Научная статья на тему 'Характерные особенности программного продукта на рынке товаров и услуг'

Характерные особенности программного продукта на рынке товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1424
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ / ТИРАЖИРОВАНИЕ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аблаева К.И.

В статье рассматривается анализ конкуренции на рынке программного обеспечения с учѐтом особенностей разновидностей товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности программного продукта на рынке товаров и услуг»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК:334.021:65.011

К.И. Аблаева

студент 2 курса магистратуры, направление подготовки «Прикладная информатика» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: Э.А. Умеров к.ф-м.н., доцент кафедры «Прикладной информатики»

моб.тел. +79788104303

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА НА РЫНКЕ

ТОВАРОВ И УСЛУГ

Аннотация

В статье рассматривается анализ конкуренции на рынке программного обеспечения с учётом особенностей разновидностей товаров и услуг.

Ключевые слова:

программное обеспечение, институт защиты авторских прав, тиражирование продукции.

В нынешнее время на рынках интеллектуальной собственности конкуренция существенно отличается от некой конкуренции на потребительских рынках. За частую связано это с необычностью интеллектуальных товаров, за частую с их невещественностью, бинарнастью ну и конечно же защитой авторских прав.

Программное обеспечение - это интеллектуальный товар, но он в определенной степени отличен от других интеллектуальных товаров, таких как литературные тексты, музыкальные записи, видеофильмы и другие. Еще одним отличием программного обеспечения от интеллектуальных товаров является то, что оно не имеет потребительской ценности без комплементарного материального продукта — аппаратного обеспечения. На рынок программных обеспечений выходят и становятся все более и более востребованными усовершенствованные модели бизнеса, и в конечном результате перед покупателем программного обеспечения остро становиться вопрос, что же выгоднее: купить лицензионное коммерческое программное обеспечение ( к примеру операционная система Microsoft Windows или офисный пакет Microsoft Office):безвозмездно и совершенно без страха пользоваться альтернативным некоммерческим программным продуктом, который свободно распространяется через сеть интернет (операционная система Linux, офисный пакет OpenOffice): либо пользоваться программными продуктами как некой услугой ( операционная система Ghost, офисный пакет Google Docs): можно незаконно пользоваться пиратскими копиями коммерческих программных продуктов. Конечно же, и сами производители программных обеспечений хотят знать, какая же из моделей бизнеса наиболее выгодна в каждом из случаев: получением прибыли от распространения лицензий на программные обеспечения: получением прибыли от продаж подписок на приложения как услуги: получением прибыли от визуализации рекламы в программных продуктах: бесплатное распространение программного обеспечения (возможно, даже с открытыми начальными кодами) и получением прибыли от оказания каких-либо иных услуг (установка, настройка, техническая поддержка и др.). В практике, прямого ответа на поставленные вопросы пока еще нет. Особенностью взаимодействий участников рынка программного обеспечения в наше время практически не анализированы, и поэтому проблемы конкуренций на рынках программных обеспечений с учетом некоторых особенностей товаров данного рынка является актуальными.

В своей книге [4] (см. также [1, 2, 3]) 1962 года издания Ф. Махлуп вводит термин «экономика знаний», рассматривая знания как не что иное, а продукт, который может быть и всеобщим, и частным благом (до издания данной книги знания, даже если и рассматривалось в экономике, то лишь как публичное благо). Хотя данный термин и введен боле сорока лет назад, но до сих пор однозначного определения нет. Поэтому программное обеспечение является знанием. В трактовке В. Л. Макарова и Г. Б.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Клейнера капитал — это «результат имеющий границы социальной оценки, которая допускает накопление, ликвидного, воспроизводимого ресурса, имеющего способность приносить повышение стоимости» [5].Л.Эдвинсон и М.Мэлон в 1997г. определяют интеллектуальный капитал как знание, которое можно преобразовать в стоимость[8].

Под понятием экономика знаний сегодня понимают обычную «экономику, в которой создаются, распространяются и используются знания как ускоритель своего роста и способности к конкуренциии» [6] На формирования и функционирования рынка знания влияют некоторые особенности, отличают знания (как интеллектуальный товар) от иных товаров: невещественностью; бинарность; наличие (или отсутствие) института защиты авторских прав.

Невещественность знаний показывает их физическую несуществуемость, которая приводит сложности в оценивании себестоимости разработки таких товаров.

Бинарность понимается в математическом смысле т.е которое проявляется в том, что повторное применение операции к объекту даёт тот же результат, что и одинарное два идентичных интеллектуальных товаров полностью одинаковы, т. е. знание, если уже однажды создали, то, оно не потеряет своих свойств, даже если им пользоваться много раз одному или многим потребителям.

Дополнительными услугами к товарам на рынках программных обеспечений являются возможные услуги установок неограниченных чисел копий одного и того же программного продукта на разные «машины». И стоимость копирования программного обеспечения мала в сравнении с ценой на разработанный продукт, это и приводит к увеличению отдачи от масштабности распространений.

Следующим следствием невещественности и бинарности есть возможность незаконного копирования и распространения таких товаров без разрешения их автора. В. Л. Макаров и Г. Б. Клейнер [5], отмечали в традиционной экономике «копирование стандартной продукции в необходимом количестве - главный процесс, который обеспечивает существование общества и человека».

Копирование товара на рынке ПО осуществляется практически без денежных затрат в отличие от разработки новых товаров. Затраты на запись программы на компакт диск минимальна, а распространения ее же через интернет еще в два раза снижает затраты. В связи с этим исчисление затрат на рынке ПО имеет собственную уникальность, которая заключается в невозможности разнесения издержек по копиям продукции. Не постоянные издержки, таким образом, на рынках программного обеспечения приближены к 0, а себестоимость почти одинакова с постоянными издержками по разработке нового товара. А также не надо забывать, что бинарность в последствии приводит к отсутствую редкости, то есть знания представляют собой всеобщее благо. А так как у каждого знания есть создатель, то оно одновременно становиться и частным благ.

В свою очередь защита авторских прав обеспечивает качество, которое заключается в том, что покупка происходит от первоисточника. Этот институт может существовать на определенных рынках знаний. Можно припомнить, как еще совсем недавно многие страны воочию поддерживали копирование программ, которые были созданы в других странах. Сегодня во многих странах мира такое незаконное копирование и пользование программными продуктами имеет название компьютерное пиратство и отслеживается законом. Но все таки, например, в 2009 г. 43% всего ПО в мире было пиратским (т. е. им пользовались без разрешения автора), в России же данный показатель дошел до отметки 67%, в Западной Европе 34%, в США 20%, в Китае 79% (по данным компании IDI [7]). Анализируя, можно сказать, что программное обеспечение, является интеллектуальным продуктом, невещественным, бинарным, а его использование на прямую зависит от работы института по защите авторского права в каждой стране отдельно.

Рынок программного обеспечения - рынок знаний который отличается от традиционного рынка, в первую очередь свойствами товаров — невещественностью, бинарностью и защитой авторских прав. Кроме того, в отличие от другого интеллектуального товара, программное обеспечение может входить в состав интеллектуального капитала, его невозможно использовать без своего материального продукта, такого как, аппаратное обеспечение, хотя ценность имеет только ПО, которое представлено в особой электронной форме, которую определяет используемое аппаратное обеспечение. Такая особенность, в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

частности, ложится в основу несоответствия поведения производителя традиционного коммерческого программного продукта целями своей деятельности: производитель такого продукта вынужден разоблачать распространителя и пользователя пиратской копии чем заниматься только созданием. Благодаря какому-то несоответствию можно создать инновацию, и этими инновациями на рынке ПО становятся новые модели бизнеса, которые основаны на предложениях некоммерческих программных товаров, программного обеспечения как услуги.

Список использованной литературы и источников.

1. Махлуп Ф. (Machlup F.) Knowledge and Knowledge Production.Ф Махлуп — Princeton, USA: Princeton University Press, 1980. -304с.

2. Махлуп Ф. (Machlup F.) The Branches of Learning. — Princeton, USA: Princeton University Press, 1982. -776с.

3. Махлуп Ф. (Machlup F.) The Economics of Information and Human Capital. — Princeton, USA: Princeton University Press, 1984. -664с.

4. Махлуп Ф. (Machlup F.) The Production and Distribution of Knowledge in the United States. — Princeton, USA: Princeton University Press, 1962. (Махлуп Ф. Производство и распространение знаний США. Ф Махлуп пер с англ — М.: Прогресс, 1966).-332с.

5. Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. — М.: Экономика, 2007. -204с.

6. Инновационный менеджмент в России: Вопросы стратегического управления и научнотехнологической безопасности / Рук. авт. колл.: В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. — М.: Наука, 2004. — 880 с.

7. Портал компании ГОС:[электронный ресурс].— Режим доступа:http://www.idc.com/.

© Аблаева К.И., 2016

УДК. 621.879:69.002

Ананин Владимир Григорьевич

докт. техн. наук, профессор ТГАСУ,

г.Томск, РФ E-mail: Avg@tsuab.ru Эмилов Ахмет Бакытбекович студент ТГАСУ, г.Томск, РФ E-mail: Vip.emilov@mail.ru

О РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ, ДОСТОИНСТВЕ И НЕДОСТАТКАХ МИНИ-ЭКСКАВАТОРОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аннотация

Проведён анализ эксплуатационных показателей мини-экскаваторов в условиях реальных строительных объектов и их конструктивных и технологических параметров. На основе анализа и опыта использования мини-экскаваторов на различных строительных объектах показаны конкурентные преимущества и недостатки применения исследуемых машин в строительной отрасли. Сделан вывод о рентабельности использования машин с различными сроками эксплуатации.

Ключевые слова

Мини-экскаватор, строительные объекты, достоинства, недостатки, рентабельность, грузоподъёмные

характеристики.

Мини-экскаватором принято считать уменьшенную копию гусеничных экскаваторов, имеющую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.