Искусствоведение
ББК T3(2P36)-7
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТОВ РЕСТАВРАЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ
Т. В. Колобаева
CHARACTERISTIC LINES OF PROJECTS OF RESTORATION OF ORTHODOX CHURCHES IN SOUTHERN URAL
Т. V. Kolobaeva
В статье рассматривается широкий круг вопросов, связанных с проектированием церквей в первой половине XIX века и их реставрацией в настоящее время. На основе анализа архивных и опубликованных материалов выявлены особенности проектирования и строительства церквей в первой половине XIX века. Рассмотрены основные проблемы реставрации храмов на Южном Урале и намечены способы их решения.
Ключевые слова: строительство церквей в Оренбургской епархии, разрушение церквей в советский период, особенности реставрации церквей на Южном Урале.
The article considers a wide range of questions connected with the church design in the first half of the XIX century and their restoration at the present time. On the base of analysis of archive and published materials the peculiarities of church design and construction in the first half of the XIX century are revealed. The main problems of church restoration at the South Ural are considered and the ways of solution are planned.
Keywords: church construction in Orenburg eparchy, church demolition, church restoration at the South Ural.
До учреждения Оренбургской епархии в середине XIX века территория Оренбургской губернии была подчинена разным епархиальным центрам. «Первою насущною задачей Епархиального управления являлось устройство и умножение православных храмов»1. К широкому строительству храмов епархиальное и военно-гражданское начальство побуждали быстрый рост населения Южного Урала и увеличение числа раскольников. По утверждению современников раскол находил «для себя благоприятную почву к развитию в малочисленности церквей и духовенства»2.
Из анализа официальных сведений, помещённых в Справочной Книжке Оренбургского статистического комитета за 1869 год видно, что с начала российской колонизации Оренбургского края строительство церквей шло чрезвычайно быстро. «В 1750 году на всём пространстве Оренбургской Епархии с Самарской вместе существовали только три церкви (в г. Челябинске, Уральске и Оренбурге), а по сведениям 1872 года через 122 года церквей в Епархии имеется 323 (217 каменных, 106 деревянных), да молитвенных домов 188 (2 каменных и 186 деревянных). Так что всех церковных зданий епархиального ведомства имелось 511, из них каменных 219 и деревянных 292. Кроме того, в 1872 году в преде-
лах Оренбургской Епархии производились постройки 20-ти новых церквей (16 каменных и 14 деревянных) и 14 молитвенных домов (3 каменных и 11 деревянных), и были предположены к постройке 5 церквей для инородцев. Очевидно, что с дальнейшим заселением края, и увеличением числа православных переселенцев и с просвещением христианством местных инородцев потребность в новых церковных постройках должна была возрасти»3.
Между тем строительные работы в Оренбургской епархии, простиравшейся «от севера к югу на 1662 версты, и от запада к востоку более чем на 323 версты, встречали значительные затруднения» из-за недостатка свободных строительных техников, принимавших к эксплуатации законченное здание. Строительное отделение местного губернского управления и казачьего войска располагало ограниченным количеством специалистов, которые едва успевали удовлетворять нужды этих ведомств. Из-за нехватки квалифицированных кадров техников некоторые построенные церкви стояли в Оренбургской епархии неосвящёнными по году и более. Разрешённые к постройке новые церкви не возводились по году или два, по тем же причинам. Например, строительство разрушившейся церкви в Кундравинском посёлке, несмотря на разрешение, данное в 1869
Искусствоведение
году, так и не возобновилось из-за нехватки строительных кадров.
О росте количества церквей в XIX в. свидетельствуют следующие цифры: «в начале столетия в пределах нынешней Оренбургской губернии находилось 64 приходских церкви, — в том числе 5 в г. Оренбурге, — и 6 церквей в Уральской области; всего 70 церквей в пределах Оренбургской епархии»4. К концу XIX в. в её границах насчитывалось 502 приходских церкви, а всего, включая церкви без приходов, 576 храмов и 238 молитвенных домов. За столетие количество церквей в Оренбургской епархии увеличилось в 7 раз, в среднем строилось по 4 церкви в год.
Начало и середина XIX в. характеризуется значительными изменениями в области культового строительства5. 27 декабря 1875 года Патриарх утвердил правила постройки церквей, колоколен и часовен. В 1866 году Министерство Внутренних Дел приняло правила составления проектов церквей. К планам и фасадам церквей, прилагалось два разреза здания. Необходимы были разрезы отдельных частей сооружения, особенно в тех местах, где находились своды. Если проект составляли по образцу существовавшего церковного здания, то к нему обязательно нужно было составлять подробный список изменений планировочного и архитектурного решений.
К проекту прилагалась пояснительная записка, где содержались все данные, необходимые для полного обсуждения и утверждения проекта. В ней содержался расчёт устойчивости здания, описание местности и исследования грунта, указывался способ закладки фундамента (будет ли закладка фундамента производиться прямо на грунте, на лежнях или на сваях, с объяснением в последних двух случаях степени сырости грунта). К сожалению, большинство этих документов в настоящее время утрачено.
Правилами предписывалось, чтобы «постройки каменных церквей, по возможности, были поручаемы лишь тем техникам, которые производили уже работы подобного рода, или, по крайней мере, находились при них в качестве помощников производителей работ, под руководством опытных архитекторов. Чтобы архитекторы, которым поручено производство построек церквей, непременно сообщали в своё время строительным отделениям при губернских правлениях, как о начатии работ, так и об окончании вчерне здания, а в затруднительных случаях обращались в отделения за советами и указаниями»6.
Согласно 239 статье Строительного устава начальники губернии должны были наблюдать, чтобы строители не отступали от утверждённых планов и фасадов для церквей и, чтобы лица, не имеющие установленных для техников аттестатов, не допускались к составлению проектов и планов сооружений. Установленные правила гарантировали до некоторой степени правильность возведения церковных зданий и сокращения «из года в год повторяющееся число случаев обрушения строящихся церквей».
В годы советской власти большое количество южноуральских церквей было полностью разрушено. Снесены церкви рабочих окраин, центров городских и сельских поселений, и на их месте были устроены скверы. Сохранившиеся храмы в основном передали государству. Часть церквей приспособили под склады, клубы, мастерские. Использование зданий не по назначению привело к утрате элементов несущих конструкций, покрытий, перекрытий, внешнего и внутреннего убранства. В настоящее время церковные здания Южного Урала находятся в аварийном или полуразрушенном состоянии. Например, церкви: Александра Невского в с. Алексан-дровка Грачевского района; в пос. Пугачевский Оренбургского района (нет прихода); церковь с. Павловка Северный район (расположена рядом с селом, находится в аварийном состоянии); церковь с. Октябрьского Октябрьского района (утрачены белокаменная ограда, малые формы — беседки, ограждения, решетки и т.д.) и многие другие.
Институт Церкви в настоящее время далеко не всегда может обеспечить должную сохранность культовых зданий, имеющих духовную, историческую, культурную и материальную ценность. Проводимые реставрационные работы не обеспечены достаточным финансированием, что исключает возможность использования дорогостоящей техники, необходимых строительных материалов. Ощутима нехватка квалифицированных кадров в области реставрации, не хватает опытных архитекторов-реставраторов, утрачены с течением времени чертежи и многие документы, позволяющие восстановить подлинный облик храмов, и обеспечивающие точность выполнения восстановительных работ.
Сейчас в регионе ведётся работа по восстановлению церквей, но из-за нехватки бюджетного финансирования в очень небольшом объёме. Например, в Оренбургской области проводится реставрация одного — двух памятников в год за счёт федерального бюджета. Большинство храмов восстанавливается на деньги приходов, часто очень непрофессионально.
Примерами грамотного восстановления храмов с соблюдением действующего законодательства об охране памятников, могут служить здание Преображенской церкви в г. Орске, храм в районном центре г. Сорочинск и Никольский кафедральный собор в г. Оренбурге.
Реставрацией занимаются, как правило, частные фирмы — местные или столичные. ООО «НПП Рона» г. Оренбурга выполнила полномасштабные проекты реставрации для церкви Святой Екатерины в пос. Тугустимир Тюльганского района и церкви Спаса села Спасского Саракташского района Оренбургской области. Сотрудниками «НПП Рона» в 2004 году проводились натурно-исследовательские работы по современному техническому состоянию этих церквей. Ими выполнены альбомы обмерочных чертежей и подробной фотофиксации, имевших целью сбор дан-
Т.В. Колобаева
Характерные черты проектов реставрации православных церквей на Южном Урале
ных для выполнения проекта реставрации. В это же время выполнялись архивные и библиографические изыскания по истории создания этих церквей и выявлению их архитектурно-планировочных особенностей. Проведена паспортизация памятника.
Например, церковь Спаса Нерукотворного в селе Спасское была построена в 1814 году. Длина церкви с колокольней 16 сажень, наибольшая ширина 6 сажень. Высота до верха карниза 3 сажени. Одна большая главка и одна малая над алтарём. Иконостас длиной 3 сажени 2, высотой 3 сажени. Отапливается 3-мя кирпичными печами. Дверей наружных обитых железом — 3, внутренних — 3. Колокольня в 4 яруса, высотой до верха карниза 7 сажен. Обнесена деревянной оградой. Больших окон — 15, малых — 11, в куполе — 12 шт.7 Её строительство начал подполковник А.П. Мансуров в 1804 году. В 1815 году 16 июня храм освятили, а в 1816 выполнили роспись храма. Изначально Спасская церковь была холодной, к 1859 году в ней были устроены три кирпичных печи с дымоходами8.
В 30-е годы XX в. у церкви Спаса Нерукотворного Образа села Спасское разрушили переход, соединяющий храм с колокольней, и колокольню. Были утрачены элементы внешнего и внутреннего убранства, завершение купола, покрытие трапезной и алтаря, алтарная главка, роспись стен, иконостас. Были разобраны конструкции полов и потолков. Здание использовали как склад химических удобрений. В 2004—2005 гг. на средства и усилиями прихожан, без проектной документации, была восстановлена кровля и стропильные конструкции над алтарной частью и трапезной. Работы поводились организацией, не имевшей лицензии для работы с памятниками архитектуры.
Каменная церковь Святой Великомученицы Екатерины с. Тугустимир была построена на средства помещика, титулярного советника Виктора Ивановича Звенигородского и освящена 27 июля 1852 года9. Это крупный центричный крестово-купольный храм с отдельно стоящей четырехъярусной колокольней, выполненный в стиле историзма, сочетающего элементы русского средневековья и византийского стиля. Церковь Св. Екатерины закрыли в 1933 году. В результате поджога купола был разобран барабан над храмом. Были разбиты украшавшие фасады горельефы святых, разобраны три деревянных крыльца, покрытие луковичной главы у колокольни. Здание стали использовать как склад строительных материалов и удобрений. В начале XIX века строительной фирмой без лицензии разрешающей работы с памятниками истории и культуры сооружены конструкции не соответствующие изначальному виду церкви.
К сожалению, в большинстве случаев из-за нехватки средств на дорогостоящие проекты реставрации церкви в регионе восстанавливают строительные фирмы без надлежащей проектной документа-
ции самостоятельно на средства прихожан. Ремонтные работы, проводимые организациями, не имеющими лицензии для работы с памятниками тоже не редкость. При этом допускаются отступления, искажающие исторически верный облик церквей, наносится ущерб сохранившимся конструкциям храмов.
Прежде чем восстанавливать памятник архитектуры должен проводиться необходимый объём работ по обследованию его состояния. Необходимо проводить экспертизу конструкций, исследовать наличие искажений первоначального архитектурнопланировочного и декоративного решений. В конечном итоге важно восстановленный храм использовать по его предназначению. Важно стремиться к максимальной достоверности воссозданий памятника. Для этого необходимо стремиться к достоверности используемых материалов, конструкций, планировочных и декоративных решений.
Эту точку зрения в целом поддерживает и руководство церкви. «Проводя реставрационные работы, нужно консультироваться с опытными специалистами, а не брать целиком на себя решение таких важных вопросов, как роспись храма, написание новых икон, сооружение иконостаса, восстановление утраченной архитектуры храма. Внутреннее убранство должно, по возможности, соблюдаться в едином стиле, в гармонии и подчеркивать величие и благолепие православного храма. Поэтому произвол настоятеля или старосты в таких вопросах недопустим. Решать подобные вопросы надлежит соборным разумом, не опираясь лишь на личные чувства и воспитание»10.
Однако на практике эти пожелания не всегда соблюдаются. Далеко не все приходы при проведении восстановительных работ обращаются к специ-алистам-реставраторам. Большинство церквей и мечетей восстанавливают без привлечения специа-листов-проектировщиков, тем более реставраторов. Такая позиция может быть объяснима, если ведутся первоочередные работы по консервации (ремонт кровли, утепление контура и т. д.). Но для грамотного восстановления храма, необходимо привлекать лицензированных специалистов. Особенно большие проблемы появляются при отсутствии специалистов в области инженерных, строительных работ, устройства вентиляции, пожарной сигнализации, отопления, освещения и т. д.
В большинстве случаев настоятели осуществляют контроль за ремонтом, но не всегда достаточно профессионально. В целом нужно отметить, что восстановление церквей без реставрационной документации наносит очень большой ущерб архитектурным памятникам. Например, в с. Краснохолм взамен старого сгоревшего центрального купола возвели новый гораздо меньших размеров, это нарушило объёмно-пространственную композицию церкви, изменило её пропорции и облик. Реставрация Дмитриевской церкви в г. Оренбурге была недопус-
Искусствоведение
тимо растянута на целых десять лет, несмотря на наличие документации.
В целом следует отметить, что практика реставрации культовых зданий на Южном Урале имеет множество недостатков. Недостаточно осознана необходимость профессиональной реставрации и дорогостоящих предпроектных изысканий. Комплекс мероприятий, связанных с консервацией и реставрацией культовых памятников требует грамотного и своевременного решения, так как здания церквей важно правильно сохранять и восстанавливать. На современном этапе нередко происходит соединение строительных приёмов прошлого с возможностями современного строительного производства, конструкторского дела, и техники. Это связано с тем, что старые строительные технологии и материалы утрачены.
Практика реставрационных работ показала, как в некоторых случаях невероятно трудно добиться от владельцев зданий правильного их ведения и с необходимым качеством. Реставрационные работы, необходимо осуществлять только под бдительным контролем специалистов. В настоящее время назрела необходи-
мость в организации проектно-реставрационной группы при Епархии. Она необходима из-за большого количества храмов, которые ещё ждут реставрации.
Примечания
1. Чернавский, Н.М. Оренбургская Епархия в Ея прошлом и настоящем. / Н.М Чернавский. Вып. 1. — Оренбург : Тип. Оренбургской Духовной консистории, 1900, —С. 377.
2. Там же.
3. Оренбургские Епархиальные Ведомости. — № 14. — 1873. — 15 июля. — С. 558.
4. Там же. — С. 337.
5. Раскин, А.М. Архитектура классицизма на Урале / А.М. Раскин. — 1989. — С. 13.
6. Оренбургские Епархиальные Ведомости... — Там же.
7. ЦГИАЛ, Ф. 799. Оп. 33. Д. 1191. Л. 44—51.
8. ГАОО, Ф. 173. Оп. 9. Д. 45/а. Клировые ведомости 1904 г.
9. ГАОО, Ф. 173. Оп. 9. Д. 294. Клировые ведомости. 1852 г.
10. Журнал Московской Патриархии. — 1997. — №2, —С. 23.
Поступила в редакцию 20 июля 2009 г.
Колобаева Татьяна Валерьевна, аспирант кафедры «Искусствоведение и культурология» ЮУрГУ, стариший преподаватель кафедры «Графика» ЮУрГУ. Область научных интересов: история и теория архитектуры, реставрация и сохранение памятников архитектуры, архитектура Южного Урала в XVIII — начале XX вв.
Kolobaeva Tatyana Valerevna, the post-graduate student of chair «Iskus-stvovedeniya and kulturologii» South Ural Stait University, the teacher of chair «Grafika» South Ural Stait University. Area of scientific interests: history and the architecture theory, restoration and preservation of monuments of architecture, architecture of Southern Urals Mountains in XVIII — beginning XX centuries.