УДК Б1Б.98:578.825.12:Б18.3-097
ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА К ЦИТОМЕГАЛОВИРУСУ В ДИАДЕ «МАТЬ - НОВОРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК»
М.А. Суслова, МЛПУ «Детская городская клиническая больница № 1», г. Н. Новгород
Суслова Марина Александровна - e-mail: [email protected]
У матерей и новорожденных детей, имеюших риск развития ЦМВИ, проведено исследование сыворотки крови методом иммуноферментного анализа на наличие антител классов Ig M, Ig G с определением авидности антител класса Ig G к цитомегаловирусу. Установлены варианты антите-лообразования у матерей и их новорожденных детей. Проведено сопоставление состояния специфического иммунитета к ЦМВ в диаде «мать - новорожденный ребенок».
Ключевые слова: новорожденные, цитомегаловирусная инфекция, иммуноферментный анализ, антителообразование.
At mothers and the newborn children having risk of development cytomegalovirus infection, research of whey of blood by a method immufermental the analysis on presence of antibodies of classes Ig M, Ig G with definition avidity antibodies of class Ig G to a cytomegalovirus is carried out. Variants an antibody of formation at newborn children are allocated. Comparison of a condition of specific immunity to cytomegalovirus in a dyad mother - the newborn child is spent.
Key words: newborns, cytomegalovirus an infection, enzyme immunodetection.
Введение
Среди факторов риска патологии беременности и рождения детей с тяжелыми формами психосоматической патологии одно из первых мест принадлежит инфекциям, особенно склонным к латентно хроническому течению. Цитомегаловирусная инфекция - актуальная проблема перинатологии, так как является одной из наиболее частых врожденных инфекции и встречается у 0,2-2,5% новорожденных детей [1, 2, 3]. Врожденная цитомегаловирус-ная инфекция может протекать как бессимптомно, так и в тяжелой форме, при которой нередко отмечается летальный исход [2, 3]. При этом у 80% детей, перенесших тяжелую форму внутриутробной цитомегаловирусной инфекции, в дальнейшем отмечаются разнообразные соматические и психоневрологические дефекты развития. При бессимптомном течении внутриутробной цитомегаловирус-ной инфекции у 5-7% детей впоследствии также имеются различные нарушения здоровья [4]. Чаще - это сенсорная глухота, задержка развития, малые мозговые дисфункции и другие психоневрологические изменения. Кроме того, внутриутробное инфицирование цитомегаловирусом создает предпосылки для развития иммунологической толерантности к этому возбудителю с формированием длительной персистенции и реактивации в постнатальном периоде.
Таким образом, актуальность данной проблемы в педиатрии обусловлена не только возможностью развития тяжелых форм врожденного заболевания у новорожденных и детей первых месяцев жизни, но и потенциальным риском формирования прогностически неблагоприятных последствий. Учитывая особую перинатальную значимость, именно разработка методов своевременной диагностики ЦМВИ у новорожденных занимает важное место в комплексе мероприятий по профилактике тяжелых форм психосоматической патологии. Диагностика внутриутробной инфекции основана на проведении комплекса лабораторных исследований, среди которых одним из важнейших является иммуноферментный анализ.
Цель исследования: изучить состояние специфического иммунитета к ЦМВ у матерей и их новорожденных детей, относящихся к группе высокого риска реализации ЦМВИ.
Материалы и методы
Проведено клинико-лабораторное обследование 84 матерей и их новорожденных детей, имеющих симптоматику врожденной ЦМВИ или относящихся к группе высокого риска реализации данной инфекции.
Обследование включало в себя: изучение антенатального, перинатального анамнеза и настоящего заболевания, стандартизированное соматическое и неврологическое обследование, общеклинические и биохимические исследования крови, мочи и ликвора (по показаниям), инструментальные методы исследования (УЗИ ОБП, почек, нейросонография, УЗИ сердца, рентгенография), оценку нервно-психического развития в соответствии с принятыми критериями в педиатрии. Всем пациентам было проведено лабораторное исследование с целью диагностики врожденной ЦМВИ, включающее определение ДНК ЦМВ в биологических средах (кровь, ликвор, моча, слюна) с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) и определение специфических антицитомега-ловирусных антител классов Ig M, Ig G в сыворотке крови матери и новорожденного ребенка с указанием авидности антител класса Ig G методом иммуноферментного анализа.
Статистическая обработка данных проводилась методами параметрической и непараметрической статистики с помощью прикладного пакета программ Microsoft Excel, лицензионных статистических программ «Statistica 6.0», «Biostat».
Результаты и их обсуждение
При изучении состояния специфического иммунитета к ЦМВ у матерей новорожденных детей установлено, что
серопозитивными к ЦМВ были 75 из 84 (89,3%) женщин.
Наличие высокоавидных антител класса Jg G при отсутствии антител класса Jg М, свидетельствующих о латентном характере инфекционного процесса, было зарегистрировано в большинстве случаев: у 47 из 84 (55,9%) матерей.
Изолированное наличие антител класса Jg М, характеризующее наличие активной первичной ЦМВИ у женщин, не
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
выявлено ни у одной матери. Однако, у 2 из 84 (2,38%) женщин отмечено наличие сочетания специфических антител класса ]д С низкой авидности и антител класса ]д М. Также у 6 из 84 (7,14 %) женщин зарегистрировано наличие в крови специфических антител класса ]д С низкой авидности. Данные показатели являются лабораторными маркерами активной репликации вируса цитомегалии и косвенно свидетельствуют о первичной ЦМВИ у 8 из 84 (9,52%) матерей.
Наличие антител класса ]д С средней (переходной) авидности зарегистрировано у 7 из 84 (8,3%) женщин. Сочетание антител класса ]д С средней (переходной) авидности с антителами класса ]д М отмечено у 1 из 84 (1,19%) матерей. Данные показатели являются лабораторными маркерами поздней стадии первичной ЦМВИ, выявленной у 8 из 84 (9,52%), при этом средний показатель антител класса ]д С у данной группы пациенток был низким и составил 4,5±1,6 МЕ/л.
Таким образом, первичная ЦМВИ была выявлена у 16 из 84 (19,04%) обследованных женщин.
На основании обнаружения сочетания высокоавидных антител класса ]д С и антител класса ]д М выявлена реактивация ЦМВИ у 12 из 84 (14,28%) матерей.
Отсутствие специфических анти-ЦМВ-АТ классов ]д С и ]д М было выявлено у 9 из 84 (10,7 %) женщин.
Таким образом, среди обследованных матерей были выделены следующие группы в зависимости от состояния их специфического иммунитета к ЦМВ: группа 1 - серонегативные к ЦМВ женщины (отсутствие антител класса ]д С и ]д М) - 9 человек (10,7%);
группа 2 - женщины с первичной ЦМВИ (серопозитивные к ЦМВ женщины с наличием низкоавидных и переходных антител класса ]д С, антител класса ]д М) - 16 человек (19,0%);
группа 3 - женщины с латентным течением ЦМВИ без признаков ее активации (серопозитивные к ЦМВ женщины с наличием высокоавидных антител класса ]д С и отсутствием антител класса ]д М) - 47 человек (56,0%);
группа 4 - женщины с реактивацией ЦМВИ (серопозитивные к ЦМВ женщины с наличием высокоавидных антител класса ]д С в сочетании с антителами класса ]д М) - 12 человек (14,3%).
У матерей 1-й группы (серонегативные к ЦМВ женщины)
родилось 9 детей. Из них 8 (89,9%) детей также были серонегативными. У одного ребенка данной группы в крови присутствовали высокоавидные антитела класса ]д С, антитела класса ]д М у этого ребенка отсутствовали, что, видимо, обусловлено особенностями иммунного ответа плода. Таким образом, дети данной группы должны быть отнесены к группе риска постнатального инфицирования ЦМВ.
У 6 из 16 (37,5%) детей матерей 2-й группы (первичная ЦМВИ у женщин) присутствовали низкоавидные антитела класса ]д С, антитела класса ]д М отсутствовали. Количественные показатели антител класса ]д С у матерей и детей данной группы были сопоставимы. У 4 из 16 (25%) новорожденных от матерей 2-й группы в крови присутствовали антитела класса ]д С переходной авидности, сопоставимые с показателями антител того же класса, выявленными у их матерей, антитела класса ]д М отсутствовали.
Выявление антител класса ]д С низкой и переходной авид-ности у 10 из 16 (62,5%) детей данной группы при сопоставлении с показателями специфического иммунитета женщин
2-й группы позволяет считать данные антитела матерински-
ми, трансплацентарно переданными в условиях имеющейся активной ЦМВИ у матерей. Поэтому дети данной группы требовали дальнейшего серологического обследования и исследования биологических сред организма (кровь, моча, слюна) методом ПЦР для выявления прямых маркеров репликации вируса и уточнения активности инфекционного процесса.
При проведении ПЦР-исследования у детей данной группы ДНК ЦМВ выявлена в крови и моче у 5 из 10 (50%) детей, в ликворе у 1 из 10 (10%) новорожденных. У 4 из 10 (40%)
детей результат ПЦР-исследования крови, мочи, слюны был отрицательным в периоде новорожденности.
Шесть из 16 (37,5%) детей данной группы имели в крови высокоавидные антитела класса ]д С, что обусловлено особенностями антителообразования.
Таким образом, у 6 из 16 (37,5%) детей от матерей 2-й группы выявлены серологические признаки первичной ЦМВИ, которые были подтверждены положительным результатом ПЦР-исследования. Четверо новорожденных (25,0%) этой группы, при наличии у них серологических признаков первичной ЦМВИ, имели отрицательные результаты ПЦР-диагностики, поэтому для определения активности инфекционного процесса они нуждались в дальнейшем клинико-лабораторном динамическом наблюдении. Шесть из 16 (37,5%) младенцев от матерей 2-й группы имели серологические показатели латентной ЦМВИ на данном этапе исследования.
3-я группа (дети от матерей с латентным течением ЦМВИ по данным серологического обследования) была самой многочисленной - 47 из 84 (55,9 %) новорожденных.
Двое из 47 (4,25%) детей данной группы были серонегативными, что, видимо, обусловлено особенностями функционирования плаценты. У одного ребенка из 47 (2,13%) детей в крови выявлены положительные антитела класса ]д М в сочетании с высокоавидными антителами класса ]д С. У 6 из 47 (12,77%) новорожденных отсутствовали антитела класса ]д М и отмечалось наличие антитела класса ]д С переходной авидности при наличии у матерей данных детей специфических антител класса ]д С высокой авидности, что позволило отнести этих новорожденных в группу первичной ЦМВИ.
Большинство детей данной группы - 38 из 47(80,85%) -так же, как их матери имели в крови высокоавидные антитела класса ]д С, сопоставимые с показателями материнских антител того же класса, при отсутствии антител класса ]д М.
Таким образом, среди детей 3-й группы у 7 из 47 (14,89%) новорожденных выявлена первичная ЦМВИ, у 38 из 47 (80,85%) младенцев имело место латентное течение ЦМВИ, 2 из 47 (4,26%) детей данной группы были серонегативными и имели риск постнатального инфицирования ЦМВ.
В ПЦР-исследовании биологических сред была обнаружена ДНК ЦМВ у 2 (28,6%) из 7 детей, имевших первичную ЦМВИ, выявленную на основании серологических маркеров.
В 4-й группе (дети от матерей с реактивацией ЦМВИ) большинство детей - 10 из 12 (83,3%) имели высокоавидные антитела класса ]д С, сопоставимые с показателями материнских антител, при отсутствии антител класса ]д М. У одного ребенка из 12 (8,33%) в анализе крови методом ИФА присутствовали антитела класса ]д С переходной авидности, при отсутствии антител класса ]д М. У одного ребенка из 12 (8,33%) определялись антитела класса 1д М и антитела
класса 1д С переходной авидности. При этом, у матерей этих детей, наряду с наличием положительных антител класса ]д М, присутствовали антитела класса ]д С высокой авидности, что позволило заподозрить у этих детей первичную ЦМВИ. Данное предположение было подтверждено у одного ребенка выявлением ДНК ЦМВ при исследовании крови и мочи методом ПЦР-диагностики.
Таким образом, у 2 из 12 (16,7%) детей данной группы выявлена первичная ЦМВИ. У 10 из 12 (83,3%) детей данной группы имело место латентное течение ЦМВИ.
Выводы
1. По данным серологических анализов среди обследованных женщин выявлена высокая частота серопозитивных реакций к ЦМВ, что согласуется с данными литературы и свидетельствует о широкой распространенности данного возбудителя в человеческой популяции.
2. Полученные данные показали, что в периферической крови у подавляющего большинства детей - 74 из 84 (88,09%) - присутствовали антитела к ЦМВ. Только у 2 из 84 (2,38%) детей выявлено сочетание антитела к ЦМВ класса ]д С с маркерами острого инфекционного процесса анти-ЦМВ класса ]д М. Относительно редкое обнаружение специфических ]д М у новорожденных можно объяснить не только их отсутствием, но и возможным влиянием высокой концентрации материнских ]д С, а также иммунологической толерантностью.
3. Оценка авидности антител класса ]д С показала, что среди новорожденных высокого риска реализации ЦМВИ у 6 из 74 (8,1%) индекс авидности был представлен низким, у 12 из 74 (16,2%) переходным, у 56 из 74 (75,7%) - высоким
значением соответственно. Выявлено, что у 7 из 18 (38,8%)
детей с высоким риском реализации ЦМВИ, в крови которых антитела класса ]д С обладали низкой или переходной авидностью, были выявлены прямые маркеры ЦМВИ.
4. Проведенное изучение состояния специфического иммунитета в диаде «мать - новорожденный ребенок» из группы высокого риска реализации ЦМВИ показало, что у 9 из 84 младенцев (10,71%) была выявлена врожденная ЦМВИ. При этом, наличие в анализах крови у 10 новорожденных детей всех исследуемых групп специфических анти-ЦМВ антител класса ]д С низкой и переходной авидности при отсутствии ДНК ЦМВ в биологических средах при проведении ПЦР-исследования требует дальнейшего динамического наблюдения данной группы детей с оценкой клинических показателей и состояния специфического иммунитета для определения активности инфекционного процесса. Отсутствие ДНК ЦМВ в биологических жидкостях ребенка на первой недели жизни не исключает его инфицирования или развития у него острой ЦМВИ в последующем. ^
ЛИТЕРАТУРА
1. Внутриутробные инфекции и патология новорожденных. /Под редакцией К.В. Орехова. М.: Медпрактика, 2002. 252 с.
2.Врожденные, перинатальные и неонатальные инфекции: пер. с англ. / Под ред. А. Гриноу, Дж. Осборна, Ш. Сазерленд. М.: Медицина, 2000. 288 с.
3.Протоколы диагностики, лечения и профилактики внутриутробных инфекций у новорожденных детей. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. 104 с.
4. Перинатальные инфекции: практическое пособие. Под ред. проф. Сенчука А.Я., проф. Дубоссарской З.М. М.: МИА, 2005. 318 с.