CHARACTERISTIC FEATURES OF BATIC'S DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE: ITS ROLE IN INTERIOR DESIGN Bukatova V.V.1, Dedikova Yu.V.2 (Russian Federation) Email: [email protected]
1Bukatova Victoria Victorovna - Senior Lecturer;
2Dedikova Yulia Vitalievna - Student, FACULTY OF ARTS, ADVERTISING AND DESIGN, PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK
Abstract: this article treats of characteristic features of batik in the modern world. The art painting of a fabric has wide opportunities. It can reflect and transform the reality surrounding a person. The topic of innovations is touched in the panel technology. A wide range of fabric painting techniques provides many opportunities for artist self-realization. Particular attention is paid to its harmonious synthesis of hand-painted fabric, modern interior design and their relationship and influence on each other.
Keywords: design, arts and crafts, batik, features of batik, modern interior design.
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ЕГО РОЛЬ В ОФОРМЛЕНИИ ИНТЕРЬЕРА Букатова В.В.1, Дедикова Ю.В.2 (Российская Федерация)
1Букатова Виктория Викторовна - старший преподаватель, 2Дедикова Юлия Витальевна - студент, факультет искусств, рекламы и дизайна, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: в статье рассказывается о характерных особенностях развития батика в современном мире. Роспись ткани обладает широкими возможностями отражать, преобразовывать окружающую человека действительность. Затрагивается тема нововведений в технологический процесс создания панно. Широкий диапазон техник росписи ткани предоставляет множество возможностей для самореализации художника. Особе внимание уделяется его гармоничному синтезу ручной росписи ткани и дизайну современного интерьера, их взаимосвязи и влиянию друг на друга.
Ключевые слова: дизайн, декоративно-прикладное искусство, батик, особенности батика, современный дизайн интерьера.
В современном мире трудно выделить какой-то определённый стиль интерьера, безоговорочно преобладающий над другими. Широкие возможности дизайнеров открывают перед ними большое многообразие стилей, где каждый подбирает себе то, как ему хочется видеть окружающее пространство. Ведь все мы хотим создать вокруг себя комфортное пространство, которое могло бы отразить нас, показать, кто мы такие, а также то, кем мы хотим быть. [3] Однако основные веянья в интерьере всё же существуют, и на данный момент дизайнеры склоняются к скандинавскому минималистическому стилю. Также в 2019 году в тренды понемногу стал возвращаться стиль арт-деко, однако пока видны только его отголоски в виде текстиля, декора стен или очертаний мебели. В эти два стиля отлично вписывается различный декор стен, который чаще всего представляется в виде картин или, как в нашем случае, декоративных панно. Разновидностей панно много, но мы остановимся на текстильных, а именно на панно в технике ручной росписи ткани.
Ручная роспись ткани, как один из главных художественных элементов интерьера, появилась в 80-х годах прошлого века, и до сих пор она является смысловым и
48
композиционным центром многих жилых и нежилых интерьеров. [1] Области применения ручной росписи ткани в интерьере разнообразны: это и текстиль в привычном его понимании, то есть спальные комплекты, и разнообразные тканевые подставки или скатерти. Так же роспись часто используется для декора штор, ведь даже минималистический интерьер можно разнообразить за счет игры цвета через разнообразные оттенки на занавесках окон, чем активно пользуются дизайнеры. Но самая главная, интересная и разнообразная по исполнению роль росписи ткани в интерьере - это декоративное панно, которыми обычно заменяют стандартные картины.
Характерной особенностью современной росписи ткани является внедрение новые технологий и материалов в сам процесс создания изделия. [2] Появление новых красителей позволяет получать самые необычные оттенки и сочетания, а также интересные переходы меду ними. Новые, в большинстве случаев искусственные, ткани способствуют интенсивному развитию экспериментальных техник и созданию новых способов нанесения красителя и резервирования. На данный момент резервы так же разнообразны, как и красители. Уже существуют не только прозрачные резервирующие средства, но и цветные, перламутровые или «под золото», полностью исчезающие и те, которые можно заметить. Не стоит забывать и про воск, являющийся резервом в горячем батике. Создатели экспериментальных панно любят использовать поверх уже сухого резерва и самой росписи различные контуры. В современных магазинах сложно сосчитать их количество, они даже могут посоревноваться в разнообразии с красителями и резервами. Но в современных панно обычно их используют не поверх резерва, как это было раньше, а как самостоятельный элемент композиции. Благодаря нестандартным планировкам квартир мастера могут отходить от традиционных размеров квартирных панно и создавать нечто новое, масштабное, что может стать акцентом и связующим звеном во всем интерьере. А процесс изготовление «под утюг» облегчает закрепление изображения на ткани. Но развеваются не только материалы, но и мотивы, ведь современный батик это включает особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика и другие. [1]
За короткий промежуток времени сложно выявить тенденции в дизайне настенных украшений, как и в самом дизайне интерьера. С каждым годом в интерьер входят новые направления, но обычно это происходит медленно, редко что-то меняется кардинально и сразу. [3] Как в интерьер входят новые цвета, формы, фактуры, таким же образом в нём приобретают новые черты и текстильные панно: необычные линии, формы, переход от геометрии к пластике и наоборот. Единственное, в чем панно остается верным самому себе, - это его гармония с общим интерьером.
В преобладающем большинстве интерьер задаёт основной дизайн панно, под него подбираются мотивы, линии, основная цветовая гамма. Случаев, когда интерьер создается вокруг панно, практически не было, а в современном мире вряд ли такое может произойти.
Если отталкиваться от интерьера, то есть два пути развития современного декоративного панно. [1] Первый: когда интерьер минималистичен панно в большинстве случаев берет на себя роль акцента. Акцент создается за счет трех вещей - это цвет, размеры панно и/или само изображение. Если цветовая гамма интерьера минимальна и состоит из пастельных тонов, как это и было актуально в этом году, то панно должно быть немного ярче, более наполнено цветами и оттенками. В панно могут быть добавлены чистые цвета в качестве основных доминант, или даже черный, но в небольших количествах. Часто акцент делается на размере. И тут уже вряд ли встретишь стандартные для квартир 50х70 сантиметров, с большей вероятностью росписи будут в два, а то и в три раза больше. Некоторые умудряются занимать полстены, если, конечно, пространство и сам интерьер им это позволяют. Такие панно редко вставляют в широкую раму, оставляя роспись либо на подрамнике, либо, если рама необходима, делают ее очень тонкой, приглушенных или тёмных цветов. Такие панно чаще бывают одиночными.
Второй путь - когда интерьер уже насыщен акцентами, или сам по себе ярок, или максимально заполнен вещами. В таком случае панно будет лишь дополнять интерьер, а не
49
брать не себя роль акцента или доминанты. Цвета будут повторять уже те, которые есть в интерьере, или могут быть на пару тонов посветлее. Панно могут состоять из чистых оттенков, если такие имеются в интерьере или если они не противоречат уже существующим. Для таких работ характерны стандартные комнатные размеры, либо несколько уменьшенные варианты. В отличие от первого варианта, они чаще будут обрамлены рамами большего размера. Такие панно обычно состоят из нескольких частей и редко бывают одиночными.
Сама композиция внутри панно сильно зависит от интерьера, а также от самой комнаты и ее предназначения (гостиная, спальня, кухня). В минималлистичных интерьерах последних лет панно обычно чаще бывают более абстрактными и несут какой-то посыл, выражают различные чувства и ощущения. Абстракции создаются за счет использования техники либо горячего, либо смешенного батика с использованием различных современных материалов. [2] Даже если в таких росписях появятся различные мотивы, они едва ли будут заметны, или же впишутся в композицию, не противореча ей, а, наоборот, дополняя с помощью мотивов и минимальных орнаментов.
Панно второго вида также могут быть абстрактными, если интерьер того требует. Но чаще они более конкретны, на них сильнее выражены мотивы, орнаменты или же изображены полноценные композиции. Композиции могут быть разными. В последние года чаще выбираются более классические для батика темы: цветы, насекомые, рыбы, различные пейзажи и натюрморты. Для панно второго вида характерна техника холодного батика. [2] Конечно, и тут не обойтись без применения новых технологий и поиска оригинальных решений.
Никто не запрещает отходить от данных тенденций, ведь самой главной из них последние несколько лет является свобода самовыражения. А где можно ещё ярче выразить себя, если не в интерьере, который является неотъемлемой частью жизни человека, постоянно окружает его. И, если через планировку и мебель сделать это довольно сложно, то панно является самым лучшим вариантом. Ведь с появлением новых материалов и техник стало возможно выразить на ткани практически все, а современные тенденции только подталкивают мастеров и дизайнеров интерьера на совместную работу, результатом которой будут являться новые и запоминающиеся панно в технике ручной росписи ткани.
Список литературы /References
1. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в современном интерьере. Киев: Строитель, 1986. 193 с.
2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». М.: ВЛАДОС, 2008. 159 с.
3. Бхаскаран Л.Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М., 2006. 256 с.