Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СМИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
634
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: манипуляция / речевое воздействие / СМИ / лексическое воздействие / аудитория. / Key words: manipulation / speech influence / mass media / lexical influence / audience.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нагаева Алия Эльмировна

В статье рассматриваются типы речевого воздействия, применяемого в СМИ. Исследуются методы языкового манипулирования и повсеместно применяемые инструменты лексического воздействия на аудиторию. Проанализировано использование некоторые средств языковой манипуляции, в частности, эвфемизм, дисфемизм и метафоризация речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF SPEECH INFLUENCE IN THE MEDIA

The article discusses the types of speech influence used in the media. Methods of language manipulation and commonly used tools of lexical influence on the audience are investigated. The use of certain means of language manipulation, in particular, euphemism, dysphemism and metaphorization of speech, is analyzed.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СМИ»

«етуушиим-лшшау» #мш, 2021 / philological sciences

59

УДК 654.197

Нагаева Алия Эльмировна студент 1 г .о. магистратуры ФБФВиЖ Башкирский государственный университет г. Уфа DOI: 10.24412/2520-2480-2021-390-59-60 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СМИ

Nagaeva Aliya Elmirovna

1st year graduate student Bashkir State University

CHARACTERISTICS OF SPEECH INFLUENCE IN THE MEDIA

Аннотация:

В статье рассматриваются типы речевого воздействия, применяемого в СМИ. Исследуются методы языкового манипулирования и повсеместно применяемые инструменты лексического воздействия на аудиторию. Проанализировано использование некоторые средств языковой манипуляции, в частности, эвфемизм, дисфемизм и метафоризация речи.

Abstract:

The article discusses the types of speech influence used in the media. Methods of language manipulation and commonly used tools of lexical influence on the audience are investigated. The use of certain means of language manipulation, in particular, euphemism, dysphemism and metaphorization of speech, is analyzed.

Ключевые слова: манипуляция, речевое воздействие, СМИ, лексическое воздействие, аудитория.

Key words: manipulation, speech influence, mass media, lexical influence, audience.

Значение СМИ в современном мире невозможно переоценить, так как, учитывая общественную важность, массовость и доступность, газеты, радио, телевидение, а в особенности интернет-СМИ превратились в мощный инструмент-регулятор, формирующий общественное мнение и влияющий на мнения большей части населения. Большинство современных исследований, которые прямо или косвенно рассматривают тему средств массовой информации, посвящены проблемам повышения их эффективности, увеличению роли в обществе, влиянию на мировоззрение отдельного человека или социума в целом.

Проблема манипулирования является дискуссионной в науке. Так немецкий социолог Г. Франке манипуляцию рассматривает как своего рода психическое воздействие, которое производится тайно. Г. Шишков отмечает, что явление управления массами является общественным и государственным культивированием ситуаций посредством целенаправленного воздействия. В современном мире термин «манипулирование» употребляется в качестве обозначения умения управлять поведением человека с помощью целенаправленного воздействия на общественную психологию, сознание и инстинкты человека; идеологическое действие для изменения поведения людей и их жизненных позиций.

Языковое манипулирование - это отбор и использование средств языка с целью скрытого воздействия на адресата, то есть определенное речевое воздействие. Наука о речевом воздействии - это наука, изучающая воздействие на человека с помощью речи и сопутствующих речи невербальных средств для достижения целей, поставленных говорящим. Анализируя процесс общения с когнитивной стороны, Р. М. Блакар, например, понимает процесс речевого воздействия как осуществление

власти, то есть даже нейтральное использования языка предполагает воздействие на мировосприятие и способ его структурирования [1; с. 90]. При манипуляционном речевом акте ключевым моментом для адресата является сокрытие своих фактических целей, мотивов, целей, стремление сделать так, чтобы реципиент даже не догадывался о них. Именно тогда речь идет о манипуляции.

В лингвистике и философии языка различают две формы речевого воздействия: прямую и косвенную, отличие между ними заключается в выборе прямых или косвенных речевых актов. Интерес представляет именно косвенная форма, ведь речь идет о изменении информации, языковых символов. В современных СМИ часто применяемым методом подачи информации является прием плавного изменения смыслового значения выражения, реализуется посредством применения эвфемизмов

- эмоционально нейтральных по окрасу выражений, использующихся в качестве замены неуместного или неприличного выражения и дисфемизмов

- первоначально нейтральных выражений, которым в последствии говорящий придаёт негативную окраску. Внутриязыковыми причинами появления и существования эвфемизмов и дисфемизмов есть предпочтение использованию экспрессивно-выразительных единиц вместо нейтральных, которые могут полнее и точнее выразить отношение говорящего к излагаемому. Как отмечает Ю. Баскова, эвфемизмы обладают высоким манипулятивным потенциалом за счет незаметности для реципиента, поскольку в современном информационном потоке их трудно вычленить из контекста и выявить выражение, которое пытались заменить. Эвфемизмы отвлекают внимание реципиента от запретного понятия, скрывают истинную сущность явления за счет

60

РН1ШШ01САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «еЮУШШШМ-ЛШШаИ» #319©), 2©21

создания нейтральной или положительной коннотации. Также реципиент обычно не успевает выделить эвфемизмы из контекста и осмыслить их, ведь большое количество информации в современном социуме затрудняет ориентацию в языковом материале и его критическую оценку [2; с. 88]. Среди других лексических средств, активно применяются для манипулятивного воздействия многозначные слова, омонимы, окказионализмы. Окказионализмы за счет своей нестандартности создают экспрессивность материала и расстановку акцентов.

Итак, лексический инвентарь речевого манипулирования образуют эвфемизмы, дисфемизм, «лозунговые слова», имеется метафоризация речи политиков и тому подобное. Главными путями обогащения лексики является употребление слов в образном смысле, то есть косвенная форма речевого воздействия. Манипулятивное воздействие предполагает тщательный отбор и специальную компоновку текста, вызывает положительные или отрицательные ассоциации, позволяет влиять на восприятие информации аудиторией СМИ. И хотя

возможности манипулятивного использования СМИ большие, но они не безграничны. Препятствиями для манипулирования является собственный опыт людей, а также неконтролируемые властью системы коммуникаций (семья, друзья, коллеги и т.д.). Границы манипуляции общественным мнением устанавливают уже существующее состояние массового сознания, сложившиеся стереотипы и взгляды людей.

Список литературы

1. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. — М.,1987. С. 90.

2. Баскова Ю. С. Манипуляция в языке СМИ: эвфемизмы как «Слова-прикрытия». - Краснодар: КСЭИ, 2009. - 182 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6, Языкознание: Реферативный журнал. 2010. №2. С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.