маркетинговой стратегии, как средства достижения цели; осуществление маркетинговых коммуникаций, носящих комплексный характер и направленных на межсубъектное взаимодействие.
В нашем исследовании маркетинговая деятельность используется в процессе прохождения студентами педагогической практики, где формируются маркетинговые умения: выявление целевой аудитории школы; проведение сегментации потребительских групп (родителей и школьников); выбор каналов продвижения образовательных услуг и логика их предложения потребителям; умение устанавливать связи с общественностью образовательного учреждения.
Субъектность, выраженная взаимодействием субъектов маркетинговой и педагогической деятельности в процессе формирования маркетинговой компетентности студента вуза.
Субъектами деятельности в нашем исследовании являются: студенты, преподаватели, учителя, школьники, родители.
Позиция студента как субъекта деятельности есть система его отношений, реализуемых в маркетинговой деятельности и во взаимодействии с преподавателем.
Назначение преподавателя в образовательном процессе вуза в контексте формирования маркетинговой компетентности студента - способствовать тому, чтобы студент сознательно и целенаправленно совершал учебные маркетинговые действия по проведению маркетингового исследования, разработке маркетинговой стратегии, осуществлению маркетинговых коммуникаций, руководствовался ценностными мотивами, потребностями, осуществлял самонастраивание на маркетинговую деятельность.
Учителя, школьники и родители выступают субъектами деятельности в процессе прохождения студентами педпрактики, информируя студентов о своих предпочтениях и потребностях, принимая участие в маркетинговых мероприятиях по изучению, формированию и удовлетворению их запросов.
В процессе формирования маркетинговой компетентности студента вуза субъекты деятельности вступают в межсубъектное взаимодействие, которое обеспечивает единство совместных действий и взаимосвязь маркетинговой деятельности и ее участников-исполнителей. В этих условиях раскрываются как возможности студентов, их опыт, внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство преподавателя. Результатом межсубъек-тного взаимодействия в маркетинговой и педагогической деятельности становится сотрудничество.
Интегративность, проявляющаяся в синхронизации подсистем исследуемой системы с компонентами структуры маркетинговой компетентности студента вуза; во взаимоувязанное™ компонентов внутри системы, характеристика которых представлена ниже по тексту.
В нашем исследовании система формирования маркетинговой компетентности студента вуза представляет собой целостное образование, состоящее из структурного, нормативно-ценностного, процессного, содержательного и функционального компонентов (рис. 1).
«Входы»
Субъекты
(студенты,
преподаватели,
учителя,
школьники,
родители);
Ресурсы
(нормативно-
правовые,
учебно-
методические,
материально-
технические,
информационные)
Система формирования маркетинговой компетентности студента
Мотивационная 1 Когнитивная Дентел ьностная
подсистема подсистема подсистема
Нормативно-ценностный компонент (принципы)
Формяро ванне погребностпо-мотнвацн а н нога компонента пн ркстннго во ¡1
компетентности
Формиро вдаие
КОГНИТИВНОЮ
компонента
маркстингопок
компетентности
Формирование деятельностного компонента - маркетинговий
КОМПСТСНТНОСТИ
КейС'Метод; Проект ный ^ метод; Метол сочлання Ікро&ісмной ситуации; ІДеловая игра
Актуалігшшя мотивации студента ка формиро панне маркетинговой коми сто ІШІОСГН
Сформнроваїнше потребности н мотнни в осуществлении маркетинговой
.ІСЯТЄЛЬНОСТЛ
Кейс-метоз; Деяопая игра: Метод еочдаиия проблемной сигуацин
Ке&с-мстод; Проектный метод; ” Метод дебатов; Деловая игра
Направленность образовательного процесса куга на систематизацию маркетинговых гнаний студента________________
Обретение субъектного опыта сіудсіпа в процессе маркетинговом деятельности
Наличие системы маркетншэдых знании
Сформированные маркетинговые умения
(' пл е ржатсл ь п ы н компонент;
Маркетинговое
исследование
М аркетннго пая стратегия
Маркетинговая
коммуникация
Функциональный \ компонент:
Гносгическня
функция
ІІроектировочиая функция
Функция
реализации
Коммуникативная
функция
«Выходы»
Студенты, обладающие маркетинговой компетентностью; преподаватели, учителя, родители» школьники, принявшие участие в эксперименте;
Реализованные ресурсы
Рис. I. Система формирования маркетинговой компетентности студента вуза
ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ...
Охарактеризуем основные компоненты системы формирования маркетинговой компетентности студента вуза.
Структурный компонент представлен мотивационной, когнитивной, деятельностной подсистемами, которые в нашем исследовании соотнесены (синхронизированы) со структурными компонентами маркетинговой компетентности студента вуза. Синхронизация подсистем системы и компонентов структуры маркетинговой компетентности студента вуза представлена в таблице.
Синхронизация подсистем системы Н компонентов структуры маркетинговой компетентности студента вуза
Компоненты маркетинговой компетентности студента вуза
Потребностно- мотивационный компонент Когнитивный компонент Деятельностный компонент
Потребности и мотивы: - в проведении маркетингового исследования; - в выборе оптимальных маркетинговых стратегий; - в осуществлении маркетинговых коммуникаций Знания: - специфики маркетинговых исследований; - сущности маркетинговой стратегий; - методов и форм осуществления маркетинговых коммуникаций Умения: - проводить маркетинговое исследование; - разрабатывать маркетинговую стратегию; - осуществлять маркетинговые коммуникации
Интенциональный компонент (цели) системы формирования маркетинговой компетентности студента вуза
Формирование потребно-стно-мотивационного компонента маркетинговой компетентности Формирование когнитивного компонента маркетинговой компетентности Формирование деятельностного компонента маркетинговой компетентности
Обстановочный компонент (педагогические условия) системы формирования маркетинговой компетентности студента вуза
Актуализация мотивации студента на формирование маркетинговой компетентности Направленность образовательного процесса вуза на систематизацию маркетинговых знаний студента Обретение субъектного опыта студента в процессе маркетинговой деятельности
Результативный компонент системы формирования маркетинговой компетентности студента вуза
Сформированные потребности и мотивы в осуществлении маркетинговой деятельности Наличие системы маркетинговых знаний Сформированные маркетинговые умения
Нормативно-ценностный компонент включает принципы открытости, субъектности, вариативности, системности, оптимальности, творческой активности, сотрудничества, определяющие методологические рамки системы и раскрывающие логику функционирования и развития исследуемой системы.
Принцип открытости предусматривает использование на занятиях разнообразных видов общения, совместный поиск истины путем выслушивания, взаимопринятия, взаимопонимания, через организацию учебного диалога.
Принцип субъектности отражает деятельностную позицию студента по отношению к себе и к окружающему миру.
Принцип вариативности предполагает возможность выбора типа, вида и формы задания для каждого студента в соответствии с его личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами.
Принцип системности ориентирует исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.
Принцип оптимальности отражает выбор содержания учебного материала, методов, приемов обучения, форм организации образовательной деятельности студентов, наилучших для имеющихся в данный момент условий и реальных возможностей для получения наилучшего результата.
Принцип творческой активности предполагает самоуправляемую, преобразующую деятельность, в которой проявляется личность студента с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои усилия на достижение поставленных целей.
Принцип сотрудничества предусматривает совместную деятельность равноправных субъектов с личными достижениями и статусом.
Процессный компонент интегрирует этапы (мотивационно-целевой, содержательно-организационный, деятельностно-результативный), цели (интенциональный компонент), формы (организационный компонент), методы (технологический компонент), педагогические условия (обстановочный компонент) и результат (результативный компонент).
В нашем исследовании мы исходили из того, что формирование маркетинговой компетентности студента вуза будет происходить эффективно при соблюдении педагогических условий реализации исследуемой системы в соответствии с выделенными структурными компонентами маркетинговой компетентности студента вуза.
Первое педагогическое условие - актуализация мотивации студента на формирование маркетинговой компетентности - мы рассматриваем как процесс и результат формирования системы побуждений, детерминирующих маркетинговую деятельность студента и представляющую собой динамическую систему мотивационных образований, структурированных на основе потребности в проведении маркетингового исследования, выбора оптимальных маркетинговых стратегий, осуществления маркетинговых коммуникаций.
Второе педагогическое условие — направленность образовательного процесса вуза на систематизацию маркетинговых знаний студента - обеспечивает актуализацию маркетинговых знаний студентов в маркетинговой деятельности; соотнесение теоретического материала с практическим и
жизненным опытом студентов; структуризацию информации; соотношение «нового» и «старого» знаний.
Третье педагогическое условие - обретение субъектного опыта студента в процессе маркетинговой деятельности - выражено предоставлением студенту возможностей для включенности в маркетинговую деятельность.
Содержательный компонент представлен содержанием маркетинговой деятельности (маркетинговое исследование, маркетинговая стратегия, маркетинговые коммуникации) и определяет функциональное назначение системы (функциональный компонент):
- гностическая функция включает знания о маркетинговой компетентности и ее структурных компонентах; знания о способах формирования маркетинговой компетентности; маркетинговые знания (специфики маркетингового исследования и его проведения, сущности маркетинговой стратегии и ее разработки, методов и форм осуществления маркетинговых коммуникаций); знания о целях системы и способах их достижения;
- проектировочная функция связана с умениями проектировать процесс формирования маркетинговой компетентности в ходе маркетингового исследования, маркетинговой стратегии, коммуникативных актов; умением проектировать цели, анализировать ресурсы под реализацию целей, обозначать риски, связанные с ресурсной недостаточностью и формулировать пути их предупреждения;
- функция реализации связана с реализацией способов формирования маркетинговой компетентности; с проведением маркетингового исследования, реализацией маркетинговой стратегии и осуществлением маркетинговых коммуникаций (проводить рекламную компанию, взаимодействовать с общественностью, устанавливать продуктивный личный контакт);
- коммуникативная функция включает межсубъектное взаимодействие между преподавателем и студентом в процессе осуществления маркетинговой и педагогической деятельности; связана с умениями слушать и слышать, вызывать интерес и овладевать вниманием аудитории, устанавливать доброжелательные отношения и достигать взаимопонимания, следовать этическим нормам и правилам поведения, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации.
Опираясь на исследования Н. М. Борытко, мы выделяем между содержательным и функциональным компонентами исследуемой системы информационные связи (обмен информацией), вещественные связи, связи развития личности (личностные) [4].
Под информационными связями понимаем связи, реализуемые в форме получения, передачи и обмена информацией в ходе маркетинговой деятельности преподавателей и студентов. Данные связи выражены через приобретение студентами необходимой для маркетинговой деятельности информации с целью формирования маркетинговой компетентности. Преподаватель целенаправленно применяет различные виды информации, делегируя студенту роль активного «передатчика» информации. Это находит отражение
в проведении маркетингового исследования студентов, в разработке маркетинговой стратегии, в осуществлении маркетинговых коммуникаций.
Вещественные связи — это связи, реализуемые в форме обмена и применения конкретных материальных продуктов деятельности преподавателя и студентов. Вещественные связи реализуются через изготовление макета буклета или рекламной листовки специальности студента, составление текста рекламного объявления образовательного учреждения в средства массовой информации, разработку РК-мероприятия для образовательного учреждения.
Связи развития личности (личностные) - это связи, реализуемые посредством развития интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности студента, его качеств, отношений, интересов, потребностей. Именно в маркетинговой деятельности формируется маркетинговая компетентность студента, выступая успешной реализацией преподавателями связей развития личности. Вариативность маркетинговой деятельности (маркетинговая деятельность вуза, аудиторная и внеаудиторная маркетинговая деятельность студента, маркетинговая деятельность в процессе педагогической практики), простор для индивидуального, группового и коллективного творчества и самодеятельности, огромное познавательное пространство - лишь некоторые позитивные стороны самой маркетинговой деятельности. Они обеспечивают реальные условия для развития личности студента, как в вузе, так и вне него.
Таким образом, формирование маркетинговой компетентности студента вуза может успешно осуществляться в рамках специально разработанной системы, характеризующейся наличием признаков (открытость, деятельностный характер, субъектность, интегративность) и компонентов (структурный, нормативно-ценностный, процессный, содержательный, функциональный).
Библиографический список
1. Кравец, И. В. Содержание и структура маркетинговой компетентности студента [Текст] / И. В. Кравец // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 13.-С. 57-63.
2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
3. Лазарев, В. С. Управление инновациями в школе: [Текст] учеб. пособие / В. С, Лазарев. — М.: Центр педагогического образования, 2008. - 352 с.
4. Борытко, Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза [Текст]: учеб. -метод, пособие / Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИП-КРО, 2004. - 120 с.
УДК 37. 018. 46
Иванова Ирина Ивановна
Начальник учебно-методического управления Чувашского республиканского института образования, [email protected], Чебоксары
РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ivanova Irina Ivanovna
The head of the educational and methodological department in Chuvash Republic Educational Institute, [email protected], Cheboksary
RESULTS OF MODERNIZATION OF IN-SERVICE TRAINING SYSTEM FOR EDUCATORS (AN EXAMPLE OF THE CHUVASH REPUBLIC)
Основной целью модернизации российского образования является достижение нового качества общего образования, создание новой модели школы, которое невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Осуществляемые в России реформы требуют качественного повышения уровня профессиональной компетентности, как учителей, так и руководителей образовательных учреждений. О необходимости повышения квалификации педагогических работников свидетельствуют наиболее значимые документы, принимаемые на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации: Национальная доктрина образования [2\, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [1], Федеральная программа развития образования [5], Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной среды» [6], Программа модернизации педагогического образования [3]и ряд других.
Чувашская Республика в 2007 году вошла в число регионов, реализующих Комплексный проект модернизации образования (КПМО), в ходе которого апробируются новые модели повышения квалификации педагогов. Данный проект является продолжением целенаправленной государственной политики в Чувашской Республике, начатой в 1997 году в соответствии с Президентской программой «Новая школа». Ключевыми характеристиками реализации основных направлений модернизации образования в Чувашской Республике являются повышение качества, эффективности и доступности дошкольного, общего и профессионального образования.
Одним из основных направлений КПМО является развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного
общего образования независимо от места жительства учащихся благодаря развитию сети общеобразовательных учреждений, организации различных видов и типов их взаимодействия, введению предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, разработке индивидуальных программ и графиков обучения с учетом индивидуальных образовательных запросов учащихся и др.
Оптимизация сети сельских и городских общеобразовательных учреждений Чувашской Республики в городской и особенно сельской местности в изменяющихся социально-экономических условиях и отрицательных демографических показателей как в целом по России, так и в республике в настоящее время достаточно актуальна, В 2002 году в республике была принята Республиканская программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений на 2003-2005 годы. Дальнейшее продолжение оптимизации сети школ было обозначено в Республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы.
За пять лет (2002-2007 гг.) в республике реструктуризировано 340 общеобразовательных учреждений. Вместо почти 700 зачастую мелких, однако высокозатратных школ с низкими образовательными результатами в республике была создана эффективно фунционируюшая образовательная сеть, включающая в себя 138 базовых школ республики (54 из них являются ресурсными центрами).
Создание ресурсных центров и базовых школ позволило организовать их сетевое взаимодействие с другими общеобразовательными школами для предоставления учащимся качественных образовательных услуг. В целях обеспечения равного доступа учащихся к качественному образованию, создания необходимых условий для этого в соответствии с их интересами, расширения возможностей их социализации особое внимание уделяется организации профильного обучения. Во всех муниципальных районах и городских округах разработаны и утверждены программы сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и другими общеобразовательными школами.
Профили обучения старшеклассникам предлагаются с учетом предпро-фессиональных интересов учащихся и реальных потребностей рынка труда на основе опыта организации углубленного изучения отдельных предметов и различных моделей реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
В перспективе предусматривается дальнейшая организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений за счет создания муль-тисервисной информационной образовательной среды, благодаря которой высококвалифицированный педагог сможет вести дистанционные уроки по учебным предметам на профильном уровне для всех желающих.
Большое внимание в рамках КПМО уделяется повышению квалификации управленческих и педагогических кадров. Чувашский республиканский