Научная статья на тему 'Характеристика процесса добрачной подготовки воспитанников дома-интерната'

Характеристика процесса добрачной подготовки воспитанников дома-интерната Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРАЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОМ-ИНТЕРНАТ / ПРОЦЕСС / МОЛОДЕЖЬ / ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касаркина Е. Н., Кулькова К. А.

В статье анализируется процесс организации добрачной подготовки воспитанников дома-интерната, понимаемый как совокупность действий, мер и мероприятий осуществляемых в условиях социальнопедагогической системы целенаправленно повторяемых во времени, основными конструктивными элементами которого являются следующие этапы: 1) цель добрачной подготовки; 2) ситуация добрачной подготовки включающая в себя объекты и субъекты, условия и средства добрачной подготовки; 3) проблема добрачной подготовки; 4) решение проблемы добрачной подготовки; 5) результат добрачной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика процесса добрачной подготовки воспитанников дома-интерната»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

относятся оплата по тарифам и окладам, премии, депремирование, штрафы и др. Предмет потребности -деньги.

2. Материальное неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким - либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. предмет потребности - набор жизненно важных для объекта материальных благ.

Человека необходимо стимулировать на высокую самоотдачу. Одним из инструментов выступает материальное стимулирование

Здесь главным идеологическим принципом является идея справедливости. Она сигнализирует о том, насколько трудовые ресурсы работника обеспечены психологически - материальным вознаграждением. Формируются необходимые предпосылки для психологической настроенности сотрудников на рабочие процессы. Исходной базой настроенности являются различные варианты оплаты труда. [1, с. 315 - 316] Список использованной литературы:

1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности; Проспект - Москва, 2012. - 534 с.

2. Рощектаева У.Ю., Милюкова А.В. Система мотивации персонала в организации (на предприятии ОАО кондитерский комбинат «Кубань») // Символ науки. 2017. Т. 1. № 2. С. 107-109.

3. Краснова Н. В. Развитие персонала компании; Московская Финансово-Промышленная Академия -Москва, 2014. - 118 с.

© Б елашова В.В., Р ощектаев С.А., 2017

УДК 316.614.5

Е.Н. Касаркина

К.с.н, доцент МГУ им. Н. П. Огарева г. Саранск, Российская Федерация К.А. Кулькова

студентка 4 курса направления подготовки «Социальная работа»

МГУ им. Н. П. Огарева г. Саранск, Российская Федерация

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ДОБРАЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ДОМА-ИНТЕРНАТА

Аннотация

В статье анализируется процесс организации добрачной подготовки воспитанников дома-интерната, понимаемый как совокупность действий, мер и мероприятий осуществляемых в условиях социально-педагогической системы целенаправленно повторяемых во времени, основными конструктивными элементами которого являются следующие этапы: 1) цель добрачной подготовки; 2) ситуация добрачной подготовки включающая в себя объекты и субъекты, условия и средства добрачной подготовки; 3) проблема добрачной подготовки; 4) решение проблемы добрачной подготовки; 5) результат добрачной подготовки.

Ключевые слова

Добрачная подготовка, дом-интернат, процесс, молодежь, готовность к браку

Добрачная подготовка детей в условиях дома-интерната - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса происходящего вне семьи. Добрачная подготовка молодежи в условиях дома-интерната является проблемой социальной работы и важна ее организованная (целенаправленная) составляющая - деятельность квалифицированных специалистов - социальных работников, педагогов, социальных педагогов, психологов, медиков, юристов. Специальная подготовка молодежи к браку и семейной жизни включает в себя следующие аспекты: социальный (раскрывающий

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии); правовой (ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье); социально-психологический (формирующий понятия о межличностных отношениях в семье); физиолого-гигиенический (включающий знания физиологических особенностей мужчины и женщины, вопросов личной гигиены); социально-педагогический (связанный с формированием представлений о роли семьи в воспитании детей); хозяйственно-экономический (вооружение знаниями об умении вести домашнее хозяйство); нравственно-этический (воспитание нравственных качеств доброты, сдержанности, ответственности, уступчивости) [1, с. 87].

Процесс организации добрачной подготовки молодежи в доме-интернате - это педагогический процесс определяемый строго последовательными и взаимосвязанными этапами: цель - средство - результат. Проблема в том, что в сиротских учреждениях не всегда создаются условия для компенсации семейной депривации и организуется процесс добрачной подготовки, а это, в свою очередь, чревато серьезными последствиями для формирования личности и затрудняет дальнейшую социализацию ребенка в обществе.

Рассмотрим процесс организации добрачной подготовки воспитанников дома-интерната на примере государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа» (далее - Учреждение). Учреждение рассчитано на 280 мест, находится в ведении Министерства образования Республики Мордовия Предметом деятельности Учреждения является реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Большая часть процесса организации добрачной подготовки воспитанников дома-интерната приходится на внеклассные и дополнительные образовательные и воспитательные мероприятия. К ним относятся: воспитательная программа: «Семейный очаг»; методические разработки: комплексное занятие: «Формирование ценностного отношения к семье у воспитанников детского дома»; комплексное занятие: «Добрые дела. Моя семья»; творческий семейный калейдоскоп: «Каждый ребёнок должен жить в семье»; комплексное занятие: «Семейный очаг в сказочной стране»; комплексное занятие: «Семья и закон»; комплексное занятие: «Семья территория ЗОЖ».

Воспитательная программа «Семейный очаг» Ялгинского детского дома-школы, учитывает тот факт, что в условиях дома-школы функционируют семейно-родственные группы (семьи) - наиболее эффективная среда в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Наиболее приемлемые условия для воспитания и проживания как детей-родственников (объединяемых в семейные группы по первому признаку), так и детей не родственников - это условия, максимально приближенные к домашним, совместное проживание детей объединенных в «семью» в отдельных помещениях-квартирах, постоянный состав воспитателей, наличие психологической и социальной службы, развивающая предметно-игровая среда, наполненная предметами домашнего быта.

Программа «Семейный очаг» рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в детском доме (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома). Программа включает в себя пять теоретико-практических цикла: Цикл 1: «Развитие культуры семейных отношений»; Цикл 2: «Семейное законодательство»; Цикл 3: «Семейные взаимоотношения»; Цикл 4: «Семейные праздники»; Цикл 5: «Семейный бюджет. Фамилия. Хозяйство семьи»; Цикл 6: «Семейные посиделки»; Цикл 7: «Здоровье семьи»; Цикл 8: «Личность. Общество. Семья».

В каждом цикле разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы, в каждом отдельном месяце предусмотрены свои мероприятия. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать). Программа циклична, ребенок находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте - в простой, доступной форме и в старшем - более глубоко и основательно.

Сроки реализации процесса Программы «Семейный очаг» определяются календарным годом. Дополнительные и внеклассные занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.

Таким образом, процесс организации добрачной подготовки воспитанников Учреждения характеризуется:

1) целью добрачной подготовки - способствование социализации воспитанников, освоению ими

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

социальных ролей в семье и адекватной полоролевой самоидентификации детей и подростков. Подготовка молодых людей к супружескому выбору и к полноценной семейной жизни.

2) ситуацией добрачной подготовки: объекты добрачной подготовки - дети-сироты; дети, отобранные у родителей (законных представителей) по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, местонахождение которых не установлено; субъекты добрачной подготовки - педагогические и медицинские работники Учреждения; приглашаемые специалисты (юристы, социальные работники, психологи); условия добрачной подготовки характеризуются тем, что государственной программы развития и добрачного и воспитания ребенка в детском доме пока не существует. Анализ учебного плана Учреждения позволяет сделать вывод о недостаточной его ориентации на полноценную добрачную подготовку воспитанников. Большая часть процесса организации добрачной подготовки воспитанников дома-интерната приходится на внеклассные и дополнительные образовательные и воспитательные мероприятия; средства добрачной подготовки -Воспитательная программа: «Семейный очаг» и сопутствующие методические разработки.

3) проблема добрачной подготовки - помочь каждому ребенку, подростку, юноше и девушке в познании культуры семейных отношений; активизировать и развивать социальные наклонности, стремления к знаниям и умениям; создать комфортные условия для проживания, всестороннего индивидуально -личностного развития участников программы; повышение нравственной и эстетической культуры воспитанников, воспитание у них культуры здорового образа жизни; обучение нормам и правилам общежития и социального взаимодействия; социально-психологическая реабилитация в условиях, приближенных к семейным детей и подростков, которые прибыли из неблагополучной социально-педагогической среды.

4)решение проблемы добрачной подготовки посредством ряда направлений: моральное: воспитание готовности строить семью, развитие образа семьянина, формирование достоинства в межполовых отношениях, критического отношения к неадекватным установка относительно противоположного пола; социальное: развитие правильного понимания взрослости, ответственности за свои поступки, ознакомление с особенностями современной семьи; психологическое: сформировать направленность на другого человека, понимание его внешних проявлений и внутренних состояний, способность психологически поддержать его. Развить такие качества, как адаптивность, эмоциональная гибкость и стабильность; экономическое и хозяйственно-бытовое: выработать у молодых людей установку на ведение домашнего хозяйства, умение выполнять и распределять обязанности по ведению хозяйства среди членов семьи, планирование семейного бюджета.

5)результат добрачной подготовки - сформированные умения, навыки, знания воспитанников в сфере добрачной подготовки.

Список использованной литературы: 1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни : учебное пособие / И. В. Гребенников. - М. : Просвещение, 1991. - 158 с.

© Касаркина Е.Н., Кулькова К.А., 2017

УДК 31

А.И. Рафиков

Магистрант 2 курса ВШЖиМК, СПбГУ г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

PR-ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Аннотация

В данной статье автор намерен говорить о специфике PR-продвижения, являющегося маркетинговой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.