Научная статья на тему 'Характеристика современного менеджера и требования к менеджеру будущего'

Характеристика современного менеджера и требования к менеджеру будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1962
822
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / СПОСОБНОСТИ / УМЕНИЯ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова С. С., Муравьева Н. Н.

Глобализирующаяся экономика характеризуется усилением конкуренции в мировом масштабе. В связи с этим фирмам необходим поиск источников повышения конкурентоспособности. Одним из таковых является персонал компании, особенно важны эффективные руководители, способные развивать фирму, способствовать профессиональному выполнению сотрудниками поставленных задач в быстро изменяющихся условиях. Какими должны быть современные менеджеры, а также менеджеры будущего? Что они должны знать и уметь? Какими чертами и способностями обладать? Это вопросы, стоящие перед исследователями проблем менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика современного менеджера и требования к менеджеру будущего»

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА И ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ БУДУЩЕГО

© Мешкова С.С.*, Муравьева Н.Н.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Глобализирующаяся экономика характеризуется усилением конкуренции в мировом масштабе. В связи с этим фирмам необходим поиск источников повышения конкурентоспособности. Одним из таковых является персонал компании, особенно важны эффективные руководители, способные развивать фирму, способствовать профессиональному выполнению сотрудниками поставленных задач в быстро изменяющихся условиях. Какими должны быть современные менеджеры, а также менеджеры будущего? Что они должны знать и уметь? Какими чертами и способностями обладать? Это вопросы, стоящие перед исследователями проблем менеджмента.

Ключевые слова менеджер, способности, умения, знания, навыки.

Актуальность темы обусловлена тем, что современным компаниям, в условиях глобализации экономики, становится все сложнее конкурировать в сфере технологий и финансов, так как эти ресурсы становятся все более и более доступными, и, следовательно, одинаковыми. Основной возможностью получения конкурентного преимущества становится квалификация и отношение к работе персонала фирмы. Особенное внимание необходимо уделить руководителям организации, причем менеджерам как высшего, так и среднего и низшего звена.

Рассмотрим понятие менеджер, а так же выделим три ключевые роли в управленческой деятельности.

Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях [3, с. 21].

Являясь субъектом управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей, которые можно объединить в три блока ключевых ролей.

Анализ представленных в таблице ролей менеджера позволяет выявить те качества, которые необходимы менеджеру. Поскольку рынку свойственны риск и турбулентность, то менеджеры должны быть способны самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, что является условием поиска оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

* Студент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита.

* Доцент кафедры Теории и технологий в менеджменте, кандидат экономических наук.

Таблица 1

Основные роли современного менеджера [2, с. 23-24]

№ п/п Ключевые роли менеджера Характеристика

1 Принятие решений выражается в том, что менеджер определяет направление развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Будучи наделенный правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения, поэтому он должен уметь выбрать наилучший вариант решения. Отметим, что специалист по подготовке решений или даже машина могут осуществить данную работу, однако менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.

2 Информационная состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы

3 Административная менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом

Таким образом, менеджеру необходимо быть предпринимателем по образу мысли. Он должен активно искать новые возможности и намеренно рисковать, добиваясь изменений и совершенствования. Такое отношение к делу определяют как предприимчивость [1, с. 11]. Менеджер должен уметь и быть готовым работать в меняющихся условиях, не теряя при этом эффективности и производительности труда. Ему необходимо уметь: адаптироваться к быстрым изменениям рынка и личностных ситуаций; воспринимать и применять новые формы работы, что требует гибкого интеллекта. Кроме того, чтобы принятое решение было эффективным, менеджеру также требуются высокий профессионализм, знание рынка, знания в области управления предприятием, в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма, общие знания в экономике, политике. Герчикова И.Н. в своих работах также отмечает: наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов; умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса; мер

государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции [3, с. 22-23]. Необходимо отметить, что психофизиологические характеристики также важны, так например, менеджер должен обладать стрессо-устойчивостью, уметь в любых ситуациях принимать адекватные решения. Ведь необдуманное решение, принятое в стрессовой ситуации может повлечь за собой серьезные последствия для организации.

Следует отметить еще несколько взаимосвязанных качеств менеджера, способствующих эффективному принятию решений - это энергичность; креативный, творческий подход к работе, решению поставленных задач; использование имеющегося научного и творческого потенциала; умение и желание браться за сложные задачи; стремление двигаться вперед; открытость для изменений, способность к новациям (инновационная чувствительность очень важна, так как рынок - прежде всего новшества: без новых товаров и услуг на него просто не пробиться), а также работоспособность, высокий уровень интеллекта и способность к обучению.

Очень важно для менеджера быть грамотным в области информационных технологий, то есть понимать, как использовать эти технологии для упорядочения все более возрастающего информационного потока. Поскольку происходят постоянные изменения, а времени катастрофически не хватает, сообразительность менеджера в отношении регулирования информации становится настолько же важной, как и его профессиональные навыки [4].

Важным требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми, которое включает знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы; знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе; устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы [3, с. 23].

Для выполнения данного требования менеджер должен быть в организации неформальным лидером, то есть иметь не только официальную должность руководителя, но и фактическое влияние, реальное доверие и уважение и со стороны коллег и подчиненных. Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. К решениям авторитетного и неавторитетного менеджера подчиненные относятся различно. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям. Следовательно, авторитет облегчает управление, повышает его эффективность.

Менеджер должен быть для подчиненных примером добросовестного отношения к труду, организованности и пунктуальности, честности, скромности.

Необходимые требования к менеджеру - коммуникабельность, умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями, а также умение работать в команде. Менеджер будущего десятилетия должен осознавать, что если он стремится к успеху, то не может работать в изоляции, когда контактирует с третьей стороной в сфере бизнеса или сталкивается с обществом в целом. Понимание политического и культурного контекста становится чрезвычайно важным, особенно на международной арене. Менеджер завтрашнего дня должен сочетать в себе коммуникативные навыки и умение межличностного общения со знанием и восприятием культурного многообразия [4]. Кроме того, менеджер должен уметь справиться с нарастающим напряжением и конфликтами, когда это необходимо или неизбежно [4].

Все требования к менеджеру можно разделить на четыре больших группы.

1. Мировоззренческая позиция: четкая управленческая концепция, желание обеспечить достижение экономических и социальных целей организации, умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером.

2. Деловая компетенция: профессиональные технологические знания, опыт работы, предприимчивость, желание и умение рисковать, культура профессионального общения.

3. Административные способности: желание и умение контролировать подчиненных, умение интенсивно использовать свое рабочее время, правильно оценивать людей, эффективно использовать трудовые ресурсы, рациональность.

4. Личностные качества: предрасположенность к лидерству, любовь к людям, внутренняя свобода, обязательность, умение устанавливать межличностные отношения, чувство юмора [5, с. 44-45].

Таким образом, новые экономические условия требуют от менеджеров будущего, кроме способности самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, относиться к делу творчески, быть хорошо информированным, а также инновационно-чувствительным, уметь, применяя предпринимательское мышление, наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Список литературы:

1. Басовский Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. -216 с.

2. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. - 3-е изд. - М.: Экономисту 2003. - 528 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. - 4-е изд. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 512 с.

4. Джерард Ван Шаик. Как подготовить менеджера XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/4_1_98.htm.

5. Цветков А.Н. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2009. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.