Для обеспечения эффективной работы газотурбинных двигателей в запыленной атмосфере был сформирован новый подход, который включает учет уязвимостей при проектировании двигателей следующего поколения и модернизации существующих двигателей (рис. 1). Рассматривая компоненты и системы газотурбинных двигателей по отдельности, важно прогнозировать изменения характеристик твердых частиц при их попадании в проточную часть и принимать меры на этапе проектирования для уменьшения негативных последствий. По этой причине необходимо усовершенствовать способы защиты проточной части двигателя.
Способы включают в себя использование нескольких конструктивно-технических решений для снижения уязвимости газотурбинных двигателей при эксплуатации в запыленной атмосфере. Такими конструктивными и техническими решениями являются [3]:
- установка пылезащитных устройств, предотвращающих попадание частиц в двигатель;
- использование противоэрозионных покрытий на лопатках компрессора;
- обеспечение заданных характеристик компрессора и увеличение запаса газодинамической устойчивости;
- изготовление рабочих лопаток первой ступени компрессора с широкой хордой;
- установка датчиков для измерения параметров двигателя в запыленной атмосфере. Стандартом, используемым для оценки комбинированной защиты газотурбинного двигателя,
может быть время, необходимое для достижения предельного состояния двигателя, когда его эксплуатация невозможна.
На этапе проектирования двигателя или в процессе эксплуатации необходимо иметь методологию оценки эффективности того или иного варианта комплексной защиты газотурбинного двигателя.
Список использованной литературы:
1. Емельянов Д.А., Елисеев С.Я., Сазонов Д.Е., Морозов Д.А. Методологические основы к расчету пылезащитных устройств газотурбинных двигателей // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 8-2. С. 6-7.
2. Емельянов Д.А., Панов С.Ю., Попов А.В., Санин В.Н. Математическое описание движения частиц в пылезащитном устройстве газотурбинного двигателя // Вестник УГАТУ. 2023. №1. С. 38-46.
3. Пахомов С.В., Сафарбаков А.М. Методы и средства защиты газотурбинных двигателей воздушных судов от попадания посторонних предметов // Иркутск: ИрГУПС. 2011. 156 с.
© Емельянов Д.А., Елисеев С.Я., Базов А.М., Соколов Д.А., 2023
Мусаева Дженнет, старший преподаватель.
Айдогдыев Умыт, студент. Аманов Байлы, студент. Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.
Ашхабад, Туркменистан.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАПЕЦИЕВИДНЫХ ГРЕБНЕЙ В МАШИНАХ
Аннотация
Трапециевидная резьба является основной резьбой, используемой в передачах «винт-гайка» и
червячных передачах. По сравнению с треугольными канавками эти канавки имеют меньший износ и потери на трение, а также большую прочность, чем прямоугольные канавки. Профиль опорных балок асимметрично-трапециевидный. Осевое направление применяется в шнеках прессов, прокатных станов, напорных конструкций, грузовых колоколов и т.п., воспринимающих большую одностороннюю нагрузку. Цилиндрическая труба, конусная труба и конусные шпильки, маленькие треугольные шпильки - крепеж.
Ключевые слова:
трапецеидальные кривые, машиностроение, сварка, энергетика, соединения, механика.
Musaeva Jennet, senior lecturer.
Aydogdyev Umyt, student.
Amanov Bayly, student. Turkmen State Institute of Architecture and Construction.
Ashgabat, Turkmenistan.
CHARACTERISTICS OF TRAPEZOID COGS IN MACHINES Abstract
Trapezoidal threads are the primary threads used in screw-nut and worm gears. Compared to triangular grooves, these grooves have less wear and friction loss, and greater strength than rectangular grooves. The profile of the support beams is asymmetrical trapezoidal. The axial direction is used in screws of presses, rolling mills, pressure structures, cargo bells, etc., which perceive a large one-sided load. Cylindrical tube, tapered tube and tapered studs, small triangular studs - fasteners.
Key words:
trapezoidal curves, mechanical engineering, welding, energy, connections, mechanics.
Трапециевидная резьба является основной резьбой, используемой в передачах «винт-гайка» и червячных передачах. По сравнению с треугольными канавками эти канавки имеют меньший износ и потери на трение, а также большую прочность, чем прямоугольные канавки. Профиль опорных балок асимметрично-трапециевидный. Осевое направление применяется в шнеках прессов, прокатных станов, напорных конструкций, грузовых колоколов и т.п., воспринимающих большую одностороннюю нагрузку. Цилиндрическая труба, конусная труба и конусные шпильки, маленькие треугольные шпильки - крепеж. Эти резьбы в основном используются для соединения труб и фасонных частей трубопроводов. Коническая резьба обеспечивает целостность детализированных соединений без использования специального крепежа. Прямоугольную (и квадратную) древесину изготавливают на токарных станках. Линии, изготовленные этим методом, не отличаются высокой точностью, поэтому используются экономно и не стандартизируются. Стандартные размеры обода берутся из наружного диаметра обода в зависимости от соответствующего DS. Анализ прочности подшипников показывает, что осевая нагрузка распределяется по опорам подшипника неравномерно, что объясняется не только невозможностью изготовления подшипника с абсолютной точностью, но и деформациями болта и гайки. (болт растягивается, гайка затягивается). Для упрощения расчета значений предполагается, что осевая нагрузка равномерно распределена между балками. Расчет устойчивости обычно выполняется в целях проверки. Конструкция и материалы болтов, винтов, шпилек, гаек, шайб и контргаек. Различают группы болтов, винтов, шпилек, гаек, шайб и контргаек общего назначения, применяемые в различных конструкциях, и группы специального назначения, применяемые только в особых ситуациях. По точности изготовления болты общего назначения различают: высокой, нормальной и плохой точности. Широко используются болты обычной точности. Болты, подготовленные с высокой
точностью, применяют в особо ответственных соединениях, а болты с низкой точностью - в соединениях с низкой ответственностью.
Для изготовления винтов, болтов, шпилек и гаек общего назначения применяют следующие марки стали (ДС 1759-70): Ст3кп, Ст5, 10, 10кп, 20, 20кп, 30, 35, 45, 40Г, 35Х, 40Х, 38ХА, 30ХХСА, 16ХСН, 35 ХГСА, 40 ХНМА. Углеродистые стали нормального качества применяют без термической обработки в соединениях мелких деталей. Высокоуглеродистые стали используются для усиления критически важных компонентов; потому что необходимо термообрабатывать заготовки либо локально, либо целиком. Легированные стали широко используются в крепеже деталей тяжелых условий эксплуатации, т. е. для крепления быстроподвижных деталей и тяжелых соединений. Для повышения прочности железобетонных деталей их обрабатывают соответствующей термической или механической закалкой. Наиболее распространенным типом соединений растяжения являются цилиндрические соединения, в которых одна часть окружает другую часть на цилиндрической поверхности (у конических поверхностей также есть соединения деталей, в которых одна часть окружает другую часть). Необходимое натяжение достигается за счет подготовки мест крепления сопрягаемых деталей по мере необходимости, иммобилизации сопрягаемых деталей друг против друга и обеспечивается силами трения, возникающими на соприкасающихся поверхностях деталей. Достоинствами герметичных цилиндрических соединений являются: конструктивная простота, хорошая соосность соединяемых деталей, способность воспринимать большие нагрузки и динамические нагрузки. Хотя герметичные соединения относят к неразборным, цилиндрические соединения допускается разбирать методом опрессовки. Недостатки герметичных цилиндрических соединений: сложность разборки и сборки, возможность снижения натяжения из-за износа посадочных поверхностей соединяемых деталей, требования к низкой и высокой точности подготовки (изготовления) посадочных поверхностей. Надежность герметичного соединения в основном зависит от величины (величины) натяжения, принимаемого по выбранному седлу, предусмотренному в штатной системе расцепителей и седел. По способу сборки различают следующие виды цилиндрических соединений: сборка прессованием (запрессовкой) и нагревом окружающей детали или сборка охлаждением окружающей детали. Надежность тянутого или холодносборного соединения в 1,5 раза выше, чем у прессового соединения, так как при прессовании шероховатости сопрягаемых поверхностей скалываются и сглаживаются, что снижает прочность соединения. Величину натяжения и тип установки соответствующего уплотнительного соединения принимают в зависимости от давления, которое необходимо приложить к посадочным поверхностям соединений деталей. Давление Р должно быть таким, чтобы полностью допускались силы трения, возникающие на посадочных поверхностях соединения, внешние силы, действующие на соединение детали. Редко применяемый в машиностроении способ крепления деталей с помощью стяжных колец и пластин, в основном применяемый в тяжелом машиностроении для разборных деталей маховика, стоек и т.п. объемы и массы соединяют крупные детали. С их помощью из колец-съемников вытягивают окружающие кольца, а из пластин-съемников - биобразные пластины - анкеры.
Натяжные кольца и пластины подвергаются горячему прессованию из продукта. После их затвердевания в соединении образуется необходимое напряжение, которое обеспечивает неподвижность соединяемых деталей. Для соединения стальных и чугунных деталей используют стальные кольца и пластины. При приложении внешних сил к соединениям колец и пластин не допускается раскрытие соединений деталей (открытые соединения). Это условие означает, что остаточная сила, сжимающая соединяемые детали друг к другу, после приложения к ним внешней силы F они получают силу не менее (0,2...0,4)Ф. Соответственно растягивающие кольца и пластины, а также их растягивающие соединительные элементы рассчитывают на усилие, равное (1,2...1,4)Ф. В зависимости от назначения различают разъем питания и болты крепления. Крепкие шинные крепления служат для прочного соединения деталей машины. Ремни безопасности предназначены
для установки частей машины в необходимые положения. Натяжные шайбы муфт запрессовываются на заготовки, а в некоторых случаях затягиваются с помощью винтов. В зависимости от способа расположения различают два типа соединений силовых ремней: усиленные и неармированные. Соединения без трения собираются без напряжения. Ввиду переменной нагрузки на шарнирные соединения в большинстве случаев применяют усиленные шарнирные соединения для предотвращения зазоров между соединяемыми деталями. Они используют неармированные винтовые соединения в соединениях, которые подвергаются постоянным или односторонне изменяющимся силам. Натяжение шинного соединения обеспечивается за счет кромки руля в его конструкции, то есть за счет установки конца руля в конус во втулке, либо за счет установки мыльной поверхности руля под отверстие. втулки. Для несущих соединений всегда используют односторонние пилы, потому что, помимо отсутствия преимуществ двусторонних пил, их конструкция сложна и дорога.
Список использованной литературы:
1. В.В. Красников, В.Ф. Дубинин, В.Ф. Акимов. Подъёмно- -транспортные машины. - М.: Агропромиздат, 1987.
2. Курносов Н.Е. Расчёт механизма поворота крана на колонне. - Пенза, Издательство Машиностроение, 2004.
3. Лапкин Ю.П. Машины непрерывного транспорта. - СанктПетербург, Издательство СЗГЗТУ, 2004.
4. Воробьёв Ю.В. Подъёмно-транспортные машины. - Тамбов, Издательство ТГТУ, 2001.
5. Глебов А.П. Подъёмно-транспортные машины отрасли. - Екатеринбург, Издательства УГЛТУ, 2009.
© Мусаева Дж., Айдогдыев У., Аманов Б., 2023
УДК 665.61
Мухаммедова Джерен
Старший преподаватель, Международный университет нефти и газа
имени Ягшигельды Какаева г. Ашгабад, Туркменистан Аманов Мерген
Старший преподаватель, Международный университет нефти и газа
имени Ягшигельды Какаева г. Ашгабад, Туркменистан Абдуллаев Нургельды Студент, Международный университет нефти и газа
имени Ягшигельды Какаева г. Ашгабад, Туркменистан Агаев Перхат
Студент, Международный университет нефти и газа
имени Ягшигельды Какаева г. Ашгабад, Туркменистан
ОСОБЕННОСТИ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА И ИХ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
В данной работе рассматривается вопрос особенностей роста современных технологий в