Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ КАК ЦЕННОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ КАК ЦЕННОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВНУТРЕННИЕ ЦЕННОСТИ / ВНЕШНИЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесин А. М.

В статье представлены результаты исследования места ценности жизнерадостности в ценностной картине мира молодых людей. Значимость взаимосвязана с выраженностью ценностных карьерных ориентаций, со значимостью других инструментальных, терминальных, а также со значимостью, осуществлением и конфликтом между значимостью и осуществлением внутренних и внешних ценностей. Исследуемая ценность в большей степени связана с личностной сферой молодых людей, не связана с проявлением их инициативности и отрицательно связана с некоторыми карьерными ориентациями. Жизнерадостность является важной, но, скорее, потенциальной ценностью, которая не имеет большого мотивационного потенциала. В статье высказана гипотеза, что образ надежного человека отрицательно связан с эмоциональностью и позитивным отношением к жизни, а положительно - с проявлением воли. Сделан вывод о том, что данная ценность не связана с демонстрацией своей успешности другим людям и социальным статусом, а является внутренней ценностью, показателем и следствием личностного развития, и во многом связана с теплыми дружескими взаимоотношениями между людьми и эмоциональной насыщенностью жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISING CHEERFULNESS AS A VALUE FOR YOUNG PEOPLE

This article is presented the study’s results of the place of the cheerfulness value in the young people’s value-based world view. This value relates with the severity of value career orientations, significance of other instrumental, terminal ones, as well as with the significance, implementation and conflict between the significance and implementation of internal and external values. The value under study is to a greater extent associated with the personal sphere of young people, is not associated with the manifestation of their initiative and is negatively associated with some career orientations. The cheerfulness is an important, but rather a potential value, which does not have much motivational potential. The article suggests a hypothesis, that the image of a reliable person is negatively associated with emotionality and a positive attitude to life, and positively - with the manifestation of seriousness and will. It is concluded that this value is an internal value that is not associated with demonstrating their success to other people and social status, but is an indicator and consequence of their personal internal development and is more connected with warm friendly relationships and emotional richness of life.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕРАДОСТНОСТИ КАК ЦЕННОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ»

УДК 159.9 DOI 10.26425/1816-4277-2022-3-201-206

Характеристика жизнерадостности как ценности молодых людей

Лесин Александр Михайлович

Канд. психол. наук, доц. каф. общей и специальной психологии с курсом педагогики ORCID: 0000-0003-0736-6972, e-mail: am170911@mail.ru

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань, Россия

Ключевые слова

Личность, инструментальные ценности, терминальные ценности, внутренние ценности, внешние ценности, жизнерадостность, эмоциональность, мотивацион-ный потенциал, молодежь

Аннотация

В статье представлены результаты исследования места ценности жизнерадостности в ценностной картине мира молодых людей. Значимость взаимосвязана с выраженностью ценностных карьерных ориентаций, со значимостью других инструментальных, терминальных, а также со значимостью, осуществлением и конфликтом между значимостью и осуществлением внутренних и внешних ценностей. Исследуемая ценность в большей степени связана с личностной сферой молодых людей, не связана с проявлением их инициативности и отрицательно связана с некоторыми карьерными ориентациями. Жизнерадостность является важной, но, скорее, потенциальной ценностью, которая не имеет большого мотивационного потенциала. В статье высказана гипотеза, что образ надежного человека отрицательно связан с эмоциональностью и позитивным отношением к жизни, а положительно — с проявлением воли. Сделан вывод о том, что данная ценность не связана с демонстрацией своей успешности другим людям и социальным статусом, а является внутренней ценностью, показателем и следствием личностного развития, и во многом связана с теплыми дружескими взаимоотношениями между людьми и эмоциональной насыщенностью жизни.

Для цитирования: Лесин А.М. Характеристика жизнерадостности как ценности молодых людей//Вестник университета. 2022. № 3. С. 201—206.

© Лесин А.М., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Characterising cheerfulness as a value for young people

Aleksandr M. Lesin

Cand. Sci. (Psy.), Assoc. Prof. at the Department of General and Special Psychology with a course in pedagogy ORCID: 0000-0003-0736-6972, e-mail: am170911@mail.ru

I.P. Pavlov Ryazan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Ryazan, Russia

Abstract

This article is presented the study's results of the place of the cheerfulness value in the young people's value-based world view. This value relates with the severity of value career orientations, significance of other instrumental, terminal ones, as well as with the significance, implementation and conflict between the significance and implementation of internal and external values. The value under study is to a greater extent associated with the personal sphere of young people, is not associated with the manifestation of their initiative and is negatively associated with some career orientations. The cheerfulness is an important, but rather a potential value, which does not have much motivational potential. The article suggests a hypothesis, that the image of a reliable person is negatively associated with emotionality and a positive attitude to life, and positively — with the manifestation of seriousness and will. It is concluded that this value is an internal value that is not associated with demonstrating their success to other people and social status, but is an indicator and consequence of their personal internal development and is more connected with warm friendly relationships and emotional richness of life.

Keywords

Personality, instrumental values, terminal values, internal values, external values, cheerfulness, emotionality, motivational potential, youth

For citation: Lesin A.M. (2022) Characterising cheerfulness as a value for young people. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 201-206.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных вопросов, который постоянно стоит перед психологами, является изучение личности, которая подвержена постоянным изменениям вслед за меняющейся социальной ситуацией. При этом основными компонентами направленности личности, которые представляют собой во многом сжатую программу развития личности, определяют возникновение смыслов жизни и несут мотивообразу-ющий потенциал, который не зависит от настоящей сиюминутной ситуации, являются ценности [1]. Ценности традиционно делят по различным основаниям на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) [2], а также на внутренние (обеспечивающие личностный рост) и внешние (необходимые для демонстрации своих достижений и успешности другим людям) [3]. Ученые выделяют ценностные представления (декларируемые ценности без большого мотивационного потенциала) и собственно личностные ценности [4].

Среди всего многообразия ценностей важно изучать значимость и смысловое содержание каждой ценности в отдельности, потому что известно, что ценности, сохраняя свою важность, могут претерпевать значительное искажение с точки зрения их смыслопорождающей функции. Так, нами ранее [5] были исследованы случаи, когда, например, ценность семьи могла быть связана или с честностью и теплыми

© Lesin A.M., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

взаимоотношениями, или с материально обеспеченной жизнью, что значительно изменяло ее смысловое содержание при неизменной важности.

Ценность жизнерадостности может определять достаточно большой спектр смыслового поля личности, который связан с позитивным отношением к миру, обладанием развитым чувством юмора и оптимизма, что в свою очередь определяет уровень развития и самоактуализации личности, хотя и может указывать на некоторую безмятежность [6]. Кауфман и др. [7] указывают, что жизнерадостность также связана с непосредственностью, но во многом определяет «расширение эмоционального пространства» и способствует творчеству. Кроме того, позитивное эмоциональное отношение близко к ощущению счастья людьми [8] и личностного благополучия [9], что обусловливает важность изучения смыслового содержания данной ценности с точки зрения раскрытия новых возможностей практической психологии с целью повышения субъективного качества жизни людей. При этом исследований психологических особенностей этой ценности мало в научной литературе. Есть работы, касающиеся важности ценности жизнерадостности для окружения пожилых людей [10], того, как данная ценность может мешать или помогать студентам в общении с другими этническими группами [11], что женщинам более присуще жизнерадостность, чем мужчинам [12] и пр.

На наш взгляд, наиболее актуальным представляется изучение смысловой содержательной стороны и мотивообразующего потенциала ценности жизнерадостности. Задача такого исследования состоит в изучении взаимосвязей значимости данной ценности с другими ценностями, а также с ценностными карьерными ориентациями, переменными инициативности молодых людей, которые в скором будущем сами будут определять структуру общественных ценностей и передавать их другим поколениям [13].

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с поставленной целью нами было проведено исследование особенностей взаимосвязей значимости ценности жизнерадостности со значимостью других терминальных и инструментальных ценностей, а также со значимостью, осуществлением и конфликтом между значимостью и осуществлением внешних и внутренних ценностей, выраженностью ценностных карьерных ориентаций, переменных инициативности 194 молодых людей в возрасте от 17 до 23 лет обоих полов с помощью методик: Бланковый тест «Инициативность» А.И. Крупнова; «Ценностные ориентации» М. Рокича, О.И. Моткова и Т.А. Огневой (вариант 2), «Якоря карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова).

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ценность жизнерадостности расположилась в первой половине иерархии значимости инструментальных ценностей, уступив ценностям воспитанности, честности, ответственности, образованности; и опередив ценности аккуратности, независимости, самоконтроля, твердой воли, исполнительности, смелости в отстаивании своего мнения, эффективности в делах, терпимости, рационализма, чуткости, широты взглядов, высоких запросов и непримиримости к недостаткам в себе и других. Это распределение соотносится с данными, полученными другими исследователями [14], и может говорить о том, что жизнерадостность имеет определенный ресурсный потенциал для достижения важных жизненных целей молодыми людьми, но при этом уступает, в их понимании, важным общечеловеческим качествам, связанным с умением вести себя в соответствии с нормами поведения и держать свое слово, искренностью, широтой взглядов. Вероятно, жизнерадостность, оптимизм являются характеристиками достаточно развитой личности в сознании молодежи.

Значимость ценности жизнерадостности была отрицательно взаимосвязана с такими ценностными карьерными ориентациями как профессиональная компетентность, менеджмент и предпринимательство. Другими словами, жизнерадостность воспринимается молодыми людьми как средство достижения личностных целей, а вот в реализации профессиональных целей это качество может быть, наоборот, помехой, по их мнению. Чем больше молодые люди ориентированы на реализацию своего потенциала, своих способностей, умений и талантов в карьере, тем меньше они склонны к оптимизму, потому что в их представлении профессиональная компетентность связана с серьезным отношением к делу. Чем больше молодые люди стремится проявить себя на поприще управления персоналом и делами, тем меньше они должны быть склонны к проявлению чувства юмора и положительных эмоций, поскольку, по их мнению, такая деятельность противоречит оптимистичному взгляду на жизнь и в большей мере

связана с серьезным отношением и рационализмом. Чем более молодежь стремится к созданию собственного дела, предпринимательству, тем менее они склонны к чувству юмора, потому что в картине мира молодых людей предприниматель — это серьезная личность, мыслящая реалистичными планами, которая не склонна к проявлению эмоциональности и жизнерадостности, особенно в рабочее время.

Указанные предположения доказываются и отсутствием взаимосвязей значимости исследуемой ценности с переменными психологической структуры инициативности. Это может означать и то, что ценность жизнерадостности как средство не способствует развитию и проявлению инициативности как составляющей профессиональной и личностной компетентности, что указывает на то, что важность чувства юмора и оптимизм в большей степени носят декларативный характер, являются показателем социальной зрелости в глазах молодых людей, но не несут реальной мотивообразующей функции.

Значимость ценности жизнерадостности была взаимосвязана с другими инструментальными ценностями: положительно — со значимостью ценности воспитанности и отрицательно — ответственности, рационализма, самоконтроля и эффективности в делах. Это доказывает гипотезу, что жизнерадостность положительно связна с личной и отрицательно — с деловой сферой жизни молодых людей. Чем больше молодежь ценит возможность и умение здраво рассуждать, логично мыслить, принимать рациональные решения, тем меньше они склонны к оптимистичному взгляду на жизнь, что, вероятно, связано с тем, что оптимизм в большей степени у молодых людей ассоциируется с эмоциональным компонентом их личности, в то время как логичность и рациональность являются антиподами жизнерадостности. Чем более для них важно умение держать свое слово и свойственно чувство долга, тем меньше они считают важным быть жизнерадостными. Видимо, чувство юмора не уместно, когда необходимо проявлять ответственность, что связано с тем, что образ жизнерадостного человека не ассоциируется с надежным человеком, который способен сдержать все свои общения. Кроме того, чем более сдержанный человек, в представлении молодых людей, чем более он склонен к самодисциплине и самоконтролю, тем меньше ему свойственно проявлять свою жизнерадостность, тем меньшим чувством юмора он обладает. Это говорит о том, что образ волевого человека не связан с жизнерадостностью, и подтверждает высказанное предположение, что эта ценность в большей степени связана с эмоциональной сферой и указывает на то, что в своей регуляции молодым более свойственен волевой ее характер, чем эмоциональный. Молодые люди считают, что в деловой сфере важно заставлять себя проявлять активность, а вот положительные эмоции — это больше удел развлечений и межличностного праздного общения. Это мнение подтверждает и то, что чем выше молодые люди ценят трудолюбие и продуктивность в работе, тем меньшую значимость для них имеет чувство юмора, оптимизм и жизнерадостность. Эффективность в делах подразумевает волевые усилия, которые не должны быть связаны с положительными эмоциями, а также с радостным отношением к жизни, по их мнению.

В исследовании были обнаружены взаимосвязи значимости ценности жизнерадостности и терминальных ценностей: положительные — со значимостью ценностей активной деятельной жизни, любви и наличия хороших и верных друзей; отрицательные — жизненной мудрости, красоты природы и искусства и продуктивной жизни. Эти данные подтверждают гипотезу, что в большей степени исследуемая ценность положительно связана с личностной сферой и эмоциональностью, и отрицательно — с деловой сферой и волей. Чем больше молодые люди ценят полноту и эмоциональную насыщенность жизни, тем больше они склонны к проявлению чувства юмора и оптимизма, что подтверждает тезис о том, что эмоциональность и жизнерадостность тесно связаны в картине мира молодых людей. Это подтверждается и тем, что чем большую ценность для молодежи представляет духовная и физическая близость с любимым человеком и друзьями, тем большую важность для них имеют положительное отношение к жизни и юмор. При этом, чем больше молодежь склонна к зрелости суждений и тому, что они считают здравым смыслом, способны воспринимать красоту вокруг себя, тем меньше они стремятся проявлять свой оптимизм. Видимо, несмотря на то, что жизнерадостность для них является показателем развития личности, мудрость и здравый смысл ассоциируются с противоположностью данной ценности. Это представляется важным, поскольку, по всей видимости, любовь, теплые взаимоотношения с другими людьми, эмоциональность в сознании молодых людей являются отражением их позитивного отношения к жизни, в то время как мудрость, принятие взвешенных решений, самоконтроль, созерцательность — это проявление серьезности, усилий над собой и отсутствия эмоциональности. Это иллюстрирует и то, что чем больше молодые люди устремлены к максимальной реализации своих возможностей, сил

и способностей, тем менее они склонны к проявлению чувства юмора и оптимизма, что еще раз указывает на то, что жизнерадостность хоть и важная ценность молодежи, но в большей степени носит декларативный и потенциальный характер, не определяющий их активность и жизнедеятельность в целом.

Интересно, что значимость ценности жизнерадостности была отрицательна взаимосвязана со значимостью и осуществлением ценности известности, а также с осуществлением ценностей теплых, заботливых отношений с другими людьми и высокого социального положения. Чем выше молодые люди оценивают уровни значимости и осуществления такой внешней ценности, которая связана с популярностью, тем меньшую значимость для них имеет возможность проявлять свою жизнерадостность, что, видимо, связано с тем, что образ самореализованного популярного и известного человека, по их мнению, связан с волевыми качествами, с помощью которых он достиг социального статуса, не предполагающих позитивного отношения к жизни. На это указывает и то, что чем выше человек оценивает свое достигнутое социальное положение, тем меньше он склонен, в их картине мира, к проявлению оптимизма и жизнерадостности. При этом интересно, что чем выше молодые люди оценивают реализацию ценности теплых взаимоотношений с другими людьми, тем меньшую важность для них имеет исследуемая ценность. Очевидно, что это также связано с тем, что образ надежного человека для молодежи, на которого можно положиться во взаимоотношениях и делах, это образ серьезного человека, лишенного чувства юмора и оптимизма.

Кроме того, нами была обнаружена положительная взаимосвязь значимости ценности жизнерадостности с уровнем конфликта между значимостью и осуществлением ценности саморазвития личности, который указывает на мотивационный потенциал данной ценности. Это говорит о том, что на личностном уровне молодые люди ассоциируют ценность, связанную с позитивным отношением к жизни, с возможностью развиваться. Другими словами, это подтверждает наш тезис о том, что исследуемая ценность является важным показателем личностной зрелости для молодых людей, которые уверены, что личностное развитие, не связанное с демонстрацией его плодов окружающим и достижением социального статуса, связано с позитивным отношением к миру, развитому чувству юмора и оптимизма и является в большей степени внутренней ценностью, чем внешней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Установлено, что ценность жизнерадостности для молодых людей представляет важную, но в большей степени потенциальную ценность, которая является показателем личностной зрелости, но которая на данном этапе развития их ценностной картины мира не обладает большим мотивационным потенциалом, а лишь декларируется. Рассматриваемая ценность не определяет их профессиональную сферу, не связана с инициативностью и имеет отрицательные корреляции с такими ценностными карьерными ориентациями как профессиональная компетентность, предпринимательство и менеджмент. Жизнерадостность в большей степени определяет их личностную сферу, которую они связывают с эмоциональностью, нежели, чем с деловой, которая, по мнению молодых людей, больше зависит от проявлений воли. В целом, в сознании молодежи образ надежного человека ассоциируется с серьезностью, малым проявлением эмоциональности и жизнерадостности. Тем не менее, именно ценность жизнерадостности не связана с демонстрацией своего благополучия другим людям, занимаемым социальным положением, популярностью, известностью, и является скорее внутренней ценностью, которая определяет личностное развитие и является его показателем, необходима для полноценных дружеских отношений, любви, духовной и физической близости, эмоционально насыщенной жизни.

Библиографический список

1. Лесин А.М. Особенности ценностных ориентации студентов-первокурсников. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018;6(4):672-682. https://doi.org/10.23888/humJ20184672-682

2. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл; 1992.

3. Мотков О. И. Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности. Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2009;1:81.

4. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. Психологическое обозрение. 1998;1:13-25.

5. Лесин А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020;8(4):445-455. https://doi.org/10.23888/humJ20204445-455

6. Маслоу А. Мотивация и личность [Сер. Мастера психологии] Пер. с англ. СПб.: Питер; 2022.

7. Кауфман С.Б. Путь к самоактуализации: Как раздвинуть границы своих возможностей.. Новое понимание иерархии потребностей Маслоу. М.: Альпина Паблишер; 2021.

8. Чепурных М.Н. Позитивный эмоциональный настрой как один из факторов «счастья». Общество: социология, психология, педагогика. 2012;3:46-49.

9. Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретические основания и эмпирическое исследование способов и приемов повышения характерологической позитивности и личностного благополучия с позиции позитивной психологии. ВестникЮУрГУ. Серия «Психология». 2015; 8(2):78-87.

10. Халина Н.В. Ценностные ориентации людей пожилого возраста и их представление о ценностных ориентациях значимых других. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009;102:408-411.

11. Фадеева Т.Ю. Взаимосвязь между реализованностью ценностных ориентаций и уровнем толерантности. Ученые записки педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия.: Психология. Педагогика. 2009;2(2):36-39.

12. Батюта М.Б., Пепеляева С.В. Исследование жизненных смыслов и ценностных ориентаций зрелых людей. Современные проблемы науки и образования. 2015;1-1. https://science-education.ru/ru/artide/view?id=18187 (дата обращения: 07.01.2022).

13. Леонова Т.И., Лесин А.М. Ценностные ориентации студентов-волонтеров. В сб.: Материалы VВсероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология,: вопросы теории и практики», г. Москва, 12-13 мая 2020 г. М.: МГППУ;2020. С. 322-327.

14. Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов. Вестник университета. 2021;3:168-176. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-168-176

References

1. Lesin A. M. Peculiarities of first-year students' value orientations. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2018;6(4):672-682. https://doi.og/10.23888/humJ20184672-682

2. Leont'ev D.A. Methodologyfor studying value orientations. Moscow: Smysl; 1992. (In Russ.).

3. Motkov O.I. Methodology for studying the external and internal values of the individual. Journal of the Psychological Society named after L.S. Vygotsky. 2009;1:81.

4. Leont'ev D.A. Value representations in individual and group consciousness: types, determinants and changes in time. Psychological Review. 1998;1:13-25.

5. Lesin A.M. Determination of personal significance and content of values. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(4):445-455. https://doi.org/10.23888/humJ20204445-455

6. Maslow A. Motivation and personality. Trans. From Eng. Saint Petersburg: Piter; 2022. (In Russ.).

7. Kaufman S.B. The path to self-actualization: How to push the boundaries ofyour capabilities. A New Understanding of Maslow's Hierarchy of Needs. Moscow: Alpina Publisher; 2021. (In Russ.).

8. Chepurnykh M.N. Positive emotional disposition as a factor of happiness. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2012;3:46-49.

9. Bashkatov S.A., Gafarova N.V Theoretical base and empirical studies ways and methods of characterological positivity and personal wellbeing increase position with positive of psychology. Vestnik of the South Ural State University. Series "Psychology". 2015; 8(2):78-87.

10. Khalina N.V System of values of elderly people and their ideas about value orientations of significant others. Scientific Journal of Herzen University. 2009;102:408-411.

11. Fadeeva T.Y Interrelation between valuable orientations' realization and tolerance level. Scientific Notes of the Pedagogical Institute of the SSU. N.G. Chernyshevsky. Series: Psychology. Pedagogy. 2009;2(2):36-39.

12. Batyuta M.B., Pepelyaeva S.V. Study meaning of life and values of mature individuals. Modern problems of science and education. 2015;1-1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=18187 (accessed 07.01.2022).

13. Leonova T.I., Lesin A.M. Value Orientations of Student Volunteers. In: V All-Russian scientific-practical conference with international participation in memory of M.Yu. Kondratyev "Social Psychology: Questions of Theory and Practice", Moscow, 12-13 May 2020. Moscow: MGPPU Publ. P. 322-327. (In Russ.).

14. Bakushkin I. A., Ilyicheva I. M. Content components of students' value orientations. Vestnik universiteta. 2021;3:168-176. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-3-168-176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.