Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1359
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВНИМАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / РЕЧЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рахманова Е.В.

В данной статье говорится о причинах задержки психического развития. Какие основные две значительно различающиеся группы детей с задержкой психического развития были выделены. Также описываются основные психологические особенности детей с ЗПР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MENTAL RETARDATION

This article talks about the causes of mental retardation. What are the main two significantly different groups of children with mental retardation were identified. The main psychological features of children with ASD are also described.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159.973

Рахманова Е.В.

студент 1 курса Магнитогорский государственный технический университет

им. Г. И. Носова (г. Москва, Россия)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в данной статье говорится о причинах задержки психического развития. Какие основные две значительно различающиеся группы детей с задержкой психического развития были выделены. Также описываются основные психологические особенности детей с ЗПР.

Ключевые слова: задержка психического развития, внимание, восприятие память, мышление, речь, учебная деятельность, патология.

Нарушения интеллекта у детей возникают по разным причинам и, соответственно, имеют различные проявления. Есть патологии врожденные и приобретенные. Причиной первых становятся родовые травмы, послеродовые осложнения, паталогическая беременность, неправильное поведение матери в период вынашивания (курение, употребление наркотиков, алкоголя, «пьяное» зачатие). Травмы, интоксикации, инфекции, гормональные расстройства и стрессовые ситуации, полученные в период младенчества и детства, провоцируют нарушения интеллекта.

Термин задержка психического развития применяется для определения детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью центральной нервной системы. Кроме того, дети, находящиеся в условиях социальной депривации, также страдают задержкой развития.

Эмоциональная сфера таких детей крайне незрелая, часто демонстрируется инфантильное поведение и мышление.

Интерес к проблеме ЗПР не уменьшается с прошлого столетия. Для описания этой достаточно разнородной по клиническим проявлениям группы отечественные и зарубежные авторы использовали множество различных названий: «псевдонормальные», «дети пограничной черты», «субнормальные», «слабо одаренные», «умственно недоразвитые» и т. д.

В настоящее время в отечественной детской психиатрии наиболее широко используется термин «задержка психического развития» (ЗПР), предложенный Г.Е. Сухаревой.

Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью и имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе.

Природа явления задержки психического развития заключается в патологическом запаздывании развития лобных долей головного мозга или функциональных расстройств, связанных с деятельностью головного мозга. [1.]

Существенный методологический вклад в развитие представлений о детях с ЗПР внесли исследования Т. А. Власовой и М. С. Певзнер. Так, в 1966 г. М. С. Певзнер описала ряд клинических вариантов инфантилизма в контексте школьной неуспеваемости:

1) психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоциональноволевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);

2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;

4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

Были выделены основные этиологические факторы ЗПР, в числе которых наиболее часто встречаются: неблагоприятное течение беременности, патология родов, генетические и социальные факторы.

Исследования Т. А. Власовой и М. С. Певзнер позволили выделить две значительно различающиеся группы детей с ЗПР:

1) дети с психическим инфантилизмом и астеническими состояниями — с проявлениями более легких форм, с первичным снижением темпа эмоционально-волевого развития и более благоприятным прогнозом при условии своевременного выявления и индивидуального педагогического подхода;

2) дети с первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитарностью отдельных корковых функций и церебрастеническими состояниями — с проявлениями более тяжелых, пограничных с умственной отсталостью форм, требующих специальной организации образовательных условий, коррекционной работы и медицинского сопровождения.

Детям с подобным нарушением свойственен ряд особенностей, которые могут быть более или менее выражены, существовать по отдельности или быть представленными комплексно.

Внимание. При ЗПР наиболее нарушена способность к активному и целенаправленному сосредоточению, поэтому характерны неустойчивость внимания и отвлекаемость. Внимание характеризуется также ограниченным объемом, недостаточным распределением, специфической избирательностью. Этому способствуют астенические и церебрастенические проявления, особенно при церебрально-органической форме: сниженная врабатываемость, низкая

психическая устойчивость, быстрая истощаемость, а также слабость волевых процессов, недостаточность мотивации, сопутствующие невротические, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства [2].

Восприятие. Восприятие при ЗПР характеризуется замедленностью в связи с необходимостью длительного периода приема и переработки информации, что во многом связано с дефицитом внимания и эмоционально-волевыми нарушениями, а также с недостаточностью целенаправленности и планомерности в изучении объекта.

Наиболее очевидными являются особенности зрительного восприятия. Замедленность опознания не позволяет ребенку быстро обследовать окружающую действительность, что приводит к затруднениям в реализации функции поиска. Скорость восприятия у детей с ЗПР существенно снижается относительно нормальной для данного возраста при любом отклонении от привычных для него условий (снижении освещенности, изменении расположения предметов и т.д.). Сенсорный опыт длительно не закрепляется в слове, поэтому особые трудности дети испытывают при овладении представлениями об окружающем мире (например, о величине и форме). Затруднен процесс анализирующего восприятия, связанного с необходимостью выделения структурных элементов предмета, их пространственного соотношения.

Память. Особенности памяти при ЗПР имеют признаки сходства как с особенностями памяти в норме, так и при умственной отсталости. К числу показателей памяти, по которым дети с ЗПР более близки к детям, развивающимся без отклонений, относятся показатели объема кратковременной памяти, скорости прироста продуктивности при заучивании, по уровню избирательности запоминания, частично — по характеру влияния различных по содержанию помех и некоторым нейродинамическим характеристикам. К чертам, сближающим особенности памяти при ЗПР и при умственной

отсталости, относятся повышенная тормозимость следов памяти, сильная зависимость от уровня интерференции [3].

Мышление. Уровень наглядно-действенного мышления при ЗПР сопоставим с нормой, словесно-логическое мышление затруднено и формируется замедленно. Имеется выраженная недостаточность мотивационной основы мышления, снижена готовность к интеллектуальным усилиям. У детей с ЗПР нарушена регуляция мыслительной деятельности, для них характерны непланомерность, односторонность, неполнота переработки информации [4].

Речь. Развитие речи при ЗПР характеризуется значительной вариативностью — от замедления формирования отдельных сторон речевой деятельности до общего недоразвития речи [5]. Широко встречаются трудности дифференциации звуков, восприятия оттенков речи, нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, нарушения лексико-грамматического строя речи, нарушения чтения и письма. При ЗПР отмечается слабость словесной регуляции действий, поэтому действия ребенка отличаются импульсивностью, отвлекаемостью, недостаточной последовательностью выполнения интеллектуальных операций.

Учебная деятельность. Учебная мотивация у детей с ЗПР снижена. Включение их в конкретные учебные ситуации затруднено, что связано с трудностями вычленения значимой информации из предлагаемой, выбора варианта и средств решения, планирования и реализации последовательных действий. Интерес к учебным занятиям у таких детей резко снижен, часто встречаются псевдоучебные установки, обычно связанные с желанием обратить на себя внимание и уйти от решения предлагаемой задачи. Репродуктивный подход преобладает над продуктивным — это выражается в актуализации ранее усвоенных способов учебных действий, которые могут соотноситься с отдельными компонентами задачи, но не со всей совокупностью ее условий.

Тем не менее отличительной чертой детей с ЗПР является способность понимать, принимать и использовать помощь, а затем переносить вновь

усвоенное на иные аналогичные задачи. Дополнительные затруднения в формировании учебной деятельности создают специфические расстройства развития школьных навыков в различных сочетаниях [6].

Данные о распространенности ЗПР в Российской Федерации весьма разноречивы. Это объясняется размытостью критериев постановки диагноза, отсутствием такого понятия, как ЗПР, в МКБ-10, а также тем, что в отношении ЗПР как нозологической единицы в последние десятилетия не проводилось эпидемиологических исследований. На сегодняшний день данные, которые можно найти в литературе, в основном характеризуют распространенность интеллектуальных расстройств в целом среди детской популяции, но изолированных данных по ЗПР не приводится.

Данный диагноз устанавливается детям до младшего школьного возраста, но некоторые родители, столкнувшиеся с проблемой ЗПР у ребёнка, не хотят верить, что их ребёнок таковой. Они думают, что их ребёнок просто медлительный, невнимательный и в процессе взросления обязательно перерастет все проблемы развития.

Но если не проводить с ребенком коррекционно-педагогическую работу, то признаки недоразвития психических функций могут сохраниться в более старшем возрасте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебник / А. М. Руденко и др.; под ред. А. М. Руденко. -Ростов н/Д : Феникс, 2023. - 285 с.

2. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. - 150 с.

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003. -144 с.

4. Подобед В. Л. О своеобразии механической памяти детей с задержкой психического развития // VIII науч. сессия по дефектологии и V Всесоюзные педагогические чтения. М., 1979; Подобед В. Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1981. № 3.

5. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Книга для учителя. Минск, 1989; Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М., 2003

6. Специальная психология : учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. М. Шипицыной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 287 с.

Rakhmanova E.V.

1st year student of Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov

(Moscow, Russia)

PROBLEMS OF MENTAL RETARDATION

Abstract: this article talks about the causes of mental retardation. What are the main two significantly different groups of children with mental retardation were identified. The main psychological features of children with ASD are also described.

Keywords: mental retardation, attention, perception, memory, thinking, speech, educational activity, pathology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.