сов, направленных на достижение цели и задач развития кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
7. Расчет планируемой (прогнозируемой) результативности развития кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления — обоснование количественных характеристик приоритетного развития кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Предлагаемые нами мероприятия приведут к значительному качественному росту кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, к примеру, позволит переобучить
или повысить квалификацию более 80% муниципальных служащих, что позволит нормализовать ротацию профессиональных кадров, повысить степень информатизации и интеллектуализации муниципального управления и пр. Таким образом, представленные в статье предложения позволят создать основу для эффективного кадрового обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Они станут необходимым базисом для повышения конкурентоспособности, инновационности и устойчивости социально-экономического развития муниципального образования и его перехода на более высокий качественный уровень.
Литература
1. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 287 с.
2. Корабейников И.Н., Корабейникова О.А. Развитие регионального рынка информационных услуг: теоретические аспекты. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. — 216 с.
3. Корабейников И.Н., Корабейникова О.А., Бегун Т.В. Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие муниципального образования // Европейский журнал социальных наук. — 2012. — № 3. — С. 323-330.
4. Корабейников И.Н., Счастьева Л.М., Токарева Ю.С., Корецкая И.М. Факторы, влияющие на эффективное функционирование регионального производственного комплекса // Вестник ОГУ. — 2009. — № 4. — С. 53-59.
5. Масюто О.М., Огородникова С.А. Подготовка кадров местного самоуправления: эффект взаимодействия филиала с администрацией города // ЧиновникЪ. — 2003. — №5 (27).
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ ДЛЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.В. Найдёнова,
аспирант Магаданского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики
Н.Ю. Бутикова,
аспирант Магаданского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики
В статье раскрывается роль и значение предпринимательства и, прежде всего, его малых форм для регионов, дана сравнительная характеристика развития предпринимательства в нашей стране с рядом зарубежных государств. Показаны особенности Магаданской области, наличие и структура минерально-сырьевой базы. Впервые показано, что коммерческие организации целесообразно различать по характерным чертам и делить на три группы: чисто предпринимательские; организации, имеющие некоторые черты и особенности хозяйственно-предпринимательской деятельности и государственные предприятия. Дана их характеристика.
Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, Магаданская область
УДК 334.021 ББК 65.05
В настоящее время, как национальная, так и региональная экономики функционируют и развиваются на основе законов рынка, что существенно влияет на характер отношений, порождает особенности развития производства, способствует созданию новых форм хозяйствования.
В условиях рынка в регионах, наряду с крупными и средними предприятиями, созданы условия для развития малого предпринимательства. Мировой, да и отечественный опыт убедительно свидетельствуют, что институт предпринимательства имеет огромное значение для развития национальной экономики. Он дополняет основное производство, создает значительное количество рабочих мест, таким образом способствуя сокращению безработицы, увеличению доходов населения, повышению инновационной активности, проявлению предпринимательских способностей, формирует и поддерживает конкурентную среду, приближает производство к потребителю, что способствует снижению издержек производства и повышению совокупной эффективности; создает блага, в которых нуждаются потребители конкретного региона, территории (см.: рис.1) и т.д.
Несмотря на наличие возможностей формирования, успешного функционирования и очевидные общественные преимущества, предпринимательство в нашей стране развито недостаточно. На тысячу жителей в нашей стране действует менее 10 малых предприятий. В то время, как в США — 75, странах Европейского Союза — 45, в Японии — 50. Малый бизнес в европейских странах и США обеспечивает работой порядка 50% занятых, а в Японии — даже около 80%. В России — лишь 16%. В нашей стране число желаю-
щих начать свой бизнес составляет лишь 3,6%. Для сравнения — в среднеразвитых зарубежных странах — 25% [1].
Рис. 1. Социально-экономическая роль предпринимательства для региона
Все это свидетельствует о том, что в целом, как на федеральном, так и на региональном уровнях необходимо принимать целую систему мер, которые бы активизировали предпринимательскую деятельность, сделали этот бизнес более привлекательным, а значит, и общественно полезным. В нашей стране существует значительный дисбаланс территориального развития, уровня доходов, предпринимательской активности, что, несомненно, сказывается на межрегиональных связях, взаимоотношениях федерального центра и субъектов федерации.
Неравномерность экономического развития привела к тому, что около 80% регионов страны являются дотационными. Поэтому Президент РФ поставил задачу: «Надо последовательно двигаться к тому, чтобы все российские регионы без исключения стали экономически самостоятельными и в полном смысле слова — субъектными» [2]. Существенный вклад в развитие экономики регионов может внести активизация и расширение предпринимательской деятельности на инновационной основе с учетом региональных особенностей.
Магаданская область находится под значительным влиянием «северности». Здесь, как и в других регионах Крайнего Севера, суровые природно-климатические и социально-экономические условия производственной деятельности и проживания людей. Суровый климат, значительные зоны вечной мерзлоты, болота, бездорожье, продолжительные (до 300 дней в году) зимы, дефицит и прогнозируемое сокращение трудовых ресурсов сочетаются с сосредоточением ценных природных ресурсов. Область входит в десятку богатейших регионов страны по запасам минерального сырья. Кроме осваиваемых запасов золота и серебра, перспективными являются цветные металлы, железо, известняк, гипс, плавиковый сипат, бурый и каменный уголь, торф, углеводороды. Специалисты считают, что доминирующая роль в стоимости запасов приходится на уголь (44,4%) и углеводороды (41,3%). На долю черных и цветных металлов приходится 8,4%, благородных металлов — лишь 3%, других — 2,9%. Край богат и водно-биологическими ресурсами, чему способствует географическое положение области.
Все эти богатейшие ресурсы нуждаются в дальнейшей активизации освоения. Значительный вклад в решение этой задачи может внести предпринимательство — расширение его масштабов, перевод на инновационный путь развития.
Несмотря на значительное количество исследований, проводимых по предпринимательству, единства мнений о его сущности, содержании, характерных чертах, формированию благоприятных условий его развития пока нет. В настоящее время при определении сущности предпринимательства, значительное внимание уделяется целям его деятельности, количеству персонала, объемам производства, типам управления, функциям и др.
В Гражданском Кодексе РФ ст.2 отмечается: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке». При такой трактовке предпринимательства, по сути дела, любая хозяйственная
деятельность всех организаций, относящихся к коммерческим, является предпринимательством. С нашей точки зрения, целесообразно делить коммерческие хозяйственные организации на: чисто предпринимательские, которым присущи классические характерные черты предпринимательства; организации, имеющие некоторые черты и особенности хозяйственно-предпринимательской деятельности, у которых имеются свои особенности, характерные черты, критерии, отличающие их от предпринимательских организаций; государственные предприятия. Пока в теории предпринимательства такое деление не осуществляется.
Характерные черты чисто предпринимательских организаций представлены на рис.2.
Могут произвести те блага, которые крупному бизнесу невыгодны
Предприниматель -собственник; организация - коммерческая, официально зарегистрированная, юр. лицо
Предприниматель участвует в процессе производства
Самостоятельность и независимость организации в принятии решения
Предприниматель управляет хозяйственной деятельностью; предпринимательский тип управления
Предпринимателю присущ особый, личные и профессиональные качества
>
>
\>
>
>
<
Экономическая заинтересованность и ответственность, нацеленность на максимизацию прибыли и получение предпринимательского дохода
Конкурентоспособность
<[
Рискованность
Умение маневрировать ресурсами, устанавливать связи с партнерами, занимать свою нишу на рынке
Способность привлекать дополнительные, в том числе нетрадиционные, инновационные ресурсы
Приближены к потребителю, лучше учитывают его потребности, гибко реагируют на изменения, имеют меньшие транспортные издержки
Рис. 2. Характерные черты предпринимательской организации
Свои отличительные черты имеют и организации второй группы. Как правило, у этих организаций коллективный собственник. Им присущ не предпринимательский, а менеджерский тип управления. Управление осуществляется специально обученными людьми, выполняющими разнообразные управленческие функции в соответствии с местом в иерархической структуре менеджмента. Топ-менеджеры, как правило, осуществляют управление организацией как единым целым. Они принимают решения в соответствии
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (в действующих ценах)
Таблица 2
2011 г., млн руб. В % к 2010 г. Январь-июнь 2012 г., млн руб. В % к январю-июню 2012 г.
Всего 24855,9 105,4 9524,5 113,4
В том числе:
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 119,6 108,0 72,2 123,2
Рыболовство, рыбоводство 752,4 96,4 64,0 55,3
Добыча полезных ископаемых 7401,0 114,1 1560,4 162,7
Обрабатывающие производства 1876,7 112,8 664,0 106,9
Производство и распределение электроэнергии и воды 197,1 118,8 91,6 127,3
Строительство 1691,2 134,8 690,1 83,8
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 9344,7 95,3 4106,2 104,0
Гостиницы и рестораны 676,3 120,1 271,2 92,6
Транспорт и связь 1470,7 90,7 1362,8 161,4
Операции с недвижимым имуществом, аренда предоставление услуг 1124,4 122,0 553,2 94,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 162,3 113,6 86,4 117,2
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 39,5 60,1 2,4 95,0
с миссией и целями организации. Менеджеры среднего уровня осуществляют управление отдельными подразделениями организации или обособленными службами, отделами. На низовом уровне руководство осуществляется действиями непосредственных исполнителей.
У государственных предприятий собственником основных средств производства является государство, в интересах которого и функционируют эти предприятия. Они могут быть как прибыльными, так и планово-убыточными, но создающими общественнополезные блага в интересах как государства, так и бизнеса. Руководители данных предприятий назначаются, а форму управления определяет государственный орган. Чаще всего эти организации выполняют государственный заказ, в котором определен ассортимент, объемы, сроки, финансирование и т.д.
Развитие малого предпринимательства в Магаданской области началось с начала 90-х годов XX века. Оно становится неотъемлемой частью экономики области, охватывает все основные сферы деятельности, работает стабильно и устойчиво. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области, полученным в результате сплошного наблюдения, в 2010 году в г. Магадан было зарегистрировано 5234 субъекта малого бизнеса. Подавляющее большинство из них заняты в торговле — 35%; 19% осуществляют свою деятельность в сфере недвижимости (аренды и представления услуг в этой сфере). Торговля является ведущей отраслью и у индивидуальных предпринимателей. Ею заняты 44% от общего количества индивидуальных предпринимателей. В сфере транспорта и связи занят каждый пятый предприниматель, а предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг — каждый восьмой. В промышленности большинство МСП заняты в обрабатывающих производствах (70%), в добыче полезных ископаемых — 30%.
В соответствии с российским законодательством предприниматели могут привлекать наемных работников, что способствует сокращению безработицы. В 2010 г. в Магадане в сфере малого предпринимательства было задействовано 19 тысяч наемных работников, заработная плата которых в среднем составляла 21775 руб. У индивидуальных предпринимателей трудилось около 6 тысяч человек — наемных работников, членов семьи и партнеров. За 2010 г. выручка от продаж товаров (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства достигла 38,9 млрд руб., что составило почти 60% от совокупного оборота всех хозяйствующих
субъектов города. В том же году эти организации инвестировали в основной капитал 1533 млн руб. — 29% от общего объема инвестиций по Магадану.
Несмотря на сложные природно-климатические условия, заметных результатов предпринимательские организации добились в аграрном секторе. Ими выращено 12335 центнеров картофеля, произведено 20775 центнеров молока, 5629 центнеров мяса, 17,2 млн яиц.
В 2011 г. объем строительных работ составил 1571 млн руб., автобусами субъектов малого предпринимательства перевезено 4321,4 тыс. чел., а объем грузоперевозок составил 231,6 тыс. т или 23% городского объема. Ими оказано различных платных услуг населению на сумму 4880,1 млн руб. (50,3% общего объема услуг по городу).
Малый бизнес отличается окупаемостью затрат, гибкостью в реагировании на изменение спроса, учете вкусов и предпочтений потребителей и пр. Существенную роль малый бизнес играет в предоставлении бытовых услуг. Это услуги фотографии, ремонт и пошив одежды, мебели, бытовой техники, химчистка, предоставление услуг по прокату.
В промышленном производстве удельный вес малого бизнеса составляет порядка 25%. В то же время, в производстве металлических руд — 43%, 16% производства пищевых продуктов. Малый бизнес вносит существенный вклад в добычу и переработку рыбы и морепродуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, макарон, мясных полуфабрикатов, колбасных изделий. Предприятиями малого бизнеса добыто более 110 тыс. т угля, порядка 1,3 тыс. м3 сборного железобетона, более 25 т цемента, осуществляется изготовление металлопластиковых окон. В структуре оборота розничной торговли на долю малых предприятий приходится около 25% и индивидуальных предпринимателей — 36%.
В современных условиях особое значение имеет развитие предпринимательства, на инновационной основе. С этой целью в Магаданской области разработаны Программы и др. нормативные документы, принят Закон «Об инновационной деятельности в Магаданской области»; областная целевая программа «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2013 годы», создано и активно работает «Управление по инновационной политике администрации области». Все эти и другие меры дают свои плоды. В области инновационной деятельностью занято 35 предприятий — это второе место в Дальневосточном федеральном округе.
Литература
1. Бляхман Л.С., Чернова Е.Г. Две модели финансирования новой индустриализации // Проблемы современной экономики. — 2012 — №2. — С.12.
2. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. — 2012. — 13 дек.
3. Грунин О.А., Куцеборский Э.В., Куцеборская М.Г., Царёва С.О. Инновационные приоритеты управления устойчивым предпринимательством в регионе. — СПб.: Астерион, 2011.
4. Голубецкая Н.П., Грунин О.А., Куприн А.А., Царёва С.О., Самодуров А.А., Жук И.В. Формирование устойчивого развития предпринимательства на основе инновационной активности. — СПб.: Астерион, 2013.