Научная статья на тему 'Характеристика системной деятельности детского организма в разработке новых профилактических технологий'

Характеристика системной деятельности детского организма в разработке новых профилактических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА / БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕСИНХРОНОЗ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / CHILDREN / HEALTH FORMATION / PREVENTION / BIORHYTHMOLOGICAL PECULIARITIES / DESYNCHRONOSYS / SANITATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жданова Л. А., Шишова А. В.

В настоящее время разрабатывается концепция активного формирования здоровья детей. При наличии последствий перинатальных повреждений центральной нервной системы выявляется большая частота соматической патологии и раннее ее формирование, высокая острая заболеваемость, а также нарушения социальной адаптации, что диктует необходимость поиска новых аспектов профилактической работы. Важным критерием оценки здоровья является учет биоритмологических особенностей системной деятельности. Возникновение десинхроноза отражает снижение адаптационных возможностей организма, что необходимо учитывать при организации оздоровления и реабилитации. Особенностью физического и интеллектуального развития, физической подготовленности современных школьников является высокая частота гетерохронии, наличие которой и связанных с ней особенностей приспособительной деятельности явилось обоснованием создания программы медико-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жданова Л. А., Шишова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERIZATION OF CHILD ORGANISM SYSTEMIC ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF NEW PREVENTION TECHNOLOGIES

Nowadays the conception of child health active formation is worked out. High frequency of somatic pathology and its early formation, high acute morbidity and social adaptation disorders are revealed in central nervous system perinatal lesions and their consequences. It requires the necessity to find out the new aspects of prevention. Due regard for biorhythmological peculiarities of systemic activity is the important criterion for health evaluation. Desynchronosis onset reflects the decrease of organism adaptation possibilities and medical workers have to take it into consideration in the organization of sanitation and rehabilitation. High frequency of heterochronia is the special feature of physical and intellectual development and physical readiness of modern schoolchildren. The presence of heterochronia and peculiarities of adaptation activity which are associated with it became the ground for the development of medical pedagogical accompaniment program for schoolchildren educational process.

Текст научной работы на тему «Характеристика системной деятельности детского организма в разработке новых профилактических технологий»

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА В РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Жданова J1.Aдоктор медицинских наук Шишова А.В., кандидат медицинских наук

Кафедра поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава», 153012, г. Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8

РЕЗЮМЕ В настоящее время разрабатывается концепция активного формирования здоровья детей. При наличии последствий перинатальных повреждений центральной нервной системы выявляется большая частота соматической патологии и раннее ее формирование, высокая острая заболеваемость, а также нарушения социальной адаптации, что диктует необходимость поиска новых аспектов профилактической работы. Важным критерием оценки здоровья является учет биоритмологических особенностей системной деятельности. Возникновение десинхроноза отражает снижение адаптационных возможностей организма, что необходимо учитывать при организации оздоровления и реабилитации. Особенностью физического и интеллектуального развития, физической подготовленности современных школьников является высокая частота гетерохронии, наличие которой и связанных с ней особенностей приспособительной деятельности явилось обоснованием создания программы медико-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: дети, формирование здоровья, профилактика, биоритмологические особенности, десинх-роноз, оздоровление, адаптация.

* Ответственный за переписку (corresponding author): тел.: (4932) 30-02-28

Одним из актуальных направлений отечественной педиатрической науки и практики является активное формирование здоровья детей. Оно основывается на этапной системе непрерывного наблюдения за развитием ребенка, предполагающей прогнозирование нарушений здоровья, физического, интеллектуального, полового развития, течения адаптации, оценку здоровья и проведение мероприятий по его укреплению, а также разработку современных профилактических технологий.

Эта идея активно разрабатывается на кафедре поликлинической педиатрии, здорового ребенка и общего ухода за детьми ГОУ ВПО ИвГМА Рос-

здрава. При этом основным научно-практическим направлением кафедры является изучение закономерностей роста и развития детей раннего, дошкольного и школьного возрастов и разработка новых эффективных технологий их оздоровления и реабилитации.

В рамках этого направления проводилось изучение особенностей формирования здоровья детей с перинатальной патологией: последствиями перинатальных гипоксических поражений центральной нервной системы (ПП ЦНС), задержкой внутриутробного развития (ЗВУР).

Было установлено, что последствия ПП ЦНС сохранялись не только в раннем, но и в дошколь-

Zhdanova L.A, Shishova A.V.

CHARACTERIZATION OF CHILD ORGANISM SYSTEMIC ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF NEW PREVENTION TECHNOLOGIES

Abstract. Nowadays the conception of child health active formation is worked out. High frequency of somatic pathology and its early formation, high acute morbidity and social adaptation disorders are revealed in central nervous system perinatal lesions and their consequences. It requires the necessity to find out the new aspects of prevention. Due regard for biorhythmological peculiarities of systemic activity is the important criterion for health evaluation. Desynchronosis onset reflects the decrease of organism adaptation possibilities and medical workers have to take it into consideration in the organization of sanitation and rehabilitation. High frequency of heterochronia is the special feature of physical and intellectual development and physical readiness of modern schoolchildren. The presence of heterochronia and peculiarities of adaptation activity which are associated with it became the ground for the development of medical pedagogical accompaniment program for schoolchildren educational process.

Key words: children, health formation, prevention, biorhythmological peculiarities, desynchronosys, sanitation, adaptation.

ном, младшем школьном возрасте, а также в подростковом периоде. Они проявлялись синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, доброкачественной внутричерепной гипертензией и расстройствами вегетативной нервной системы, сопровождающимися головными болями напряжения. У этих детей выявлялась высокая частота соматической патологии, часто возникающей в раннем и дошкольном возрасте, в структуре которой, независимо от ведущей нозологической формы последствий ПП ЦНС, преобладали нарушения осанки, зрения, атопический дерматит, заболевания лор-органов, пищеварительной и мочевыделительной систем. По сравнению с неврологически-здоровыми сверстниками, у них отмечались большее число и тяжесть острых респираторных заболеваний, нередко сопровождающихся осложнениями и длительной астенизацией в период реконвалесценции.

У половины детей с последствиями ПП ЦНС выявлен повышенный и высокий уровень тревожности преимущественно за счет таких факторов, как общая тревожность в школе, страх самовыражения, проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. У них отмечался более низкий уровень самооценки и мотивации к обучению. Это сочеталось с нарушениями адаптации к коллективу сверстников.

Для повышения эффективности профилактических и реабилитационных мероприятий у детей с последствиями ПП ЦНС разработана и внедрена в практику дифференцированная программа их медико-социального сопровождения, включающая рекомендации по организации режима дня, питания, физическому воспитанию, гармонизации семейных отношений и профилактике нарушений здоровья. Это позволило улучшить состояние эмоционально-вегетативной сферы и социальную адаптацию, а также повысить резистентность.

Сотрудники кафедры также проводили изучение особенностей формирования здоровья детей с задержкой внутриутробного развития. Установлено, что эти дети отличаются от здоровых не только массой тела, но и степенью анатомической зрелости, состоянием физиологических функций, а также изменением функционального состояния центральной нервной системы. Была расширена система профилактических осмотров детей с задержкой внутриутробного развития. Рекомендовано прогнозирование возникновения гипертензивно-гидроцефального, мочевого синдромов, железодефицитной анемии и нарушений нервно-психического развития на основании таблиц с учетом антенатального периода.

Следующее направление работы кафедры - изучение и использование биоритмологических аспектов формирования здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Установлено, что закономерностями становления циркадианной системной деятельности организма у детей дошкольного и младшего школьного возраста являются не меняющиеся с возрастом ритмичные колебания параметров жизнедеятельности с четкой упорядоченностью фаз активации и релаксации. Наиболее информативными клиническими маркерами диагностики десинхроноза у детей являются расстройство сна, субфебриль-ная температура, снижение настроения, аппетита, игровой и познавательной деятельности, физической работоспособности, невротические реакции.

Предложенные организационно-методические принципы выявления детей с риском возникновения десинхроноза, диагностики его с помощью клинических и биоритмологических критериев, оздоровления и реабилитации с учетом особенностей суточных ритмов позволили повысить неспецифическую резистентность детского организма и снизить острую заболеваемость в 1,5 раза.

Еще одним важным научным направлением является изучение здоровья младших школьников. Анализ их физического, нервно-психического развития, физической подготовленности (ФП) и социальной адаптации свидетельствует, что лишь 64,8% первоклассников и 72,55% пятиклассников имеют нормальное физическое развитие (ФР). Отклонения длины тела (низкий рост) выявлены в единичных случаях, только у девочек. Высокий рост зафиксирован у 9,9% первоклассников и 4% пятиклассников. Гармоничность физического развития нарушена у 35,2% учащихся первого класса и у 27% - пятого. Среди отклонений массы тела у первоклассников чаще встречается ее дефицит (р < 0,01), выявленный у 23% учащихся, причем у девочек он имел место более чем в 4 раза чаще, чем у мальчиков (р < 0,01). Отмечено увеличение до 18,9% числа пятиклассников с избыточной массой тела и уменьшение числа учащихся с дефицитом массы. Следовательно, врач образовательного учреждения должен дифференцировать рекомендации по питанию и оптимизации физических нагрузок.

Анализ ФП выявил неравномерность развития отдельных ее качеств. Средний уровень по отдельным тестам наблюдался у 53,9-80,3% первоклассников и 49,1-79,4% пятиклассников. При этом средний уровень всех качеств ФП имели лишь 14,5% учащихся в первом классе и 13% -в пятом.

Средний и низкий уровни ФП выявлены у 17,9% первоклассников и у 39% пятиклассников, высокий и средний - у 28 и 29% соответственно. Гетерохронию, при которой часть показателей у ребенка выше возрастных нормативов, часть ниже, а часть соответствует, встречалась у 40% учащихся первого и 19% - пятого классов. Варианты ФП, при которых все качества имеют только высокий уровень или только низкий, не зафиксированы.

Следует подчеркнуть, что по сравнению с первоклассниками у пятиклассников выше выносливость, но ниже скоростные качества.

У девочек к пятому классу показатели ФП ухудшались, о чем свидетельствовало увеличение с

23.7 до 43,9% (р < 0,05) доли детей со средними и низкими показателями. Среди мальчиков с

10.8 до 20,6% (р < 0,05) увеличилось число детей, имеющих средний уровень ФП по всем тестам, что свидетельствовало о некотором уменьшении у них гетерохронии в процессе обучения.

При индивидуальном сопоставлении изучаемых показателей (табл. 1) установлено, что благоприятное соотношение нормального ФР и средней или высокой ФП имели лишь 21% первоклассников и 38,2% пятиклассников. В зависимости от варианта отклонения от нормы выделено еще 14 возможных сочетаний, отражающих либо снижение ряда показателей ФП, либо вариант отклонения ФР. В целом, около 90% современных школьников имеют негармоничное сочетание ФР и ФП.

Интеллектуальное развитие (ИР) учащихся также характеризовалось высокой частотой отклонений. Индивидуальный анализ по общему интеллектуальному показателю показал, что 72,1% первоклассников и 69,4% пятиклассников имели средний уровень умственного развития. У остальных детей с одинаковой частотой отмечалось его замедление или ускорение.

Оценивая соотношение вербального и невербального интеллектуальных показателей, мы установили, что их высокие и средние значения имели 79,7% учащихся первого класса и 77,6% - пятого. Лишь у 4,2% первоклассников и у 7,1% пятиклассников они были одинаково снижены. У 16,1% детей на первом году обучения и у 15,3% на пятом эти показатели были дисгармоничны: один показатель, чаще вербальный, был на высоком уровне, другой - снижен. Для гармонизации интеллектуального развития младших школьников необходимо обращать внимание на развитие невербального интеллекта, так как в школе в большей степени востребованы вербальные функции.

При изучении соотношения ФР и ИР (табл. 2) было выделено 10 групп. При этом установлено, что у 35,8% первоклассников и у 34,9% пятиклассников имеются различные варианты дисхронии. Оптимальное сочетание этих показателей отмечено у 64,2% учащихся первого и у 65,1% - пятого классов.

Таким образом, высокая частота выявленной нами неравномерности показателей ФР, ИР и

Таблица 1. Варианты соотношения физического развития и физической подготовленности современных школьников

Соотношение ФР и ФП Число детей, %

1 класс 5 класс

Варианты ФП при нормальном ФР

Нормальное ФР при высокой / средней ФП 8,6 28,7

Нормальное ФР и средняя ФП 12,4 9,5

Нормальное ФР при низкой / средней ФП 17,8 16,9

Нормальное ФР при высокой / средней / низкой ФП 27,9 11,4

Варианты ФП при избытке массы тела

Избыток массы при высокой / средней ФП 1,9 1,8

Избыток массы при средней ФП 1,9 2,7

Избыток массы при низкой / средней ФП 1,4 15,9

Избыток массы при высокой / средней / низкой ФП 6,2 3,6

Варианты ФП при дефиците массы тела

Дефицит массы при высокой /средней ФП 4,3 -

Дефицит массы при средней ФП 6,2 -

Дефицит массы при низкой /средней ФП 4,3 4,5

Дефицит массы при высокой / средней / низкой ФП 6,2 4,5

Варианты ФП при низком росте

Низкий рост при высокой / средней ФП - -

Низкий рост при средней ФП - -

Низкий рост при низкой / средней ФП 0,45 0,5

Низкий рост при высокой / средней / низкой ФП 0,45 -

Таблица 2. Варианты соотношения физического и интеллектуального развития современных школьников

Соотношение ФР и ИР Число детей, %

1 класс 5 класс

Нормальное ФР при высоком/выше среднего ИР 5 8,9

Нормальное ФР и среднее ИР 59,2 56,2

Нормальное ФР при низком/ниже среднего ИР 1,7 7,1

Избыток массы при высоком/выше среднего ИР 2,5 5,4

Избыток массы при среднем ИР 4,2 8

Избыток массы при низком/ниже среднего ИР 3,3 5,4

Дефицит массы при высоком/выше среднего ИР 8,3 2,7

Дефицит массы при среднем ИР 10,8 3,6

Дефицит массы при низком/ниже среднего ИР 3,3 1,8

Низкий рост при среднем ИР 1,7 0,9

Таблица 3. Соотношение успешности адаптации современных школьников и сохранности их здоровья

Вариант соотношения Число детей, %

1 класс 5 класс

Успешная социальная и познавательная адаптация без нарушений здоровья 23 21

Успешен лишь один вид адаптации без нарушений здоровья 8 7

Успешная социальная и познавательная адаптация, сопровождающаяся нарушениями здоровья 17 18

Успешен лишь один вид адаптации при нарушении здоровья 28 28

Отсутствие успеха в социальной и в познавательной адаптации при нарушении здоровья 22 24

Отсутствие успеха в социальной и в познавательной адаптации без нарушений здоровья 2 2

ФП у первоклассников свидетельствует о необходимости дифференцировки оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию имеющихся отклонений. Сохранение высокой частоты к пятому классу отражает недостаточную эффективность существующих оздоровительных мероприятий. Учитывая, что коррекция отклонений ФП и ИР во многом зависит от усилий педагогов и психологов образовательного учреждения, особую актуальность приобретает их объединение с врачом и медицинской сестрой при проведении как профилактических осмотров, так и последующих оздоровительных мероприятий.

Было проанализировано соотношение динамики здоровья и успешности адаптации к учебе и коллективу (табл. 3), так как успешная приспособительная деятельность может достигаться ценой различных усилий. При оценке «цены адаптации» установлено, что только 23% первоклассников и 21% пятиклассников успешно адаптировались, не утрачивая здоровье. Каждый пятый (17 и 18% соответственно) школьник «расплачивался» за адаптацию здоровьем. Половина детей (50 и 52%) плохо адаптировалась к учебе, и при этом ухудшалось их здоровье. В единичных случаях дети плохо адаптировались, но их здоровье при этом не ухудшалось (2%). Выявленное у них соотношение мы объяснили крайне низкой мотивацией к учебе.

Обобщая данные о характере ФР, ФП, ИР первоклассников и пятиклассников, а также их социальной адаптации, можно сказать, что средний уровень этих показателей выявлялся далеко не у всех детей, максимум в 70% случаев. Довольно часто наблюдалась асинхрония как в сторону ускорения, так и в сторону замедления.

Значительная частота гетерохронии развития выявлялась не только за счет дисгармоничности показателей одного вида развития, но и в связи с различным уровнем ФР, ИР, ФП у одного ребенка. Уровень всех видов развития совпадал лишь менее чем у 10% детей. Кроме того, у большинства школьников наблюдались особенности приспособительной деятельности и разная «плата» за успешную адаптацию.

Высокая частота гетерохронии развития детей и связанные с ней особенности приспособительной деятельности диктуют необходимость индивидуализации медико-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения в образовательных учреждениях, особенно в переломные этапы обучения (в начале посещения школы и при переходе к предметному обучению). Оно должно строиться с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка. При этом медико-педагогическое сопровождение должно обеспечить создание условий для успешного школьного обучения без ущерба для здоровья ребенка. Кроме

того, в процессе этого сопровождения необходимо подобрать стимулирующее воздействие, способствующее оптимизации ИР и ФР ребенка, причем оно должно дифференцироваться с учетом неблагоприятной динамики состояния здоровья. В связи с этим разработана методология мониторинга здоровья учащихся, в том числе в автоматизированном варианте, который внедряется в сельских школах Ивановской области.

В настоящее время на кафедре активно проводится работа по созданию дифференцированных программ сопровождения детей с учетом их конституциональных особенностей. В рамках этого направления установлена сопряженность особенностей направленности психической активности с морфологическими параметрами, функциональными показателями кардиорес-пираторной системы, вегетативной регуляции, электрической активности головного мозга, состояния мозговой гемодинамики, социальной адаптации и заболеваемости, что позволяет от-

носить детей к различным типам психосоматической конституции и с учетом этого создавать программу их медико-социального сопровождения. Этот подход используется сегодня при разработке индивидуальных программ реабилитации детей с нарушениями здоровья, что будет способствовать их более эффективному восстановительному лечению.

Все научно-практические направления кафедры могут реализоваться специалистами открываемых сегодня центров здоровья, одной из задач которых является разработка индивидуальных программ здорового образа жизни. Открытие таких центров на базе детских поликлиник будет способствовать повышению эффективности работы врачей как за счет использования дополнительного оборудования для индивидуальной оценки уровня здоровья, так и за счет привлечения специалистов центров, которые будут создавать дифференцированные программы оздоровления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.