001: 10.12737/22244
Перькова М.В., канд. арх., проф.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ территории субурбии БЕЛГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ*
architektura_bgty@mail.ru
В исследование проанализирована обеспеченность объектами социальной инфраструктуры в сфере образования на территории Белгородской агломерации. Изучены данные по семи категориям объектов образования, проведен графоаналитический анализ и рассчитана обеспеченность школами и детскими садами на территории пяти районов Белгородской области, входящих в формирующуюся Белгородскую агломерацию.
Ключевые слова: агломерация, социальная инфраструктура, Белгородская агломерация, образовательные учреждения.
В каждом субъекте РФ в XXI веке происходят агломерационные процессы той или иной степени интенсивности [7]. Не исключением является и Белгородская региональная система расселения. Формирующаяся Белгородская агломерация согласно исследованиям УАиГ Белгородской области включает пять муниципальных районов: Белгородский, Шебекинский, Яко-влевский, Корочанский, Борисовский [2]. Помимо обеспечения населения жильем разных видов необходимым условием устойчивого развития территории является развитие социальной инфраструктуры. Своевременное развитие социальной инфраструктуры агломерационной территории позволяет избежать маятниковых социальных миграций населения, социальных конфликтов на периферийных зонах и многих других проблем [10]. Каждая агломерация требует
особого подхода к решению проблем, свойственных конкретной территории, в том числе и социальных. Однако, недостаточная обеспеченность школами и детскими садами является одной из наиболее актуальных проблем, присущих всей территории России.
В исследовании рассматривается складывающаяся ситуация по обеспеченности городов и сельских поселений, входящих в Белгородскую агломерацию, образовательными учреждениями (рис. 1). В расчётах социальной обеспеченности в границах территории вышеназванных районов было исследовано местоположение образовательных учреждений. Для определения обеспеченности использованы федеральные и региональные нормативы градостроительного проектирования (100 мест в детских садах и 110 мест в школах на 1 тыс. жителей) [4, 8].
Рис. 1. Виды образовательных учреждений
Для расчета социальной обеспеченности принимались данные о численности населения по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года. Анализ существующей ситуации проводился для 5 районов Белгородской области, относящихся к агломерации: Белгородский район, Шебекинский район, Корочанский район, Яковлевский район и Борисовский район. На основании сводных данных был рассчитан про-
цент обеспеченности территории образовательными учреждениями.
В результате исследования выявлено, что наилучшая обеспеченность на сегодняшний день в Борисовском районе. Самые низкие показатели зафиксированы на территории Белгородского района. Рассмотрим сложившуюся ситуацию. Сводные данные для расчета приведены в табл. 1.
Таблица 1
Процентная обеспеченность учреждениями социальной инфраструктуры городских населенных пунктов Белгородского района
№ Населенный пункт Количество школ Обеспеченности % Количество детских садов Обеспеченность %
Белгородский район
1 Белгород 44 90.9 61 34.7
2 Дубовое 1 68.0 1 20.4
3 Таврово 1 87.7 1 42.4
4 Разумное 3 81.7 5 65.8
5 Северный 2 73.5 2 44.5
6 Майский 1 69.9 1 21.3
7 Новосадовый 1 84.0 1 40.8
8 Стрелецкое 1 90.9 1 27.8
Результаты расчетов обусловлены достаточно высокой плотностью населения в границах формируемых субурбии [3]. Недостаточное количество образовательных учреждений всех видов является фактором возникновения социальных маятниковых миграций, что влечет за собой значительную нагрузку на существующую транспортную сеть ядра агломерации - г. Белгорода. К тому же, действующие детские дошкольные и общеобразовательные учреждения не справляются с постоянно возрастающей нагрузкой.
Строитель Сабыцрно
• -1 \CtipH0««-*
Стрелецкое ___|| '--, » ') 1
\ )%]-. у^
1 ^и» ¿АХ^"™™"
^^ п. Новосадовый
> V
Рассмотрим наиболее подробно территорию 40-минутной транспортной доступности ядра агломерации как потенциальную для осуществления маятниковых миграций. Используем графоаналитический метод исследования. На карте с 40-минутными изохронами доступности ядра агломерации нанесем местоположение объектов дошкольного, школьного и дополнительного образования из расчета одна точка - один объект (рис. 2).
Ос. Пушкарное
Белгород
г Комсомольский
У
пДЗбоео
Л
с. Никольс
п.Разумное
А) дошкольные Б) школы В)дополнительное образование
Рис. 2. Пространственное размещение образовательных учреждений на территории субурбии Белгородской
агломерации
Как видно из представленных схем, наибольшую концентрацию всех видов образовательных учреждений имеет центральная часть ядра агломерации - г. Белгорода. Строящиеся микрорайоны в п. Новосадовый, п. Дубовое, п.
Таврово, п. Майский, п. Комсомольский. с. Бе-ловское. с. Стрелецкое имеют минимальный набор образовательных учреждений. Учреждения дополнительного образования практически отсутствуют. Уже на этапе строительства масси-
вов индивидуальной жилой застройки необходимо развивать социальную инфраструктуры и, в частности, образовательный сектор. Включение в основание принятия проектных решений знания о городском социуме и его видении и восприятии проблем горожанами позволит создать качественную среду жизнедеятельности [5,6]. Таким образом, градостроительное плани-
рование должно быть социально обосновано, а первоочередным являться принцип, связанный с социальными характеристиками территории города. Необходимо учитывать интересы социальных групп, относящихся к тому или иному типу жизнедеятельности и находить баланс между разнонаправленными интересами групп (рис.3) [1].
Рис. 3. Характеристика типов потребителя, их целей и ориентиров, влияние на развитие территорий
(по Е.Б. Черновой)
На втором этапе происходит создание образовательных кластеров в полной мере, реализующих мультипликативный эффект:
1) определение системы кластеров на основе их комплементарности (взаимодополняемости);
2) разработка системы мер по их развитию и поддержке [9].
Перечисленные операции образуют своеобразный алгоритм исследования и практической реализации результатов. Наиболее эффективный анализ формирования кластеров может быть произведен с помощью использования комплекса приемов качественного и количественного размещения предполагаемых образовательных кластеров в структуре агломерации, представленный в табл. 2.
Таблица 2
Приемы качественного и количественного размещения предполагаемых образовательных кластеров в структуре агломерации (по Щепакину К.М., Жуковой Н.В.)
На сегодняшний день ученые рассматривают применение кластерного развития города и его элементов на основе выявленных факторов (11). Применение кластерного подхода при развитии сети образовательных учреждений разных видов позволит обеспечить потребности современного потребителя всех типов. На первом этапе должно осуществляться выявление имеющегося в агломерации потенциала для развития образовательных кластеров:
1) изучение потребностей, мотиваций в формировании образовательных кластеров;
2) разработка стратегии формирования образовательных кластеров в пространственной структуре агломерации;
Приемы Достоинства Недостатки
Интервьюирование, анкетирование, экспертные оценки Относительно низкие затраты, получение ценной ключевой информации Не всегда детальная
Теория графов/сетевой анализ Визуальный анализ взаимосвязей Ограниченность набора компьютерных программ, нужно выполнять вручную
Специальное обследование Обеспечивает сбор необходимой информации Высокие затраты
Коэффициенты локации Простота расчетов, дополняет другие методы Характеризует только доступность
SWOT- анализ Систематическое представление данных, способствует поиску ком-плементарности кластеров Статичен при нехватке необходимых данных
Формирование системы кластеров позволит:
1) повысить эффективность и качество оказываемых образовательных услуг;
2) удовлетворить возрастающие потребности населения всех типов;
3) снизить маятниковые социальные миграции населения субурбий (пояса застройки населенных пунктов различной величины в 1530 минутной доступности ядра агломерации);
4) выступать как фактор повышения инновационного потенциала муниципальных районов.
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках гранта р офи м №14-41-08040.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Волнина С.А., Иванова О.А. К вопросу о взаимной интеграции дошкольных и школьных образовательных учреждений (архитектурный аспект) // В сборнике: Актуальные проблемы строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири Сборник материалов международной научно-практической конференции в трех томах. Редакционная коллегия: М.Н Чекардовский, Л.Н. Скипин, В.В. Воронцов, А.Е. Сбитнев. 2014. С. 48-52.
2. Доклад «О рекреационном развитии Белгородской агломерации до 2017 года» от 29.08.2013 г. начальника УАиГ Перцева В.В.
3. Матвейшина М.Е. Развитие процесса субурбанизации на примере Белгородской агломерации // ВестникИрГТУ. 2015. №6 (101). 2015. С.98-107.
4. Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа «Город Белгород»: решение совета депутатов города Белгорода от 26 февраля 2015 г. № 201: принят советом депутатов города Белгорода 26 февраля 2015 г.
5. Перькова М.В., Борзых Е. Оценка взаимосвязи социальных и пространственных факторов в планировке г. Строитель // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2015. № 6. С. 134-139.
6. Перькова М.В. Социальная устойчивость как принцип развития территорий города / VII Международная научно-практическая конференция. Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 октября 2015 г., г. Челябинск). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.95-100.
7. Прохорская Е.Г., Благовидова Н.Г. Роль опорных городов локальных систем расселения в структуре крупной агломерации (на примере юго-восточного направления Московской агломерации)//Наука, образование и экспериментальное проектирование: Материалы научно-практ. конф. 11-15 апреля. М.: МАРХИ, 2011. С.241-247.
8. СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* / Минрегион РФ. М., 2011.
9. Чернова Е.Б. Учет социальных факторов в территориальном планировании: как перейти от «населения» к «человеку»// Материалы Междунар. научно-практ. конф. «Проблемы и направления развития градостроительства». Электронный доступ: http://www.urbanistika.ru/event/435/
10.Щепакин К.М., Жукова Н.В. Формирование образовательных кластеров региона// Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013 №1-3. Электронный доступ http://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie -obrazovatelnyh-klasterov-regiona
n.Panfilov A. The Cluster Model of Development of the City - MATEC Web Conf. 73 06008 (2016). DOI: 10.1051/matecconf/20167306008
Perkova M.V.
CHARACTERISTICS OF PROVISION EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE TERRITORY
SUBURBAN BELGOROD AGGLOMERATION
The study analyzed the provision of social infrastructure in education at the Belgorod agglomeration. Studied data for three categories of educational facilities, conducted graphic analysis of the territory's 40 - minute availability core agglomeration, and calculated the provision of schools and kindergartens in suburban areas of the Belgorod agglomeration. Proposed cluster approach to development of the network of educational institutions.
Key words: agglomeration, social infrastructure, educational institutions, suburbia.
Перькова Маргарита Викторовна, кандидат архитектуры, профессор, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Адрес: Россия, 308012, Белгород, ул. Костюкова, д. 46. E-mail: architektura_bgty@mail.ru