Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)'

ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казунина Ольга Владимировна

Балльно-рейтинговая система представляет собой правила, критерии и нормативы, по которым оцениваются результаты учебной деятельности обучающихся в вузе при изучении дисциплины. Анализ опыта работы по БРС со студентами медицинского университета на кафедре иностранных языков показал, что введение данной системы, в целом, положительно влияет на эффективность учебного процесса, однако нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казунина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE EXPERIENCE OF TEACHING STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY ACCORDING TO THE POINT-RATING SYSTEM OF KNOWLEDGE ASSESSMENT (ON THE BASIS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE)

The point-rating system is the rules, criteria and standards by which the results of the educational activities of students at the university are evaluated when studying the discipline. An analysis of the experience of working on BRS with students of a medical university at the Department of Foreign Languages showed that the introduction of this system, in general, has a positive effect on the effectiveness of the educational process, but needs further refinement and improvement.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.146

О. В. Казунина

ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ (на материале освоения иностранного языка)

Балльно-рейтинговая система оценки знаний (БРС) является частью реформы системы высшего образования, которая проводится в ряде европейских, а также других стран в рамках Болонского процесса с момента подписания в 1999 году Болонской декларации. При этом указывается, что «цель декларации — обеспечение сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования, установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе, расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что

все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда» [1]. Европейские вузы также подписали соглашения с ведущими американскими и азиатскими университетами, по которым мобильность студентов не ограничена европейскими рамками, и, фактически, в США, Японии, Китае, Австралии и Бразилии её тоже признают. Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году положило начало модернизации высшего профессионального образования, открыло дополнительные возможности для участия российских вузов в международных проектах, а студентов и преподавателей — в академических обменах с университетами европейских стран.

Однако противники реформы выделяют ряд проблем, связанных с интеграцией российской системы образования в Болонский про-

цесс: профессиональное несоответствие выпускников требованиям работодателей по причине снижения сроков обучения в бакалавриате в сравнении со специалите-том; удлинение сроков при полном цикле обучения (бакалавриат и магистратура — 6 лет); потеря научной составляющей российского образования, которой всегда отводился последний семестр обучения по программе специалитета; неравенство положения России и стран Европы в едином глобальном образовательном пространстве [2]. Кроме того, отмечают несостоятельность решения некоторых политических задач, преследуемых Россией в ходе присоединения к Болонской системе: «Многолетние усилия по улучшению имиджа российского образования перед странами Европы были нивелированы последствиями российско-украинского политического кризиса, введением экономических санкций и общим ухудшением отношений между Россией и странами Евросоюза. Одновременно с этим переход на новую систему обучения привёл к актуализации негативной тенденции «утечки мозгов», несмотря на серьёзное удорожание европейского образования для россиян» [там же]. Болонскую систему часто критикуют за утрату преимуществ классического образования и считают неэффективной, поскольку дипломы российских вузов не всегда признают в западных странах.

Несмотря на недостатки Болон-ской системы, российские законо-

датели считают нецелесообразным полностью от неё отказываться, подчеркивают необходимость развивать и совершенствовать её достижения, обеспечивать более гибкие формы подготовки специалистов с учётом мировых тенденций в высшем образовании, в соответствии с национальными особенностями и с быстро меняющимися в мире потребностями рынков труда [3]. Следует отметить, например, что в российских вузах, наряду с двухуровневой системой (бакалавриат и магистратура), по-прежнему действуют программы специалитета. В частности, всё здравоохранение осталось на спе-циалитете, кроме сестринского дела. Совет при президенте России по науке и высшему образованию в 2021 году определил реализацию системы высшего образования по схеме «2+2+2», вместо существующей системы «4+2» «бакалавриат-магистратура». По словам президента, после двух лет общей фундаментальной подготовки «студент имеет возможность скорректировать свою будущую профессию, а потом в магистратуре выбрать окончательную траекторию развития» [4]. Согласно новому принципу, «абитуриенты будут поступать в вузы не на конкретную специальность, а на укрупненные группы специальностей и направлений подготовки с последующим выбором конкретного направления подготовки/специальности после освоения обязательной части» [5].

В условиях обострения внешнеполитических отношений, а также

с учётом внутренних потребностей страны с точки зрения подготовки кадров, научного и технологического прогресса, развитие системы высшего образования в России, по-видимому, будет ориентировано, главным образом, на модернизацию отечественной экономики.

Положение о балльно-рейтин-говой системе организации учебного процесса в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете имени академика И. П. Павлова с учетом положений Болонской декларации было разработано на основании государственных образовательных стандартов и учебных программ дисциплин в соответствии с методическими указаниями к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденными приказом Министерства Образования РФ от 15 февраля 2005 года. БРС представляет собой правила, критерии и нормативы, по которым оцениваются результаты учебной деятельности обучающихся при изучении дисциплины. «Основу БРС составляет условно принятая количественная оценка освоения учебной программы дисциплины или её модуля (части) за семестр, представляющий логически связанный и функционально законченный блок информации учебного и учебно-методического материала, который осваивается обучающимися в ходе различных видов учебных занятий и самостоятельной работы» [6]. Целью введения БРС в ПСПбГМУ им. И. П. Павлова является приве-

дение российского образовательного стандарта к уровню европейских требований, утвержденных Болонской декларацией, улучшение качества образовательного процесса за счёт повышения ответственности и заинтересованности студентов в результатах обучения, совершенствование управления учебным процессом в рамках международного Болонского процесса. Положение о БРС устанавливает порядок рейтингового контроля знаний студентов университета по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета и определяет основные принципы организации учебного процесса. В соответствии с данным положением на кафедре иностранных языков ПСПбГМУ им. И. П. Павлова для каждого факультета, в зависимости от предусмотренной профессиональной образовательной программы (бакалавриат, магистратура, специалитет), были разработаны специальные рабочие программы с учетом БРС оценки знаний на базе действующего на тот момент учебного плана по дисциплине с сохранением его основных требований. Анализ опыта обучения студентов медицинского университета на кафедре иностранных языков за прошедший период, начиная с 2013 года, по новым учебным программам с использованием принятой системы зачетных единиц позволяет выделить достоинства и недостатки БРС в условиях работы в вузе и оценить её эффективность с точки зрения поставленных целей.

В рамках предусмотренных положением основных видов деятельности, составляющих учебный процесс и включающих теоретическую и практическую подготовку студентов, их активность на занятиях, посещаемость, самостоятельную работу и другие виды деятельности, осуществляется текущий контроль успеваемости студентов в процессе изучения дисциплины по результатам выполненных аудиторных и внеаудиторных тренировочных работ и заданий, а также рубежный контроль в виде промежуточных аттестаций (зачётов или экзаменов). Итоговый рейтинг за учебную дисциплину определяется суммой рейтинговых баллов по всем видам деятельности, включая промежуточную аттестацию. На кафедре иностранных языков организация учебного процесса по указанным видам образовательной деятельности с применением системы оценки знаний обучающихся, предусматривающей максимальную объективность, обеспечивает всесторонний подход к изучению дисциплины и направлена на формирование у студентов профессионально ориентированных коммуникативных компетенций (УК 4: способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе, на иностранном языке, для академического и профессионального взаимодействия), что способствует решению задачи повышения качества профессионального образования и заинтересованности студентов в результатах обучения.

Положительной характеристикой БРС является то, что кафедра имеет полномочия в распределении баллов по видам и критериям образовательной деятельности учащихся, и разрабатывает собственную систему проставления баллов, исходя из рекомендованных видов учебной деятельности, а также вправе разработать и вводить собственную систему поощрения обучающихся за активное участие в учебном процессе за счет дополнительных, неучтенных учебным планом баллов, которые могут быть включены в раздел «Процесс изучения дисциплины» [там же]. Это позволяет учитывать специфику изучаемой дисциплины и обеспечивает гибкий подход к оценке её усвоения студентами. В частности, на кафедре иностранных языков для каждого из обозначенных видов деятельности установлены конкретные типы контрольных заданий в качестве обязательного текущего контроля знаний учащихся. Например, текущий контроль теоретической и практической подготовки осуществляется в виде следующих «контрольных точек»: зачёт по пройденным медицинским текстам на иностранном языке (чтение, перевод без словаря), зачёт по пройденным грамматическим темам (тестовые задания), зачёт по пройденным и предварительно отработанным на занятиях устным темам (ответы на вопросы). Самостоятельная работа студентов проверяется в форме зачёта по внеаудиторному чтению (подготовленный перевод медицин-

ских текстов заданного объема с опорой на словарь). Другие виды деятельности могут включать выступление с докладом на конференции, проводимой на кафедре иностранных языков, подготовку устных или письменных рефератов по заданным темам, дополнительные задания, предложенные преподавателем. При этом контролируемые виды деятельности, а также формы контроля могут меняться, при необходимости, по усмотрению кафедры. Например, в разное время, за пройденный период в процессе изучения дисциплины и подготовки к промежуточному контролю оценивались такие аспекты, как активность на занятиях и посещаемость, лексические диктанты, контрольное аудирование и др. Тестирование по пройденным грамматическим темам может проводиться как в письменной, так и в устной форме, а в условиях дистанционного обучения — в виде компьютерных тестов. Промежуточный контроль знаний студентов по дисциплине на разных факультетах проводится в форме итогового зачёта или экзамена и включает следующие виды работ: итоговый лексико-грамма-тический тест по пройденному грамматическому материалу, чтение и письменный перевод на русский язык медицинского текста установленного объёма (на время, со словарем), ознакомительное чтение и передача на русском или английском языке содержания отрывка медицинского текста (на время, без словаря), беседа на ан-

глийском языке по пройденным устным темам.

На основании действующего в университете положения о БРС, согласно которому каждая дисциплина оценивается максимально в 100 баллов, распределение этих баллов по видам деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку осуществляется следующим образом: оценка за изучение дисциплины в течение каждого семестра — от 36 до 60 баллов, промежуточная аттестация — от 25 до 40 баллов, итоговая оценка за освоение дисциплины — от 61 до 100 баллов. Итоговый рейтинг студента складывается из среднеарифметического балла за два (или более) семестра плюс балл за промежуточную аттестацию. Таким образом, оценка качества работы обучающегося в БРС является накопительной и обеспечивает непрерывный контроль успеваемости студентов на всех этапах обучения, а также определение рейтинга учащихся по предмету за каждый семестр, учебный год, весь период обучения. Такой подход повышает ответственность и мотивацию студентов к учебе в течение всего времени обучения.

Преимущество балльной системы состоит также в том, что она стимулирует регулярную самостоятельную работу студентов и позволяет оценивать их знания наиболее конкретно, детально, с точки зрения определенных аспектов предъявляемых требований (знание лексики, грамматическая корректность и т. д.). Это обеспечива-

ет высокую степень объективности и обоснованности оценки. Несомненным достоинством является достаточная гибкость этой системы и возможность перераспределения баллов в зависимости от изменившихся условий или требований образовательного процесса, а также возможность использования поощрительных баллов для повышения заинтересованности студентов в выполнении домашних заданий и активной работы на занятиях. Критерии выставления баллов за предусмотренные виды учебной деятельности подробно описаны в положении о БРС и соответствующих методических указаниях. Важно отметить, что разработанные критерии оценки знаний по изучению иностранных языков, в основном, соответствуют общепринятым международным стандартам и, в рамках рассматриваемой дисциплины, определяются типом задания и характером предъявляемых к нему требований, например: использование обязательного лексического материала, грамматическая и фонетическая корректность, уверенность при изложении материала, знание содержания темы и др.

Среди недостатков БРС можно выделить следующие:

1. Недостаточно продуманная система распределения баллов при переводе рейтинговых баллов в итоговую дифференцированную оценку, по схеме:

— отлично «5» — 85-100 баллов;

— хорошо «4» — 74-84 балла;

— удовлетворительно «3» — 61-73 балла;

— неудовлетворительно «2» — 0-60 баллов,

которая допускает явные несоответствия и снижает объективность итоговой оценки. Например, 56 баллов за семестр (= отлично) и 29 баллов за экзамен (= удовлетворительно) дают в сумме итоговый рейтинг 85 баллов, то есть оценку «отлично», вместо «хорошо». Аналогично, 51 балл за семестр (= хорошо) и 35 баллов за экзамен (= хорошо) составляют в сумме 86 баллов (= отлично), что абсолютно нелогично.

2. Достаточно частое изменение требований к учебным программам и увеличение количества отчётной документации, как в электронном, так и в бумажном виде, при несовершенстве технического сопровождения и обеспечивающих учебный процесс компьютерных программ, приводит к усложнению и значительной трудоёмкости работы преподавателя в условиях БРС. В сочетании с постоянным увеличением количества студентов в группе (что очень не рекомендуется для данной дисциплины) при ограниченности площади аудиторных помещений такие условия способствуют снижению эффективности подготовки и контроля знаний обучающихся.

3. Ограниченное количество выделенных часов на изучение рассматриваемой дисциплины, предусмотренное только на первом году обучения, не позволяет обеспечить качественную профессионально ориентированную подготовку будущих специалистов в

полной мере, приводит к сокращению некоторых полезных видов работ и не соответствует современным потребностям обучающихся в непрерывном получении необходимых достаточных знаний по иностранному языку на протяжении всего учебного процесса, что особенно важно для реализации принципов Болонского процесса.

4. Введение в БРС нового принципа, предполагающего допуск к экзамену студентов, не набравших достаточного количества баллов и неаттестованных в течение семестров, а также возможность сдавать текущие зачёты на протяжении длительного периода времени, не ограниченного рамками соответствующего семестра, способствует ослаблению учебной дисциплины, ведёт к путанице в отчётной документации и необоснованной трате времени преподавателей.

5. Работа в условиях дистанционного обучения показала, что балльно-рейтинговая система не решает проблем, связанных с тем, что такой формат не позволяет объективно оценить знания студентов при сдаче текущих и итоговых зачётов или экзаменов. Это обусловлено тем, что некоторые виды учебной деятельности (перевод текста без словаря, выученные ответы на вопросы по устным темам, знание лексики) невозможно проверить дистанционно, так чтобы быть уверенным, что учащиеся отвечают честно, не используя подсказки. Даже тестовые компьютерные задания, предусматривающие работу именно в данном

формате, предполагают возможность копирования заданий с последующим распространением правильных ответов, использование электронных переводчиков и подсказок со стороны.

6. При том, что БРС допускает возможность поощрительных баллов за активную и добросовестную работу, в положении не предусмотрено использование «штрафных» баллов за невыполнение домашних и других заданий (мотивация наказанием), что позволило бы стимулировать учащихся ответственно относиться к учебному процессу и своевременно сдавать зачёты.

Переход к организации учебного процесса в ПСПбГМУ им. И. П. Павлова в соответствии с основными принципами Болонской декларации привёл к некоторым положительным результатам, открыв дополнительные возможности для мобильности студентов и преподавателей на международном уровне, а также успешного трудоустройства выпускников вуза за рубежом, за счёт обеспечения сопоставимости качества полученной квалификации с качеством высшего образования в европейских странах. Однако ряд выявленных проблем и сложившаяся в мире неблагоприятная политическая ситуация указывают на необходимость внесения определенных изменений в организацию учебного процесса при сохранении достижений Бо-лонской системы. Создание единой системы высшего профессионального образования, отвечаю-

щей международным требованиям и адаптированной к российским условиям, связано с определенными трудностями и требует длительного времени.

Анализ опыта работы по БРС со студентами университета на кафедре иностранных языков показал, что введение данной системы, в целом, положительно влияет на эффективность учебного процесса, хотя, следует отметить, что такая

система больше подходит для оценки результатов тестовых заданий (как в устной, так и в письменной форме), по принципу ЕГЭ, для которых она и была разработана, с учётом возможности определения максимально чётких критериев оценивания. При наличии ряда отмеченных преимуществ, применительно к изучению иностранного языка, БРС нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болонский процесс // Википе-дия [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 16.02.2022).

2. Луценко Н. О. Последствия присоединения России к Болонской системе в условиях современного политико-экономического кризиса // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 1 // URL: www.evestnik-mgou.ru Lutsenko N.O. The consequences of Russia's joining the Bologna system in the current political and economic crisis. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2018, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 16.02.2022).

3. Гурьянов С. Дефицит знаний: какая система образования нужна россиянам. Что мог бы дать нашей стране выход из Болонского процес-

са // Известия, 14 апреля 2022 [Электронный ресурс] // URL: https:// iz.ru/1319627/sergei-gurianov/defitcit-znanii-kakaia-sistema-obrazovaniia-nuzhna-rossiianam (дата обращения: 16.02.2022).

4. Путин В. В. Встреча с учащимися вузов по случаю Дня российского студенчества // ТАСС. Ново-Огарево, 25 января 2022 [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ obschestvo/13518365 (дата обращения: 16.02.2022).

5. Гурьянов С. Указ. соч.

6. Положение о балльно-рейтин-говой системе организации учебного процесса в ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России [Электронный ресурс] // URL: https://www. 1spbgmu.ru/images/home/ documents/BRS.pdf (дата обращения: 21.02.2022).

REFERENCES

1. Bologna process // Wikipedia ru.wikipedia.org/wiki (date of application: [Electronic resource] // URL: https:// 16.02.2022).

2. Lutsenko NO Consequences of Russia's accession to the Bologna system in the conditions of the current political and economic crisis // Bulletin of the Moscow State Regional University (electronic journal). 2018. No. 1 // URL: www.evestnik-mgou.ru Lutsenko N.O. The consequences of Russia's joining the Bologna system in the current political and economic crisis. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2018, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou. ru (date of application: 16.02.2022).

3. Guryanov S. Lack of knowledge: what system of education do Russians need. What could give our country a way out of the Bologna Process // Izvestia, April 14, 2022 [Electronic resource] // URL: https://iz.ru/1319627/sergei-gurianov/defitcit-znanii-kakaia-sistema-

obrazovaniia-nuzhna-rossiianam (date of application: 16.02.2022).

4. Putin V. V. Meeting with university students on the occasion of the Day of Russian students // TASS. Novo-Ogarevo, January 25, 2022 [Electronic resource] // URL: https://tass.ru/obschestvo/ 13518365 (date of application: 16.02.2022).

5. Guryanov S. Index of the essay.

6. Regulations on the score-rating system for organizing the educational process in the State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education of the St. Petersburg State Medical University. I.P. Pavlov of the Ministry of Health of Russia [Electronic resource] // URL: https://www.1spbgmu. ru/images/home/documents/BRS.pdf (date of application: 21.02.2022).

Поступила в редакцию 04.03.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.