Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ИХ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ В СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ИХ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ В СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ / ГРАЖДАНСКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ / АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ В СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / SELF-REALIZATION OF THE INDIVIDUAL / MILITARY RETIREES / CIVILIAN PENSIONERS / ADAPTIVE READINESS TO CHANGE IN SOCIAL STATUS / DETERMINANTS OF ADAPTIVE READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лаврова О.А.

В статье в контексте субъектной парадигмы анализируются результаты эмпирического исследования характеристик эмоциональной сферы в их взаимосвязи с уровнем самоактуализации у военных и гражданских пенсионеров. Самоактуализация человека в пенсионном возрасте выступает как субъектная характеристика и в контексте данного исследования рассматривается как показатель его адаптационной готовности к существенным изменениям социального статуса. Эмоциональный интеллект как комплексная характеристика эмоциональной сферы военного пенсионера исследуется в качестве одной из личностно-психологических детерминант его адаптационной готовности в данный период жизни. Показано, что между военными и гражданскими пенсионерами существуют значимые различия по уровню интегративного эмоционального интеллекта, а также по отдельным его характеристикам. Высказано предположение, что в целом более низкие показатели по шкалам эмоционального интеллекта у военных пенсионеров обусловлены спецификой их предшествующего профессионального и жизненного опыта, исключающего возможности для эффективного формирования и развития отдельных умений и навыков в эмоциональной сфере. Независимо от пенсионного статуса респондентов (военные и гражданские пенсионеры) зафиксированы значимые корреляционные взаимосвязи уровня их самоактуализации и характеристик эмоционального интеллекта. Показано, что для пенсионера как субъекта самоактуализации характерна сформированность ряда характеристик эмоциональной сферы. Умение управлять своими эмоциями, эмоциональная гибкость, умение контролировать собственные эмоции и использовать их для достижения своих целей, а также умение управлять своим поведением за счет управления эмоциями, умение мотивировать себя с помощью эмоций выступают в качестве детерминант, формирующих адаптационную готовность человека к решению простых и сложных жизненных задач, возникающих в критический период его выхода на пенсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE EMOTIONAL SPHERE OF RETIRED MILITARY PERSONNEL AS DETERMINANTS OF THEIR ADAPTIVE READINESS TO CHANGE IN SOCIAL STATUS

The results of empirical research into the characteristics of the emotional sphere and their interconnection with the level of self-realization of military and civilian pensioners are analyzed in the research within the context of subjective paradigm. In the context of this study, self-updating of a person in retirement age is understood as a subjective characteristic and is regarded as an indicator of their adaptive readiness to significant changes in social status. Emotional intelligence, as a complex characteristic of the emotional sphere of a military pensioner, is investigated as one of the personal and psychological determinants of their adaptive readiness in a given period of life. It has been shown that there are significant differences between military and civilian pensioners in the level of integrative emotional intelligence, as well as in its individual characteristics. It has been suggested that the generally lower levels of emotional intelligence of military pensioners are due to the specifics of their prior professional and life experience which excluded the possibility for the effective formation and development of individual skills in the emotional sphere. Regardless of the pension status of respondents (military and civilian pensioners), there are significant correlations between the level of their self-actualization and the characteristics of their emotional intelligence. It has been shown that the formation of a number of characteristics of the emotional sphere is typical for a pensioner as a subject of self-realization. Many factors are a determinant of an individual’s adaptability to the simple and difficult tasks of life that arise during the critical period of retirement. These include the ability to control your emotions, the emotional flexibility, the ability to subdue your emotions and use them to achieve your goals, the ability to control your behavior by managing your emotions, and the ability to motivate yourself with emotions.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ИХ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ В СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ»

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. 2020.Т. 21. № 2. С. 111-125

I ПСИХОЛОГИЯЛИЧНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ИХ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗМЕНЕНИЯМ В СОЦИАЛЬНОМ СТАТУСЕ

О.А.Лаврова

Лаврова Ольга Анатольевна, Кубанский государственный университет,

ул. Ставропольская, 149, Краснодар, 350040, Россия.

Эл. почта: lavloa@yandex.ru. ОКСГО: 0000-0002-7341-3653

Аннотация. В статье в контексте субъектной парадигмы анализируются результаты эмпирического исследования характеристик эмоциональной сферы в их взаимосвязи с уровнем самоактуализации у военных и гражданских пенсионеров. Самоактуализация человека в пенсионном возрасте выступает как субъектная характеристика и в контексте данного исследования рассматривается как показатель его адаптационной готовности к существенным изменениям социального статуса. Эмоциональный интеллект как комплексная характеристика эмоциональной сферы военного пенсионера исследуется в качестве одной из личностно-психологических детерминант его адаптационной готовности в данный период жизни. Показано, что между военными и гражданскими пенсионерами существуют значимые различия по уровню интегративного эмоционального интеллекта, а также по отдельным его характеристикам. Высказано предположение, что в целом более низкие показатели по шкалам эмоционального интеллекта у военных пенсионеров обусловлены спецификой их предшествующего профессионального и жизненного опыта, исключающего возможности для эффективного формирования и развития отдельных умений и навыков в эмоциональной сфере. Независимо от пенсионного статуса респондентов (военные и гражданские пенсионеры) зафиксированы значимые корреляционные взаимосвязи уровня их самоактуализации и характеристик эмоционального интеллекта. Показано, что для пенсионера как субъекта самоактуализации характерна сформированность ряда характеристик эмоциональной сферы. Умение управлять своими эмоциями, эмоциональная гибкость, умение контролировать собственные эмоции и использовать их для достижения своих целей, а также умение управлять своим поведением за счет управления эмоциями, умение мотивировать себя с помощью эмоций выступают в качестве детерминант, формирующих адаптационную готовность человека к решению простых и сложных жизненных задач, возникающих в критический период его выхода на пенсию.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; самоактуализация личности, военные пенсионеры, гражданские пенсионеры, адаптационная готовность к изменениям в социальном статусе, детерминанты адаптационной готовности.

Обзор проблемы

Согласно определению, данному Б.Г.Ананьевым, эмоции — это «переживание человеком актуальных ситуаций, его эмоционально окрашенное отношение к действительности и к самому себе, это совокупность чувств, связанных с окружающими событиями» (Ананьев, 1969, с. 162). Эмоции влияют на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в организации взаимодействия личности с внешней средой, в обеспечении активных форм ее жизнедеятельности (Анохин, 1984; Бреслав, 2004; Вилюнас, 1984; Леонтьев, 1984; Изард, 1999). С точки зрения Л. С. Выготского, эмоции участвуют в процессе психического развития личности от самого начала до самого конца, оказывая влияние на процесс ее становления и функционирования, организацию ее поведения на всех этапах онтогенеза (Анохин, 1984). Анализ исследований эмоций

и их роли в регуляции поведения позволяет рассматривать эмоции не только как основную мотивационную систему организма, но и в качестве фундаментальных личностных процессов, участвующих в обеспечении адаптивного поведения человека (Липунова, 2014).

Существующие на сегодняшний день в научной литературе подходы к пониманию адаптации, адаптивного поведения личности достаточно многообразны. Это связано с использованием данного понятия в различных исследовательских областях, со спецификой подходов в рамках различных научных школ и направлений, а также обусловлено фокусировкой внимания на разных аспектах данного научного феномена в рамках конкретных исследовательских задач. В настоящее время появляются новые понятия, раскрывающие пока неизученные аспекты сложного и многопланового феномена адаптации. Одним из таких понятий выступает адаптационная готовность личности — личностное метаобразование обеспечивающее ее готовность к эффективному взаимодействию с различными динамично изменяющимися средами (социальными, образовательными, профессиональными и др.) в динамичной системе «личность — среда», ее жизне- и конкурентоспособность в современных динамично изменяющихся условиях. Адаптационная готовность возникает как новообразование в адаптационном процессе, как результат неоднократных столкновений личности с ситуациями неопределенности при решении задач, связанных с приспособлением к незнакомым ситуациям или преодолением трудностей (Григорьева, 2014; Шамионов, 2015, БЬатюпоу, 2014). М.В.Григорьева под адаптационной готовностью понимает конечный результат индивидуальной системы адаптации, выражающийся в способности человека максимально успешно осуществлять ведущую для данного возраста ц/или индивидуально значимую деятельность в изменяющихся условиях (Григорьева, 2008, с. 95-96).

Периодом существенных изменений в жизни человека является его выход на пенсию. Человек вынужден приспосабливаться как к изменениям внутри себя (к физиологическому старению организма и связанным с ним изменениям психофизиологических процессов), так и к изменениям вокруг себя (к изменяющимся внешним социальным условиям). В этот период перед личностью встают задачи принятия своей новой социальной роли и определения своего дальнейшего жизненного пути. Именно успешность решения личностью данных возрастных задач и будет определять успешность или неуспешность ее адаптации на данном этапе жизни. Успешная адаптация пожилых людей к новому социальному статусу предполагает качественные изменения личности пожилого человека, направленные на ее сохранение и установление активного взаимодействия со средой.

В связи со сказанным считаем актуальной исследовательской задачей анализ личностно-психологических детерминант адаптационной готовности в период выхода на пенсию. В качестве одной из таких детерминант, определяющей специфику адаптационной готовности личности и позволяющей решать различные адаптационные задачи на поздних периодах онтогенеза, рассмотрим некоторые характеристики эмоциональной сферы личности пенсионера.

Обозначим, что в настоящее время сформирован новый подход к исследованию личностно-психологических характеристик людей на поздних этапах онтогенеза. Он основан на понимании существенной дифференциации структуры социального слоя пожилых людей формировании значительного числа и разнообразия «субкультур» внутри социальной группы пожилых людей, и предполагает дифференцированный

и индивидуализированный подход к их изучению и анализу (Киреева, 2017). Такой подход в полной мере отражает обозначенное еще Б.Г.Ананьевым значительное возрастание вариативности индивидов, расширение диапазона колебаний основных личностных величин в период зрелости и старения.

Пенсионеров обычно рассматривают как большую общественную, социальную или социально-демографическую группу. Главным признаком, объединяющим людей в группу пенсионеров, является не возрастной, а социальный признак — получение пенсии как основного и постоянного источника средств существования и удовлетворения собственных потребностей. Особый статус в Российской Федерации имеют военные пенсионеры. К данной категории относятся все граждане, которые проходили службу в Министерстве обороны, а также в таких структурах, как Министерство внутренних дел, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Национальная гвардия, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.

Как уже было отмечено, изменение социального статуса человека, его постепенный уход от активной трудовой деятельности, является для человека критическим жизненным периодом, требует дополнительной мобилизации его адаптационных ресурсов. Ддя военных пенсионеров дополнительными объективными факторами дезадаптации выступает то, что в отличие от гражданских пенсионеров осваивать новый для себя социальный статус им приходится в условиях кардинального изменения социальной среды. Утрачиваются многие устойчивые, привычные для военнослужащего элементы среды и факторы его социальной защищенности, имевшие место в течение всего периода службы в армии. Многие военнослужащие, становясь пенсионерами в возрасте 40-50лет, еще вполне физически здоровы, не имеют серьезных профессиональных заболеваний и ориентированы после увольнения с военной службы на продолжение активной трудовой деятельности в качестве наемных работников на должностях, не относящихся к военной службе. При этом их готовность к социальной и профессиональной самореализации ограничивается порой рядом причин. Так, профессиональная квалификация военных пенсионеров не всегда соответствует профилю гражданских специальностей, а также актуальным запросам рынка труда. На современном рынке труда наблюдается дефицит спроса на работников пенсионного возраста, а работодатели нередко отдают предпочтение более молодым сотрудникам. Кроме того, у бывших военнослужащих отсутствуют достаточно важные для современного работодателя опыт и навыки работы в условиях рыночной экономики.

Серьезной проблемой для бывших военнослужащих является их информационная и методическая неподготовленность к действиям на рынке труда, к грамотному поиску подходящей работы или профиля переподготовки. Как правило, бывшим военнослужащим сложнее ориентироваться не просто в мире гражданских профессий, но даже в источниках информации о них, сложно адекватно соотносить свои возможности с требованиями различных гражданских профессий, грамотно выстраивать взаимодействие с людьми, от которых зависит принятие решения о трудоустройстве (работниками служб занятости, кадровых агентств, сотрудниками служб персонала, руководителями). Необходимость осваивать новые социальные роли приводит к расширению круга лиц, с которыми военный пенсионер должен вступать в деловые коммуникации для решения различного круга вопросов, связанных со своим новым социальным статусом и социальными статусами членов его семьи. При этом, опыт

и навыки подобного рода деловых коммуникаций у военных пенсионеров не всегда сформированы в силу отсутствия потребности в них в период военной службы.

Актуальность, цель и организация эмпирического исследования

Отметим широкий исследовательский интерес к изучению различных аспектов адаптации военнослужащих. Внимание исследователей долгие годы было в большей степени сфокусировано на процессах адаптации, происходящих внутри Вооруженных сил (Буянов, 1996, Сенокосов, 1989, Страданченков, 1994, Яблонко, 1982 и др.). Среди современных исследований адаптационных ресурсов военнослужащих можно назвать работы Ю. М. Кудрявцева (2017) и В. Е.Уткина (2018). Проведенный анализ позволяет говорить о том, что достаточно научно проработанными в настоящее время являются различные теоретико-методологические аспекты социальной адаптации военнослужащих. В то же время значительно меньше исследовательского внимания уделено изучению различных психологических факторов адаптации военнослужащих. Среди современных исследований, направленных на изучение различных психологических аспектов адаптации бывших военнослужащих к условиям гражданской жизни, можно назвать работы А. Ю. Беловой (2004), С. В. Величко (2004), В. Г. Чайка (2014) и др.

Однако проведенные исследования не позволяют увидеть адаптацию бывших кадровых военнослужащих как процесс, обусловленный особенностями формирования и проявления их личностно-психологических характеристик. Сказанным определяется актуальность заявленной темы исследования.

Изучение личностно-психологических детерминант адаптационной готовности пожилого человека в посттрудовой период жизни имеет перспективу, будучи основанным на сложившихся в психологии традициях субъектной парадигмы. Если поздний период жизни и конкретно пенсионный возраст рассматривать как период существенных изменений, то пожилой человек, пенсионер как субъект жизнедеятельности — это субъект изменений и развития основных условий своего бытия. Субъектность личности выступает в качестве уровневого показателя (Рубинштейн, 2003; Барабанщиков, 2006). Это позволяет использовать ее ключевые характеристики, такие как активность, самоопределение, самодетерминация, самоактуализация, саморазвитие, самосовершенствование, для оценки уровня адаптационной готовности личности в ситуациях изменений.

В контексте нашего исследования в качестве одной из характеристик субъект-ности и детерминант адаптационной готовности человека пожилого возраста выступает уровень его самоактуализации. Связь данного понятия именно со зрелым возрастом подчеркивает А. Маслоу, определяя самоактуализацию как достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, как личностную зрелость. Самоактуализация по А. Маслоу — это не процесс, а результат. А самоактуализированный человек — это человек, достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди (Фейдимен, 1994).

Цель представляемого эпизода проводимого исследования состояла в том, чтобы с позиций дифференцированного подхода проанализировать характеристики эмоциональной сферы военных пенсионеров как детерминанты их адаптационной готовности к изменению социального статуса.

Для достижения обозначенной цели были поэтапно решены ряд эмпирических задач.

На первом этапе работ была сформирована основная выборка из числа военных пенсионеров. В состав выборки вошли 48 респондентов в возрасте от 39 до 79 лет. Для сравнения исследуемых личностных характеристик также была сформирована контрольная выборка испытуемых из числа гражданских пенсионеров. Объем контрольной выборки составил 43 человека, в возрасте от 55 до 77 лет.

В сформированных выборках была проведена диагностика характеристик эмоциональной сферы респондентов с применением методики Н.Холла «Эмоциональный интеллект», предназначенной для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений (Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002). Эмоциональный интеллект рассматривается как комплексная характеристика эмоциональной сферы личности (Гоулман, 2013; Ершова, 2016; Шабанов, 2014; Bar-On R., Parker J., 2000), как фактор, оказывающий существенное влияние на различные аспекты жизни человека (Хлевная, Е. Л.Южанинова, Л. А., 2013 Boyatzis R. Е., Goleman D., Rhee К., 2000; Goleman D., 2001; Goleman D., 1995;). Исследователи отмечают его регулирующую роль (Закарян, 2018; Носенко, Коврига, 2003; Matthews, Zeidner, 2000; Cherniss С., 2001). В ряде исследований подчеркивается взаимосвязь эмоционального интеллекта с проявлением различных адаптивных стратегий личности (Андреева, 2015; Ciarrochi J.V., 2002; Clore G.L., Ortony A, 2000); Dulewicz V., Higgs M., 2000; MacCann C., Matthews G., Zeidner M., Roberts R. D., 2003;), с эффективностью адаптационных процессов, адаптационного поведения личности (Дегтярев, Дегтярева, 2018; Крайторов, 2017; Matthews G., Zeidner М., 2000; Zeidner М., Matthews G., Roberts R. D., 2004).

Используемая диагностическая методика позволила проанализировать такие аспекты эмоционального интеллекта респондентов, как:

- эмоциональная осведомленность — осознание и понимание своего внутреннего состояния, умение распознавать свои эмоции;

- управление своими эмоциями — эмоциональная гибкость; умение контролировать собственные эмоции и использовать их для достижения своих целей;

- эмпатия — понимание, какие чувства и эмоции испытывают другие люди в тот или иной момент;

- управление эмоциями других людей — умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей, использовать их эмоции для достижения своих целей;

- самомотивация — управление своим поведением за счет управления эмоциями, умение мотивировать себя с помощью эмоций.

Сравнение характеристик эмоциональной сферы респондентов в двух выборках (гражданских и военных пенсионеров) и проверка статистической достоверности различий между ними осуществлялась с применением ф5 — критерия Фишера (углового преобразования Фишера) (Сидоренко, 2001). Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Критические значения критерия Фишера (0,0 1 0,05) находятся в диапазоне: 1,64-2,31: ф* ^ 1,64 свидетельствует о незначимости отличий сравниваемых показателей, а ф* ^ 2,31 является показателем высокого уровня достоверности различий, в этом случае исследователь отмечает, что фэжи. > фкр., это позволяет утверждать: различия находятся в зоне статистической значимости.

С применением Краткой шкалы измерения самоактуализации (Jones A., Crandall R, 1986; Хьелл, Л., Зиглер, Д., 1998) ставилась задача диагностировать и сравнить

уровни самоактуализации респондентов в основной и контрольных выборках. Уровень самоактуализации респондентов (высокий, средний, низкий) определялся суммарным количеством набранных баллов.

Далее решалась задача сопоставления уровня самоактуализации испытуемых и характеристик их эмоциональной сферы, рассмотрения их возможной взаимосвязи. Для определения тесноты (силы) и направления корреляционной связи между сравниваемыми признаками был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs).

Последовательное решение обозначенных эмпирических задач позволило провести предварительную проверку следующих гипотез:

1) характеристики эмоциональной сферы военных пенсионеров имеют особенности, обусловленные спецификой их предшествующего профессионального и жизненного опыта.

2) уровень самоактуализации личности в пенсионном возрасте связан с особенностями ее эмоциональной сферы.

3) характеристики эмоциональной сферы личности можно рассматривать как одну из детерминант адаптационной готовности пенсионеров к изменениям в социальном статусе.

Результаты и их обсуждение

По результатам диагностики установлено, что показатели интегративного эмоционального интеллекта у большинства респондентов в группе военных пенсионеров (N0CH.) соответствуют низкому уровню. 86,9% испытуемых (43 чел.) имеют низкие интегративные показатели, 10,4% испытуемых (5 чел.) — средние. Высокий уровень исследуемой характеристики в данной выборке отмечен не был. Диапазон индивидуальных оценок респондентов в выборке по показателю интегрального эмоционального интеллекта от - 19до43 баллов.

Аналогичное соотношение низких и средних оценок в основной выборке зафиксировано и по отдельным парциальным шкалам, а именно таким, как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, эмпатия, распознавание эмоций других людей. По всем указанным шкалам низкий уровень оценок отмечен у 86,9% испытуемых (43 чел.), средний уровень — у 10,4% испытуемых (5 чел.). В то же время результаты диагностики зафиксировали в данной выборке более высокий уровень показателей по шкале самомотивации, где средний уровень характерен для 20,8% респондентов (10 чел.), низкий — для 79,2% испытуемых (38 чел.).

Результаты диагностики в контрольной выборке имеют более дифференцированный характер. В выборке представлены респонденты с разными уровнями по всем диагностируемым параметрам эмоционального интеллекта. Большинство респондентов имеют средние показатели интегративного эмоционального интеллекта — 41,9% (18 чел.). У 18,6% респондентов (8 чел.) диагностирован высокий интегративный уровень эмоционального интеллекта. 39,5% (17 чел.) имеют низкий уровень по данному показателю. Диапазон индивидуальных оценок респондентов по показателю интегрального эмоционального интеллекта представлен значениями от -1до 79 баллов, что несколько шире, чем в основной выборке.

Проверка статистической достоверности различий между характеристиками эмоционального интеллекта респондентов в основной и контрольной выборках с применением ф5 — критерия Фишера позволяет говорить об их значимости (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение основной и контрольной выборок по показателям интегративного эмоционального интеллекта (ИЭИ)

Table 1. Comparison ofthe main andcontrolsamples by indicators ofintegrative emotional intelligence (IEI)

Выборки Количество испытуемых с различным уровнем ИЭИ (абс./%)

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Военные - 5/10,4% 43/86,9%

пенсионеры (Мосн. = 48чел.)

Гражданские 8/18,6% 18/41,9% 17/39,5%

пенсионеры №онтр. = 43 чел.)

Достоверность различий — Достоверны ф эмп. = Ъ,577 Достоверны фэмп. ~ 5,23

Доля обследованных гражданских пенсионеров в контрольной выборке со средним уровнем интегрального эмоционального интеллекта значимо превышает долю обследованных военных пенсионеров с аналогичным уровнем исследуемого качества (18 чел./41,9% и 5 чел. / 10,4% соответственно, уэмп. = 3,577). И, наоборот, доля обследованных гражданских пенсионеров в контрольной выборке с низким уровнем интегрального эмоционального интеллекта значимо ниже доли обследованных военных пенсионеров с аналогичным уровнем исследуемого качества (17/39,5% и 43/ 86,9% соответственно, уэм„. = 5,23).

Сравнение выборок по парциальным шкалам эмоционального интеллекта также подтвердило некоторые статистическидостоверные различия (табл. 2).

Так, уровень эмоциональной осведомленности в группе гражданских пенсионеров выше по сравнению с уровнем данного показателя в группе военных пенсионеров. Об этом свидетельствуют подтвержденные статистически различия между долями выборок со средним и низким уровнем по данной характеристике (фа«и.= 3,343 и уэмп = 5,363 соответственно). Более высокие значения показателей эмпатии и умения распознавать эмоции других людей в группе гражданских пенсионеров также подтверждены статистически. При сравнении долей выборок со средними и низкими уровнями эмпатии фэмп = 3,119 и 5,586 соответственно. Для долей выборок со средними и низкими уровнями умения распознавать эмоции других людей уэм„ = 4,02 и 5,363.

О более высоком уровне таких характеристик эмоциональной сферы, как управление своими эмоциями и самомотивация в группе гражданских пенсионеров, можно говорить на основании зафиксированных статистически различий между долями выборок с низким уровнем по данным парциальным шкалам эмоционального интеллекта (фэмп = 5,815 и 6,782 соответственно).

Установлено, что в обеих выборках представлены испытуемые с разными уровнями самоактуализации, диагностированными с применением Краткой шкалы измерения самоактуализации. Доля респондентов с высоким уровнем самоактуализации в сравниваемых выборках оказалась одинакова — 20,8% в основной выборке (10 чел.) и 20,9% в контрольной выборке (9 чел.). Среди военных пенсионеров и средний, и низкий уровни самоактуализации отмечены у 39,6% респондентов

Таблица 2. Сравнение основной и контрольной выборок по парциальным шкалам эмоционального интеллекта (ЭИ)

Table 2. Comparison ofthe main and control samples on partial scales ofemotional intelligence (EI)

Шкалы ЭИ Сравниваемые показатели фэмп Достоверность

Эмоциональная Noc„.cpeaH. 2 = 5(10,4%) ^ 3,343 р <0,05 осведомленность (ЭО) NK0Hmp. сре3н.2 = 17(39,5%)

Noch. низк. Z = 43(86,9%) - 5,363 р < 0,05

^контр. низк. Z _ 17(39,5^)

Управлениесвоими N0CH. среа„. Z = 10(20,8%) ^ 5,815 недостоверны эмоциями (УЭ) NK0Hmp. средн. Z = 28(65,1%)

Noch. низк. Z = 43(86,9%) - 6,782 р < 0,05

N контр, низк. Z = 11(25,6%)

Самомотивация(СМ) N0Ch. среЗн. Z = 10(20,8%) ^ 1,27 недостоверны

NK0Hmp. средн. Z = 14(32,65%)

Noch. низк. Z = 38(79,2%) - 3,519 р < 0,05

^контр. HU3K. Z _ 19(44,1^)

Эмпатия(Э) Noc„.cpea„.Z = 5(10,4%)- 3,119 р <0,05

Nконтр. средн. Z _ 16(37,2^)

Noch. низк. Z= 43(86,9%) - 5,586 р < 0,05

NK0Hmp. низк. Z= 16(37,2%)

Распознавание эмоций N0Ch. средн. Z= 5(10,4%) ^ 4,02 р < 0,05 других людей (РЭД) NKoHmp. средн. Z= 20(46,5%)

Noch. низк. Z = 43(86,9%) - 5,363 р < 0,05

N контр, низк. Z _ 17(39,5^)

(по 19 чел.) В группе гражданских пенсионеров более чем у половины респондентов (55,8%) зафиксирован средний уровень самоактуализации (24 чел.). Низкий уровень диагностирован у 23,3% испытуемых (10 чел.).

Был проведен анализ взаимосвязи уровней самоактуализации и характеристик эмоционального интеллекта испытуемых в основной и контрольной выборках (табл. 3).

В обеих выборках отмечены значимые корреляционные взаимосвязи уровня самоактуализации и характеристик эмоциональной сферы испытуемых.

Так, в основной выборке уровень самоактуализации положительно коррелирует с интегральным эмоциональным интеллектом (г = 0,533). В контрольной выборке также отмечена положительная корреляция данных показателей (г = 0,512). Это означает, что высокому уровню самоактуализации испытуемых соответствуют высокие значения их интегрального эмоционального интеллекта. И, наоборот, сниженные показатели интегрального эмоционального интеллекта более характерны для испытуемых с низким уровнем самоакуализации.

Наиболее тесная корреляционная взаимосвязь уровня самоактуализации прослеживается с такими структурными составляющими эмоционального интеллекта, как управление эмоциями и самомотивация респондентов. Так, в основной выборке уровень самоактуализации положительно коррелирует с уровнем управления эмоциями (г = 0,685). Менее выражена, но также имеет положительный характер

Таблица 3. Корреляционная матрица достоверных (р < 0,05) взаимосвязей уровней самоактуализации и характеристик эмоционального интеллекта в основной выборке (N0CH. = 48) и контрольной выборке (NK0Hmp. = 43)

Table 3. Correlation matrix ofreliable (p < 0.05) relationships between the levels ofself-actualization and characteristics ofemotional intelligence in the main sample (Nmajn = 48) and the control sample (Ncontroi = 43)

ИЭИ ЭО УЭ СМ Э РЭД

Основная выборка (N0CH.= 48)

Уровень СА 0,533 0,117 0,685 0,343 -0,103 0,186

Контрольная выборка (NK0Hmp.= 43)

Уровень СА 0,512 0,218 0,598 0,376 -0,121

корреляционная взаимосвязь с уровнем самомотивации (г = 0,343). В контрольной выборке тенденции аналогичны. Высокому уровню самоактуализации респондентов соответствует высокий уровень их умения управлять эмоциями и высокий уровень их самотивации. Корреляционные показатели г = 0,598 и г = 0,376 соответственно.

На уровне тенденций в основной выборке проявилась положительная корреляция уровня самоактуализации и эмоциональной осведомленности респондентов (г = 0,117), а также положительная корреляция по линии самоактуализация — умение распознавать эмоции других людей (г = 0,186). Как некоторая отрицательная тенденция зафиксирована взаимосвязь уровня самоактуализации и эмпатии (г = -0,103).

Результаты корреляционного анализа в контрольной выборке аналогичны. Так, отмечена положительная тенденция взаимосвязи высокого уровня самореализации респондентов и уровня их эмоциональной осведомленности (г = 0,218) и отрицательная корреляционная тенденция по линии самоактуализация — эмпатия респондентов.

Выводы

В ходе исследования получили предварительное подтверждение высказанные гипотезы:

1. Отмечены некоторые характерные особенности эмоциональной сферы военных пенсионеров. Можно предположить, что диагностированные в ходе исследования более низкие, по сравнению с гражданскими пенсионерами, параметры эмоционального интеллекта обусловлены спецификой предшествующего профессионального и жизненного опыта военных пенсионеров, отсутствием условий для формирования отдельных умений и навыков в эмоциональной сфере, отсутствием необходимости их использования в процессе коммуникаций в период прохождения военной службы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Учитывая выявленные в ходе исследования корреляционные взаимосвязи уровня самоактуализации личности в пенсионном возрасте с особенностями эмоционального интеллекта, можно рассматривать характеристики эмоциональной сферы пожилых людей в качестве одной из детерминант их уровня самоактуализации. Уровень самоактуализации пенсионеров (независимо от особенностей их пенсионного статуса) определяется сформированностью таких характеристик, как умение управлять своими эмоциями, эмоциональная гибкость, умение подчинять собственные эмоции и использовать их для достижения своих целей, а также умение управлять своим поведением за счет управления эмоциями, умение мотивировать себя с помощью эмоций.

3. Представленное теоретическое обоснование взаимосвязи самоактуализации личности и ее адаптационной готовности к ситуациям жизненных изменений позволяет рассматривать характеристики эмоциональной сферы человека пенсионного возраста в качестве одной из детерминант, определяющих специфику его адаптационной готовности и позволяющих решать как простые, так и сложные адаптационные задачи, возникающие в критический период выхода на пенсию. Опираясь на полученные эмпирические данные, можно предположить, что развитие человеком на протяжении жизни умений и навыков, входящих в структуру эмоционального интеллекта, обеспечивает ему ресурсные возможности для формирования адаптационной готовности к изменениям на поздних этапах онтогенеза.

Несомненно, представленные результаты можно рассматривать в качестве промежуточных, а их интерпретация обусловливает постановку вопросов для следующего этапа исследования. В частности, целесообразно на большем объеме эмпирической выборки проанализировать особенности эмоциональной сферы пенсионеров с учетом их тендерных и возрастных характеристик, особенностей предшествующего выходу на пенсию профессионального опыта, а также ряда особенностей актуального статуса пенсионеров, и определить их детерминирующую роль в формировании адаптационной готовности.

Библиографический список

Ананьев, Б. Г. (1969). Человек как предмет познания. Ленинград: Издательство Ленинградского университета.

Андреева, И. Н. (2015). О становлении понятия «эмоциональный интеллект». Вопросы психологии, 5, 83-95.

Анохин, П. К (1984). Эмоции. В В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер (ред.) Психология эмоций.

Тексты (170-194). Москва: Просвещение. Барабанщиков, В. А. (2006). Психологическая наука на изломе времен. История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее. Москва: Ин-т психологии РАН. Белова, А. Ю. (2004). Психологическое сопровождение социальной адаптации военнослужащих,

уволенных в запас и членов их семей (Автореферат кандидатской диссертации). Тверь. Бреслав, Г. М. (2004). Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Москва:

Смысл; Издательский центр «Академия». Буянов, В. И. (1996). Социально-психологическая адаптация молодых офицеров к военной службе. Москва.

Величко, С. В. (2004). Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке

к гражданской жизни (Автореферат кандидатской диссертации). Таганрог. Вилюнас, В. К. (1984). Основные проблемы психологической теории эмоций. В В. К. Вилю-нас, Ю. Б. Гиппенрейтер (ред.). Психология эмоций. Тексты. (3-28). Москва: Просвещение. Гоулман, Д. (2013). Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем ¡О.

Москва: Манн, Иванов и Фербер. Григорьева, М. В. (2014). Понятийный аппарат психологии адаптации личности. Известия Саратовского ун-та. Новая серия Серия Акмеология образования. Психология развития, 3, 259-262.

Дегтярёв, А. В., Дегтярёва, Д. И. (2018). Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте. Психология и право, 8(1), 44-62. Ершова, Р. В. (2016). Эмоциональный интеллект: теория и практика исследования. В Практическая психология образования 21 века: проблемы и перспективы (34-37). Коломна: КГПИ.

Закарян, К. А. (2018). Эмоциональный интеллект как разновидность человеческого капитала и исследования на тему эмоционального интеллекта. Актуальные научные исследования в современноммире, 6-4,124-127.

Изард, К. Э. (1999). Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер.

Киреева, Т.И. (2017). Психологические признаки старения. Клинические и фундаментальные аспекты геронтологии. Сборник научных статей. Режим доступа http://gerontolog.info/ docpdf/mayl7/samara2017.pdf

Крайторов, А.Н. (2017). Эмоциональный интеллект как интегративный феномен психологического знания в структуре социального и общего интеллекта. Научный альманах, 4-2(30), 212-215.

Кудрявцев, Ю. М., Уткин, В. Е. (2018). Реализация психолого-педагогических условий военно-профессиональной адаптации курсантов. Молодежь. Образование. Наука, 1-1(1), 171-176.

Леонтьев, А. Н. (1984). Потребности, мотивы, эмоции. В.К. Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер (ред.). Психология эмоций. Тексты (162-171). Москва: Просвещение.

Липунова, О. В. (2014). Эмоции, поведение и личность как психологическая проблема. Современные проблемы науки и образования, 6. Режим доступа http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=15507

Носенко, Е. Л., Коврига, Н. В. (2003). Емоцшний штелект: концептуалшзащя феномену, основш функцп. Ктав: Вища школа.

Рубинштейн, С. Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петребург.

Сенокосов, Ж. Г. (1989). Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Сидоренко, Е. В. (2001). Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь».

Страданченков, А. С. (1994). Социальная адаптация молодых солдат к воинской службе (Кандидатская диссертация). Барнаул.

Фейдимен, Дж.Фрейгер, Р. (1994). Личность и личностный рост. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации. Москва: Российский открытый Университет.

Фетискин, Н. П., Козлова, В. В., Мануйлов, Г. М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института Психотерапии.

Хлевная, Е.Л.Южанинова, Л. А. (2013). Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Хьелл, Л., Зиглер, Д. (1998). Теорииличности. Санкт-Петербург: Издательство «Питер».

Чайка, В. Г. (2014). Социально-психологическая адаптация офицеров в трудовой деятельности (Автореферат кандидатской диссертации). Москва.

Шабанов, С.Алёшина, А. (2014). Эмоциональный интеллект. Российская практика. Москва: Манн, Иванов и Фербер.

Шамионов, Р. М. (2015). Адаптационная готовность личности — субъекта социального взаимодействия. Известия Саратовского университета. Новая Серия. Философия. Психология. Педагогика, 15(4), 106-112

Яблонко, В. Я. (1982). Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения (Кандидатская диссертация). Москва.

Bar-On, R. (2000). Emotional and Social Intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory. In R. Bar-On, J. D. A. Parker, (Eds.). Handbook of emotional intelligence (pp. 363-388). SanFrancisco SanFrancisco: Jossey-Bass.

Boyatzis, R. E., Goleman, D., Rhee, K. (2000). Clustering Competence in Emotional Intelligence: Insights from the Emotional Competence Inventory. In R. Bar-On, J. D.A.Parker, (Eds.). Handbook ofEmotional Intelligence (pp. 343-362). San Francisco: Jossey-Bass.

Cherniss, С. (2001). Emotional Intelligence and Organizational Effectiveness. InC.Cherniss, D.Goleman (Eds.) The Emotionally Intelligent Workplace (pp. 3-12). SanFrancisco: Jossey-Bass. Ciarrochi, J. V., Dean, F. P., Anderson, S. (2002). Emotional Intelligence Moderates the Relationship

between Stress and Mental Health. PersonalityandlndividualDifferences, 32,197-209. Clore, G. L., Ortony, A. (2000). Cognition in Emotion: Sometimes, always, or Never? InR.D.Lane,

L. Nadel (Eds.) Cognitive neuroscience ofemotion. New York: Oxford University Press. Dulewicz, V., Higgs, M. (2000). Emotional Intelligence: A Review and Evaluation Study. Journal of

ManagerialPsychology, 15, 341-372. Goleman, D. (2001). An El-based Theory of Performance. In C. Cherniss, D. Goleman (Eds.) The

Emotionallylntelligent Workplace (pp. 27-43). SanFrancisco: Jossey-Bass. Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, Inc.

Jones, A., Crandall, R. (1986). Validation of a Short Index of Self-Actualization. Personality and

SocialPsychologyBulletin, 12, 63-73. MacCann, C., Matthews, G., Zeidner, M., Roberts, R. D. (2003). Psychological Assessment of Emotional Intelligence: A Review of Self-Report and Performance-Based Testing. International JournalofOrganizationalAssessment, 11, 247-274. Matthews, G., Zeidner, M. (2000). Emotional Intelligence, Adaptation to Stressful Encounters, and Health Outcomes. In R. Bar-On, J. D. A. Parker (Eds.). Handbook of Emotional Intelligence (pp. 459-489). New York: Jossey-Bass. Shamionov, R. M. (2014). Adaptational Potential and Subjective Well-Being of Comprehensive School Graduates and First Year Students of Higher Educational Institutions. Procedia - Social andBehavioralSciences, 131, 51-56. Zeidner, M., Matthews, G., Roberts, R. D. (2004). Emotional Intelligence in the Workplace: A Critical Review. AppliedPsychology: An InternationalReview, 5, 371-399.

Статья поступила в редакцию 24.05.2020 Статья принята к публикации 20.06.2020

Для цитирования: Лаврова О. А. Характеристики эмоциональной сферы военных пенсионеров как детерминанты их адаптационной готовности к изменениям в социальном статусе.— Южно-российскийжурнал социальных наук. 2020. Т. 21. № 2. С. 111-125.

CHARACTERISTICS OF THE EMOTIONAL SPHERE OF RETIRED MILITARY PERSONNEL AS DETERMINANTS OF THEIR ADAPTIVE READINESS TO CHANGE IN SOCIAL STATUS O.A.Lavrova

Olga A. Lavrova, Kuban State University, Stavropolskaya Str., 149, Russia, 350040, Krasnodar. E-mail: lavloa@yandex.ru. ORCID: 0000-0002-7341-3653

Abstract. The results of empirical research into the characteristics of the emotional sphere and their interconnection with the level of self-realization of military and civilian pensioners are analyzed in the research within the context of subjective paradigm. In the context of this study, self-updating of a person in retirement age is understood as a subjective characteristic and is regarded as an indicator of their adaptive readiness to significant changes in social status. Emotional intelligence, as a complex characteristic of the emotional sphere of a military pensioner, is investigated as one of the personal and psychological determinants of their adaptive readiness in a given period of life. It has been shown that there are significant differences between military and civilian pensioners in the level of integrative emotional intelligence, as well as in its individual characteristics. It has been suggested that the generally lower levels of emotional intelligence of military pensioners are due to the specifics of their prior professional and life experience which excluded the possibility for the effective formation and development

of individual skills in the emotional sphere. Regardless of the pension status of respondents (military and civilian pensioners), there are significant correlations between the level of their self-actualization and the characteristics of their emotional intelligence. It has been shown that the formation of a number of characteristics of the emotional sphere is typical for a pensioner as a subject of self-realization. Many factors are a determinant of an individual's adaptability to the simple and difficult tasks of life that arise during the critical period of retirement. These include the ability to control your emotions, the emotional flexibility, the ability to subdue your emotions and use them to achieve your goals, the ability to control your behavior by managingyour emotions, and the ability to motivate yourselfwith emotions.

Keywords: emotional intelligence; self-realization of the individual, military retirees, civilian pensioners, adaptive readiness to change in social status, determinants ofadaptive readiness. DOI: 10.31429/26190567-21-2-111-125

References

Anan'yev, B. G. (1969). Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a Subject of Knowledge]. Leningrad Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta.

Andreyeva, I. N. (2015). 0 stanovlenii ponyatiya "emotsional'nyy intellekt" [On the Formation of the Concept of "Emotional Intelligence"]. Voprosypsikhologii [VoprosyPsychologii], 5, 83-95.

Anokhin, P. K. (1984). Emotsii [Emotions]. InK.Vilyunas, Yu.B. Gippenreyter (Eds.) Psikhologiya emotsiy. Teksty [Psychology ofEmotions. Texts] (pp. 170-194). Moskva: Prosveshcheniye.

Barabanshchikov, V. A. (2006). Psikhologicheskaya nauka na izlome vremen. Istoriya otechestvennoy i mirovoy psikhologicheskoy mysli: postigaya proshloye, ponimat' nastoyashcheye, predvidet' budu-shcheye [Psychological Science at the Turn of the Century. The History of Domestic and World Psychological Thought: Comprehending the Past, Understanding the Present, Foreseeing the Future]. Moskva: In-t psikhologii RAN.

Bar-On, R. (2000). Emotional and Social Intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory. In R. Bar-On, J. D. A. Parker (Eds.) Handbook of emotional intelligence (pp. 363-388). San Francisco SanFrancisco: Jossey-Bass.

Belova, A. Yu. (2004). Psikhologicheskoe soprovozhdenie sotsial'noy adaptatsii voennosluzhashchikh, uvolennykh v zapas i chlenov ikh semey [Psychological Support of Servicemen Transferred to the Reserve and Their Families during Their Social Adaptation Period] (Abstract of Candidate Dissertation). Tver'.

Boyatzis, R. E., Goleman, D., Rhee, K. (2000). Clustering Competence in Emotional Intelligence: Insights from the Emotional Competence Inventory. In R. Bar-On, J. D.A.Parker (Eds.) Handbook ofEmotional Intelligence (pp. 343-362). San Francisco: Jossey-Bass.

Breslav, G. M. (2004). Emotsional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve [Emotional Features of Personality Formation in Childhood]. Moskva: Smysl; Izdatel'skiy tsentr "Akademiya".

Buyanov, V. I. (1996). Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya molodykh ofitserov k voennoy sluzhbe [Social and Psychological Readjustment of Young Officers to Military Service]. Moskva: In-t psikhologii RAN.

Chayka, V. G. (2014). Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya ofitserov v trudovoy deyatel'nosti [Social and Psychological Readjustment of Officers to Civil Work Activities after Their Retirement] (Abstract ofCandidate Dissertation). Moscow.

Cherniss, C. (2001). Emotional Intelligence and Organizational Effectiveness. InC.Cherniss, D.Goleman (Eds.) The Emotionally Intelligent Workplace (pp. 3-12). SanFrancisco: Jossey-Bass.

Ciarrochi, J. V., Dean, F. P., Anderson, S. (2002). Emotional Intelligence Moderates the Relationship between Stress and Mental Health. Personality and Individual Differences, 32,197-209.

Clore, G. L., Ortony, A. (2000). Cognition in Emotion: Sometimes, always, or Never? InR.D.Lane, L. Nadel (Eds.) Cognitive Neuroscience ofEmotion. New York: Oxford University Press.

Degtyarev, A. V., Degtyareva, D. I. (2018). Svyaz' psikhologicheskikh granits lichnosti s emotsion-al'nym intellektom i samootnosheniem v yunosheskom vozraste [Connectivity between the

Psychological Boundaries of the Individual with Emotional Intelligence and Self-Relationship in Adolescence]. Psikhologiya i parvo [Psychology and Law], 8(1), 44-62.

Dulewicz, V., Higgs, M. (2000). Emotional Intelligence: A Review and Evaluation Study. Journal of ManagerialPsychology, 15, 341-372.

Ershova, R. V. (2016). Emotsional'nyy intellekt: teoriya i praktika issledovaniya [Emotional Intelligence: Theory and Practice of Research]. In Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya 21 veka: problemy i perspektivy [Practical Psychology of Education in the 21st Century: Problems and Prospects] (pp. 34-37). Kolomna: KGPI.

Fetiskin, N. P., Kozlova, V. V., Manuylov, G. M. (2002). Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnosis of Personal Development and That ofSmall Groups]. Moskva: Izdatel'stvo Instituta Psikhoterapii.

Feydimen, Dzh., Freyger, R. (1994). Lichnost' i lichnostnyy rost. Abrakham Maslou i psikhologiya samoaktualizatsii [Personality and Personal Growth. Abraham Maslow and the Psychology of Self-Actualization]. Moskva: Rossiyskiy otkrytyyUniversitet.

Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence. New York: Bantam Books, Inc.

Goleman, D. (2001). An El-based Theory of Performance. In C. Cherniss, D. Goleman (Eds.) The Emotionallylntelligent Workplace (pp. 27-43). SanFrancisco: Jossey-Bass.

Goulman, D. (2013). Emotsional'nyy intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IO [Emotional Intellect. Why it Can Matter More than 10]. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber.

Grigor'eva, M. V. (2014). Ponyatiynyy apparat psikhologii adaptatsii lichnosti [Concept Apparatus in Psychology of Personality's Adaptation]. Izvestiya Saratovskogo un-ta. Novaya seriya Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology], 3, 259-262.

Hjelle, L., Zigler, D. (1998). Teorii lichnosti [Personality Theories]. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo "Piter".

Izard, K. E. (1999). Psikhologiya emotsiy [The Psychology ofEmotions]. Sankt-Peterburg: Piter.

Jones, A., Crandall, R. (1986). Validation of a Short Index of Self-Actualization. Personality and SocialPsychologyBulletin, 12, 63-73.

Khlevnaya, Ye. L. Yuzhaninova, L. A. (2013). Gde tvoya volshebnaya knopka? Kak razvivat' emotsional'nyy intellect [Where is your Magic Button? How to Develop Emotional Intelligence]. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo "Piter".

Kireeva, T. I. (2017). Psikhologicheskie priznaki stareniya [Psychological Signs of Aging]. In Klinich-eskie ifundamental'nye aspekty gerontologii. Sbornik nauchnykh statey [Clinical and Fundamental Aspects of Gerontology. Collection of Scientific Articles]. Retrieved from http://gerontolog.info/ docpdf/mayl7/samara2017.pdf

Kraytorov, A. N. (2017). Emotsional'nyy intellekt kak integrativnyy fenomen psikhologicheskogo znaniya v strukture sotsial'nogo i obshchego intellekta [Emotional Intelligence as an Integrative Phenomenon of Psychological Knowledge in Structure of Social and General Intelligence]. Nauchnyyal'manakh [ScienceAlmanac], 4-2(30), 212-215.

Kudryavtsev, Yu. M., Utkin, V. E. (2018). Realizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh usloviy voenno-professional'noy adaptatsii kursantov [Implementation of Psychological and Pedagogical Conditions for the Military and Professional Adaptation of Cadets]. Molodezh'. Obrazovanie. Nauka [Youth. Education. Science], 1-1(1), 171-176.

Leont'ev, A. N. (1984). Potrebnosti, motivy, emotsii [Needs, Motives, Emotions]. InK. Vilyunas, Yu.B.Gippenreyter (Eds) Psikhologiya emotsiy. Teksty [Psychology ofEmotions. Texts] (pp. 162171). Moskva: Prosveshchenie.

Lipunova, O. V. (2014). Emotsii, povedenie i lichnost'kak psikhologicheskaya problema [Emotions, Behavior and Personality as a Psychological Problem]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education.], 6. Retrieved from http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=15507

MacCann, C., Matthews, G., Zeidner, M., Roberts, R. D. (2003). Psychological Assessment of Emotional Intelligence: A Review of Self-Report and Performance-Based Testing. International JournalofOrganizationalAssessment, 11, 247-274.

Matthews, G., Zeidner, M. (2000). Emotional Intelligence, Adaptation to Stressful Encounters, and Health Outcomes. In R. Bar-On, J. D. A. Parker (Eds.). Handbook of Emotional Intelligence (pp. 459-489). New York: Jossey-Bass.

Nosenko, E. L., Kovriga, N. V. (2003). Emotsiyniy intelekt: kontseptualiizatsiya fenomenu, osnovni funktsii [Emotional Intellect: Conceptualization of the Phenomenon, Main Functions]. Kiev: Vishcha shkola.

Rubinshteyn, S. L. (2003). Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and Consciousness. Man and the World], Sankt-Petreburg.

Senokosov, Zh. G. (1989). Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya molodykh soldat k voennoy sluzhbe [Socio-psychological Adaptation of Young Soldiers to Military Service] (Abstract of Candidate Dissertation). Moscow.

Shabanov, S. Aleshina, A. (2014). Emotsional'nyy intellekt. Rossiyskaya praktika [Emotional Intelligence. Russian Practice]. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber.

Shamionov, R. M. (2014). Adaptational Potential and Subjective Well-Being of Comprehensive School Graduates and First Year Students of Higher Educational Institutions. Procedia - Social andBehavioralSciences, 131, 51-56.

Shamionov, R. M. (2015). Adaptatsionnayagotovnost'lichnosti — sub'yekta sotsial'nogo vzai-modeystviya. Izvestiya Saratovskogo universiteta [Adaptation Readiness of The Personality as a Subject of Social Interaction]. Novaya Seriya. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [Izvestiya ofSaratovUniversity. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy], 15(4), 106-112.

Sidorenko, E.V. (2001). Metody matematicheskoy obrabotki v psikhologii [Methods of Mathematical ProcessinginPsychology]. SPb.: OOO "Rech'".

Stradanchenkov, A. S. (1994). Sotsial'naya adaptatsiya molodykh soldat k voinskoy sluzhbe [Social Adaptation ofYoung Soldiers to Military Service] (Candidate Dissertation). Barnaul.

Velichko, S. V. (2004). Adaptatsionnyy potentsial voennosluzhashchikh vpsikhologicheskoy podgotovke k grazhdanskoy zhizni [Adaptive Capacity of Military Personnel in Psychological Preparation for Civilian Life] (Abstract of Candidate Dissertation). Taganrog.

Vilyunas, V. K. (1984). Osnovnye problemy psikhologicheskoy teorii emotsiy [The Main Problems of the Psychological Theory of Emotions.]. In V. K. Vilyunas, Yu. B. Gippenreyter (Eds). Psikhologiya emotsiy. Teksty [Psychology ofEmotions. Texts] (pp. 3-28). Moskva: Prosveshchenie.

Yablonko, V.Ya. (1982). Psikhologicheskiye osobennosti adaptatsii kursantov k uchebnoy, sluzhebnoy i obshchestvennoy deyatel'nosti v usloviyakh vysshego voyenno-uchebnogo zavedeniya [Psychological Features of the Adaptation of Cadets to Educational, Professional and Social Activities at a Higher Military School] (Candidate Dissertation). Moscow.

Zakaryan, K. A. (2018). Emotsional'nyy intellekt kak raznovidnost' chelovecheskogo kapitala i issledovaniya na temu emotsional'nogo intellekta [Emotional Intelligence as a Form of Human Capital and Research on Emotional Intelligence]. In Aktual'nye nauchnye issledovaniya vsovre-mennom mire [Actual Scientific Research in the Modern World]. 6-4,124-127.

Zeidner, M., Matthews, G., Roberts, R. D. (2004). Emotional Intelligence in the Workplace: A Critical Review. AppliedPsychology: An InternationalReview, 5, 371-399.

Received 24.05.2020 Accepted 20.06.2020

For citation: Lavrova O.A. Characteristics of The Emotional Sphere of Retired Military Personnel

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

as Determinants of Their Adaptive Readiness to Change in Social Status. — South-Russian Journal

ofSocial Sciences. 2020. Vol. 21. No. 2. Pp. 111-125.

© 2020 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.