Научная статья на тему 'Характеристики современной парадигмы социального управления: на примере общественной организации «Школа прогрессивной молодежи НИ ТГУ «Перспектива»'

Характеристики современной парадигмы социального управления: на примере общественной организации «Школа прогрессивной молодежи НИ ТГУ «Перспектива» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
постиндустриальная социальность / социальное управление / студенческая молодежь. / postindustrial sociality / social management / students

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тоцкая Юлия Александровна

Вследствие произошедших в современном обществе изменений, выделяются ключевые характеристики постиндустриальной социальности, связанные с центральной ролью независимой и целеустремленной личности. Такие изменения социума мотивируют необходимость смены ключевых параметров социального управления, практическое применение которых описывается на примере формирования деятельности общественной организации на базе Томского государственного университета «Школа прогрессивной молодежи «Перспектива».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тоцкая Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social management modern paradigm: the example of non-government organization «School of Progressive Youth «Perspective» based on NR TSU

Аs a result of changes in modern society, the key features of postindustrial sociality were highlighted. They are related to the central role of an independent and purposeful personality. Such society changes motivate the need to change the key parameters of social management. Their practical application is described using the example of the NGO «School of Progressive Youth «Perspective» on the basis of Tomsk State University.

Текст научной работы на тему «Характеристики современной парадигмы социального управления: на примере общественной организации «Школа прогрессивной молодежи НИ ТГУ «Перспектива»»

Features of social management modern paradigm: the example of non-government organization «School of Progressive Youth «Perspective» based on NR TSU Totskaya Y. (Russian Federation)

Характеристики современной парадигмы социального управления: на примере

общественной организации

«Школа прогрессивной молодежи НИ ТГУ «Перспектива»

Тоцкая Ю. А. (Российская Федерация)

Тоцкая Юлия Александровна / Totskaya Yulia - магистр, факультет психологии, направление «Организация работы с молодежью»,

Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: вследствие произошедших в современном обществе изменений, выделяются ключевые характеристики постиндустриальной социальности, связанные с центральной ролью независимой и целеустремленной личности. Такие изменения социума мотивируют необходимость смены ключевых параметров социального управления, практическое применение которых описывается на примере формирования деятельности общественной организации на базе Томского государственного университета «Школа прогрессивной молодежи «Перспектива».

Abstract: as a result of changes in modern society, the key features of postindustrial sociality were highlighted. They are related to the central role of an independent and purposeful personality. Such society changes motivate the need to change the key parameters of social management. Their practical application is described using the example of the NGO «School of Progressive Youth «Perspective» on the basis of Tomsk State University.

Ключевые слова: постиндустриальная социальность, социальное управление, студенческая молодежь. Keywords: postindustrial sociality, social management, students.

В настоящее время общество находится в постиндустриальной/информационной стадии своего развития. Анализируя новую социальность, отсчет которой ведется со второй половины XX века на Западе, возьмем во внимание трансформации социальной действительности под влиянием изменений производительных сил [8, с.148]: переходе от энергии и сырья к информации и знаниям как основе постиндустриального общества; основным производственным ресурсам [10, с. 278]. В результате главным фактором общественного развития и непосредственной производительной силой стали генерация и использование научной, технической и иной информации [8, с. 149; 9, с. 9].

Основными чертами информационного общества являются преобладание производства и распространения знания [7] и, соответственно, широкое распространение нематериальных, интеллектуальных ресурсов: знаний, науки, организаций и человеческого капитала; смена структуры экономики в сторону увеличения доли сферы услуг, науки, образования, культуры; формирование потребительского общества [8, с. 149], что в дальнейшем позволило Д. Беллу говорить о ее сервисном характере и, соответственно, о сервисном обществе [8, с. 149; 1, с. 245].

Относительно социальной структуры информационного общества говорят о возникновении нового класса - меритократического [7], информационного [3], креативного [2, с. 61].

Такое общество представляют суверенные, креативные личности, способные к самостоятельным решениям, к гибким пластичным формам взаимоотношений с окружающими, определению собственной жизненной траектории» [11, с. 11] и больше не нуждается в опеке [5, 245].

Переход к постиндустриальному обществу ознаменовался пересмотром парадигм социального управления: как в обществе в целом, так и в организации в частности, а роль органов управления трансформировалась из патерналистской в «сервисную», которая нацелена на создание условий для самореализации граждан, удовлетворения их потребностей, путем предоставления им публичных услуг [2, с. 168], [3, 338]. Вслед за Дж. Гэлбрейтом, ученые пришли к выводу о том, что постиндустриальной социальности нужны новые принципы управления [5, с. 68].

Опираясь на характеристики современной социальности, С. Э. Мартынова в своей статье [4] выделяет следующие признаки новой парадигмы социального управления.

1. Субъект управления - множество суверенных акторов. В прежних парадигмах социального управления основным субъектом в общественной сфере выступало государство, в экономической - владелец собственности и капитала.

2. Объект управления - социальные процессы, которые коллективный субъект стремится привести к результату, удовлетворяющему всех его членов.

3. Цель социального управления - реализация человеческого потенциала, удовлетворение многообразных социальных потребностей.

4. Принцип принятия решений - патисипативность, отсутствие иерархии: вовлеченность членов общества в процессы выработки и реализации управленческих решений. То же можно говорить и

применительно к организации: в принятии решений участвуют сотрудники, речь идет о «коллективной власти специалистов в корпорации».

5. Ценности, на основе которых достигается согласие относительно принятия решения - моральнонравственные и культурные, альтруистические ценности, а не экономическая или политическая выгода, традиция, этикетные нормы - все то, что ограничивает свободу самореализации.

6. Характер процессов управления - самоорганизующийся и саморегулируемый, поскольку среди акторов нет «главного», который запускал бы социальные процессы.

7. Принципы распоряжения ресурсами - совладение и сораспоряжение. По мнению Рассела Л. Акоффа, когда низовые блоки управления являются источником ресурсов, у всех членов общества есть возможность значимого участия в управлении.

8. Организационные структуры управления - открытые сети, основанные на партнерских взаимоотношениях и мобилизующие творческий потенциал своих членов для достижения целей развития. В такие сети вовлекаются граждане, структуры гражданского общества, органы управления, частные компании.

9. Технологии управления - инновационные, позволяющие благодаря интеллекту и креативности субъектов управления быстро адаптировать социальную систему к изменяющимся условиям.

Следовательно, именно социальные изменения, связанные с центральной ролью креативной и самостоятельной личности в постиндустриальном обществе, обусловили смену ключевых параметров социального управления.

Теперь обратимся к реальному примеру применения вышеперечисленных принципов, к уже функционирующей общественной организации на базе Томского государственного университета «Школа прогрессивной молодежи «Перспектива». Отметим, что изучение степени активности и самостоятельности молодежи Томской области было изложено в одной из наших предыдущих статей [6].

Для начала необходимо сформулировать цель и задачи деятельности организации, а также перечислить стейкхолдеров организации, с которыми так или иначе данная организация осуществляет взаимодействие.

Цель - создание площадки для подготовки молодых лидеров с активной жизненной позицией, заинтересованных в собственном развитии, реализации своего потенциала и участии в общественной жизни Томской области и страны в целом, а также для повышения конкурентоспособности молодых людей на рынке труда.

Задачи организации:

1) формирование необходимой программы тренингового обучения в соответствии с потребностями участников Школы;

2) создание единого поля для общения и взаимодействия студентов как будущих лидеров, а также для профессионального развития тренеров, организаторов и выпускников Школы;

3) предоставление соответствующих ресурсов для создания и реализации социальных проектов участниками Школы;

4) обеспечение создания информационного поля для соответствующего освещения деятельности Школы и всех ее членов;

5) взаимодействие с коммерческими и государственными организациями для предоставления им дальнейшей возможности как потенциальным работодателям познакомиться с участниками Школы.

Стейкхолдеры организации:

■S Студенты младших курсов ТГУ, которые получают шанс обрести уникальные знания в области лидерства и управления, встретить новых знакомых и друзей, проявить себя уже на самой начальной стадии обучения и карьерной лестницы, а также найти свое уникальное направление, которое впоследствии может помочь им сделать качественный прорыв в жизни.

■S Тренеры и специалисты, которые могут поделиться имеющимися опытом и информацией, а также взрастить новые качественные кадры. Также проведение занятий и выступления позволят им еще больше набраться опыта в своей сфере.

■S Первичная профсоюзная организация студентов ТГУ имеет возможность получить новые активные кадры, которые продвигают проекты и создают положительный имидж как самой организации, так и университета в целом.

■S Муниципальные образования Томской области, субъекты РФ, другие страны. Поскольку в ТГУ обучаются студенты со всего мира, они потенциально открывают пути формирования и расширения международного взаимодействия ВУЗа, а также способствуют развитию собственных регионов и стран.

■S Органы власти. Новые выпускники университетов с набором компетенций могут создать новый кадровый резерв для работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В первой части данной работы были рассмотрены ключевые параметры новой парадигмы социального управления. Теперь необходимо изучить их применение на практике, на примере Школы прогрессивной молодежи «Перспектива».

Поскольку в постиндустриальной социальности субъектом управления являются множество суверенных акторов, то в качестве субъектов управления Школой выступают все ее члены:

■S организаторы (руководитель Школы, его заместитель, ответственные за различные направления деятельности организаторы);

■S участники Школы, заинтересованные в ее развитии.

Их взаимодействие осуществляется посредством совместного управления объектами - социальными процессами, которые коллективный субъект стремится привести к удовлетворяющему всех его членов результату. Таким образом, субъекты и объекты управления находятся в постоянном взаимодействии в процессе организации совместной деятельности и выработки управленческих решений.

Для данной организации характерна гибкость смены позиций и ролей. Руководитель здесь выступает в качестве тренера, лидера. Он ориентирован в будущее, а также на достижение конкретного результата. Очень важный его признак - стратегическое направление и непрерывное улучшение текущей деятельности.

Основной принцип принятия решения - патисипативность, отсутствие иерархии, который подразумевает совместно-творческий тип деятельности, что является наиболее подходящим для реализации всех функций. Это организация, которая фокусирует внимание на внешних позициях в сочетании с высокой гибкостью и индивидуальностью подходов к людям. Здесь каждый, как организатор, так и участник, вовлечены в процессы выработки и реализации управленческих решений, независимо от того, касаются они текущей организации расписания тренингов или стратегического планирования деятельности Школы.

Все решения принимаются на общих регулярных (не реже, чем раз в две недели) собраниях Школы посредством обсуждения всеми ее членами необходимых вопросов. При этом каждый может высказать свое мнение, проявить инициативу и предложить свое решение проблемы или видение развития Школы и пр.

Главной целью социального управления «Перспективой» выступает реализация человеческого потенциала, удовлетворение многообразных социальных потребностей. В данном контексте подразумевается развитие потенциала всех членов организации. Участники Школы имеют возможность обрести новые навыки, знания, опыт знакомства, воплотить все свои творческие идеи посредством реализации собственного проекта. С другой стороны, организаторы, взаимодействуя между собой, а также со всеми стейкхолдерами Школы, могут, как получить практический опыт организационной деятельности, так и найти себя в новой, ранее не опробованной сфере.

Что касается определенных ценностей, они в данном случае формируются через коммуникации посредством сотрудничества. Ценности носят морально-нравственный и культурный характер, способствуют свободе самореализации. Коммуникациям же здесь свойственен в большей степени горизонтальный и неформальный характер.

Главными ценностями Школы выступают: инициативность, лидерство, целеустремленность, командный дух, открытость к диалогу, постоянное развитие, ориентация на каждого, креативность, предпринимательское мышление.

Процессы управления Школы носят самоорганизующийся и сморегулируемый характер, что позволяет каждому из ее членов заниматься необходимой деятельностью и достигать поставленных целей: организаторы осуществляют непосредственное регулирование деятельности школы, участники - получают желаемые знания и опыт, при этом отсутствует какой-либо актор, который запускает данные процессы.

Такое коллективное управление подразумевает совладение и сораспоряжение ресурсами Школы всеми ее членами в равной мере.

Реализация проектов со стороны участников и организация деятельности Школы со стороны организаторов требуют использования соответствующих ресурсов. И в первом, и во втором случаях ими выступают: помещения, реквизит, оборудование, расходные материалы, некоторые услуги специалистов. Соответственно, все члены Школы имеют полное право использовать необходимые ресурсы для достижения целей, связанных с их непосредственной деятельностью.

Равноправное положение всех членов «Перспективы» и их партнерские отношения позволяют говорить о новых сетевых структурах в основе, подразумевающих также ее взаимодействие с подобными организациями и расширение социальных связей как внутри, так и вне Школы.

Сетевые структуры формируются на всех трех этапах деятельности проекта.

На подготовительном этапе набирается команда организаторов Школы и новых участников. Здесь же осуществляются договоренности с партнерами и тренерами.

Основной этап подразумевает работу в течение нескольких месяцев участниками над собственными проектами: при этом они сами уже набирают свою команду организаторов, формируя собственные организационные команды.

В то же время, организаторы Школы занимаются составлением программы и решением вопросов текущей деятельности - привлечение новых тренеров и партнеров.

На заключительном этапе участники Школы со своими командами организаторов проектов занимаются их реализацией. При этом сформированная сеть «организаторы - участники и их команды - тренеры -партнеры» подводят итоги деятельности, заключают договоренности и формируют планы на будущий год.

Поскольку в информационном обществе технологии управления обретают инновационный характер, позволяющий своевременно адаптировать социальную систему к изменяющейся среде, Школа прогрессивной молодежи «Перспектива» также не может полагаться на неизменные алгоритмы управления, а должна руководствоваться в своей деятельности инновационными принципами:

■S принцип неограниченности способностей человека к созиданию и обучаемости;

■S принцип динамичного развития и совершенствования, при максимально рациональном использовании всех ресурсов;

■S принцип партнерства;

■S принцип соблюдения интересов всех членов Школы;

■S принцип открытости: как внутри Школы среди ее членов, так при взаимодействии с партнерами, другими подразделениями и пр.;

■S принцип диверсификации деятельности за счет проектов участников;

■S принцип взаимной ответственности Школы и ее членов;

■S принцип равенства членов «Перспективы» и взаимного уважения.

Инновационные технологии управления находят свое отражение во всех аспектах функционирования Школы, благодаря интеллекту и креативности ее членов - быстро адаптировать социальную систему к изменяющимся условиям при реализации их проектов (в случае возникновения непредвиденных ситуаций с партнерами, нарушения заключенных договоренностей, отсутствия возможности найти необходимые ресурсы и пр.) и организации текущей деятельности (конфликты между членами Школы, невозможность посещать тренинги участниками и пр.). В то же время важнейшей инновационной технологией является возможность участников, у которых еще отсутствует организационный опыт, участвовать в управлении всей Школой, что отличает ее от других организаций, функционирующих на базе ТГУ.

На сегодняшний день «Перспектива» завершила учебный год. Планируется запуск следующего семестра обучения для тех же участников и разработка для них других содержательных курсов, а также набор новых студентов и их обучение по уже подготовленной и апробированной программе.

За прошедший период деятельности члены Школы успели достигнуть конкретных результатов как лично для себя, так и для университета в целом.

Выпускниками Школы стали 25 человек, организаторами - 17. На протяжении года было проведено 50 видов различных тренингов, привлечено 15 постоянных тренеров и 20 партнеров Школы. Также участниками Школы реализовано 5 масштабных проектов.

Опыт членов организации, полученный в течение прошедшего времени, позволит улучшить управленческие технологии и организационные подходы в функционировании Школы, а также совершенствоваться и развиваться всем ее членам.

В то же время, для организации более эффективной деятельности Школы в будущем будут внесены соответствующие коррективы на основании результатов проведенных в данной работе исследований, и применены на практике основные признаки постиндустриального социального управления.

Литература

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. / Д. Белл. - М.: Academia, 2004. - 788 с.

2. Волков Ю. Г. Креативный класс в российском обществе: тенденции и перспективы гуманистической идеологии. // Власть. - 2012. - № 1. - С. 61-64.

3. Жабин А. П. Организации, лидеры и бизнес-процессы в управленческих парадигмах XXI века. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. - Электрон. дан. - URL: http://lib.socio.msu.ru.

4. Мартынова С. Э. Концепция «сервисного» государства в контексте постиндустриальной парадигмы социального управления. // Вестник Тюменского гос. ун-та. - 2013. - № 8. С. 165-173.

5. Мартынова С. Э. Постиндустриальная социальность как основа новой парадигмы социального управления. // Актуальные проблемы управления и экономики: российский и зарубежный опыт: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). (Томск, 2627 апреля 2013 г.). - Томск, 2013. - С. 66-71.

6. Мартынова С. Э., Тоцкая Ю. А. Студенческая молодежь и постиндустриальная социальность: на примере студентов Томского государственного университета. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. - 2014. - № 35. - С. 37-43.

7. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] // Энциклопедии & Словари. - Электрон. дан. -М., 2014. - URL: http://enc-dic.com/new_philosophy/Informacionnoe-Obschestvo-519.html (дата обращения:

27.04.2014).

8. Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура. / М. К. Арчаков [и др.]. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - 202 с.

9. Удальцова М. В. Социальные составляющие устойчивого развития. // Общество и экономика: проблемы развития. - 2009. - № 2. - С. 8-13.

10. Философия науки в вопросах и ответах: учеб. пособие для аспирантов. / В. П. Кохановский [и др.]. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.

11. Ценностные ориентиры и приоритеты в трансформирующемся мире: сборник статей. - М., 2010 - 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.