Научная статья на тему 'Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации'

Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3050
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ / HEALTH TOURISM / ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / MEDICAL TOURISM / РЫНОК ТУРИЗМА / TOURISM MARKET

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ветитнев А. М., Торгашева А. А.

В статье представлены типология лечебно-оздоровительного туризма и подходы к расчету характеризующих его показателей. Рекомендовано в общем объеме лечебно-оздоровительного туризма выделять потоки внутреннего медицинского и веллнес-туризма, внутреннего медицинского клинического туризма и выездного лечебно-оздоровительного туризма. Рассчитано, что с лечебно-оздоровительными целями ежегодно путешествует около 8 млн. россиян, которые совершают примерно 109 млн. ночевок. Показано, что рынок лечебно-оздоровительного туризма в России составил в 2012 году 233 369 млн. руб. или примерно 7,51 млрд. дол. Отмечено, что расходы лечебно-оздоровительных туристов существенно выше, чем средние туристские расходы и имеют значительные индивидуальные колебания, определяемые лечебной частью туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the main indicators of health tourism in the Russian Federation

In this article is presented the typology of health tourism and approaches to the calculation of its parameters. It was recommended to allocate domesticmedical and wellness tourism, domestic medical clinical tourism and outbound health tourism in the total volume of health tourism flows. It was shown that about 8 million Russians traveled with health-improving goals annually, which made about 109 million overnights. Health tourism market in Russia was 233,369 billion Rub or about 7.51 billion dollars in 2012.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного туризма в Российской Федерации»

УДК 338.486.3

Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного

туризма в Российской Федерации

Д-р экон. наук, д-р мед. наук, проф. Ветитнев А.М. [email protected]

Торгашева А.А.

Сочинский государственный университет 354000, Сочи, ул. Советская, д.26а

В статье представлены типология лечебно-оздоровительного туризма и подходы к расчету характеризующих его показателей. Рекомендовано в общем объеме лечебно-оздоровительного туризма выделять потоки внутреннего медицинского и веллнес-туризма, внутреннего медицинского клинического туризма и выездного лечебно-оздоровительного туризма. Рассчитано, что с лечебно-оздоровительными целями ежегодно путешествует около 8 млн. россиян, которые совершают примерно 109 млн. ночевок. Показано, что рынок лечебно-оздоровительного туризма в России составил в 2012 году 233 369 млн. руб. или примерно 7,51 млрд. дол. Отмечено, что расходы лечебно-оздоровительных туристов существенно выше, чем средние туристские расходы и имеют значительные индивидуальные колебания, определяемые лечебной частью туристского продукта.

Ключевые слова:лечебно-оздоровительный туризм, медицинский туризм, рынок туризма

Assessment of the main indicators of health tourism in the Russian Federation

Ph.D, D.M., prof. Vetitnev A.M., Torgasheva A.A.

Sochi State University Sochi, Sovetskaya str., 26a

In this article is presented the typology of health tourism and approaches to the calculation of its parameters. It was recommended to allocate domesticmedical and wellness tourism, domestic medical clinical tourism and outbound health tourism in the total volume of health tourism flows. It was shown that about 8 million Russians traveled with health-improving goals annually, which made about 109 million overnights. Health tourism market in Russia was 233,369 billion Rub or about 7.51 billion dollars in 2012.

Keywords: health tourism, medical tourism, tourism market

В последние десятилетия во всем мире наблюдается бурный рост лечебного туризма [1], связанный с ухудшением состояния здоровья населения с одной стороны и повышением его жизненного уровня - с другой. В России по данным многочисленных социологических опросов и ряда исследований, на долю лечебно-оздоровительных поездок приходится 12-20% всего объема туристского потока [2,3]. В то же время работы, характеризующие современное состояние этого типа туризма в России, крайне немногочисленны и противоречивы.

В связи с этим, целью данной работы являлась попытка дать характеристику основных количественныхпоказателей состояния лечебно-оздоровительного туризма в РФ.

В качестве источников информации использовались данные органов государственной статистики, публикации в академических и профессиональных изданиях, экспертные оценки, результаты собственных исследований.

Основные сложности количественной оценки состояния российского лечебно-оздоровительного туризма вызваны следующими причинами:

1. Отсутствие статистического учета данного типа туризма и его подтипов;

2. Нечеткость терминологии и типологии лечебно-оздоровительного туризма, как в России, так и за рубежом, в связи с чем его состояние оценивается на основе различных подходов;

3. Различия в понимании этого типа туризма российскими и зарубежными специалистами.

Для примера, при рассмотрении поездок с лечебно-оздоровительными целями в академической среде и в профессиональном сообществе используются термины «лечебный туризм», «лечебно-оздоровительный туризм», «медицинский туризм», «оздоровительный туризм», «Спа-туризм», «спортивно-оздоровительный туризм» и пр.

Не пытаясь здесь развернуть дискуссию по терминологическому вопросу, ограничимся только определением подходов к дефиниции лечебно-оздоровительного туризма и его подтипов, принятых нами при расчетах характеризующих его показателейв рамках данной работы.

Под лечебно-оздоровительным туризмом (health tourism) мы понимаем поездки за пределы постоянного места жительства с целью приобретения медицинских услуг или улучшения состояния здоровья с использованием туристской инфраструктуры. Мы разделяем взгляды ряда авторов [4], что термин «лечебно-оздоровительный туризм» является зонтичным для всех связанных со здоровьем поездок.

Взаимоотношения категорий лечебно-оздоровительного, веллнес и медицинского туризма представлено на рис. 1.

В таком контексте мы понимаем медицинский туризм как поездки людей, имеющих проблемы со здоровьем, в личное свободное время для проведения медицинских вмешательств, преимущественно финансируемых из личных или корпоративных источников в комбинации с отдыхом и использованием туристкой инфраструктуры.

Следует отметить, что врачи вообще стараются избегать сочетания слов «медицинский» и «туризм», указывая, что не каждый пациент, перемещающийся в другой регион по неотложным или критическим поводам, является медицинским туристом. С этим следует согласиться и рекомендовать применять в таких случаях термин «медицинские поездки» [1,стр.1].

Веллнестуристынередко используют те же технологии, что и в медицинском туризме (например, физические упражнения, диетотерапия, водные процедуры), но не с целью лечения конкретного заболевания, а с оздоровительно-профилактическими целями. Веллнес концепция подчеркивает предупредительный подход к состоянию здоровья, при котором человек пытается идентифицировать проблему до ее развития и избавиться от нее с помощью специфических оздоровительных технологий. Поскольку туризм предусматривает отдых в период отпусков, создаются хорошие предпосылки для сочетания веллнеса и туризма. ПоэтомуМиеПег&КаиГшапп (6, стр. 7) определяютвеллнес-туризмкак «сумму всех взаимодействий и феноменов от поездки у людей, которые главным мотивом путешествия считают предохранение или защиту своего здоровья. Они останавливаются в специализированных отелях, которые предлагают соответствующие профессиональные ноу-хау и индивидуальный уход. Они приобретают комплекс услуг, включающий физический фитнес/заботу о внешности, здоровое питание/диету, релаксацию/медитацию и мыслительную активность/образование».

Рис.1. Взаимоотношения категорий лечебно-оздоровительного, веллнес и медицинского туризма (разработано авторами на основе [5, стр.8])

Следует также сделать пояснение, относящееся к веллнес-туризму и связанное с лингвистическими проблемами. По смыслу 'wellness tourism' более уместно переводить как «оздоровительный туризм» вместо «веллнес-туризм», так как сама концепция веллнеса еще не получила полного признания в России и пока не является доминирующей оздоровительной концепцией в нашей стране. Однако в рамках данной работы мы сохранили наиболее употребляемый в мировой практике термин.

Таким образом, принципиальное отличие этих двух подтипов лечебно-оздоровительного туризма в том, что в случае медицинского туризма поездки совершают заболевшие люди с целью лечения имеющейся патологии или для других медицинских вмешательств, а веллнес-туризм - это поездки практически здоровых людей с оздоровительными целями.

Что же касается Спа-туризма, то на наш взгляд, с точки зрения цели поездки и потребительских характеристик это не столько самостоятельный подтип туризма, сколько специальные технологии, применяемые как с лечебными, так и оздоровительными целями.

В соответствии с указанной типологией выделим основные потоки лечебно-оздоровительного туризма и провайдеров их продуктов (рис.2).

тур

потоки

Выездной лечебно оздоровительный туризм

Внутренний лечебно-оздоровительный туризм

Въездной лечебно-оздоровительный туризм

Зарубежные провайдеры

Больницы

проваи деры

Клиники

Медицинские центры

Реабилитацио нные центры

Санатории-про филактории

Детские лагеря санаторного типа

Пансионаты с лечением

Спа-дестинации

Дома отдыха

Турбазы

Водолечебницы

Медицинские

Спа

Рис.2. Основные потоки лечебно-оздоровительного туризма и специализированные

внутренние провайдеры

После обозначения типологического подхода перейдем к рассмотрению вопросов оценки состояния лечебно-оздоровительного туризма в России.

Основными показателями, характеризующими ситуацию в этой сфере, являются:

1. Число туристов, прибывших с целью лечения и оздоровления в лечебную дестинацию и число ночевок (койко-дней), проведенных туристами в лечебных и оздоровительных организациях;

2. Объем доходов, генерируемых этой категорией (эти типом) туризма;

3. Размер личных расходов лечебных туристов;

4. Влияние поездок этого типа туристов на экономику дестинации.

Первый показатель вычисляется как сумма следующих потоков туристов: число гостей, прибывших на лечение в санаторно-курортные организации России за год, число туристов, выехавших с медицинскими целями за рубеж, число пациентов, принятых в медицинские учреждения из других регионов на платной основе. Число ночевок (койко-дней)является производным от первого и вычисляется на его основе.

Второй и третий показатель - число доходов, связанных с приемом туристов, размер их личных расходов, определяется как результат специально проведенных исследований.

Четвертый показатель - влияние поездок этого типа туристов на экономику дестинации, определяется по доле поступлений от прибытия туристов в ВВП региона /страны, продуцируемой туризмом занятости населения (рост числа рабочих мест) и изменение потока инвестиций.

Произведем расчеты указанных показателей, используя имеющиеся в профессиональной литературе данные и экспертные оценки.

1. Количество лечебно-оздоровительных туристов в России складывается из нескольких потоков: а). Поток внутреннего курортного медицинского туризма. Этотпотоквключает число гостей и число ночевок в санаториях. Эти данные имеются в Росстате (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Число гостей в коллективных средствах размещения (тыс.)

Год

Тип размещения 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Гостиницы 18352 20170 22672 16701 24026 27113 30235 31661

Специализированные

средства размещения, в 10493 10491 10697 10516 10721 10287 10830 10902

том числе:

санаторно-курортн ые организации 6085 6071 6356 5774 5674 5733 5751 5675

дома отдыха 3605 3909 3798 3232 3277 2964 3312 3276

турбазы 344 346 365 250 226 226 220 257

прочие 459 165 178 1260 1544 1364 1547 1694

Всего 30247 32635 35439 31690 34747 37314 41065 42563

Источник: Росстат (2014). Центральная база статистических данных. Получено 02.10.2014, http://cbsd.gks.ru

Таблица 2

Число ночевок в коллективных средствах размещения (тыс.)

Тип размещения Год

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Гостиницы 55147 58376 63977 53427 60425 67271 73492 76741

Специализирова

нные средства размещения, в 116893 113943 113968 109345 102562 98926 100122 95671

том числе:

санаторно-

курортные 94218 91617 93400 87695 81705 80448 80208 77371

организации

дома отдыха 19933 20348 18443 16405 14886 12483 13039 11699

турбазы 1402 1279 1338 911 838 834 721 819

прочие 1338 697 785 4334 5133 5161 6155 5781

Всего 172040 172319 177945 162772 162987 166197 173614 172412

Источник: Росстат (2014). Центральная база статистических данных. Получено02.10.2014, http://cbsd.gks.ru

б). Число веллнес-туристов и число их ночевок в Спа-отелях.Эти данные в статистике отсутствуют. В результате специально проведенного исследования было получено, что Спа-услуги предоставляют 5,2 % отелей [7]. Из гостей Спа-отеля покупают Спа услуги в среднем 30%.

в). Поток выездного лечебно-оздоровительного туризма - это число туристов, выехавших за рубеж с лечебными или оздоровительными целями. Официальные статистические данные содержат только число выездов с целью туризма (табл. 3). Показатели лечебного туризма можно вычислить только экспертно на основе данных опросов туристов. UNWTO указывает, что в мире с целью лечения путешествует около 1% туристов. В тоже время, в своем отчете 2011 года UNWTO отметила, что въезжают в другую страну с целью навестить родственников, по религиозным и лечебным причинам 27% туристов [8, стр.3]. Если судить по опросам туристов, особенно в России, то 1% тоже кажется явно заниженным показателем. Более приемлемым представляется показатель 10-15% от числа выехавших туристов. Экспертно средняя продолжительность поездки составляет 7-1 0 дней, причем для лечебных поездок продолжительность несколько больше и составляет 10-14 дней.

Таблица 3

Число туристов, выехавших из России (тыс.)

Цель поездки 2011 2012 2013

Всего, в том числе: 43726 47813 38521

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туризм 14496 15332 17682

Бизнес 1433 1195 801

Прочее 27797 31286 20038

Источник: Ростуризм (2014), http://www.russiatourism.ru.

г). Внутренний поток медицинского клинического туризма. Этот поток включает пациентов, которые прибыли для диагностики и лечения в медицинские учреждения России (исключая санатории) из других регионов [9]. Эти данные также отсутствуют в официальной статистике. По данным Росстата в 2012 г. за медицинской помощью обратились 43,1% домохозяйств, то есть приблизительно 23515630 чел. Из них, в том числе, указали, что оплачивали медицинские услуги - 10,5% или 5728866 чел. [10]. В 2011 году эти показатели были 22369857 и 5783426 человек соответственно[11]. По данным Столбова А.П. [12]пациенты из своего региона составляют около 95% всех зарегистрированных лиц, поэтому из этого числа клиентов платной медицины туристами можно очень условно считать не более 5%, то есть примерно 286440 человек в 2012 г. и 289171 человек в 2011 г. Это те случаи, когда они выезжают из мест своего постоянного пребывания в крупные медицинские центры или к известным специалистам в свое личное свободное время, пользуясь при этом услугами туристской инфраструктуры (проживание в отелях, транспорт, экскурсии в месте временного проживания). Продолжительность их пребывания в лечебной дестинации колеблется обычно от 7 дней (диагностика, консультации специалистов) до 14 дней и дольше (пребывание в стационаре), в среднем 10 дней.

д). Потоком въездного лечебно-оздоровительного туризма можно пренебречь ввиду его незначительного объема (10-15 тыс. в год по данным МаньшинойН.В.).

Суммарные данные, полученные в результате экспертных оценок и расчетов, представлены в таблице 4. Из них следует, что в России с лечебно-оздоровительными целями ежегодно путешествует около 8 млн. человек, которые совершают примерно 109 млн. ночевок.

Таблица 4

Потоки лечебно-оздоровительного туризма в 2011-2012 годах

Туристские потоки Туристы Ночевки

2011 2012 2012/2011 2011 2012 2012/2011

Санаторно- 5733000 5751000 100,3 80448000 80208000 99,7

курортный

комплекс

Спа-отели 422963 471666 111,5 4229630 4716660 111,5

Выездной лечебно- 1449589 1533200 105,8 20294246 21464800 105,8

оздоровительный

туризм

Внутренний 289171 286440 99,1 2891710 2864400 99,1

медицинский

клинический

туризм

Всего 7894723 8042306 101,9 107863586 109253860 101,3

Источники: Ростуризм, Росстат, экспертныеоценки

В целом, несмотря на данные профессиональной литературы о ежегодном 3-5%-ном росте, реальное увеличение числа лечебно-оздоровительных туристов за 2012 год составляет 1,9%.

2. Об объеме доходов, генерируемых этим типом туризма в России, имеются отдельные разрозненные данные. Применяя вышеизложенный подход, произведем соответствующие расчеты.

Данные о доходах санаторно-курортных организаций и отелей по Росстату представлены в таблице 5.

Доходы Спа-отелей можно оценить ориентировочно в 5,2% от доходов всего гостиничного сектора, что составит 8 413 635 тыс. руб.

Таблица 5

Объемдоходаколлективныхсредствразмещения (тыс. руб.)

Тип размещения Год

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Гостиницы 121157447 98279239 115629840 137204791 161800681 260001927

Спец.

средства

размещения, в

том числе: 100387964 103778465 101213459 107026769 116855576 119693074

санаторно-

курортные

организации 82258224 83812575 83275867 89683672 97411112 100265368

дома отдыха 15193050 14193779 12892389 12144211 13893124 13546297

турбазы 1294536 780673 900425 950909 867925 889638

прочие 1642154 4991438 4144777 4247978 4683415 4991772

Всего 221545411 202057704 216843299 244231559 278656257 379695001

Источник: Росстат (2014). Центральная база статистических данных. Получено 02.10.2014, http://cbsd.gks.ru

Для определения общего объема расходов российских туристов на медицинские цели за рубежом используем данные экспертов HiltonWorldwide[13]. По их расчетам россияне, отдыхавшие за пределами страны, потратили в 2011 году 32,4 миллиарда долларов. В 2012 г. эта сумма составила 33 млрд. долларов (с учетом прогнозируемого 2% ежегодного роста). Поскольку мы экспертно приняли, что на долю лечебно-оздоровительного туризма приходится около 10% объема, то рынок выездного лечебно-оздоровительного туризма составил в 2012 г. около 3,3 млрд. долларов или 102544 млрд. руб.1. Это значение близко к оценке вице-президента ЗАО «Группа компаний «Медси» Андрея Ломакина, который отметил, что россияне ежегодно тратят за рубежом около одного миллиарда долларов на получение мед. услуг [14].

При расчете объема рынка внутреннего медицинского клинического туризма исходим из следующих данных. По оценкам экспертов РБК.research в 2012г. объем рынка платных медицинских услуг составил около 500 млрд. руб. [15]. На долю иногородних приходится не более 5% этой суммы, то есть 25 млрд. руб.

Таким образом, суммируя рассчитанные показатели (табл. 6), получаем, что рынок лечебно-оздоровительного туризма в России составил в 2012 году 233 369 млн. руб. илипримерно 7,51 млрд. дол.

Таблица 6

Объем рынка лечебно-оздоровительного туризма в Россиив 2012 году (тыс. руб.)

Туристские потоки Доход

Санаторно-курортные организации 97 411 112

Спа-отели 8 413 635

Выездной лечебно-оздоровительный туризм 102544 000

Внутренний медицинский клинический туризм 25 000 000

Всего 233 368 747

SRI International [16]оценивает наш рынок лечебно-оздоровительного туризма гораздо скромнее -$3,8 млрд., видимо считая только веллнес и Спа туристов. С этим показателем Россия находится на 17 месте. А лидируют США- $167 млрд., далее следуют немцы ($42,2 млрд.) и японцы ($28,6 млрд.).

3. О размере личных расходов лечебных туристов можно судить по результатам специально проведенных исследований. Из сообщения SRI International известно, что в целом туристы тратят на лечебные поездки на 30% больше средств, чем на пляжный отдых [16].

По данным ВЦИОМ в сезоне 2014 года в среднем на поездку из расчета на одного члена семьи россияне потратили 29 731 руб. ($845) против 30 778 руб. или $954 в 2013 г. [2].

ИсследованияРомановойГ.М. иМатющенкоН.С. [3]показали, что средний уровень личных расходов туристов на основных курортах Краснодарского края в 2012 году достиг37418 руб. ($1204) аежедневныерасходы- 3106 руб.($99,90). Долязатратнаразмещениесоставила 35,7%, транспортныерасходы - 28,0%, и дополнительные расходы - 36,3%.

Внашейстатье [17] былопоказано, чтотуристы, размещавшиесяв2012 году в санаториях, имелина24% расходов больше (главным образом за счет продолжительности поездки и транспортных затрат), чем остальные группы туристов (40199 и 32339 руб. или $1293 и $1041 соответственно). Эта разница в расходах совпадает с вышеприведенными данными SRI International. Однако, следует учитывать, что затраты на лечение у медицинских туристов значительно отличаются индивидуально в зависимости от стоимости лечения и могут достигать десятков тысяч долларов США. По данным

1Использовали среднегодовой курс рубля к доллару 31,074 по данным ЦБ РФ

Медицинской туристской ассоциации, стоимость одного медицинского тура, составляет от $7475 до $15833. В Израиле средний иностранный пациент в 2009 году тратил $4777 за визит, в то время как для обычного туриста эта цифра составляла лишь $1083 [18]. В Южной Корее, которая в последние годы стала активно предлагать услуги медицинского туризма, наиболее значительные расходы по оплате медицинских услуг у туристов из Казахстана - в среднем на одного туриста $3300, затем идут граждане России - $2400 и туристы из Монголии - $2300 [19].

4. Материалы о влиянии поездок туристов с целью лечения на экономику дестинациипредставлены нами ранее [20].

Вышеприведенные данные позволяют нам сделать следующие выводы:

1. В общем объеме лечебно-оздоровительного туризма следует выделять потоки внутреннего медицинского и оздоровительного (веллнес) туризма, внутреннего медицинского клинического туризма и выездного лечебно-оздоровительного туризма.

2. С лечебно-оздоровительными целями ежегодно путешествует около 8 млн. россиян, которые совершают примерно 109 млн. ночевок.

3. Рынок лечебно-оздоровительного туризма в России составил в 2012 году 233 369 млн. руб. или примерно 7,51 млрд. дол.

4. Расходы лечебно-оздоровительных туристов существенно выше, чем средние туристские расходы и имеют значительные индивидуальные колебания, определяемые лечебной частью туристского продукта.

Безусловно, появление новых данных по отдельным разделам расчетов, приведенных в данной статье, позволит уточнить рассчитанные показатели.

Список литературы (References)

1. Reisman D. Health Tourism. Social Welfare through International Trade. UK: Edward Elgar Publishing Ltd. 2010. 198 p.

2. Средний российский отпускник потратил на отдых в этом году 29,7 тысяч рублей // RATA-news, №3648 от 01.10.2014. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_1102014_3.stm (дата обращения: 10.10.2014).

3. Романова Г.М., Матющенко Н.С. Исследование основных тенденций и мониторинг стоимостных параметров развития внутреннего туристского рынка (на примере Краснодарского края) // Сервис plus. 2012. №3. c. 28-36.

4. Smith M., Puczko L. Health, Tourism and Hospitality: Wellness, Spas and Medical Travel (Second Edition). London: Routledge, 2013. 224 p.

5. Hall M.C. Health and medical tourism: a kill or cure for global public health? // Tourism Review.2011. 66 (1). pp. 4-15.

6. Mueller H., Kaufmann E. L. Wellness Tourism: Market analysis of a special health tourism segment and implications for the hotel industry // Journal of Vacation Marketing. 2001. 7 (1).pp. 4-15.

7. Vetitnev A., Dzubina A. Spa-services and sanatorium-resort complexes of Russia // Tourism: An International Interdisciplinary Journal, 2013, Vol 61, No 2, pp 187-200.

8. UNWTO Tourism Highlights, Edition 2011// World Tourism Organization (UNWTO). Publications. URL: http://mkt.unwto.org/sites/all/files/docpdf/ unwtohighlights11enhr.pdf (датаобращения: 10.10.2014).

9. Селезнев В.Д., Волков С.Д. Рынок медицинских услуг и расходы населения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. №1.

10. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2013: Стат.сб.М.: Росстат, 2013.

327с.

11. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2012: Стат.сб. М.: Росстат, 2012.

319с.

12. Столбов А.П.: «Информатизация здравоохранения «по закону» [Электронный ресурс] // Госбук, 26 Сентября, 2011URL:http://www.gosbook.ru/node/34755(дата обращения: 10.10.2014).

13. Развитие индустрии туризма в России. Июнь 2012 // Hilton Worldwide URL: http://www.hiltonworldwideglobalmediacenter.com/assets/HWW/docs/ 2012/2863HWRussianReport.pdf (датаобращения: 10.10.2014).

14. В Москве прошла Международная конференция индустрии здравоохранения «Медицина-2012» // Медицинский вестник. 30.05.2012.

URL:http://www.medvestnik.ru/content/v_moskve_proshla_mezhdunarodnaya_konferenciya_industrii_zdravo ohraneniya_medicina2012.html(дата обращения: 10.10.2014).

15. Обзор платных медицинских услуг и здорового образа жизни // РБК. 2014.URL:http://marketing.rbc.ru/reviews/medicine2013/chapter_1_1.shtml)(дата обращения: 10.10.2014).

16. Unhealthy Travel Habits Give Way to Growing Global Wellness Tourism Sector, Reports Global Spa & Wellness Summit //SRI International.URL: http://www.sri.com/newsroom/press-releases/growing-global-wellness-tourism-sector#sthash.dIBiHXda.dpuf (датаобращения: 10.10.2014)

17. Vetitnev A., Poplavskiy V. Evaluating tourist expenditure and satisfaction with the sanatoriumresort complexes of Russia // World Applied Sciences Journal.2014. Vol. 30 (Management, Economics, Technology & Tourism). pp. 95-97.

18. Почти 50% иностранных пациентов в Израиле - из России, Украины и СНГ // Rata-news, №3163 от 07.11.2012.URL: http://www.ratanews.ru/news/news_7112012_20.stm(дата обращения: 10.10.2014).

19. Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг. 2012. №12. С. 33-48.

20. Ветитнев А.М., Торгашева А.А. Определение влияния лечебно-оздоровительного туризма на экономику региона // Проблемы современной экономики, 2013, №4. С. 352 - 355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.