Научная статья на тему 'Характеристики образовательной среды в представлениях субъектов образовательного процесса'

Характеристики образовательной среды в представлениях субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / REPRESENTATION OF THE SUBJECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / SOCIAL RISKS / ТОЧКИ КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / POINTS OF CONTROL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МЕТАКОГНИЦИИ / METACOGNITION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокостова Анна Михайловна, Якиманская Ирина Сергеевна

Предметом исследования стали субъективные представления об образовательной среде как совокупности социальных и материальных факторов, определяющих социализацию и развитие индивида. Проблемой, которая побудила провести исследование, стал растущий запрос от учеников и специалистов средних образовательных учреждений по поводу нарастающего стресса и беспомощности в кризисном обществе и образовании. Наше исследование нацелено на изучение характеристик образовательной среды, имеющих ключевое значение для снижения социальных рисков и затруднений, возникающих у учеников, родителей и педагогов. Такие точки контроля позволяют вести эффективную работу по построению социального партнерства между субъектами образовательного процесса. В качестве ключевых характеристик образовательной среды выделены безопасность, доброжелательность, доверие, напряженность, желание работать / учиться, беспокойство, конфликтность, компетентность. Метакогниции как отдельные составляющие общего знания об образовательной среде определяют активное или пассивное отношение субъекта к деятельности. Мы полагаем, что образ образовательной среды является показателем активности / пассивности субъекта образовательного процесса. Субъекты образовательной среды, учащиеся и учителя, имеют различные представления о ней, что приводит к противоречиям и конфликтам в образовательном процессе. Эффективное социальное партнерство может быть основано на едином образе среды и организации у субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молокостова Анна Михайловна, Якиманская Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRESENTATIONS OF RDUCATIONAL PROCESS SUBJECTS

The subject of the study was an idea of the educational environment as a summation of the social and material factors determining the socialization and development of the individual. The problem prompted the study was a growing demand from students and specialists of secondary educational institutions about the increasing stress and helplessness in a crisis society and education. Our research is aimed at a studying key characteristics of the educational environment, which are connected with reducing the risks and difficulties encountered by students, parents and educators. Such control points allow to conduct effective work on the building social partnership between the subjects of the educational process. Safety, goodwill, trust, tension, desire to work / study, anxiety, conflict, competence are identified as key characteristics of the educational environment. Metacognitions as particular components of the general knowledge of the environment determine the active or passive attitude to activity. We believe the image of the educational environment is an indicator of the activity / passivity of the subject of the educational process. Subjects of the educational environment, students and teachers have different representations about organization, which lead to contradictions and conflicts in the educational process. Effective social partnership can be based on an unified image of the environment and organization in the subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «Характеристики образовательной среды в представлениях субъектов образовательного процесса»

психологические науки

Молокостова Анна Михайловна, Якиманская Ирина Сергеевна ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ...

159.9.072.432

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

© 2018

Молокостова Анна Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Московский гуманитарно - экономический университет (119049, Москва, Ленинский проспект, д.8, стр.16, e-mail: molokostova@yandex.ru) Якиманская Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Оренбургский государственный медицинский цниверситет (460000, Россия, Оренбург, ул. Советская, 6. e-mail: yakimanskay@yandex.ru)

Аннотация. Предметом исследования стали субъективные представления об образовательной среде как совокупности социальных и материальных факторов, определяющих социализацию и развитие индивида. Проблемой, которая побудила провести исследование, стал растущий запрос от учеников и специалистов средних образовательных учреждений по поводу нарастающего стресса и беспомощности в кризисном обществе и образовании. Наше исследование нацелено на изучение характеристик образовательной среды, имеющих ключевое значение для снижения социальных рисков и затруднений, возникающих у учеников, родителей и педагогов. Такие точки контроля позволяют вести эффективную работу по построению социального партнерства между субъектами образовательного процесса. В качестве ключевых характеристик образовательной среды выделены безопасность, доброжелательность, доверие, напряженность, желание работать / учиться, беспокойство, конфликтность, компетентность. Метакогниции как отдельные составляющие общего знания об образовательной среде определяют активное или пассивное отношение субъекта к деятельности. Мы полагаем, что образ образовательной среды является показателем активности / пассивности субъекта образовательного процесса. Субъекты образовательной среды, учащиеся и учителя, имеют различные представления о ней, что приводит к противоречиям и конфликтам в образовательном процессе. Эффективное социальное партнерство может быть основано на едином образе среды и организации у субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательная среда, субъекты образовательного процесса, характеристики образовательной среды, представления субъектов образовательного процесса, социальные риски, точки контроля образовательной среды, метакогниции, социальное партнерство.

CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRESENTATIONS OF RDUCATIONAL PROCESS SUBJECTS

© 2018

Molokostova Anna Mihailovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

of the Department of Psychology Moscow Humanities - Economic University (119049, Moscow, Leninsky Prospekt, 8, p.16, E-mail: molokostova@yandex.ru) Yakimanskaya Irina Sergeevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Orenburg State Medical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaia, st.6, yakimanskay@yandex.ru)

Abstract. The subject of the study was an idea of the educational environment as a summation of the social and material factors determining the socialization and development of the individual. The problem prompted the study was a growing demand from students and specialists of secondary educational institutions about the increasing stress and helplessness in a crisis society and education. Our research is aimed at a studying key characteristics of the educational environment, which are connected with reducing the risks and difficulties encountered by students, parents and educators. Such control points allow to conduct effective work on the building social partnership between the subjects of the educational process. Safety, goodwill, trust, tension, desire to work / study, anxiety, conflict, competence are identified as key characteristics of the educational environment. Metacognitions as particular components of the general knowledge of the environment determine the active or passive attitude to activity. We believe the image of the educational environment is an indicator of the activity / passivity of the subject of the educational process. Subjects of the educational environment, students and teachers have different representations about organization, which lead to contradictions and conflicts in the educational process. Effective social partnership can be based on an unified image of the environment and organization in the subjects of the educational process.

Keywords: educational environment, subjects of the educational process, characteristics of the educational environment, representation of the subjects of the educational process, social risks, points of control of the educational environment, metacognition, social partnership.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с теоретическими и практическими задачами. Теоретическими основаниями исследования стали работы Е.П. Белозерцева [1], В.А. Сластёнина, А.Н. Шиянова [2], которые под образовательным пространством подразумевают специально организованную педагогическую среду, структурированную систему педагогических факторов и условий становления личности.

В работах Б.Г. Ананьева [3], А.Г. Асмолова, В.А. Ясвина [4], С.К. Бондыревой [5], Т.А. Вельдяевой [6], Д. И. Фельдштейна [7], и др. исследовались отдельные характеристики образовательной среды. Так исследователи использовали понятия «пространство» и «среда» для описания многокачественных явлений становления личности и взаимодействия в образовательном процессе.

Построение психологически безопасной среды связывается признанием необходимости для развития и

учения состояния организации, которое характеризуется отсутствием психологического насилия во взаимодействии, удовлетворяет потребности в личностно-довери-тельном общении, создает референтную значимость и причастность, а также обеспечивает психическое здоровье субъектов организации. Исследованием различных параметров и условий образовательной среды занимались И.А. Баева [8], И.Ф. Бережная [9], В.В. Рубцов, А.А. Марголис [10], И.С. Якиманская [11] и др.

Активная роль педагога отражена в требованиях, связанных организацией учебной среды и деятельности учащихся. Кризисная и конфликтная среда общества и школы ограничивают развитие и перспективы учащихся, в первую очередь. Также педагоги, не всегда справляющиеся с давлением и стрессом, воспроизводят неэффективную систему, формируя систему знания об организации как жизненном пространстве.

Molokostova Anna Mihailovna, Yakimanskaya Irina Sergeevna CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL ...

psychological science

Г. Мюррей считал, что в любой момент, когда организм находится в определенной среде, возможно, меняющейся во время самого нахождения в ней, поведение индивида следует изучать с учетом характеристик этой среды [12]. Поведение человека в какой-либо ситуации невозможно описать в категориях только психологии личности. Для прогнозирования поведения субъектов образования необходимо анализировать структурные и функциональные характеристики социальной и физической среды. В данном исследовании мы сконцентрировали внимание на образе образовательной среды, отражающем субъективные представления об организации

[13].

Основные процессы, определяющие способы и условия взаимодействия организма и среды, могут быть исследованы на основе изучения двух пар переменных:

1) поведенческий или когнитивный способ взаимодействия человека со средой;

2) активные или пассивные реакции человека на воздействие среды [14].

Метакогниции как знания о способах обработки и о непосредственном содержании знаний о каком - либо событии или объекте являются общими некоторого количества членов, объединённых одной организацией. Создание обогащающей или напряженной среды является профессиональной задачей руководителей организации и педагогов. Мы утверждаем, что общее знание представляет собой механизм, регулирующий взаимоотношения со средой. Давление метакогниций определяется ожиданиями со стороны субъектов процесса и воспринимаемыми нормами, которые могут отражаться в социальной дистанции между субъектами образовательной организации [15].

Актуальные запросы системы образования в российском обществе связанные с построением психологически безопасной развивающей среды в образовательных учреждениях, определяют значимость оценки качества и ключевых параметров организаций [11-18].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Данная работа исследование представляет часть комплексного исследования, которое проводилось в течение 2004 - 2017 учебных годов в средних учебных учреждениях Оренбургской области.

Частной гипотезой исследования стало следующее предположение:

- субъекты образовательной среды, учащиеся и учителя, имеют различные представления о ней, что приводит к противоречиям и конфликтам в образовательном процессе. Эффективное социальное партнерство может быть основано на едином образе среды и организации у субъектов образовательного процесса.

Общая выборка состояла из испытуемых, различающихся по полу, возрасту, сроку обучения (для учащихся) и стажу (для педагогов). Ниже приводятся данные выборочной совокупности, всего опрошено 6239 человек. Респонденты-школьники: юноши - 861, девушки -1192; 13 - 14 лет - 552, 15 - 16 лет - 1070, 17-18 лет - 354.

Респонденты-родители: мужчины - 258, женщины -1860; 17 - 20 лет - 10, 21 - 30 лет - 175, 31 - 40 лет - 1245, 41 - 50 лет - 653, 51 - 60 лет - 81.

Тип образовательного учреждения: общеобразовательная школа - 1671, лицей - 231, гимназия - 233.

В данной работе мы попытаемся дать общее представление о том, какой видят образовательную среду учащиеся и педагоги в образовательных учреждениях, в которых среда оценена как благоприятная и как условно неблагоприятная. Оценка образовательной среды как благоприятной или условно неблагоприятной проводилась группой экспертов - специалистов Управления образования Оренбургской области. Критериями для экспертной оценки были следующие показатели: объем предоставленных образовательных услуг; качество образовательной услуги; гибкость и оперативность ре-

агирования на запросы потребителей; степень удовлетворенности образовательными услугами.

Мы предположили, что субъективный образ учреждения в этих двух типах образовательной среды будет различаться у учащихся и педагогов по характеристикам, выделенных нами. В анкетном опросе было предложена следующая формулировка: оцените общую обстановку в вашем образовательном учреждении (зачеркните оценку 1 - низкая, 7 - высокая) по следующим характеристикам образовательной среды: безопасность, доброжелательность, доверие, напряженность, желание работать / учиться, беспокойство, конфликтность, компетентность.

В таблице 1 показаны частоты встречаемости ответов оценок по каждому из предложенных критериев образовательной среды у учеников, по которым получены различия на уровне тенденций.

Таблица 1 - Частоты ответов по критериям оценки образовательной среды в подгруппе учеников

Характеристики среды ОУ Тот среды 1 2 3 4 5 6 7 Средний балл

Благоприятная 31 3 4 3 S 13 24 4,03

Доверие Н е бл агоприятаэл 24 2 1 1 5 22 23 4,53

Благоприятная 17 15 20 16 14 10 7 3,54

Желание учиться, рас отать Не благоприятная 22 10 17 19 19 17 10 3,82

Благоприятная 9 4 9 9 2 24 22 4,91

Беспокойство Н е 5 л агопр изгнал 24 1 4 7 12 23 28 4,65

Можно заключить, что в подгруппе учеников оценки характеристик образовательной среды в учреждениях, условно отнесенных к благоприятной или неблагоприятной среде, различаются не значительно. На уровне тенденций (значимых различий при р < 0, 05) по критерию Манна - Уитни можно отметить различия по следующим характеристикам.

Доверие в образовательной среде. Средняя оценка доверия к образовательной среде выше у тех, кто обучается в образовательном учреждении, которое по экспертной оценке условно определено как неблагоприятная среда. Примечательно, что в учреждениях, как с благоприятной, так и с неблагоприятной средой, значителен разброс крайних оценок. Количество, оценивших доверие как низкое или как высокое, преобладает в обоих типах образовательных учреждений. Мы полагаем, что крайние оценки говорят о важности доверия и его субъективном переживании как ключевой характеристики среды. Вероятно, как низкие, так и высокие оценки определяются субъективным восприятием учеников, например, способностью к адаптации. Также, скорее всего, следует проанализировать оценки среды по различным видам образовательного учреждения и по возрастам испытуемых.

Желание учиться или работать. Данная воспринимаемая характеристика среды, по нашему мнению, может быть связана как с объективными свойствами среды, так и с субъективным отношением к учебе, к образовательному учреждению и к педагогам. Тот факт, что оценка желания учиться выше в образовательной среде, условно отнесенной к неблагоприятной, может быть следствием социальной желательности ответа. Также можно предположить, что ответы связаны с воспринимаемым противоречием по задачам учебной деятельности, которые являются приоритетными. Преобладание низких оценок желания учиться в обоих типах образовательной среды, скорее всего, является важным фактором, который следует выделять в качестве самостоятельной точки контроля в учреждениях среднего образования. Обнаруженные средние оценки желания учиться являются симптоматичными, они отражают настроение и отношение к учебе и образовательному учреждению, которое не способствует социальной адаптации, социализации и развитию.

Беспокойство. Мы полагаем, что полученный более высокий средний балл в ответах испытуемых учреждений образования с условно благоприятной средой, мож-

психологические науки

Молокостова Анна Михайловна, Якиманская Ирина Сергеевна ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ...

но связать с приоритетами учебной деятельности, которые отличают среду этих учреждений. Беспокойство как переживание собственной ответственности и способности влиять на результаты учения закономерно для учащихся, срамящихся к положительным результатам.

Таким образом, можно выделить характеристики «доверие», «желание учиться / работать» и «беспокойство» в качестве ключевых показателей, характеризующих среду. Указанные характеристики следует обозначить как точки контроля и связать с необходимыми компетенциями педагогов. Также полученные результаты, в частности, более высокие оценки образовательной среды в учреждениях с условно неблагоприятной средой, требуют уточнения в связи с возможными социально желательными ответами.

Далее в таблице 2 мы представили полученные данные, относящиеся к субъективному образу образовательной организации, в подгруппе педагогов. Также в таблице представлены средние оценки по каждой характеристике образовательной среды в баллах.

Таблица 2 - Частоты ответов по критериям оценки образовательной среды в подгруппе педагогов

Характеристики среды ОУ Тип среды 1 2 3 4 5 6 7 Средний балл

Доверие Благоприятная 3 0 7 21 27 27 15 5,1

Напряженная 0 0 7 16 30 19 26 5,4

Желание учиться/работать Благоприятная 2 1 3 16 30 25 24 5,4

Напряженная 0 0 3 10 30 21 32 5,7

Беспокойство Бл а го приятная 14 27 16 17 12 10 2 3,2

Напряженная 28 21 15 10 17 5 2 2,9

Мы обнаружили, что значимые различия на уровне тенденций (пятипроцентной значимости) в ответах подгруппы педагогов обнаружены по тем же характеристикам образовательной среды, что и у учеников. Прокомментируем полученные оценки.

1. Доверие. Более высокая оценка дана педагогами, которые работают в образовательных учреждениях, среда которых отнесена экспертами к благоприятной среде. Такой результат, по нашему мнению, обнаруживает необходимость дополнительных исследований, так как очевидно противоречит здравому смыслу. Неблагоприятная среда тем и критична, что взаимоотношения и межличностные события отличаются непредсказуемостью и ненадежностью. Более высокие оценки педагогов, работающих в напряженной среде могут быть связаны с субъективным переживанием более острой необходимости в построении надежных отношений с коллегами и с учащимися. Мы полагаем, что оценка доверия в образовательной среде может отражать стремление к установлению отношений, что также связано с социальной желательностью ответов.

2. Желание работать в подгруппе учителей также оценивается выше в напряженной образовательной среде. Скорее всего, такой результат, так же как и по предыдущей характеристике образовательной среды, можно связать с социальной желательностью ответов. Также в полученных ответах может отражаться ответственное отношение к профессиональной деятельности педагогов, напрямую выполняющих учебные и воспитательные функции. Включенность и активность педагогов может переживаться как желание работать, однако данный вопрос требует уточнения, ибо может восприниматься как опасный и угрожающий статусу и репутации педагогов.

3. Беспокойство. Данная характеристика, как и в оценках учеников, выше в ответах педагогов, работающих в напряженной среде, может отражать более ответственное и сознательное отношение к результатам профессиональной деятельности. Как показано ранее, мы связываем переживание беспокойства с осознанной постановкой целей обучения, что в большей степени соответствует базовым задачам образовательного учреждения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. По оценкам обеих под-

групп испытуемых мы можем заключить, что ключевыми характеристиками образовательной среды являются доверие, желание учиться / работать и беспокойство. Именно эти характеристики выделяются нами как ключевые для формирования компетенций, необходимых для осуществления контроля за образовательной средой.

С другой стороны, полученные данные обнаруживают проблему, связанную с корректностью критериев для экспертной оценки. Тот факт, что педагоги и учащиеся образовательных учреждений, среда которых условно определена как неблагоприятная, дают более высокие оценки характеристик образовательной среды, скорее всего, определен стремлением к социальной желательности. Вероятно, социально желательные ответы связаны с боязнью негативной оценки со стороны руководителей и экспериментаторов. Следовательно, следует проанализировать значимые факторы, определяющие стремление давать социально желательные ответы.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило значимость изучения отдельных характеристик образовательной среды и позволило определить новую проблему безопасности образовательной среды и ее изучения, а именно для выработки рекомендаций, как для получения объективной оценки образовательной среды, так и по созданию благоприятной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белозерцев Е.Н. Педагогика профессионального образования. М.: Академия, 2006. 368 с.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М. : Педагогика, 1980. 288 с.

4. Асмолов А.Г., Ясвин А.В. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.

5. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 352 с.

6. Вельдяева Т.А. Социокультурная составляющая образовательного пространства / Т. А. Вельдяева // Среднее профессиональное образование. 2014. № 2. С. 35-36.

7. Фельдштейн Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука. 2013. № 9. Доступ по ссылке - http://archive.edscience.ru/sites/ default/files/d._i._feldshteyn.pdf.

8. Баева И.А., Гаязова Л.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Психологическая наука и образование, 2012. №3. Доступ по ссылке - http:// psyedu.rU/files/articles/psyedu_ru_2012_3_3015.pdf

9. Бережная И.Ф., Вьюнова Н.И., Кривотулова Е.В., Кунаковская Л.А., Лапкова О.С. Педагогическая практика в школе: учебно-методическое пособие для вузов / И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, Е.В. Кривотулова, Л.А. Кунаковская, О.С. Лапкова. Воронеж, 2010. 64 с.

10. Рубцов В. В., Марголис А. А. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43-44). С.125-139.

11. Якиманская И.С. Мониторинг социальных представлений подростков о ценностях и асоциальном поведении // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 62-70.

12. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии. 1994. №2. С.130-137.

13. Якиманская И.С., Логутова Е.В., Карымова О.С.,

Molokostova Anna Mihailovna, Yakimanskaya Irina Sergeevna CHARACTERISTICS OF THE EDUCATIONAL ...

psychological science

Биктина Н.Н. Психологическая безопасность образовательной среды: теория и исследования. Монография. / Отв. редактор И.С. Якиманская. Ставрополь: изд-во: Центр научного знания «Логос». 2016. 165 с.

14. Филимоненко Ю. И. Отношение к пространству как функция подсознания // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой: Вып. 2. СПб., 1998. С. 119-135.

15. Yakimanskaya I.S., Molokostova A.M. Metacognition of organization members as the basis of learning strategy in higher school // IGI Global|, Metacognition and Successful Learning Strategies in Higher Education.January, 2017. https://www.igi-global.com

16. Молокостова А.М., Бендас Т.В. Социальные риски в профессиональной деятельности студентов // Организационная психология. 2015. Т.5. № 1. С.59-72.

17. Бекоева М.И. Безопасная образовательная среда как фактор успешной познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 259-261.

18. Молокостова А.М., Якиманская И.С. Социально - психологические аспекты безопасности образовательной среды и субъективное благополучие специалистов помогающих профессий // Вестник Оренбургского государственного университета 2015. №2(177). С.181-186.

Статья поступила в редакцию 11.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.