Научная статья на тему 'Характеристика основных ценностей современной дагестанской семьи'

Характеристика основных ценностей современной дагестанской семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
589
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДАГЕСТАНСКАЯ СЕМЬЯ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НОРМЫ / ГОТОВНОСТЬ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мустафаева Диана Шарафудиновна

В статье анализируются основные ценности современной семьи, обосновывается их место и значимость в формировании готовности будущего учителя к созданию полноценной семьи, дается характеристика основных ценностей дагестанской семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных ценностей современной дагестанской семьи»

венных духовных учебных заведения, которые имели разные цели и задачи. В начале XX века наблюдается интенсивное развитие русскоязычных светских школ и рост контингента учащихся в них в сельской местности, чему свидетельством количество светских русскоязычных школ в области: к началу 1917 г. оно достигло 93 (в том числе в сельской местности - 60), с охватом 6981 учащегося (из них 2360 - в сельской местности).

Следует отметить, что количество школ увеличилось на 67 единиц (72,9%), контингент в них - на 5085 учащихся (72,2%), в том числе городских школ - на 19, контингент в них - на 3218 человек. Темпы роста школьной сети в сельской местности были выше: в селе число школ увеличилось на 48, а контингент учащихся возрос на 1867 человек. Одновременно выросла средняя наполняемость сельской начальной школы, которая была представлена в основном одноклассны-ми начальными училищами со сроком обучения 3-4 года, а также небольшим количеством двухклассных начальных училищ, курс обучения в которых обычно продолжался 5 лет. Перед Октябрьскими событиями 1917 г. двухклассные училища в Ахтах, Дешлагаре и Кумухе были реорганизованы в высшие начальные училища. Одновременно «в начале XX в. возникают школы с профессиональным уклоном» [6. С. 127].

Несмотря на такие темпы роста, школьная сеть не позволяла охватить обучением всех желающих, поскольку русскоязычные светские учебные заведения функционировали в городах, окружных центрах и крупных населенных пунктах. Поскольку пансионов при мно-

Примечания

гих из них не существовало, для большинства родителей обучать и содержать детей в них при ограниченных материальных возможностях было накладно, а более доступная арабо-мусульманская школа была рядом. «Накануне Октябрьской революции в дагестанской области насчитывалось более 740 мусульманских и 20 горско-еврейских школ, охватывавших 7,5 тыс. учащихся» [4. С. 138].

Во второй половине XIX в. были утверждены правила для учебных заведений Кавказского учебного округа на основе общих училищных уставов Министерства народного просвещения России, согласно которым «учебные заведения Кавказского края окончательно были введены в общую семью однородных с ними заведений империи, и с этого времени им суждено было вместе с ними пережить общий и трудный период перерождения», особенно для тех образовательных учреждений, «в которых большинство учащихся, вместе взятых принадлежит к инородческому составу» [5. С. 381]. В XIX в. Дагестан еще не полностью вошел в образовательное пространство России. Этот процесс продолжался и в течение XX в., при советской власти.

История показала, что вхождение Дагестана в российское культурно-образовательное пространство было объективной и исторической необходимостью, в результате чего расширилось взаимовлияние России и Дагестана, возросло количество образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями различных типов для дагестанцев.

1. Абдуллаев М. А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала : Изд-во «Дагучпедгиз», 1986. 176 с. 2. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М. : Изд-во ООО «Педагогика», 2006. 464 с. 3. История Дагестана / отв. ред. М. Ш. Шигабудинов. Махачкала : Изд-во «Юпитер», 1997. 398 с. 4. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М. : Наука, 1971. 476 с. 5. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб. : Алетейя, 2000. 496 с. 6. Школьное образование в Дагестане / под ред. Г. Ш. Каймаразова. Махачкала : Изд-во «Дагучпедгиз», 1968. 268 с.

Статья поступила е редакцию 11.07.2010 г.

УДК 371.03(471.67)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ СЕМЬИ

®2010 Мустафаева Д.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируются основные ценности современной семьи, обосновывается их место и значимость в формировании готовности будущего учителя к созданию полноценной семьи, дается характеристика основных ценностей дагестанской семьи.

The author of the article analyzes the basic values of a modern family, proves their place and the importance in the formation of a future teacher's readiness for the creation of a full-value family, and characterizes the basic values of the Dagestan family.

Ключевые слова: ценность, семья, семейные отношения, дагестанская семья, общечеловеческие нормы, готовность прийти на помощь, семейные традиции и обычаи, этническая культура.

Keywords: value, family, family relations, Dagestan family, universal norms, readiness for relieving, family traditions and customs, ethnic culture.

На современном этапе развития общества, в условиях экономических и культурных преобразований, социальной и духовной нестабильности, ухудшения материального благосостояния населения, роста безработицы и молодежной преступности, снижения рождаемости происходит трансформация проблем семьи из глобального внешнего социального явления во внутреннее. При этом кризисные процессы, перекочевав во внутренний мир семьи, разрушили привычные нормы жизни и семейные ценности, сложившиеся десятилетиями, что актуализирует проблемы формирования ценностного отношения к созданию полноценной семьи.

Ценность - это общенаучная категория, используемая в философии, социологии, психологии, этике для выражения объектов и явлений действительности, их свойств, а также абстрактных идей в виде общественных идеалов. Синтез пониманию ценности позволяет выделить два подхода к ее решению:

- трансценденталистический (И. Кант, В. Виндельбант, Г. Риккерт и др.), представители которого рассматривают «ценности» как некие оторванные от человека неизменные абстрактные сущности или вообще отрицают их объективный источник, ставя в зависимость от субъективных вкусов, настроения отдельных людей;

- натуралистический (Р. Б. Пери, Г. Беккер, Р. Линтон, К. Клахтон, Т Пар-сонс и др.), представители которого выделяет ложные и истинные, сложные и простые, развитые и неразвитые, позитивные и негативные, скрытые и активные ценности.

Следует отметить, что представители натуралистического подхода выдвигаются четыре исходные позиции деления ценностей: правильность, интенсивность, предпочтительность и включае-мость, критериальная оценка которых позволят уйти от гипертрофированного отношения к нему.

Сравнительный анализ подходов ученых к ценностям дает основание определить в них две тенденции: первая основана на психологической, а вторая на социальной их значимости, несмотря на то, что в действительности они существуют объективно, следовательно, социально значимы для личности.

В отечественной психолого-педагогической науке ценности представляют собой ключевое понятие общественной мысли, характеризуя по существу многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг предметных явлений, которые оцениваются в плане добра и зла, истины и неистины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого. С

этих позиций следует различать три вида ценностей:

- абсолютные, включающие: жизнь, здоровье, знания, гуманность, духовность, справедливость и т.д.;

- регулятивные (относительные), включающие изменчивые по своей природе меняемые в зависимости от обстоятельств, ситуаций: политические, религиозные, классовые, нравственные;

- псевдоценности, включающие болезнь, голод, смерть и т.д.

В последнее время психологи и педагоги (В. П. Зинченко, И. Н. Ионов, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров и др.) в качестве общечеловеческих ценностей рассматривают человека, семью, труд, культуру, отечество, землю, мир. При этом отмечается, что духовные и общечеловеческие ценности представляют собой основу личностной ценностной структуры и в сознании человека отражаются в виде ценностных ориентаций, способствуя социальной регуляции поведения индивида, а также взаимоотношений людей [3].

Следовательно, ценностную ориентацию следует рассматривать как действие, направленное на глубокое овладение личностью социальными ценностями, обогащающими ее внутренний мир и сопутствующими целостному развитию. В ценностной ориентации ключевое место занимают потребности, которые могут удовлетворить не все материальные и духовные ценности, вследствие чего личность ориентируется на те из них, которые субъективно значимы. Поэтому в структуру ценностных ориентаций все чаще вводят общечеловеческие нормы, поскольку между потребностью и стремлением личности добиться чего-либо возникают противоречия, характеризующие реальные возможности индивида, полноту благ, которые в состоянии дать общество (блага-средства и блага-результаты и т.д.).

В своем исследовании мы исходили из того, что семья с ее ценностями необходима, потому что она удовлетворяет потребности, которые не могут быть удовлетворены другими формами общежития человека, поскольку в ней переплетаются материальное и духовное, общественное и личное, коллективное и

индивидуальное, нравственное и правовое, биологическое и психическое, общее и интимное. Семейные ценности находят свое воплощение при реализации семьей репродуктивной, коммуникативной и социализационной функций.

В последние годы в России и Дагестане складывается негативная ситуация, связанная с неуверенностью в завтрашнем дне и снижением потребности в создании полноценной семьи. Отметим, что функционирование нормальной семьи находится в непосредственной зависимости от ее экономической общности, слагаемой из справедливого разделения домашних обязанностей между членами семьи, которое, в свою очередь, укрепляет супружеские, нравственные отношения и приучает представителей семьи к труду.

Все большее значение приобретает коммуникативная функция семьи, которая удовлетворяет потребность в общении и подготавливает к вхождению в другие человеческие коллективы, корректируя правила общения с ровесниками и взрослыми. Подчеркнем, что в реализации коммуникативной функции полноценной семьи особое значение имеет внутрисемейное общение, которое обусловливает многоаспектность семейных отношений (экономические, ценностные, нравственно-родственные, психологически-эмоциональные, половые), их естественность, постоянство, сердечность, глубокую интимность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи, а также своеобразие восприятия этих воздействий семьей.

Происходящая в обществе трансформация брачных ценностей, урбанизация общества и т.д. детерминируют брачные отношения, нарушая психологический комфорт, влияя на психофизическое состояние, удовлетворенность и длительность добрачных и супружеских отношений, личный рост супругов. Возникающий в условиях неполноценной семьи негативный психотерапевтический эффект не способствует восстановлению духовных, психологических и физических сил личности» [7].

Рассматриваемые нами ценности дагестанской семьи уникальны по своей

природе, поскольку многие из них воспроизводятся и реализуются культурой через сферу брачно-семейных отношений, остаются неповторимыми по причине невозможности их замены никакими другими ценностями. То есть этно-культура немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений, а связь таких систем, как «муж - жена», «мать - ребенок», «отец - сын», «брат - сестра» и т.д. характеризует полноценность семьи.

В Дагестане семья и родство неразрывно связаны, учат взаимопониманию, состраданию, готовности прийти на помощь, передают многовековой опыт, традиции и обычаи от старших к младшим. При этом осуществляется зримая и незримая преемственность этнокультурных норм, что подчеркивает неразрывную связь духовной жизни семьи и общества.

Следовательно, возможности дагестанской семьи как общечеловеческой социокультурной ценности неограниченны и могут развиваться как в созидательном, конструктивном, так антисоциальном и неконструктивном направлении. Природа же реализации ценностей такова, что полноценная дагестанская семья и ее члены реализуют далеко не весь потенциал своих отношений и только часть ценностей воплощается в жизнь.

В современных условиях кризис дагестанских семейных ценностей становится все более явным, причиной которого выступают несоответствия и противоречия семейных и внесемейных ценностей, в конечном итоге выливающихся в рост уровня разводов, зыбкость брачно-семейных отношений, повышение уровня внебрачной рождаемости, что не может не влиять на будущее полноценной семьи как социального института. Непреходящей ценностью дагестанской семьи является многодетность (три и более), но, к сожалению, в настоящее время в ней превалирует тенденция к однодетности. Отметим, что воспитание детей в такой семье отрицательно сказывается на формировании качеств личности, а также на моральном климате семьи в целом.

Семейные ценности дагестанцев выработаны национальной культурой. Со-

единяя в себе все человеческие свойства и качества (психологические, моральные, биологические ценности), служат базисом нравственности, поскольку человек есть там и тогда, где есть культура, семья. Ценности дагестанской семьи реализуются в сфере брачно-семейных отношений, всю полноту и глубину материнства, отцовства, родства и т.д. человек способен понять только будучи членом полноценной семьи.

Сравнительно-сопоставительный анализ социологической и другой литературы позволил в число ценностей полноценной дагестанской семьи в различных брачно-семейных сферах включить:

- добрачное поведение и выбор брачного партнера (любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры и

т.д.);

- семью (ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни и т.д.);

- общество (поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям и т.д.);

- семейные отношения (сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга и т.д.);

- отношения к детям (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни и т.д.);

- взаимоотношения (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т.д.);

- выполнение семейной роли (способность к плодотворности, приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие).

Приведенную классификацию необходимо дополнить нижеследующими ценностями, логически вытекающими из образа жизни современной дагестанской семьи и связанные:

- с нравственной культурой межполовых отношений (чуткость, терпимость, эмпатия, искренность и т.п.);

- с соблюдением общечеловеческих норм морали (честь, достоинство, верность, долг, альтруизм, гуманизм и т.п.);

- с соблюдением и сохранением традиционной этнической культуры (семейные традиции, взаимоотношения с родителями и другими членами семьи, этнокультурный багаж супругов и т.д.);

- с соблюдением духовной культуры семьи (принадлежность к той или иной религии, соблюдение культовых обычаев и традиций, касающихся семейного воспитания и т.д.).

Дагестанская семья характеризуется духовным родством между членами семьи, основанном на единстве взглядов, базирующихся, в отличие от взаимопонимания, на нравственных нормах, которые, в свою очередь, ценятся в обществе, этнической культуре, традициях и т.д., что способствует установлению взаимопонимания. Важной составляющей полноценной семьи выступает материальная обеспеченность, поскольку экономически необеспеченная, полуголодная семья не может называться полноценной, независимой и самостоятельной. Итак, полноценной можно назвать семью, в которой соблюдается преемственность поколений, этнокультурные традиции воспитания, прежде всего, уважение и почитание старшего поколения, соблюдение национально-культурных особенностей семейных отношений, ролей семьянина и гражданина.

Следующим важным элементом полноценной дагестанской семьи являются представления о детях как о средстве упрочения семьи: семья без детей - это не семья, а обыкновенное супружество. В Дагестане дети издревле считались кормильцами родителей в старости, несмотря на то, что в настоящее время все реже и реже они выполняют эту роль. В данном случае речь идет больше о моральном долге ухаживания за престарелыми родителями. Также важным для полноценной семьи является взгляд на детей как на средство возобновления поколения, что, как свидетельствует статистика, приобрело не самую значимую позицию.

Перечисленные элементы современной дагестанской семьи следует рассматривать как семейные ценности, поскольку разные семьи не могут иметь один и тот же набор ценностей, число которых зависит от многих факторов:

стажа супружеской жизни, целей и потребностей членов семьи, важности тех или иных ценностей и т.д. В этом аспекте сложно выстроить иерархическую систему ценностей, поскольку в годы лишений, войн, эпидемий супруги отдают все, чтобы спасти свое будущее, детей, что позволяет считать их высшей ценностью, а остальные (супружеские, родственные, материальные) используются для их спасения. Поэтому в классификации ценностей прослеживаются две тенденции: первая - фиксирующая внимание в большей степени на «психологических характеристиках ценностей», то есть на значении, которое придает ценностям индивид; вторая - подчеркивающая «социальную значимость ценностей», которые существуют объективно, вне индивида, но влияют на поведение последнего.

Важнейшим структурным компонентом семейных ценностей выступает нравственность, рассматриваемая как высшие ценности, поскольку выявляются источником, продуктом жизнедеятельности, ядром нравственной ориентации, отношения к миру, обществу, другим людям, самому себе. Сердцевиной нравственных семейных отношений служат нормы, в которых взаимодействуют сознание и поведение. Они выражают отношение личности к социуму, мотивируют его поведение в повседневных контактах с близкими.

Российская и дагестанская семьи в последние несколько лет переживают ситуацию, когда социальные условия изменились, одни общественно-экономические отношения сменились другими, причем не плавно, а скачкообразно, вследствие чего изменяются как основные ценности, так и средства их достижения. Для дагестанского менталитета характерна жертвенность жизненных целей в пользу своих детей, поскольку они должны быть образованней и жить лучше, несмотря на то, что сегодня резко сократились возможности родителей по жизнеобеспечению и образованию детей, но не изменились жизненные установки относительно потомства. При этом завышенные семейные притязания непосредственно сказываются на детях, у которых тоже возникают завы-

шенные устремления, а реальные возможности для их реализации резко сокращаются.

Поэтому образовательная среда должна содействовать тому, чтобы у

студентов формировалось искреннее желание, стабильная нравственная потребность создать полноценную семью и семейные отношения.

Примечания

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. : Изд-во ЛГУ, 1969. 339 с. 2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М. : Просвещение, 1988. 44 с. 3. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М. : Мысль, 1970. 183 с. 4. Арабов И. А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. Душанбе : Дониш, 1991. 255 с. 5. Арабов И. А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск : КЧГПУ, 1996. 104 с. 6. Архангельский Л. М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983. №11.7. Афанасьева И. Г. Социальные ценности и ценностные ориентации. М. : МГУ, 1986. 150 с.

Статья поступила в редакцию 29.06.2010 г.

УДК 577.4

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ

®2010 Османов Х.А., Магомедов А.Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

Современное общество переживает не только экономический, но н экологический кризис, существует настоятельная необходимость экологического просвещения всего населения и в первую очередь учащегося молодежи. Для этого одной из важнейших проблем обучения и воспитания подрастающего поколения является всемирная экологизация образовательного процесса.

The modern society suffers both economic and ecological crisis. Therefore facing with the threat of the global ecological catastrophe there is the insistent need for the ecological education of the whole population and of the students first of all. For this purpose one of the major problems of training and education of the rising generation education is the world ecologization of the educational process.

Ключевые слова: окружающая среда, экологический баланс, экосистема, биоценоз, биосфера.

Keywords: environment, ecological balance, ecosystem, biocoenosis, biosphere.

Со времени появления человека на земле возможности природы казались ему неиссякаемыми, что толкало людей к удовлетворению своих потребностей путем бесконтрольного воздействия на природу. Такое безответственное отношение человека ведет к загрязнению окружающей среды и, как следствие, угрозе здоровью не только нынешнего, но и

будущих поколений. Рост населения, развитие промышленного производства, особенно в эпоху научно-технической революции, хозяйственная деятельность человека и т.д. привели к вырубке лесов на больших площадях, к росту выбросов вредных веществ в атмосферу, которые оказывают пагубное влияние на окружающую нас природу, вызывая необра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.