JURISPRUDENCE
УДК 343.3/.7
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.215.1 УК РФ
Хромов Е.В.,
старший преподаватель кафедры «Э и А» Российского государственного аграрного заочного университета
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы уголовно-правовой характеристики объективной стороны преступления предусмотренного ст.215.1 УК РФ. Особое внимание было уделено действиям по незаконному прекращению или ограничению подачи потребителям электрической энергии либо отключению их от других источников жизнеобеспечения. Рассмотрены вопросы непосредственного осуществления указанных действий. Автор приходит к выводу, что диспозиция ст.215.1 УК РФ должна быть расширена, за счет криминализации иных действий.
The article discusses the criminal law objective characteristics of the crime under the Criminal Code st. 215.1. Particular attention was paid to act on illegal termination or restriction of supply to consumers of electric energy or disable them from other sources of livelihood. The problems of direct implementation of these actions. The author concludes that the disposition st. 215.1 Criminal Code should be extended through the criminalization of certain actions.
Ключевые слова: прекращение, ограничение подачи электрической энергии, отключению от источников жизнеобеспечения.
Cessation, restriction of supply of electric energy, turning off from the sources of livelihood.
На сегодняшний день наука и техника продвинулась и продолжает продвигаться, покоряя все новые и новые высоты, и каждый человек в процессе повседневной жизни, на работе и в быту не может уже без электроэнергии, природного газа, тепла, воды. Среди этих источников жизнеобеспечения электроэнергия занимает особое место, т.к. в технологических схемах водоснабжения и теплоснабжения обязательно входят электронасосы, в технологические схемы газоснабжения электрические вакуумные нагнетатели давления. Не зря законодатель подчеркнул в ст. 215-1 УК РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения», обосабливая именно электрическую энергию как один из важнейших источников жизнеобеспечения.
Последствия отключения или ограничения подачи электрической энергии либо отключения от других источников жизнеобеспечения для жизнедеятельности общества и личности могут быть весьма негативными. Особую опасность представляют собой случаи отключения электроэнергии в больницах, на опасных производствах производ-
стве подземных работ и в иных случаях, когда это может привести к гибели людей и наступлению катастрофических последствий [1 с. 10].
Изучение данной темы является весьма актуальной на сегодняшний день, ст. 215-1 УК РФ является сравнительно новой нормой в уголовном законодательстве РФ, она была введена в действие ФЗ №77 от 27 марта 1998 года затем в редакции ФЗ №162 от 8 декабря 2003 года, на основании которой действует и по сей день. Проблемой является малая изученность этой нормы, не разработанность ее в теоретической литературе и малое ее практическое применение. Отсутствие обобщенной судебной практики в виде комментариев Верховного Суда РФ и других судов в правопо-нимании общественно опасных, противоправных действий, влекущих за собой наказание, предусмотренное в ст. 215-1 УК РФ представляет также некоторые сложности при квалификации преступного деяния именно по этой статье [2 с.81]. Такое деяние и наступление таких последствий, как отключение или ограничение подачи электрической энергии либо отключении от других источников жизнеобеспечения, возможно и при других пре-
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ступлениях - хулиганство (ст.213 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), самоуправство (ст.ЗЗО УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) и т.д.
Объективная сторона преступления, предусмотренная ст. 215.1 УК РФ, состоит в действии, которое заключается в незаконном: прекращении подачи потребителям электроэнергии; ограничение подачи потребителям электроэнергии; отключение их от других источников жизнеобеспечения.
Как свидетельствует следственная и судебная практика, действия по ограничению подачи энергии, как правило, связаны с незаконным установлением лимита на снабжение населения энергией, обеспечивающей сохранность жизни и здоровья человека.
Незаконное прекращение подачи электроэнергии и отключение от других источников жизнеобеспечения предполагает их полное отключение от источников энергоснабжения, несмотря на действующие на этот счет запреты, содержащиеся в законах и иных нормативных актах [3 с.50]. Для установления незаконного характера таких действий необходимо обратится к различным нормативным, правовым актам, к их числу необходимо отнести п. «в» ст. 81 «Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21 июня 2008 г. №549). Приостановление предоставления энергоснабжающей организации электрической энергии, газа, горячего водоснабжения возможно по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления названных коммунальных услуг. Вместе с тем, энергоснабжающая организация не имеет право приостанавливать предоставление таких коммунальных услуг как отопление, холодное водоснабжение и водоотведение.
Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время большая часть жилого массива на территории РФ отапливается газом с помощью индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), т.е.
отопление подключено к газовым сетям, а не тепловым. В настоящее время многие граждане отказываются от услуг тепловых сетей и устанавливают индивидуальное газовое оборудование для обогрева помещений в многоквартирных жилых домах. В названном постановлении Правительства, отопление понимается, как соответствующая система обогрева помещения за счет тепловых сетей, с помощью подачи в батареи горячей воды, а не нагретого воздуха. Это обстоятельство представляет сложности при квалификации деяний по ст.215. 1 УК РФ.
Постановление Правительства РФ от29.05.2002 № 364 «Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства» утвержден перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов, которые подлежат гарантированной оплате за счет средств федерального бюджета и не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении. Например, к их числу отнесены: воинские части Министерства обороны России, МВД России и т.п.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (ред. от 26.02.2010) «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» утверждено приложение к Положению об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения, содержащее перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики временного отключения электрической энергии. Так же необходимо отметить и Приказ Минпромэнерго РФ от 18.03.2008 №124 «Об утверждении Правил
JURISPRUDENCE
разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики», в котором были более детально проработаны основные положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения, содержащая перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики временного отключения электрической энергии.
Прекращение подачи энергии потребителям возможно разными способами, но все эти способы объединяет одно - эти действия направлены на разрыв электрической цепи, либо других цепей жизнеобеспечения, от его источника к потребителю. Применительно к электрической энергии это возможно при отключении коммутационных аппаратов (масляных, вакуумных, автогазовых и иных выключателей нагрузок); либо отключением (включением) разъединителей, отделителей, короткозамыкателей, отсоединением плавких вставок и некоторыми другими способами. С развитием техники и внедрением новых технических средств, прекращение подачи энергии возможно путем дистанционного управления с помощью вторичных цепей управления. Возможно так же, в частности, программирование систем электроснабжения через системы автоматизированного учета электроэнергии на отключение за неуплату или при возможности наступления аварийной ситуации, что приведет к отключению от систем электроснабжения уже без дополнительных действий человека.
Незаконное ограничение подачи потребителям электрической энергии означает существенное снижение мощности, подаваемой электроэнергии, что не позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность, несмотря на действующие на этот счет запреты, содержащиеся в законах и иных нормативных актах, о которых говорилось выше.
Ограничение подачи электрической энергии возможно так же различными способами. Огра-
ничение возможно с помощью уменьшения силы тока. Уменьшение силы тока возможно занижением тока установок коммутационных аппаратов. То есть, значение тока, при котором происходит автоматический разрыв электрической цепи между источником электроснабжения и потребителем, так при определенных показателях силы тока цепь разрывается с помощью заложенной программы защиты электрических цепей при аварийных и близких к ней режимах. Так же ограничение возможно с помощью систем автоматизированного учета электрической энергии, при котором значительно снижается мощность, отдаваемая потребителю. Так же под ограничением мощности необходимо понимать кратковременные отключения, когда электрическая энергия подается по определенному графику, например с 7 до 9 часов утра и с 5 до 8 часов вечера. Полагаем, что в объективную сторону преступления предусмотренного ст. 215.1 УК РФ необходимо добавить такими действиями как: изменение показателей качества, предъявляемых к электроэнергии, которая при данных обстоятельствах не может быть использована как источник жизнеобеспечения; ограничение подачи потребителям других источников жизнеобеспечения; неисполнение обязанностей по снабжению потребителей энергией для жизнеобеспечения.
Изменение показателей качества предъявляемых к электроэнергии, которая при данных обстоятельствах не может быть использована как источник жизнеобеспечения. Такие действия ставят под угрозу общественную безопасность Российской Федерации, так как в конечном итоге они приводят к последствиям, предусмотренным в случае полного отключения от систем электроснабжения, хотя формально отключение от этого источника жизнеобеспечения не произошло. Использование электроэнергии, не удовлетворяющей требованию ГОСТ 13 109 - 97, приводит к невозможности использования бытовых приборов, которые по своей конструкции рассчитаны на использование электроэнергии, соответствующей показателям, указанным в ГОСТ 13 109 - 97. Данные действия могут быть совершены только умышленно, так как
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
они связаны с введением в цепи электроснабжения дополнительных агрегатов, способных изменить показатели для невозможности ее использования как источника жизнеобеспечения. Указанные дополнительные агрегаты - это сложные технологические установки, которые служат для проведения опытов или для получения электроэнергии определенных параметров. В качестве примера можно привести частотный преобразователь, который может изменить частоту электрической энергии для определенных целей.
Ограничение подачи потребителям других источников жизнеобеспечения. Такие действия, так же ставят под угрозу общественную безопасность Российской Федерации, так как они приводят к невозможности использования таких источников жизнеобеспечения как газ, тепло, вода, в виду заметного снижения показателей их мощности, в полном объеме. Данные действия возможны так же при снижении подаваемой электроэнергии
к технологическим агрегатам (например насосам), используемым в технологических схемах газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, либо отключении от электроэнергии указанных объектов. Неисполнение обязанностей по снабжению потребителей энергией для жизнеобеспечения. Мысль о криминализации возникла в связи с тем, что на практике встречаются случаи, когда в нарушение постановления главы муниципального образования о начале отопительного сезона энергоснабжающая организация не осуществляет отопление. Формально данные действия нельзя квалифицировать по ст. 215.1 УК РФ, т.к. ранее отключение было произведено на законных основаниях (в конце прошлого отопительного сезона). В этой связи необходимо, что бы не только отключение от источников жизнеобеспечения, но и не включение в установленном порядке должно квалифицироваться по ст. 215.1 УК РФ.
Библиография
1. Маштаков К.С., Пашков К.Ю. Квалификация нанесенного ущерба при осуществлении деятельности по энергоснабжению без лицензии // Уголовный процесс. - 2005. - № 3. - С. 8-16.
2. Фалилеев А.В. Правоприменительная практика по уголовным делам о незаконном прекращении или ограничении подачи электроэнергии (ст. 215.1 УК РФ) // Вестник ЧитГУ. - 2008. - № 2. - С. 80-84.
3. Погосова З.М. Распределение уголовно-правовых рисков при передаче объектов электросетевого хозяйства в аренду // Юрист. - 2009. - №6. - С. 49-52.
Bibliography
1. Mashtakov К.S., Pashkov К. Qualification of the damage to activities relating to energy services without a license// criminal trial. - 2005. - № 3. - P. 8-16.
2. Falileev A.V. Law enforcement practice in criminal cases of illegal termination or limitation of power supply (Article 215.1 of the Criminal Code) // Bulletin ChitGU. - 2008. - № 2. - P. 80-84.
3. PogosovaZ.M. Distribution of criminal legal risks in the transmission of electric power grid management in the lease // lawyer. - 2009. - № 6. - P. 49-52.