Научная статья на тему 'Характеристики и функции профессионально-ориентированного чтения в образовательной и исследовательской деятельности студентов, аспирантов и преподавателей университетов'

Характеристики и функции профессионально-ориентированного чтения в образовательной и исследовательской деятельности студентов, аспирантов и преподавателей университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
21
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКА / ФУНКЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серова Т. С.

Рассматриваются специфические характеристики профессионально-ориентированного чтения, а также выполняемые им в учебно-образовательной, исследовательской и профессиональной деятельности функции, такие как познавательная, коммуникативная, креативная и инструментальная.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Характеристики и функции профессионально-ориентированного чтения в образовательной и исследовательской деятельности студентов, аспирантов и преподавателей университетов»

УДК: 81 ’24+316.773.3

Т.С. Серова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТОВ

Рассматриваются специфические характеристики профессионально-ориентированного чтения, а также выполняемые им в учебно-образовательной, исследовательской и профессиональной деятельности функции, такие как познавательная, коммуникативная, креативная и инструментальная.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное чтение, характеристика, функция, учебная деятельность, информация, общение, информационная основа.

В современном университетском образовании и особенно в национальных исследовательских университетах подчеркивается значимость исследований, неразрывная связь учебной и исследовательской деятельности студентов, аспирантов и преподавателей, а научные исследования объявляются движущей силой высшего образования [1].

Важной задачей университетов становится формирование устойчивой социальной мотивации у студентов к выполнению исследовательской деятельности, что тесно связано с развитием когнитивной и коммуникативной компетенции [2, с. 99].

Одним из направлений совершенствования организации научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов и преподавателей является выделение «совокупности осваиваемых студентом» исследовательских действий, реализуемых на каждой образовательной ступени [3, с. 23].

Следует отметить, что из сорока пяти исследовательских действий восемь [3, с. 30] связаны с активной читательской деятельностью, с необходимостью читать всю литературу, которую только можно найти, так как в этом случае всегда интересно сравнить разные точки зрения на один и тот же предмет. И только синтез информации из многих источников и перевод ее на свой язык позволяет сформировать знания и выкристаллизовать четкое мнение о предмете.

Необходимо, чтобы в высшей школе такой подход у студентов стал нормой, а активная читательская деятельность серьезной задачей в процессе обучения будущих специалистов, потому что один учебник или только лекции подавляют студента, ограничивают его знания, они ведут его за руку, не отпуская ни на секунду. Вольно иди невольно такой ведомый приучается к пассивности и, попав на производство, теряется даже в минимально сложной ситуации, если она не была описана в учебнике.

Учебная и исследовательская деятельность студента направлена на освоение определенной профессиональной сферы, на формирование профессиональной компетентности, поэтому и чтение ориентировано на будущую профессию и является профессионально-ориентированным чтением, имеющим свои специфические характеристики и функции [4].

Любой человек взаимодействует с другими людьми в процессе либо одновременно нескольких, либо сменяющих друг друга видов деятельности. Различные виды деятельности человека в обществе представляют собой всегда динамическую иерархическую структуру, в которой имеет место ведущая деятельность и соответственно сопутствующие ей, подчиненные виды деятельности.

Как учебная, научная, познавательная, так и производственно-трудовая деятельность имеют существенный, объединяющий их фактор - наличие информации, ее производство, переработка и прием, осуществляемые в процессе речевой деятельности.

Ставя проблему о месте и роли чтения как речевой деятельности в общей системе образовательной деятельности и деятельности специалиста на производстве, следует прежде всего сказать, что оно всегда включается как равноправная составляющая в иерархию коммуникативной деятельности в трех формах: социально ориентированная, групповая предметно ориентированная и личностно ориентированная (А.А. Леонтьев) формы общения. Чтение может быть также важной составляющей в структуре деятельностей более высокого порядка: профессиональный труд, наука. И наконец, чтение может выступать как самостоятельная ведущая деятельность, например у информатора, референта и других работников служб научно-технической информации.

Важной особенностью профессионально-ориентированного чтения, следовательно, является то, что оно, входя в динамическую иерархическую структуру деятельностей специалиста или студента, никогда не выступает в качестве ведущей, а является сопутствующей, подчиненной обучению, познанию, исследованию, творчеству.

Почти во всех случаях задачи, решаемые студентом, цели деятельности, для достижения которых необходима определенная информация, диктуют потребность в чтении. Достижение цели невозможно без обязательного

формирования в сознании читающего гипотезы, т. е. предвосхищения результата, который он должен получить в ходе деятельности. Вот почему считается необходимым, чтобы накоплению информации по той или иной теме предшествовала разработка идей [5, с. 23; 6, с. 11], так как только в этом случае возможны целеустремленный поиск и глубокое осмысление тех фактов, которые читающий почерпнет из литературы.

У читателя работ по специальности возникает целевая установка, которую он развивает и уточняет в процессе чтения различных источников. Благодаря такому мотивационному фактору возникают определенные ассоциации [7], раскрываются неожиданные связи между явлениями, считавшимися ранее независимыми друг от друга. При этом следует подчеркнуть, что читающий только при наличии такой устойчивой системы ожиданий имеет возможность даже при нахождении ответа на частные вопросы сделать для себя существенные наблюдения и находки, что совершенно не в состоянии сделать для него библиограф, информатор. Поэтому характерной чертой профессионально-ориентированного чтения является то, что оно предполагает у читающего обязательное наличие сформированного плана ожиданий, гипотезы, с которыми он приступает к чтению любого источника.

Следующая характеристика анализируемого чтения связана со спецификой интересов профессионально-ориентированного читателя. Как и другие виды деятельности, профессионально-ориентированное чтение определяется общественными отношениями, конкретным местом специалиста в производственной и общественной сферах деятельности, что, в свою очередь, определяет мотивы, цели чтения в каждом конкретном случае.

Анализ основных характеристик чтения, даваемых в социальнопсихологических исследованиях (Н.М. Сикорский, И.К. Кирпичева, О.С. Чу-барьян, Н.Е. Добрынина, С.М. Смирнова, М.А. Волынский, Э.И. Иванова и др.), позволяет увидеть, что чтение рассматривается прежде всего как специфический вид человеческой деятельности, как целостный процесс, обусловленный определенной человеческой потребностью.

Уделяя серьезное внимание вопросам информационных потребностей, мотивов чтения, Н.М. Бажов особенно подчеркивает, что «индивиду нужна не вся предлагаемая ему научная информация и не произвольно выбранная информация. Он восполняет свой информационный дефицит, исходя из конкретных целей (объективных и субъективных)» [8, с. 206]. Читателя в его профессиональной сфере интересует лишь та информация, которая «обладает потребительской ценностью» [9, с. 16], способностью удовлетворить его потребности.

И.П. Осипова, разрабатывая научное определение понятия «профессиональное чтение», соотносит и связывает его также с понятием «информационная потребность». Именно поэтому она рассматривает, как мы уже ука-

зали выше, профессиональное чтение «как одно из средств удовлетворения профессиональной информационной потребности» [10, с. 210].

Процесс осуществления человеческой деятельности вызван, как видим, объективной необходимостью общения между людьми как обмена своими способностями, знаниями, опытом, результатами деятельности. И как подчеркивает И.А. Джидарьян, коммуникация в процессе совместной деятельности может направляться необходимостью согласования и единства действий индивидов, достижения взаимопонимания, обмена замыслами, отдельными операциями, оказания взаимопомощи, оценки работы другого» [11, с. 134].

Обмен в процессе общения - всегда двусторонне активный процесс и предполагает известную эквивалентность, равноправность, соразмерность того, что обменивается, у обеих сторон. В результате этого достигается взаимное обогащение людей, которое особенно наглядно проявляется в науке.

Как отмечают В.В. Косолапов и А.Н. Щербань, наиболее действенным средством общения научных коллективов является обмен информацией, заключенной в источниках» [12, с. 198], и именно от уровня информированности ученых зависят непосредственно новизна получаемых ими научноисследовательских результатов, возможность их использования в промышленности.

Существенной характеристикой чтения является то, что как особая форма речевого общения между людьми она осуществляется посредством печатных текстов и предполагает обязательно обмен информацией, опытом, знаниями, результатами труда, способностями.

Книга, являющаяся объектом деятельности чтения, квалифицируется прежде всего как совершенный и всеобъемлющий источник знаний, как «способ хранения и передачи потомкам результатов своей умственной деятельности» [13, с. 58]. Исходя из этого можно выделить одну из важных характеристик, присущих чтению с профессиональной ориентацией, а именно учет основной функции чтения как вербального письменного общения - прием и присвоение опыта, всех накопленных знаний одним поколением от другого, одной группой людей от другой, одним человеком от другого.

Чтение позволяет приобщиться к опыту, миру других, что создает возможность дальнейшего развития, расширения внутреннего мира личности, взаимного обогащения людей. Оно как специфическая речевая деятельность обладает поэтому особой социальной значимостью, так как без него невозможны расширение профессионального кругозора, повышение профессиональной квалификации, формирование компетентности.

Рассматривая чтение как форму приобщения к ходу размышления других, развития предлагаемых ими мыслей и чувств (Р. Экскарпи, О. Баркер, А.П. Примаковский, М.Г. Ханин и др.), ученые квалифицируют чтение как беседу, как молчаливый спор читателя и автора [14, с. 107].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В активном взаимодействии книги и читателя заключается социальный смысл их существования. Причем следует подчеркнуть не только активность процесса восприятия и переработки информации, но и активность чтения как завершенного коммуникативного акта, чтения соучаствующего типа.

Очень интересен и весьма актуален в этом отношении подход М. С. Глазмана к анализу чтения, рассматриваемого как диалог с творцами теорий, учений, как чтение-диалог, т.е. общение, или как совет с лучшими умами, в «процессе которого, осваивая предмет, человек его изменяет» [15, с. 222]. К сожалению, до сих пор в отношении науки и научного творчества, как отмечает автор, общение понимается чаще всего как информационный акт, когда ученый только пассивно «получает от коллег или своих предшественников определенные результаты их труда, которые затем использует в своей деятельности» [15, с. 222].

Такое представление приводит иногда к мысли, что не обязательно читать первоисточники, достаточно познакомиться с ними по изложениям наших современников. Подход к чтению как к диалогу необходимо требует «творчески воспринимать научную информацию, проникнуть в предметное содержание теории, воссоздать ту предметную модель, которую создал творец теории» [15, с. 223]. Например, чтобы понять по существу механику Ньютона, а не запомнить ее некоторые формулы, необходимо за формулами увидеть предметные модели, служившие основанием и объектом движения мысли великого ученого» [15, с. 222—223].

Неоднократно М.С. Глазман подчеркивает, что только через общение, осуществляемое путем чтения-диалога и глубокого проникновения в содержание теории, «мышление одного человека включает в себя способ мышления другого, создателя теории, и развивает последнюю» [15, с. 224]. Только благодаря первоисточникам студенты, инженеры и ученые могут восстановить способ мысли своих предшественников. В творческой деятельности А. Эйнштейна этот процесс особенно нагляден. Он не только не ограничивается изучением трудов своих современников, но с особым вниманием размышляет над работами Ньютона [15, с. 222]. Именно уяснение способа мышления Ньютона сыграло важную роль в творческой деятельности Эйнштейна, который, «осваивая систему доказательств в работах Ньютона, Фарадея, Максвелла, Лоренца и других, входит в предметное содержание теории, размышляет и перестраивает постепенно предмет теории, а соответственно с этим происходит развитие, углубление понятий (время, пространство, движение и так далее), которые фигурируют в физической теории» [15, с. 222].

Преобразовать коренным образом мысленный предмет знания позволяет именно процесс общения, так называемая коллективная мыслительная деятельность. И только уже в ходе преобразования возможно появление новой

идеи, зародыша новой теории, а следовательно, возможен и новый предмет знания. Коллективная мыслительная деятельность возможна потому, что с помощью источников информации, обращения к ним учеными создаются вневременные и внепространственные незримые научные коллективы исследователей различных поколений и исторических эпох, решающих одну и ту же проблему [16].

Речевая деятельность профессионально-ориентированного чтения обладает «инструментальной функцией», т.е. функцией достижения «участниками в общении какой-либо объективной пользы» [9, с. 16].

Это заставляет рассматривать такое чтение как работу, выполняемую не просто с целью извлечения, но и с целью использования полезной информации в профессиональной практической или научной деятельности специалиста.

Таким образом, для студента, инженера, ученого техническая и «научная информация имеет смысл, если она им понята, критически переосмыслена и использована для создания новой информации в форме новых научных текстов» [12, с. 217], а также конкретных материальных продуктов.

Непосредственно из предыдущих особенностей чтения с профессиональной ориентацией вытекает следующая: процесс потребления информации профессионально-ориентированным читателем «характеризуется не только заданностью цели, не только оценками тех или иных источников информации, но и поисками, выработкой, формированием собственного решения» [7, с. 80] той или иной проблемы, задачи производства у специалиста, учебной или научной задачи у студента.

Собственное решение, выдвижение новой идеи возможно только при систематическом, правильно организованном и достаточном чтении-диалоге - иначе можно прийти к «изобретению велосипеда», дублированию уже открытого.

Важной особенностью профессионально-ориентированного чтения является его способность оживлять знания, собранные в печатных источниках, превращать их в информационную основу любой деятельности специалиста и студента.

Как мы уже показывали выше, после включения в социально-коммуникативные процессы вербального письменного общения научные и технические знания в первую очередь превращаются в информацию, от знания и использования которой зависит успех развития той или иной отрасли. Только специалист с высокоразвитыми умениями вербального письменного общения способен отыскать истину, затерявшуюся в громадном океане сведений.

Особенности сегодняшней информации состоят в том, что она носит межотраслевой характер, концентрирована по содержанию, быстро стареет, может отличаться разбросанностью, рассеянием сведений. Дифференциация наук и специализация производства ведут не только к обособлению, но и к

интеграции и кооперированию наук. Все чаще проблемы возникают в одних отраслях, а наиболее удачные методы их решения отыскиваются в других, и найти истину в этом случае может только сам специалист, а не информатор.

Как отмечалось выше, эффективность любой профессиональной деятельности инженера, исследователя определяется «адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности» [17, с. 35], которая во многом обеспечивается читательской деятельностью.

В свою очередь, эффективность профессионально-ориентированного чтения зависит прежде всего от упорядоченного и отраженного в сознании «лексикона», тезауруса читающего в значении «картины мира», «языковой модели мира» специалиста как способа хранения его знаний. «Стратегия общения определяется тезаурусами людей» [18, с. 33], так как читательский тезаурус как бы предписывает, предопределяет способ отражения и обобщения [19, с. 214].

Читающий понимает и принимает в первую очередь информацию, отвечающую его стандартному тезаурусу-лексикону, или, иначе, «любой текст бывает рассчитан на некоторый опыт, без которого его понимание невозможно» [20, с. 108]. Этот опыт как информационная основа создает подтекст, позволяющий преодолеть смысловую неполноту текста. И в связи с тем, что «всякий текст... принципиально неполон, и процесс чтения и понимания есть одновременно процесс реконструкции, восполнения недостающего» [18, с. 212], указанные процессы будут происходить в пределах генерирующего тезауруса.

В этих случаях имеет смысл постановка вопроса о понятии «критической массы», или «критического объема тезауруса» [21, с. 108], который позволял бы понимать предлагаемую в источниках информацию и в то же время не лишал бы ее новизны.

Следующей важной характеристикой чтения является то, что оно как вербальное общение, опосредованное текстом, происходит в условиях существенной пространственной и временной разделенности автора и читателя. И особенно существенно то, что в процессе читательской деятельности, как подчеркивает М.Г. Ханин [13, с. 60], происходит смысловое взаимодействие между участниками общения, опосредованное пространственной (невременной) семиотической структурой печатного текста, которая не только связывает, но и отделяет их друг от друга.

Существенной характеристикой профессионально-ориентированного чтения можно назвать то, что оно предполагает, как правило, огромное количество источников и обилие текстового материала, так как поток научной информации растет с каждым годом и «скорость приращения научных знаний - постоянно меньшая величина, чем скорость увеличения информационных потоков» [22, с. 219].

И наконец, не менее важной характеристикой профессиональноориентированного чтения является то, что оно предполагает многократное использование источника информации в связи с многоцелевой направленно-

стью на него в процессе учебной, исследовательской, профессиональной трудовой деятельности.

Итак, на основе проведенного нами анализа обобщения результатов, полученных учеными в области психологии, социальной психологии и библиотековедения, исследований чтения нам удалось выявить ряд наиболее существенных его характеристик и функций на основе чего дать полное определение профессионально-ориентированного чтения специалистов.

Профессионально-ориентированное чтение - это сложная речевая деятельность, обусловленная профессиональными информационными возможностями и потребностями, представляющая собой специфическую форму активного вербального письменного общения как информационного взаимодействия, чтения-диалога, основными целями которого являются оперативная ориентация, поиск, обобщение, направленные на предметно-тематический план источников, и последующая оценка, прием, присвоение, создание и целевое применение информации как накопленного человечеством опыта, знаний в профессиональных областях, сферах экономики [4, с. 18-23].

К важным функциям профессионально-ориентированного чтения следует отнести, таким образом, познавательную, коммуникативную, референциальную (поле номинации), информационную (поле предикации), креативную и инструментальную.

Анализ позволил обозначить целый ряд важных и специфических характеристик профессионально-ориентированного чтения (ПОЧ):

— как вербальное письменное общение является равноправной составляющей в коммуникативной деятельности и в иерархии всех деятельностей студента, преподавателя и любого специалиста;

— наличие сформированного плана ожиданий, темы, проблемы, гипотезы, идеи;

— возникновение информационных потребностей и их направленность на потребительски ценную, значимую информацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— направленность ПОЧ на обмен информацией: мыслями, идеями, результатами, заключенными в источниках;

— приобщение посредством чтения источников к опыту, знаниям, мыслям, идеям других;

— чтение-диалог, включение в ход размышления, развитие мысли, гипотез, идей, проблем другими;

— чтение-диалог, сопровождаемое и завершающееся созданием своих мыслей, идей, текстов, знаний;

— включение во вневременные и внепространственные незримые коллективы исследователей, ученых, специалистов посредством приобщения к коллективной деятельности;

— направленность на принятие собственного решения, на создание интеллектуального или материального продукта;

— чтение, способствующее превращению знаний в адекватную, точную и полную информационную основу эффективной инновационной деятельности в образовании, науке, на производстве;

— нацеленность на развитие лексикона-тезауруса читающего человека как основного и важного компонента содержания информационной основы деятельности любого субъекта;

— ориентированность ПОЧ на большое количество источников, текстов на разных носителях и многократное к ним обращение с разными целями.

Список литературы

1. Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - иКЬ: lexed.ru/doc.php?id=4734#.

2. Зимняя И.А., Серова Т.С., Стегний В.Н. Оценка сформированности социальной компетентности студентов в структуре единой социальнопрофессиональной системы // Вестник Перм. гос. техн. ун-та. Социальноэкономические науки. - 2009. - № 4. - С. 92-102.

3. Зимняя И.А. Исследовательская деятельность студентов в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентированной ООП ВПО. / Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 40 с.

4. Серова Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально-ориентированному иноязычному чтению в вузе. -Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. - 232 с.

5. Приходько П.Т. Пути в науку. - М., 1973.

6. Максименков А.Н. Лекции по методике научно-исследовательской и научно-литературной работы. - Л., 1972.

7. Кирпичева И.К. Чтение в процессе научного творчества // Проблемы социологии и психологии чтения. - М., 1975. - С. 75-88.

8. Бажов Н.М. Информационные потребности и их роль в изучении функционирования библиотеки // Тр. Гос. библ. СССР им. В.И. Ленина, 1979. - Т. 15. - С. 200-208.

9. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. - М., 1975. -

100 с.

10. Осипова И.П. Исследование профессионального чтения и проблемы активизации деятельности библиотек как научно-информационных учреждений // Тр. Гос. библ. СССР им. В.И. Ленина. Сер. Социология и психология чтения. - 1979. - Т. 15. - С. 209-224.

11. Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 127-158.

12. Косолапов В.В., Щербань А.Н. Оптимизация научно-исследовательской деятельности. - Киев, 1971. - 298 с.

13. Ханин М.Г. Социальные функции печати и личностные функции чтения // Тр. Гос. библ. СССР им. В.И. Ленина. - 1979. - Т.15. - С. 58-73.

14. Примаковский А.П. О культуре чтения: методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации труда. - М., 1969.

15. Глазман М.С. Научное творчество как диалог // В кн.: Научное творчество. - М.: Наука, 1969. - С. 221-232.

16. Злочевский С.Е. Информация в научных исследованиях. - Киев: Наукова думка, 1969. - 289 с.

17. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. - 1980. - Т. 1. - № 3. - С. 33-46.

18. Воробьев Г.Г. Теория тезаурусов в анализе коммуникации // Семиотика и информатика. - 1979. - Вып. 11. - С. 3-36.

19. Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. - М., 1981. - 366 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Чистякова Г.Д. Смысловая структура текста как определяющий фактор его понимания // Семиотика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека. - М., 1979. - С. 101-126.

21. Коган В.З. Человек в потоке информации. - Новосибирск, 1981. -

177 с.

22. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. - М., 1975. -

109 с.

23. Серова Т.С., Раскопина Л.П. Деловая межкультурная коммуникация в профессиональной деятельности специалиста // Вестник Перм. гос. техн. ун-та. Проблемы языкознания и педагогики. - 2011. - № 5 (36). - С. 16-25.

Получено 13.03.2013

T.S. Serova

FEATURES AND FUNCTIONS OF PROFESSIONALLY ORIENTED READING IN RESEARCH AND EDUCATION ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS AND TEACHERS

The paper presents features of professionally oriented reading, its functions in education, research and professional activities, namely: cognitive, communicative, creative and instrumental functions.

Keywords: professionally oriented reading, feature, function, learning process, information, communication, background information.