Научная статья на тему 'Характерные черты административного принуждения, применяемого к несовершеннолетним правонарушителям'

Характерные черты административного принуждения, применяемого к несовершеннолетним правонарушителям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2796
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характерные черты административного принуждения, применяемого к несовершеннолетним правонарушителям»

Конституционное и административное право

УДК 351.74

А. А. Беженцев*

Характерные черты административного принуждения, применяемого к несовершеннолетним правонарушителям

В статье представлены результаты теоретико-прикладного исследования проблем правового регулирования полномочий подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по применению мер административного принуждения, применяемого к несовершеннолетним правонарушителям. В ней раскрываются признаки, понятие, правовые формы и принципы принуждения, особенности административного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения и полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по применению принудительных мер административного предупреждения, мер административного пресечения, принудительных мер административно-процессуального обеспечения и административных наказаний к несовершеннолетним правонарушителям.

Ключевые слова: административное принуждение, правонарушения несовершеннолетних, принудительные меры административного предупреждения, принудительные меры административного пресечения, принудительные меры административно-процессуального обеспечения, административные наказания, государственные органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

A.A. Bezhentsev*. Typical feature of administrative compulsion applied to juvenile delinquents.

In the article represented results of theoretical applied investigation problems of law regulating authorities subunits of preventive juvenile delinquency agencies of the internal affairs of Russian Federation by application measures of administrative compulsion applied to juvenile delinquents. In the article uncovered signs, notions, law forms and principals of compulsion, peculiarities of administrative compulsion as a sphere of state compulsion and authorities subunits of preventive juvenile delinquency agencies of the internal affairs of Russian Federation by application measures of administrative noticing, measures of administrative suppressing, measures of administrative-trial providing and administrative punishment, applied to juvenile delinquents.

Keywords: administrative compulsion, juvenile delinquency, compulsion measures of administrative noticing, compulsion measures of administrative suppressing, compulsion measures of administrative-trial providing, administrative punishment, institutions of state system of preventive juvenile delinquency in Russian Federation, Committee by affairs juveniles and protection their rights.

Проводя диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора юридических наук по вопросам правового регулирования полномочий органов внутренних дел (милиции) по применению мер административного принуждения в контексте становления в России демократического правового государства, выдающийся ученый-юрист А.И. Каплунов наиболее четко охарактеризовал рассматриваемый вид деятельности и отметил, что «административное принуждение, являясь частью, отраслевым видом государственного принуждения, обладает чертами, присущими государственному принуждению в целом. Поэтому общая характеристика государственного принуждения с гносеологических позиций выступает отправным моментом в познании административного принуждения, в том числе применяемого органами внутренних дел, как составной части. Она необходима для того, чтобы лучше понять правовую природу, особенности, роль, место и значение

* Беженцев, Александр Анатольевич. Доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук, капитан милиции. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 730-25-81. E-mail: [email protected].

* Bezhentsev, Alexander Anatolievich. Senior lecturer chair of administrative activity, Saint-Petersburg university Ministry of the internal affairs of Russian Federation, candidate of juridical science, captain of militia. E-mail: [email protected].

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

административного принуждения, применяемого органами внутренних дел, как в системе административного принуждения, так и в системе государственного принуждения в целом»1.

Итак, являясь крайним средством по обеспечению государственной воли по поддержанию правопорядка, административное принуждение применяется исключительно на основании норм административного законодательства, лишь к тем лицам, которые нарушили нормы права, способствовали их нарушению, и только специально уполномоченными на то субъектами государственного управления. Меры репрессивного характера, связанные с административным принуждением, часто не только не вызывают страха в сознании несовершеннолетних, но и при определенных обстоятельствах являются факторами, побуждающими их к совершению новых проступков.

Особенностями административного принуждения, кардинально отличающими его от других видов государственного принуждения, являются следующие:

— административное принуждение применяется в государственном управлении для урегулирования общественных отношений, возникающих в сфере обеспечения правопорядка;

— применение административного принуждения осуществляется только на основании административно-правовых норм, закрепленных в законе;

— административное принуждение является исключительной прерогативой органов государственного управления, может применяться в исключительных случаях судьями, которым делегировано осуществление некоторых государственно-властных полномочий;

— административное принуждение применяется в одностороннем порядке и только по отношению к тем лицам, которые нарушили нормы административного права;

— административное принуждение применяется для прекращения противоправных действий, наказания правонарушителя, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;

— административное принуждение применяется к лицам, не достигшим совершеннолетия, лишь после того, как исчерпаны меры убеждения;

— административное принуждение применяется независимо от воли субъекта правонарушителя, ущемляя его личные интересы.

Рассмотрение административного принуждения, применяемого к несовершеннолетним правонарушителям, начнем с мер административного предупреждения. Следует отметить, что своевременное выявление безнадзорных детей и их удаление из общественных мест, а также с объектов железнодорожного, водного и воздушного транспорта, представляющих сферу повышенной опасности, является одним из основных направлений деятельности милиции в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, обеспечении их личной безопасности и безопасности окружающих.

Особое значение в предупреждении правонарушений несовершеннолетних имеют и такие формы работы, как вызов в милицию несовершеннолетнего с его родителями или иными законными представителями для выяснения обстоятельств, причин и условий отклоняющегося поведения. Указанные направления деятельности милиции позволяют решать не только проблемы безнадзорности и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, но и укрепляют систему их социальной защиты, способствуют охране общественного порядка и обеспечивают общественную безопасность.

К принудительным административным мерам предупредительного характера, применяемым к несовершеннолетним сотрудниками милиции, можно отнести изъятие предметов и вещей, могущих служить средством совершения различных правонарушений.

Так, например, сотрудниками горрайлинорганов внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области у подростков изымается значительное количество найденного ими оружия и боеприпасов времен Великой Отечественной войны, емкости с ртутью и другими химическими элементами, оказавшимися на свалках по чьей-то преступной халатности. Своевременное выявление и изъятие у несовершеннолетних запрещенных для хранения вещей и предметов способствует предупреждению с их стороны различных правонарушений, обеспечивает как общественную, так и личную безопасность самих несовершеннолетних.

Анализируя меры административного пресечения, применяемые к несовершеннолетним, необходимо иметь в виду, что в отличие от административно-предупредительных мер, устраняющих реальные основания для совершения правонарушений несовершеннолетними, меры административного пресечения характеризуются наступлением противоправного поведения подростка или группы подростков и применяются в целях прекращения противоправного поведения, устранения его вредных последствий, а также для создания необходимых условий для привлечения виновного несовершеннолетнего лица к административной ответственности. Сущность этих мер состоит в том, что они пресекают реальное, уже начавшееся противоправное деяние (как административно, так и уголовно наказуемое), совершаемое подростком. Противоправное деяние может выражаться как в однократном правонарушении, так и в неоднократных, систематических нарушениях, в антиобщественном образе жизни конкретного лица. Применяя меры административного пресечения, органы внутренних дел принудительно прекращают правонарушения несовершеннолетних, понуждая их к правомерному поведению.

Административное задержание несовершеннолетних правонарушителей осуществляется в целях прекращения противоправных действий, установления личности несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, составления протокола об административном правонарушении, если лицо достигло

шестнадцатилетнего возраста с последующим разрешением вопроса о направлении несовершеннолетнего в КДН Отсюда административное задержание одновременно является и мерой пресечения противоправных действий и мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Основанием применения рассматриваемой меры принуждения являются ст. 27.3—27.6 КоАП РФ. В указанных статьях предусматриваются общие цели и условия применения административного задержания, порядок применения и оформления указанной меры. При задержании несовершеннолетних лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием токсических или наркотических средств, они в обязательном порядке должны доставляться по месту их жительства и передаваться родителям или иным законным представителям. В случаях тяжелого опьянения они должны помещаться в лечебные учреждения.

При задержании несовершеннолетних правонарушителей сотрудники отделов (отделений) по делам несовершеннолетних обязаны устанавливать причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и принимать все меры для предупреждения совершения ими более серьезных проступков и возврата подростков под опеку их законных представителей, а также совместно с участковым уполномоченным, прокуратурой и судом решать вопросы о лишении родительских прав родителей тех подростков, которые не желают заниматься их воспитанием, допускают жестокое обращение с детьми, либо оказывают на детей негативное влияние. Несовершенство правового регулирования и теоретической разработки рассматриваемых проблем связано в основном с тем, что значительную сложность составляет механизм реализации лишения родительских прав, который ввиду определенных субъективных предпосылок затягивается на довольно длительное время. Длительность процедуры лишения родительских прав растягивает и временные рамки оставления без надзора законных представителей склонных к правонарушениям детей.

В отношении специальных мер пресечения, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, существенных отличий от общего порядка нет, за исключением запретов на применение в отношении указанной категории огнестрельного оружия и специальных средств (Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции»2, ст. 14, 15: «Запрещается применять специальные средства в отношении... малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.»; «Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении. несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей...».

Продолжая рассмотрение административного принуждения в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, обратимся к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемым в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Указанные меры административного принуждения применяются исключительно в рамках ведущегося производства по делу об административном правонарушении и имеют достаточно четкую правовую регламентацию.

Из анализа норм КоАП РФ видно, что в отношении несовершеннолетних субъектов могут быть применены следующие виды мер административно-процессуального обеспечения:

— административное доставление;

— административное задержание;

— привод;

— личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при несовершеннолетнем лице;

— досмотр транспортных средств (мотоцикла);

— изъятие вещей и документов;

— задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

— арест товаров, транспортных средств, иных вещей;

— отстранение от управления транспортным средством;

— направление на медицинское освидетельствование.

Учитывая то, что практически весь комплекс мер административно-процессуального обеспечения, применяемых к физическим лицам, применяется и к лицам, не достигшим совершеннолетия, рассмотрим некоторые особенности их применения.

Вначале, учитывая особенности административно-правового статуса несовершеннолетних, обратимся к основанию применения к ним мер обеспечения. Данные меры, за исключением привода, достаточно часто применяются в тот момент, когда еще отсутствует полная ясность в юридической квалификации противоправного поведения и нельзя определить отраслевую принадлежность правонарушения.

Рассматривая административно-правовые нормы, содержащие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, необходимо отметить, что среди применения мер административно-процессуального обеспечения, перечисленных в ст. 27.1 КоАП РФ, отсутствует законодательное закрепление оснований применения конкретных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, ограничивающих физическую свободу граждан, таких как доставление, административное задержание и привод. Это позволяет некоторым ученым-административистам говорить «о необходимости нормативного закрепления оснований применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

совершаемых несовершеннолетними, для соблюдения предусмотренных законом прав участников производства по таким делам, искоренения случаев нарушения законности, субъективизма со стороны

3

должностных лиц, осуществляющих производство по делу» .

Меры, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям сотрудниками органов внутренних дел, представляют собой процессуальные действия, направленные в основном на установление обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела об административном правонарушении. В этой связи видится целесообразным нормативное закрепление положения об обязательности сообщения о применении любой из исследуемых мер к несовершеннолетнему, его родителям или лицам, их заменяющим, а также последующего присутствия законных представителей несовершеннолетнего при производстве процессуальных действий в соответствии с положениями ст. 25.3 КоАП РФ, которая регламентирует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Следовательно, данная норма позволяет соответствующим должностным лицам самостоятельно решать вопрос об обязательности или необязательности присутствия родителей или лиц их на основании закона их заменяющих при рассмотрении протокола об административном правонарушении, что может повлечь за собой определенные злоупотребления, либо может привести к неполному анализу всех фактов, имеющих непосредственное отношение к делу.

Таким образом, меры, применяемые в производстве по делам об административных правонарушениях органами внутренних дел в отношении несовершеннолетних нарушителей, представляют собой разновидность правовых мер в целом, однако имеют дополнительную нормативную основу, определяющую как правовой статус субъекта их применения, так и статус несовершеннолетних.

Отличие мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних заключается в процессуальных особенностях применения данных мер, которые связаны со спецификой правового статуса рассматриваемых субъектов. Как выяснилось, к сожалению, четкое закрепление порядка применения указанных мер к несовершеннолетним правонарушителям, являющимся специальными субъектами административной ответственности, в действующем законодательстве в настоящее время отсутствует, имеются лишь отдельные положения, касающиеся конкретных мер. С целью соблюдения прав несовершеннолетних, искоренения нарушений законности, субъективизма должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними лицами, следует нормативно закрепить основания применения мер обеспечения в отношении несовершеннолетних.

Понятие административного принуждения, применяемого к подросткам, включает в себя более узкое в правовом плане понятие административной ответственности несовершеннолетних, которое представляет из себя форму реагирования государства на административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними лицами, выраженного в применении к ним конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическую обязанность нести определенные законодательством неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о КДН. Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ оговаривается исключение, согласно которому дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 в области дорожного движения, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передают его на рассмотрение указанной комиссии.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ). В первую очередь данное обстоятельство связано с тем, что должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел ставят на учет несовершеннолетних правонарушителей с заведением учетно-профилактических карточек или учетно-профилактических дел как раз по месту жительства подростка, что предполагает в дальнейшем индивидуальную профилактическую работу инспектора, которая может базироваться на основании решения КДН. Поскольку каждый профилактируемый подросток уникален, то и отдельно взятый случай совершения правонарушения должен рассматриваться сугубо самостоятельно, обязательно после общения с несовершеннолетним, исходя из целого комплекса сопутствующих факторов, что сделать намного проще, ознакомившись с состоянием дел и выслушав мнение подростка и вердикт членов комиссии.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Перечисляя составы, непосредственно направленные на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, следует отметить такие статьи КоАП РФ, как ст. 6.7 — нарушение санитарно-

эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения; ст. 6.10 — вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; ст. 6.13 — пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; ст. 20.22 — появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащие исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением иных (но не несовершеннолетних) виновных в этом лиц к административной ответственности. Здесь необходимо дополнить, что применяемые к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, административные наказания ставят своей целью прежде всего восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено прежде всего этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание, помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерного поведения, не преследует чисто воспитательных целей, например, привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.д.

Цели административных наказаний, применяемых к несовершеннолетним, в определенной мере обусловливают и меньший объем, степень лишения или ограничения прав и свобод таких лиц, которые, как отмечено ранее, при прочих равных условиях должны нести более мягкую ответственность, чем в схожих ситуациях взрослые, совершившие административные правонарушения.

Анализ мер воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, позволяет сделать вывод о том, что из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Так, штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

Вместе с тем КоАП РФ не устанавливает каких-то запретов на применение в отношении несовершеннолетних лиц таких видов административных наказаний, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, в том случае, если несовершеннолетний является субъектом правонарушения, предусмотренного, например, ч. 2 ст. 8.37 («Нарушение правил пользования объектами животного мира»). То же можно сказать в отношении такого вида административного наказания, как лишение права управления транспортным средством. В соответствии с Правилами дорожного движения несовершеннолетним гражданам Российской Федерации разрешается управление таким транспортным средством, как мотоцикл, объем двигателя которого превышает 50 кубических сантиметров. На управление подобного рода транспортным средством несовершеннолетнему выдается соответствующее разрешение. Таким образом, административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством в принципе может быть применено к несовершеннолетним лицам, хотя на практике оно встречается крайне редко.

Что касается такого наказания, как возмездное изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения, то оно применяется в двух случаях, установленных ст. 20.8 и ст. 20.12 КоАП РФ, и несовершеннолетние лица не могут быть субъектами данных правонарушений. Такой же вывод можно сделать в отношении правонарушений, влекущих административное выдворение, субъектами которого не могут выступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации. Административное выдворение применяется только в отношении иностранных граждан.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

В качестве дополнительных гарантий обеспечения прав несовершеннолетних закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18- летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (45) 2010

РФ). Это связано с тем, что административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных законодательством. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях, к которым относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Строгий режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания и обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других, предусмотренных в соответствующей статье, мер административной ответственности будет признано недостаточным. Исходя из гуманных соображений и особенностей личностно-психологических характеристик подростков, административный арест к ним не применяется. Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — ЦВСНП, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

Продолжая дискуссию об административной ответственности, отметим, что некоторые ученые-административисты предлагают введение в современное административное законодательство альтернативную замену такой мере административного взыскания, как штраф. В частности, предполагается ввести трехчасовую отработку несовершеннолетним правонарушителем на общественно-полезных работах, к примеру, по уборке общественных мест и благоустройству территории. Необходимость их введения диктуется условиями материального положения лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Это чаще всего лица из материально неблагополучных семей, не занятые работой или учебой и соответственно не имеющие средств для погашения взыскиваемых штрафов. Вместе с тем принятие таких мер принудительного воздействия явилось бы

4

действенным средством воспитания и уважительного отношения к труду несовершеннолетних.

Карательный элемент административных санкций, хотя и в смягченном виде применяемый к лицам, не достигшим совершеннолетия, не может ставить перед собой цель порождения страха перед наказанием. Помимо ущемления личных имущественных или моральных ценностей подростков он должен прежде всего оказывать на них деятельное воспитательное воздействие, а равно воспитывать у лиц, их окружающих, уважительное отношение к общественным ценностям и правопорядку.

Ответственность по КоАП РФ родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию, обучению детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве — к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике — к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Исходя из вышесказанного, видно, что, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать промежуточный вывод о необходимости, с одной стороны, дальнейшей гуманизации правовой основы административной ответственности несовершеннолетних в современном административно-деликтном законодательстве, а с другой стороны, определенная конкретизация в законодательстве характерных особенностей неблагоприятных последствий к несовершеннолетним, совершившим правонарушение, позволит усовершенствовать гарантии защиты их прав и законных интересов.

Литература

1. Аврутин, Ю. Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. — СПб.: Юридический центр пресс, 2003.

2. Андрюхин, H. F., Новосельцев, Е. А. Задачи и возможности совершенствования административноделиктного законодательства в части, касающейся несовершеннолетних, родителей и лиц, их заменяющих / / Административное и административно-процессуальное право. Ч. 2. — М., 2005.

3. Зыкин, Б. В. Предупреждение административных правонарушений несовершеннолетних граждан (социально-правовой и деликтологические аспекты) : монография. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.

4. Каплунов, А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ) : дис. ... докт. юрид. наук. — М., 2004.

5. Каплунов, А. И. О классификации мер административного принуждения // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. — М.:

ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004.

6. Каплунов, А. И. О понятии административного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения / / Правоведение. — 2003. — № 3.

7. Каплунов, А. И., Милюков, С. Ф. Уткин, Н. И. Правовые основы применения и использования сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. /

под ред. В. П. Сальникова. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

8. Новиков, В. С. Применение огнестрельного оружия сотрудниками милиции по законодательству Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М.: Академия МВД России, 1996.

9. Соловей, Ю. П., Каплунов, А. И. Теория и практика применения сотрудниками милиции огнестрельного оружия : учебно-практическое пособие. — Омск, 1995.

10. Соловей, Ю. П., Черников, В. В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». — М., 2000.

11. Старилов, Ю. Н., Розенфельд, В. Г. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс : учебное пособие. — Воронеж, 1993.

Literature

1. Avrutin, Y. E. Police and militia in mechanism guaranteed state power in Russia: theory, history, perspective. — St. Petersburg, 2003.

2. Andruchin, N. G., Novoseltsev, E. A. Tasks and opportunities improving administrative delinquent law in a part, concerning minors, parents and persons their substitute / / Administrative and administrative trial law. Part 2. — Moscow, 2005.

3. Zykin, B. V Preventive administrative delinquency of minor citizens (social-law and delinquency aspects). Monograph. — St. Petersburg, 1998.

4. Kaplunov, A. I. Administrative compulsion applied by agencies of the internal affairs (system law analysis). Dissertation doctor of juridical science. — Moscow, 2004.

5. Kaplunov, A. I. About classification measures of administrative compulsion // Administrative and administrative trial law. Actual problems. — Moscow, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kaplunov, A. I. About notion of administrative compulsion as a sphere of state compulsion / / Law knowing. — 2003. — № 3.

7. Kaplunov, A. I., Milukov, S. F., Utkin, N. I. Law basis applying and employing employees agencies of the internal affairs fire-arms. Educational textbook. Publication second. Re-cast textbook. / Chief redactor VP. Salnikov. - Moscow, 2004.

8. Novikov, V S. Employing fire-arms employees of militia based on law of Russian Federation. Dissertation candidate of juridical science. — Moscow, 1996.

9. Solovey, J. P. Kaplunov, A. I. Theory and practice applying employing of militia fire-arms. — Omsk,

1995.

10. Solovey, J. P. Chernikov, V V. Commentary the Law of Russian Federation «About militia». — Moscow, 2000.

11. Starilov, J. N., Rozenfeld, V. G. Administrative compulsion. Administrative responsibility. Administrative-jurisdictional trial. Educational textbook. — Voronezh, 1993.

1 Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика. Монография. СПб, Санкт-Петербургский университет МВД России. 2004.

2 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18 апреля 1991 года. № 16. Ст. 503.

3 Васильев Ф.П. Доказывание по делу при привлечении к административной ответственности несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России, 2005. № 2. С. 47.

4 Мазурин С.Ф. Административные правонарушения несовершеннолетних на транспорте: состояние, тенденции и предупреждение органами внутренних дел: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург. 1997. С. 18-19.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (45) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.