РАЗДЕЛ 7. ПУБЛИКАЦИИ МАГИСТРАНТОВ. НАПРАВЛЕНИЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА». К ПОСТАНОВКЕ
ПРОБЛЕМЫ
УДК 159
DOI: 10.24412/2308-717Х-2022-1-171-176
Барковская Дарья Валерьевна
магистрант III курса кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 215-18-76 (доб. 418) е-mail: silina.dv@mail.ru
ХАРАКТЕРИСТИКИ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Darya V. Barkovskaya
3st Year Master's Student of the Department of Pedagogy and Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaya St., 614990, Perm, Russia е-mail: silina.dv@mail.ru
CHARACTERISTICS OF THE SOVEREIGNTY OF PSYCHOLOGICAL
SPACE AND INDIVIDUAL PERSONALITY CHARACTERISTICS: TO THE PROBLEM STATEMENT
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ исследований суверенности психологического пространства и индивидуальных особенностей личности. Проведен анализ концепций, обосновывающих понятие суверенности психологического пространства личности. Представлены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на данную проблему. Особое внимание уделено модели суверенности психологического пространства и субъектно-средовому подходу С.К. Нартовой-Бочавер, рассматриваются теоретические идеи субъектного подхода Л.С. Выготского С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского, теория поля К. Левина.
Ключевые слова: суверенность психологического пространства, индивидуальные особенности личности, субъектно-средовой подход.
© Барковская Д.В., 2022
Abstract. The article presents a theoretical analysis of research on the sovereignty of psychological space and individual personality traits. The analysis of concepts justifying the concept of sovereignty of the psychological space of the individual is carried out. The views of domestic and foreign researchers on this problem are presented. Special attention is paid to the model of the sovereignty of psychological space and the subject-environment approach of S.K. Nartova-Bochaver, the theoretical ideas of the subject approach of L.S. Vygotsky, S.L. Rubinstein and A.V. Brushlinsky, K. Levin's field theory are mentioned.
Key words: the sovereignty of psychological space, individual personality traits, subject-environment approach.
В настоящее время одной из наиболее значимых характеристик личности становится гармоничность организации своего внутреннего мира, уважение как собственных целей, ценностей, границ, так и потребностей и желаний других людей. Адаптивность поведения и способность устанавливать или, наоборот, ограничивать контакты с другими людьми связаны с феноменом суверенности психологического пространства личности.
Психологическая суверенность (от французского souverain - носитель верховной власти) - это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения [5]. Поскольку суверенность предполагает связь с позитивностью Я-концепции, зрелостью и продуктивностью личности, возникает проблема анализа суверенности личности и индивидуальных личностных особенностей.
Вопрос формирования суверенности психологического пространства является достаточно актуальным, что находит отражение в исследованиях как зарубежных (Д. Винникотт, М. Кляйн, К. Левин, М. Малер, Ф. Перлз, В. Тауск, П. Федерн, З. Фрейд, Э. Хартманн и др.), так и отечественных (С.К. Нартова-Бочавер, Т.С. Леви, О.А. Шамшикова, И.А. Шаповал и др.) ученых. Исследования данного феномена связаны с понятием «субъект», содержание которого позволяет нам уточнить природу психологической суверенности и возможные направления ее исследования.
В отечественной психологии понятию субъекта уделялось большое внимание, особенно в связи с решением проблемы взаимодействия внешнего и внутреннего, которая в психологии является одной из фундаментальных. В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о концепции среды проблема внешнего и внутреннего рассматривалась через призму категории деятельности. Это способствовало большему изучению понятий, подчеркивающих динамичность становления субъекта, - среда, границы [1, 4]. Также идеи субъектного подхода в изучении суверенности психологического пространства личности находили свое подтверждение в работах С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского. Обобщая теоретические позиции данных авторов и их учеников, необходимо отметить, что понятие субъектности тесно связано с наличием выбора, обусловленного присутствием
у человека ценностного уровня регуляции, который делает человека способным к выражению своих предпочтений в разных видах активности. Развитие отношений с другими людьми должно также строиться с учетом субъектности как права на выбор у других людей [7, 9].
При анализе суверенности психологического пространства необходимо отметить достаточно широкий спектр категорий, которые выработаны в классических теориях психологии для обозначения размерности внутреннего мира. Таким образом, изучение явлений внутреннего мира нашло свое отражение в созданной в 1940-е гг. теории поля К. Левина. Поле - это базовый конструкт теории, который применительно к изучению индивидуальной психологии представляет собой «жизненное пространство» индивида. «Жизненное пространство», по мнению автора, это и человек, и существующая для него психологическая среда, когда речь идет о потребностях, мотивации, настроении, целях, тревоге, идеалах [3].
Положения вышеупомянутых авторов сформировали первые предпосылки для рождения и изучения суверенности в рамках самостоятельной концепции, разработанной С.К. Нартовой-Бочавер на основе собственного субъектно-средового подхода. Согласно данной концепции, ключевое место в феноменологии психологического пространства принадлежит состоянию его границ - физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого [6].
В структуре психологического пространства исследователем выделены шесть измерений, которые отражают физические, социальные и духовные аспекты человеческого бытия: физическое тело, территория, личные вещи, привычки, социальные связи, вкусы (ценности). Эти измерения выделены эмпирически; они проявляются наиболее часто, но прослеживаются не у всех людей, причем возможно их дополнение и какими-то другими измерениями.
Психологическая суверенность напрямую зависит от объективно-средовых условий жизни человека, восходит к инстинкту территориальности и служит социальной формой реализации биологических программ; поддерживается разными формами активности субъекта и потому связана с индивидуально-личностными особенностями разных уровней индивидуальности.
Поэтому в соответствии с проблематикой данной статьи нами рассматриваются характеристики суверенности психологического пространства и индивидуальных особенностей личности. Под индивидуальными психологическими особенностями личности принято понимать такие характеристики человеческой психики и ее активных проявлений, которые, в свою очередь, проявляются в эмоциональности и характере, виде темперамента и умениях, чувствах.
В настоящее время проведены исследования, описывающие взаимосвязь личностных особенностей с суверенностью психологического пространства.
С.К. Нартова-Бочавер в своей работе, посвященной изучению связи психологической суверенности с темпераментом, определила, что
психофизиологические корреляты и предпосылки психологической суверенности существуют, хотя они и немногочисленны, и описывают условия и риски недоразвития суверенности, но не факторы ее стимуляции и укрепления. Основные психофизиологические «ограничители» развития суверенности - это замедление активности и склонность фиксироваться на возможных опасностях и неудачах. Активация, усиление и движение к цели в связи с развитием психологической суверенности себя никак не проявили [7].
Взаимосвязь между суверенностью и индивидуально-типологическими характеристиками личности, а именно темпераментом, изучала в своем исследовании Е.Н. Панина. Выявлено, что показатели тревожности находятся в значимой созависимости с показателем общего уровня суверенности, «ригидность» - с показателем суверенности территории и социальных связей; «стеничность (агрессивность)» - с суверенностью привычек; «экстраверсия» -с суверенностью социальных связей. В качестве основной тенденции обнаружено, что чем выше уровень суверенности по отдельным параметрам психологического пространства, тем ниже показатель по уровню тревожности. Также можно сделать вывод, что респонденты по уровню суверенности значимо отличаются по показателям экстраверсии, интроверсии, тревожности и сензитивности. При этом наблюдается тенденция снижения показателей интроверсии, тревожности и сензитивности - от депривированного уровня суверенности к гипертрофированному [8].
Исследование З.В. Крецан и Е.В. Морозова о сохранности границ психологического пространства личности во взаимосвязи с личностными особенностями, проведенное на выборке старших школьников (20 мальчиков и 26 девочек), определило, что суверенность зависит от адаптивности, непринятия себя и других, экстернальности и чувства эмоционального дискомфорта. Для представителей мужского пола выявлена выраженность общего показателя психологической суверенности, суверенности физического тела и ценностей. Мальчики демонстрируют выраженную суверенность территории, проявляющуюся в отстаивании своего права иметь личное пространство, друзей и знакомых, которые не нравятся окружающим [2]. Аналогичные результаты в гендерной разнице параметров суверенности были получены и в исследовании, проведенном М.В. Сафоновой и Д.А. Тихоновой [10].
В работе Ю.В. Трофимовой, посвященной изучению суверенности психологического пространства, отмечено наличие различий между группами «суверенных» и «депривированных» юношей и девушек, проявляющихся в плане открытости к действиям, готовности действовать в меняющихся и неопределенных обстоятельствах, способности сохранять активность в деятельности на протяжении длительного времени [11].
Таким образом, несмотря на то что проблематика изучения суверенности имеет содержательную направленность, вопрос о выявлении особенностей взаимосвязи суверенности психологического пространства личности и индивидуальных особенностей личности по-прежнему является актуальной
психологической проблемой, недостаточно полно изученной в современной психологии. Данная постановка вопроса является важным шагом в определении особенности депривации границ психологического пространства личности и осуществлении учета личностных характеристик.
Анализ данной проблемы позволяет предположить наличие специфики суверенности психологического пространства и индивидуальных особенностей личности в юношеском возрасте.
Теоретической основой предстоящего эмпирического исследования являются: концепция суверенности психологического пространства личности и субъектно-средового подхода С.К. Нартовой-Бочавер, теоретические идеи субъектного подхода Л.Н. Выготского, С.Л. Рубинштейна
и А.В. Брушлинского, теория поля К. Левина об изучении явлений внутреннего мира.
Результаты исследования данной проблемы могут быть использованы как для обоснования различных образовательно-воспитательных стратегий и программ, так и для построения учебных спецкурсов по психологическому здоровью и благополучию личности, а также в практике психологического консультирования.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
2. Крецан З.В., Морозов Е.В. Содержательные характеристики суверенности во взаимосвязи с личностными параметрами подростков в условиях образовательной среды // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2022. - Т. 6, № 3 (23). - С. 102-108.
3. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Речь, 2000. - 368 с.
4. Леонтьев Д.А., Патяева Е.Ю. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления // Психологический журнал. - 2001. - № 5. -С. 5-16.
5. Нартова-Бочавер С.К. Онтогенез психологической суверенности личности // Психология зрелости и старения. - 2005. - № 1. - С. 102-113.
6. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. -2003. - Т. 24, № 6. - С. 27-36.
7. Нартова-Бочавер С.К. Психофизиологические основы диспозициональной суверенности [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2018. - Т. 8, вып. 4. - С. 370380. - URL: https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.405
8. Панина Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: дис. ... канд. психол. наук. -Красноярск, 2006. - 187 с.
9. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: хрестоматия. Т. 2. - Самара: БАХРАХ-М, 2000. - С. 227-240.
10. Сафонова М.В., Тихонова Д.А. Сравнительный анализ профилей суверенности подростков с различными уровнями психологической суверенности [Электронный ресурс] // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2017. - № 3. - С. 114-125. - URL: http://dx.doi.org/10.25146/1995-0861-2017-41-3-11
11. Трофимова Ю.В. Проявления суверенности в юношеском возрасте: различия субъектных характеристик личности // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6. - С. 336-339.