Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПОКОЛЕНИЕ "Z" / CATERING SERVICES / CONSUMER DEMAND / CONSUMER PREFERENCES / GENERATION "Z"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровская Я.А., Караблин О.В.

В статье исследуются вопросы, связанные с необходимостью учета предприятиями общественного питания специфических особенностей различных групп потребителей. На примере кафе ООО «ДМКА» дается характеристика молодежного сегмента рынка услуг общественного питания в городе Красный Сулин. Предлагаются рекомендации по совершенствованию форматов кафе с учетом специфических особенностей поколения «Z»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF CONSUMERS OF SERVICES OF PUBLIC CATERING ENTERPRISES

The article studies the issues related to the need to take into account the specific features of different groups of consumers by catering enterprises. On the example of cafe LLC "DMKA" the characteristic of the youth segment of the market of catering services in the city of Krasny Sulin is given. Recommendations on improvement of cafe formats taking into account specific features of generation "Z" are offered

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»

УДК 658.8

Дубровская Я.А. студент магистратуры 3 года обучения Академия экономики и управления Частного образовательного учреждения высшего образования Южный Университет (ИУБиП) Научный руководитель: О.В.Караблин, к.т.н.

доцент ЧОУВО ЮУ (ИУБиП) )г. Ростов-на-Дону, Россия ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Аннотация: В статье исследуются вопросы, связанные с необходимостью учета предприятиями общественного питания специфических особенностей различных групп потребителей. На примере кафе ООО «ДМКА» дается характеристика молодежного сегмента рынка услуг общественного питания в городе Красный Сулин. Предлагаются рекомендации по совершенствованию форматов кафе с учетом специфических особенностей поколения «Z»

Ключевые слова: услуги общественного питания, потребительский спрос, потребительские предпочтения, поколение «Z»

Dubrovskaia I.A. Master's student 3 years of study, Academy of Economics and management Private educational institution of higher education Southern University (IUBIP) Scientific supervisor: Karablin O. V., Ph. D., associate Professor, Private educational institution of higher education Southern University (IUBIP),

Rostov-on-don, Russia CHARACTERISTICS OF CONSUMERS OF SERVICES OF PUBLIC

CATERING ENTERPRISES Annotation : The article studies the issues related to the need to take into account the specific features of different groups of consumers by catering enterprises. On the example of cafe LLC "DMKA " the characteristic of the youth segment of the market of catering services in the city of Krasny Sulin is given. Recommendations on improvement of cafe formats taking into account specific features of generation "Z" are offered

Keywords: catering services, consumer demand, consumer preferences, generation "Z"

В современных условиях развитие процессов урбанизации приводит к изменению образа жизни горожан, в том числе их традиционной культуры питания. Ускорение ритма жизни в городской среде приводит к сокращению времени, которое жители мегаполисов готовы тратить на приготовление пищи в домашних условиях. В этой связи все большей популярностью

пользуются отделы кулинарии и готовой еды в торговых центрах и супермаркетах, расширяется круг и увеличивается число посетителей организаций общественного питания. Расширяется и спектр услуг, которые эти организации готовы предоставить своим клиентам. Активно развиваются новые предприятия, специализирующиеся на кейтеринге — организации презентаций, банкетов, фуршетов и других мероприятий по заказу потребителя с выездом на место проведения банкета [1].

Клиент - лицо, которое очень ценно для компаний, отвечающих за общественное питание, поскольку именно он является основным источником их прибыли [2]. Исходя из этого, важнейшим фактором, определяющим потребительский спрос на услуги общественного питания, является уровень доходов населения, проживающего в данном регионе. Динамика реальных располагаемых доходов населения России, Ростовской области и города Ростова-на-Дону представлена в таблице 1.

Таблица 1

Реальные располагаемые денежные доходы населения, % [3]

Показатели 2013 2014 2015 2016

г. Ростов-на-Дону 110,7 107,8 101,3 97,3

Ростовская область 109,3 102,3 99,5 94,7

Российская Федерация 103,3 99,3 95,7 94,1

Несмотря на снижение показателей реальных располагаемых доходов в 2016 г., в большинстве случаев социологические опросы подтверждают в целом положительное отношение к общественному питанию большинства населения страны. Согласно статистическим исследованиям Национального центра изучения общественного мнения, более половины россиян в 2017 году предпочитали питаться вне дома (рисунок 1). Можно предположить, что данная тенденция будет сохраняться и в ближайшей перспективе. Этому способствуют рост и диверсификации рынка услуг предприятий общественного питания, ориентированных, не только на премиум-класс, но и на прослойку со средними доходами, а также на эконом-класс.

Опросы общественного мнения среди посетителей предприятий общественного питания, что мужчины склонны тратить на их посещения значительно больше, чем женщины. Естественно, что доходы посетителей прямо влияют на приемлемую для них стоимость разового посещения. Низкодоходные группы населения предпочитают посещать заведения с традиционной кухней и средним уровнем цен, а наиболее обеспеченные выбирают предприятия с ассортиментом сложных блюд и, соответственно, с высокой стоимостью посещений [5].

5000 -10000 руб 3000-5000 руб 10000-15000 руб. 15000-20000 руб 1000 - 3000 менее 1000 рублей

Рисунок 1 - Расходы на питание вне дома жителей РФ в 2017 г, % от семейного бюджета [4]

В настоящее время в регионах России сложился вполне достаточный уровень предложения услуг предприятий общественного питания [6]. Поэтому для того чтобы обеспечить эффективную работу ресторана или кафе в условиях высокой конкуренции, необходимо четко представлять себе характеристику своего реального и потенциального потребителя, умело использовать факторы влияния на клиентов.

Как правило, в выборе услуг того или иного предприятия общественного питания потребители руководствуются двумя критериями: собственными предпочтениями и имиджем заведения, сложившимся в статусной группе, к которой принадлежит потребитель. Согласно данных социологических опросов, этот имидж складывается из таких характеристик предприятия общественного питания, как месторасположение, ассортимент блюд, качество блюд и обслуживания, уровень цен, атмосфера заведения и характер клиентуры, а также наличие дополнительных услуг [7].

Общероссийские тенденции в целом сохраняются и в регионах, о чем свидетельствуют результаты проведенного автором исследования клиентуры кафе ООО «ДМКА», функционирующего в городе Красный Сулин Ростовской области.

Анализ сегментации рынка услуг общественного питания в городе Красный Сулин представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ сегментации рынка услуг общественного питания в городе Красный _Сулин_

Географи Уровень Демографи Возрастная Доход

я консерватизм а я группа

Фактор/ Мотив городские близлежащие местности экспериментатор т т последователи консерваторы с полным семейным гнездом одинокие молодежь средний возраст пожилые преклонный 40-10 100-250 8 о 5 2

Стиль жизни 64 36 72 20 8 28 72 56 16 24 5 7 25 68

Отдых 65 65 50 30 20 28 68 30 10 20 25 30 30 31

Желание 25 75 54 30 16 22 78 65 15 20 5 10 25 65

Работа 65 35 20 35 45 78 22 65 20 25 65 7 45 48

Праздничны 53 47 62 26 12 45 55 45 25 45 25 15 35 50

и ужин

Эмоции 40 60 60 30 10 30 70 50 20 15 13 19 35 46

Данные проведенного анкетирования показали, что из предлагаемого ООО «ДМКА» ассортимента блюд большинство (59 %) респондентов отдают предпочтение традиционной кухне, стоимость которой оценивается в пределах 250-300 руб., приверженность к сложным блюдам с более высокой ценой блюд высказали 29,9% респондентов. А вот гамбургеры, хот-доги и другие продукты фаст-фуда, стоимость которых колеблется в пределах от 50 до 80 руб., пользуются спросом всего лишь у 11,2 % посетителей предприятия ООО «ДМКА».

Репутация ООО «ДМКА» складывается из качества приготовления продукции (71,3 %) и уровня сервиса (28,7 % опрошенных). Из возможных дополнительных услуг наиболее значимыми с точки зрения потребителей являются возможность заказать пищу на дом на дом (32,9 %), еда на вынос (32,3 %), и только 20 % отмечена возможность обслуживания ООО «ДМКА» знаменательных мероприятий.

На выбор оптимального соотношения между ценой и ассортиментом предлагаемых блюд большое влияние оказывает возрастной фактор. Так, потребители в группе от 30 до 35 лет предпочитают сложную и экзотическую продукцию, имеющую высокую цену. Молодежь от 16 до 24 лет склонна тратить практически все свои доходы на питание в сфере общественного питания, кроме того, молодые люди могут выступать в качестве источника положительного «сарафанного радио», если будут убеждены в «модности» предоставляемых услуг. Таким образом, для кафе ООО «ДМКА» наиболее перспективным является сегмент, который

включает в себя людей от 16 до 24 лет. Молодежь охотнее реагирует на все новое. Это объясняется мобильностью молодежи, в своей массе проводящей за пределами дома не только дневные, но и вечерние часы.

По результатам проведенного исследования автором была составлена матрица БКГ, представленная на рисунке 2.

Знак вопроса

Звезды

0,00

2,00

• Банкет

• Бизнес-ланч

• Общее меню

• Сезонное меню

• Кейтеринг

Собаки

Коровы

0,00 — Относительная доля рынка

Рисунок 2 - Матрица БКГ для кафе ООО «ДМКА» В данном случае, отраженном на рисунке видно, что некоторые бизнес - единицы кафе находятся в крайне невыгодном положении, что в свою очередь говорит о необходимости лучше прогнозировать потребности клиента и пути их удовлетворения. Так как сегмент, в основном, представлен молодежью студенческого возраста, а также молодыми людьми, а значит, планируется, что посещать кафе будут активные люди и продвинутые жители города и близлежащих местностей. Это один из ключевых сегментов, с которым просто необходимо эффективно работать.

Данные выводы подтверждаются современными социологическими исследованиями, согласно которым современное общество стоит на пороге активного включения во все социальные процессы нового поколения граждан, так называемого поколения «Z», которое появилось на свет с середины 90-х годов 20 века до начала нулевых годов 21 века и сейчас заявляет о себе в полный голос [8].

Z — это последняя буква латинского алфавита. Если бы вопросами изучения поколений занимались бы не западные, а российские социологи, то Generation Z вполне могло бы стать Поколением «Я». И это, по всей видимости, отражало бы суть этого явления [9].

Поколение «Z» очень своеобразно. Его представители меньше курят, почти не пьют, меньше подвержены сексуальным переживаниям в период взросления, чем представители более старших поколений. Семья и брак для них — понятия не сильно их увлекающие. Больше половины молодых людей з этой возрастной группы считают, что жить на земле сегодня — страшно. Это не удивительно, если учесть, что на их короткую жизнь выпали

информационные события, связанные с терактами, крушением банков, экономическими кризисами и войнами [10].

Для представителей ресторанного бизнеса представители поколения «7» интересны прежде всего культурой, моделями отдыха и развлечений, способами коммуникаций. Потому что по этим параметрам они также показывают выдающиеся результаты, и могут служить компасом для других поколений в направлении развития социальной среды в целом. А по многим вопросам они уже становятся лицами, формирующими общественное мнение. Сегодня это реальная сила, мотивирующая ряд общественных процессов.

Например, предпочтения поколения «7» оказывает влияние на модели семейного отдыха в выходные дни. «Зеты» если и не воспитывают своих родителей, то как минимум формируют их привычки, вкусы, новые знания. И живут, по сути дела, имея полноценный голос по любому вопросу семьи. И во многих случаях - их голос решающий. Они немного читают, почти не смотрят телевизор, а если даже и смотрят, то целевым образом и только те передачи, которые кажутся им любопытными и увлекательными. Основным средством коммуникации и доведения информации для них являются Интернет и социальные сети. При этом они бывают с родителями во многих интересных местах, путешествуют, ездят с ними на курорты, бывают в ресторанах, кино, театрах и в целом имеют достаточно широкий кругозор [11].

Принято считать, что молодежь не следит за своим здоровьем и не уделяет внимания правильному питанию. Однако недавнее исследование американских ученых опровергло этот миф. Специалисты обнаружили, что так называемое поколение «7» употребляет в пищу более «правильные» продукты, чем их предшественники, которым от 25 до 50 лет. Ученые привлекли к участию в опросах три группы людей, «отсортированных» по возрасту. Первая группа представляла собой поколение «Х» — от 37 до 47 лет. Вторая — поколение <^»: 24-37 лет. И, наконец, в третью группу вошли представители поколения «7». Респондентам были предложены вопросы об их привычках в питании. Выяснилось, что представители поколения «Х» и предпочитают сладкие или соленые продукты,

которые считаются вредными для здоровья. Представители же поколения «7» — в целом предпочитали более здоровую и качественную пищу, даже в виде перекусов. В частности, они отдавали предпочтение больше свежим продуктам, чем консервам или полуфабрикатам. Это совершенно не согласуется с общепринятыми представлениями о нездоровом образе жизни молодежи [12].

Казалось бы старшие поколения должны вести себя более сознательно, выбирая продукты. Но на деле все наоборот. Отчего же предыдущие поколения так не заботятся о своем здоровье? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Один из вариантов может быть связан с тем, что у людей более старшего возраста просто нет времени на поддержание себя в форме:

--А

Форум молодых ученых №2(30)

А

они заняты семьей и карьерой. Современная молодежь по большей части занята учебой и редко работает «на износ», а рано заводить семьи в наше время не принято. Поэтому у представителей поколения «7» есть больше времени на на то, чтобы зайти в кафе, а не перекусить наскоро на работе или в точке быстрого питания [13].

В силу специфических особенностей мышления и восприятия действительности, сформированных Интернет, у многих представителей поколения «7» отсутствуют качества, связанные с умением предпринимать длительные целенаправленные усилия, способностью что-либо планировать. Поэтому в попытках понравиться «Зетам» нужно иметь лаконичный и понятный месседж [14]. Скорее всего, «Зеты» ничего не поймут и не дочитают до конца текст меню на 5 страницах, но смогут запомнить лаконичную и понятную яркую картинку, и она им понравится.

Исходя из этого, для работы с молодежной аудиторией предприятиям общественного питания необходимо разработать специальный лаконичный язык, который может быть для наглядности подкреплен картинками. Креативные интересные форматы и методы приготовления и реализации всегда делают формат питания привлекательным для молодежи, детей и подростков. К числу таких форматов, привлекательных для поколения «7», можно отнести следующие:

1. Салат-бар, основная отличительная особенность которого- это визуальный выбор, который поможет определить состоятельность предприятия общественного питания в глазах молодого клиента. Многие «Зеты» видят подобное на отдыхе с родителями даже на бюджетных курортах Турции и Египта, поэтому подобный формат может стать своеобразным «мостиком» в восприятии кафе путем схожей модели питания

2. Крэп-бар или блинная - также надежная и понятная модель питания. Данная концепция уже активно используется в отечественном общественном питании. Придать этой концепции немного французское звучание и предложить простые блины, приготовленные с французскими топингами и с французскими сочетаниями сладких соусов может стать интересным решением. Можно проводить праздники, конкурсы, в рамках которых обучать молодых клиентов самим готовить это несложное блюдо, что, в частности, можно рекомендовать кафе ООО «ДМКА».

Креатив-омлет - простое, но достаточно понятное решение, представляющее собой вариации классического омлета с разными начинками. Такое блюдо можно готовить красиво на глазах посетителей, вовлекать их в процесс приготовления путём предоставления им выбора, с чем и как его приготовить. И, конечно, нужно понимать, что такое простое на первый взгляд блюдо может выглядеть празднично и креативно, а при хорошей проработке - быть очень вкусным и полезным.

В детское меню следует обязательно включить пасту. Итальянская паста - хит молодежных и детских аудиторий. А если её можно есть руками - то это вообще замечательно. Спагетти с тёртым сыром - это практическ

ми ки

единственное блюдо в мире, от которого дети очень редко отказываются. Это просто, понятно, можно тянуть с тарелки спагетти без вилки, втягивая их ртом. И это элемент игры, который позволит съесть всё до конца.

Таким образом, говоря о повышении уровня конкурентоспособности ООО «ДМКА», необходимо направить свою деятельность на молодежный сегмент. Для этого необходимо: воздействовать на данный сегмент с помощью инновационных технологий, так как молодежь стремится следовать моде во всех отношениях, быть мобильным, ее привлекает все новое, необычное, интересное и увлекательное. Внедрение в практику рассмотренных в данной статье предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия будет способствовать созданию реальных экономических результатов для успешного функционирования бизнеса в современных условиях.

Использованные источники:

1. Современное состояние и перспективы развития программ лояльности в России 2012: аналитический обзор. - М., 2012. - 310 с.

2. Сидоров Д.В. Розничные сети: секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. СПб.: Вершина, 2014. - 209 с.

3 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] -http://www.gks.ru/ - Дата обращения 17.01.2019.

4. Россия в цифрах. 2017 г. краткий статистический справочник. - /Росстат- М. 2017 - 511 с.

5. Заганшина, Ю.Р. Факторы, обусловливающие поведение потребителей //Образование, наука современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации Материалы международной научно-практической конференции, 2013. - С. 226-220

6. Михайлова Е. Обслуживание покупателей в розничном бизнесе // Маркетинг. 2016. № 6 (91).

7. Логунов С.В. Использование торговых марок продавцов в качестве инструмента конкурентной борьбы: автореф. дис. ...канд. экон. наук. М.: ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2016. - 23 с.

8. Шамис Е. В каких условиях растет поколение Милениум и Ъ и что станет их ценностями. Ы1р://г^епегайош^и/2009/05/21/в-каких- условиях-растет-поколение-мил/. Дата обращения 17.01.2019 г.

9. Как теория поколений влияет на бизнес Электронный ресурс. http://www.topobzor.eom/kak-teoriya-pokolenij-vliyaet-na-biznes/.html. Дата обращения: 17.01.2019 г

10. Шевченко, Д.А. Исследование потребительского поведения крупных сегментов рынка в России: поколенческий подход/Д.А. Шевченко//Практический маркетинг. -2013. -№ 4(194). -С. 4-13

11. Багиев, Г.Л. Социально-экономические факторы формирования и развития геронтомаркетинга/Г.Л. Багиев, Е.Г. Богданов, А.Е. Бойцова//Проблемы современной экономики. -2012. -№ 2. -С. 207-211.

12. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. - М.: Университет Синерг

ргия.

2016. - 238 с.

13. Митрофанова, Е. Использование прикладных аспектов теории поколений при формировании социальной, корпоративной и государственной политики. Электронный ресурс. -http://www.demoscope.rU/weekly/2009/0381/student03.php#_FNR_1. Дата обращения: 17.01.2019 г.

14. Демченко, А.И. Особенности формирования национальной модели инновационного развития/А.И. Демченко, К.В. Егорова//Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015. -Т. 1. -С. 12-17.

УДК 351

Дулаев А.Х. магистрант РАНХиГС Северо-кавказский филиал Россия, г.Пятигорск.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ В

РФ

Аннотация: статья посвящена выработке направлений совершенствования механизмов предоставления государственных гарантий на гражданской службе в РФ. Представлено понятие «гражданский служащий» и «гарантии гражданским служащим». Охарактеризован перечень основных и дополнительных гарантий гражданским служащим. Выделены недостатки предоставлений государственных гарантий гражданским служащим. По итогам анализа выдвигается предложение проектирования и принятия федерального закона о гарантиях на гражданской службе, создание государственного органа по организации и контролю основных и дополнительных гарантий на гражданской службе.

Ключевые слова: система государственных гарантий, гражданские служащие, социальная защищенность гражданских служащих, основные государственные гарантии, дополнительные государственные гарантии.

Dulaev A.H.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Undergraduate RANEPA North Caucasus branch,

Russia,Pyatigorsk.

IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF STATE GUARANTEES IN THE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: The article is devoted to the development of directions for improving the mechanisms for granting state guarantees to the civil service in the Russian Federation. The notion of "civil servant" and "guarantees to civil servants" is presented. The list of basic and additional guarantees for civil servants is described. Deficiencies in the provision of state guarantees to civil

ivil

A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.