Научная статья на тему 'Характеристика современной бюджетно-налоговой политики субъекта Российской Федерации'

Характеристика современной бюджетно-налоговой политики субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
бюджетно-налоговая политика / фискальная политика / налоги / fiscal policy / fiscal policy / taxes.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Басирхабибович, Абакарова Зарина Гаджиевна

В данной статье раскрыты основные аспекты бюджетно-налоговой политики на примере субъекта Российской Федерации. Проводится анализ бюджетно-налоговой политики на примере субъекта РФ (Республика Дагестан) по бюджетно-налоговым показателям за последние годы. В статье обозначены проблемные вопросы приводимого в пример субъекта Российской Федерации и предложены определенные меры для преодоления этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE MODERN BUDGET AND TAX POLICY OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

this article discusses the theoretical and practical issue of fiscal policy on the example of a subject of the Russian Federation. The analysis is carried out on the example of the subject of the Republic of Dagestan on budget and tax indicators for recent years. This article shows the problematic issues of the given example of the subject of the Russian Federation and suggests certain measures to overcome these problems

Текст научной работы на тему «Характеристика современной бюджетно-налоговой политики субъекта Российской Федерации»

Экономическое направление

УДК 336.2

DOI 10.24411/2409-3203-2019-11022

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алиев БасирХабибович

доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Россия, г. Махачкала Абакарова Зарина Гаджиевна ст-ка 4 к. направления Экономика, профиль «Финансы и страхование» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Россия, г. Махачкала

Аннотация: В данной статье раскрыты основные аспекты бюджетно-налоговой политики на примере субъекта Российской Федерации. Проводится анализ бюджетно-налоговой политики на примере субъекта РФ (Республика Дагестан) по бюджетно-налоговым показателям за последние годы. В статье обозначены проблемные вопросы приводимого в пример субъекта Российской Федерации и предложены определенные меры для преодоления этих проблем.

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, фискальная политика, налоги.

CHARACTERISTICS OF THE MODERN BUDGET AND TAX POLICY OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Aliev Basir Khabibovich

Professor, doctor of Economics Dagestan state University Russia, Makhachkala Abakarova Zarina Gadzhievna St-ka 4 K. directions of Economics, profile " Finance and insurance» Dagestan state University Russia, Makhachkala

Abstract: this article discusses the theoretical and practical issue of fiscal policy on the example of a subject of the Russian Federation. The analysis is carried out on the example of the subject of the Republic of Dagestan on budget and tax indicators for recent years. This article shows the problematic issues of the given example of the subject of the Russian Federation and suggests certain measures to overcome these problems.

Keywords: fiscal policy, fiscal policy, taxes.

Для того, чтобы уменьшить колебания бизнес-циклов и обеспечить стабильную экономическую ситуацию в краткосрочной перспективе, правительствами государств

используются различные методы вмешательства в экономику. Одним из этих методов правительственной политики выступает фискальная политика (бюджетно-налоговая политика), об основных аспектах которой пойдет речь в данной статье.

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой совокупность многообразных мер управления экономикой на основе распределения и перераспределения финансовых потоков. В данном случае мы сосредоточим наше внимание на трех важнейших, на наш взгляд, инструментах: налогообложении, безвозмездной помощи регионам, бюджетных инвестициях. Однако рассматриваемые субъекты РФ очень неоднородны по количеству населения и территории, производимому ВРП. [1, с.372]

Фискальная политика (или бюджетно-налоговая) — это государственные меры воздействия на внутренний рынок для обеспечения его стабильности за счет изменения объема правительственных доходов и расходов.

Бюджет субъекта Российской Федерации является главным источником финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания социально справедливых условий для проживания на данной территории, основным источником пополнения которого служат налоги. Как показывает практика последних лет, недостаточно активно используются внутренние резервы расширения доходной базы, которые в различной степени могут оказать влияние на бюджеты всех субъектов Российской Федерации. Это обстоятельство диктует необходимость дальнейшего исследования системы формирования доходов региональных бюджетов, выявления направлений их роста с учетом динамичных преобразований последних лет. [4, с.1862]

Вмешиваясь в процесс функционирования народного хозяйства, государство преследует несколько основных целей:

1. уменьшение кризисных явлений в экономике;

2. поддержание устойчивого роста производства и потребления;

3. обеспечение большей вовлеченности ресурсов (в особенности, трудовых для устранения безработицы);

4. сдерживание роста цен.

Для достижения вышеперечисленных целей государством используются:

- налоги — обязательные платежи граждан, предприятий и организаций в бюджет в размерах и в сроки, установленные законодательством;

- трансферты — предоставление государством производителям на безвозмездной основе денег, материальных ценностей каких-либо прав или компенсаций в качестве финансовой поддержки;

- государственные закупки — покупка государством определенного объема отечественных товаров или услуг за счет бюджетных денег [2].

Эффективность выбранной экономической политики во многом определяется временным фактором, поскольку результат от предпринятых действий должен проявиться на фазе спада или подъема. Чтобы этот процесс функционировал, государством применяется дискреционная и автоматическая (недискреционная) налогово-бюджетная политика.

Основные параметры республиканского бюджета характеризуются следующими данными:

Объем доходов составил 106,5 млрд рублей, или с ростом к текущему году на 105,9 процента (2018 год - 100,5 млрд рублей).

Расходы предусмотрены в сумме 106 млрд рублей, с ростом на 106,3 процента (2018 год - 99,8 млрд рублей).

Финансовый результат определен профицитом в сумме 457 млн рублей (2018 год -773 млн рублей).

Таблица 1 Основные макроэкономические параметры

Наименование Бюджет 2017 г. Бюджет 2018 г. Бюджет 2019 г. Отношение 2019

показателя к 2018 г., (%)

Доходы 98977,5 100540,6 106478,8 105,9

Расходы 95165,2 99767,8 106021,8 106,3

Дефицит (-) 3812,3 772,8 456,9

Профицит (+)

Источник: на основе данных Министерства Финансов РД

Таблица 2 Доходы республиканского бюджета РД 2019 года к 2018 году

Наименование 2018 г. 2019 г.

Всего 100540,6 106478,8

Трансферты из федерального бюджета 75299,3 80183,2

Налоговые и неналоговые 25241,3 26295,6

Источник: на основе данных Министерства Финансов РД

Доходы бюджета сформированы, в основном, за счет федеральных средств, которые возросли на 4,9 млрд рублей, составили 75,3 процента в общих доходах, или в абсолютной сумме - 80,2 млрд рублей (2018 год - 75,3 млрд рублей).

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, являющаяся источником финансирования расходных обязательств республики, против текущего года увеличена существенно - на 7,2 млрд рублей.

Поступление налоговых и неналоговых доходов предусматривается в объеме 26,3 млрд рублей. Рост к 2018 году составляет 1,1 млрд рублей или 104,2 процента.

Следует отметить, что в сопоставимых условиях рост собственных доходов составляет 3,1 млрд рублей (112,2 процента) [5].

Несбалансированность расходов и доходов бюджета Республики Дагестан часто является следствием ухудшения условий торговли, общего благосостояния населения. Необходимым становятся структурные реформы, восстанавливающие равновесие между обязательствами и источниками доходов: стимулирование предложения труда путем перераспределения налогового бремени с доходов в пользу налогов на потребление, реформа пенсионной системы, приватизация с целью либерализации и создания новых рынков, реформа медицинского обслуживания.

Складывается такое впечатление, что региональная власть просто не заинтересована в выравнивании сбалансированности своего консолидированного бюджета, так как знает, что помощь придет. Все это в конечном итоге мешает социально-экономическому развитию регионов, ведет к их территориальному упадку, снижению качества жизни населения и т.д. [7, с.3]

Сбалансированность межбюджетных отношений является залогом успешной бюджетной политики любого региона и Республика Дагестан тут не исключение. Так как, бюджетный дефицит в Санкт -Петербурге фиксируется на протяжении ряда последних лет и заложен на плановый 2019 г., то явно виден дисбаланс внутри региональной бюджетной системы. Здесь предлагается внедрить ряд элементов в финансовую систему муниципалитетов. Предлагается снизить процент от налоговых отчислений в региональный бюджет по развивающимся направлениям реального сектора экономики и высвободившееся средства направить на выравнивание местных бюджетов. Предлагается ставка в ХА процента от процента роста показателей.

Если рассматривать предложение по снижению долговой нагрузки на бюджет Республика Дагестан, то снижение дефицита Республики Дагестан можно достичь за счет следующих инструментов:

- развития реального сектора экономики;

- создание благоприятного инвестиционного климата.

Стоит сразу отметить, что в статье увеличение налоговой нагрузки не рассматривается, так как она влечёт замедление деловой активности, способствует развитию теневой экономики, увеличивает нагрузку на бизнес, сокращает количество рабочих мест, снижают инвестиционную привлекательность региона и т.д.

Так как налоговые отчисления хозяйствующих субъектов составляют львиную долю доходной части бюджетов всех уровней, то логично будет предложить мероприятия, направленные на ее увеличение [3, с.205].

В заключение можно отметить, что бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Таким образом, проведенное исследование и его результаты могут способствовать практическому внедрению предложенных мероприятий в систему бюджетно-налоговой политики республики и способствовать ее совершенствованию. Конечно данные предложения требуют более глубокой проработки, более глубокого уровня проектирования и разработки схемы апробации.

Список литературы:

1. Быкова Н. Н. Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 372-375.

2. Дискреционная и стимулирующая фискальная политика. [Электронный ресурс]. URL: кйр8://ё1уЫепёоГГ.пе1/шакгоекопош1ка/Г18ка1пауа-ро111;1ка.к1;ш1#1-4(Дата обращения: 31.03.2020).

3. Кирик В.Б. Совершенствование бюджетной политики региона (на примере Санкт-Петербурга) // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 2 (29). С. 201-206.

4. Маслова Д.В. Влияние бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое положение южных регионов России // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 10 (469). С. 1862-1879.

5. Министерство финансов Республики Дагестан [Электронный ресурс].и^:кйр://ш1пГ1пгё.ги (Дата обращения: 31.03.2020).

6. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс].и^:кйр://ттГт.ги (Дата обращения: 31.03.2020).

7. Оломская Е. В. Основные противоречия в системе нормативного регулирования налогового учета и пути их преодоления // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2019. - № 1. - С. 5.

8. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL:http://www.nalog.ru (Дата обращения: 31.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.