УДК 378.046.4
М.А. Еремеевский
Характеристики успешного сетевого педагогического сообщества
Аннотация. В статье на примере «Сети творческих учителей» рассматриваются возможности профессиональных сетевых сообществ как среды для непрерывного повышения квалификации учителей. Предпринята попытка выделить признаки, которые позволяют различать эффективные и неэффективные формы неформального образования. Результаты исследования подтвердили, что только хорошо организованное сообщество, члены которого имеют высокую мотивацию для участия в нем, наряду с целым рядом других факторов могут стать альтернативой неэффективной системе повышения квалификации учителей.
Ключевые слова: неформальное образование, сетевые профессиональные сообщества учителей, характеристики сообщества, взаимодействие учителей в сетевых сообществах, профессиональное развитие, мотивация учителя, повышение квалификации учителя.
M.A. Eremeevskiy
Characteristics of successful social pedagogical network
Summary. The research deals with the potentialities of professional network communities as an environment for continuous teacher training by the example of «Network of creative teachers». The author made an attempt to determine the factors which distinguish effective and not effective forms of non-formal education. The study confirmed, that only a well-organized community, whose members are highly motivated to participate in it, along with a number of other factors may be an alternative to an inefficient system of teacher training.
Key words: non-formal education, network professional communities of teachers, community characteristics, teachers' interactions in network communities, profes-sional development, teacher motivation, teacher training.
Российская система образования в последнее десятилетие находится в процессе модернизации. Школы оснащаются новыми средствами информации и коммуникации, меняются методы обучения, организационные формы учебной работы, цели образования. Важной составляющей образовательного процесса становится не только передача учащимся готовой суммы знаний, обеспечивающей их на всю жизнь, но и формирование у них таких компетенций и мотиваций, которые позволяют осознанно выстраивать каждому индивидуальную образовательную траекторию на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями в профессиональном и личностном развитии. Однако подготовка учителей, способных преподавать по-новому, сегодня значительно отстает от
требований времени, в связи с чем процесс модернизации системы образования превращается в технологическую процедуру замены устаревшей техники, не связанную напрямую с изменением сути образовательного процесса. Происходящие перемены часто оказываются лишь компонентами перехода на новые технологии обучения, действующими внутри старой модели [1]. По-видимому, именно неспособность традиционной системы повышения квалификации быстро реагировать на происходящие в современном обществе изменения, неспособность обеспечить непрерывное образование педагога и отвечать на его каждодневные запросы объясняет бурный рост сетевых профессиональных сообществ учителей в последнее десятилетие.
По общему мнению, сетевое педагогическое сообщество является новой перспективной формой реализации модели неформального обучения. Под неформальным обучением принято понимать любую образовательную активность вне пределов формального сектора образования (школы, колледжа, института, университета) [2]. Внешние признаки такого обучения мало отличают его от формального образования. Это организованная учебная систематическая деятельность (наличие учебного плана, преподавателя или фаси-литатора), направленная на достижение определенной цели, предусматривающая некий результат (теоретические знания, практические навыки и умения), который может подтверждаться каким-либо документом (сертификат, свидетельство о прохождении образовательной программы или участии в ней).
Однако Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию были выделены такие сущностные характеристики неформального обучения, которые определяют его большую эффективность и соответствие вызовам постиндустриального общества по сравнению с формальным образованием, [3]:
- гибкость (реализация индивидуальных образовательных потребностей: выбор времени, места, формы обучения зависит от обучаемого, отсутствуют нормативные требования к построению образовательной среды);
- добровольность (обучение возникает по необходимости);
- практическая направленность (связь знаний с практикой);
- принадлежность учащихся к одной профессиональной сфере.
К неформальному обучению относят сложившуюся в нашей стране систему повышения квалификации, в которой осуществляется реализация стандартизованных программ (на 72, 144, 500 часов) в очной или дистанционной форме. Однако необходимо отметить, что на фоне изменившейся
образовательной парадигмы особенно очевидными стали недостатки традиционной системы повышения квалификации учителей. Вот лишь некоторые из недостатков, которые снижают эффективность действующей системы:
1. Тематика курсов обучения, как правило, формируется исходя из возможностей образовательного учреждения, а не реальных запросов учителей, с учетом их личных потребностей.
2. Предлагаемые курсы не обеспечивают возможность построения индивидуальной образовательной траектории педагога в системе его непрерывного образования.
3. Часто нарушается принцип добровольности при направлении учителя на курсы повышения квалификации.
4. Руководство школ не заинтересовано в направлении педагогов на обучение с отрывом от основной работы, так как это нарушает учебный процесс.
5. Отсутствуют квалифицированные методисты соответствующего профиля для разработки и реализации программ по всем востребованным предметным направлениям.
6. В межкурсовой период отсутствует возможность систематического взаимодействия педагогов друг с другом с целью обмена опытом по практическому применению знаний, полученных на курсах повышения квалификации.
Таким образом, становится очевидным, что сложившаяся система повышения квалификации учителей не обладает чертами, характерными для модели неформального образования, описанными выше.
С развитием сети Интернет к неформальным формам обучения стали относить участие педагогов в социальных сетях и виртуальных профессиональных сообществах. Целью настоящей статьи является изучение опыта работы наиболее успешных сетевых сообществ учителей как альтернативной модели повышения квалификации, выявление основных характеристик успешного сообщества и
установления их соответствия инвариантным признакам модели неформального образования. Объектом исследования является сетевое педагогическое сообщество «Сеть творческих учителей».
Проект «Сеть творческих учителей» был создан при поддержке Microsoft. Он существует с 2006 года и позиционируется его создателями как часть международной программы Innovative Teachers Network, объединяющей по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для обогащения учебного процесса силами всех его участников.
Материалом для исследования послужил сайт сетевого сообщества http://www.it-n.ru. В ходе изучения его структуры и контента с точки зрения тех возможностей, которые способствуют повышению профессионального уровня учителей, а также продуктов творческой деятельности его участников, тематики форумов были выделены следующие основные характеристики сообщества практиков:
1. Проект разработан на основе рекомендаций ЮНЕСКО и направлен на образование учителей, желающих грамотно использовать ИКТ в учебном процессе. На сайте сообщества в рамках проекта «Партнерство в образовании» работает система непрерывной индивидуализированной профессиональной подготовки педагогов. На момент проведения исследования система обучения содержала 6 учебных курсов, которые предусматривали входное тестирование, возможность построения на модульной основе индивидуальной траектории обучения, финальную проверку усвоения учебного материала.
2. Активными участниками проекта, зарегистрировавшимися для доступа к интерактивным функциям портала, являлись свыше 125 000 российских и зарубежных преподавателей (по данным на середину декабря 2012 г). Работа организована
более чем в 40 «дочерних» сетевых сообществах и 75 творческих группах на базе 44 региональных разделов. Ежедневно портал посещает около 15 000 педагогов.
3. В результате работы портала создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников: активно работающие сообщества учителей-предметников, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, «методический марафон» и т.д.
4. «Сеть творческих учителей» является единственным образовательным Интернет-ресурсом федерального уровня, в котором сетевыми администраторами являются педагоги, работающие в школах.
За годы своего существования виртуальное сообщество стало широкой площадкой созидательного взаимодействия профессионалов - свыше 80% активной аудитории портала являются учителями первой и высшей квалификационной категории, учителями-методистами.
Анализ курсов повышения квалификации учителей, предлагаемых на сайте «Сеть творческих учителей», позволил установить их характеристики:
1. Отсутствие жестких учебных планов и спускаемых «сверху» нормативных требований к организации обучения, а также возможность выбора направления повышения квалификации свидетельствуют о гибкости сетевой системы неформального образования.
2. Высокая посещаемость сайта, систематическое пополнение методической базы портала новыми материалами (не менее 100 единиц в день), ежедневное появление на форумах сообщества новых тем и сообщений (не менее 1000 в день) говорит о высокой мотивации учителей к сетевой форме взаимодействия.
3. Система открытой общественной профессиональной экспертизы является наиболее востребованной на сегодняшний день формой обсуждения и оценки
методических разработок педагогов. Публикация лучших материалов не только в рамках портала, но и массовым тиражом педагогическими издательствами обеспечивает диссеминацию инновационной деятельности педагогов.
4. Принадлежность членов сообщества к одной профессиональной группе (в отличие от социальных сетей) позволяет решать общие для учителей-предметников практические задачи, участвовать в обсуждении отраслевых проблем (например, обсуждение «Закона об образовании в Российской Федерации»), выступать с законодательными инициативами от имени сообщества и др.
Таким образом, рассмотренный пример успешного (высокая посещаемость), хорошо организованного сетевого педагогического сообщества наглядно демонстрирует, что оно обладает всеми перечисленными выше инвариантными
признаками неформальной модели обучения, которая в последние годы становится всё более популярной формой повышения квалификации учителей, и что наличие именно этих признаков делает такое сообщество эффективным.
Опора на выделенные в статье ключевые характеристики модели неформального обучения в практическом плане может помочь при создании локального сетевого сообщества, способного стать площадкой для непрерывного образования учителей. По-видимому, делом ближайшего будущего является разработка структурных характеристик понятия «непрерывное образование» и соответствующей нормативной базы, которые позволят оценивать профессиональный рост педагога, занимающегося как самообразованием, так и использующего альтернативные формы повышения своей квалификации вне рамок официальных программ.
Литература
1. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспек-
ты / Науч. рук. А.Е. Карпухина; Сер. «Мониторинг. Образование. Кадры». М.: МАКС Пресс, 2006.
2. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Издательство «Эгвес», 2008.
3. Меморандум ЮНЭСКО о неформальном образовании. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf (дата обращения 17.04.2013).
References:
1. Monitoring nepreryvnogo obrazovanija: instrument upravlenija i sociologicheskie aspekty / Nauch.
ruk. A.E. Karpuhina; Ser. «Monitoring.Obrazovanie.Kadry». - M.: MAKS Press, 2006.
2. Novikov A.M. Postindustrial'noeobrazovanie. - M.: Izdatel'stvo «Jegves», 2008.
3. Memorandum JuNJeSKO o neformal'nom obrazovanii. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa:
http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf.