ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК
ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ
УДК/UDC 796.386
Поступила в редакцию 17.04.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Кудряшов1
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь
CHARACTERISTICS OF MODEL OF TECHNICAL COMPETENCY OF ELITE TABLE TENNIS PLAYERS
Ph.D., Associate Professor E.V. Kudryashov1 1 Perm National Research Polytechnic University, Perm
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Одним из основополагающих направлений совершенствования системы подготовки в настольном теннисе является моделирование технической подготовленности теннисисток, что и обусловливает актуальность выбранного направления для проведения исследований. Целью исследования было разработать и провести сравнительный анализ модели технической подготовленности спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в настольном теннисе.
Разработана модель технической подготовленности спортсменок высокой квалификации.
Полученные результаты могут быть использованы как ориентиры уровня технического мастерства спортсменок при планировании тренировочного процесса, а также с целью осуществления этапного контроля состояния технической подготовленности.
Проведен сравнительный анализ результатов тестирования спортсменок, имеющих звание кандидата в мастера спорта и мастера спорта, что дало возможность изучить отдельные закономерности роста уровня их подготовленности.
Ключевые слова: настольный теннис, спортсменки, моделирование, техническая подготовленность.
Annotation
The athlete's fitness level demands are high in modern sport. The increasing competition in the international arena results in the need to improve the quality of training of female athletes, change the content of the training process, reconsider the use of means and methods of training. Systematic improvement of various aspects of fitness is required in all phases of the long-term training. Simulation of technical competence of female tennis players is one of the fundamental ways to improve training in table tennis, which conditions the relevance of the chosen area for research.
The purpose of the present study was to develop and carry out a comparative analysis of the model of technical competency of elite female athletes, practicing table tennis.
The model of technical competency of female athletes was designed. The results can be used as guidelines of the level of technical competency of female athletes when planning the training process, as well as during the phased monitoring of the state of technical competency.
The conducted comparative analysis of results of the testing of female athletes, candidates for master and masters of sports, made it possible to study individual growth patterns of the level of their competency.
Keywords: table tennis, female athletes, modeling, technical competency.
Введение. Современный спорт предъявляет высокие требования к уровню подготовленности спортсменов. Все возрастающая конкуренция на международной спортивной арене приводит к необходимости улучшения качества подготовки спортсменок, внесения изменений в содержание тренировочного процесса, пересмотра подходов к применению средств и методов спортивной тренировки. На всех этапах многолетней подготовки необходимо планомерное совершенствование различных сторон подготовленности [4].
В число важнейших аспектов этой проблемы входит выявление и систематизация наиболее эффективных тренировочных программ воздействия на спортсменок на основе моделирования основных сторон подготовленности. Как метод научного исследования, моделирование решает вопрос выявления из большого количества признаков и составляющих, конкретную совокупность наиболее важных параметров.
В последние годы накоплен значительный теоретический и экспериментальный материал, который касается вопросов разработки модельных характеристик в спорте. При этом использовались самые разнообразные способы их получения. Поскольку метод моделирования в спортивной науке получил широкое распространение, разработка моделей рассматривается как главный инструмент в управлении сложными системами [3].
Моделирование - важный фактор организации и планирования подготовки спортсмена, который дает возможность прогнозировать желаемый уровень достижения, правильно ставить задание, использовать наиболее эффективные средства тренировки и наглядно видеть путь к цели.
Для решения заданий оптимального управления подготовкой спортивных резервов необходимо систематически оценивать изменения функционального состояния, уровень
подготовленности, соответствие тренировочных нагрузок адаптационным возможностям спортсменок в течение всего периода подготовки [3].
Ранее уже были сделаны попытки получения отдельных модельных характеристик во многих видах спорта. Рассматривались различные стороны подготовленности: физическая, техническая, игровая и т. д. Однако в этих исследованиях отсутствовал комплексный подход к изучению данной проблемы. Это касается и такого вида спортивных игр, как настольный теннис.
Известно, что значительных успехов в соревнованиях достигают те теннисистки, которые не только хорошо развиты физически, уверенно владеют приемами нападения и защиты, большой волей к победе, но и умеют осмотрительно, разумно использовать все свои позитивные игровые качества и недостатки соперника. Техника игры - это комплекс специальных приемов, необходимых спортсменкам для успешных выступлений. На каждом этапе своего развития она является средством ведения спортивной борьбы, что дает возможность игроку в рамках правил решать конкретные практические задачи в различных игровых ситуациях. Эффективная техника отличается высокими показателями координации, стойкостью и экономичностью, позволяет спортсменке достичь высоких результатов в соревнованиях.
Основное задание спортивно-технической подготовки -сформировать такие навыки выполнения действий на соревнованиях, которые позволили бы теннисистке с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий настольным теннисом [1, 2].
Цель исследования - разработать и провести сравнительный анализ модели технической подготовленности спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в настольном теннисе.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 20 спортсменок - кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта, специализирующихся в настольном теннисе.
Структура технической подготовленности в спорте должна быть представлена в виде упорядоченной системы, которая
даст возможность охарактеризовать возможности спортсменок, которые специализируются в настольном теннисе, по всем параметрам технического мастерства - свойствам, качествам, способностям.
С целью выявления указанных параметров было определено, что структура технической подготовленности высококвалифицированных теннисисток предусматривает наличие таких основных факторов:
- игра накатами справа направо по диагонали;
- игра накатами слева налево по диагонали;
- игра накатами слева направо по прямой;
- игра накатами справа налево по прямой;
- игра накатами «треугольник»;
- игра накатами «восьмерка» по диагонали;
- игра накатами «восьмерка» по прямой;
- выполнение подач в разных направлениях в части и зоны стола [5].
Диагональ - направление полета мяча из одного угла стола в другой, диаметрально противоположный.
Прямая - направление полета мяча, при котором траектория его полета проходит параллельно боковой линии стола.
«Треугольник» - сочетание двух ходов в разных направлениях из одной позиции.
«Восьмерка» - сочетание ударов, при котором оба теннисиста направляют мячи в углы стола: один играет по прямым, а другой - по диагоналям.
Результаты исследования и их обсуждение. Об уровне технического мастерства спортсменок свидетельствуют результаты проведенных тестирований.
Табл. 1 позволяет отметить такие особенности: показатели игры накатами справа направо, по диагонали у теннисисток -кандидатов в мастера спорта ниже, чем у мастеров спорта (за 15 с на 3,0; за 30 с на 7,4). В показателях игры накатами слева налево по диагонали между данными спортсменок разной квалификации были обнаружены значительные отличия в количестве ударов (за 15 с на 3,2; за 30 с на 9,0). Показатели игры накатами слева направо по прямой выше у мастеров спорта (за 15 с на 5,1; за 30 с на 10,1). Показатели игры накатами справа налево по прямой, в которых учитывалось время 15 и 30 с, более высокие у мастеров спорта (на 4,7 и 10,7 соответственно). Полученные данные игры накатами «треу-
Таблица 1. Показатели технической подготовленности квалифицированных теннисисток
№ Виды контрольных испытаний МС КМС
X за 15 с X за 30 с X за 15 с X за 30 с
1 Игра накатами справа направо по диагонали 19,6 ± 0,34 37,6 ± 0,12 16,6 ± 0,56 30,2 ± 0,99
2 Игра накатами слева налево по диагонали 19,7 ± 0,52 37,3 ± 0,47 16,5 ± 0,71 28,3 ± 0,69
3 Игра накатами слева направо по прямой 19,2 ± 0,67 36,7 ± 0,60 14,1 ± 0,45 26,6 ± 0,75
4 Игра накатами справа налево по прямой 19,1 ± 0,47 37,6 ± 0,41 14,5 ± 0,38 26,9 ± 0,62
5 Игра накатами «треугольник» - 37,9 ± 0,34 - 26,9 ± 0,77
6 Игра накатами «восьмерка» по диагонали - 36,6 ± 0,25 - 27,4 ± 0,71
7 Игра накатами «восьмерка» по прямой - 36,8 ± 0,15 - 27,3 ± 0,64
Таблица 2. Различия в уровне технического мастерства у теннисисток разной квалификации, X ± m
Виды тестирования МС, п=10 КМС, п=10 Достоверность различий
1 р
1. Игра накатами справа направо по диагонали 37,6 ± 0,12 30,2 ± 0,99 7,349 <0,05
2. Игра накатами слева налево по диагонали 37,3 ± 0,47 28,3 ± 0,69 10,636 <0,05
3. Игра накатами слева направо по прямой 36,7 ± 0,60 26,6 ± 0,75 10,328 <0,05
4. Игра накатами справа налево по прямой 37,6 ± 0,41 26,9 ± 0,62 14,338 <0,05
5. Игра накатами «треугольник» 37,9 ± 0,34 26,9 ± 0,77 12,923 <0,05
6. Игра накатами «восьмерка» по диагонали 36,6 ± 0,25 27,4 ± 0,71 11,999 <0,05
7. Игра накатами «восьмерка» по прямой 36,8 ± 0,15 27,3 ± 0,64 14,277 <0,05
гольник» (по прямой и по диагонали в разных направлениях на передвижение) более низкие у теннисистов - кандидатов в мастера спорта (на 11,0), чем у мастеров спорта. В накате «восьмеркой» по диагонали и игре накатами «восьмерка» по прямой показатели выше у мастеров спорта (на 9,5 и 9,2).
Результаты исследований, приведенные в табл. 2, указывают на достоверность расхождений в показателях технической подготовленности между теннисистками - кандидатами в мастера спорта и мастерами спорта.
Как показали анализ литературных источников и практическая деятельность, роль подачи в настольном теннисе имеет одно из ключевых значений и напрямую влияет на результат игры. Это связано со спецификой данного элемента техники. Подача - единственный технический прием, при исполнении которого спортсмен не зависит от непосредственных действий противника, это элемент технико-тактических действий, который выполняется из статического положения.
Результаты исследований дали возможность определить эффективность выполнения подач в разные зоны на точность у игроков с высокой квалификацией, которые специализируются в настольном теннисе. По данным математической статистики, было определено, что у спортсмен квалификации кандидата в мастера спорта эффективность подач -78,5 %, мастера спорта - 93,4 %. Выводы
• В процессе исследования разработана модель технической подготовленности спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в настольном теннисе.
• Полученные результаты могут быть использованы как ориентиры уровня технического мастерства спортсменок при планировании тренировочного процесса, а также с целью осуществления этапного контроля состояния технической подготовленности.
• Проведен сравнительный анализ результатов тестирования спортсменок - кандидатов в мастера спорта и масте-
ров спорта, что дало возможность изучить отдельные закономерности роста уровня их подготовленности.
Литература
1. Барчукова Г.В. Настольный теннис / Г.В. Барчукова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 166 с.
2. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин; под ред. Г.В. Барчуковой. - М.: Издатедьский центр «Академия», 2006. - 528 с.
3. Кудряшов Е.В. Показатели развития силовых качеств у баскетболисток массовых разрядов / Е.В. Кудряшов, В.Д. Паначев, Ю.А. Ко-репанов / Матер. Междунар. науч.-практ. конф., 26-27 февраля 2015 г. - Набережные Челны: Изд-во НФ Поволжской ГАФКСиТ, 2015. - С. 192-194.
4. Кудряшов Е.В. Построение и контроль тренировочного процесса в волейболе : монография / Е.В. Кудряшов. - Луганск, 2005. - 254 с.
5. Ландик В.И. Методология спортивной подготовки: настольный теннис / В.И. Ландик, Ю.Т. Похоленчук, Г.Н. Арзютов. - Донецк: НОРД - ПРЕСС, 2005. - 612 с.
References
1. Barchukova, G.V. Nastol'ny tennis (Table Tennis) / G.V. Barchukova. -Moscow: Fizkul'tura i sport, 1990. - 166 P.
2. Barchukova, G.V. Teoriya i metodika nastol'nogo tennisa: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy (Theory and methodology of table tennis: textbook for students of higher educ. institutions) / G.V. Barchukova, V.M. Bogushas, O.V. Matytsin; ed. by G.V. Barchukova -Moscow: Akademiya, 2006. - 528 P.
3. Kudryashov, E.V. Pokazateli razvitiya silovykh kachestv u basketbolistok massovykh razryadov (Indicators of development of strength qualities of female basketball players of mass categories) / E.V. Kudryashov, V.D. Panachev, Yu.A. Korepanov / Mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Proc. of Intern. theor. and practical. conf., 26-27 February 2015)
- Naberezhnye Chelny: Pub. h-se of National Federation of the Volga Region GAFKSiT, 2015. - P. 192-194.
4. Kudryashov, E.V. Postroenie i kontrol' trenirovochnogo protsessa v voleybole: monografiya (Design and control of training process in volleyball: monograph) / E.V. Kudryashov. - Lugansk, 2005. - 254 P.
5. Landik, V.I. Metodologiya sportivnoy podgotovki: nastol'ny tennis (Methodology of Sports Training: Table Tennis) / V.I. Landik, Yu.T. Pokholenchuk, G.N. Arzyutov. - Donetsk: NORD - PRESS, 2005.
- 612 P.
ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА
10 июня 2015 года в Московском городском педагогическом университете состоялась защита диссертации Сабировой И. А. на тему: «Метапредметный подход к подготовке стрелков-пистолетчиков в системе многолетней тренировки».
Официальными оппонентами выступили:
Лубышева Л. И. - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦИОЛИФК), профессор кафедры философии и социологии;
Черкашин В. П. - доктор педагогических наук, профессор, заведующий сектором (Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» - ОКР);
Якимович В. С. - доктор педагогических наук, профессор, Волжский институт строительства и технологий (филиал) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», кафедра гуманитарных дисциплин, заведующий кафедрой, профессор кафедры, г. Волжский.
Научная новизна исследования:
- обоснованы сущностные характеристики метапредметного подхода, разработана его научно-теоретическая и методологическая основы, концептуальные и содержательные положения организации успешной спортивно-тренировочной деятельности в многолетнем тренировочном процессе стрелков-пистолетчиков;
- на основе положений метапредметного подхода сформулированы новые результаты спортивно-тренировочной деятельности;
- разработаны модельные характеристики потенциального спортсмена в стрельбе из пистолета, определены требования к физической и технической подготовленности для включения в сборные команды страны или подготовки к конкретному соревнованию;
- разработаны модельные характеристики начинающего спортсмена в стрельбе из пистолета, определены требования к начальному отбору и переводным контрольным нормативам специальной физической и технической подготовленности спортсмена по годам обучения в детской спортивной школе.
КООРДИНАТОР ПРОЕКТА:
Первый заместитель директора ФГБУ «ЦСП» С.В. Косилов
ВЫПУСК ГОТОВИЛИ: Шеф-редактор - Вадим Бальсевич Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев