Научная статья на тему 'Характеристики воздействий от эталонных искусственных треков для испытаний мобильных машин'

Характеристики воздействий от эталонных искусственных треков для испытаний мобильных машин Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОТОБЛОК / ВИБРАЦИЯ / ВОЗБУЖДЕНИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПРОФИЛЬ / ИСКУССТВЕННЫЙ И ЭТАЛОННЫЙ ФОН / АГРОФОН / СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / THE MOTOR-BLOCK / VIBRATION / EXCITATION / INFLUENCES / A PROFILE / AN ARTIFICIAL AND REFERENCE BACKGROUND / AN AGROBACKGROUND / THE SPECTRAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Тулузаков Д. В., Лапшин В. К., Подрубалов В. К., Подрубалов М. В.

Тулузаков Д.В., Лапшин Ю.Г., Подрубалов В.К., Подрубалов М.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗДЕЙСТВИЙ ОТ ЭТАЛОННЫХ ИСКУССТВЕННЫХ ТРЕКОВ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОБИЛЬНЫХ МАШИН. Представлены результатов расчетов параметров выходных воздействий по перемещениям от профилей эталонных фонов ГОСТ 12.2.002-91 и СТ ИСО 5008-2002 в диапазоне частот до 11,2 Гц. Подробно исследованы спектральные характеристики фонов и создана база данных по воздействиям от них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tuluzakov D.V., Lapshin Yu.G., Podrubalov V.K., Podrubalov M.V. CHARACTERISTICS OF INFLUENCES FROM REFERENCE ARTIFICIAL TRACKS FOR TESTS OF MOBILE CARS. Results of calculating parameters of target influences on movement from profiles of reference profiles of State standart specification 12.2.002-91 and ISO 5008-2002 in a range of frequencies to 11,2 Hz. Are presented spectral characteristics of profiles are investigated in detail and the database on their influences is created.

Текст научной работы на тему «Характеристики воздействий от эталонных искусственных треков для испытаний мобильных машин»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Библиографический список

1. Боровиков, А.М. Справочник по древесине: справочник / А.М. Боровиков, Б.Н. Уголев. - М.: Лесная. пром-сть, 1989. - 296 с.

2. Полубояринов, О.И. Плотность древесины /

О.И. Полубояринов. - М.: Лесная пром-сть, 1976. - 160 с.

3. Иванов, Г.А. Влияние таксационных показателей на параметры формулы образующей продольного профиля ствола дерева и на его объем / Г.А. Иванов. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 1998. - Вып. 297. -С. 201-206.

4. Захаров, Ю.В. Модели устойчивости деревьев и насаждений к воздействию ветра / Ю.В. Захаров, В.Г. Суховольский // Лесоведение. - 2004. - №2. - С. 61-67.

5. Пановко, Я.Г. Устойчивость и колебания упругих систем / Я.Г. Пановко, И.И. Губанова. - М.: Наука, 1979. - 384 с.

6. Филенкова, Н.В. Устойчивость упругозакрепленной консоли и колонны на упругом основании под действием поперечной нагрузки / Н.В. Филенкова, В.Г. Суховольский, Ю.В. Захаров // Решетневские чтения. - Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмический ун-т, 2002. - С. 78.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗДЕЙСТВИЙ ОТ ЭТАЛОННЫХ

искусственных треков для испытаний

МОБИЛЬНЫХ МАШИН

Д.В. ТУЛУЗАКОВ, доц. каф. сопротивления материалов МГУЛ, канд. техн. наук,

Ю.Г. ЛАПШИН, проф. каф. сопротивления материалов МГУЛ, д-р техн. наук,

В.К. ПОДРУБАЛОВ, доц. каф. теории и конструирования машин МГУЛ, канд. техн. наук, М.В. ПОДРУБАЛОВ, зав. лаб. каф. сопротивления материалов МГУЛ

[email protected]; [email protected];[email protected];[email protected]

В области оценки условий труда и нормирования низкочастотной вибрации на сиденье человека-оператора машины существуют отечественные и международные стандарты, определяющие как условия проведения испытаний натурных образцов машины, так и сам уровень виброускорений [1-4]. Поэтому получение и дальнейший анализ характеристик воздействий от профилей эталонных искусственных треков этих стандартов, не изменяющих свои параметры в течение продолжительного времени, с целью их использования для расчетного и (или) натурного экспериментов при исследовании вибронагруженности лесохозяйственных машин, а также машин, занятых в лесопарковом и ландшафтном строительстве, являются весьма актуальными.

При осуществлении сравнительного анализа характеристик треков сначала используем традиционный подход, алгоритм которого следующий: массив значений ординат микропрофиля - оценки дисперсии, корреляционной функции и спектральной плотности - коэффициенты аппроксимации - анализ.

Полученные оценки указанных характеристик обычно аппроксимируют связанными преобразованием Фурье выражениями

R(l) = a^e^-cos^l), (1)

2а ш + а + в

S (ш) = a — х-

, (2)

п (ш2-а2-в2 )2 + 4а2ш2 где ю - путевая частота, 1/м;

о - среднеквадратическое значение (СКЗ) ординат профиля пути, 10-2 м;

в 1

а=—ln

п

а

ед)

- коэффициент, характеризующий интенсивность затухания корреляционной функции, 1/м;

в = п / 2-lj - коэффициент, характеризующий гармоническую составляющую корреляционной функции профиля, 1/м;

11 - абсцисса первого пересечения корре-

ляционной функции с нулем, т.е. R(^) = 0;

12 - абсцисса первого отрицательного ми-

нимума корреляционной функции. При произвольной постоянной скорости машины v выражения (1) и (2) рассчитываются при

av2 = а2 = const; av = а-v; в,, = в^; шу = ш / v. (3)

102

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 1

Параметры эталонных треков ГОСТ 12.2.002-91 и ИСО 5008-2002

Наименование стандарта Фон Регламентированная скорость и, м/с (км/ч) Колея СКЗ высоты неровностей о, м-10-2 Параметры аппроксимации

а, 1/м в, 1/м

ГОСТ 12.2.002-91 CT СЭВ 3472-81 Агрофон 2,22 (8) Колеи совпадают 1,51 1,8 1,24

Дорога грунт. 4,17 (15) 2,1 0,26 0,49

ИСО 5008-2002 Агрофон (неровная колея) 1,39 (5) Правая 4,66 0,25 0,3

Левая 5 0,5 0,4

Среднее 4,83 0,38 0,35

Дорога (ровная колея) 3,33 (12) Правая 2,46 0,28 0,08

Левая 1,8 0,24 0,33

Среднее 2,13 0,26 0,21

Анализ статистических параметров эталонных треков, вычисленных в работе [5] по формулам (1) и (2), показывает (табл. 1), что они имеют мало общего. Во-первых, в наш ГОСТ противоестественно заложено, что при натурных испытаниях машины или при расчетных экспериментах с применением исходных ординат профилей на динамическую систему машины действуют одинаковые кинематические возбуждения по разным колеям, т.е. машина не будет испытывать поперечных колебаний, что не соответствует картине, наблюдаемой в реальной эксплуатации мобильных машин, а также требованиям ГОСТ и СТ ИСО [2-4] по оценке поперечной вибрации. Потом, весьма разнятся как регламентируемые стандартами скорости движения машин, так и сами параметры о, а, р. Единственный случай - это практическое совпадение СКЗ высот неровностей о и параметра а для дороги ГОСТ и, на наш взгляд, удобного для анализа искусственно полученного среднего значения ординат профилей правой и левой колей СТ ИСО (средние значения в стандарте не приведены и об их использовании в нем нигде не упоминается). Однако более чем двухкратная разница в параметре Р профилей и существенное отличие в скоростном режиме движения машины по ним не дает права говорить о какой-либо их эквивалентности. Т.е. общепринятый подход с использованием при анализе параметров аппроксимации по выражениям (1) и (2) не дает значимых результатов.

По стандарту [3, прилож. 4 и 5] характеристикой, отображающей уровень кинема-

тического воздействия на машину, являются СКЗ высот неровностей профилей пути и воздействий от него в заданных диапазонах частот.

Их оценки (рисунок, табл. 2) получены при различных (в том числе и регламентируемых) скоростях движения машины. Анализ проводился в наиболее опасном для чело-века-оператора диапазоне частот 0-11,2 Гц. Он в соответствии со стандартами [1-4] разбивался на следующие октавные диапазоны частот (ОДЧ): 0-0,7(0,88) Гц - факультативно; 0,7(0,88)-1,4 Гц - среднегеометрическая частота (СГЧ) 1 Гц; 1,4-2,8 Гц - СГЧ 2 Гц; 2,8-5,6 Гц - СГЧ 4 Гц; 5,6-11,2 - СГЧ 8 Гц.

Расчеты проведены:

1. Интегрированием в указанных выше диапазонах частот функций спектральных плотностей профилей фонов и их воздействий, полученных по формулам (1) - (3).

2. Интегрированием в тех же диапазонах частот спектральных плотностей эталонных фонов (v = 1 м/с) и воздействий от них, вычисленных по массивам ординат, представленных в стандартах. Реализации для последующей статистической обработки формировались с использованием интерполяции кубическими сплайнами, применение которой имело цель увеличения количества точек в реализациях за счет введения промежуточных точек по длине шага квантования и тем самым улучшения оценок спектральных плотностей при использовании алгоритма быстрого преобразования Фурье (БПФ).

Спектральный анализ воздействий от искусственных эталонных профилей по пе-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

103

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

эталонный агрофон ГОСТ 12.2.002-91 (СТСЭВ 3472-81)

---------v=2,22 м/с

— - v=3,33 м/с

0 1 2 3 f Гц

эталонный фон неровной колеи (агрофон) СТ ИСО 5008 v=1,39 м/с

-------левая колея

— - правая колея

эталонный агрофон ГОСТ 12.2.002-91 (СТ СЭВ 3472-81)

--------v=3,33 м/с

— - v=4,17 м/с

0 1 2 3 f Гц

эталонный фон неровной колеи (агрофон) СТ ИСО 5008 v=3,33 м/с

-------левая колея

— - правая колея

Рисунок. Нормированные спектральные плотности воздействий по перемещениям

104

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 2

СКЗ высоты неровностей (мТ0-2) эталонных треков и воздействий от них, рассчитанные с использованием аппроксимации спектров (числитель) и машинным кривым спектров (знаменатель)

Наименование трека Фон Колея Скорость (м/с) Диапазон частот, Гц

0-0.7(0.88) 0.7(0.88)-1.4 1.4-2.8 2.8-5.6 5.6-11.2 0-11.2

ГОСТ 12.2.002-91 (числит. - норм. значения) Агро- фон Колеи совп. 0,61 0,43 0,31

1,0 1,18(1,22) 0,55(0,43) 0,38 0,22 0,03 1,37

Дорога Колеи совп. 0,43 0,3 0,21

1,0 2,06(2,07) 0,29(0,21) 0,21 0,11 0,01 2,1

ГОСТ 12.2.002-91 (СЭВ 3472-81) Агро- фон Колеи совпада- ют 1,0 1,3(1,34) 0,55(0,42) 0,39 0,27 0,19 1,5

1,18(1,23) 0,55(0,43) 0,38 0,22 0,03 1,37

2,22 1,03(1,12) 0,75(0,6) 0,58 0,41 0,29 1,48

0,91(1,01) 0,73(0,59) 0,57 0,41 0,25 1,37

Дорога грунт. Колеи совпада- ют 1,0 2,06(2,07) 0,29(0,22) 0,2 0,14 0,1 2,1

2,06(2,07) 0,29(0,21) 0,21 0,11 0,097 2,1

4,17 1,9(1,95) 0,69(0,51) 0,43 0,30 0,21 2,09

1,86(1,94) 0,8(0,54) 0,46 0,31 0,21 2,1

ИСО 5008-2002 Агрофон (неровная колея) П 1,0 4,57(4,59) 0,63(0,48) 0,44 0,31 0,22 4,6

4,78(4,86) 1,41(1,1) 0,74 0,37 0,11 5,05

1,39 4,54(4,57) 0,74(0,57) 0,52 0,37 0,26 4,65

4,7(4,77) 1,43(1,18) 1,08 0,52 0,21 5,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л 1,0 4,82(4,57) 0,74(0,57) 0,52 0,37 0,26 4,65

5,19(5,28) 1,64(1,36) 0,83 0,46 0,19 5,52

1,39 4,74(4,79) 1,13(0,87) 0,79 0,56 0,40 4,98

4,93(5,16) 2,16(1,53) 1,11 0,61 0,29 5,52

Сред. 1,0 4,7(4,72) 0,8(0,62) 0,57 0,4 0,28 4,82

1,39 4,64(4,68) 0,95(0,73) 0,67 0,47 0,33 4,82

Дорога (ровная колея) П 1,0 2,41(2,42) 0,35(0,27) 0,25 0,18 0,12 2,46

2,64(2,64) 0,27(0,21) 0,24 0,1 0,02 2,67

3,33 2,29(2,33) 0,63(0,49) 0,45 0,32 0,23 2,45

2,55(2,58) 0,57(0,46) 0,39 0,26 0,22 2,67

Л 1,0 1,77(1,77) 0,24(0,18) 0,17 0,12 0,08 1,8

2,04(2,05) 0,28(0,18) 0,24 0,11 0,03 2,07

3,33 1,69(1,71) 0,45(0,34) 0,31 0,22 0,15 1,8

1,91(1,96) 0,63(0,45) 0,40 0,23 0,23 2,07

Сред. 1,0 2,09(2,1) 0,29(0,22) 0,21 0,15 0,1 2,13

3,33 1,99(2,02) 0,54(0,41) 0,38 0,27 0,19 2,12

ремещениям (рисунок) показывает, что основная доля дисперсии нормированных машинных кривых спектров лежит в диапазоне до 2 Гц. Небольшое отличие наблюдается лишь у спектров эталонного агрофона ГОСТ 12.2.002-91 (они более растянуты), причем как на регламентируемой скорости 2,22 м/с (8 км/ч), так и 3,33 м/с (12 км/ч).

Вид спектров воздействий по перемещениям, рассчитанных для разных скоростей

движения машины по эталонному агрофону и грунтовой дороге, весьма похож. Спектры не имеют смещения каких-либо выраженных максимумов с увеличением скорости, что предполагают формулы (1)-(3). Это говорит об ограниченности их применения для реализаций, полученных и заданных массивами ординат реальных профилей пути.

Сравнение расчетных оценок СКЗ ординат искусственных треков v = 1,0 м/с и СКЗ

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

105

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

воздействий от треков по перемещению при v>1 м/с в ОДЧ (табл. 2) показывает следующее:

- метод получения анализируемых параметров с использованием предварительной аппроксимации по формулам (1)-(3) и метод прямого получения этих параметров после вычисления машинной кривой спектральной плотности БПФ и ее интегрирования дают близкие оценки СКЗ по всем диапазонам частот только для обоих фонов ГОСТ и в меньшей степени дороги (ровной колеи) СТ ИСО. Худшая сходимость (отличие до 2,3 раза) у СКЗ агрофона и его воздействий СТ ИСО в диапазонах 0,7-1,4, 1,4-2,8, 2,8-5,6 Гц;

- СКЗ ординат воздействий от трека агрофона ГОСТ при v = 2.22 м/с в главных четырех ОДЧ с СГЧ 1, 2, 4, 8 Гц практически совпадают с аналогичными средним параметрами агрофона СТ ИСО при v = 1 м/с. Однако при таком сравнении собственно правой и левой колей СТ ИСО разница СКЗ (особенно машинных значений) доходит до 1,7-2,5 раз;

- весьма мало отличаются (до 1,27 раза) СКЗ воздействий от неровностей эталонного трека грунтовой дороги ГОСТ (регламентированная v = 4.17 м/с (15 км/ч)) и дороги (ровная колея) СТ ИСО (регламентированная v = 3,33 м/c (12км/ч)). Учитывая допуск нашего стандарта на скорость движения машины при испытаниях ± 2 км/ч можно заключить, что при таком сравнении эти два стандартных режима будут наиболее близки друг к другу.

Таким образом, анализ табл. 2 показывает, что искусственные треки ГОСТ 12.2.00291 (СТ СЭВ) и СТ ИСО являются по уровню СКЗ ординат профилей в первых четырех ОДЧ в большинстве случаев несравнимыми между собой. Однако из анализа видно, что если рассматривать одну какую-либо колею искусственного трека СТ ИСО или ГОСТ, то можно подобрать скорость движения машины, при которой СКЗ ординат воздействий по перемещению в ОДЧ, полученные по машинным спектрам, практически совпадут или будут близки параметрам другой колеи и другого фона этих же стандартов.

Из данных расчетов (табл. 2) видно происхождение СКЗ высот неровностей «типовых микропрофилей» ГОСТ 12.2.002-91 [1], по которым должны нормироваться виброускорения в ОДЧ на сиденье оператора при испытаниях тракторов и др. машин в типичных условиях эксплуатации. Эти параметры совпадают точно или практически (до 4 %) с аналогичными значениями для эталонных фонов этого же стандарта (агрофона при v = = 2,22 м/с и грунтовой дороги при v = 4,17 м/с), вычисленными по аппроксимационным выражениям (1) - (3). В то же время становится ясным, что в стандарте допущена принципиальная методологическая ошибка, поскольку он предписывает проводить нормировку СКЗ ускорений, полученных при испытаниях, используя СКЗ ординат замеренного реального профиля в ОДЧ без учета скорости испытуемой машины, т.е. без преобразования его в воздействие.

Результаты изложенных выше исследований по определению и последующему анализу оценок характеристик воздействий от искусственных треков, которые регламентируются отечественными и международными стандартами при испытаниях мобильных машин на соответствие условиям труда чело-века-оператора, позволяют на созданной базе данных обоснованно формировать параметры и алгоритмы задания подсистемы «воздействие» при математическом моделировании.

Библиографический список

1. ГОСТ 12.2.002-91. Техника сельскохозяйственная. Методы оценки безопасности. М.: Изд-во стандартов, 1991.

2. ГОСТ 31323-2006 (ИСО 5008:2002). Сельхозтракторы и машины. Измерение вибрации тела водителя. М.: Изд-во стандартов, 2008.

3. ГОСТ 12.2.019-86. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности. М.: Изд-во стандартов, 2005.

4. ГОСТ 31191-2004 (ИСО 2631-2003). Руководство по оценке воздействия общей вибрации на тело человека. М. , Сборник стандартов, 2004.

5. Арутюнян, В.С. Обоснование параметров и разработка конструкции типового трека для испытания колесных сельскохозяйственных тракторов по оценке вибрации: дисс. ... канд. техн. наук / В.С. Арутюнян. - Ереван, 1983. - 212 с.

106

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.