Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНИМАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ МЕР В УРЕГУЛИРОВАНИИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНИМАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ МЕР В УРЕГУЛИРОВАНИИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБСИДИИ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коркин А.С.

В статье рассматриваются предпринимаемые государством меры в условиях кризиса. Они направлены на преодоление кризиса и снижения уровня его воздействия на экономику, социальную среду и другие сферы. Определены возможные антикризисные меры государства с учетом особенностей и причин каждого конкретного кризиса и его условий. Обозначены характеры мер, используемые в зависимости от того аспекта, на который осуществляется воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE MEASURES TAKEN BY THE STATE IN THE SETTLEMENT OF CRISIS PHENOMENA

The article discusses the measures taken by the state in a crisis. They are aimed at overcoming the crisis and reducing its impact on the economy, social environment and other areas. Possible anti-crisis measures of the state are determined, taking into account the characteristics and causes of each specific crisis and its conditions. The types of measures used depending on the aspect on which the impact is carried out are indicated.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНИМАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ МЕР В УРЕГУЛИРОВАНИИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ»

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНИМАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ МЕР В УРЕГУЛИРОВАНИИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

А.С. Коркин, студент

Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-1-169-172

Аннотация. В статье рассматриваются предпринимаемые государством меры в условиях кризиса. Они направлены на преодоление кризиса и снижения уровня его воздействия на экономику, социальную среду и другие сферы. Определены возможные антикризисные меры государства с учетом особенностей и причин каждого конкретного кризиса и его условий. Обозначены характеры мер, используемые в зависимости от того аспекта, на который осуществляется воздействие.

Ключевые слова: кризис, государственное регулирование, субсидии, антикризисное управление, экономический рост.

Общемировой тенденцией последних десятилетий является значительное увеличение числа кризисов, как в экономике в целом, так и в отдельных сегментах финансовой системы. Возникновение кризиса - это объективный процесс для любой экономической системы, но в условиях нарастания глобализационных тенденций и расширения либерализации международных экономических отношений они распространяются гораздо быстрее, чем это было несколько десятилетий назад. В таких условиях особенно важно эффективное государственное регулирование экономики, которое позволит адаптироваться к изменениям в условиях усиливающегося влияния глобализации.

И.Ю. Лопатина утверждает, что государственное регулирование экономики в период кризиса предполагает использование определенного спектра рыночных или даже административных инструментов, но, несмотря на их большое количество, главной трудностью является оптимальное и наиболее эффективное использование. При этом следует учитывать не только природу кризиса, его охват и распространение, но и особенности национальной экономической системы, ее слабые стороны и способность противостоять негативным кризисам [1, с. 699].

Несмотря на все преимущества, рыночный механизм не совершенен и нуждается в государственном вмешательстве. Поми-

мо традиционных государственных функций, призванных нейтрализовать рыночные разрывы в обеспечении общественных благ, обеспечить конкурентные условия для всех участников рынка, установить правила природопользования и т.д., все более важной становится роль государственных регулирующих органов по преодолению негативных последствий кризиса.

В целях снижения негативных тенденций в экономике могут быть использованы различные инструменты государственного регулирования, административного или рыночного. Наиболее распространенными в развитых странах являются рыночные инструменты. В странах, где экономическая система недостаточно развита и государство берет на себя функции, присущие рынку, в основном используются административные методы.

Т.Я. Александрова отмечает, что несмотря на то, что инструменты используются для преодоления кризиса, рост их частоты актуализирует ряд вопросов, связанных с: определением пределов государственного вмешательства в экономику; установками эффективности реализуемых государством мер; целесообразностью применения тех или иных мероприятий в определенные промежутки времени; возможностью или невозможностью использования зарубежного опыта антикризисного управления и др. Все эти вопросы осо-

бенно актуальны в связи со значительным ростом возникновения новых угроз кризисам в условиях интернационализации капитала и глобализации экономических отношений, приобретающих комплексный характер [2, с. 21].

Антикризисная политика включает меры, направленные на ограничение масштабов распространения кризисов, уменьшение их продолжительности и глубины, смягчение и преодоление последствий кризисных ситуаций.

Антикризисное управление (регулирование) представляет собой систему мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Принято считать, что государственное антикризисное управление (регулирование), понимаемое в широком смысле, - макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращение их дальнейшего функционирования. В этой связи необходимо выделить два основных понятия «государственное антикризисное управление» и «государственное антикризисное регулирование».

Понятие «антикризисное государственное управление» связанно с непосредственным влиянием субъекта управления на объект управления. В кризисных ситуациях государство реализует свои управленческие функции в нескольких сферах.

Антикризисное же регулирование экономики - косвенное воздействие государства на товаропроизводителей. В арсенале государства имеется широкий набор правовых и организационных средств и методов регулирования кризисных ситуаций.

К числу мер воздействия государства на регулирование кризисных ситуаций следует отнести и финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ре-

сурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

М. Коротаева считает, что в числе мер, направленных на снижение негативного воздействия кризиса на экономику страны, следует выделить:

- предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда посредством опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения, организацию общественных работ [3, с. 87];

- оказание адресной поддержки гражданам, включая их переезд в другую местность и содействие малому предпринимательству. В общей сумме на это предусмотрено направить до 1 триллиона рублей;

- определение списка наиболее стратегически важных и значимых, в том числе градообразующих, системообразующих предприятий, которым в первую очередь необходимо оказать государственную поддержку в кризисной ситуации;

- расширение базы экономического роста - развития малого и среднего бизнеса.

Важно также подчеркнуть, что преодоление кризисного состояния в рамках государственных антикризисных мер имеет четкую ориентацию на создание материальных основ для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем выступает производительность, управляет же ею научно-технический прогресс, который в свою очередь находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитали качество окружающей среды. Обеспечить решение этой задачи может только государство [4, с. 44].

Таким образом, можно утверждать, что для преодоления разрушительных последствий кризиса важно усиление роли государства, совершенствование инструментов государственного регулирования экономики и финансовой сферы.

Условия антикризисной поддержки со стороны государства:

- недискриминационный доступ к схемам в целях защиты функционирования единого рынок, когда право на получение схемы поддержки не основано государственности;

- государственные обязательства должны быть ограничены во времени - и пересматриваться не реже одного раза в шесть месяцев, - с тем, чтобы поддержка могла предоставляться столько, сколько необходимо для преодоления нынешних потрясений на финансовых рынках, но чтобы она была пересмотрена и скорректирована или прекращено, как только позволят улучшенные рыночные условия;

- государственная поддержка должна быть четко определена и ограничена по объему тем, что необходимо для преодоления острого кризиса на финансовых рынках, исключая при этом необоснованные выгоды для акционеров финансовых учреждений за счет налогоплательщика;

- надлежащий вклад частного сектора в виде адекватного вознаграждения за внедрение общих схем поддержки (таких, как система гарантий) и покрытие частным сектором, по крайней мере, значительной части расходов на предоставленную помощь, с тем чтобы обеспечить стимулы для возврата государственных денег;

- достаточные правила поведения для бенефициаров, которые предотвращают

Библиографический список

1. Лопатина И.Ю. Государственное регулирование антикризисного управления // Наука и образование: актуальные вопросы, проблемы теории и практики. Сборник научных трудов Национальной (всероссийской) научно-практической конференции. - 2020. - С. 699705.

2. Александрова Т.Я. Разработка государственных мер антикризисного финансового регулирования: мировой опыт // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 6 (121). - С. 21-26.

3. Коротаева М. Антикризисная политика государства // Ямальский вестник. - 2015. -№ 2 (3). - С. 87-91.

4. Гайнуллина Г.В. Государственное антикризисное управление // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. №6 (22). - С. 44-47.

5. Lowe Р. State Aid Policy in the context of the financial crisis. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ec.europa.eu/competition/publications/cpn/2009_2_1.pdf.

злоупотребление государственной поддержкой, например, экспансия и агрессивные рыночные стратегии на основе государственной гарантии;

- принятие надлежащих последующих мер в форме мер структурной перестройки финансового сектора в целом и/или реструктуризации отдельных финансовых учреждений, получивших выгоду от вмешательства государства [5].

Резюмируя все сказанное в данном разделе, можно сделать вывод, что в условиях кризиса государство старается предпринять меры, направленные на преодоление кризиса и снижения уровня его воздействия на экономику, социальную среду и другие сферы. Государство может использовать любые антикризисные меры, с учетом особенностей и причин каждого конкретного кризиса и его условий. Данные меры могут носить экономический, финансовый, бюджетный, социальный характер, в зависимости от того аспекты, на который осуществляется государственное воздействие.

В целом, подводя итог, можно отметить, что государственное регулирование в кризисные периоды является важнейшей составляющей выхода из кризиса, поскольку государство обладает целым комплексом мер воздействия на все сферы жизнедеятельности.

CHARACTERISTICS OF THE MEASURES TAKEN BY THE STATE IN THE SETTLEMENT OF CRISIS PHENOMENA

A.S. Korkin, Student

Novosibirsk State University of Economics and Management (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article discusses the measures taken by the state in a crisis. They are aimed at overcoming the crisis and reducing its impact on the economy, social environment and other areas. Possible anti-crisis measures of the state are determined, taking into account the characteristics and causes of each specific crisis and its conditions. The types of measures used depending on the aspect on which the impact is carried out are indicated.

Keywords: crisis, government regulation, subsidies, anti-crisis management, economic growth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.