Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА ЭЛЕКТРОННЫХ НОВОСТНЫХ ЗАМЕТОК'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА ЭЛЕКТРОННЫХ НОВОСТНЫХ ЗАМЕТОК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
238
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБЛОИДНАЯ ГАЗЕТА / НОВОСТНАЯ ЗАМЕТКА / ТИП ИНФОРМАЦИИ / СТРУКТУРА ПЕРЕВЕРНУТОЙ ПИРАМИДЫ / СТРУКТУРА "ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ" / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ИСТОРИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моисеенко А. В.

Статья посвящена жанру новостных заметок, объединенных тематикой коронавирусной инфекции в англоязычной электронной газете The Daily Mail. Цель работы состоит в систематизации основных характеристик различных типов информационной заметки в рамках выбранной темы. Ключевыми жанрообразующими чертами электронных новостных заметок являются эксплицитный характер авторства, широкий круг читателей, синхронные и асинхронные комментарии. Выявлены новостные заметки с тремя типами структур - перевернутой пирамиды, песочных часов и мультимедийной истории. Определено, что в таких типах заметок комбинируются различные типы информации (фактологическая, вероятностная, нормативная, программная и оценочная); значимое событие описывается с помощью чередования вербального текста и визуального материала, который представлен иллюстрациями, видеофрагментами и инфографикой. Интерактивность присутствует на двух уровнях - с одной стороны, во взаимодействии между читателем и текстом новостного сообщения, с другой стороны, между несколькими новостными сообщениями, разделенными по времени, но написанными в рамках одной темы. Ключевая тематическая лексика фиксирует тему сообщения, а синонимические пары с включением литературных и разговорных единиц разнообразят повествование и сокращают дистанцию между электронным изданием и его аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF THE DIGITAL NEWS STORY GENRE

The article deals with the genre of news stories clustering around the theme of coronavirus infection in the English electronic newspaper The Daily Mail. The purpose of the paper is to systematize the main characteristics of various news stories within the selected topic. The key genre-forming features of electronic news stories are the explicit nature of authorship, a wide range of readers, synchronous and asynchronous comments. There is a description of three news stories with various structures - an inverted pyramid, an hourglass and a multimedia story. It has been determined that such kinds of news stories combine different types of information (factual, probabilistic, normative, program and evaluative); a significant event is described by alternating a verbal text and visual material, which is represented by illustrations, video segments and infographics. Interactivity is presented at two levels - on the one hand, in the interaction between a reader and a news story, on the other hand, between several news stories, divided by time, but written within the same topic. Key thematic lexis captures the theme of the text, and synonymic sets with literary and informal lexical units diversify the narrative and reduce the distance between the electronic newspaper and its audience.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА ЭЛЕКТРОННЫХ НОВОСТНЫХ ЗАМЕТОК»

Жанры речи. 2022. Т. 17, № 1 (33). С. 66-73 Speech Genres, 2022, vol. 17, no. 1 (33), pp. 66-73 https://zhanry-rechi.sgu.ru

Научная статья УДК 81'38'42:8П.Ш

https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-66-73

Характеристика жанра электронных новостных заметок

А. В. Моисеенко

Череповецкий государственный университет, Россия, 162600, г. Череповец, Вологодская обл., пр-т Луначарского, д. 5

Моисеенко Анна Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии и межкультурной коммуникации, avmoiseenko@chsu.ru, anna.moiseenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9809-8899

Аннотация. Статья посвящена жанру новостных заметок, объединенных тематикой коронавирусной инфекции в англоязычной электронной газете The Daily Mail. Цель работы состоит в систематизации основных характеристик различных типов информационной заметки в рамках выбранной темы. Ключевыми жанрообразующими чертами электронных новостных заметок являются эксплицитный характер авторства, широкий круг читателей, синхронные и асинхронные комментарии. Выявлены новостные заметки с тремя типами структур - перевернутой пирамиды, песочных часов и мультимедийной истории. Определено, что в таких типах заметок комбинируются различные типы информации (фактологическая, вероятностная, нормативная, программная и оценочная); значимое событие описывается с помощью чередования вербального текста и визуального материала, который представлен иллюстрациями, видеофрагментами и инфографикой. Интерактивность присутствует на двух уровнях - с одной стороны, во взаимодействии между читателем и текстом новостного сообщения, с другой стороны, между несколькими новостными сообщениями, разделенными по времени, но написанными в рамках одной темы. Ключевая тематическая лексика фиксирует тему сообщения, а синонимические пары с включением литературных и разговорных единиц разнообразят повествование и сокращают дистанцию между электронным изданием и его аудиторией.

Ключевые слова: таблоидная газета, новостная заметка, тип информации, структура перевернутой пирамиды, структура «песочные часы», мультимедийная история, визуализация, интерактивность

Для цитирования: Моисеенко А. В. Характеристика жанра электронных новостных заметок // Жанры

речи. 2022. Т. 17, № 1 (33). С. 66-73. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-66-73

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Characteristic of the digital news story genre A. V. Moiseenko

Cherepovets State University, 5 Lunacharsky Ave., Cherepovets, Vologda Region, 162600, Russia

Anna V. Moiseenko, avmoiseenko@chsu.ru; anna.moiseenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9809-8899

Abstract. The article deals with the genre of news stories clustering around the theme of coronavirus infection in the English electronic newspaper The Daily Mail. The purpose of the paper is to systematize the main characteristics of various news stories within the selected topic. The key genre-forming features of electronic news stories are the explicit nature of authorship, a wide range of readers, synchronous and asynchronous comments. There is a description of three news stories with various structures - an inverted pyramid, an hourglass and a multimedia story. It has been determined that such kinds of news stories combine different types of information (factual, probabilistic, normative, program and evaluative); a significant event is described by alternating a verbal text and visual material, which is represented by illustrations, video segments and infographics. Interactivity is presented at two levels - on the one hand, in the interaction between a reader and a news story, on the other

© Моисеенко А. В., 2022

hand, between several news stories, divided by time, but written within the same topic. Key thematic lexis captures the theme of the text, and synonymic sets with literary and informal lexical units diversify the narrative and reduce the distance between the electronic newspaper and its audience.

Keywords: speech genre, tabloid newspaper, news story, type of information, the structure of inverted pyramid, the structure of hourglass, multimedia storytelling, visualization, interactivity

For citation: Moiseenko A. V. Characteristic of the digital news story genre. Speech Genres, 2022, vol. 17, no. 1 (33), pp. 66-73 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-1-33-66-73

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Электронные газеты постоянно расширяют круг аудитории, оперативно информируют читателей, позволяют формировать индивидуальный контент, предлагают широкий перечень тем и вовлекают в диалог. Информативные жанры в структуре таких изданий играют ключевую роль. С одной стороны, электронные жанры информативного плана наряду с традиционными характеризуются такими параметрами, как типовая композиция, функциональная разнородность и иерархичность [1]; с другой стороны, технологические возможности интернет-изданий порождают новые основания для дальнейшей классификации новостных жанров [2: 275], включая гипертекстовую структуру, интерактивность, синхронное и асинхронное взаимодействие между изданием и аудиторией [3: 222-223].

Цель данной работы состоит в выявлении основных характеристик различных типов информационной заметки по тематике коро-навирусной инфекции в англоязычном электронном издании The Daily Mail. Поставленная цель детализируется в трех задачах: (1) охарактеризовать выбранную газету; (2) обобщить жанровые черты некоторых типов информационной заметки в рамках издания; (3) описать структурные особенности текстов англоязычной информационной заметки.

Используемая в работе методология основывается на трех методах и сопровождает два этапа изучения материалов англоязычной газеты The Daily Mail. На первом этапе производится отбор заметок, объединенных общей тематикой (COVID-19) и датой публикации (2 января 2021 г.). На втором этапе, применяя метод структурного контент-анализа, анализируются тексты выбранных заметок с точки зрения их организации и некоторых лексических особенностей. Формирование групп тематической лексики, выявление денотативных и коннотативных компонентов в структуре значений анализируемых контекстуальных синонимов производятся с помощью метода лексикографического и компонентного типов анализа.

Материал исследования представлен тремя англоязычными электронными заметками

британской газеты The Daily Mail от 2 января 2021 г. Первая заметка «Police break up 100-strong illegal New Year's Eve rave featuring a fire dancer at £4m home in England's worst Covid hotspot» опубликована в 11:15; вторая заметка «Super-infectious coronavirus variant may have been circulating in the US since October and could already be widespread as researchers warn slow vaccination could lead to even bigger surge in cases» - в 17:53, третья заметка «Arriving in a humble cardboard box...the great Oxford vaccine that could save the world is delivered to hospitals as Hancock says inoculation drive is 'accelerating' and AstraZeneca promises 2m doses a week» - в 16:30.

The Daily Mail [4] - ежедневная таблоидная газета, основанная в 1886 г. и занимающая сейчас второе место среди наиболее известных изданий аналогичного формата в Великобритании. Газета представлена в бумажном и электронном вариантах, ведет свои страницы в таких социальных сетях, как Facebook, Twitter, Instagram, Flipboard, Pinterest, Snapchat. Основная часть материалов публикуется в рубриках «Новости», «Спорт», «Телевидение и шоу-бизнес», «Для женщин», «Здоровье», «Наука» и «Путешествия». Издание включает как качественные аналитические новостные материалы, так и провокационный контент в разделах, посвященных шоу-бизнесу, что способствует сохранению устойчивого интереса к изданию со стороны читателей, гарантирует высокие тиражи бумажного варианта газеты и обеспечивает в ряде случаев более двух миллионов просмотров материалов в электронном формате.

Для более полного описания издания следует добавить, что такие таблоиды характеризуются длинными заголовками, включением цветных фотографий, наличием рекламной информации, небольшим количеством материалов аналитического характера, описанием криминальных происшествий и скандальных событий из личной жизни знаменитостей [5: 87]. Сокращение дистанции между изданием и аудиторией реализуется посредством использования разговорной и сленговой лексики, значительной смягчающей повествование, и целенаправленным созданием диалога,

который в бумажном варианте газеты инициируется вопросительными предложениями в заголовках и текстах статей, а в электронном формате организуется с помощью комментариев. Главенствующим фактором становится реакция читателей на то или иное новостное сообщение, что определяет тематику, формат и структуру последующих журналистских текстов [6].

объектом настоящего исследования являются заметки информативного типа, посвященные тематике распространения коронави-русной инфекции в Великобритании. В электронной версии газеты The Daily Mail данные материалы публикуются в разделе «Новости» (News) и составляют первую подрубрику, за которой следуют сообщения, освещающие события из жизни королевской семьи (Royal Family), криминальные происшествия (Crime), мировые новости (World News). По способу производства новостные тексты являются авторскими, по форме воспроизведения - письменные, по каналу распространения относятся к электронным средствам массовой информации [7: 66]. С точки зрения событийной ценности рассматриваемые тексты отвечают семи требованиям: негативный характер сообщений, продолжительное освещение в СМИ, близость явления по отношению к аудитории с точки зрения географических, экономических или культурологических факторов; вовлеченность в событие влиятельных компаний; социальная значимость последствий события; персонализация, т. е. присутствие личных историй, связанных с освещаемой темой; наличие конфликтующих сторон [8]. Дополнительно отметим, что электронная страница издания с анализируемыми заметками представляет собой ритмическую структуру, когда вербальный текст прерывается либо иллюстративным материалом, перенося читателя в мультимедийное пространство, либо серией гиперссылок, которые расширяют границы освещаемой темы и позволяют аудитории сформировать индивидуальный маршрут изучения электронных медиасообщений [9: 188].

Перейдем к краткому описанию основных жанрообразующих параметров заметки информативного плана.

Жанр заметки характеризуется такими параметрами, как коммуникативная цель, автор и адресат, временная перспектива, образ будущего и прошлого и лингвистическая реализация [10]. Отметим, что автор информационных заметок в нашем случае эксплицитен, его имя и фамилия указаны после заголовка. Аудитория представлена в большей степени молодыми читателями, которые интересуются освещаемыми в газете темами и являются активными пользователями ее электронной вер-

сии. С точки зрения временной перспективы заметка может быть реакцией, как на прошедшее социальное событие, так и на то, которое состоится в будущем; комментарии читателей о событии появляются либо сразу после публикации, либо в течение нескольких дней.

Далее следует обратить внимание на тот факт, что всестороннее рассмотрение описываемого явления обеспечивается за счет возможности сочетания различных видов информации. Преобладающим типом в данном случае является фактологическая информация, когда речь идет об описании конкретного явления или события. Наличие прогнозов и предположений о прошлом, настоящем и будущем в той или иной ситуации относится к типу вероятностной информации. Заплани-рованность, высокая степень обоснованности события представляют собой превентивную информацию. Оценочная информация предполагает позитивное, нейтральное или негативное отношение автора заметки к описываемому явлению, что реализуется посредством сравнения предмета оценки с заданными критериями. Нормативная информация, в свою очередь, включает сведения о соблюдении общественных норм и появлении новых установок. Достаточно близкой к нормативной информации по ряду аспектов является программная информация, однако, здесь предполагается описание одного из возможных вариантов поведения в той или иной ситуации, перечисление совокупности или последовательности действий внутри события, которые не являются обязательными и носят рекомендательный характер [11: 51-52]. Как мы увидим далее, в зависимости от освещаемой темы в заметке, как правило, могут соединяться два или три типа информации, например, фактологическая и вероятностная, фактологическая и оценочная, фактологическая и программная, фактологическая и нормативная.

Обратимся к описанию электронных событийных заметок по тематике коронавирусной инфекции в газете The Daily Mail со структурами перевернутой пирамиды, песочных часов и мультимедийной истории.

Электронная новостная заметка со структурой перевернутой пирамиды

Информативная заметка «Arriving in a humble cardboard box...the great Oxford vaccine that could save the world is delivered to hospitals as Hancock says inoculation drive is 'accelerating' and AstraZeneca promises 2m doses a week» характеризуется структурой перевернутой пирамиды. В этом случае главная информация помещается в первой части заметки, в которой автор дает ответы на основные вопросы (Что произошло? Когда? При каких обстоятель-

ствах? Кто является действующими лицами?). В изучаемом материале ключевая информация сосредоточена в заголовке и первых двух абзацах - речь идет о начале иммунизации населения Великобритании вакциной от фармацевтической компании AstraZeneca и специалистов Оксфордского университета. Время и место маркируются словосочетаниями, например, from Monday, this week, month ago, since the start of December (с понедельника, на этой неделе, месяц назад, с начала декабря) и названием больницы, которая получила первые партии вакцины - the Princess Royal Hospital (Королевский госпиталь принцессы). Последующее повествование можно назвать полифоничным, поскольку в текст включены высказывания основных участников события -представителей компании AstraZeneca и госпиталя, профессора Оксфордского университета, чиновника и пациента. Значительным компонентом является визуальный материал. Два видеофрагмента демонстрируют процесс распаковки коробок с вакциной и очередь жителей, желающих пройти вакцинацию; девять фотографий фиксируют изображения препарата, кабинет госпиталя, в котором началась вакцинация; пациента, получающего вторую дозу вакцины. Далее следуют карты с инфографи-кой, которые используются для визуализации данных по количеству зараженных COVID-19 на 2 января 2021 г.; карта с обозначением мест производства вакцины. С точки зрения соединения различных типов информации наблюдается комбинирование фактологического, вероятностного и программного видов, поскольку в заметке не только сообщается о начале вакцинации, но и звучат предположения экспертов о доступности вакцины (Currently the main barrier to this is vaccine availability); о возможном увеличении интервала между первым и вторым введением препарата (second doses of either vaccine will now take place within 12 weeks rather than the 21 days); о введении второй дозы вакцины через 3 недели (patients . should have their second one - which they were told they'd get three weeks later); и намечается определенная последовательность действий, в частности, указывается, что в данном центре ежедневно планируется вакцинировать около 100 пациентов (Hundreds of people are expected to be vaccinated per day at the Princess Royal Hospital site). Текущие события тесно переплетаются с прошедшими, что фиксируется с помощью различных грамматических временных форм - простого прошедшего и настоящего завершенного, например: начало вакцинации препаратом от компаний «Пфай-зер» и «Байонтек» месяц назад (The rollout of the Pfizer/BioNTech vaccine began almost a

month ago); тяжелый режим работы больниц в течение последних двух месяцев в связи с ростом заболевших (...the hospital has been under 'quite a lot of pressure' since the start of December due to a rise in cases.). Материал набрал более 1000 комментариев пользователей, что говорит о высокой степени социальной значимости описываемого события.

Электронная новостная заметка

со структурой «песочные часы»

Электронная заметка со структурой «песочные часы» предполагает изложение сути события в первой части, далее следует промежуточный отрезок и затем, как правило, в хронологической последовательности описываются ключевые факты события - исходные, центральные и финальные [12: 66]. В связи с вышеизложенным заметка «Super-infectious coronavirus variant may have been circulating in the US since October and could already be widespread as researchers warn slow vaccination could lead to even bigger surge in cases» начинается с краткого описания проблемной ситуации - возникновение новой быстро распространяющейся мутации вируса SARS-CoV-2 на фоне небольшого числа вакцинированных. В переходной части сообщения уточняется, что объявление о новом штамме в средствах массовой информации совпадает с ростом числа заболевших коронавирусной инфекцией. Далее следует хронологическое описание ключевых фактов события: обнаружение мутации в середине сентября, изучение вируса учеными, рост заболеваемости в декабре, медленная кампания по вакцинации и быстрое распространение нового штамма, обнаружение аналогичной разновидности вируса в США. Важно отметить, что хронологическое описание маркируется в тексте лексемами, указывающими на конкретный момент времени, например, in September, as early as October, at the beginning of December. Финальная часть текста сопровождается включением прямой речи официального лица, который указывает на основные меры - эпидемиологический надзор, тестирование и вакцинацию (a combination of really tight mitigation measures, including surveillance and testing, and vaccinating like there's no tomorrow).

Визуализация осуществляется за счет четырех фотографий, которые можно описать в терминах визуальной грамматики, выделяя визуальное подлежащее и сказуемое: на изображениях в роли такого подлежащего выступают врачи скорой помощи и госпиталя, а визуального сказуемого - процессы оказания помощи пациентам. Инфографика представлена шестью диаграммами, которые наглядно

фиксируют различные данные по заболеваемости COVID-19. Для построения диалога с читателем предлагается поделиться информацией через социальные сети или оставить комментарий. Важно упомянуть о том, что поделиться информацией предпочли 607 пользователей, а оставить комментарий - 331. Довольно существенное различие в двух показателях, вероятно, можно объяснить тем, что данная заметка наряду с фактологическим типом информации содержит и программный вид, поскольку в заключительной части сообщения актуализируется сценарий поведения для жителей страны на ближайшие месяцы: не паниковать, соблюдать правила профилактики, при появлении симптомов пройти тестирование, записаться на вакцинацию.

Мультимедийная новостная история

Заметка «Police break up 100-strong illegal New Year's Eve rave featuring a fire dancer at £4m home in England's worst Covid hotspot» имеет структуру нарративной истории или сторителлинга (от английских слов story - рассказ и to tell - рассказывать), когда события приводятся в хронологической последовательности, выделяются герои и прописываются детали. Новостная заметка подобной структуры определенным образом разворачивает перед читателем картину происходящего. Характерно, что такие сообщения начинаются с краткого изложения или аннотации события, в которой обозначается тема и ключевые параметры. В нашем случае роль такой аннотации выполняет объемный заголовок, из которого читатель узнает о проведении в дорогом коттедже новогодней вечеринки, гостях и приглашенных артистах, участии полиции в разрешении ситуации. Далее следует часть, в которой раскрываются некоторые детали события, что помогает читателю лучше ориентироваться в происходящем, в частности, четко обозначается место действия - большой отдельный дом (a large detached house) в районе Эппинг-Форест графства Эссекс (Epping Forest, Essex); новые жильцы указанного дома появились в нем около одного месяца назад (new tenants moved into the large detached house around a month ago), характер вечеринки, организованной молодыми людьми, танцующими под электронную музыку, возможно, употребляющими наркотические вещества (rave party). В следующем эпизоде обостряется проблемный характер события и дается его оценка. Во-первых, автор заметки сталкивает две линии поведения жителей графства: с одной стороны, большая часть населения выполняет предписания с целью предотвращения роста числа инфицированных, с другой стороны, некоторые резиденты нарушают при-

нятые распоряжения. Во-вторых, автор намекает на высокий социальный статус хозяина дома и в то же время сохраняет его анонимность, что, скорее всего, сохраняет интерес читателя к материалу. Для усиления данных противоречий автор заметки подчеркивает количество участников (more than 100 people in attendance), пишет о приглашенных официантах и музыкантах (waiters, a DJ, and a fire dancer entertaining guests), затем приводит статистические данные по распространению коронавируса в этом районе, акцентируя внимание на высоком росте числа заболевших (The Epping Forest area has the highest coronavirus rate in England with 1,328 new cases per 100,000 people recorded in the week leading up to December 27). Наконец, в завершающей части, читатель получает информацию о разрешении проблемной ситуации - наложении штрафов различных размеров на организатора и гостей несанкционированной вечеринки (The woman organiser of the party was given a £10,000 fixed penalty notice by Essex Police for breaking strict anti-coronavirus rules). С целью вовлечения аудитории в дальнейшее изучение проблемы последние предложения заметки содержат фактическую информацию о подобных происшествиях в других графствах Великобритании, связь между данными материалами осуществляется с помощью гиперссылок.

В пространстве изучаемой электронной заметки объединяются несколько видов контента - вербальная история, шесть фотографий и три видеоматериала. Следует выделить две линии взаимодействия между этими элементами - дополнение, подтверждение и структурирование фактов [13: 224]. Так, дополнением к тексту является изображение дома; второстепенная информация представлена в виде нескольких фотографий отдельных участников вечеринки; видеоматериалы, демонстрирующие группы танцующих гостей и момент появления полиции, подтверждают реальность описываемого события.

Следует упомянуть о двух вариантах включения прямой речи в структуру заметки: 1) прямая речь внутри события, когда мы слышим реплики гостей вечеринки и полицейских в видеофрагменте; 2) прямая речь после события, когда свидетели обсуждают происходящее [14]. Так, полицейские называют вечеринку крупным и несанкционированным сборищем (large, unauthorised gathering); один из соседей отмечает, что новые жильцы переехали в дом около месяца назад (I think new tenants moved in around a month ago), второй свидетель говорит, что он ничего не знает об этой вечеринке (I don't know about it). Основываясь на приведенных выше примерах, следует отметить многофункциональность подобных включений.

Прямая речь, звучащая в момент вторжения полиции, драматизирует событие; в свою очередь прямая речь, комментирующая событие и вынесенная за его пределы, выполняет уточняющую функцию, дополняя основную информацию второстепенной.

Интерактивность, т. е. включение читателя в контекст события, как и в новостных заметках с другими структурами, реализуется двумя способами - через комментарии и распространение информации в социальных сетях. В этой связи отметим, что данная заметка в течение нескольких дней после публикации собрала 476 комментариев, состоящих как из одной лексемы, так и представляющих собой небольшие высказывания оценочного характера; 55 пользователей поделились данной информацией через свои страницы в социальных сетях.

Таким образом, в данном тексте идентифицируются основные характеристики событийной заметки со структурой мультимедийной истории: хронологическая последовательность описываемых событий, наличие сюжетной линии [15: 114], выделение в тексте вступления, основной части и заключения, диалогичность, которая реализуется путем включения прямой речи полицейских, очевидцев и соседей. Визуализация информации поддерживается фотографиями с изображением дома, танцоров, участников вечеринки и коротких видео из социальных сетей. В тексте сообщения комбинируется три типа информации - фактологическая, оценочная и нормативная, что в лингвистическом плане находит свое отражение в парах контекстуальных синонимов, первый из которых является литературным и нейтральным с точки зрения наличия кон-нотативных компонентов, а второй - разговорным, содержащим оценочные, эмоционально-экспрессивные и стилистические коннотации. Приведем примеры: party - rave, place -hotspot, arrive in - swoop on. Так, синоним rave содержит в структуре своего значения компоненты сопутствующих обстоятельств (вечеринка, организованная молодыми людьми, электронная музыка, запрещенные наркотические вещества); hotspot обозначает «популярное и модное место»; фразовый глагол swoop on подчеркивает внезапность вторжения полиции.

Заключение

Итак, главными чертами заметки информативного типа в электронном формате газеты являются следующие: новизна, указание на тему, время, место и основных участников; полифоничность, т. е. включение прямой речи очевидцев, которые характеризуют событие с разных точек зрения; использование различ-

ных композиционных структур (перевернутая пирамида, песочные часы, мультимедийная история).

Освещаемые явления (распространение нового штамма коронавируса, начало кампании по вакцинации населения, нарушение ан-тиковидных правил) вербализованы в текстах заметок с помощью тематических лексических единиц. Первой является группа «Ко-ронавирусная инфекция»: coronavirus, virus, COVID-19, pandemic, infection, coronavirus infection, disease, mutation; to circulate, to infect; contagious, mutant, transmissible; группу «Нарушение антиковидных правил» составляют лексемы, указывающие на характер запрещенных мероприятий, места их проведения, участников, как со стороны нарушителей, так и со стороны властей: party, event, gathering, rave; house, home, a detached house, property, hotspot, Covid hotspot; police, officer, guest, organizer, party-goer, adult; illegal, unauthorized, to flout the rules, to break the restrictions. Тематическая группа «Вакцинация» охватывает существительные, глаголы и словосочетания, связанные с производством вакцины и началом прививочной кампании: inoculation, vaccine, dose, jab, prime dose, booster dose, immune response; to make, create, produce (vaccine); to vaccinate, to immunize, to make the jab; medical supply, medical products, medical commodities.

Противоречивый характер описываемых социальных явлений и наличие различных мнений находят свое отражение, во-первых, в сочетании разнообразных типов информации внутри одного сообщения - фактологической, вероятностной и программной; фактологической и программной; фактологической, оценочной и нормативной; во-вторых, на лексическом уровне отражаются в единицах с противоположным значением: positive - negative, prepared - unprepared, effective - dysfunctional, fast - sluggish, wellbeing - burnout, to increase -to decrease, to start - to close down.

Временной аспект реализуется в изучаемых заметках в нескольких направлениях. Чередование групп настоящих времен (простое настоящее и настоящее длительное) - struggles, worries, is preparing, are working; и прошедших времен (простое прошедшее время) - promised, announced, worked, attended, tested, closed down, handed out; связь с текущим моментом и результативностью подчеркивается с помощью глаголов в настоящем завершенном времени - have started, has increased, has driven. У читателей есть возможность услышать прямую речь участников события в момент его непосредственного развертывания, например, из включенных в текст видеофрагментов; затем прочитать высказы-

вания этих же или других очевидцев события уже после его окончания. Наконец, комментарии читателей могут появиться сразу после публикации текста заметки (практически синхронно) или в отсроченной перспективе (асинхронно).

Визуальное содержание в исследуемом материале не противоречит вербальному, а подтверждает, расширяет и уточняет текст сообщений, каждое изображение содержит четко идентифицируемую визуальную грамматическую основу в виде визуального подлежащего и сказуемого [16: 18]. Инфографика используется с целью представления статистических данных. Визуальные средства в своей совокупности уменьшают объем вербального текста, делают материал более ярким и привлекающим внимание, структурируют информацию различного типа [17: 71]. С точки зрения расположения текстовых и визуальных блоков отмечается стратегия чередования, когда часть текстового материала последовательно сменяется визуальным.

Интерактивный характер материалов проявляется на двух уровнях. С точки зрения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений : в 7 т. М. : Русские словари, 1996. Т. 5. С. 159-206.

2. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.

3. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация. М. : ЛКИ, 2010. 256 с.

4. The Daily Mail. URL: https://www.dailymail.co.uk/ home/index.html (дата обращения: 02.01.2021).

5. Johansson S. Reading tabloids. Tabloid newspapers and their readers. Stockholm : Sodertorn University, 2007. 220 p.

6. Bastos M. Digital journalism and tabloid journalism // The Routledge Companion to Digital Journalism Studies. URL: https://www.routledgehandbooks.com/doi/10.4324/ 9781315713793-22 (дата обращения: 03.01.2021).

7. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика : новая парадигма в изучении языка СМИ // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / под ред. М. Н. Володиной. М. : Академический Проект, 2011. С. 63-72.

8. Boukes M., Jones N. P., Vliegenthart R. Newsworthiness and story prominence : how the presence of news factors relates to upfront position and length of news stories // Journalism. 2020. № 1-19. URL: https:// journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1464884919899313 (дата обращения: 10.01.2021). https://doi.org/10.1177/ 1464884919899313

9. Кедрова Г. Е., Волкова М. В. Принципы эффективного интернет-дизайна для представления гипертекстовой и гипермедийной информации // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / под ред. М. Н. Володиной. М. : Академический Проект, 2011. С. 180-190.

объект-субъектных отношений наблюдается взаимодействие между текстом и читателями, поскольку аудитория издания вовлекается в обсуждение описываемых событий посредством комментариев и дублирования фактов на своей странице в социальной сети. В плане объект-объектного взаимодействия связь между материалами внутри одной новостной рубрики электронного издания формируется с помощью гиперссылок.

Таким образом, настоящее исследование показывает, что электронные новостные жанры в большей степени подвергаются сегодня гибридизации и проникновению в них элементов другого порядка. Электронные версии газет в своих новостных рубриках адаптируют принципы коммуникации социальных сетей, продолжают сокращать дистанцию между изданием и аудиторией за счет включения сниженной лексики, облегчают чтение текстов и упрощают переработку информации с помощью приемов визуализации, сохраняют интерес к представляемым материалам, варьируя композиционную структуру новостных заметок.

10. Шмелева Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Берлин, 1990. № 2. С. 20-32.

11. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М. : Аспект Пресс, 2017. 320 с.

12. Busa M. G. Introducing the language of the news. N. Y. : Routledge, 2014. 164 p.

13. Симакова С. И., Енбаева А. П., Исакова Т. Б. Мультимедийный сторителлинг - теоретическое осмысление // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2019. № 1. С. 222-230.

14. Krieken K. M. van. Multimedia storytelling in journalism : exploring narrative techniques in Snow Fall // Information. 2018. № 9. URL: https://www.mdpi.com/2078-2489/9/5/123 (дата обращения: 03.01.2021). https://doi. org/10.3390/info9050123

15. Симакова С. И., Енбаева А. П. Сторителлинг как прием журналистской работы // Знак : проблемное поле медиаобразования, 2019. № 1 (31). С. 110-117.

16. Kress G., Leeuwen T. Van Reading images : the grammar of visual design. L. : Routledge, 2006. 312 p.

17. Кормилицына М. А. Тенденции изменений в стилистическом облике традиционных журналистских жанров в современной прессе // Жанры речи. 2018. № 1 (17). С. 67-72. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-1-17-67-72

REFERENCES

1. Bakhtin M. M. Problema rechevykh zhanrov [Problem of speech genres]. Bakhtin M. M. Sobranie sochinenii : v 7 t. [Bakhtin M. M. Collected edition : in 7 vols.]. Moscow, Russkie slovari Publ., 1996, vol. 5, pp. 159-206. (in Russian).

2. Dementyev V. V. Teoriia rechevykh zhanrov [Theory of speech genres]. Moscow, Znak Publ., 2010. 600 p. (in Russian).

3. Riazantseva T. I. Gipertekst i elektronnaia kom-munikatsiia [Hypertext and electronic communication]. Moscow, LKI Publ., 2010. 256 p. (in Russian).

4. The Daily Mail. Available at: https://www.dailymail. co.uk/home/index.html (accessed 2 January 2021).

5. Johansson S. Reading tabloids. Tabloid newspapers and their readers. Stockholm, Sodertorn University, 2007. 220 p.

6. Bastos M. Digital journalism and tabloid journalism. The Routledge Companion to Digital Journalism Studies. Available at: https://www.routledgehandbooks.com/doi/10. 4324/9781315713793-22 (accessed 3 January 2021).

7. Dobrosklonskaia T. G. Medialinguistics : a new paradigm in studying mass media language. In: Iazyk i diskurs sredstv massovoi informatsii v XXI veke, pod red. M. N. Volodinoi [Volodina M. N., ed. Language and discourse of mass media in the XXI century]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2011, pp. 63-72 (in Russian).

8. Boukes M., Jones N. P., Vliegenthart R. News-worthiness and story prominence : how the presence of news factors relates to upfront position and length of news stories. Journalism, 2020, no. 1-19. Available at: https:// journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1464884919899313 (accessed 10 January 2021). https://doi.org/10.1177/ 1464884919899313

9. Kedrova G. E., Volkova M. V. Principles of effective Internet design for presenting hypertext and hypermedia information. In: Iazyk i diskurs sredstv massovoi informatsii v XXI veke, pod red. M. N. Volodinoi [Volodina M. N., ed. Language and discourse of mass media in the XXI century].

Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2011, pp. 180-190 (in Russian).

10. Shmeleva T. V. Speech genre. Possibilities of describing and implementing in the process of language teaching. Rusistika. Nauchnyi zhurnal aktual'nykh problem prepodavaniia russkogo iazyka [Russistik. Journal of topical issues in the Russian language teaching], Berlin, 1990, no. 2, pp. 20-32 (in Russian).

11. Tertychnyi A. A. Zhanry periodicheskoi pechati [Genres of the periodical press]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2017. 320 p. (in Russian).

12. Busa M. G. Introducing the language of the news. New York, Routledge, 2014. 164 p.

13. Simakova S. I., Enbaeva A. P., Isakova T. B. Multimedia storytelling - theoretical understanding. Vestnik of Volzhsky University after V N. Tatishchev, 2019, no. 1, pp. 222-230 (in Russian).

14. Krieken K. M. van Multimedia storytelling in journalism : exploring narrative techniques in Snow Fall. Information, 2018, no. 9. Available at: https://www.mdpi. com/2078-2489/9/5/123 (accessed 3 January 2021). url-https://doi.org/10.3390/info9050123

15. Simakova S. I., Enbaeva A. P. Storytelling as a method of journalistic Work. Sign : Problematic Field in Media Education, 2019, no. 1 (31), pp. 110-117 (in Russian).

16. Kress G., Leeuwen T. Van Reading images : the grammar of visual design. London, Routledge, 2006. 312 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Kormilitsyna M. A. Trends of changes in the stylistic identity of traditional journalistic genres in the present press. Speech Genres, 2018, no. 1 (17), pp. 67-72 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2018-1-17-67-72

Поступила в редакцию 21.01.2021; одобрена после рецензирования 01.03.2021; принята к публикации 23.03.2021 The article was submitted 21.01.2021; approved after reviewing 01.03.2021; accepted for publication 23.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.