Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА XXI ВЕКА'

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
991
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОСТМОДЕРНА / ИСКУССТВО ПОСТМОДЕРНА / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ПЕРФОМАНС / АВТОР / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ИСКУССТВО / ИНТЕРАКТИВНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цуй Гэ

Целый ряд экономических, политических и социально-культурных факторов оказал влияние на формирование современной культуры. Непрерывное развитие технологий и темп придали современному искусству такие характерные черты искусству постмодерна, как: вариативность, многообразие форм и материалов, интерактивность, виртуальность, высокая технологичность, вовлеченность наблюдателя, доступность для зрителя, контрастность, противоречивость, хаотичность и отсутствие порядка. Все это отличает традиционное искусство от современного, в котором стирается грань между автором и зрителем, зритель превращается в активного участника или даже соавтора, чья интерпретация объекта искусства также важна как и оригинальная авторская идея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE ART OF THE XXI CENTURY

A number of economic, political and socio-cultural factors have influenced the formation of modern culture. The continuous development of technology and pace have given such features of postmodern art as: variability, variety of forms and materials, interactivity, virtuality, high technology, involvement of the observer, accessibility for the viewer, contrast, inconsistency, chaos and lack of order. All this distinguishes traditional art from modern art, in which the line between the author and the viewer is blurred, the viewer turns into an active participant or even a co-author, whose interpretation of the art object is as important as the original author's idea

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА XXI ВЕКА»

УДК 1

Цуй Гэ

магистрант кафедры искусствоведения Белорусский государственный университет культуры и искусств

(г. Минск, Беларусь)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА XXI ВЕКА

Аннотация: целый ряд экономических, политических и социально-культурных факторов оказал влияние на формирование современной культуры. Непрерывное развитие технологий и темп придали современному искусству такие характерные черты искусству постмодерна, как: вариативность, многообразие форм и материалов, интерактивность, виртуальность, высокая технологичность, вовлеченность наблюдателя, доступность для зрителя, контрастность, противоречивость, хаотичность и отсутствие порядка. Все это отличает традиционное искусство от современного, в котором стирается грань между автором и зрителем, зритель превращается в активного участника или даже соавтора, чья интерпретация объекта искусства также важна как и оригинальная авторская идея.

Ключевые слова: культура постмодерна, искусство постмодерна, современное искусство, перфоманс, автор, вовлеченность в искусство, интерактивное искусство.

Конец XX века и начало XXI ознаменовались рядом важных событий, изменивших нашу действительность. Поступательное непрерывное развитие науки и технологий, экономические кризисы, рост сферы услуг и информации, борьба за ресурсы и разделение власти на геополитической арене, ускорение процессов глобализации, социальное развитие, новые вызовы и проблемы, с которыми пришлось столкнуться человечеству, не прекращающиеся конфликты, мировая пандемия и карантин в планетарном масштабе, феномен современных социальных сетей - все это оказало влияние на формирование вектора развития современной постиндустриальной культуры. Сейчас мы наблюдаем появление пограничных стилей и жанров, которые включают в себя использование сразу

нескольких видов и форм искусства. Все это является ответом на быстро меняющиеся реалии окружающего мира и попыткой осмыслить происходящие изменения во всем их многообразии и адаптироваться к ним.

Деятель искусства в этом ключе рассматривается как самостоятельная личность, способная на духовный поиск и познание себя, мира и своего места в нем. Эта личность создает новые идеи, при этом обладает все необходимым инструментарием для идейного и технического воплощения задуманного. О. О. Шелуха и О. Р. Денисенкова озвучили культурные задачи современного искусства так: «Современное искусство несёт в себе цель объединения «атомов» общественно составляющих социокультурного пространства. Главная задача современного и актуального искусства — найти в обществе, в котором оно транслируется, свое место и публику, удовлетворив потребности и выполнив поставленные перед ним общественно-культурные задачи». [1]

Характерной чертой современного искусства является также виртуальная реальность, которая направлена на создание, моделирование и искажение реальности, а не на ее отражение, как это было в случае с классическим искусством прошлых веков. Виртуальная реальность включается в себя использование современных технологий, таких как дополненная реальность, компьютерная графика, лазерные инсталляции. Именно поэтому современное искусство столь технологично и задействует последние достижения науки, техники и технологий. Цифровой мир позволяет безгранично и непрерывно преобразовывать реальность, подстраивать ее под нужды и представления конкретного творца, что помогает передать его видение мира.

Современное искусство интерактивно, оно не просто статично предлагает посмотреть на себя извне, но вовлекает слушателя в процесс познания, а порой и создания этого самого искусства. Наблюдатель больше не остается пассивным зрителем, он превращается в активное действующее звено проекта, а порой становится и его главным героем или даже творцом. Ярким примером является проект «Active Fiction Show», в котором зрители выбирают актера, будто бы

персонажа компьютерной игры и следят за ним на сцене театра, наблюдая за его попытками выбраться из лабиринта. [2] Таким образом, зрителю бросается вызов стать активным создателем реальности вокруг себя, а также дается возможность даже тем, кто не причисляет себя к деятелям культуры и искусства, выразить свое внутреннее «Я» при помощи творческой составляющей. «Пересекайте границы, засыпайте рвы» — Лесли Фидлер так озаглавил свою статью, в которой говорил о том, что в искусстве происходит соединение массовой и элитарной культуры. Стирается граница не только между зрителем и творцом, но и профессионалом своего дела и дилетантом. [3]

Искусство эпохи постмодерна контрастно и строится на основе противоречий, будь то материалы, структуры, идеи или участники. Так, существует проект «N+N ^гаш Топология момента» [4], в котором на огромном экране фигура виртуального танцора повторяет движения, продиктованные посетителем вставки, при этом фон и пространство экспозиции также подчинены зрителю, который, нажимая кнопки, может менять его так, как ему нравится. Таким образом искусство танца сталкивается с окружающей средой и технологичностью нашей жизни, обращая наше внимание на существующие контрасты между эмоциональностью и чувственностью реальных танцоров и виртуальной реальности, подчиняющейся современным технологиям.

Особую популярность и значимость в XXI веке приобретают различные хеппенинги и перфомансы, в которых оригинальная авторская идея и ее интерпретация каждым отдельно взятым зрителем становятся равноправными по своей значимости. Современное искусство рушит традиции и формы классического искусства, снижая важность авторского давления на зрителя. Ярким примером является полотно «Стена» Микеланджело Пистолетто, где благодаря зеркальной поверхности отражение самих наблюдателей становится предметом изображения в произведении искусства, оставляя незавершенность и непостоянство. А зритель превращается в соавтора, разрушая стену между творцом, произведение и наблюдателем.

Следующей важной чертой искусства постмодерна является его кажущаяся хаотичность и беспорядочность, которые на самом деле являются отражением многогранности жизни, явлений и событий, происходящих вокруг нас. И именно эта вариативность форм и восприятия вдохновляет зрителя на непрерывный процесс размышления о своей жизни через призму искусства и идей, предлагаемых им. Современное искусство предлагает задуматься о тех социальных, культурных, политических и экономических проблемах, которые окружают нас на данном этапе развития человечества стимулирует анализирование причинно-следственных связей и вовлекает в поиск путей выхода их сложных ситуаций.

Говоря о вариативности форм искусства, нельзя забывать о разнообразии материалов, используемых для творчества. Именно в XXI веке с его стремительным развитием художественным материалом становится все то, что есть у нас здесь и сейчас под рукой: краска, камень, металл, продукты питания, мусор, газетная бумага, воздух, свет, музыка, звуки, речь и даже сами люди.

Вышеперечисленные факторы подводят нас к еще одной важной особенности искусства постмодерна — близость и доступность. Е.В. Василенко в своей статье «Современные арт-пространства России и их влияние на культурное развитие молодежи» проанализировала московские современные музеи, придя к выводу о том, что современное искусство и площадки, где оно представлено, приобщают молодежь к культуре, помогают не бояться искусства и своих собственных творческих проявлений, раскрывают интерес и любовь к искусству, демонстрируя возможность реализовать свой творческий потенциал в абсолютно разных сферах культуры и искусства. [5]

Таким образом, современное искусство, явившись ответом на текущие реалии, изменяет саму суть традиционного восприятия произведений искусства, для которых характерно было классическое разделение на автора и зрителя, монументальность, однозначность и статичность. Новое искусство постмодерна гораздо ближе к зрителю, понятнее и проще в восприятии, так как каждый видит

в нем что-то свое и интерпретирует исходя из своего мировоззрения и собственной картины мира. Современно искусство привлекает самых разных наблюдателей благодаря своему разнообразию форм, материалов и идей, стимулирующих процесс размышления. Оно быстро реагирует на изменяющуюся ситуацию и новые вызовы, с которыми приходится сталкиваться человечеству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шелуха, О. О. Современное и актуальное искусство XXI века в пространстве самоидентификации личности / О. О. Шелуха, О. Р. Денисенкова // Развитие личности средствами искусства : мат. V Междунар. научно-практ. конф. — Саратов, 2018. — С. 78—82.

2. Описание проекта «Active Fiction Show»: http: //fictionbook.ru/author/andreyi_ulyanovskiyi/ marketingoviye_kommunikacii_28_instrumen/readonline.html?page=2

3. Иванова О. В. К понятию постмодернизма // http://www.hqlib.ru/st.php?n=44

4. Официальный сайт проекта «N+N Corsino»: http://www.nncorsino.com (

5. Василенко, Е. В. Современные арт-пространства России и их влияние на культурное развитие молодежи / Е. В. Василенко, П. Г. Василенко, А. С. Переверзева // Modern Science, 2021. — № 2-1. — С. 13-16

Cui Ge

master's student of the Department of Art History Belarusian State University of Culture and Arts (Minsk, Belarus)

CHARACTERISTIC FEATURES OF THE ART OF THE XXI CENTURY

Abstract: a number of economic, political and socio-cultural factors have influenced the formation of modern culture. The continuous development of technology and pace have given such features of postmodern art as: variability, variety of forms and materials, interactivity, virtuality, high technology, involvement of the observer, accessibility for the viewer, contrast, inconsistency, chaos and lack of order. All this distinguishes traditional art from modern art, in which the line between the author and the viewer is blurred, the viewer turns into an active participant or even a co-author, whose interpretation of the art object is as important as the original author's idea.

Keywords: postmodern culture, postmodern art, contemporary art, performance, author, involvement in art, interactive art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.