Научная статья на тему 'Характеристики двухсекционного тормозного крана автомобиля ЗиЛ-5301 АО'

Характеристики двухсекционного тормозного крана автомобиля ЗиЛ-5301 АО Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
222
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Амирсейидов Ш. А.

Приводится математическая модель тормозного крана, которая может быть использована для прогнозирования и анализа автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Амирсейидов Ш. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical model of the braking crane which can he used for prediction and the analysis of the vehicles being under maintenance are instanced.

Текст научной работы на тему «Характеристики двухсекционного тормозного крана автомобиля ЗиЛ-5301 АО»

№ 3

2007

629.35 1

X Л РЛ KT F. Р И CT И К И Д ВУ XCF К Ц И о 11Н ОI О ТО Р М ОЗI IО ГС ) К РА11 л

А ВТО М О в И Л Я i И л -53 01 Л()

l/pit(iO()m>ic>i MiuncMinninwchtiH Moden> mop.\tovio.'o Kpana. Komopau Mo.veem oi,iiiii> iicno.ihjoauua d.nt n/>aeitoinpo«aiiti>i n ana.inia aemompamnopmithix epedema. naxodnitiitxcn « jKen i\aniui(nit.

Mathematical model of the braking crane which can he use!for prediction ami the analysis of the vehicles being under ma intenance are instanced.

Анализ причин дорожно-транспортных происшествий (ДТП) показывает, что часть их происходит из-за неудовлетворительного технического состояния автотранспортных средств (АТС) и дорожных условий. По данным официальной статистики ВМИ1ШД МИД России, доля ДТ11. обусловленных неудовлетворительным техническим состоянием АТС. составляет 15 % от общего количества. Наиболее частые причины ДТП по неисправности в тормозных системах — несоответствие выходных характеристик ппевмоузлов 'техническим условиям завода-изготовителя, утечка воздуха из магистрали, разрыв шлангов и диафрагм тормозных камер, изнашивание или замасливание фрикционных накладок, осевая и бортовая неравномерность тормозных сил, чрезмерное время срабатывания тормозного привода'. На долю тормозных систем приходится в среднем 44,9 % от общего количества ДТП по причине неисправности АТС.

Следовательно, существенного снижения ДТ11 можно достигнуть путем разработки эффективной системы кон троля технического состояния тормозных систем автомобилей, находящихся в эксплуатации. Одним из основных устройств, характеристики которого влияют на эффективность торможения, является тормозной крап. Оцепим техническое состояние тормозного крана автомобиля 3HJI-5301 АО и его выходные характеристики при углубленном диагностировании.

11ри проведении экспериментальных исследований сжатый воздух подавался па входы верхней и нижней секций тормозного крана.

Соотношение между усилием на педали />[ j и давлением па выходе тормозного крана Р{) определяется коэффициен том преобразования тормозного крапа |2j:

где АРп- начальная нечувствительность тормозного краиа; /,||1ач — максимальное давление на входе тормозного крана; Рим - усилие на педали, при котором давление на выходе тормозного крана становится равным давлению на входе.

Ппж. И LA. ЛМИРСЕИИДОВ

(I)

при PiM > Р

im

* I OCT I' 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. — М.: ГОСТСТАИДЛРТ РОССИИ. 2001. — 27 е.

№ 3 2007

Проведем оценку выходных характеристик тормозного крана автомобиля ЗИЛ-5301 АО, находящегося в эксплуатации. В табл. 1 приведены результаты испытания. Состояние тормозной системы: разрегулирован привод тормозного крана; ход педали не соответствовал значению заводских данных.

Таблица 1

Номер испытания Усилие на педали Р Н Давление в системе Рп, бар Р01» бар, секция 1 Р02, бар, секция 2 Р' ныл

1 49 7,0 0 0 0

2 98 7,0 0,9 1,0 2,0

3 147 7,0 1,8 2,0 3,7

4 196 7,0 2,7 3,0 5,1

5 243 7,0 3,9 4,2 7,0

6 294 7,0 4,1 4,5 7,0

7 350 7,0 4,2 4,6 7,0

Рп, Ри1 — давления на выходе секций тормозного крана; р* —давление на выходе тормозного крана по заводским данным.

Из приведенных данных видно, что давления на выходе секций тормозного Крана не соответствуют требуемым значениям.

После восстановления хода педали в соответствии с требованиями завода изготовителя характеристики тормозного крана Руп и Р(П приближаются к требуемым значениям (табл. 2). * ^

Таблица 2

Номер испытания Усилие на педали Рп, Н Давление в системе Р0, бар Лл> баР> секция 1 Ли» бар, секция 2 Р* ЙЫХ

1 49 7,0 0 0 0

2 98 7,0 1,9 2,0 2,0

3 147 7,0 3,2 3,3 3,7

4 196 7,0 4,0 4,2 5,1

5 243 7,0 5,0 5,3 7,0

6 294 7,0 6,0 6,2 7,0

7 350 7,0 6,2 6,4 7,0

Экспериментальная и заводская характеристики тормозного крана представлены на рис. 1.

Отклонения давлений на выходе тормозного крана (табл. 1 и 2) составили: при усилии на педали Рп = 98 Н, 8 = 50 % при усилии на педали Р = 250 Н; 5 = 27,4%.

Зная коэффициенты преобразования секций 1,2 тормозного крана, находим давления воздуха на выходе секций тормозного крана в зависимости от усилия на педали:

М'З

2007

(2)

Р =Р IV-

' I)! ' II "и

Р = Р IV

о: ' и

где И',. Ж,— коэффициенты преобразования соответствующих секции: Рп — усилие па педали.

а

VO 7 IB

I ^

X

о х го О

г а о н ф d о

X

2

Л

ш

(О X

ф 1

X

ф

с; о м

Л о

4

3

50/ 100 150 200 250 300 Усилие на педали, Н

.Ml

Рис. I. Экспериментальные зависимости давления на выходе секций тормозною крана от усилия на педали: — ■— | _ давление на выходе секции I до регулирования хода тормозной педали: - х- 2 — давление па выходе секции 2 до регулирования хода гормознон педали: —А— 3 — деление на выходе секции I после регулирования хода тормозной педали: —♦■— 4 — давление па выходе секции 2 после регулирования хода

тормозной педали: • • • • 5 —заводская характеристика

Зная расчетные или экспериментальные выходные характерис тики секций тормозного крана, находим давление тормозной жидкости на выходе главного тормозного цилиндра по выражению

Р = Р д (3)

' ГЛ ' Ч ,, ' V

''ni

где Р0 — давление воздуха в камере пневмогидроусилителя (ИГУ); /-' — площадь диафрагмы камеры ИГУ: /•'—площадь поршня главного тормозною цилиндра. Тогда тормозные силы на осях автомобиля буду т равны:

ХЯХ1=2(Рп,-АГ,)В,: £ЯА-2~2(Г,:,-ЛГ2)В2. (4)

где В], В^— комплексные параметры тормозных механизмов передней и задней осей (коэффициенты пропорциональност и, которые находятся расчетным или экспериментальным путем); Л/',, АР, —потери давления па преодоление усилий стяжных пружин и сил трепня в тормозных механизмах; Р'ГЛ - давление на выходе после регуляторов тормозных сил, установленных в гидроприводе тормозной системы.

Установившееся замедление при торможении составляет

./' v.т= " ^ - (5)

М

М> 3 2007

где М3 — масса автомобиля.

Таким образом, зная характеристики тормозного крана, полученные расчетным или экспериментальным путем, можно прогнозировать эффективность работы тормозной системы автомобилей, находящихся в эксплуатации.

629.351

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ В РАЗЛИЧНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Ст. препод. Р.А. ДАВЛАТШОЕВ

Праведен анализ торможения автомобиля маю,'о класса ВАЗ 2IOS па горизонтальной дороге с максимальным уклоном а-10", допускаемый действующими строительными нормами и правилами (СНиП). Расхож дение расчетно-пксперименталыюго метода и результатов дорожных испытаний по основному показателю (установившееся замедление) на горизонтальной дороге и на уклоне не превышает 0.39% и 2.I %, который может быть использован при выборе и обосновании подвижного состава для эксплуатации в горных условиях.

The analysis of the economy class cars VAZ 21 OS braking on the horizontal road with the maximal bias a 10". according to building regulations of Russian Federation is lead. The toe-out of a settlement-experimental method and results of over-the-road tests on the basic index (steady deceleration) on the horizontal road and bias does not exceed 0, 39 % and 2. / % which can be used at a choice and a justification of a rolling stock for maintenance in mountain conditions.

Автомобиль является частью системы «автомобиль—водитель—дорога -среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. Поэтому значимость определенного эксплуатационного свойства в оценке эффективности применения автомобиля зависит от условий, в которых это свойство проявляется. Для этого проведен анализ торможения автомобиля малого класса ВАЗ-2108 на горизонтальной дороге и с максимальным уклоном а = ! 0° (максимальный уклон дороги допускаемый действующими строительными нормами и правилами (СниП)). Основной показатель эффективности торможения -установившееся замедление, находим по выражениям (па горизонтальной дороге (а) и па уклоне (б)) [ 1 ]:

Лс' А/.,

,, (РГ (X Я,) + (P2W - Aft )(£ В,) - Mag sin а

„), =----, (1)

a

где /у, /у—давление па грани блокирования колес передней оси (на горизонтальной дороге и на уклоне), (Па); —установившееся давление в приводе задних тормозов, (На); /V/— полная масса автомобиля, (a.v); ^£>,, ^В2 —комплексные параметры тормозных механизмов, (м-7):

= 2Р] — к,,11,; Я, - 2/\ А',,г|,, (2)

Г, /;,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.