Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СОВОКУПНОСТИ НАЛОГОВ НА ЖИТЕЛЯ (ГРАЖДАНИНА) ПОЛЬШИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВОКУПНОСТИ НАЛОГОВ НА ЖИТЕЛЯ (ГРАЖДАНИНА) ПОЛЬШИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников А.С.

В статье мы рассмотрим налоговую систему Польши: ее историю, совокупность налогов, налоговую нагрузку, как на экономику в целом, так и отдельного индивидуума, попробуем выделить проблемы, а также направления их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СОВОКУПНОСТИ НАЛОГОВ НА ЖИТЕЛЯ (ГРАЖДАНИНА) ПОЛЬШИ»

УДК 33

Овчинников А.С.

Высшая школа экономики

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВОКУПНОСТИ НАЛОГОВ НА ЖИТЕЛЯ (ГРАЖДАНИНА) ПОЛЬШИ

В статье мы рассмотрим налоговую систему Польши: ее историю, совокупность налогов, налоговую нагрузку, как на экономику в целом, так и отдельного индивидуума, попробуем выделить проблемы, а также направления их решения.

Ключевые слова: налоги, налоговая нагрузка, система налогообложения.

В Налоговой системе Польши можно выделить 7 видов налога, ложащихся на отдельного гражданина. Их можно подразделить на прямые (1,2,3,4,5,7) и косвенные (6).

1. индивидуальный налог на доход (в т.ч. налог на дивиденды, налог на роялти, налог на капитал)

2. налог на наследование и дарение

3. налог на гражданско-правовую сделку

4. налог на недвижимость

5. налог на транспортные средства

6. налог на товары и услуги

7. гербовый сбор

Основными налогами в Польше являются: подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на гражданско-правовую сделку, налог на недвижимость, гербовый сбор [1]. Далее рассмотрим систему сбора налогов:

Администрирование системы налогообложения в Польше осуществляется на нескольких уровнях [7]:

I. местными налоговыми органами / контролирующими налоговыми органами, которые осуществляют контроль за уплатой налогов на соответствующей территории и вправе принимать индивидуальные административные акты (разъяснения) в связи с обращениями налогоплательщиков. Однако данные разъяснения носят лишь рекомендательный характер;

II. налоговыми палатами, осуществляющими контроль за налоговыми органами и уполномоченными пересматривать принятые ими решения;

III. Министерством финансов, осуществляющим контроль за состоянием налоговой системы Польши в целом, и уполномоченным давать официальное толкование налоговому законодательству. Налогоплательщики, не согласные с решениями местных налоговых органов, могут обжаловать их

IV. Верховный административный Суд Польши.

Все виды налогообложения в Польше утверждаются парламентом. Польская налоговая система в последние годы претерпела существенные изменения, направленные на придание ей большей четкости и когерентности с налоговыми стандартами стран с рыночной экономикой.

Нынешний вид система приняла в начала 90-ых годов вместе с изменениями в области и типах деятельности налоговых офисов, управления, методов и внутренней структуры. В 1992 после долгих подготовительных работ были приняты законы о подоходном налоге для физических и юридических лиц. В июле 1993 был введен налог на доходы и услуги. Данные изменения продолжились с модернизацией структуры налоговых офисов: 1996 закон о регистрации и идентификации налогоплательщиков, 1997 год - Налоговое постановление регулирующие широкий спектр налоговых вопросов, включая налоговые проверки, процедуры уплаты и фискальную секретность. В 2004 в связи с вступлением Польши в Евросоюз, были внесены изменения в налог на товары и услуги. В 2015 была внесена инициатива в изменения в налоговую

систему, которая должна консолидировать схожие процессы в налоговом администрировании и внести ясность в налоговую систему.

Реформа налоговой системы сопровождалась со значительными изменениями со ставками:

• До 2009 года действовала 3 ступенчатая система из 19%,32% и 40% -в 2009 был исключен третий порог дохода, а так же изменен нижний и верхний составляющая 18 и 32%.

• НДС вырос с 22% в 2000 до 23%, так же можно отметить правки 2004 года в процессе интеграции с Евросоюзом.

• Взносы в социальные фонды вносимые работниками также претерпевались изменениям: 2000 год - 25%, 2004 -26%, 2008 -20%, 2015 -13,71% обязан перечислить каждый работник из своего дохода.

Общий налоговый доход Польши в 2014 году составил 551544 миллионов злотых из них [2]:

• Налог на товары и услуги - 198912 миллионов, что составляет 36% от налогового дохода

• Индивидуальный налог на прибыль - 78719 миллионов, что составляет 14,2% процента от налогового дохода

• Взносы в фонд социального страхования - 209902 миллионов, что составляет 38% от налогового дохода

Таблица 1. Доля индивидуальных налогов в общем налоговом доходе

Виды 201 201 201 201 201

налогов 0 1 2 3 4

Налог на 0.39 0.39 0.36 0.36 0.36

товары и услуги 6273 4434 5713 1252 0646

Индивидуал

ьный налог на 0.13 0.13 0.13 0.14 0.14

прибыль 9764 6942 9756 0534 2725

Взносы в 0.34 0.35 0.37 0.38 0.38

социальный фонд 6685 1556 4751 3694 0572

Далее рассмотрим налоговую нагрузку на экономику и на индивидуума в Польше: начнем с налоговой нагрузки на всю экономику. По оценке исследования ОЭСР налоговая нагрузка на экономику Польши составляет

Рисунок 1. Динамика налоговой нагрузки на экономику 2000-2015 год.

В целом, можно отметить существенное снижение налоговой нагрузки в 2009 году, что было вызвано реструктуризацией налога на прибыль физических лиц. Польская модель налоговой системы и ее реформы направлены на привлечение инвестиций. Последнее изменение процентных ставок и постепенный рост нагрузки говорит о том, что прогрессивная шкала работает:

4200 4000

звоо

■3600 |

3400 3200 3000

Рисунок 2. Динамика средней месячной заработной платы 2009-2016 Средняя зарплата растет, уровень жизни поднимается, а значит все больше и больше граждан переступают второй порог.

Таблица 1. Налоги на индивидуума 2010-2014 [2]

Виды налогов (в мил. Зл.) 2010 2011 2012 2013

Налог на доход и капитал 62901 67861 106480 103567

Взносы в социальные фонды с работника 57229 69152 76834 80326

Налог на собственность 19068 20089 21744 23120

Налог на зачисление зарплаты и труд 3720 4182 4290 3998

Итого: 142918 161284 209348 211011

Данная таблица является аналитической, под налогом и товаром подразумеваются НДС, акцизы и прочие, под налогом на собственность движимое и недвижимое имущество + акты дарения - все налоговые платежи, осуществляемые индивидом. По нашей оценке, в соответствии с таблицей,

налоговая нагрузка на индивидуума в 2014 году составила 50% при средней месячной зарплате 3800 злотых.

Другой методикой расчета налоговой нагрузки на индивидуума является, предлогаемая консалтинговой компанией Ernst and Young формула [3]:

Взносы в социальный фонд + НДФЛ + Налог на товары и услуги

Реальная заработная плата

Таблица 2. Оценка налоговой нагрузки методом E&Y

Взносы

Взносы в в соц.

Реальная соц. Фонд Фонд Итогов

заработн работодате Заработн Подоходн работни ый Оцененн Чистая

ая плата ля ая плата ый налог ка доход ый НДС ЗП Нагрузка

63 45.1

11628 1997 9631 667 2068 6895 515 80 3%

Итоговая нагрузка на индивидуума составила 45.13% при расчете данным методом, а средняя налоговая нагрузка по странам ОЭСР составила 39.4%.

Одним из недостатков польской системы налогообложения является ее относительная сложность. В рейтинге налоговых систем составленной консалтинговой компанией Р1С польская система занимает 58 место. Среднее количество платежей в год на одного индивидуума составляет 7 раз, что является неплохим результатом относительно Европейского союза (11.3 в среднем). Однако среднее время, затраченное на уплату налогов - 271 час, что намного больше, нежели в среднем по Евросоюзу (173 часа). Получается, что кроме формального налогового бремени около 50%, накладываются еще «альтернативные издержки» - в виде упущенного дохода, примерно, за рабочую неделю. [4]

Кроме того, можно отметить недовольство бюджетной реформой, общественность настаивает, что несмотря на улучшения их можно было достигнуть более эффективным путем [5].

Еврокомиссией были выделены следующие проблемы в системе польского налогообложения [6]:

• Наличие большого ассортимента товаров по пониженной НДС ставке, что понижает эффективность системы

• Недобор с налога на товары и услуги около 26%, что вызывается сложностью и неэффективностью системы

2014 2015

поступления с V

Рисунок 3. Налоговые поступления с налога на товары и услуги

• Не системность и сложность сбора налога на сельское хозяйство

• Наивысшие административные издержки по сбору налогов

• Низкая оснащенность налоговых офисов программными поддерживающими системами

Польская налоговая система в настоящий момент постоянно модернизируется и улучшается. Во-первых, правительство понимает важность инвестиционной привлекательности, а также возможной миграционной привлекательности относительно индивидуальных налогов (помимо

положительного влияния оптимизированной налоговой системы на экономику в целом) и пытаются стимулировать инвестиции, через оптимизацию налоговой системы. Во-вторых, модернизация и достижение определенного стандарта является ключевым условием для вступления страны в Еврозону.

Одним из возможных решений высоких альтернативных издержек, которые ложатся на население в процессе сбора налога (и высокие административные издержки, как другая сторона одной и той же детали) могут быть инвестиции в 1Т обустройство налоговых офисов и внедрение программных поддерживающих систем, редизайн процессов налогового администрирования и повышение качества стратегического планирования (например, внедрения по рекомендации Евросоюза Независимого фискального совета).

Подводя итог, можно сказать, что налоговая нагрузка — это не только доля от своего дохода, которую платит налогоплательщик, но это и его издержки во времени, которое он в среднем тратит на налоговые вопросы. Если сравнивать Польшу в среднем по странам ОЭСР, то можно сказать, что в Польше приемлемая налоговая нагрузка, как на экономику, так и на индивидуума в целом в количественном плане, однако сам процесс администрирования доходов неэффективен - дорог и долог, как для государства, так и налогоплательщика. Редизайн процессов налогообложения и внедрение информационной инфраструктуры позволили бы улучшить «сервис» по уплате налогов и тем самым снизить нагрузку на индивидуума.

Список литературы:

1. Taxation and investment in Poland 2014 [Электронный ресурс]// https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/pl/Documents/Reports/CE TandI R aport 2014.pdf

2. Revenue statistics of Poland [Электронный ресурс]// http://www.oecd-ilibrary.org/taxation/data/revenue-statistics/poland data-00250-en?isPartOf=/content/datacollection/ctpa-rev-data-en

3. TheTax Burden of Typical Workers in the EU 28—2015 [Электронный ресурс]// http://www.institutmolinari.org/IMG/pdf/tax-burden-eu-2015.pdf

4. Polish Tax System Is Becoming Less Complicated, But Still Needs Reform [Электронный ресурс]// http://www.worldbank.org/en/news/press-release/2015/11/19/polish-tax-system-becoming-less-complicated-but-it-still-needs-reforms

5. Taxation in Europe - Yearbook 2013 [Электронный ресурс]// http://en.irefeurope.org/Poland,a0923#titre4

6. COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT [Электронный ресурс]// http://ec.europa.eu/europe2020/pdf/csr2016/cr2016 poland en.pdf

7. Налогообложение в Польше [Электронный ресурс]// http://euroruss-business.com/de/ecsparvochnik/poland/nalogooblozhenie.html

8. Tax Facts 2015 [Электронный ресурс]// http://www.bakertilly.pl/media/507152/Tax-2015-EN.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.