УДК 613.71/73-057.875-055.1/.3
© А.И. Агафонов, А.Т. Зулькарнаева, Е.А. Поварго, 2014
А.И. Агафонов, А.Т. Зулькарнаева, Е.А. Поварго ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
Изучен образ жизни студентов 18-23 лет в зависимости от уровня двигательной активности. Установлено, что студенты, не занимающиеся спортом, достоверно больше свободного от учебы времени проводят за компьютером, предпочитают различные виды пассивного отдыха, меньше времени уделяют подготовке к учебным занятиям в отличие от занимающихся спортом. Анализ спортивно-тренировочной деятельности студентов показал, что доля юношей, занимающихся спортом 2-3 раза в неделю, была достоверно большей, чем соответствующая доля девушек. Заметны гендерные различия по продолжительности тренировок и по уровню спортивного мастерства, которые достоверно выше у юношей.
Ключевые слова: студенты, образ жизни, двигательная активность, спортивно-тренировочная деятельность.
A.I. Agafonov, A.T. Zulkarnaeva, E.A. Povargo MEDICAL STUDENTS' LIFESTYLE CHARACTERISTICS DEPENDING ON THE LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY
We have studied the lifestyle of students aged 18-23 depending on the level of physical activity. It has been established that the students are not involved in sports, significantly more free from study time they spend at the computer, and prefer different kinds of passive rest, less preparing for the classes unlike students involved in sports. Analysis of sports and training activities of students showed that the proportion of young men involved in sports 2-3 times a week, was significantly greater than the corresponding proportion of girls. Notable gender differences are available by duration of training and the level of sportsmanship, which were significantly higher in young men.
Key words: students, lifestyle, physical activity, sport and training activities.
Студенческая молодежь - это особая профессиональная группа, которая имеет свои ценности, целевые установки, эталоны поведения, свои отличия в образе жизни [2]. Характерной особенностью образа жизни студентов в последние годы является недостаточный объем двигательной активности, низкий уровень мышечных затрат в сочетании с нервно-психическими перегрузками [3,4,6]. Слабая приверженность молодых людей к занятиям физической культурой и спортом негативно сказывается на состоянии их здоровья [1,6]. Известно, что физическая активность является универсальным адаптогеном, под её воздействием происходит неспецифическая адаптация организма человека к неблагоприятным экзо- и эндогенным факторам [1,3,5].
Цель исследования - выявить особенности образа жизни студентов в зависимости от уровня охвата занятиями физической культурой и спортом.
Материал и методы
Для достижения поставленной цели нами была разработана анкета, включающая вопросы, касающиеся образа жизни, в том числе двигательной активности. Проведено анкетирование 602 студентов Башкирского государственного медицинского университета г. Уфы в возрасте 18-23 лет. Все студенты в зависимости от уровня охвата занятиями физической культурой и спортом были разделе-
ны на 3 группы: 1-я группа (контрольная) -студенты, не занимающиеся спортом, ограничивающиеся только обязательными занятиями физической культурой по учебному расписанию (287 студентов); 2-я группа - студенты, дополнительно самостоятельно занимающиеся (бег, ходьба, спортивные игры) и ежедневно делающие утреннюю гимнастику (179 студентов); 3-я группа - студенты, занимающиеся спортом в спортивных секциях и участвующие в соревнованиях (136 студентов). При обработке и анализе полученных данных применялись методы математической статистики с использованием пакета прикладных программ «Microsoft Excel», была рассчитана достоверность различий показателей по критерию Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Полученные данные показали, что такие виды отдыха, как прогулки на открытом воздухе более 3-х часов в день, достоверно чаще встречаются среди учащихся 3-й группы (23,40±3,57% по сравнению с П,15±1,86% в контроле; р<0,001). Если студенты 2- и 3-й групп в свободное время занимаются бегом, спортивными играми, танцами и посещают фитнес-клубы (35,46±4,03 и 22,41±3,16 в отличие от 2,44±0,91% студентов 1-й группы; р<0,001), то среди студентов, не занимающихся спортом (1 -я группа), достоверно больше тех, кто свободное время проводит за компьютером (36,24±2,84 по сравнению с
17,73±3,22% студентов 3-й группы; р<0,001) и уделяющих более 4 часов в день на подготов-
больше времени выделяет на сон (6,97±1,50% ку к практическим занятиям (12,64±2,52 по
в 1-й и 2,13±1,22% в 3-й группе; р<0,05). Во сравнению 1,39±0,69% в 1-й группе; р<0,001)
2-й группе значительно больше студентов, (табл.1).
Таблица 1 Характеристика режима дня студентов
Показатель Варианты ответа Группы студентов, %
1-я 2-я 3-я р
Достаточная Недостаточ- 18,12±2,27 20,69±3,07 24,11±3,60
Продолжительность сна ная Нет ответа 43,21±2,92 38,68±2,87 47,13±3,78 32,18±3,54 44,68±4,19 31,21±3,90
1 ч 4,53±1,23 1,15±0,81 7,09±2,16 р1-2<0,05
2 ч 13,94±2,04 15,52±2,74 17,02±3,16
3 ч 27,18±2,63 27,01±3,37 24,82±3,64
Подготовка к занятиям 4 ч 13,94±2,04 11,49±2,42 11,35±2,67
Более 4 ч 1,39±0,69 12,64±2,52 7,09±2,16 р1-2<0,01
Нет ответа 39,02±2,88 32,18±3,54 32,62±3,95 р1-3<0,001
Совмещение учебы с работой Да Нет 5,23±1,31 56,10±2,93 9,20±2,19 58,05±3,74 10,64±2,60 58,16±4,15
Нет ответа 38,68±2,87 32,76±3,56 31,21±3,90
1 ч 28,22±2,66 28,74±3,43 22,70±3,53
2 ч 27,53±2,64 32,18±3,54 26,95±3,74
Прогулки на свежем воздухе 3 более ч Нерегулярно В выходные дни 11,15±1,86 17,42±2,24 8,71±1,66 16,67±2,83 16,09±2,79 4,60±1,59 23,40±3,57 17,02±3,16 7,80±2,26 р1-3<0,001
Не гуляет 3,48±1,08 1,72±0,99 2,13±1,22
Нет ответа 3,48±1,08 - -
Посещение спортивных секций, фитнес-клубов Занятия за компьютером 2,44±0,91 36,24±2,84 22,41±3,16 20,11±3,04 35,46±4,03 17,73±3,22 р1-2<0,001 р1-3<0,001
Занятия в свободное время Посещение кинотеатров, театров Посещение ночных клубов Чтение книг 3,83±1,13 0,70±0,49 2,79±0,97 8,62±2,13 0,57±0,57 4,02±1,49 6,38±2,06 2,84±1,40 р1-2<0,001 р1-3<0,001
Сон 6,97±1,50 3,45±1,38 2,13±1,22
Прогулки Другое 4,88±1,27 2,09±0,84 5,17±1,68 2,13±1,22 0,71±0,71 р1-3<0,05
Нет ответа 40,07±2,89 35,63±3,63 32,62±3,95
Около 1 ч 16,38±2,18 22,41±3,16 17,02±3,16
» 2 ч 4,88±1,27 8,05±2,06 6,38±2,06
Длительность просмотра телепередач в день » 3 ч Более 3 ч Не смотрит совсем 0,35±0,35 2,44±0,91 37,28±2,85 36,78±3,66 0,71±0,71 44,68±4,19
Нет ответа 38,68±2,87 32,76±3,56 31,21±3,90
Около 1ч 10,80±1,83 18,39±2,94 12,06±2,74 р1-2<0,05
» 2 ч 25,09±2,56 24,14±3,24 29,08±3,82
Длительность занятий на » 3 ч 17,42±2,24 18,39±2,94 12,06±2,74
компьютере Более 3 ч Не занимается 5,57±1,35 2,44±0,91 4,60±1,59 1,15±0,81 14,18±2,94 1,42±1,00 р1-3<0,05
Нет ответа 38,68±2,87 33,33±3,57 31,21±3,90
Установлено, что имеются существенные гендерные различия в обследуемых группах. Так, девушки 2- и 3-й групп больше уделяют внимания подготовке к учебным занятиям (14,04±3,25 и 11,69±3,66 по сравнению с контролем 1,34±0,77%; рЬ2<0,001, р1-з<0,01) и в то же время активно занимаются физической культурой. Ряд студенток успевают совмещать учебу с работой в свободное время, их доля оказалась значительно больше во 2-й группе по сравнению с контролем (9,65±2,77 и 3,57±1,24% соответственно; р<0,05). В свободное от учебы и работы время студентки 2-и 3-й групп достоверно чаще занимались активными видами спорта (бег, танцы и др.), посещали различные спортивные секции, фитнес-клубы в отличие от 1-й группы (25,44±4,08 и 25,97±5,00 по сравнению с кон-
тролем 1,34±0,77%; р1-2<0,001, рЬ3<0,01), в которой девушки тратили это время на занятия за компьютером или на сон.
Что касается юношей в обследованных группах, то заметные отличия выявлены в продолжительности ежедневного сна. Так, достаточный по продолжительности сон чаще встречается среди студентов 3-й группы по сравнению с 1-й (31,25±5,79 и 14,29±4,41% соответственно; р<0,05). Подготовка к практическим занятиям занимала более 4 часов в день чаще у юношей 2-й группы (10,00±3,87 по сравнению с 1,59±1,57% 1-й группы студентов; р<0,05). Студенты 3-й группы в отличие от 1-й больше проводили времени на открытом воздухе (3 ч. и более в день) (34,38±5,94 по сравнению 28,57±5,69%; р<0,001).
При изучении спортивно-тренировочной деятельности среди занимающихся спортом студентов в зависимости от пола выявлено, что доля юношей, занимающихся спортом 2-3 раза в неделю, была достоверно большей, чем соответствующая доля девушек (84,38±4,54 по сравнению с 67,53±5,34%; р<0,01). Заметные различия отмечены и в продолжительности тренировок. Так, доля девушек, которые занимаются спортом до 30 минут в день, была значительно большей по сравнению с юношами (14,29±3,99 и
4,69±2,64% соответственно; р<0,05). Тогда как среди юношей достоверно больше тех, кто занимается на тренировках по 2 ч и более (21,88±5,17 по сравнению с 10,39±3,48%; р<0,01) (табл.2). Уровень спортивного мастерства (квалификация спортсмена) у юношей оказался также выше. Так, квалификацию «Кандидат в мастера спорта» и 1-й спортивный разряд имеют значительно больше юношей (6,25±3,03 и 14,06±4,35% соответственно) в отличие от девушек (1,30±1,29%; р<0,001 и 2,60±1,81%; р<0,01).
Таблица 2
Распространенность занятий спортом среди студентов 3-й группы с учетом пола, %
Показатель Варианты ответа Пол
девушки юноши р
Высокая 6,49±2,81 25,00±5,41 р<0,01
Двигательная актив- Умеренная 49,35±5,70 43,75±6,20
ность Низкая 11,69±3,66 -
Нет ответа 32,47±5,34 31,25±5,79
1 раз в неделю 14,29±3,99 6,25±3,03
2-3 раза в неделю 67,53±5,34 84,38±4,54 р<0,01
Регулярность занятий 4 и более раз 2,60±1,81 7,81±3,35
По выходным - -
Нет ответа 15,58±4,13 1,56±1,55
Продолжительность каждой тренировки 30 минут 1-2 ч Более 2 ч Нет ответа 14,29±3,99 64,94±5,44 10,39±3,48 10,39±3,48 4,69±2,64 73,44±5,52 21,88±5,17 р<0,05 р<0,01
Полгода 12,99±3,83 10,94±3,90
Стаж занятий спортом 1 год 2 года и более 9,09±3,28 63,64±5,48 12,50±4,13 68,75±5,79
Нет ответа 14,29±3,99 7,81±3,35
Внутри клуба Районный 23,38±4,82 17,19±4,72
Уровень участия в соревнованиях Городской Республиканский Российский 12,99±3,83 12,99±3,83 15,63±4,54 14,06±4,35 14,06±4,35
Не участвовал Нет ответа 41,56±5,62 37,50±6,05 1,56±1,55
Мастер спорта Кандидат в мастера спорта 1-й взр. разряд 2-й взр. разряд 1,30±1,29 2,60±1,81 2,60±1,81 6,25±3,03 14,06±4,35 7,81±3,35 р<0,001 р<0,01
Спортивный разряд 3-й взр. разряд 1-й юн. разряд 2-й юн. разряд 2,60±1,81 1,56±1,55 1,56±1,55
3-й юн. разряд Нет разряда 2,60±1,81 76,62±4,82 62,50±6,05
Нет ответа 11,69±3,66 6,25±3,03
Выводы
1. Установлено, что студенты, не занимающиеся спортом, больше времени проводят за компьютером и уделяют на сон в отличие от студентов, занимающихся спортом. Студенты, занимающиеся спортом, свободное от тренировок время тратят на подготовку к учебным занятиям.
2. Среди студентов, занимающихся в спортивных секциях, выявлены гендерные различия. Доля юношей, занимающихся спортом 2-3 раза в неделю, была достоверно большей, чем соответствующая доля девушек; заметные различия имеются как по продолжительности тренировок, так и по уровню спортивного мастерства, которые были достоверно выше у юношей.
Сведения об авторах статьи: Агафонов Артём Иванович - аспирант кафедры общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел./факс +7(347)272-82-06. E-mail: ar-tem. [email protected].
Зулькарнаева Айгуль Талгатовна - к.м.н., ассистент кафедры общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected]. Поварго Елена Анатольевна - к.м.н., доцент кафедры общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. E-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние физической нагрузки на кардиогемодинамические показатели студентов / Э.С. Геворкян [и др.] // Гигиена и санитария. - 2008. - №3. - С.56-59.
2. Здоровье студентов / под ред. Н. А. Агаджаняна. - М.: Изд. РУДН, 1983. - 199 с.
3. Кожевникова, Н.Г. Гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни студентов / Н.Г. Кожевникова, В.А. Катаева // Гигиена и санитария. - 2011. - N° 6. - С. 48-51.
4. Кучеренко, В.З. Отношение студенческой молодежи к созданию семьи во время обучения в зависимости от медико-социальных факторов, условий и образа жизни / В.З. Кучеренко, И.В. Розенфельд // Проблемы управления здравоохранением. -2004. - № 3 (16). - С. 47-50.
5. Проскурякова, Л.А. Научное обоснование разработки программы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний в период профессионального обучения студентов / Л.А. Проскурякова, Е.Н. Лобыкина // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - № 11 (236). - С. 14-16.
6. Сахарова, О.Б. Влияние социально-гигиенических факторов образа жизни на состояние здоровья студентов / О.Б. Сахарова, П.Ф. Кику, Т.В. Горборукова // Гигиена и санитария. - 2012. - № 6. - С.54-58.
УДК 616.314-001.4:616.314 -76:616.314-08-07:303.622
© Аль-саггаф Сами Абдулрахман Хусейн, Ф.Ф. Маннанова, Р.Т. Насыров, 2014
Аль-саггаф Сами Абдулрахман Хусейн, Ф.Ф. Маннанова, Р.Т. Насыров ОПРЕДЕНИЕ АДЕКВАТНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ АНКЕТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ПАЦИЕНТОВ С ПОВЫШЕННОЙ СТИРАЕМОСТЬЮ ЗУБОВ ДЕКОМПЕНСИРОВАННОЙ ФОРМЫ
ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
Проведена оценка надежности, конструктивной валидности и воспроизводимости специальной анкеты для определения параметров качества жизни пациентов с повышенной стираемостью зубов и дефектами зубных рядов. Результаты исследования и корреляционный анализ шкал анкеты с внешними критериями, т.е. данными о симптомах, определенных при объективном обследовании пациентов, выявили статистически значимые прямые корреляционные связи, кроме шкалы «жизненность», по отношению к которой определена обратная статистически значимая корреляционная связь, что логически подтверждает правильность выбранных позиций. Это позволяет рекомендовать для практического применения разработанную специальную анкету для оценки качества жизни пациентов с повышенной стираемостью зубов и дефектами зубных рядов в клинике ортопедической стоматологии.
Ключееые слова: повышенная стираемость зубов, дефекты зубных рядов, качество жизни.
Al'-saggaf Sami Abdulrakhman Khuseyn, F.F. Mannanova, R.T. Nasyrov ESTIMATION OF VALIDITY OF THE SPECIALIZED QUESTIONNAIRE AIMED AT LIFE QUALITY EVALUATION FOR PATIENTS WITH DECOMPENSATED EXCESSIVE TEETH ATTRITION
The authors estimated reliability, constructive validity, reproducibility of the specialized questionnaire by test-retest method among patients with decompensated excessive teeth attrition and edentulous spaces for evaluation of adequacy of all selected life quality parameters in prosthodontics. The research results and correlation analysis of questionnaire scales with external criteria, i.e. the aforesaid symptoms found during physical examination of patients revealed statistically significant direct correlative relationships, except for "vitality" scale, which demonstrated inverse statistically significant correlative relationship that logically proves validity of the chosen positions. This fact gives grounds to recommend the worked out specialized questionnaire aimed at life quality evaluation for patients with excessive teeth attrition and edentulous spaces for practical application in prosthodontics.
Key words: excessive teeth attrition, edentulous spaces, life quality.
Проблема взаимосвязи состояния зубо-челюстной системы и качества жизни людей имеет высокую социальную и общественную значимость, так как программы оздоровления предусматривают управление индивидуальным здоровьем [1,3].
Имеются работы по изучению качества жизни ортодонтических больных, больных с заболеванием височно-нижнечелюстного сустава, пародонтологических больных. Однако мы не встретили работ по исследованию качества жизни пациентов с повышенной стирае-мостью зубов и дефектами зубных рядов, нуждающихся в протезировании. В то же время наличие такой связи является очевидным и требует изучения и анализа [2,4].
Целью исследования явилось определение возможности применения разработанной специальной анкеты для оценки качества жизни у пациентов с повышенной стираемо-стью зубов.
Оценка качества жизни как прогностического фактора может быть полезна при планировании индивидуального стоматологического лечения в комплексе с психоэмоциональной коррекцией для улучшения его результатов и может явиться основой реабилитационных программ контроля качества оказанной медицинской помощи. Однако более показательны были бы специальные опросники, которые непосредственно связаны с состоянием жевательного аппарата [1].