Научная статья на тему 'Характеристика технологии социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей'

Характеристика технологии социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2621
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котлова Елена Александровна

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа как с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Котлова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика технологии социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей»

ном посещают дети из неблагополучных кризисных семей, малообеспеченных многодетных и неполных семей.

Финансовая поддержка семей с детьми осуществляется не только за счет средств государственного бюджета. Остро нуждающимся малообеспеченным семьям, а также другим категориям семей оказывается адресная единовременная помощь заявительного характера. При этом обязательно учитывается очередность подачи заявления, а также экстренность ситуации, в которой оказалась семья.

На наш взгляд, технологии социальной работы с данной категорией населения не

достаточно разработаны и в настоящее время существует большая потребность в их совершенствовании, к тому же в Республике Мордовия существуют определенные проблемы по использованию дифференцированного подхода в социальной работе с малообеспеченными семьями, так как зачастую помощь получают семьи, которые по документам считаются малообеспеченными, а фактически их доход превышает размер прожиточного минимума в десятки раз, а те, кто реально в этом нуждаются, — не получают помощи по причине недостаточной информированности или из-за бюрократических преград.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

л

1. Байгереев С. А. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям /

С. А. Байгереев- - М. : ИНФРА-М, 1999. - 197 с.

2. Нестерова Г. Ф. Технология и методика социальной работы / Г. Ф. Нестерова, И. В. Ас-тэр. — СПб. : Имена, 2006. — 168 с.

3. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы : учеб. пособие / П. Д. Пав-ленок. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Дашков и К°, 2008. — 568 с.

4. Технологии социальной работы : учебник / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. — М. ИНФРА-М, 2006. - 400 с.

5. Технология социальной работы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. И. Г. Зайнышева. — М. : ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

Поступила 28.11.11.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Е. А. Кот лова

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа как с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На первых этапах самостоятельно-

сти все дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей (в настоящее время это в основном жертвы социального сиротства: их родители вполне здоровы пси-

Ссрия «Социологические науки»

© Е. А. Котлова, 2012

А <

хически и физически, но они социально депривированные личности), осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в детском доме или в замещающей семье.

Организационно-педагогическим условием адаптации ребенка-сироты является создание нового типа учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — учреждения патронатно-го воспитания. Такое учреждение должно иметь в своей структуре службу по устройству детей на воспитание в семью.

Служба, состоящая из междисциплинарных групп специалистов: педагогов, социальных педагогов, психологов, врачей, осуществляет подбор, подготовку замещающей семьи и ребенка, а затем взаимодействует с ребенком и семьей после устройства в нее ребенка для профессионального обеспечения его реабилитации и развития. Профессиональное сопровождение семьи и ребенка является главной составляющей всей технологии патронатного воспитания и создает условия для успешной адаптации ребенка.

Именно семья как социальный институт определяет:

— овладение ребенком социальными нормами, особо устанавливающий исполнение семейных ролей;

— умственное развитие ребенка, его стремление к продолжению образования и саморазвития;

— физическое и эмоциональное развитие ребенка;

— формирование фундаментальных ценностей человека в межличностных отношениях, определяющих его жизненные устремления, планы и способы их достижения, стиль жизни, сферы и уровень притязаний.

Вряд ли кто-нибудь будет спорить с утверждениями:

— что ребенок учится создавать свою будущую семью, глядя на отношения между родителями;

— дети узнают, как нужно заботиться о своих детях из заботы о них собственных родителей;

— когда ребенок входит во взрослую жизнь, он умеет принимать решения, потому что видел, как его родители делали это;

— ребенок учится быть членом общества только тогда, когда он принят и включен в жизнь этого общества, а не отгорожен от него стенами детского дома.

Из множества факторов, влияющих на нормальную жизнедеятельность семьи, вы-

126

бираются те, которые могут решаться незамедлительно, которые поддаются непосредственному решению, и те, которые должны целенаправленно решаться в течение длительного периода [2, с. 248]. К проблемам незамедлительного решения относятся: обеспечение приоритетного права проживания ребенка в семье; поддержка жизнедеятельности семьи (адресная система льгот, пособий); образование детей; охрана здоровья детей; социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; поддержка одаренных детей. Деятельность органов исполнительной власти по решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит системно-программный характер.

Обязательства, принятые Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции о правах ребенка и присоединении к Всемирной декларации об обеспечении прав выживаемости, защиты и развитии детей, включают очень важный правовой, социальный и этический аспект — необходимость учитывать интересы и нужды каждого ребенка и удовлетворять эти интересы в приоритетном порядке. В документах подчеркивается, что ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно если он находится в трудных условиях. Исходя из этого, формируется семейная политика в Мордовии. В Республике Мордовия определены приоритеты в решении задач государственной семейной политики: ликвидация детской безнадзорности и обеспечение приоритетного права проживания ребенка в условиях семьи; сохранение и охрана здоровья детей; получение детьми адекватного образования; адресная социальная поддержка детей и семьи [1, с. 343].

В республике формируется система подготовки потенциальных родителей к приему детей в замещающие семьи: создан банк данных граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, проводятся научно-практические конференции. На базе детских домов и школ-интернатов планируется создание служб психолого-педагогической помощи семье и детям, Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Начат процесс совершенствования процедуры передачи детей в семьи граждан в соответствии с новыми правилами подбора и подготовки кандидатов в приемные родители, опекуны и попечители, разра-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | Ль 1

ботанными Министерством образования и науки РФ.

В целях сокращения возврата детей из замещающих семей в детские дома и школы-интернаты организована работа по предварительной подготовке детей к жизни в семье граждан. Она включает в себя диагностику мотивации ребенка к жизни в семье, индивидуальные консультации, тренинги и практические занятия с детьми по привитию навыков самообслуживания и поведения в бытовых условиях семьи, проживание детей в условиях «гостевой семьи». Создаются муниципальные клубы приемных родителей.

Для решения проблемы социального и психолого-педагогического характера в республике планируется создание профессиональных служб сопровождения замещающих семей, задачей которых являются психодиагностика, подготовка и консультирование замещающих родителей. На сегодняшний день в Республике Мордовия данная работа находится на стадии становления. Важнейшим фактором развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются обеспечение достойного уровня жизни данной категории детей, предоставление им качественных государственных услуг на образование, воспитание, развитие, соблюдение социальных гарантий, установленных законодательством.

В настоящее время в Республике Мордовия 2 836 детей, лишившихся по разным причинам семьи. На общем фоне сокращения численности детей в республике количество детей, находящихся в учреждениях общественного воспитания, остается на постоянном уровне (в 2005 г. — 817 детей, в 2008 г. — 800 детей). Ежегодно родители более 300 детей лишаются родительских прав по решению суда.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством образования Республики Мордовия, органами опеки и попечительства создан и ведется государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей [3].

Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, родителей-воспитателей, в результате чего увеличилось число детей, переданных на

усыновление, под опеку или попечительство. В настоящее время 1 443 ребенка живут в семьях родственников (опекунов, попечителей), 186 детей воспитываются в приемных семьях, 576 детей усыновлены посторонними гражданами. Если в 2009 г. в семьи были переданы 68 % от общего числа детей-сирот, то на 1 августа 2010 г. — более 70 %. За последние 3 года число детей, воспитывающихся в приемных семьях, увеличилось более чем в 5 раз.

В республике функционируют 10 муниципальных учреждений — центров социальной помощи семье и детям и 15 отделений социальной помощи семье и детям на базе комплексных центров социального обслуживания населения. Кроме этого, в системе социальной защиты населения Республики Мордовия функционируют пять специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Ежегодно здесь проходят социальную реабилитацию более 700 детей и подростков (в 2006 г. — 598 человек, 2008 — 774, 2010 г. - 701 человек).

В республике действуют более 20 целевых программ, проектов, в том числе и программы, направленные на решение отдельных проблем социального сиротства, защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-экономической поддержки семей с детьми. Однако для эффективной реализации данных программ и проектов необходимы эффективные механизмы управления и контроля за их выполнением и прогнозирование последствий их реализации. На решение задач по профилактике социального неблагополучия будет сориентирована Республиканская целевая программа Республики Мордовия «Право ребенка на семью» на 2011—2013 гг.

Несмотря на предпринимаемые меры, численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике в последние годы остается на постоянном уровне. Более 80 % от числа выявленных детей — дети, оставшиеся без родительского попечения по «социальным» причинам. Постоянно высокий процент социальных сирот свидетельствует о том, что отсутствует система межведомственного взаимодействия по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении.

В связи с этим в республике наметился ряд приоритетных направлений деятельности, связанных с профилактикой социального неблагополучия в семьях. Сохранить

Серия «Социологические науки»

4

ребенка в родной (кровной) семье или вернуть его к биологическим родителям — одна из главных задач специалистов, работающих в этой сфере. Однако в данном направлении работы сохраняется целый ряд проблем в сфере профилактики социального сиротства, которые обусловливают целесообразность их решения программно-целевым методом, предполагающим сочетание целевого, программного, системного, структурного, функционального и комплексного подходов. ,

Сегодня обсуждается возможность введений института детского уполномоченного в рамках развивающегося на федеральном и региональном уровнях института уполно-

/

1

Важнейшим институтом социализации личности является семья. Данному институту принадлежит главенствующая роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передачи ему накопленного социального опыта. Приоритетным направлением государственной семейной политики является поддержка мо-

моченного по правам человека. Кто-то выступает за независимость уполномоченного по правам ребенка, кто-то категорически против этого.

Осмысление ценностей прав человека и прав ребенка в российском обществе требует времени. Что же касается уполномоченного по правам ребенка, то в первую очередь он может и должен выступать как публичная фигура, демонстрирующая активную гражданскую позицию по отношению к детству. Институт, осуществляющий широкое просвещение в области прав человека, направленное на развитие правового сознания у детей, молодежи, а через них и вместе с ними у взрослых сограждан.

лодой, в том числе и студенческой семьи. Студенческая семья — это семья, где оба супруга являются студентами дневного (очного) отделения высшего учебного заведения, а также как неполная семья с детьми, в которой мать или отец является студентом дневного (очного) отделения высшего учебного заведения [1, с. 12].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванова Н. П. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка : сб.-справ. / Н. П. Иванова, Е. И. Рыбинский. — М. : Высш. шк.,

2008.^- 343 с.

2г Михеева^Л. Ю. Опеки и попечительства : Правовое регулирование : учебно-практ. пособие / Л. Ю. Михеева, Р. П. Мананкова. — М. : Палсотип : Дашков и К°, 2008. — 248 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном ба^ке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» [Электронный ресурс].-Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Поступила 28.11.11.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНЧЕСКИМИ СЕМЬЯМИ (на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва»)

А. Н. Кулагина, Е. Н. Новикова

В статье обобщен опыт социальной работы со студенческой семьей в Республике Мордовия (на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева») и других регионах Российской Федерации. Конкретизируются технологии социальной работы с данными типами семей.

128

©А. Н. Кулагина, Е. Н. Новикова, 2012

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2012 | 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.