Научная статья на тему 'Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи'

Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / студенты / представления / личность / молодежный лидер / личностные качества лидера / youth / students / ideas / personality / youth leader / personality traits of a leader

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арендачук Ирина Васильевна

Актуальность исследования обусловлена общественным запросом на разработку программ развития молодежного лидерства, а также выраженной потребностью самих лидеров в эффективном саморазвитии с учетом представлений молодежи об их личностных характеристиках. Цель: выявление характеристик, значимых для современного молодежного лидера в представлениях студентов в зависимости от их пола и возраста. Гипотеза: в представлении девушек важными для молодежного лидера являются нравственные свойства его личности, в представлении юношей – его деловые качества, и по мере взросления студенты все больше ориентированы на деловую направленность своего лидера. Участники: студенты (N = 332) вузов г. Саратова в возрасте от 18 до 25 лет (M = 20,4; SD = 1,9), из них 60,2% – девушки. Методы (инструменты): анкета для изучения поведенческой активности и личностных свойств молодежных лидеров (И. В. Арендачук, М. А. Кленова, Н. В. Усова), основанная на конструктах теста «Я-лидер» (Е. С. Федоров, О. В. Еремин, в модификации Т. А. Мироновой) и результатов исследования личностных качеств молодежных лидеров (И. М. Филиппов). Результаты. Независимо от пола студенты в большей степени ценят в своем лидере поведенческую активность. Для девушек важна направленность лидера на саморазвитие, для юношей – на деловые качества. По мере взросления для девушек эти же качества лидера повышают свою значимость, у юношей с возрастом детерминация представлений о личности лидера его деловыми качествами снижается. Основные выводы. Студенты в большей степени ориентированы на поведенческую активность своих лидеров, чем на личностные качества, при этом девушки более требовательны к личности лидера, чем юноши. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической работе со студенческой молодежью по развитию у нее лидерских качеств, позволяющих проявлять социальную активность, добиваться позитивных изменений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арендачук Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality traits of a modern leader as seen by students

The relevance of the research is due to the public demand for the development of youth leadership programs. Additionally, the leaders themselves express the need to take into account the ideas of the youth about their personal characteristics in order to develop effectively. The objective of the study is to identify characteristics that are signifi cant for a modern youth leader as seen by students themselves depending on their gender and age. Hypothesis: while young women attach more importance to ethic qualities of a youth leader, young men put more value on a leader’s professional qualities; and as students grow older, they are more focused on professional traits of their leader. Participants: students (N = 332) of Saratov universities aged between 18 and 25 (M = 20.4; SD = 1.9), 60.2% of young women. Methods (tools): questionnaire for the analysis of behavior and personal characteristics of youth leaders (I. V. Arendachuk, M. A. Klenova, N. V. Usova), which is based on the constructs of the “I am a leader” test (E. S. Fedorov, O. V. Eremin, in the modifi cation of T. A. Mironova), as well as the results of the research on the personal qualities of youth leaders (I. M. Filippov). Results. Regardless of their gender, students put most value on behavioral activity of their leader. For young women, the leader’s focus on self-development is important, young men attach importance to professional qualities. As young women grow older, these same qualities of a leader increase in importance; and with age, young men put less value on professional qualities of their leader. The main conclusions. Students are more focused on the behavioral activity of their leaders than on personal qualities, however, young women are more demanding of the personality of the leader than young men. Practical significance. The results of the study can be used in psychological and pedagogical work with students to develop their leadership qualities that would allow them to be socially active and create positive changes in society.

Текст научной работы на тему «Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4 (48). С. 348-356 Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 4 (48), рр. 348-356 https://akmepsy.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-4-348-356, EDN: JNIVOE

Научная статья УДК 316.62

Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи

И.В.Арендачук

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Арендачук Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии образования и развития, arend-irina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8378-2284

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена общественным запросом на разработку программ развития молодежного лидерства, а также выраженной потребностью самих лидеров в эффективном саморазвитии с учетом представлений молодежи об их личностных характеристиках. Цель: выявление характеристик, значимых для современного молодежного лидера в представлениях студентов в зависимости от их пола и возраста. Гипотеза: в представлении девушек важными для молодежного лидера являются нравственные свойства его личности, в представлении юношей - его деловые качества, и по мере взросления студенты все больше ориентированы на деловую направленность своего лидера. Участники: студенты (N = 332) вузов г. Саратова в возрасте от 18 до 25 лет (M = 20,4; SD = 1,9), из них 60,2% - девушки. Методы (инструменты): анкета для изучения поведенческой активности и личностных свойств молодежных лидеров (И. В. Арендачук, М. А. Кленова, Н. В. Усова), основанная на конструктах теста «Я-лидер» (Е. С. Федоров,

0. В. Еремин, в модификации Т. А. Мироновой) и результатов исследования личностных качеств молодежных лидеров (И. М. Филиппов). Результаты. Независимо от пола студенты в большей степени ценят в своем лидере поведенческую активность. Для девушек важна направленность лидера на саморазвитие, для юношей - на деловые качества. По мере взросления для девушек эти же качества лидера повышают свою значимость, у юношей с возрастом детерминация представлений о личности лидера его деловыми качествами снижается. Основные выводы. Студенты в большей степени ориентированы на поведенческую активность своих лидеров, чем на личностные качества, при этом девушки более требовательны к личности лидера, чем юноши. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической работе со студенческой молодежью по развитию у нее лидерских качеств, позволяющих проявлять социальную активность, добиваться позитивных изменений в обществе.

Ключевые слова: молодежь, студенты, представления, личность, молодежный лидер, личностные качества лидера

Для цитирования: Арендачук И. В. Характеристики личности современного лидера в представлениях студенческой молодежи //

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 4 (48).

С. 348-356. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-4-348-356, EDN: JNIVOE

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Personality traits of a modern leader as seen by students

1. V. Arendachuk

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Irina V. Arendachuk, arend-irina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8378-2284

Abstract. The relevance of the research is due to the public demand for the development of youth leadership programs. Additionally, the leaders themselves express the need to take into account the ideas of the youth about their personal characteristics in order to develop effectively. The objective of the study is to identify characteristics that are significant for a modern youth leader as seen by students themselves depending on their gender and age. Hypothesis: while young women attach more importance to ethic qualities of a youth leader, young men put more value on a leader's professional qualities; and as students grow older, they are more focused on professional traits of their leader. Participants: students (N = 332) of Saratov universities aged between 18 and 25 (M = 20.4; SD = 1.9), 60.2% of young women. Methods (tools): questionnaire for the analysis of behavior and personal characteristics of youth leaders (I. V. Arendachuk, M. A. Klenova, N. V. Usova), which is based on the constructs of the "I am a leader" test (E. S. Fedorov, O. V. Eremin, in the modification of T. A. Mironova), as well as the results of the research on the personal qualities of youth leaders (I. M. Filippov). Results. Regardless of their gender, students put most value on behavioral activity of their leader. For young women, the leader's focus on self-development is important, young men attach importance to professional qualities. As young women grow older, these same qualities of a leader increase in importance; and with age, young men put less value on professional qualities of their leader. The main conclusions. Students are more focused on the behavioral activity of their

leaders than on personal qualities, however, young women are more demanding of the personality of the leader than young men. Practical significance. The results of the study can be used in psychological and pedagogical work with students to develop their leadership qualities that would allow them to be socially active and create positive changes in society. Keywords: youth, students, ideas, personality, youth leader, personality traits of a leader

For citation: Arendachuk I. V. Personality traits of a modern leader as seen by students. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2023, vol. 12, iss. 4 (48), pp. 348-356 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-4-348-356, EDN: JNIVOE This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Изучение различных аспектов проявления лидерства в молодежной среде не теряет своей актуальности в современных исследованиях. Решение вопросов раскрытия потенциала и расширения возможностей для молодых людей стать эффективными лидерами в своей личной и профессиональной жизни, активными и заинтересованными гражданами, способными решать насущные социальные проблемы, важно по нескольким причинам. Такие лидерские навыки, как умение налаживать эффективное общение и способность к принятию ответственных решений, являются ценными и могут быть применены в широком спектре контекстов. Развивая свой лидерский потенциал, молодые люди учатся работать совместно с другими для решения социально значимых проблем, проявлять свою гражданскую активность и социальную ответственность через участие в жизни молодежных групп и ближайшего окружения. На личностном уровне развитие лидерства помогает им формировать самосознание, эмоциональный интеллект и другие жизненные навыки, ценные для личностного роста и успеха в любой сфере жизнедеятельности, а полученные умения, знания и уверенность - взять на себя руководящую роль и оказывать положительное влияние на свои сообщества. Расширение прав и возможностей может быть преобразующим, позволяя молодежи привносить свежие перспективы и новые идеи в решение стоящих перед обществом задач, а инвестиции в развитие ее лидерства могут раскрыть этот потенциал, способствовать творчеству и инновациям в подходах к социальным, экономическим и экологическим вопросам, а также обеспечить разнообразную и инклюзивную группу лидеров на будущее.

В современных зарубежных исследованиях проблемы молодежного лидерства раскрываются достаточно широко с позиций как практического обучения молодых людей лидерству [1], так и моделирования его когнитивных, моти-вационных, аффективных, поведенческих и этических аспектов [2]. Выделяются ключевые компоненты, необходимые для воспитания ли-

деров, - навыки (социальный и эмоциональный интеллект, способность сотрудничать с другими, формулировать свое видение, настойчивость и устремленность), факторы окружающей среды (реальные возможности, позволяющие молодежи практиковать и оттачивать свои лидерские навыки), приверженность действию (способность вдохновлять и мотивировать последователей посредством высоких ожиданий и ролевого моделирования, прокладывать путь к созданию хорошей команды) [3]. При изучении особенностей проявления личностных качеств отмечаются инициативность молодежного лидера, его ответственность, социальные навыки и нацеленность на выполнение задач [4]. Также можно отметить интерес зарубежных исследователей к проблеме лидерства в зависимости от возраста и гендерной принадлежности молодых людей. Анализируются факторы, влияющие на развитие лидерских навыков у молодежи в зависимости от пола [5], гендерные ожидания и стереотипы в области лидерства [6], гендерные особенности устремленности молодых людей к лидерству [7], раскрываются вопросы формирования лидерской идентичности в молодежной среде [8]. В отношении представлений о лидере отмечается, что молодежь рассматривает его как человека, который слышит других, является хорошим образцом для подражания и помогает другим, направлен на сотрудничество и представление групповых интересов [9]. В качестве предмета оценки лидерских качеств учащейся молодежью выделяются готовность к борьбе и постановка целей, умение общаться, групповые навыки, уверенность и надежность, навыки принятия решений и разрешения проблем, ответственность [10].

В отечественных исследованиях, носящих междисциплинарный характер, превалируют работы, раскрывающие вопросы политического лидерства, его социально-психологических аспектов, а также управления на основе лидерского потенциала, изучаются гендерные факторы лидерства и проблема развития лидерских качеств у молодежи. Однако число таких исследований, проведенных за последние 25 лет, невелико (всего, соответственно, 9,3% и 13,5% всех защищенных диссертационных работ) [11].

В то же время анализ современных публикаций по проблеме молодежного лидерства позволил выявить обобщенные характеристики лидеров студенческих групп. Так, изучение индивидуально-типологических особенностей показало, что лидер должен обладать качествами, которые будут эталонными для одногруппников. Детерминантами такого лидерства называются ярко выраженные напористость, активность, энергичность, эмоциональная стабильность и уверенность, а также характеристики сознательности (ответственность, организованность, надежность) и доброжелательности (склонность к сотрудничеству, доброта, отсутствие эгоизма). У лидеров молодежных движений также подчеркивается важность присутствия социальной ответственности, субъективной предпосылкой которой являются сформированность просоци-альной направленности личности, ее социальная зрелось и выраженная социальная активность, сложившаяся система ценностей и мотивация достижения [12].

К качествам, которыми должен обладать лидер студенческой группы, можно отнести ответственность, уверенность в себе, умение вдохновлять, веселый нрав, активность, общительность, открытость, умение найти подход к каждому человеку [13]. Эталонным лидером, по мнению студентов, выступает человек, проявляющий дружелюбие, добросовестность, напористость, независимость, чувствительность к нуждам окружающих, способность к аналитическому мышлению, имеющий маскулинную ген-дерную принадлежность и владеющий широким диапазоном экспрессивных паттернов поведения (брать за руки, обнимать, интенсивно жестикулировать, использовать жесты, чтобы подчеркнуть или усилить сказанное, для описания предметов или выражения отношения к другому, выражать гнев, удивление) [14]. Динамика изменений в проявлении лидерства в процессе обучения в вузе характеризуется выраженностью организаторских способностей, находчивости и умения быстро ориентироваться в ситуации на перовом курсе и доминированием социометрических характеристик, определяющих соответствие лидера групповым установкам, на третьем курсе [15].

При изучении представлений российской молодежи о современном лидере отмечается множественность его образов в зависимости от субкультурных, поведенческих и ценностно-нормативных установок. В целом для молодых людей лидерство связано с индивидуальным или групповым успехом без претензии на про-

явление власти и взаимодействие с социальными институтами. Образ лидера сочетает в себе демонстративность, продвинутость, деловую хватку, способность воплощать в жизнь личные и групповые проекты и инициативы, самостоятельность и социальную независимость, способность возглавить молодежное движение [16].

Решение проблемы развития лидерства в студенческой среде в рамках компетентностного подхода предполагает организацию взаимодействия студентов между собой и с другими участниками образовательного процесса, позволяющего приобретать опыт лидерского поведения, развивать лидерские качества личности и формировать навыки лидерского поведения - интеллектуальные (связанные с генерированием идей и решениями по их реализации), организаторские (в форме выраженной ответственности и способности объединять и вести за собой других), исполнительские (способность к длительной и высокоэффективной работе, к самоорганизации деятельности), социально-коммуникативные (способность вести за собой, находить общий язык и разрешать конфликты в групповой работе). К универсальным компетенциям лидера студенческой молодежи относят способность к командной работе, ориентацию на достижения и взаимопомощь, личную и профессиональную эффективность, способность осознавать свой личностный потенциал и сопоставлять его с потенциалом других членов группы, формулировать задачи собственного и группового развития для достижения общих целей, влияние и делегирование, эффективную коммуникацию [17]. Личностная лидерская компетентность представляет собой совокупность компетенций - волевых (целеустремленность, способность преодолевать трудности, ответственность, организованность), мотивационных (направленность на достижения и успех), личностно-интегративных (уважение к другим, коллективизм, честность, сознательность, способность к руководству, активная жизненная позиция) [18, 19].

В ряде исследований отмечается важность гендерных различий в проявлении лидерства. Так, молодые люди в возрасте 17-30 лет отмечают выраженность у лидеров-мужчин таких характеристик, как постоянство, властность, ри-сковость, способность использовать наглядные модели, четко формулировать задачи и добиваться их выполнения, оперативно решать простые задачи, склонность к автократическому стилю руководства. Для женщин больше характерны ориентированность на задачу при выраженном

внимании к членам команды, направленность на совместное обсуждение при принятии решений, подчеркнутость неформальных отношений. Несмотря на активное использование бюрократической системы, они стремятся к созданию благоприятного психологического климата в коллективе и пользуются властными полномочиями в крайних случаях. Подчеркивается, что женское лидерство носит ситуативный характер и при необходимости приобретает черты чрезмерной авторитарности, проявляющейся в жесткой иерархии и дисциплине, в формальном фиксировании обязательств и полномочий в ущерб направленности на решение задач [20]. Изучение лидерства в студенческих группах показывает, что оно не связано жестко с уровнем организации группы, но определяется гендерной принадлежностью лидеров. Отмечается, что в отношении социальной ответственности лидер ы-юноши определяют ее более дифференцированно, в то время как девушки-лидеры проявляют большую направленность на себя в принятии позиции ответственного лица. Проявляя лидерство, девушки более оптимистичны в отношении жизнедеятельности группы, склонны к парциально деловому и эмоционально-коммуникативному типу лидерства, а юноши отличаются более критичным подходом и ориентированностью на абсолютный тип лидерства. Также отмечается, что вне зависимости от пола среди студенческих лидеров доминирует андрогинный тип гендер-ной идентичности [21].

Обобщение результатов теоретического исследования показывает, что несмотря на достаточно выраженный интерес исследователей к проблеме молодежного лидерства и его ген-дерных аспектов, она еще недостаточно полно изучена с позиции молодых людей, включенных в групповые отношения, но не претендующих на лидерство в контексте их представления о своих лидерах и требований к их личностным качествам.

Цель исследования: выявить в представлениях студентов в зависимости от их пола и возраста личностные характеристики, значимые для современного молодежного лидера.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что для молодежного лидера в представлении девушек-студенток наиболее важными являются нравственные свойства его личности, а в представлении юношей - его деловые качества, при этом чем старше представители студенчества, тем в большей степени они предпочитают наличие деловой направленности у своего лидера.

Материалы

Участники. Выборка исследования составила 332 человека, из которых 200 девушек (возраст 20,21 ± 1,98 года) и 132 юноши (возраст 20,63 ± 1,76 года). Все участники - студенты вузов г. Саратова (СГУ имени Н. Г. Чернышевского, СГТУ имени Гагарина Ю. А., Саратовской государственной юридической академии).

Методики. Представление студентов о личностных качествах молодежных лидеров изучалось посредством анкеты (И. В. Арендачук, М. А. Кленова, Н. В. Усова) [22], построенной по принципу интервальных шкал с размерностью в 5 пунктов в соответствии со шкалой Лайкерта. Содержательно шкалы анкеты составлены на основе конструктов теста «Я-лидер» (Е. С. Федоров, О. В. Еремин, в модификации Т. А. Мироновой)

[23] и результатов социологического исследования личностных качеств молодежных лидеров

[24]. Анкета содержала два раздела, позволяющих изучить характеристики молодежных лидеров по двум параметрам - поведенческой активности (27 шкал, сгруппированных в 9 объединенных характеристик - самоуправление, осознанная целенаправленность, умение решать проблемы, нестандартность в решении задач, влияние на окружающих, ориентация на сотрудничество, опора на свои организаторские способности, направленность на успех, поддержание лидерского имиджа) и личностных качеств (10 шкал - профессионализм, компетентность и стремление к самообразованию, уравновешенность и самообладание, трудолюбие и работоспособность, сострадательность, милосердие и терпение, способность понять и принять чужую точку зрения, видеть и переоценивать свои недостатки, делиться властью и полномочиями, умение противостоять давлению, отстаивать свою позицию в интересах коллектива, восприимчивость к нововведениям, предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели).

Студенческой молодежи предлагалось оценить по заданным шкалам одного-двух сверстников из своего окружения с активной жизненной позицией, проявляющих лидерство при решении групповых задач или выполнении совместных дел.

Методы анализа данных. Использовались следующие методы: 1) описательная статистика - рассчитывались средние значения (М) и стандартные отклонения (ББ); 2) сравнительный анализ для независимых выборок по и-критерию Манна - Уитни; 3) факторный анализ (нормали-

зованный varimax, метод главных компонент); 4) множественный регрессионный анализ методом пошагового включения независимых переменных.

Дизайн исследования. Исследование проводилось в дистанционном формате с использованием онлайн-сервиса Google Forms. Эмпирические данные фиксировались в сводных таблицах программы Microsoft Excel. Статистические процедуры выполнялись с помощью программного пакета Statistica 13.0. Участники исследования были осведомлены о цели исследования, о характере использования полученных результатов и принимали участие в нем анонимно и добровольно.

Результаты и их обсуждение

Сравнительный анализ представления студентов, девушек и юношей, о поведенческой активности и личностных качествах молодежного лидера показал, что девушки оценивают изученные характеристики выше, чем юноши (все значения U-критерия Манна -Уитни оказались в зоне достоверных различий), за исключением направленности лидеров на поддержание своего имиджа и умения противостоять давлению, отстаивать свою позицию в интересах коллектива, где различий между группами по полу выявлено не было (табл. 1).

В результате факторного анализа после нормализованного varimax-вращения в обеих группах было выявлено по два фактора с наибольшими показателями объясненной дисперсии (количество извлекаемых факторов определялось с помощью графика собственных значений факторов «Scree plot» по критерию отсеивания Р. Кеттела) (см. табл. 1). Так, в группе девушек общий процент дисперсии, объясняемый двумя выделенными факторами, составила 53,79%, в группе юношей - 54,48%. Примечательно, что в обеих группах факторы оказались схожи как по структуре, так и по выраженности факторных нагрузок. В первом факторе (в группе девушек 28,74% и в группе юношей 30,08% дисперсии) сгруппировались характеристики лидеров, отражающие их поведенческую активность, во втором факторе (25,05% и 24,40% дисперсии соответственно) - связанные с личностными качествами.

Содержательное сравнение выделенных факторов показало, что вне зависимости от

пола студенческая молодежь в большей степени предпочитает видеть в качестве лидеров сверстников, отличающихся высокой поведенческой активностью, чем обладающих конкретными личностными качествами (средневзвешенные факторные нагрузки параметров первого фактора выше факторных нагрузок параметров второго). При этом девушки полагают, что такие нравственные качества личности, как сострадательность, милосердие, терпимость, менее значимы для лидера, чем его уравновешенность, самообладание, критическое отношение к своим недостаткам (как результат самосовершенствования личности), а также прагматическая направленность, связанная с проявлением таких качеств личности, как предприимчивость и готовность к риску для достижения цели, умение противостоять давлению при отстаивании интересов коллектива. Юноши в меньшей степени придают значение таким личностным качествам лидера, как его профессионализм, компетентность и стремление к самообразованию, а также способность к делегированию полномочий. Для них более значимыми являются такие качества лидера, как уравновешенность и самообладание, а также его деловая направленность, выраженная в работоспособности, трудолюбии и восприимчивости к нововведениям.

Для выявления характеристик современного лидера, детерминированных возрастными особенностями студентов, был проведен регрессионный анализ, где зависимой переменной (откликом) выступил возраст девушек и юношей, а в качестве независимых переменных (предикторов) рассматривались личностные свойства лидера и проявления лидерского поведения (табл. 2).

Согласно полученным данным, девушки-студентки по мере взросления все больше ценят в молодежном лидере способность видеть и переоценивать свои недостатки (т. е. направленность на совершенствование своей личности), его уравновешенность и самообладание, а вот умение решать проблемы становится для них все менее значимым. Возрастные изменения в представлениях о лидере в группе юношей-студентов детерминированы деловыми качествами личности лидера - его осознанной целенаправленностью, способностью к нововведениям и знанием правил организаторской работы, значимость которых снижается в более старшем возрасте.

n g

§ о

3

in n

0 .с

s §

о-

1

о ~1 о

ш

W 00 s

а

л

Таблица 1 / Table 1

Выраженность личностных характеристик молодежных лидеров в представлении юношей (п = 132) и девушек (п = 200) Manifestation of personality traits of youth leaders as seen by young men (n = 132) and young women (n = 200)

00 £

1 cu

I ! I I

I

i

0

3 8 ■8

1

0

a

1 I

cd "g

g П

a

1

г §

g I

Характеристики лидера Степень выраженности (M ± SD) и Девушки (л = 200) Юноши (п = 132)

девушки юноши фактор 1 фактор 2 фактор 1 фактор 2

Поведенческая активность лидера (общий уровень) 3,54 ± 0,69 3,26 ± 0,72 10023,5*** 0,965 0,242 0,903 0,421

Самоуправление 3,94 ± 0,91 3,67 ± 0,93 11020,0** 0,851 0,171 0,753 0,461

Осознанная целенаправленность 4,10 ± 0,88 3,69 ± 0,93 9855,5*** 0,871 0,193 0,801 0,352

Умение решать проблемы 3,98 ± 0,93 3,64 ± 0,96 10456,5*** 0,894 0,158 0,801 0,410

Нестандартность в решении задач 3,90 ± 0,88 3,62 ± 0,98 11060,5** 0,801 0,185 0,681 0,278

Влияние на окружающих 3,95 ± 0,86 3,73 ± 0,91 11297,5** 0,847 0,177 0,828 0,295

Ориентация на сотрудничество 4,04 ± 0,88 3,63 ± 0,98 9983,5*** 0,895 0,229 0,734 0,407

Опора на свои организаторские способности 4,01 ± 0,79 3,69 ± 0,90 10502,5** 0,877 0,274 0,810 0,377

Направленность на успех 3,95 ± 0,83 3,64 ± 0,91 10643,0*** 0,797 0,347 0,833 0,322

Поддержание лидерского имиджа 3,77 ± 0,89 3,62 ± 0,96 12026,0 0,722 0,226 0,738 0,284

Личностные качества:

Профессионализм и компетентность, стремление к самообразованию 4,29 ± 0,86 3,96 ± 1,06 11051,0** 0,519 0,607 0,372 0,576

Уравновешенность, самообладание 4,21 ± 0,96 3,93 ± 0,97 10999,5** 0,398 0,682 0,210 0,803

Трудолюбие, работоспособность 4,35 ± 0,85 4,00 ± 0,93 10285,0*** 0,439 0,660 0,216 0,762

Сострадательность, милосердие и терпение 4,11 ± 1,04 3,87 ± 0,95 11126,0** 0,312 0,587 0,237 0,719

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность понять и принять чужую точку зрения 4,18 ± 0,96 3,89 ± 0,99 10929,0** 0,333 0,672 0,322 0,732

Способность видеть и переоценивать свои недостатки 3,98 ± 1,06 3,70 ± 1,08 11310,0* 0,013 0,700 0,293 0,742

Способность делиться властью и полномочиями 3,81 ± 1,08 3,53 ± 1,13 11474,5* 0,059 0,655 0,174 0,577

Умение противостоять давлению, отстаивать свою позицию в интересах коллектива 4,26 ± 0,88 4,05 ± 1,07 12064,0 0,456 0,682 0,341 0,635

Способность к нововведениям 4,31 ± 0,85 3,92 ± 0,98 10190,0*** 0,462 0,672 0,211 0,753

Предприимчивость, умение рискнуть во имя полезной цели 4,27 ± 0,87 3,96 ± 0,98 10950,5** 0,409 0,715 0,394 0,704

Uj Uj

Примечание. U - критерий Манна - Уитни; Уровни значимости: * -Note. U is the Mann-Whitney criterion. Significance levels: *-p < 0,05;

p < 0,05; **-p < 0,01; ***-p < 0,001. **-p< 0,01; ***-p< 0,001.

Таблица 2 / Table 2

Значимые личностные характеристики молодежных лидеров в представлении девушек и юношей в зависимости от возраста (результаты регрессионного анализа) Significant personal characteristics of youth leaders as viewed by young girls and men depending on their age (regression analysis results)

Личностные характеристики Компоненты регрессионной модели

в b t

Девушки способность видеть и переоценивать свои недостатки 0,248 0,463 3 274***

умение решать проблемы -0,199 -0,424 -2,443*

уравновешенность, самообладание 0,232 0,479 2,398*

R = 0,608; R2 = 0,369; F = 5,05***

Юноши осознанная целенаправленность -0,229 -0,122 -2,235*

способность к нововведениям -0,158 -0,083 -2,104*

знание правил организаторской работы -0,206 -0,107 -2,063*

R = 0,561; R2 = 0,314; F = 1,91***

Примечание. p - стандартизованный коэффициент регрессии; b - оценка параметров модели; t - критерий Стьюдента (вклад предиктора в оценку отклика); R - коэффициент регрессии; R2 - коэффициент детерминации; F - критерий Фишера; уровни значимости: * ~р < 0,05; *** ~р < 0,001.

Note. р - standardized regression coef ficient; b - estimation of model parameters; t - Student's criterion (the contribution of the predictor to the response assessment); R - regression coefficient; R2 - determination coefficient; F - Fisher criterion; significance levels: * ~р < 0,05; *** ~р < 0,001.

Результаты представленного исследования соотносятся с некоторыми более ранними исследованиями других авторов по данной тематике. Так, Л. Шеппард показал, что студенты бакалавриата одинаково оценивали важность различных предпочтений в отношении работы и жизненных характеристик, хотя участники-мужчины подчеркивали важность предпочтений в отношении деловых качеств и рабочих характеристик, а участники-женщины - в отношении жизненных качеств [25].

Заключение

Новизна проведенного исследования связана с изучением представлений студентов о молодежном лидере в контексте их половых и возрастных особенностей. Обобщение полученных в ходе исследования результатов позволило выявить некоторые тенденции:

- студенты в большей степени ориентированы на поведенческую активность своих лидеров, чем на личностные качества, при этом девушки более требовательны к личности лидера, чем юноши;

- независимо от пола и возраста одним из детерминирующих систему представлений студентов о личностных качествах лидера выступают его уравновешенность и самообладание;

- для девушек более важной в личности лидера является его прагматическая направлен-

ность, значимость которой снижается по мере взросления, и его способность к саморазвитию, сохраняющая значимость для студенток независимо от их возраста;

- представления о личностных качествах лидера у юношей в большей степени детерминированы деловыми качествами лидера и его направленностью на их проявление в своей деятельности, однако их значимость снижается по мере взросления студентов.

Результаты исследования могут стать основой для корректировки и создания программ практической работы со студенческой молодежью по воспитанию лидеров, ориентированных на развитие у них способности к проявлению поведенческой активности с учетом специфики молодежных групп по полу и возрасту в плане различий в преставлении о личностных качествах лидеров у девушек и юношей. Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны и для самих молодежных лидеров в работе над улучшением собственных лидерских качеств и навыков, укреплением доверия со стороны молодых людей, с которыми они взаимодействуют.

Перспективными для дальнейшего изучения могут стать исследования гендерных аспектов молодежного лидерства, которые позволят помочь:

- выявить гендерные предубеждения в отношении возможности лидерства для моло -дых людей и разработать рекомендации по их устранению;

- определить личностные характеристики, которые наиболее ценятся в молодежных лидерах женского и мужского пола и могут быть использованы для разработки лучших образцов для подражания;

- разработать программы, эффективные в развитии лидерских навыков и стилей лидерства в молодежных группах, адаптированные к разным полам.

Библиографический список

1. Klau M. Exploring youth leadership in theory and practice // New Directions for Youth Development. 2006. Vol. 2006, iss. 109. P. 57-87. https://doi.org/10.1002/yd.155

2. Sherif V. Modeling Youth Leadership: An Integration of Personality Development Theories and Ethics // Journal of Leadership Education. 2019. Vol. 18, iss. 2. https://doi. org/10.12806/V18/I2/T2. URL: https://journalofleader-shiped.org/wp-content/uploads/2019/04/18_2_sherif. pdf (дата обращения: 15.07.2023).

3. Redmond S., Dolan P. Towards a conceptual model of youth leadership development // Child & Family Social Work. 2016. Vol. 21, iss. 3. P. 261-271. https://doi. org/10.1111/cfs.12146

4. Yildirim A. Leadership qualities of youth // Cherkasy University Bulletin: Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 15. P. 20-31. https://doi.org/10.31651/2524-2660-2018-15-20-31

5. Yildirim A. The analysis of youth leadership traits in terms of gender // Science and Education a New Dimension. 2019. Vol. 76, iss. 187. P. 7-10. https://doi.org/10.31174/ SEND-PP2019-187VII76-01

6. Minelgaite I., Edvardsson I., Zydziunaite V., Vaiman V. Cross-Cultural Leadership: Expectations on Gendered Leader's Behavior // SAGE Open. 2015. Vol. 5, iss. 2. https:// doi.org/10.1177/2158244015579727. URL: https://jour-nals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/2158244015579727 (дата обращения: 15.07.2023).

7. Wolniak G. C., Chen-Bendle E. C., Tackett J. L. Exploring gender differences in leadership aspirations: A four-year longitudinal study of college students from adverse backgrounds // AERA Open. 2023. Vol. 9. https://doi. org/10.1177/23328584231183665. URL: https://journals. sagepub.com/doi/10.1177/23328584231183665 (дата обращения: 15.07.2023).

8. Dustin K. G., Lori L. M. Leaders' perspectives: Identity in the context of leadership // Journal of Leadership Education. 2021. Vol. 20, iss. 1. P. 62-78. https://doi. org/10.12806/V20/I1/R5

9. Benitez B. E. Studies in youth leadership development. Henderson : Freed - Hardeman University, 2017. 22 p.

10. Cansoy R., Turan S. The Youth leadership qualities scale: Reliability and validity study // Turkish Journal of Education. 2016. Vol. 1, iss. 1. P. 18-38.

11. Васильева Е. В., Трегубое В. Н. Анализ диссертационных работ по лидерству // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 1. С. 113-119. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-113-119

12. Вержибок Г. В. Социально-психологические контексты лидерства у студентов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2014. Т. 4, № 12. С. 9-12. EDN: WWWCOH

13. Никулина И. В. Формирование лидерских качеств у студентов // Самарский научный вестник. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 206-211. EDN: XBSZQV

14. Селезнёва Е. В., Долотова О. Б. Представления студентов о качествах и поведении лидера // Акмеоло-гия. 2016. № 4 (60). С. 106-114. EDN: XIOVKD

15. Науменко М. В., Рогова Е. Е. Особенности взаимосвязи функционального лидерства со степенью выраженности лидерских способностей членов учебных групп различного уровня развития // Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 94. EDN: QZXYYH

16. Бурцев С. А. Лидерство в молодежной среде: образно-символическое измерение // Гуманитарий Юга России. 2018. № 5. С. 53-62. http://dx.doi. org/10.23683/2227-8656.2018.5.4

17. Щетинина Д. П., Зинченко С. С. Формирование компетенции «лидерство» в вузах // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 4. С. 269-283. https://doi.Org/10.21702/rpj.2016.4.16

18. Дубро Ю. С. Содержание и структура лидерской компетентности старшеклассников // Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 160-163. EDN: UGBTAN

19. Лепаев Р. О. Диагностический инструментарий эффективности процесса формирования лидерской позиции у студентов средних профессиональных учебных заведений // Вестник Костромского государственного университета им. Н. Ф. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 1. С. 115-118. EDN: TQKTBT

20. Титова М. М. Гендерные аспекты лидерства: сравнительный анализ на основе поведенческих и ситуационных подходов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2. URL: https:// ekonomika.snauka.ru/2014/02/3811 (дата обращения: 15.07.2023).

21. Логвинов И. Н. Гендерная психология лидерства: современные исследования и тенденции // На -учный журнал КубГАУ. 2014. № 97. С. 1367-1376 EDN: SDCEKH

22. Арендачук И. В., Кленова М. А., Усова Н. В. Социальная активность молодежных лидеров в представлениях молодежи разных поколений // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32, вып. 4. С. 367-376. http://dx.doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-4-367-376

23. Парафиянович Т. А., Астрейко Л. Г. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение личностно-профессионального становления обучающихся. Минск : МГВРК, 2013. 149 с.

24. Филиппов И. М. Формирование качеств молодежного политического лидера в социально-коммуникативном пространстве // Коммуникология. 2018. Т. 6, № 3. С. 130-139. http://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-3-130-139

25. Sheppard L. Gender differences in leadership aspirations and job and life attribute preferences among U. S. undergraduate students // Sex Roles. 2018. Vol. 79, iss. 4. P. 565-577. https://doi.org/10.1007/s11199-017-0890-4

References

1. Klau M. Exploring youth leadership in theory and practice. New Directions for Youth Development, 2006, vol. 2006, iss. 109, pp. 57-87. https://doi.org/10.1002/yd.155

2. Sherif V. Modeling youth leadership: An integration of personality development theories and ethics. Journal of Leadership Education, 2019, vol. 18, iss. 2, pp. 1-15. https://doi.org/10.12806/V18/I2/T2. Available at: https://journalofleadershiped.org/wp-content/up-loads/2019/04/18_2_sherif.pdf (accessed July 15, 2023).

3. Redmond S., Dolan P. Towards a conceptual model of youth leadership development. Child & Family Social Work, 2016, vol. 21, iss. 3, pp. 261-271. https://doi. org/10.1111/cfs.12146

4. Yildirim A. Leadership qualities of youth. Cherkasy University Bulletin: Pedagogical Sciences, 2018, vol. 15, pp. 20-31. https://doi.org/10.31651/2524-2660-2018-15-20-31

5. Yildirim A. The analysis of youth leadership traits in terms of gender. Science and Education a New Dimension, 2019, vol. 76, iss. 187, pp. 7-10. https://doi.org/10.31174/ SEND-PP2019-187VII76-01

6. Minelgaite I., Edvardsson I., Zydziunaite V., Vaiman V. Cross-Cultural Leadership: Expectations on Gendered Leader's Behavior. SAGE Open, 2015, vol. 5, iss. 2, pp. 1-8. https://doi.org/10.1177/2158244015579727 Available at: https://journals.sagepub.com/doi/epub/ 10.1177/2158244015579727 (accessed July 15, 2023).

7. Wolniak G. C., Chen-Bendle E. C., Tackett J. L. Exploring gender differences in leadership aspirations: A four-year longitudinal study of college students from adverse backgrounds. AERA Open, 2023, vol. 9. https://doi.org/10.1177/23328584231183665 Available at: https://journals.sagepub.com/doi/epub/ 10.1177/23328584231183665 (accessed July 15, 2023).

8. Dustin K. G., Lori L. M. Leaders' perspectives: Identity in the context of leadership. Journal of Leadership Education, 2021, vol. 20, iss. 1, pp. 62-78. https://doi. org/10.12806/V20/I1/R5

9. Benitez B. E. Studies in Youth Leadership Development. Henderson, Freed - Hardeman University, 2017. 22 p.

10. Cansoy R., Turan S. The Youth leadership qualities scale: Reliability and validity study. Turkish Journal of Education, 2016, vol. 1, iss. 1, pp. 18-38.

11. Vasilieva E. V., Tregubov V. N. The analysis of dissertations on leadership. Problems of social hygiene, health care and the history of medicine, 2021, vol. 29, iss. 1, pp. 113-119 (in Russian). http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-113-119

12. Vergibok G. V. The social and psychological contexts of leadership in students. A Science. Thought: Electronic Periodic Magazine, 2014, vol. 4, no. 12, pp. 9-12 (in Russian). EDN: WWWCOH

13. Nikulina I. V. Formation of leadership qualities in students. Samara Journal of Science, 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 206-211 (in Russian). EDN: XBSZQV

14. Selezneva E. V., Dolotova O. B. Students' insights into qualities and behavior of a leader. Acmeology, 2016, no. 4, pp. 106-114 (in Russian). EDN: XIOVKD

15. Naumenko M. V. Features of interrelation of functional leadership with degree of expressiveness of leader abilities of members of educational groups of a various level of development. Naukovedenie, 2013, no. 3 (16), pp. 94 (in Russian). EDN: QZXYYH

16. Burtsev S. A. Leadership in the youth circles: Figurative and symbolic dimension. Humanities of the South of Russia, 2018, vol. 7, no. 5, pp. 53-62 (in Russian). http:// dx.doi.org/10.23683/2227-8656.2018.5.4

17. Shchetinina D. P., Zinchenko S. S. Forming "leadership" competency in institutes of higher education. Russian Psychological Journal, 2016, vol. 13, no. 4, pp. 269-283 (in Russian). https://doi.org/10.21702/rpj.2016A16

18. Dubro Y. S. The content and structure of the leadership competence of high school students. Theory and practice of social development, 2015, no. 15, pp. 160-163 (in Russian). EDN: UGBTAN

19. Lepayev R. O. Diagnostic tools for monitoring the effectiveness of the process of formation of leadership among students of secondary vocational schools. Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2015, vol. 21, no. 1, pp. 115-118 (in Russian). EDN: TQKTBT

20. Titova M. M. Gender aspects of leadership: Comparative analysis, based on behavioral and situational approaches. Economics and Innovations Management, 2014, no. 2 (in Russian). Available at: https://ekonomika.snauka.ru/ en/2014/02/3811 (accessed July 15, 2023)

21. Logvinov I. N. Gender psychology of leadership: Current research and trends. Scientific Journal of KubSAU, 2014, no. 97, pp. 1367-1376 (in Russian). EDN: SDCEKH

22. Arendachuk I. V., Klenova M. A., Usova N. V. Social activity of youth leaders in the ideas of youth of different generations. Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 32, iss. 4, pp. 367-376 (in Russian). http://dx.doi.org/10.35634/2412-9550-2022-32-4-367-376

23. Parafiyanovich T. A., Astreiko L. G. Social'no-pedago-gicheskoe i pskihologicheskoe soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo stanovleniya obuchayushhikhsya [Socio-Pedagogical and Psychological Support of Personal and Professional Development of Students]. Minsk, MGVRK Publ., 2013. 149 p. (in Russian).

24. Filippov I. M. The development of the competences of youth political leaders in social and communicative space. Com-municology, 2018, vol. 6, no. 3, pp. 130-139 (in Russian). https://doi.org/10.21453/2311-3065-2018-6-3-130-139

25. Sheppard L. Gender differences in leadership aspirations and job and life attribute preferences among U. S. undergraduate students. Sex Roles, 2018, vol. 79, iss. 4, pp. 565-577. https://doi.org/10.1007/s11199-017-0890-4

Поступила в редакцию 12.08.2023; одобрена после рецензирования 05.09.2023; принята к публикации 15.09.2023 The article was submitted 12.08.2023; approved after reviewing 05.09.2023; accepted for publication 15.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.