Научная статья на тему 'Характеристика ночных гипогликемий у детей с сахарным диабетом 1 типа'

Характеристика ночных гипогликемий у детей с сахарным диабетом 1 типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / CHILDREN / САХАРНЫЙ ДИАБЕТ / DIABETES MELLITUS / НОЧНАЯ ГИПОГЛИКЕМИЯ / NOCTURNAL HYPOGLYCEMIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сударева Т.В.

Целью работы явилось изучение особенностей ночных гипогликемий у детей с сахарным диабетом 1 типа. Для оценки гликемии использовались данные суточного мониторирования, по результатам которого у пациентов с ночными гипогликемиями отмечались высокие показатели вариабельности гликемии и чаще регистрировались гипогликемии в дневные часы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сударева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF NOCTURNAL HYPOGLYCEMIA IN CHILDREN WITH DIABETES TYPE 1

The aim of the study was to assess the features of nocturnal hypoglycemia in type 1 diabetes mellitus in children. To evaluate the glycemia, we used data of daily monitoring, according to the results of which we noted high variability indices of glycemia and often recorded hypoglycemia in the daytime.

Текст научной работы на тему «Характеристика ночных гипогликемий у детей с сахарным диабетом 1 типа»

Следовательно, девочки, не занимающиеся спортом, ниже сверстниц занимающихся спортивной гимнастикой, но выше девочек, занимающихся художественной гимнастикой.

Кроме того, установлено, что у девочек 1-ой основной группы в 11-12 лет масса тела на 1,5 кг, в 13-15 лет на 4,5 кг, 1617 лет на 2,0 кг больше, чем во 2-ой основной группе и на 0,6 кг, 1,5 кг, 3,4 кг меньше, чем в группе сравнения. Во 2-ой основной группе наблюдения в 11-12 лет масса тела на 1,5 кг, в 13-15 лет на 5,9 кг, в 16-17 лет на 5,4 кг меньше, чем в группе сравнения, свидетельствуя о том, что девочки, занимающиеся спортивной деятельностью, имеют массу тела меньше, чем девочки, не занимающиеся спортом (p<0,05). Девочки, занимающиеся художественной гимнастикой, имеют достоверно ниже показатели массы тела, чем девочки, занимающиеся спортивной гимнастикой (p<0,05). Общая прибавка массы тела у девочек с 11 до 18 лет из группы сравнения составила 14,0 кг, что на 3,5 кг больше, чем по РФ, 3,0 кг больше, чем у девочек 1-ой основной группы и на 3,5 кг больше, чем у девочек 2-ой основной группы наблюдения. В 1-ой основной группе общая прибавка массы тела составила 11,0 кг, что на 0,5 кг больше, чем по РФ, 0,4 кг больше, чем у девочек из 2-ой основной группы.

Заключение. Дозированные физические нагрузки оказывают влияние на уровень физического развития. Девочки, занимающиеся спортивной гимнастикой, менее упитаны и выше ростом, чем их сверстницы, не занимающиеся спортом, но они более упитаны и достоверно выше ростом, чем девочки, занимающиеся художественной гимнастикой. Дисгармоничное физическое развитие более выражено у девочек, которые не занимаются спортивной гимнастикой, проявляясь чаще избыточной массой тела. Литература

1. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Физиология роста и развития детей и подростков. - М., Союз педиатров России, 2000. -С.229-238.

2. Капитонов В.Ф. Генетический подход к оценке характеристике роста и развития ребенка // Педиатрия. - 2005. - №3. -С.58-62.

3. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка /Под ред. профессора д.м.н. В. Н. Шестаковой. - Смоленск, 2003. - 591 с.

4. Мартинчик А.Н., Батурин А.К. Рост и масса тела детей России по данным поперечного исследования 1994-1996 гг. // Гигиена и санитария. 2000. - №1. - С. 67-71.

5. Щеплягина Л. А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка // Российский педиатрический журнал. - 2003. - №6. - С.4-9.

6. Ямпольская Ю.А., Година Е.З. Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России // Российский педиатрический журнал. - 2005. - №2. - С.31-39.

УДК 616.379-008.64-053.2

ХАРАКТЕРИСТИКА НОЧНЫХ ГИПОГЛИКЕМИЙ У ДЕТЕЙ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1 ТИПА Сударева Т.В.

Научный руководитель - д.м.н., профессор Алимова И.Л.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28. opinions@mail. ru - Сударева Татьяна Витальевна

Резюме. Целью работы явилось изучение особенностей ночных гипогликемий у детей с сахарным диабетом 1 типа. Для оценки гликемии использовались данные суточного мониторирования, по результатам которого у пациентов с ночными гипогликемиями отмечались высокие показатели вариабельности гликемии и чаще регистрировались гипогликемии в дневные часы.

Ключевые слова: дети, сахарный диабет, ночная гипогликемия.

CHARACTERISTICS OF NOCTURNAL HYPOGLYCEMIA IN CHILDREN WITH DIABETES TYPE 1 Sudareva T. V.

Scientific adviser - Doctor of Medicine, professor Alimova I. L.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia

opinions@mail.ru - Sudareva Tatiana

Abstract. The aim of the study was to assess the features of nocturnal hypoglycemia in type 1 diabetes mellitus in children. To evaluate the glycemia, we used data of daily monitoring, according to the results of which we noted high variability indices of glycemia and often recorded hypoglycemia in the daytime. Key words: children, diabetes mellitus, nocturnal hypoglycemia

Введение. Ночные гипогликемии являются одной из главных проблем в достижении целевых показателей углеводного обмена у детей, больных сахарным диабетом 1 типа [1,4].

Целью работы явилось изучение особенностей ночных гипогликемий при сахарном диабете 1 типа у детей. Методика. Обследовано 35 детей с сахарным диабетом 1 типа в возрасте от 4 до 18 лет с длительностью заболевания от 2 до 15 лет, находящихся на базисно - болюсной инсулинотерапии. Суточное мониторирование выполнено с помощью записывающего устройства iPro2 (Medtronic) в течение трёх дней. Все пациенты были распределены на 2 группы в зависимости от регистрации ночной гипогликемии (менее 3,9 ммоль/л в период с 23:00 до 6:00): 1-я группа - 26 пациентов с ночными гипогликемиями, 2-я группа - 9 пациентов без ночных гипогликемических состояний [3]. Статистическая

обработка данных выполнена с применением программы «Statistica 7». Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения. За уровень значимости принималось значение p < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди всех обследованных пациентов ночная гипогликемия выявлялась в 74,3% случаев.

В первой группе было зарегистрировано от 1 до 3 эпизодов ночных гипогликемий (1,9±1,1) со значениями глюкозы плазмы крови от 2,2 ммоль/л (минимальный уровень, возможный для определения записывающим устройством) до 3,9 ммоль/л (2,6±0,4) (рис. 1). Продолжительность эпизодов ночной гипогликемии составила от 1 часа 40 до 14 часов 45 минут (6,4 ±4,4). Также обращает на себя внимание значительная вариабельность гликемии у больных 1-й группы в течение суток и в ночные часы (р<0,05 по сравнению с 2-й группой). В дневные часы гипогликемические состояния регистрировались у 20 (76,9%) пациентов 1-й группы и 4 (44,4%) пациентов 2-й группы (р<0,05).

20,0 18,0 16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

18,3

ммоль/л шьные значения гликемии в течение суток

Максимальные значения гликемии в течение суток

Вариабельность суточной гликемии

Вариабельность ночной гликемии

1-я группа

2-я группа

Рис. 1. Результаты суточного мониторирования гликемии ^га2)

При сравнении особенностей течения сахарного диабета статистически значимых различий по возрасту, полу, длительности заболевания, наличию осложнений, дозе базисного инсулина между 1-й и 2-й группами не выявлено (таб.1).

Таблица 1. Характеристика особенностей течения сахарного диабета

Показатели 1-я группа 2-я группа

Возраст, лет 13,3 ±3,5 13,7 ± 3,4

Пол: мальчики

девочки 8 (30,8%) 5 (55,6%)

18 (69,2%) 4 (44,4%)

Длительность заболевания, лет 5,2 ± 3,1 5,5 ± 2,6

Доза базального инсулина, 0,43±0,21 0,47±0,22

ЕД/кг/сут

HbA1c,% 10,0±2,2 11,4±2,6*

Количество пациентов с уровнем

НЬА1с:

< 7,5% 1 (4,3%) 0 (0%)

7,5 % - 9,0 % 8 (34,8%) 2 (25%)

> 9,0 % 14 (60,9%) 6 (75%)

Осложнения:

полинейропатия 6 (23,1%) 3 (33,3%)

нефропатия 3 (11,5%) 1 (11,1%)

Примечание: *- р<0,05

Однако обращает внимание худший показатель гликированного гемоглобина (HbAlc) у пациентов 2-й группы, хотя индивидуальное распределение больных по уровню компенсации углеводного обмена было примерно одинаковым и целевые показатели HbAlc (< 7,5%) имел только один ребенок из группы с ночными гипогликемиями. Полученные результаты еще раз подчеркивают трудности достижения компенсации углеводного обмена у детей, больных сахарным диабетом 1 типа, несмотря на получаемые инсулиновые аналоги и обеспеченность средствами самоконтроля в необходимом количестве (4 тест-полоски/сут) за счет бюджетных средств [2]. Заключение:

1. По данным суточного мониторирования ночные гипогликемии зарегистрированы у 74,3% детей с сахарным диабетом 1 типа.

2. У пациентов с ночными гипогликемиями отмечались высокие показатели вариабельности гликемии и чаще регистрировались гипогликемии в дневные часы.

Литература:

1. Алимова И.Л. Достижения и проблемы клинической практики детской диабетологии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2013 . - №2 . - С. 4-11.

2. Алимова И.Л., Крикова А.В., Леонова К.Д. и др. Медико-социальная характеристика семей, воспитывающих детей, больных сахарным диабетом 1 типа //Здравоохранение РФ.- 2017. - №2. - Т. 61.- С. 83-87.

3. Сахарный диабет у детей и подростков: консенсус ISPAD по клинической практике, 2014 г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 656 с.

4. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями. — М.: Практика, 2014. - 442 с.

УДК 616-072.7

СОЗДАНИЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА

Тагиль А. О.

Научный руководитель: Борсуков А.В - д.м.н., профессор, директор ПНИЛ "Диагностические исследования и малоинвазивные технологии "

ФГБОУ ВО Смоленский Государственный Медицинский Университет Минздрава России Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской,28. anton.tagil95@gmail.com - Тагиль Антон Олегович

Резюме: В рамках данного исследования было создано мобильное приложение «Радиология Curiositas» для обучения и оценки знаний в области лучевой диагностики. Студенты медицинских ВУЗов, (n=110), были разделены на группы в зависимости от наличия или отсутствия заинтересованности по данной дисциплине. В рамках мобильного обучения выявлено, что среднее количество набранных баллов среди студентов заинтересованных в дисциплине составил 20 (60,3%), а среди студентов не заинтересованных в дисциплине -9 (27,3%). После прохождения студентами мотивационного алгоритма и повторного тестирования в приложении показатели возросли до 26 (78,8%) и 16 (48,5%), соответственно. Это позволяет сделать вывод, что мобильное приложение «Радиология Curiositas» является эффективным способом обучения и оценки знаний студентов.

Ключевые слова: Лучевая диагностика, мотивационный алгоритм, мобильное приложение

CREATION OF THE MOBILE APPLICATION FOR RADIOLOGY TRAINING AND KNOWLEDGE EVALUATION IN MEDICAL STUDENTS Tagil A. O.

Scientific adviser -Doctor of Medicine, professor, director of the Problem scientific-research Laboratory "Diagnostic researches and miniinvasive technologies" Borsukov A. V.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia

Abstract. The mobile application "Radiology Curiositas" was created in this study to teach and evaluate knowledge in the radiology field. Medical students, (n = 11), were divided into groups depending on the interest presence or absence in this discipline. It was revealed that the average number of points scored among the students interested in the discipline was 20 (60,3%), and among the students not interested in the discipline -9 (27,3%) in the framework of mobile training. After the students passed the motivation algorithm and repeated testing in the application, the indicators increased to 26 (78,8%) and 16 (48,5%), respectively. This allows to conclude that the mobile application "Radiology Curiositas" is an effective way of teaching and assessing students' knowledge.

Keywords: radiology, motivation algorithm, mobile application

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.