Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРОВ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУННОГО ОТВЕТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРОВ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУННОГО ОТВЕТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВРОЖДЕННЫЙ ИММУНИТЕТ / ПРИОБРЕТЕННЫЙ ИММУНИТЕТ / ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сизякина Л.П., Андреева И.И., Уразмамбетов Р.Т., Чеботов С.А.

Адаптация к новым социальным условиям при поступлении в медицинский вуз - одно из неизбежных обстоятельств, с которым сталкиваются первокурсники. Иммунная система, являющаяся частью единого структурно-функционального комплекса гомеостаза, вовлечена в адаптационные реакции, ее участие в приспособлении к новому образу жизни у студентов-первокурсников не вызывает сомнений. Необходимо отметить, что существуют особенности реакции иммунной системы в зависимости от условий организации учебного процесса: несмотря на общность учебной программы, обстоятельства обучения первокурсников военного учебного центра (ВУЦ) отличны от таковых для студентов лечебно-профилактического факультета (ЛПФ).Цель - сопоставление количественных и функциональных параметров иммунной системы студентов-первокурсников медицинского вуза в зависимости от особенностей организации учебного процесса.Под наблюдением находились 36 студентов-первокурсников медицинского университета, разделенные на две группы, сопоставимые по возрасту, полу, физическому состоянию. В первую вошли 18 первокурсников ВУЦ, во вторую - 18 обучающихся ЛПФ. Исследование иммунологических показателей в периферической крови проводили через три месяца после начала обучения. Определяли количество и функциональный потенциал Т-лимфоцитов, их субпопуляционный состав, количество В-лимфоцитов и сывороточный уровень иммуноглобулинов классов А, М и G, общее количество и долю цитолитически активных форм натуральных киллеров, кислородпродуцирующую активность нейтрофилов, количество моноцитов периферического кровотока, экспрессирующих Toll-подобные рецепторы (TLR) 2-го, 4-го типов. Сопоставление показателей иммунной системы, характеризирующих адаптивный иммунный ответ, принципиальных различий между группами не выявило. В то же время сравнительная характеристика показателей, отражающих функциональный потенциал клеточных факторов врожденного иммунитета, указала на наличие отличительных признаков реагирования в зависимости от факультета обучения первокурсников. Показано, что доля функционально активных форм NK-клеток, содержащих литические гранулы гранзима В, у студентов ВУЦ меньше. Также у военных студентов-медиков отмечается статистически значимо более низкое относительное и абсолютное количество моноцитов периферического кровотока, экспрессирующих на своей поверхности TLR 4.Констатация признаков угнетения функционального потенциала клеток макрофагального ряда и натуральных киллеров у первокурсников ВУЦ является настораживающим фактором возможного срыва адаптационных резервов системы иммунного реагирования. Полученные данные представляют интерес для разработки программ иммунореабилитации для профилактики клинической манифестации иммунной дисфункции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Сизякина Л.П., Андреева И.И., Уразмамбетов Р.Т., Чеботов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE PARAMETERS OF THE INNATE AND ACQUIRED IMMUNE RESPONSE DURING THE PERIOD OF ADAPTATION TO TRAINING AT A MEDICAL UNIVERSITY

Adaptation for new social conditions is an inevitable factor which the first-year students undergo when entering a medical school. Immune system as a part of entire structural and functional homeostatic complex, is involved into the adaptive reactions, thus pointing to its participation in fitting the new lifestyle among first-year students. One should note some peculiarities of immune reactions which depend on the organization pattern of educational process: despite common features of studies, the training environment for beginners at the military training center (VTC) is different from those for students at the medical and preventive faculty (LPF). The purpose of our study was to compare quantitative and functional parameters of immune system in the first-year students at a medical university, depending on distinct features of educational arrangement.The study included 36 first-year students of the Medical University divided into two groups, comparable for age, sex, and physical condition. The first group included 18 first-year VUTS students, whereas the second group consisted of 18 LPF pupils. Studies of immunological parameters in peripheral blood were carried out three months after the training was started. We have assessed counts and functional potential of T cells, their subpopulation profile, B lymphocyte counts, and serum level of IgA, IgM and IgG, total numbers of natural killer cells and proportion of cytolytically active forms, oxygen-producing activity of neutrophils, and the numbers of peripheral monocytes expressing type 2,4 Toll-like receptors (TLR). Comparison of the adaptive immune response parameters did not reveal any gross differences between the groups. At the same time, evaluation of markers reflecting functional potential of innate immunity cells revealed distinct signs of immune reactions, depending on the faculty of the first-year students. It has been shown that the proportion of functionally active NK-cells containing lytic granzyme B granules was lower in the EUTC students. Also, military medical students have a statistically significantly lower relative and absolute number of peripheral blood monocytes expressing surface TLR 4. The detected signs of suppressed functional potential of macrophages and natural killer cells in the first-year OUV students represent the possibly alarming factor of impaired adaptive reserves of immune system. The data obtained are of interest for development of immune rehabilitation programs to prevent clinical manifestations of immune dysfunction.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРОВ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУННОГО ОТВЕТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»

Медицинская иммунология Medical Immunology (Russia)/

2021, Т. 23, № 5, Краткие сообщения Meditsinskaya Immunologiya

стр. 1191-1196 * . ' . 2021,Vol.23, No5, pp. 1191-1196

© 2021, СПбРО РААКИ SnOVt COmmUniCtttlOnS © 2021, SPb RAACI

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРАМЕТРОВ ВРОЖДЕННОГО И ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУННОГО ОТВЕТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Сизякина Л.П., Андреева И.И., Уразмамбетов Р.Т., Чеботов С.А.

ФГБОУВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ростов-на-Дону, Россия

Резюме. Адаптация к новым социальным условиям при поступлении в медицинский вуз — одно из неизбежных обстоятельств, с которым сталкиваются первокурсники. Иммунная система, являющаяся частью единого структурно-функционального комплекса гомеостаза, вовлечена в адаптационные реакции, ее участие в приспособлении к новому образу жизни у студентов-первокурсников не вызывает сомнений. Необходимо отметить, что существуют особенности реакции иммунной системы в зависимости от условий организации учебного процесса: несмотря на общность учебной программы, обстоятельства обучения первокурсников военного учебного центра (ВУЦ) отличны от таковых для студентов лечебно-профилактического факультета (ЛПФ).

Цель — сопоставление количественных и функциональных параметров иммунной системы студентов-первокурсников медицинского вуза в зависимости от особенностей организации учебного процесса.

Под наблюдением находились 36 студентов-первокурсников медицинского университета, разделенные на две группы, сопоставимые по возрасту, полу, физическому состоянию. В первую вошли 18 первокурсников ВУЦ, во вторую — 18 обучающихся ЛПФ. Исследование иммунологических показателей в периферической крови проводили через три месяца после начала обучения. Определяли количество и функциональный потенциал Т-лимфоцитов, их субпопуляционный состав, количество В-лимфоцитов и сывороточный уровень иммуноглобулинов классов А, М и G, общее количество и долю цитолитически активных форм натуральных киллеров, кислородпродуцирующую активность нейтрофилов, количество моноцитов периферического кровотока, экспрессирующих Toll-подобные рецепторы (TLR) 2-го, 4-го типов. Сопоставление показателей иммунной системы, характеризиру-ющих адаптивный иммунный ответ, принципиальных различий между группами не выявило. В то же время сравнительная характеристика показателей, отражающих функциональный потенциал клеточных факторов врожденного иммунитета, указала на наличие отличительных признаков реагирования в зависимости от факультета обучения первокурсников. Показано, что доля функционально активных форм NK-клеток, содержащих литические гранулы гранзима В, у студентов ВУЦ меньше. Также у военных студентов-медиков отмечается статистически значимо более низкое относительное и абсолютное количество моноцитов периферического кровотока, экспрессирующих на своей поверхности TLR 4.

Констатация признаков угнетения функционального потенциала клеток макрофагального ряда и натуральных киллеров у первокурсников ВУЦ является настораживающим фактором возможного

Адрес для переписки:

Чеботов Сергей Алексеевич

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ 344022, Россия, г. Ростов-на-Дону, Нахичеванский пер., 29. Тел.: 8 (863) 201-44-26. E-mail: chebotovsergey@mail.ru

Образец цитирования:

Л.П. Сизякина, И.И. Андреева, Р.Т. Уразмамбетов, С.А. Чеботов «Характеристика параметров врожденного и приобретенного иммунного ответа в период адаптации к обучению в медицинском вузе» // Медицинская иммунология, 2021. Т. 23, № 5. С. 1191-1196. doi: 10.15789/1563-0625-COT-2393 © Сизякина Л.П. и соавт., 2021

Address for correspondence:

Chebotov Sergey A.

Rostov State Medical University

344022, Russian Federation, Rostov-on-Don,

Nakhichevan lane, 29.

Phone: 7 (863) 201-44-26.

E-mail: chebotovsergey@mail.ru

For citation:

L.P. Sizyakina, I.A. Andreeva, R.T. Urazmambetov, S.A. Chebotov "Characteristics of the parameters of the innate and acquired immune response during the period of adaptation to training at a Medical University", Medical Immunology (Russia)/Meditsinskaya Immunologiya, 2021, Vol. 23, no. 5, pp. 1191-1196. doi: 10.15789/1563-0625-COT-2393 DOI: 10.15789/1563-0625-COT-2393

срыва адаптационных резервов системы иммунного реагирования. Полученные данные представляют интерес для разработки программ иммунореабилитации для профилактики клинической манифестации иммунной дисфункции.

Ключевые слова: адаптация, врожденный иммунитет, приобретенный иммунитет, обучение, медицинский вуз, студенты-медики

CHARACTERISTICS OF THE PARAMETERS OF THE INNATE AND ACQUIRED IMMUNE RESPONSE DURING THE PERIOD OF ADAPTATION TO TRAINING AT A MEDICAL UNIVERSITY

Sizyakina L.P., Andreeva I.A., Urazmambetov R.T., Chebotov S.A.

Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Abstract. Adaptation for new social conditions is an inevitable factor which the first-year students undergo when entering a medical school. Immune system as a part of entire structural and functional homeostatic complex, is involved into the adaptive reactions, thus pointing to its participation in fitting the new lifestyle among first-year students. One should note some peculiarities of immune reactions which depend on the organization pattern of educational process: despite common features of studies, the training environment for beginners at the military training center (VTC) is different from those for students at the medical and preventive faculty (LPF). The purpose of our study was to compare quantitative and functional parameters of immune system in the first-year students at a medical university, depending on distinct features of educational arrangement.

The study included 36 first-year students of the Medical University divided into two groups, comparable for age, sex, and physical condition. The first group included 18 first-year VUTS students, whereas the second group consisted of 18 LPF pupils. Studies of immunological parameters in peripheral blood were carried out three months after the training was started. We have assessed counts and functional potential of T cells, their subpopulation profile, B lymphocyte counts, and serum level of IgA, IgM and IgG, total numbers of natural killer cells and proportion of cytolytically active forms, oxygen-producing activity of neutrophils, and the numbers of peripheral monocytes expressing type 2,4 Toll-like receptors (TLR). Comparison of the adaptive immune response parameters did not reveal any gross differences between the groups. At the same time, evaluation of markers reflecting functional potential of innate immunity cells revealed distinct signs of immune reactions, depending on the faculty of the first-year students. It has been shown that the proportion of functionally active NK-cells containing lytic granzyme B granules was lower in the EUTC students. Also, military medical students have a statistically significantly lower relative and absolute number of peripheral blood monocytes expressing surface TLR 4. The detected signs of suppressed functional potential of macrophages and natural killer cells in the first-year OUV students represent the possibly alarming factor of impaired adaptive reserves of immune system. The data obtained are of interest for development of immune rehabilitation programs to prevent clinical manifestations of immune dysfunction.

Keywords: adaptation, innate immunity, acquired immunity, training, medical university, medical students

Введение

Адаптация к новым социальным условиям при поступлении в медицинский вуз — одно из неизбежных обстоятельств, с которым сталкиваются первокурсники. Как известно, с физиологической точки зрения, адаптация — процесс приспособления к условиям существования с целью сохранения гомеостаза [3, 4, 7]. В результате формирования баланса в конструкции «организм-внешняя среда» гомеостатические системы подвергаются изменениям для поддержания своей эффективности. В силу того, что иммунная система, как одна из составляющих единого структурно-функционального комплекса гоме-

остаза, вовлечена в адаптационные реакции, ее участие в приспособлении к новому образу жизнедеятельности у студентов-первокурсников не вызывает сомнений [1, 10]. Вопрос возможного формирования изменений иммунного реагирования у априори практически здоровых молодых людей представляет интерес. Особого внимания заслуживает выявления особенностей реакции иммунной системы в зависимости от условий организации учебного процесса. Так, несмотря на общность учебной программы, обстоятельства обучения первокурсников военного учебного центра отличны от таковых для студентов лечебно-профилактического факультета. Факт воз-

можного развития дисрегуляторных иммунных нарушений в адаптационных реакциях не исключается [6, 8], так же как и процесс трансформации физиологической интраиммунной дисрегуляции в клинически манифестированный вариант им-муноопосредованной патологии, что и определяет не только теоретический, но и практический аспект настоящего исследования.

Цель — сопоставление количественных и функциональных параметров иммунной системы студентов-первокурсников медицинского вуза в зависимости от особенностей организации учебного процесса.

Материалы и методы

Под наблюдением находились 36 студентов-первокурсников (средний возраст 19±2 года) медицинского университета. Обследуемые разделены на две группы. В первую вошли 18 первокурсников военного учебного центра (ВУЦ), во вторую — 18 студентов лечебно-профилактического факультета (ЛПФ). Критерии включения в

I группу — мужской пол, обучение по программе военной подготовки. Критерии включения во

II группу — мужской пол, обучение по программе лечебное дело, отсутствие хронической патологии. Критерием исключения для всех участников стала клиническая манифестация инфекционного процесса любой этиологии в течение трех месяцев, предшествовавших исследованию, женский пол. Группы были сопоставимы по возрасту (соответственно, лет: 19±1 и 19±2, статистически значимых различий не было, р > 0,05), полу (все мужчины), физическому состоянию (соответствовали I группе здоровья).

Все участники исследования подписали информированное согласие в соответствии с протоколом, одобренным Локальным независимым этическим комитетом ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России (от 08.10.2020 г. № 15/20). Иммунологическое исследование периферической крови проводили через три месяца после начала обучения. Исследовали количество и функциональный потенциал Т-лимфоцитов, их субпопу-ляционный состав, количество В-лимфоцитов и сывороточный уровень иммуноглобулинов классов А, М и G, общее количество и долю цитолитически активных форм натуральных киллеров (NK), кислородпродуцирующую активность нейтрофилов, количество моноцитов периферического кровотока, экспрессирующих Toll-подобные рецепторы 2-го, 4-го типов (TLR). При характеристике перечисленных параметров иммунной системы исходили из стандартных методологических подходов [9]: использовали проточную цитофлюориметрию (Cytomics FC 500, Beckman Coulter, США) и соответствующие поставленным задачам наборы моноклональ-ных антител с двух и трехцветной меткой (про-

изводство Beckman Coulter, США). Образование активных форм кислорода нейтрофилами фиксировали с помощью НСТ-теста, а уровень иммуноглобулинов сыворотки крови — методом радиальной иммунодиффузии по Манчини. Статистический расчеты выполняли в программы StatTech v. 1.2.0 и Statistica SPSS v. 26. Сравнение двух групп по количественному показателю, распределение которого отличалось от нормального, выполнялось с помощью U-критерия Манна— Уитни, а группы, имеющие нормальное распределение, сравнивались с помощью параметрического t-критерия Стьюдента. Различия считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты и обсуждение

Сопоставление показателей иммунной системы, характеризирующих адаптивный иммунный ответ, выявил лишь один параметр, статистически значимо отличный между исследуемыми группами: относительное количество Т-эффекторной субпопуляции у студентов ВУЦ превышает аналогичный показатель группы ЛПФ. Однако в абсолютном исчислении количество CD8+ лимфоцитов в обеих исследуемых группах не имеет различий, так же как и все остальные оцененные в нашем исследовании параметры адаптивного иммунитета (табл. 1).

В то же время сопоставительная характеристика показателей, характеризующих функциональный потенциал клеточных факторов врожденного иммунитета, выявила наличие отличительных признаков реагирования у обучающихся первокурсников в зависимости от факультета (табл. 2). Эти отличия касаются лимфоидной популяции системы врожденного иммунного ответа. Так, несмотря на то, что относительное и абсолютное количество NK-клеток в обеих сравниваемых группах находится на одном уровне, доля функционально активных форм NK, содержащих ли-тические гранулы гранзима В, у студентов ВУЦ меньше. Следует отметить, что этот параметр снижен как в относительных, так и в абсолютных показателях. Другой тип клеток, анализ свойств которых выявил статистически значимые отличия между исследуемыми группами, относится к макрофагальному ряду. Установлено, что у военных студентов-медиков статистически значимо ниже и относительное, и абсолютное количество моноцитов периферического кровотока, экспрессирующих на своей поверхности Toll-подобные рецепторы четвертого типа (табл. 2).

Анализ полученных результатов обращает внимание на то обстоятельство, что параметры адаптивного иммунитета в обеих группах наблюдения статистически значимо не отличались, в отличие от показателей, отвечающих за первичную антигеннеспецифическую реактивность. Следует отметить, что в настоящее время

ТАБЛИЦА 1. ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТИВНОГО ИММУННОГО ОТВЕТА ПЕРВОКУРСНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, Me (Q0,25-Q0,75)

TABLE 1. INDICATORS OF ADAPTIVE IMMUNE RESPONSE OF FIRST-YEAR STUDENTS OF VARIOUS FACULTIES OF A MEDICAL UNIVERSITY, Me (Q0.25-Q0.75)

Показатель Indicator ВУЦ (n = 18) MTC (n = 18) ЛПФ (n = 18) MPF (n = 18) P

CD3+, % 73 (69,50-76,25) 72 (65-76) 0,362

CD3+, х 109/л CD3+, х 109/1 1,44 (1,90-1,63) 1,37 (1,90-1,66) 0,92

CD4+, % 40,5 (37,50-43,25) 43 (38,0-46,0) 0,23

CD4+, х 109/л CD4+, х 109/1 0,78 (0,68-0,91) 0,82 (0,75-0,97) 0,31

CD8+, % 30 (29,0-35,7) 28 (24-31) 0,02*

CD8+, х 109/л CD8+, х 109/1 0,6 (0,53-0,73) 0,55 (0,45-0,61) 0,15

CD8+Gr+ % 11 (6,50-25,00) 15 (11-18) 0,759

CD8+Gr+, х 109/л CD8+Gr+, х 109/1 0,2 (0,11-0,42) 0,31 (0,21-0,36) 0,891

CD4+CD25+FoxP3+, % 2,6 (1,8-3,3) 2,1 (1,7-3,2) 0,36

CD4+CD25+FoxP3+, х 109/л CD4+CD25+FoxP3+, х 109/l 0,04 (0,03-0,04) 0,03 (0,02-0,05) 0,76

CD19+, % 8,72±2,92 8,74±3,20 0,99

CD19+, х 109/л CD19+, х 109/1 0,16 (0,13-0,22) 0,17 (0,11-0,21) 0,83

IgA, г/л IgA, g/l 1,7 (1,26-2,22) 1,5 (1,10-1,99) 0,6

IgM, г/л IgM, g/l 1,14 (1,06-1,24) 1,2 (1,07-1,25) 0,51

igG, г/л IgG, g/l 11,6 (11,28-11,98) 11,9 (10,99-13,14) 0,287

Примечание. * - различия статистически значимы при р < 0,05, согласно Манну-Уитни.

Note. *, the differences are statistically significant at p < 0.05, according to Mann-Whitney.

кардинально изменилось представление о значимости факторов врожденного иммунного ответа в иммуногенезе в целом. Клеточным элементам этого типа присуща не только элиминирующая доиммунная функция первичного реагирования, но и регуляция силы и направленности специфического иммунного ответа [11, 12]. Тот факт, что наше наблюдение не выявило не только значимых изменений показателей адаптивных реакций, но и выраженных клинических проявлений иммунной дисфункции в обеих группах в период наблюдения, документирует компенсаторные возможности иммунной системы. С другой стороны, констатация признаков угнетения функциональных потенций клеток макрофа-гального ряда и натуральных киллеров является настораживающим фактором возможного срыва адаптационных резервов системы иммунного реагирования, особенно в условиях неблагоприятного внешнего воздействия. Так, известно, что

лимфоциты врожденного иммунитета являются «психогенно чувствительным» компонентом иммунной системы, а продолжительный стресс любого генеза способствует снижению активности NK-клеток и, соответственно, формированию предпосылок для клинической манифестации несостоятельности их эффектов [2]. Показанное в наших исследованиях снижение литической функции НК у студентов ВУЦ в сравнении с первокурсниками ЛПФ согласуется с отмеченными выше литературными данными и представляет интерес с позиции контроля формирования признаков вторичной иммунной недостаточности. Небезынтересны и результаты, констатирующие снижение экспрессии TLR 4 на моноцитах периферического кровотока у военных студентов-медиков. Известно, что качественное и количественное снижение активности TLR может привести к формированию атипичных воспали-

ТАБЛИЦА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ВРОЖДЕННОГО ИММУННОГО ОТВЕТА ПЕРВОКУРСНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА, Me (Q0,25-Q0,75)

TABLE 2. INDICATORS OF THE INNATE IMMUNE RESPONSE OF FIRST-YEAR STUDENTS OF VARIOUS FACULTIES OF A MEDICAL UNIVERSITY, Me (Q0.25-Q0.75)

Показатель Indicator ВУЦ (n = 18) MTC (n = 18) ЛПФ (n = 18) MPF (n = 18) p

НСТ сп., у. е. NBT sp., c. u. 96 (88-102) 94,5 (83,8-101,0) 0,37

Кст. НСТ, Ед. Cs. NBT, Ed. 1,6 (1,5-1,7) 1,7 (1,60-1,73) 0,06

CD16+, % 14 (11-20) 14 (11,75-18,25) 0,53

CD16+, x 109/л CD16+, x 109/I 0,28 (0,19-0,43) 0,26 (0,21-0,41) 0,58

CD16+Gr+, % 10 (7-13) 3 (1,9-4,8) 0,0001*

CD16+Gr+, x 109/л CD16+GI-+, x 109/I 0,2 (0,14-0,28) 0,06 (0,02-0,10) 0,0001*

CD14+CD282+, % 70 (66-78) 74 (66,5-78,5) 0,49

CD14+CD282+, x 109/л CD14+CD282+, x 109/l 0,2 (0,08-0,40) 0,34 (0,23-0,39) 0,17

CD14+CD284+, % 19 (13-24) 13,5 (10-18) 0,03*

CD14+CD284+, x 109/л CD14+CD284+, x 109/l 0,04 (0,01-0,06) 0,08 (0,03-0,11) 0,01*

Примечание. См. примечание к таблице 1.

Note. As for Table 1.

тельных процессов, доминированию условно-патогенной микрофлоры [13, 14].

Заключение

В период адаптации к обучению в медицинском вузе выявляются различия в параметрах функционирования иммунной системы у первокурсников в зависимости от особенностей организации учебного процесса. Констатация

признаков угнетения функционального потенциала клеток макрофагального ряда и натуральных киллеров у первокурсников ВУЦ является настораживающим фактором возможного срыва адаптационных резервов системы иммунного реагирования. Полученные данные представляют интерес для разработки программ иммунореаби-литации для профилактики клинической манифестации иммунной дисфункции.

Список литературы / References

1. Безкишкий Э.Н., Николаенко И.О., Загаров Е.С., Тягнерев А.Т., Линченко С.Н., Жмакин И.А., Чеботов С.А. Автоматизированный контроль процесса адаптации к учебно-образовательной деятельности у курсантов-моряков // Морская медицина, 2020. Т. 6, № 1. С. 74-81. [Bezkishkiy E.N., Nikolaenko I.O., Zagarov E.S., Tyagnerev A.T., Linchenko S.N., Zhmakin I.A., Chebotov S.A. Automated control of the process of adaptation to educational and educational activities among cadets-sailors. Morskaya meditsina = Marine Medicine, 2020, Vol. 6, no. 1, pp. 74-81. (In Russ.)]

2. Бухтояров О.В., Архангельский А.Е. Психогенный фактор канцерогенеза: возможности применения гипнотерапии. Под ред. В.А. Козлова. СПб.: Алетейя, 2008. 264 с. [Bukhtoyarov O.V., Arkhangelsky A.E. Psychogenic factor of carcinogenesis: the possibilities of using hypnotherapy. Ed.V. A. Kozlov]. St. Petersburg: Aleteya, 2008. 264 p.

3. Губина О.И., Евдокимов В.И., Федотов А.Н. Изучение качества жизни и адаптации у студентов медицинского вуза // Вестник новых медицинских технологий, 2006. Т. XIII, № 3. С. 167-169. [Gubina O.I., Evdokimov V.I., Fedotov A.N. Study of the quality of life and adaptation of medical students. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy = Bulletin of New Medical Technologies, 2006, Vol. XIII, no. 3, pp. 167-169. (In Russ.)]

4. Заболотная С.Г. К вопросу об успешности адаптации студентов медицинского вуза // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, 2012. Т. 19, № 4. С. 17-20. [Zabolotnaya S.G. On the question of the success of adaptation of medical university students. Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I.P. Pavlova = Scientific Notes of the St. Petersburg State I. Pavlov Medical University, 2012, Vol. 19, no. 4, pp. 17-20. (In Russ.)]

5. Никитина В.Б., Ветлугина Т.П., Лобачева О.А., Морозова О.Г., Лебедева В.Ф., Савочкина Д.Н., Ши-хова М.Ф. Неспецефические адаптационные реакции организма как один из индикаторов здоровья в микросоциальных группах // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2014. № 4. C. 93-96. [Nikitina V.B., Vetlugina T.P., Lobacheva O.A., Morozova O.G., Lebedeva V.F., Savochkina D.N., Shikhova M.F. Non-specific adaptive reactions of the body as one of the indicators of health in microsocial groups. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2014, no. 4, pp. 93-96. (In Russ.)]

6. Рахманов Р.С., Богомолова Е.С., Тарасов А.В. Оценка показателей гуморального иммунитета у курсантов военного института в период адаптации к обучению // Военно-медицинский журнал, 2021. Т. 342, № 5. C. 69-74. [Rakhmanov R.S., Bogomolova E.S., Tarasov A.V. Assessment of indicators of humoral immunity in cadets of a Military institute during the period of adaptation to training. Voenno-meditsinskiy zhurnal = Military Medical Journal, 2021, Vol. 342, no. 5, pp. 69-74. (In Russ.)]

7. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: URSS, 2007. 128 с. [Sechenov I.M. Reflexes of the brain.]. Moscow: URSS, 2007. 128 p.

8. Сизякина Л.П., Андреева И.И., Данилова Д.И. Дисрегуляторные процессы клеточного звена иммунной системы в динамике общевариабельной иммунной недостаточности // Клиническая лабораторная диагностика, 2021. Т. 66, № 3. С. 160-165. [Sizyakina L.P., Andreeva I.I., Danilova D.I. Dysregulatory processes of the cellular link of the immune system in the dynamics of common variable immunodeficiency. Klinicheskaya laboratornaya diagnostika= Russian Clinical Laboratory Diagnostics, 2021, Vol. 66, no. 3, pp. 160-165. (In Russ.)]

9. Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Ярилин А.А. Руководство по клинической иммунологии. Диагностика заболеваний иммунной системы: руководство для врачей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 352 с. [Khaitov R.M., Pinegin B.V., Yarilin A.A. Guide to clinical immunology. Diagnostics of diseases of the immune system: a guide for doctors]. Moscow: GEOTAR-Media. 2009. 352 p.

10. Berron-Ruiz L. Immunological alterations in common variable immunodeficiency. Rev. Alerg. Mex., 2017, Vol. 64, no. 1, pp. 87-108. [In Spanish]

11. Chen S., Fang L., Guo W., Zhou Y., Yu G., Li W., Dong K., Liu J., Luo Y., Wang B., Li Z., Zhao C., Sun Z., Shen Y., Leng Q., Zhou D., Han Z., Huang H., Ren H., Xu G., Feng X. Control of Treg cell homeostasis and immune equilibrium by Lkb1 in dendritic cells. Nat. Commun., 2018, Vol. 9, no. 1, 5298. doi: 10.1038/s41467-018-07545-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kraj P., Ignatowicz L. The mechanisms shaping the repertoire of CD4+ Foxp3+ regulatory T cells. Immunology, 2018, Vol. 153, no. 3, pp. 290-296.

13. Skert C., Fogli M., Garaffa E., Perucca S., Fiorentini S., Cancelli V., Turra A., Ribolla R., Fill C., Malagola M., Bergonzi C., Cattina F., Bernardi S., Caruso A., Di Palma A., Russo D. A specific Toll-like receptor profile on T lymphocytes and values of monocytes correlate with bacterial, fungal, and cytomegalovirus infections in the early period of allogeneic stem cell transplantation. Transpl. Infect. Dis., 2014, Vol. 16, no. 5, pp. 697-712.

14. Zheng W., Xu Q., Zhang Y., E X., Gao W., Zhang M., Zhai W., Rajkumar R.S., Liu Z. Toll-like receptor-mediated innate immunity against herpesviridae infection: a current perspective on viral infection signaling pathways. Virol. J., 2020, Vol. 17, no. 1, 192. doi: 10.1186/s12985-020-01463-2.

Авторы:

Сизякина Л.П. — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой клинической иммунологии и аллергологии ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ростов-на-Дону, Россия

Андреева И.И. — д.м.н., профессор кафедры клинической иммунологии и аллергологии ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ростов-на-Дону, Россия

Уразмамбетов Р.Т. — аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ростов-на-Дону, Россия

Чеботов С.А. — аспирант кафедры клинической иммунологии и аллергологии ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, г. Ростов-на-Дону, Россия

Поступила 04.08.2021 Принята к печати 29.09.2021

Authors:

Sizyakina L.P., PhD, MD (Medicine), Professor, Head, Department of Clinical Immunology and Allergology, Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Andreeva I.I., PhD, MD (Medicine), Professor, Department of Clinical Immunology and Allergology, Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Urazmambetov R.T., Postgraduate Student, Department of Clinical Immunology and Allergology, Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Chebotov S.A., Postgraduate Student, Department of Clinical Immunology and Allergology, Rostov State Medical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Received 04.08.2021 Accepted 29.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.