Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чуйко А.А., Куница А.П.

В статье представлена характеристика показателей физического состояния студентов 17-19 лет. Целью исследования является определение физического состояния студентов для разработки методики секционных занятий по тайскому боксу. Результаты исследования показали соответствие антропометрических характеристик возрастным нормам, удовлетворительное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической работоспособности, ниже среднего уровень соматического здоровья, разный уровень развития физических качеств. Варьирование результатов внутри выборки дает возможность распределять студентов на группы в зависимости от уровня физического состояния для подбора физических упражнений и дозирования нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чуйко А.А., Куница А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the characteristics of indicators of students physical condition aged 17-19. The aim of the research is determination of physical condition of students for the development of methods for sectional classes in Thai Boxing. The results of the study showed that the anthropometric characteristics according to age norms, the satisfactory condition of the cardiovascular and respiratory systems, physical preparedness, below average level of physical health, the different levels of development of physical qualities. Variation of results within the sample makes it possible to distribute the students into groups depending on the level of physical condition for the selection exercise and dispensing of the load.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ»

«Теории и методики футбола», Москва, 21 апреля 2016 г. / Российский гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. - М., 2016. - С. 176-184.

10. Горбунова, Ю. В. Стретчинг и его влияние на развитие мышечной системы человека / Ю. В. Горбунова, О. В. Панина, Т. Г. Шишкина // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях минсельхоза России: материалы IV междунар., межвуз., учеб.-метод. и науч.-практ. конф., Саратов, 10 мая 2016 г. / Саратовский гос. аграрный ун-т им. Н. И. Вавилова ; редкол. : А. В. Милехин [и др.]. - Саратов, 2016. - С. 103-106.

06.03.2018

УДК 796.8+378:371.71-057.87-044.3

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

А. А. Чуйко,

Приднепровская государственная академия физической культуры и спорта,

Украина;

А. П. Куница,

Днепропетровский государственный университет внутренних дел, Украина

Аннотация

В статье представлена характеристика показателей физического состояния студентов 17-19 лет. Целью исследования является определение физического состояния студентов для разработки методики секционных занятий по тайскому боксу. Результаты исследования показали соответствие антропометрических характеристик возрастным нормам, удовлетворительное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, физической работоспособности, ниже среднего уровень соматического здоровья, разный уровень развития, физических качеств. Варьирование результатов внутри выборки дает возможность распределять студентов на группы в зависимости от уровня, физического состояния для подбора физических упражнений и дозирования, нагрузки.

CHARACTERISTICS OF INDICATORS OF STUDENTS' PHYSICAL CONDITION

Abstract

The article presents the characteristics of indicators of students physical condition aged 17-19. The aim of the research is determination of physical condition of students for the development of methods for sectional classes in Thai Boxing. The results of the study showed that the anthropometric characteristics according to age norms, the satisfactory condition of the cardiovascular and respiratory systems, physical preparedness, below average level of physical health, the different levels of development of physical qualities. Variation of results within the sample makes it possible to distribute the students into groups depending on the level of physical condition for the selection exercise and dispensing of the load.

Введение

В последние десятилетия наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья, функционального состояния и снижение работоспособности студенческой молодежи. Установлено, что у большинства студентов вузов Украины вследствие нарушения режима труда и отдыха, наличия вредных привычек, на фоне гиподинамии наблюдается неудовлетворительный уровень физического состояния [4, 5].

Исследованиями ученых [2, 3, 11] доказано, что студенты первого года обучения ни психологически, ни физически не подготовлены к занятиям физической культурой в рамках требований программы по физическому воспитанию для высших учебных заведений. К тому же, одно-, двухразовые занятия физическим воспитанием в неделю не могут решить проблему улучшения физического состояния студентов. Условия и организация учебного процесса по физическому воспи-

танию в вузе не способствуют улучшению здоровья студентов. Поэтому сегодня ученые работают над поиском новых подходов к организации физического воспитания и коррекции физического состояния студенческой молодежи.

Исследователями [1, 6-10] доказана эффективность секционной формы работы со студентами. В последнее время в молодежной среде большим спросом пользуются различные виды единоборств. Набирает популярность такой вид, как тайский бокс, который имеет разностороннее влияние на организм занимающихся. Именно поэтому разработка программ секционных занятий по тайскому боксу со студенческой молодежью будет иметь большое значение для повышения уровня физического состояния.

Цель исследования - определить показатели физического состояния студентов для построения методики секционных занятий по тайскому боксу.

Методы и организация исследования

Исследования проводились в ГВУЗ «Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры» (Украина). В исследовании приняли участие 77 юношей 17-19 лет, среди которых 17-летних - 16 человек, 18-летних -36 человек, 19-летних - 25 человек. Средний возраст испытуемых составил 18, 12 лет. В ходе исследования были использованы такие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, метод антропометрии, методы оценки функционального состояния организма, экспресс-оценка соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Повышение интенсивности учебного процесса студенческой молодежи в значительной степени влияет на ухудшение состояния здоровья, физическую и умственную работоспособность. Поэтому применение физических нагрузок для достижения оздоровительного эффекта требует учета физического состояния.

С целью разработки программы секционных занятий по тайскому боксу для студентов в процессе исследования нами определялись основные антропометрические данные, функциональные характеристики основных систем организма, физическая подготовленность и состояние здоровья юношей 17-19 лет.

Данные показателей физического развития студентов 17-19 лет представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Морфофункциональные показатели студентов 17-19 лет (п=77)

Показатели X о V т

Длина тела, см 177,30 4,42 2,49 0,50

Масса тела, кг 73,13 5,46 7,47 0,62

ОГК, см 85,92 3,06 3,57 0,35

ИМТ, кг/м2 23,27 1,61 6,92 0,18

ЧССпок., уд.хмин-1 69,44 3,80 5,48 0,43

АДсист., мм рт. ст. 115,99 4,88 4,21 0,56

АДдиаст., мм рт. ст. 67,00 3,37 5,03 0,38

ЖЕЛ, мл 3697,14 203,55 5,51 23,20

Проба Штанге, с 45,25 3,20 7,07 0,36

Проба Генча, с 26,10 3,58 13,71 0,41

Индекс Скибинского, у. е. 24,17 2,65 10,98 0,30

Индекс Руфье, у. е. 10,49 2,56 24,39 0,29

Ортостатическая проба, уд.хмин-1 8,83 2,25 25,48 0,26

ИФС, у. е. 0,749 0,04 5,57 0,01

Результаты исследования свидетельствуют, что в целом антропометрические показатели студентов находятся в пределах возрастных норм.

Для оценки функционального состояния студентов 17-19 лет нами определены показатели пульса в состоянии покоя, систолического и диастолического

артериального давления, ЖЕЛ, проведены пробы Штанге, Генча, Руфье и ортоста-тическая проба, рассчитаны индексы Скибинского и физического состояния.

Состояние функционирования сердечно-сосудистой системы соответствует средневозрастным нормативам.

Функциональное состояние дыхательной системы по показателям проб Штанге и Генча соответствует норме. При этом в показателе пробы Генча наблюдается вариабельность выборки средней степени ^=13,71 %).

Показатель фактической ЖЕЛ составил 3697,14 мл, что в целом соответствует средневозрастным нормативам. При этом расчет должной ЖЕЛ по формуле Людвика составил 4885 мл, что на 32 % выше среднего показателя. Снижение фактической ЖЕЛ относительно должной может свидетельствовать о патологических процессах в легких.

Расчет индекса Скибинского показал удовлетворительный уровень функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем студентов. При этом полученные результаты варьируются в средней степени ^=10,98 %).

Средний показатель индекса Руфье свидетельствует об удовлетворительной физической работоспособности. Процентное распределение студентов по уровням физической работоспособности также показало, что большинство юношей имеют удовлетворительную работоспособность (49,35 %), 38,96 % юношей имеют средний уровень работоспособности, у 6,5 % студентов выявлена плохая работоспособность и у 5,19 % - хорошая. Результаты тестирования свидетельствуют о значительном расхождении результатов выборки студентов ^=24,39 %).

Результат ортостатической пробы свидетельствует о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы при изменении положения тела, но полученные результаты варьируются в значительной степени ^=25,48 %).

Расчет индекса физического состояния показал уровень выше среднего, что является достаточно закономерным, поскольку данные, которые входят в формулы прогноза физического состояния, находятся в пределах возрастных норм.

С целью определения уровня физического здоровья студентов нами проведена экспресс-оценка соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко.

По результатам нашего исследования массо-ростовой индекс юношей соответствует среднему уровню со значением 412,38 г*см-1 (0 баллов). Жизненный индекс имеет значение 51,02 млхкг-1 и соответствует уровню ниже среднего (1 балл). Индекс Робинсона составил 80,55 у. е. и относится к уровню выше среднего (3 балла). На восстановление ЧСС после 20 приседаний за 30 с юноши потратили в среднем 2 мин 11 с, что соответствует уровню ниже среднего (1 балл). В данном показателе отмечается значительное колебание результатов ^=30,62 %). Силовой индекс имеет низкий уровень (0 баллов) с результатом 56,34 %. Общая оценка уровня физического здоровья студентов соответствует уровню ниже среднего и составляет 5,08 баллов. При этом наблюдается неоднородность выборки по критерию физического здоровья ^=49,78 %).

Общая оценка уровня здоровья студентов по методике Г.Л. Апанасенко позволяет распределить обследованных юношей на три группы по уровням соматического здоровья: низкий (45,45 % студентов); ниже среднего (48,05 % студентов) и средний (6,5 % студентов) (рисунок).

Для оценки физической подготовленности студентов 17-19 лет были подобраны двигательные тесты, характеризующие развитие быстроты, выносливости, силы, гибкости, скоростно-силовых и координационных способностей. Это, соответственно, упражнения «бег 100 м», «бег 12 мин», «кистевая динамометрия», «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» «поднимание туловища в сед за 1 мин», «наклон туловища вперед из положения сидя», «прыжок в длину с места» и «челночный бег 4*9 м» (таблица 2).

° низкий пниже среднего псредний ■ выше среднего "высокий

Рисунок - Распределение студентов 17-19 лет (п=77) по уровням физического

здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, %

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности студентов 17-19 лет (п=77)

Показатели X о V m

Бег 100 м, с 14,34 0,59 4,09 0,07

Бег 12 мин, м 2571,43 251,85 9,79 28,70

Кистевая динамометрия, кг 41,00 3,10 7,56 0,35

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 37,99 4,18 11,01 0,48

Прыжок в длину с места, см 215,25 20,48 9,51 2,33

Челночный бег 4*9 м, с 9,81 0,53 5,37 0,06

Поднимание туловища в сед за 1 мин, раз 43,52 5,36 12,33 0,61

Наклон туловища вперед из положения сидя, см 12,10 3,35 27,71 0,38

Результаты теста «бег 100 м» свидетельствуют о том, что быстрота у юношей развита на уровне выше среднего. Выносливость также соответствует уровню выше среднего.

Показатель кистевой динамометрии соответствует низкому уровню для юношей данного возраста, а результаты выполнения тестов на силу совпадают с уровнем ниже среднего. При этом отмечается средняя степень варьирования результатов тестов на силу мышц плечевого пояса и брюшного пресса (У=11,01 % и V=12,33 % соответственно).

Скоростно-силовые способности развиты на среднем уровне. Средний уровень развития имеют также ловкость и гибкость. В результате расчета статистических показателей теста на гибкость выявлено значительное варьирование результатов выполнения упражнения (У=27,71 %).

Результаты оценки компонентов физического состояния студентов 17-19 лет свидетельствуют о том, что не по всем показателям выборка юношей является однородной, что дает возможность распределять испытуемых на группы по уровням физического состояния.

Заключение

Оценка физического состояния студентов 17-19 лет показала соответствие показателей физического развития возрастным нормам, удовлетворительное состояние функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, удовлетворительную физическую работоспособность, низкий и ниже среднего уровни физического здоровья, а также выше среднего уровень развития быстроты и выносливости, средний уровень развития скоростно-силовых способностей, ловкости, гибкости и ниже среднего уровень развития силовых способностей. При этом наблюдается разная степень варьирования результатов внутри выборки студентов, что позволяет распределять занимающихся на группы в зависимости от уровня физического состояния и дифференцировать физическую нагрузку. Полученные

данные можно использовать при разработке методики секционных занятий по тайскому боксу. В занятиях необходимо уделять внимание повышению уровня функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, физической подготовленности. Для этого можно использовать общеразвивающие, специально-подготовительные, специальные и оздоровительные упражнения.

Список использованньх источников

1. Барыбина, Л. Н. Результаты применения спортивно-ориентированной формы организации занятий в высшем учебном заведении технического профиля / Л. Н. Барыбина, Е. В. Церковная, И. Ю. Блинкин // Слобожанський науково-спортивний вюник : зб. наук. пр. -Харкв : ХДАФК, 2008. - № 4. - С. 35-37.

2. Бурень, Н. В. Корекця фiзичноï пщготовленосп та функционального стану студентв те-хшчних специальностей засобами фiзичноï культури i спорту: автореф. дис. ... канд. наук з фiз. ви-ховання i спорту : 24.00.02 / Н. В. Бурень. - Харшв, 2010. - 22 с.

3. Грибан, Г. П. Критери ощнки фiзичного стану студентв / Г. П. Грибан [та шш.] // Маterialy IX Miedzynarodowej Naukowi-Praktycznej Konferencji "Naukowa Przestrzen Europy - 2013" 0715 kwietnia 2013. - Vol. 36. - Fizyczna kultura i sport. - Przemysl : Nauka i studia, 2013. - S. 76-79.

4. Драчук, А. Поргвняльна характерстика показнишв фiзичного стану студенпв 1-4 курсiв ВНЗ Украши / А. Драчук, В. Романенко, С. Гудима // Фiзична культура, спорт та здоров'я нацд. -2014. - Вип. 18 (1). - С. 76-83.

5. Лис, Ю. С. Дослдження функционального стану студенпв у процесi навчання / Акту-альнi питання навчання: зб. наук. пр. Харшвського унiверситету Повiтряних Сил. - 2016. -Вип. 3 (48). - С. 208-211.

6. Попрошаев, А. В. Преимущества секционной формы организации учебного процесса по дисциплине «Физическое воспитание» / А. В. Попрошаев, В. С. Мунтян // Физическое воспитание студентов: науч. журнал. - Харьков, 2011. - № 4. - С. 67-71.

7. Физическое воспитание на основе вида спорта - новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи / В. К. Спирин [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 5. - С. 19-22.

8. Перспективи спортизацд системи фiзичного виховання студентськоï молодi / В. О. Сутула [та шш.] // Слобожанський науково-спортивний вюник. - Харшв : ХДАФК, 2014. -№ 4 (42). - С. 65-68.

9. Темченко, В. А. Секционная форма организации физического воспитания студентов /

B. А. Темченко, Р. Р. Сиренко / / Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 3. - С. 99-104.

10. Чередниченко, И. Изменение показателей физической подготовленности юношей 1819 лет в процессе секционных занятий с комплексным использованием средств спортивных игр / И. Чередниченко, О. Соколова, Н. Маликов // Спортивний вюник Придншров'я. - 2016. - № 3. -

C. 239-243.

11. Sergienko, V. N. The problems of testing the level of motor fitness students / V. N. Sergienko // 1нновацшш технологи в систем! тдвищення квал1фжацд фах1вщв фiзичного виховання i спорту : тези доповщей I Мiжнародноï науково-методичноï конференци, м. Суми, 1718 квггня 2014 р. - Суми, 2014. - С. 8-9.

10.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.