Научная статья на тему 'Характеристика налоговых доходов бюджета Российской Федерации'

Характеристика налоговых доходов бюджета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1883
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / НДС / НДФЛ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева А.Д., Емельянова А.В.

В формировании доходов бюджетной системы в основном участвуют налоги, то есть они и являются главной статьей бюджетных доходов. Для Российской Федерации налогообложение играет большую роль в укреплении экономического потенциала. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика налоговых доходов бюджета Российской Федерации»

2. Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России [Текст] / Е.Ю. Бабенко. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2014. - 562 с.

3. Грушевский П.П. Бюджетная система [Текст] / П.П. Грушевский. -М.: Омега-Л, 2015. - 854 с.

4. Грозовский Б. Бюджетная система России [Текст] / Б. Грозовский // Ведомости. - 2015. - № 5. - С. 8-12.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 2 © Лебедева А.Д. , Емельянова А.В.

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

В формировании доходов бюджетной системы в основном участвуют налоги, то есть они и являются главной статьей бюджетных доходов. Для Российской Федерации налогообложение играет большую роль в укреплении экономического потенциала. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику.

Ключевые слова: государственный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, консолидированный бюджет, НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций.

Налоги определяют взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Согласно мнению В.В. Глущенко налоговые доходы - это все налоги и налоговые сборы, а также пенни и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством [2, с. 231].

Налоговые доходы по форме поступления в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие доходы.

1 Старший преподаватель.

2 Студент 4 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика.

Функции налоговых доходов бюджета выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоговые доходы бюджета выполняют следующие функции: фискальная, регулирующая. Фискальная функция - основная функция, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные фонды денежных средств, т.е. материальные условия для жизнедеятельности государства. Именно рассматриваемая функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества. Стимулирующая функция проявляется в том, что налоговые доходы бюджета как активный элемент перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.

К основным видам налоговых доходов бюджета относятся: прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала; налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; прочие налоги, пошлины и сборы [3, с. 47].

От рационального планирования и реализации налоговой политики во многом зависит выполнение возложенных на государство задач. Для государства в целом эффективность налоговой политики определяется как первостепенное увеличение доходов за счет налоговых поступлений, а также как развитие налогооблагаемой базы.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2013-2015 гг. (таблица 1).

Таблица 1

Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2013-2015 гг., млрд. руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015-2013 гг.

Всего поступило в консолидированный бюджет 9720,00 10959,30 11327,20 1607,2

в федеральный бюджет 4480,80 5166,20 5368,00 887,2

в консолидированные бюджеты субъектов РФ 5239,10 5793,10 5959,20 720,1

Налог на прибыль организаций 2270,30 2355,40 2071,70 -198,6

в федеральный бюджет 342,60 375,80 352,2 9,6

в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1927,70 1979,60 1719,50 -208,2

Налог на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ 1994,90 2260,30 2497,80 502,9

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1753,20 1886,10 1868,20 115

Акцизы 603,90 783,60 952,5 348,6

в федеральный бюджет 231,80 341,90 461 229,2

Окончание таблицы 1

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015-2013 гг.

в консолидированные бюджеты субъектов РФ 372,10 441,80 491,4 119,3

Имущественные налоги в консолидированные бюджеты субъектов РФ 678,00 785,30 900,5 222,5

Налог на имущество физических лиц 4,90 17,60 22,3 17,4

Налог на имущество организаций 467,50 536,30 615,1 147,6

Транспортный налог в консолидированные бюджеты субъектов РФ 83,20 90,20 106,1 22,9

Земельный налог в консолидированные бюджеты субъектов РФ 122,20 141,00 156,6 34,4

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2085,00 2484,50 1680,20 -404,8

в федеральный бюджет 2046,90 2442,80 1653,10 -393,8

в консолидированные бюджеты субъектов РФ 38,10 41,70 27,1 -11

Динамику налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2013-2015 гг. представим на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2013-2015 гг., млрд. руб.

На основании представленных данных можно констатировать, что общая величина налоговых поступлений в 2015 г. увеличилась на 1607,2 млрд. руб. и составила 11327,20 млрд. руб. по сравнению с 2013 г. Однако, наблюдается снижение темпа прироста данного показателя.

Следовательно, за период 2013-2015 гг. снижение общего поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации можно отождествить со снижением поступлений по налогу на прибыль организации и налогам, сборам и платежам за пользование природными ресурсами.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно констатировать увеличение доли налога на доходы физических лиц, акцизов и имуще-

ственных налогов, в общем объеме поступлений налоговых платежей поступивших в бюджетную систему Российской Федерации за 2013-2015 гг. Снижение за 2013-2015 гг. налоговых поступлений связанных с бизнесом и добывающим сектором экономики связан как с сокращением прибыли предприятий, снижением объема добычи ресурсов, так и с уходом с легального рынка в теневой тех предпринимателей, которые желают минимизировать налоговые расходы. Сохранение негативного тренда может усугубиться в 2016 г. в связи с геополитической ситуацией и наложенными в отношении Российской Федерации санкциями, а так же с возможным увеличением налогового бремени на бизнес, повышением ставки рефинансирования.

Анализ динамики налоговых доходов регионального бюджета Российской Федерации рассмотрим на примере Челябинской области.

Для уточнения объема максимально возможных налоговых доходов регионального бюджета, министерством финансов совместно с администрацией Челябинской области проведен расчет налогового потенциала на 2016 год, выявлены основные резервы повышения налоговых доходов областного бюджета. Если сравнивать структуру налоговых доходов регионального бюджета, то общий показатель 2015 года будет ниже показателя 2013 года на 0,2 % (таблица 2).

Таблица 2

Структура налоговых доходов регионального бюджета Челябинской области за 2013-2015 гг., %

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015-2013 гг.

Налог на прибыль организаций 36,5 39,8 41,9 5,4

НДФЛ 32,7 30,1 29,3 -3,4

Налог на имущество организаций 13 12,9 12,3 -0,7

Акцизы 10 9,5 9 -1

Транспортный налог 5,6 5,4 5,2 -0,4

Прочие налоги 2,2 2,3 2,3 0,1

Итого налоговые доходы 100 100 100 0

Динамику структуры налоговых доходов регионального бюджета Челябинской области за 2013-2015 гг. представим на рисунке 2.

Согласно таблице и рисунку самой значительной частью является налог на прибыль организаций (36,5 % в 2013 г., 39,8 % в 2014 г. и 41,9 % в 2015 г.). Далее следует налог на доходы физических лиц: 32,7 % в 2013 г., 30,1 % в 2014 г. и 29,3 % в 2015 г. За 2013-2015 гг. наблюдается сокращение налога на имущество организаций на 0,7 %, акцизов на 1 %, транспортного налога на 0,4.

Особое внимание министерство финансов Челябинской области уделяет работе с крупнейшими и основными налогоплательщиками Челябинской области, налоговые поступления от которых более чем на 20 % формируют доходную часть областного бюджета.

120,00% -| 110,00% -100,00% 90,00% -80,00% -70,00% -60,00% -50,00% 40,00% -30,00% -20,00% 10,00% 0,00%

2,20

2,30

2,30

I и и и 'Й и и

и™"!! В 41,90 а

Р.. К.. гг.. . Ш

1йййЫЙЙ 1йййЫЙЙ

¡ЖЗсжжЖЗ-

2013 г.

2014 г.

2015 г.

И Прочие налоги ■ Транспортный налог □ Акцизы

П Налог на имущество организаций

ИНДФЛ

а Налог на прибыль организаций

Рис. 2. Динамика структуры налоговых доходов регионального бюджета Челябинской области за 2013-2015 гг., %

Если рассмотреть налоговые поступления в бюджет по отраслям, то ведущими будут обрабатывающие производства (таблица 3).

Таблица 3

Структура налоговых поступлений в региональный бюджет Челябинской области по отраслям за 2013-2015 гг., %

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015-2013 гг.

Обрабатывающие производства 20,6 22,8 26,9 6,3

Торговля (оптовая и розничная) 11,2 13,6 15,9 4,7

Транспорт и связь 8,3 8,5 8,6 0,3

Операции с недвижимостью 11,4 11,9 12,3 0,9

Финансовая деятельность 6,8 6,9 7 0,2

Строительство 3,8 4,1 4,3 0,5

Прочее 23,8 24,2 25 1,2

Динамику структуры налоговых поступлений в региональный бюджет Челябинской области за 2013-2015 гг. представим на рисунке 3.

Согласно таблице и рисунку структуры налоговых поступлений в региональный бюджет Челябинской области видно, что за 2013-2015 гг. наибольшую долю поступлений составляет обрабатывающее производство: 20,6 % в 2013 г., 22,8 % в 2014 г. и 26,9 % в 2015 г. Второе место занимают поступления от торговли и операций с недвижимостью. Далее идут поступления от транспорта и связи, финансовой деятельности и строительства.

Таким образом, видно, что наибольшую долю в структуре налоговых доходов регионального бюджета Челябинской области за 2013-2015 гг. занимает налог на прибыль организаций, составивший в 2015 г. 41,9 % от общей суммы. В структуре отраслей наибольшие поступления в бюджет Челябинской области составляют поступления от обрабатывающих производств.

Рис. 3. Динамика структуры налоговых поступлений в региональный бюджет Челябинской области за 2013-2015 гг., %

Анализ динамики налоговых доходов местного бюджета Российской Федерации представим на примере г. Челябинск.

К налоговым доходам местных бюджетов относятся собственные налоговые доходы от местных налогов и сборов. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В структуре доходов местного бюджета г. Челябинск за 2013-2015 гг. увеличилась доля налоговых доходов с 39,9 % до 47,3 %. Это хорошо видно из рисунка 4.

Согласно рисунку за 2013-2014 гг. снизилась доля внутренних оборотов по доходам, т.е. дотаций, призванных выравнивать уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования. Снизилась также доля неналоговых поступлений в бюджет с 7,1 % до 6,1 %.

В 2015 году по сравнению с 2014 годом в структуре доходов местного бюджета г. Челябинск продолжается снижение доли дотаций. Доля налоговых поступлений снизилась и составила 39 %.

Снижение доли налоговых поступлений произошло за счет значительного увеличения неналоговых поступлений, доля которых возросла в 2015 г. на 19,3 % по сравнению с 2013 г. Таким образом, в 2015 году доли различных видов доходов бюджета примерно выровнялись.

120,00% -| 110,00% -100,00% 90,00% -80,00% -70,00% 60,00% -50,00% -40,00% -30,00% -20,00% 10,00% 0,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

] Внутренние обороты по доходам

! Неналоговые доходы 5 Налоговые доходы

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Рис. 4. Структура доходов местного бюджета г. Челябинск за 2013-2015 гг., %

Далее рассмотрим структуру налоговых доходов местного бюджета г. Челябинск за 2013-2015 гг. (таблица 4).

Таблица 4

Структура налоговых доходов местного бюджета г. Челябинск за 2013-2015 гг., %

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015-2013 гг.

Налоги на прибыль 49,84 58,95 89,91 40,07

Лицензионные и регистрационные сборы 1,33 1,12 0,48 -0,85

Налоги на совокупный доход 5,47 3,94 1,06 -4,41

Налоги на имущество 13,81 13,30 4,84 -8,97

Платежи за пользование природными ресурсами 27,71 21,17 2,56 -25,15

Прочие налоги, пошлины и сборы 0,48 0,99 1,05 0,57

Местные налоги и сборы 0,68 0,26 0,05 -0,63

Всего налоговых доходов 100 100 100 0

Наглядно структуру налоговых доходов бюджета г. Челябинск за 20132015 гг. представим на рисунке 5.

Подводя итог анализ динамики налоговых доходов местного бюджета Российской Федерации за 2013-2014 гг. можно сделать следующий вывод: доходы от налога на прибыль представляют собой основную часть общего налогового дохода местного бюджета. Это бюджетообразующий налог. В 2013-2015 гг. его доля увеличилась с 49,84 до 89,91 % или на 156018 тыс. руб. Значительную долю в общем налоговом доходе бюджета занимают поступления платежей за пользование природными ресурсами и от налога на

имущество. Однако она имеет тенденцию снижения. Поступления платежей за пользование природными ресурсами снизились на 21832 тыс. руб. Поступления от налога на имущество снизились на 2722 тыс. руб. Местные налоги и сборы, лицензионные и регистрационные сборы, прочие налоги, пошлины и сборы имеют незначительную долю. Они не имеют устойчивой тенденции роста или снижения. Таким образом, в 2015 году налоговые доходы местного бюджета были представлены поступлениями от налога на прибыль организаций и доходы физических лиц (на 90 %) и поступлениями от других видов налогов (на 10 %).

Рис. 5. Структура налоговых доходов местного бюджета г. Челябинск за 2013-2015 гг., %

Выделяют следующие проблемы формирования доходной части бюджета России: налоговая система России ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Слабая целеустремленность национальной налоговой системы на косвенные тип налогообложения, является негативным стереотипом в налоговой политике. За счет неблагоприятного налогооблагаемого режима разрастаются теневая и льготная экономики, которые принимают незначительное участие в формировании государственного дохода.

Пути решения проблем формирования налоговых доходов бюджета России заключаются в оптимизации ставки налога на прибыль, так как ее

увеличение не всегда приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны, а также в том что налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя тем самым его рост и, увеличивая базу налогообложения.

Список литературы:

1. Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России [Текст ] / Е.Ю. Бабенко. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2014. - 562 с.

2. Глущенко В.В. Финансы [Текст] / В.В. Глущенко. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.

3. Дадашев А.З. Финансовая система России [Текст] / А.З. Дадашев. -М.: ИНФРА-М, 2014. - 380 с.

4. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение [Текст] / И.А. Майбуров. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 500 с.

5. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] / А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2014. - 600 с.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1 2 © Лебедева А.Д. , Зимовец Е.А.

Костанайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», Республика Казахстан, г. Костанай

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности.

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетные средства, государственный финансовый контроль, внутриведомственный финансовый контроль, аудиторский контроль.

Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей

1 Старший преподаватель.

2 Студент 4 курса направления подготовки 38.03.01 Экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.