Научная статья на тему 'Характеристики котельной установки транспортного судна с котлами Кав 2,5/7 при работе на мазуте и водотопливной эмульсии'

Характеристики котельной установки транспортного судна с котлами Кав 2,5/7 при работе на мазуте и водотопливной эмульсии Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
1468
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / РАБОТА НА ВОДОТОПЛИВНЫХ ЭМУЛЬСИЯХ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕНЫ / BOILER INSTALLATIONS / WORK ON WATER-FUEL EMULSIONS / CHARACTERISTICS / EFFICIENCY / COSTS

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Суменков Вячеслав Михайлович, Сень Леонид Илларионович

Приводятся и обсуждаются расчетные характеристики котлов типа КАВ при работе на мазуте и на водотопливной эмульсии. Для котла КАВ 2,5/7 использование водотопливной эмульсии приводит к улучшению экономических характеристик котельной установки с горелками различных типов по сравнению с использованием товарного топлива. Библиогр. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Суменков Вячеслав Михайлович, Сень Леонид Илларионович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The design characteristics of boilers of КАV type working on black oil and water-fuel emulsion are resulted and discussed. For KAV 2,5/7 boiler the use of water-fuel emulsion leads to improvement of economic efficiency of the boiler with torches of different types in comparison with the use of commercial grade fuel.

Текст научной работы на тему «Характеристики котельной установки транспортного судна с котлами Кав 2,5/7 при работе на мазуте и водотопливной эмульсии»

УДК 621.181.629.12

В. М. Суменков, Л. И. Сень

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СУДНА С КОТЛАМИ КАВ 2,5/7 ПРИ РАБОТЕ НА МАЗУТЕ И ВОДОТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ

В работе приведены и обсуждаются расчетные (по данным авторов) характеристики котельной установки транспортного судна, оборудованного двумя котлами КАВ 2,5/7 отечественного производства (ОАО «Специальное конструкторское бюро котлостроения») при условии сжигания товарного мазута и водотопливной эмульсии (ВТЭ) на основе мазута с влагосодержанием 15 % по массе. При расчетах котла использованы нормативные методы теплового и аэродинамического расчетов. Введены дополнительные экономические расчеты, которые позволяют определить затраты на производство тепловой энергии [1].

В этих расчетах учитывалась стоимость товарного топлива (мазута с концентрацией серы 2 %) в размере 14 руб ./кг. Стоимость водотопливной эмульсии при этом пропорционально снижена до 12,1 руб./кг. Амортизационные отчисления на капитальные вложения определялись с учетом предельного срока службы поверхности теплообмена котла, который зависит от скорости коррозии стальных поверхностей нагрева с газовой стороны.

Срок службы котла определялся с учетом разности температуры точки росы и температуры поверхностей нагрева (стенок труб). Для котла КАВ 2,5/7 эта температура при его работе оказывается ниже температуры точки росы уходящих газов вследствие пониженных параметров пара. Учитывалась стоимость потребляемой вспомогательным оборудованием электроэнергии и потребляемой воды, а также расходы на оплату обслуживающего персонала котельной установки.

Средняя наиболее вероятная нагрузка котла принята 57 % от номинальной. Общее время годовой наработки для каждого котла принято 1 500 ч. Для этих эксплуатационных условий установлена относительная длительность 100 % нагрузки котлов (в долях) - 0,1; длительность 75 % нагрузки - 0,2; длительность 50 % нагрузки - 0,6; длительность 30 % нагрузки -0,05 и длительность 10 % нагрузки - 0,05. Для указанных нагрузок и их относительной длительности определены общие годовые затраты на производство тепловой энергии пара 2год.

Остальные полученные расчетные характеристики котлов на номинальной нагрузке и с использованием различных топочных устройств (с механическими, паромеханическими, ротационными, прямоточно-вихревыми-воздушными форсунками), отличающихся достижимым минимальным коэффициентом избытка воздуха а, приведены в таблице (дт - относительная тепловая мощность топки; Жг - скорость газов в конвективной поверхности теплообмена; ґт - температура топлива перед форсункой; V - кинематический коэффициент вязкости топлива; ґух - температура уходящих газов; Хт - приведенные затраты на получение тепловой энергии (по пару)).

Характеристики котла КАВ 2,5/7 при сжигании мазута и водотопливных эмульсий

Параметр Водотопливная эмульсия Мазут

Механ. Паромехан. Ротац. Прям.-вихр. Механ. Паромехан. Ротац. Прям.-вихр.

КПД, % 79,8 81,3 82,9 84,4 76,7 78,6 80,4 82,2

а, в долях 1,35 1,25 1,15 1,05 1,35 1,25 1,15 2,05

Ят 0,36 0,39 0,43 0,48 0,36 0,39 0,42 0,47

о 4,2 3,8 3,5 3,1 4,6 4,2 3,8 3,3

к °С 100 100 100 100 120 120 120 120

у„ мм2/с 82 82 82 82 30 30 30 30

Іух, °С 341 333 325 314 410 401 390 377

Х, руб./ГДж 554 536 516 492 568 546 524 499

2год, млн руб. 6,7 6,45 6,16 5,79 6,81 6,53 6,22 5,83

Для котла КАВ 2,5/7 использование ВТЭ приводит к улучшению экономических характеристик котельной установки с горелками различных типов по сравнению с использованием товарного топлива. Определенным недостатком котлов КАВ 2,5/7 является чрезмерно низкая скорость газового потока в газоходе котла, что определяет существенный занос поверхности теплообмена с газовой стороны с соответствующим снижением эффективности теплообмена. С учетом экспериментальных данных [2] использование ВТЭ позволяет уменьшить толщину газовых отложений и увеличить эффективность теплообмена, о чем можно судить по снижению температуры уходящих газов и увеличению КПД котла.

Полученные результаты показывают, что традиционные схемы судовых вспомогательных паровых котлов, разработанные в 80-х гг. XX в., непригодны для использования на современных судах вследствие их высокой металлоемкости и стоимости, низкой эффективности теплообмена и повышенных затрат на производство тепловой энергии. Проекты новых котельных установок, очевидно, должны создаваться на основе оптимизации их характеристик по энергосбережению с учетом годовой наработки и наиболее вероятной нагрузки. Параметры пара должны быть выше 1 МПа во избежание сернокислотной коррозии испарительной поверхности теплообмен [1].

При проектировании следует ориентироваться также на использование топочных устройств, позволяющих сжигать топливо при условиях близких к стехиометрическим. Предпочтительно использование ротационных и прямоточно-вихревых форсунок, которые дают возможность сжигать топливо при низких коэффициентах избытка воздуха.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суменков В. М., Сень Л. И. Оптимизационное проектирование судовых котельных установок. - Владивосток: ИПК МГУ им. Г. И. Невельского, 2009. - 84 с.

2. Суменков В. М. Разработка способа сжигания высоковязких тяжелых топлив в судовых паровых котлах: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1993. - 17 с.

Статья поступила в редакцию 9.02.2011

CHARACTERISTICS OF BOILER INSTALLATION

OF A TRANSPORT VESSEL WITH BOILERS KAV 2,5/7 AT WORKING ON BLACK OIL AND AT A WATER-FUEL EMULSION

V. M. Sumenkov, L. I. Sen

The design characteristics of boilers of KAV type working on black oil and water-fuel emulsion are resulted and discussed. For KAV 2,5/7 boiler the use of water-fuel emulsion leads to improvement of economic efficiency of the boiler with torches of different types in comparison with the use of commercial grade fuel.

Key words: boiler installations, work on water-fuel emulsions, characteristics, efficiency, costs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.