Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ И АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ СТЕПЕНИ РЕАЛЬНОГО И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО УЧАСТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ И АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ СТЕПЕНИ РЕАЛЬНОГО И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО УЧАСТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамионов Раиль Мунирович, Бочарова Елена Евгеньевна, Невский Егор Владимирович

Введение. Изучение предикторов реального и предпочтительного уровня участия студентов в образовательно-развивающей деятельности позволит усовершенствовать практику психолого-педагогического сопровождения процесса их обучения в вузе. Цель исследования - анализ характеристик личности и активности студентов как предикторов степени реализации и предпочтения образовательно-развивающей деятельности. Материалы и методы. Выборку составили 412 студентов дневного отделения в возрасте 17-23 года (средний М=19,5; SD=1,63) обоего пола (мужчин - 37,6%, женщин - 62,4%). Использованы анкета для оценки степени реализации форм активности и степени предпочтительности одноименных форм социальной активности, опросник Ш. Шварца для измерения ценностных предпочтений, опросник В.М. Русалова для определения функционально-динамических свойств. Исследование проводилось на базе вузов г. Саратова. Математические методы: описательные статистики, корреляционный и регрессионный анализ. Результаты исследования. Более ¾ всех форм социальной активности студентов и степени предпочтения не согласованы. Наиболее сильны расхождения между степенью реализации и предпочтения по образовательно-развивающей деятельности студентов. Характеристики социальной активности объясняют 39% вариаций реализуемой образовательно-развивающей деятельности, ценности - 12% и функционально-динамические свойства - 6%. Вариации предпочитаемого уровня образовательной деятельности объясняются на 29% активностью, 18% ценностями и 17% функционально-динамическими свойствами. Обсуждение и заключение. Профессиональная, духовная и интернет-поисковая активность являются стабильными предикторами образовательно-развивающей деятельности. Ценностными предикторами образовательно-развивающей активности студентов являются ценности универсализма - заботы о других и о природе, достижений и репутации. Эргичность и эмоциональность интеллектуальная и эргичность психомоторная являются предикторами образовательно-развивающей деятельности. В результате исследований сделаны предложения по использованию полученных данных в образовательной практике вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамионов Раиль Мунирович, Бочарова Елена Евгеньевна, Невский Егор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF STUDENTS' PERSONALITY AND ACTIVITY AS PREDICTORS OF THE DEGREE OF REAL AND PREFERRED PARTICIPATION IN EDUCATIONAL AND DEVELOPMENTAL ACTIVITIES

Introduction. The study of predictors of the real and preferred level of students' participation in educational and developmental activities will improve the practice of psychological and pedagogical support of their learning process at the university. The purpose of the study is to analyze the characteristics of the personality and activity of students as predictors of the degree of realization and preference of educational and developmental activities. Methodology. The sample consisted of 412 full-time students aged 17-23 years (average M= 19.5; SD= 1.63) of both sexes (men - 37.6%, women - 62.4%). Methodology. A questionnaire was used to assess the degree of realization of forms of activity and the degree of preference for the same-named forms of social activity, a questionnaire S. Schwartz's questionnaire for measuring value preferences, V.M. Rusalov's questionnaire for determining functional and dynamic properties. The study was conducted on the basis of universities in Saratov (Russian Federation). Mathematical methods: descriptive statistics, correlation and regression analysis. The results of the study. More than three-quarters of all forms of social activity of students and the degree of preference are not consistent. The strongest discrepancies are between the degree of realization and preferences for educational and developmental activities of students. The characteristics of social activity explain 39% of the variations of the implemented educational and developmental activities, values - 12% and functional and dynamic properties - 6%. Variations in the preferred level of educational activity are explained by 29% activity, 18% values and 17% functional-dynamic properties. Discussion and conclusion. Professional, spiritual and Internet search activity are stable predictors of educational and developmental activities. Value predictors of students' educational and developmental activity are the values of universalism - caring for others and about nature, achievements and reputation. Ergicity and emotionality intellectual and psychomotor ergicity are predictors of educational and developmental activities. As a result of the research, proposals were made on the use of the data obtained in the educational practice of universities.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ И АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ СТЕПЕНИ РЕАЛЬНОГО И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО УЧАСТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Дата публикации: 28.02.2022 УДК 159.9:316.6

Р. М. Шдмионов, Е. Е. Бочарова, Е. В. Невский

Характеристики личности и активности студентов

как предикторы степени реального и предпочтительного

участия в образовательно-развивающей деятельности

Введение. Изучение предикторов реального и предпочтительного уровня участия студентов в образовательно-развивающей деятельности позволит усовершенствовать практику психолого-педагогического сопровождения процесса их обучения в вузе. Цель исследования - анализ характеристик личности и активности студентов как предикторов степени реализации и предпочтения образовательно-развивающей деятельности.

Материалы и методы. Выборку составили 412 студентов дневного отделения в возрасте 17-23 года (средний М = 19,5; SD = 1,63) обоего пола (мужчин - 37,6%, женщин - 62,4%). Использованы анкета для оценки степени реализации форм активности и степени предпочтительности одноименных форм социальной активности, опросник Ш. Шварца для измерения ценностных предпочтений, опросник В.М. Русалова для определения функционально-динамических свойств. Исследование проводилось на базе вузов г. Саратова. Математические методы: описательные статистики, корреляционный и регрессионный анализ.

Результаты исследования. Более % всех форм социальной активности студентов и степени предпочтения не согласованы. Наиболее сильны расхождения между степенью реализации и предпочтения по образовательно-развивающей деятельности студентов. Характеристики социальной активности объясняют 39% вариаций реализуемой образовательно-развивающей деятельности, ценности - 12% и функционально-динамические свойства - 6%. Вариации предпочитаемого уровня образовательной деятельности объясняются на 29% активностью, 18% ценностями и 17% функционально-динамическими свойствами.

Обсуждение и заключение. Профессиональная, духовная и интернет-поисковая активность являются стабильными предикторами образовательно-развивающей деятельности. Ценностными предикторами образовательно-развивающей активности студентов являются ценности универсализма - заботы о других и о природе, достижений и репутации. Эргичность и эмоциональность интеллектуальная и эргичность психомоторная являются предикторами образовательно-развивающей деятельности. В результате исследований сделаны предложения по использованию полученных данных в образовательной практике вузов.

Ключевые слова: образовательная активность, студенты, личность, ценности, функционально-динамические свойства

Ссылка для цитирования:

Шамионов Р. М., Бочарова Е. Е., Невский Е. В. Характеристики личности и активности студентов как предикторы степени реального и предпочтительного участия в образовательно-развивающей деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 477-490. 10.32744^.2022.1.30

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-01/ Accepted: 24 October 2021 Published: 28 February 2022

R. M. Shamionov, E. E. Bocharova, E.V. Nevsky

Characteristics of students' personality and activity as predictors of the degree of real and preferred participation in educational and developmental activities

Introduction. The study of predictors of the real and preferred level of students' participation in educational and developmental activities will improve the practice of psychological and pedagogical support of their learning process at the university. The purpose of the study is to analyze the characteristics of the personality and activity of students as predictors of the degree of realization and preference of educational and developmental activities.

Methodology. The sample consisted of 412 full-time students aged 17-23 years (average M= 19.5; SD = 1.63) of both sexes (men - 37.6%, women - 62.4%). Methodology. A questionnaire was used to assess the degree of realization of forms of activity and the degree of preference for the same-named forms of social activity, a questionnaire S. Schwartz's questionnaire for measuring value preferences, V.M. Rusalov's questionnaire for determining functional and dynamic properties. The study was conducted on the basis of universities in Saratov (Russian Federation). Mathematical methods: descriptive statistics, correlation and regression analysis.

The results of the study. More than three-quarters of all forms of social activity of students and the degree of preference are not consistent. The strongest discrepancies are between the degree of realization and preferences for educational and developmental activities of students. The characteristics of social activity explain 39% of the variations of the implemented educational and developmental activities, values - 12% and functional and dynamic properties - 6%. Variations in the preferred level of educational activity are explained by 29% activity, 18% values and 17% functional-dynamic properties.

Discussion and conclusion. Professional, spiritual and Internet search activity are stable predictors of educational and developmental activities. Value predictors of students' educational and developmental activity are the values of universalism - caring for others and about nature, achievements and reputation. Ergicity and emotionality intellectual and psychomotor ergicity are predictors of educational and developmental activities. As a result of the research, proposals were made on the use of the data obtained in the educational practice of universities.

Keywords: educational activity, students, personality, values, functional and dynamic properties

For Reference:

Shamionov, R. M., Bocharova, E. E., & Nevsky, E. V. (2022). Characteristics of students' personality and activity as predictors of the degree of real and preferred participation in educational and developmental activities. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 55 (1), 477-490. doi: 10.32744/pse.2022.1.30

_Введение

ризнание значимости образования как «решающего фактора перемен» в целях реализации концепции устойчивого развития (ООН, ЮНЕСКО) [1] связано с поиском конструктивных и творческих решений для настоящих и будущих глобальных проблем, определением стратегий повышения устойчивости и жизнеспособности общества [2]. Именно образование являет собой интеллектуальный ресурс для модернизации общества и выступает приоритетно-ключевым средством [3] достижения устойчивого развития. В этой связи разработка проблемы образовательно-развивающей активности подрастающего поколения является особо значимой и находится в центре внимания общества и государства.

Растущее внимание к изучению образовательно-развивающей активности как одной из форм социальной активности связано с ее объяснительным потенциалом, позволяющим определить перспективы развития современного общества. Совершенно очевидно, что ставить и решать задачи преобразования общества вне учета этой психологической переменной бесперспективно.

Опираясь на данные ранее предпринятого нами цикла исследований социальной активности [4], можно полагать, что образовательно-развивающая активность являет собой инициативную деятельность субъекта, направленную на достижение определенных личностно и (или) социально-значимых образовательных целей. В этом случае личность выступает как субъект целеполагания, способный определять цели собственной образовательно-развивающей деятельности, и как субъект реализации, способный ориентироваться в средствах их достижения, порождая при этом креативно-творческую интенцию созидания, что является по существу не только индивидуальной ценностью, но и достоянием общества, ресурсом образовательного, инновационного и, в целом, социального капитала.

Следует отметить, что образовательно-развивающая активность личности реализуется не только в разных видах учебно-познавательной деятельности в условиях обучения [5], но и в деятельности неформального образования [6], направленной на удовлетворение интересов и потребностей [7; 8]. К примеру, в настоящее время все большую популярность приобретают неформальные формы образования (мастер-классы, видеолекции, творческие студии и мастерские, курсы дистанционного обучения, молодежные образовательные форумы и т.п.), способствующие самоопределению молодежи в пространстве бытия и определению перспектив самоактуализации.

Актуальным вопросом для ряда исследователей является изучение условий формирования образовательных инициатив молодежи, благодаря которым происходит уточнение, становление, развитие (или, напротив, ограничение) субъективной значимости образовательной активности субъекта в различных сферах своего бытия (учебно-профессиональной, профессионально-трудовой, социально-экономической, семейных отношений и т. д.). В качестве таких условий выделяют: социальная активность образовательной среды [9; 10], образовательные экспектации родителей обучающихся [11], образовательный статус семейного окружения [12], цифровая среда [13;14], молодежные движения как образовательная среда [15]. Так, к примеру, в ряде исследований зафиксирован факт межпоколенной трансмиссии в реализации образовательных инициатив [11; 12]; показаны эффекты вовлеченности подростков

в деятельность неформальных образовательных организаций, проявление которых наблюдаются в обретении свой социальной идентичности, а также переосмыслению возможных перспектив реализации своих образовательных результатов [15].

В ряде работ российских [16; 17] и зарубежных [18; 19] исследователей артикулируется проблема студенческой вовлеченности (student engagement) [20] как меры выраженности образовательных инициатив в условиях внеучебной деятельности [21]. Вполне очевидно, что в этом случае можно говорить о вовлеченности в личностное развитие как о проявлении эффекта самодетерминации образовательно-развивающей активности: устремленность молодых людей к достижению своих «образовательных стандартов» посредством максимальной реализации своего потенциала в их достижении. Показано, что приобретенный опыт реализации образовательных-инициатив способствует развитию креативного мышления [22], навыков межличностного общения, группового взаимодействия [17], индивидуальной и коллективной ответственности [19], профессионально-трудовой мобильности в условиях дефицита рабочих мест на рынке труда [23].

Наиболее информативными предикторным потенциалом образовательно-развивающей активности студенческой молодежи являются ее установки (социально-психологические, ценностные, профессиональные). Данные ряда исследований, предпринятых нами [4] и других авторов [6; 16] свидетельствуют о том, что в реализации образовательных инициатив молодежь в большей мере ориентирована на ценность творчества, престижа, признания своих достижений окружающими, самоутверждения, не исключая при этом и ценность материального благополучия. Примечательно, что реализация образовательно-развивающей активности не ограничивается исключительно релевантной ей сферой образования, а характеризуется полинаправленностью в ее развертывании (сферы увлечений, физической активности, семейной жизни и т.д.).

Между тем, следует отметить, что на сегодняшний день вопрос о роли характеристик личности в реализации образовательно-развивающей деятельности личности, группы остается вне поля активного внимания как российских, так и зарубежных ученых. Полагаем, что разрешение этого вопроса существенно расширит научное знание о механизмах и факторах реализуемых и предполагаемых образовательных инициатив у представителей молодежи, от которых зависят перспективы развития современного общества.

Цель исследования: анализ характеристик личности и активности студентов как предикторов степени реализации и предпочтения образовательно-развивающей деятельности.

_Материалы и методы

Выборка. В исследовании приняли студенты очной формы обучения в количестве 412 человек обоего пола (мужчин - 37,6% женщин - 62,4%) в возрасте 17-23 лет средний возраст M=19,5 SD= 1,63 (см. табл. 1).

Методики. Для реализации цели исследования применена анкета, включающая 12 вопросов-шкал, содержательно описывающие формы социальной активности (альтруистическая, досуговая, социально-политическая, интернет-сетевая, гражданская, социально-экономическая, образовательно-развивающая, духовная, религиозная, протестная, радикально-протестная, субкультурная) (Р. М. Шамионов, И. В. Арендачук,

Е. Е. Бочарова, М.В. Григорьева и др.) [4], перечень которых уточнен и дополнен для проведения настоящего исследования 6 шкалами (спортивно-оздоровительная, культурно-массовая, семейно-бытовая, экологическая, Интернет-поисковая, профессиональная) названными исследователями. Респондентам предлагалось оценить свою активность по 5-балльной шкале Лайкерта (от min -1 «практически никогда» до max - 5 «постоянно»). Проведенный психометрический анализ показал, что интегральная шкала, включающая все 18 вопросов-шкал активности показала приемлемую согласованность Альфа Кронбаха = 0.84.

Таблица 1

Характеристика выборки

Мужчин Женщин Всего

Количество 155 (37,6%) 257 (62,4%%) 412

Место проживания до поступления в вуз Село 13 (8,4%%) 19 (7,4%%) 32 (7,8%%)

Малый город 42 (27,1%%) 63 (24,5%%) 105 (25,5%%)

Областной центр 89 (57,4%%) 163 (63,4%%) 252 (61,2%%)

Мегаполис 11 (7,1%%) 12 (4,7%%) 23 (5,6%%)

Для изучения выраженности индивидуальных ценностей применен «Портретный ценностный опросник» Ш. Шварца (PVQ-R2) [24], основанный на его уточненной теории базовых индивидуальных ценностей. Методика позволяет зафиксировать оценки значимости 19 базовых ценностей и включает 57 утверждений - портретных описаний (например, «Для него важно расширять свой кругозор»), степень сходства каждого из которых с собственными чертами респонденту предлагалось оценить по 6-балльной шкале Лайкерта (от «совсем не похож на меня» до «очень похож на меня»).

Для оценки функционально-динамических свойств личности был использован опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В. М. Ру-салова [25]. Опросник позволяет выявить 12 показателей, распределенных по четырем признакам: эргичность, скорость, пластичность и эмоциональность, каждая из которых включает по три составляющих сферы их проявлений - психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная. Методика прошла процедуры валидизации и готова к применению.

Респонденты также указывали возраст и пол, место проживания.

Методы анализа данных. Для обработки первичных данных использован статистический программный комплекс IBM SPSS Statistics + PS IMAGO PRO.

Все использованные в исследовании шкалы проверены на внутреннюю согласованность с помощью альфа-коэффициента Кронбаха, а данные проверены на нормальность распределения с помощью метода Колмогорова-Смирнова. Социально-демографические данные изучались с помощью описательной статистики (отраженной в средних значениях, стандартных отклонениях и процентах). Далее средние значения в парах форм активности по степени их реализации и предпочитаемого уровня сравнивались по критерию Стьюдента. Все предыдущие показатели соответствуют требованиям, предъявляемым к использованию этого критерия.

На следующем этапе мы провели процедуру регрессионного анализа для выявления предикторов приверженности к образовательно-развивающей активности. Фиксировались коэффициент Бета, критерий Стьюдента, его значимость, приращение R2, показатели критерия Фишера и общий показатель R2.

_Результаты исследования

Рассмотрим формы активности по степени их реализации студентами и предпочтительный уровень, соотнеся их между собой.

Таблица 2

Показатели приверженности и предпочтения форм активности и критерий Стьюдента

Формы активности Реализуемая Желаемая 1 Р

М БЭ М БЭ

Альтруистическая 2,48 1,13 2,79 1,21 -4,99 0,00

Досуговая 4,07 0,98 3,94 1,15 2,24 0,03

Спортивно-оздоровительная 3,14 1,23 3,75 1,19 -11,14 0,00

Культурно-массовая 2,86 1,21 3,37 1,24 -7,94 0,00

Семейно-бытовая 3,81 1,12 3,89 1,13 -1,60 0,11

Экологическая 2,88 1,13 3,40 1,22 -9,08 0,00

Социально-политическая 1,81 1,04 2,32 1,27 -8,97 0,00

Интернет-сетевая 3,26 1,36 3,51 1,24 -4,26 0,00

Интернет-поисковая 3,74 1,16 3,69 1,19 0,88 0,38

Гражданская 1,99 1,07 2,58 1,21 -9,74 0,00

Социально-экономическая 2,81 1,39 2,92 1,32 -1,29 0,20

Профессиональная 2,99 1,27 3,61 1,24 -8,72 0,00

Образовательно-развивающая 2,85 1,23 3,89 1,14 -15,46 0,00

Духовная 3,11 1,28 3,31 1,37 -2,98 0,00

Религиозная 1,87 1,09 2,11 1,31 -5,73 0,00

Протестная 1,60 0,98 1,71 1,11 -2,39 0,02

Радикально-протестная 1,57 0,97 1,52 0,98 1,44 0,15

Субкультурная 1,69 1,17 2,01 1,30 -6,56 0,00

Из таблицы 2 видно, что четыре формы активности реализуются в соответствии с желаемым уровнем. Это семейно-бытовая, интернет-поисковая, социально-экономическая и радикально-протестная. Три первые формы находятся на достаточно высоком уровне приверженности, последняя - на самом низком. Еще одна форма активности - досуговая - обнаруживает признаки пресыщения: степень ее предпочтительности значимо ниже, нежели реализованность. Среди остальных форм наиболее высока неудовлетворенность реализованности образовательно-развивающей, спортивно-оздоровительной, гражданской и экологической активности.

Из таблицы 3 видно, что вариации образовательно-развивающей активности объясняются в значительной степени профессиональной активностью студентов и в гораздо меньшей степени альтруистической, гражданской, духовной, экологической и интернет-поисковой активностью. Желаемая степень участия в образовательной активности объясняется духовной, профессиональной, интернет-поисковой, досуговой, культурно-массовой активностью, а протестная форма вступает в противоречие с ней.

Таблица 3

Регрессионный анализ форм социальной активности как предикторов образовательно-развивающей активности

Формы Бета t Знч. Д R2 Бета t Знч. Д R2

Профессиональная активность 0,28 6,52 0,00 0,22 0,19 4,13 0,00 0,05

Альтруистическая деятельность 0,16 3,36 0,00 0,08 - - - -

Гражданская активность 0,17 3,81 0,00 0,04 - - - -

Духовная активность 0,15 3,51 0,00 0,03 0,27 6,02 0,00 0,15

Экологическая активность 0,13 3,09 0,00 0,02 - - - -

Интернет-поисковая активность 0,11 2,75 0,01 0,01 0,16 3,46 0,00 0,04

Досуговая активность - - - - 0,12 2,66 0,01 0,02

Культурно-массовая активность - - - - 0,14 2,95 0,00 0,01

Радикально-протестная - - - - -0,11 -2,49 0,01 0,01

Коэфф. детерминации R2=0,39 ; F= 42,48, p<0,001 R2=0,29 ; F= 27,60, p<0,001

Таблица 4

Регрессионный анализ ценностей как предикторов образовательно-развивающей

активности

Ценности Реализуемый уровень Предпочтительный уровень

Бета t P Д R2 Бета t P Д R2

Универсализм-забота о природе 0,34 5,56 0,00 0,07 0,17 2,77 0,01 0,04

Репутация -0,16 -2,54 0,01 0,02 - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижение 0,18 2,93 0,00 0,02 0,20 3,63 0,00 0,05

Безопасность общественная -0,14 -2,08 0,04 0,01 - - - -

Универсализм-забота о других 0,21 3,34 0,00 0,10

Скромность -0,14 -2,52 0,01 0,02

Коэфф. детерминации R2=0,12; F= 10,40, p<0,001 R2=0,18; F= 17,28, p<0,001

Из таблицы 4 видно, что ценностными предикторами образовательно-развивающей активности являются ценности универсализм-забота, достижение (положительно) и репутация и безопасность общественная (отрицательно). Предикторами уровня желаемой образовательной активности являются ценности универсализм-забота о других, универсализм-забота о природе, достижения и подрывающей ее является ценность скромности.

Таблица 5

Регрессионный анализ индивидуально-динамических характеристик личности как предикторов образовательно-развивающей активности

Характеристики личности Реализуемый уровень Предпочтительный уровень

Бета t P Д R2 Бета t P Д R2

ЭК - - - - 0,19 3,15 0,00 0,09

СК - - - - 0,14 2,80 0,01 0,03

ПМ - - - - 0,11 2,26 0,02 0,02

ЭИ 0,12 2,24 0,03 0,01 0,16 2,68 0,01 0,01

ЭРМ 0,14 2,69 0,01 0,02 0,11 2,23 0,03 0,01

ЭРИ 0,18 3,52 0,00 0,03 0,10 1,97 0,05 0,01

Коэфф. детерминации ^=0,06; Р= 8,14, р<0,001 ^=0,17; Р= 11,98, p<0,001

Примечание: приняты обозначения: Эргичность психомоторная - ЭРМ, интеллектуальная -ЭРИ, коммуникативная - ЭРК; Пластичность психомоторная - ПМ, интеллектуальная - ПИ, коммуникативная - ПК, Скорость психомоторная - СМ, интеллектуальная - СИ, коммуникативная - СК; Эмоциональность психомоторная - ЭМ, интеллектуальная - ЭИ, коммуникативная - ЭК.

В результате регрессионного анализа (см. табл. 5) индивидуально-динамических характеристик личности как предикторов образовательно-развивающей активности выведены две модели для оценок реального и желаемого участия. Предикторами первой, объясняющими 6% дисперсии, являются эргичность интеллектуальная и психомоторная, эмоциональность интеллектуальная. Предикторами второй, объясняющими 17% ее дисперсии, являются эти же характеристики и эмоциональность коммуникативная, скорость коммуникативная, пластичность психомоторная.

_Обсуждение результатов

Соотнесение различных форм реализуемой студентами социальной активности и степени их значимости, предпочтения позволяет говорить об их согласованности лишь в четырех случаях - более выраженных семейно-бытовой, интернет-поисковой, социально-экономической и наименее выраженной радикально-протестной активности. Несмотря на высокий уровень реализуемости досуговой активности, ее значимость менее выражена, что говорит о некоторой избыточности этой формы активности в жизни студентов. В остальных случаях степень рассогласованности колеблется от 0,11 (протестная) до 1,04 (образовательно-развивающая). Из полученных данных следует, что наиболее фрустрированы предпочтения образовательно-развивающей, спортивно-оздоровительной, гражданской и экологической форм активности. Несмотря на, казалось бы, основную форму активности, которая задается самим социальным статусом студентов, образовательно-развивающая деятельность является и наименее удовлетворенной. С другой стороны, оценка своих возможностей в академической сфере способствует мотивации достижения [26; 27], поэтому само предпочтение более высокого уровня образовательной активности, нежели реализуемый, может служить драйвером достижений и в этой сфере.

Регрессионный анализ форм активности в качестве предикторов образовательно-развивающей деятельности позволил установить, что существуют три формы активности, которые служат предиктором образовательно-развивающей активности и в реальном исполнении, и в предпочитаемом. Это профессиональная, духовная и интернет-поисковая активность. Такая связь не кажется случайной, поскольку эти формы активности вносят в реализацию образовательно-развивающей деятельности вклад на уровне средств, целей и мотивации. Из результатов регрессионного анализа следует, что реализуемая профессиональная активность выступает основным предиктором образовательно-развивающей активности. Очевидно, профессиональная деятельность (вне зависимости от специфики обучения) высвечивает проблемы компетентности студентов, что служит дополнительным мотиватором образовательной активности.

Небезынтересны несовпадающие предикторы образовательно-развивающей деятельности. Среди них - альтруистическая, гражданская и экологическая, - в случае реализуемых форм активности и досуговая, культурно-массовая и радикально-про-тестная (отрицательно) - в случае предпочитаемого уровня форм активности. Первые относятся к формам гражданского участия, вторые - к формам культурно-досугового просоциального участия. Из этих данных следует, что реализация форм гражданского участия может быть свойственна студентам, чьи интересы связаны с получением образования, они одновременно с учебой активны и в просоциальной деятельности, но при этом испытывают недостаток культурно-досугового участия в студенческой жизни. Эти данные частично согласуются с результатами исследований А.С. Максименковой [28], в которых показано, что направленные на учебно-познавательную деятельность, мотивированные студенты характеризуются обостренной способностью к чувствованию состояния других, эмпатией, стремлением к достижению результатов в любом виде деятельности, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению традиционных ролей, норм, правил поведения в обществе. Иначе говоря, вовлеченные в учебную деятельность студенты характеризуются не только познавательной активностью, но и другими ее формами, в которых формируются эмпатийные характеристики личности.

Анализ характеристик личности как предикторов образовательно-развивающей активности позволило определить и внутренние детерминанты, не имеющие прямого отношения к учебной мотивации характеристик. Различные ценности как ориентиры в жизни студентов могут направлять студентов к активности [29], позволяющей достичь им жизненного успеха [30], самореализоваться в жизни [31]. Наше исследование позволило установить, что 12% вариаций образовательно-развивающей активности объясняются ценностями универсализма-заботы и достижений, который способствуют ее реализации и ценностями репутации и безопасности общественной, которые, в случае их выраженности, подрывают ее реализацию. По-сути, способствуют данной активности ценности самоопределения и самоутверждения, а снижают ее - ценности сохранения - традиционные ценности. Данные ценности относятся к разным секторам ценностного круга по Ш. Шварцу [4] - и личностного и социального фокуса. Несколько больше (18%) вариаций образовательно-развивающей активности желаемого уровня обусловлены ценностями универсализма (забота о других и природе), достижений (положительно) и скромности (отрицательно). Это значит, что идеальная (желаемая) для студентов образовательно-развивающая активность обусловлена преимущественно ценностями самоопределения и самоутверждения. Необходимо отметить, что мотивирующая сила ценностей, как показано Д.А. Леонтьевым, достигается в процессе и результате социализации личности: от мотивации, основанной на потребностях к мотивации, где главную роль играют ценности [32, с. 232]. Полученные данные согласуются с исследованием ценностных предикторов разных подходов к обучению (глубокий и поверхностный) студентов бакалавриата в вузе [33]. В частности, речь идет о ценности достижений. Отличительной особенностью является то, что, если в упомянутом исследовании большую роль играл отказ от гедонизма, в нашем исследовании весома роль универсализма - заботы о природе и заботы о других, что свидетельствует в пользу мотивирующей силы в обучении студентов стремления к равенству и справедливости, к сохранению природы. Очевидно, лица, нацеленные на успех и одновременно с более широким ценностным кругозором, не только реализуют, но и стремятся к реализации образовательно-развивающей активности на более высоком уровне.

Психодинамические характеристики личности вносят невысокий вклад в вариации реализуемого уровня образовательно-развивающей активности. Заметим, что среди ее предикторов эмоциональность и эргичность интеллектуальная и психомоторная, свидетельствующие о высоких интеллектуальных возможностях, легкости умственного побуждения и одновременно, беспокойстве, связанном с умственным напряжением, широкая сфера психомоторной активности.

Предпочтительный уровень образовательной активности обусловлен скоростью эмоциональной и коммуникативной, а также пластичностью психомоторной. В целом, вклад (его удельный вес) психодинамических свойств личности в реализуемый уровень образовательно-развивающей активности весьма мал; почти втрое выше составляет их вклад в предпочтительный уровень этой активности, что свидетельствует о том, что лица с интеллектуальной и коммуникативной психической активностью стремятся к более сильному включению в образовательную активность. Возможно у студентов с высокими показателями психической активности данного рода также высока сила мотивации к образовательно-развивающей активности. По крайней мере, ранее установлено, что формально-динамические свойства играют важную роль в формировании мотивации выбора профессии [25, с. 221].

Заключение

В результате проведенных исследований можно определить ряд шагов, призванных упрочить образовательно-развивающую активность студентов. Во-первых, формы гражданского участия студентов по-прежнему способствуют реализации образовательно-развивающей активности. Это значит, остаются актуальными привлечение студентов к самоуправлению, к волонтерскому и экологическому движениям, а также проявлению гражданской позиции в отношении событий и в целом, к гражданскому участию в жизни общества. Во-вторых, важным мотивационным началом в образовательно-развивающей активности служат ценности достижений, что во многом реализуется через учебную деятельность и студенческое самоуправление, а также ценности универсализма - ценности самоопределения, ценности, выводящие студента на уровень Большого социума. Это говорит о необходимости привлечения студентов к решению социальных проблем и вовлекать в такие формы активности, которые помогали бы им обретать уверенность в их возможностях самореализации на общечеловеческом уровне. Наконец, психодинамические свойства личности, предсказывающие до 17% вариаций предпочитаемого уровня образовательно-развивающей активности, и являющиеся наиболее стабильными характеристиками личности, оказываются тем ресурсом, который все еще недостаточно востребован в образовательной практике вузов. Поэтому необходим дифференцированный подход в мотивации обучения студентов в соответствии с этими индивидуально-психологическими характеристиками на уровне, например, рекомендации изменения образовательной траектории студента, способного одновременно продвигаться по ряду направлений, включая освоение дополнительных образовательных программ.

Основные выводы исследования.

1. Большинство форм социальной активности остаются для студентов недостаточно реализованными. Наиболее сильные расхождения обнаружены в уровне реализации и предпочтительном уровне образовательно-развивающей актив-

ности, а степень реализации досуговой активность обнаруживает признаки избыточности.

2. Образовательно-развивающая деятельность студентов сопряжена с профессиональной, духовной и интернет-поисковой активностью как на уровне реализуемой, так и на предпочтительном уровне, а также реализуемый ее уровень связан с формами гражданского участия, а предпочтительный - с формами культурно-досугового участия.

3. Наиболее важными ценностными предикторами образовательно-развивающей активности студентов являются ценности универсализма - заботы о других и о природе, достижений и репутации.

4. Психодинамические свойства личности являются важным фактором реализуемой активности и объясняют весомую часть предпочтительного уровня образовательно-развивающей активности.

_Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта № 18-18-00298

ЛИТЕРАТУРА

1. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL: https://sustainabledevelopment. un.org/post2015

2. Ильин И.В., Урсул А.Д., Урсул Т.А., Андреев А.И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы (Экспертно-аналитический доклад). М.: Московская редакция издательства «Учитель»; Издательство Московского университета, 2017. 207 с.

3. Харланова Е.М. Педагогические условия развития социальной активности студентов // Ярославский педагогический вестник. 2011, Т. 2, № 2. C. 179-183.

4. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Арендачук И.В., Бочарова Е.Е., Усова Н.В., Кленова М.А., Шаров А.А., Заграничный А.И. Психология социальной активности. Москва: Перо, 2020. 200 с.

5. Бочарова Е.Е. Типичные сферы проявления социальной активности современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 3. С. 359-376. DOI: 10.22363/2313-1683-2019-16-3-359-376

6. Арендачук И.В. Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 2. C. 103-119. DOI: 10.26907/esd15.2.09

7. Taines C. Educators and youth activists: A negotiation over enhancing students' role in school life // Journal of Educational Change. 2014. Vol. 15, iss. 2, pp. 153-178. DOI: 10.1007/s10833-013-9220-y

8. Chouhan J., Banford Z., Munro K. What is it that we want to educate young people about? // Educational Alternatives. 2017. № 15. С. 354-370.

9. Рерке В.И., Маякова О.С. К вопросу развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности образовательном пространстве: теоретико-методологический аспект // Казанский педагогический журнал, 2019, №3. С. 61-66.

10. Изотова Л. Е., Киселёва Е. С., Романов Д. А., Каленик А. Н., Юшкова Е. В. Диагностика социальной активности образовательной среды на основе современных математических методов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2017, №3. С. 85-88.

11. Prakhov I., Kotomina O., Sazhina A. Parental involvement and the educational trajectories of youth in Russia // International Journal of Educational Development. 2020, no. 78, pp. 102252. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102252

12. Wu N., Hou Y., Wang Q. Yu. C. Intergenerational Transmission of Educational Aspirations in Chinese Families: Identifying Mediators and Moderators // Journal of Youth and Adolescence, 2018, vol. 47, iss. 6, pp. 1238-1251. DOI:10.1007/s10964-018-0820-y

13. Stornaiuolo A., Thomas E.E. Disrupting educational inequalities through youth digital activism // Review of Research in Education, 2017, № 41, pp. 337-357. DOI: 10.3102/0091732X16687973

14. Bélanger C. H., Akbari F., Madgett P. J. Why Some Youths Do Not Realize Their Post-Secondary Education Aspirations

// Tertiary Education and Management. 2009. Vol.15, iss. 3, pp. 209-225. DOI: 10.1080/13583880903072984

15. Madjar N., Cohen-Malayev M. Youth movements as educational settings promoting personal development: Comparing motivation and identity formation in formal and non-formal education contexts // International Journal of Educational Research, 2013, №. 62, pp. 162-174. DOI: 10.1016/j.ijer.2013.09.002

16. Козилова Л.В. Исследование активности и включенности студентов в современную образовательную среду // Казанский педагогический журнал, 2020, №4, С. 71-79. DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.010

17. Савинова С.Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов // Человек и образование. 2015. № 4(45). С. 143-147.

18. Baker C.N. Under-Represented College Students and Extracurricular Involvement: The Effects of Various Student Organizations on Academic Performance // Social Psychology of Education. 2008, vol. 11, no 3, pp. 273-298.

19. Jonsson F., Goicolea I. "We believe in you, like really believe in you": Initiating a realist study of (re)engagement initiatives for youth not in employment, education or training with experiences from northern Sweden // Evaluation and Program Planning, 2020, no. 83. 101851. DOI: 10.1016/j.evalprogplan.2020.101851

20. Astin A. Student involvement: a developmental theory for higher education // Journal of College Student Personnel, 1984, vol. 25, iss. 4, pp. 297-308.

21. Mann S.J. Alternative perspectives on the student experience: Alienation and engagement // Studies in Higher Education, 2001, vol. 26, no. 1, pp. 7-20.

22. Zhang L. Thinking styles, self-esteem, and extracurricular experiences // International Journal of Psychology, 2001, vol. 36, iss.2, pp, 100-107. DOI: 10.1080/00207590042000128

23. Brown P., Sadik S., Xu J. Higher education, graduate talent and the prospects for social mobility in China's innovation nation // International Journal of Educational Research, 2021, pp. 109101841. DOI: 10.1016/j.ijer.2021.101841

24. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43-70.

25. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. 528 с.

26. Николаева И.А. Факторы, влияющие на успешность обучения студентов // Гуманитарные исследования. 2006. № 4(20). С. 87-92.

27. Смирнов С.Д. Индивидуальность студента и преподавателя как факторы построения эффективного учебно-воспитательного процесса // Вестник Московского университета. Сер. 20. Педагогическое образование. 2008. № 3. С. 33-44.

28. Максименкова А.С. Проблема формирования мотивации студентов во время обучения в вузе // Вестник науки и образования. 2019. № 1-2 (55). URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/prablema-formiravamya-motivatsii-studentov-vo-vremya-obucheniya-v-vuze-1 (дата обращения: 29.10.2021).

29. Vasilevskaya E., Molchanova O. Possible Selves and Academic Motivation in Russian and American College Students // Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2021, vol. 18, iss. 2, pp. 351-363. DOI: 10.17323/18138918-2021-2-352-365

30. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11, № 1. С. 53-73. DOI: 10.14529/ped190107

31. Бикитина Н.Н. Мотивация достижения успеха и личностные особенности студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1(34). 331-334. DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0084

32. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007. 511 с.

33. Tarabashkina L., Lietz P. The impact of values and learning approaches on student achievement: Gender and academic discipline influences // Issues in Educational Research, vol.21, iss. 2, 2011. pp. 210-231

REFERENCES

1. Transformingour world: the 2030Agenda for Sustainable Development. Available at: https://sustainabledevelopment. un.org/post2015 (accessed 12 October 2021)

2. Ilyin, I.V., Ursul, A.D., Ursul, T.A., Andreev, A.I. (2017). Obrazovaniye dlya ustoychivogo razvitiya v Rossii: problemy i perspektivy (Ekspertno-analiticheskiy doklad). Education for Sustainable Development in Russia: Problems and Prospects (Expert and Analytical Report). Moscow, Moscow edition of the Uchitel publishing house; Moscow University Press, 207. (In Russ.).

3. Nazarova, B.A., & Rakhimov, B.K. (2016). The most important task of modern education is the upbringing of a creative personality. Problems of modern education, 1, 46-50. (In Russ.).

4. Kharlanova, E.M. (2011). Pedagogical conditions for the development of social activity of students. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2(2), 179-183. (In Russ.).

5. Shamionov, R.M., & Grigoryeva, M.V., & Arendachuk, I.V., & Bocharova, E.E., & Usova N.V., & Klenova M.A., & Sharov A.A., & Zagranichnyy A.I. (2020). Psikhologiya sotsial'noy aktivnosti. Psychology of social activity. Moscow, Pero Publ., 200. (In Russ.).

6. Bocharova, E.E. (2019). Typical Spheres of Social Activity Manifestation in Modern Youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(3), 359-376. DOI: 10.22363/2313-1683-2019-16-3-359-376 (In Russ.).

7. Arendachuk, I.V. (2020). Subject and Activity-Related Determinants of the Student Youth's Educational and Developmental Activity. Education and Self Development, 15(2), 103-119. DOI: 10.26907/esd15.2.09 (In Russ.).

8. Taines, C. (2014). Educators and youth activists: A negotiation over enhancing students' role in school life. Journal of Educational Change, 15(2), 153-178. DOI: 10.1007/s10833-013-9220-y

9. Chouhan, J., & Banford, Z., & Munro, K. (2017). What is it that we want to educate young people about? Educational Alternatives, 15, 354-370.

10. Rerke, V.I., & Mayakova, O.S. (2019). On the development of the social activity of adolescents as a condition of their psychological safety in the educational space: theoretical and methodological aspect. Kazan pedagogical journal, (3), 61-66. (In Russ.).

11. Izotova, L. E., & Kiselova Ye. S., & Romanov D. A., & Kalenik A. N., & Yushkova Y. V. (2017). Educational environment social activity assessment based on modern mathematical methods. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, (3), 85-88. (In Russ.).

12. Prakhov, I., & Kotomina, O., & Sazhina, A. (2020). Parental involvement and the educational trajectories of youth in Russia. International Journal of Educational Development, (78), 102252. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102252

13. Wu, N., & Hou, Y., & Wang, Q. & Yu, C. (2018). Intergenerational Transmission of Educational Aspirations in Chinese Families: Identifying Mediators and Moderators. Journal of Youth and Adolescence, 47(6), 1238-1251. DOI:10.1007/ s10964-018-0820-y

14. Stornaiuolo, A., & Thomas, E.E. (2017). Disrupting educational inequalities through youth digital activism. Review of Research in Education, (41), 337-357. DOI: 10.3102/0091732X16687973

15. Bélanger, C. H., & Akbari, F., & Madgett, P. J. (2009). Why Some Youths Do Not Realize Their Post-Secondary Education Aspirations. Tertiary Education and Management, 15(3), 209-225. DOI: 10.1080/13583880903072984

16. Madjar, N., & Cohen-Malayev, M. (2013). Youth movements as educational settings promoting personal development: Comparing motivation and identity formation in formal and non-formal education contexts. International Journal of Educational Research, (62), 162-174. DOI: 10.1016/j.ijer.2013.09.002

17. Kozilova, L.V. (2020). Research of students' activity and involvement in the modern educational environment. Kazan pedagogical journal, (4), 71-79. DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.010 (In Russ.).

18. Savinova, S.Yu. (2015). Involvement of students in the educational process: assessment of positive effects. Chelovek i Obrazovanie, (4), 143-147. (In Russ.).

19. Baker, C.N. (2008). Under-Represented College Students and Extracurricular Involvement: The Effects of Various Student Organizations on Academic Performance. Social Psychology of Education, 11(3), 273-298.

20. Jonsson, F., & Goicolea, I. (2020). "We believe in you, like really believe in you": Initiating a realist study of (re) engagement initiatives for youth not in employment, education or training with experiences from northern Sweden. Evaluation and Program Planning, 2020, (83). 101851. DOI: 10.1016/j.evalprogplan.2020.101851

21. Astin, A. (1984). Student involvement: a developmental theory for higher education. Journal of College Student Personnel, 25 (4), 297-308.

22. Mann, S.J. (2001). Alternative perspectives on the student experience: Alienation and engagement. Studies in Higher Education, 26(1), 7-20.

23. Zhang, L. (2001). Thinking styles, self-esteem, and extracurricular experiences. International Journal of Psychology, 36(2), 100-107. DOI: 10.1080/00207590042000128

24. Brown, P., & Sadik, S., & Xu, J. (2021). Higher education, graduate talent and the prospects for social mobility in China's innovation nation. International Journal of Educational Research, 109101841. DOI: 10.1016/j.ijer.2021.101841

25. Schwartz, S., & Butenko, T.P., & Sedova, D.S., & Lipatova, A.S. (2012). A Refined Theory of Basic Personal Values: Validation in Russia. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 9 (2), 43-70. (In Russ.).

26. Rusalov, V.M. (2012). Temperament in the structure of human individuality. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences.

27. Nikolaeva, I.A. (2006). Factors influencing the success of students' education. Humanitarian studies, 4(20), 87-92.

28. Smirnov, S.D. (2008). Individuality of a student and a teacher as factors of building an effective educational process. Bulletin of the Moscow University, Ser. 20. Pedagogical education, 3, 33-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Maksimenkova, A.S. (2019). The problem of formation of motivation of students during their studies at the university. Bulletin of Science and education, 1-2(55). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-motivatsii-studentov-vo-vremya-obucheniya-v-vuze-1 (accessed 29 October 2021).

30. Vasilevskaya, E., Molchanova, O. (2021). Possible "Me" and academic motivation among Russian and American college students. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 18(2), 351-363. DOI: 10.17323/1813-89182021-2-352-365

31. Lyashenko, M.V. (2019). Motivation of educational activity: basic concepts and problems. Bulletin of SUSU. The series "Education. Pedagogical sciences", 11(1), 53-73. DOI: 10.14529/ped190107

32. Bikitina, N.N. (2021). Motivation for success and personal characteristics of students. Azimut of scientific research: pedagogy and psychology, 10(1), 331-334. DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0084

33. Leontiev, D.A. (2007). Psychology of meaning. Moscow, Sense Publ.

34. Tarabashkina, L., Litz, P. (2011). The influence of values and approaches to learning on student academic performance: the influence of gender and academic discipline. Questions of educational research, 21(2), 210-231.

Информация об авторах Шамионов Раиль Мунирович

(Россия, Саратов) Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии

образования и развития Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского E-mail: shamionov@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8358-597X

Бочарова Елена Евгеньевна

(Россия, Саратов) Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского E-mail: bocharova-e@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7814-1581

Невский Егор Владимирович

(Россия, Саратов) Лаборант-исследователь кафедры социальной

психологии образования и развития Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского E-mail: nevskye00@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-6785-827X

Information about the authors

Rail M. Shamionov

(Russia, Saratov) Professor, Doctor of Psychology, Head of the Department of Social Psychology of Education and Development

Saratov State University E-mail: shamionov@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8358-597X

Elena E. Bocharova

(Russia, Saratov) Associate Professor, PhD in Psychological Sciences,

Associate Professor of the Department of the Department of Social Psychology of Education and Development Saratov State University E-mail: bocharova-e@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7814-1581

Egor V. Nevsky

(Russia, Saratov) Laboratory assistant-researcher of the Department of Social Psychology of Education and Development, Saratov State University. E-mail: nevskye00@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-6785-827X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.