forecasting the dynamics of prices for residential real estate. Property relations in the Russian Federation]. 2008, no.1, pp. 35-42. Print.

9. Napedenina E.Y., Sobolev V.N. Prime-neniye printsipov Pareto dlya otsenki riskov v kommercheskoy nedvizhimosti [Application of the

Pareto principle for assessing risks in commercial real estate]. Scientific notes. 2009, no.7, pp. 230234. Print.

10. Sternic G.M., Sternic S.G., Sviridov A. V. Razvitiye i sovershenstvovaniye metodov prog-nozirovaniya na rynke nedvizhimosti [Development and improvement of forecasting methods in the residential real estate market. Urbanistics and the real estate market]. 2014, no.1, pp. 5393. Print.

11. Sternic G.M., Apal'kov A.A. Kolichestven-naya otsenka vliyaniya razlichnykh faktorov na dostupnost' zhil'ya i ipoteki [Quantitative assessment of the impact of various factors on the af-fordability of housing and mortgages]. Urbanistics and the real estate market. 2015, no.1, pp. 6-16. Print.

12. Sternic G.M., Poplevina D.V., Apal'kov A.A. Metodika otsenki srednerynochnoy dokhod-nosti investitsiy v nedvizhimost' [Methodology for estimating the average market return on investment in real estate]. Property relations in the Russian Federation. 2015, no.7, pp. 37-48. Print.

13. Sternic G.M. Dolgosrochnyy prognoz raz-vitiya rynka stroitel'stva i prodazhi nedvizhimosti v Moskve [Long-term forecast for the development of the market for construction and sale of residential real estate in Moscow]. Property relations in the Russian Federation. 2015, no.1, pp. 42-48. Print.

14. Sternic G.M., Krasnopolskaya A.N. Ne-periodicheskoye razlozheniye tsenovoy dinamiki rynka zhil'ya Moskvy [Non-periodic decomposition of the price dynamics of the housing market in Moscow]. Economic science of modern Russia. 2008, no.3, pp. 110-115. Print.

15. Sternic G.M., Krasnopolskaya A.N. Opredeleniye koeffitsiyenta dostupnosti zhil'ya s uchetom ipotechnoy podderzhki [Determination of the coefficient of housing affordability with regard to mortgage support]. Property relations in the Russian Federation. 2007, no.3, p.43. Print.

16. Roy L.V., Tretyak V.P. Analiz otraslevykh rynkov [Analysis of industry markets]. Moscow: INFRA-M, 2008. 442. Print.

17. Sternic G.M. Kontseptsiya analiza rynka nedvizhimosti, yedinaya dlya stran - chlen-ov SEREAN [The concept of real estate market analysis, one for the member countries of SEREAN]. The real estate market of Russia. N.p., 15 Oct. 2005. Web. 27 Apr. 2017. <// http://realty-market.ru/konferencii/sternik-g.m-koncepciya-analiza-rinka-nedvijimosti-edinaya-dlya-stran-chlenov-serean.html>.

18. Chibikova T.V. Rol' rieltora na rynke ned-vizhimosti [The role of realtor in the real estate market]. Omsk: OMGTU, 2015. 128. Print.

19. Grazhdanskiy kodeks RF st. 130 [The Civil Code of the Russian Federation, article 130]. Legal system ConsultantPlus. N.p., n.d. Web. 27 Apr. 2017. <http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142>.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Чибикова Татьяна Викторовна (Омск, Россия) - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Организация и управление наукоемкими производствами» ФГБОУ-ВО «Омский государственный технический университет» (644050, г. Омск, пр. Мира, 11, e-mail: tchibikova@bk.ru).

T. V. Chibikova (Omsk, Russian Federation)

- candidate of history sciences, associate professor,assistant professor of the Organization of the Scientific Production and Management Department of Omsk State Technical University, Omsk, e-mail: tchibikova@bk.ru.

Крумина Ксения Васильевна (Омск, Россия) - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Организация и управление наукоемкими производствами» ФГБОУ-ВО «Омский государственный технический университет» (644050, г. Омск, пр. Мира, 11, e-mail: krum_x@mail.ru).

K.V. Krumina (Omsk, Russian Federation)

- candidate of economics sciences, associate professor, assistant professor of the Organization of the Scientifc Production and Management Department of Omsk State Technical University, Omsk, e-mail: krum_x@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.