Научная статья на тему 'Характеристика российского менталитета через призму французских СМИ'

Характеристика российского менталитета через призму французских СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛИТЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА / ЦЕННОСТИ / СТЕРЕОТИП / ЭТАЛОН / ПОЛИТИКА / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нешина Елена Борисовна

В этой статье представлена характеристика российского менталитета: негативные и позитивные аспекты восприятия России, представленные на страницах французских средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика российского менталитета через призму французских СМИ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

России - надолго вернуться на региональную арену при помощи режима Асада, иранских союзников и своих военных баз, а для Запада приоритетом является политический выход из кризиса и уход Асада. Одним словом, об отмене санкций и политическом сотрудничестве в ближайшее время речь не идет"[3].

И все же, действительно, сообщения западной прессы из России довольно односторонни и тенденциозны. Да к тому же и очень однообразны, что и наводит на мысль о манипуляциях свыше. Американские и английские газеты, телеканалы, новостные агентства пользуются доверием политических элит всего мира. Их мнения и предлагаемая ими информация поглощаются, перерабатываются и формируют глобальное общественное мнение. С их подачи информация распространяется по всему миру - как на Западе, так и в России (если тема прямо не затрагивает российские интересы).

Список использованной литературы:

1. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.2. Всемирно—исторические перспективы / Пер. с нем. и примеч. И.И. Маханькова. — М.: Мысль, 1998. — 606 с.

2. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале / А.П. Чудинов // Русская речь. - 2001. - №№ 1, 3, 4; 2002. - №№ 1, 2, 3.

3. http://inosmi.ru/authors/cyrillebret

4. http://inosmi.ru/lexpress.presse.fr

5. http://www.lemonde.fr

6. http://www.liberation.fr

7. http://www.humanite.fr

© Нешина Е. Б., 2016

УДК 32.019.52

Е. Б. Нешина

кандидат культурологии доцент кафедры романской филологии МГУ им. Н. П. Огарева г. Саранск, Российская Федерация

ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФРАНЦУЗСКИХ СМИ14

Аннотация

В этой статье представлена характеристика российского менталитета: негативные и позитивные аспекты восприятия России, представленные на страницах французских средств массовой информации.

Ключевые слова

Менталитет, информация, характеристика, ценности, стереотип, эталон, политика, Россия.

Россия, как и любое государство, представляет собой уникальное, по своему набору, совокупность ценностей и национальных интересов. Все ее особенности (внутригосударственная экономическая система, социальные и политические процессы, этнические и культурные особенности, традиции, нравы и обычаи людей) отражаются в менталитете страны и являются со всех точек зрения очень важными.

Менталитет России в сознании иностранцев складывается из трех ведущих составляющих: культура, политика и образ русского человека. Наиболее выигрышным элементом считается культура. Однако существует мнение, что современное культурное наследие России не в состоянии пока оказать

14 Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ/грант № 16-04-00181

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

позитивное влияние на менталитет страны в сознании иностранцев. Политика удостаивается самой низкой оценки. Считается, что в стране нет демократии, а для системы управления России характерны беззаконие и коррумпированность. Образ русского человека за рубежом крайне неоднозначен. Одни говорят, что «лицо России» - это очень богатые люди и плохо образованные «новые русские», сорящие деньгами, нажитыми нечестным путем. Упоминаются также «очень бедные люди» и «бабушки». Отношение к русским зависит от характера социальных контактов и отражается в противоположных мнениях: от «русские - гостеприимные, дружелюбные и общительные», что характерно при наличии опыта непосредственного общения, до «русские - злые, замкнутые, невоспитанные» при дистанцированном впечатлении[3].

Язык СМИ создает особое представление о действительности так называемую «журналистскую картину мира». Журналисты ориентированы на массовое сознание и переводят информацию на уровень обыденного понимания, доступный каждому носителю языка. Их можно рассматривать как источник мировоззренческих стереотипов обыденного сознания, в том числе, как средство формирования менталитета другой страны.

Французские журналисты чаще всего характеризуют Россию как в высокой степени коррумпированное государство, называя коррупцию «бедой, разлагающей страну» («un mal qui gangrène le pays») и «распространяющейся на все уровни государственных учреждений». Они отмечают отсутствие в стране демократии, нередко подразумевая под этим «отсутствие свободы собрания», «манипуляцию выборами», «недостаток в активном гражданском обществе»[1].

Характеристики социальной жизни страны также несут в себе негативный эмоциональный окрас, характеризуя Россию преступной, страдающей от алкоголизма и наркомании и имеющей серьезные демографические проблемы.

Экономические характеристики наоборот чаще положительные. Однако в одних статьях отмечается серьезный экономический рост и замедление роста инфляции, а в других - экономическое отставание страны.

Что касается культуры, то тут Россия как бы преображается, приумножает свое достоинство и благородство. «Великое культурное наследие городов», «величие российского художественного наследия», «величественная Красная площадь», «величие Большого театра», «Третьяковская галерея - сокровищница важнейшей мировой коллекции живописи» и т. п. - термины, которые очень часто используются в статьях французских газет. Но и здесь сарказм не уступает место: МОСКВА (AFP) - самый знаменитый русский театр, Большой, открыл свои двери в Москве в пятницу с прямой трансляцией праздничного концерта в 36 стран мира, чтобы отметить конец гигантских работ, придавших зданию имперский блеск [5].

Одной из частых характеристик является «путинизм», под чем подразумевается, что В. В. Путин принимает все политические и экономические решения в стране. «Путин хочет показать себя великим примирителем, тем, кто восстанавливает исторические связи»[5].

Подводя итоги настоящего исследования, можно отметить, что вся представленная в газетах информация о стране подается неоднозначно и преувеличенно, чтобы выставить Россию не с самой лучшей стороны. Информация авторами домысливается или искажается, чтобы подчеркнуть недостатки России как государства. Среди специальных приемов, используемых в данном случае, следует указать на использование иронии и сарказма.

Таким образом, менталитет России в статьях французской национальной прессы раскрывается посредством характеристик, относящимся к таким категориям, как политика, социальная жизнь, экономика и культура. В статьях, касающихся политики, представлена однозначно негативная оценка страны, а в статьях, посвященных культуре, - позитивная.

Список использованной литературы:

1.http://www.lexpress.fr/culture/scene...89.html?xtor=x

2.http://www.leparisien.fr/flash-actua...11-1690615.php

3.http://www.lemonde.fr/culture/articl...5604_3246.html

4.http://www.liberation.fr/culture/010...bolchoi-renait

5. http://www.lefigaro.fr

© Нешина Е. Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.